Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость воспитания патриотизма у подростков в школе как элемента духовной культуры народа посредством создания сайта. В качестве примера  рассматривается модель сайта микрорайона ЖБИ г. Екатеринбурга. Для создания сайта используются информационный и объектно-ориентированный подход. На сайте планируется размещать информацию о микрорайоне, его истории и происходящих событиях структурно представленных на политическом, экономическом, социальном и духовном уровнях. Также планируется развлекательный (творческий) элемент для привлечения молодежи и инструмент для активизации волонтерской деятельности.
Ключевые слова: духовная культура, патриотизм, информация, информационный подход, объектно-ориентированный подход, сайт, модель. 

На современном этапе развития России формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности подростков. Проблема патриотического воспитания постоянно находится в центре внимания общества.

Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда разрушены старые идеалы и не созданы новые. Цель общества разработать модели, позволяющие включить творческий потенциал формирующейся личности в процесс общественного развития, но с учетом тех норм общежития, которые способствуют развитию каждой личности и были сформированы в процессе развития этого общества. Следовательно, включение личности в общество, его успешная социализация должна сопровождаться образовательно-воспитательным процессом [1].

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовностью выполнить конституционный долг, социальной толерантностью, в том числе религиозной и национальной, общественно значимым поведением, гражданской активностью.

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названа задача патриотического воспитания (воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье). В законе отмечается, что содержание образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование общей культуры, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества [2].

Патриотизм как одна из ведущих ценностей в воспитании подрастающего поколения обосновывается в «Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ». Одним из основных нормативных документов по патриотическому воспитанию на современном этапе развития российского общества является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Основной целью Программы определены совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации [3].

Вышесказанное актуализирует проблему воспитания патриотизма у современной молодежи. И эта функция может успешно реализовываться в школе.  Как было указано выше, подлинный патриотизм начинается с любви к малой родине – своему городу, району. На одном из уроков обществознания учащимся 10 класса Негосударственного образовательного учреждения Средняя образовательная школа «Индра» г. Екатеринбурга было дано задание – написать сочинение о своей малой родине. Как ни странно, большинство ребят писали не о городе Екатеринбурге, как предполагалось, а о микрорайоне ЖБИ, в котором живут. Однако анализ сочинений показал, что их содержание сводилось к простой констатации своей любви к микрорайону, без аргументации и проявления каких-либо знаний о ней. Это позволило сделать вывод о недостатке у учащихся информации о своей малой родине.

На современном этапе развития российского общества (который трактуется социологами и политологами как переходный к постиндустриальному или информационному) информация становится одним из важнейших стратегических управленческих ресурсов наряду с человеческим, финансовым и материальным. Информация является не просто фактором обладания новыми знаниями и критерием образованности, но и средством сопровождения товаров и услуг, заключения сделок, подтверждения событий и фактов. Так, исследователи полагают, что информация в современном обществе становится новым источником энергетики человеческого бытия, т.е. ресурсом, тесно связанным с самим обществом и его составляющими. Информация – это неиссякаемый источник познания и изменения окружающего мира [4].

Об объемности рассматриваемого явления говорит даже самое общее определение информации как набора «сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [5].

В контексте проблематики данной статьи есть необходимость выделить признаки значимой информации для специалиста социальной сферы. Значимая информация представляет собой «сведения, необходимые сообществу людей для принятия решения, связанного с реализацией прав и законных интересов, в отношении которых (сведений) в нормах законодательства установлена обязанность их обладателя предоставлять такие сведения самостоятельно или в связи с обращением заинтересованных лиц» [6].

В связи с вышесказанным современные ученые все чаще обращаются к информационному подходу, в том числе при обосновании моделей и механизмов реализации различных процессов. Этот подход основан на рассмотрении окружающих явлений с точки зрения информационных процессов, происходящих в них, а также на умении смотреть на мир через призму информационных представлений. Одновременно информационный подход включает в себя совокупность специфических идей и комплекс общенаучных математических средств исследования [7].

Таким образом, информационный подход можно использовать для отбора и анализа информации, используемой в образовательном и воспитательном процессе в школе, в том числе патриотическом воспитании подростков. Следует также отметить, что большую часть информации современные подростки получают посредством интернета, поэтому для повышения уровня знаний о малой родине (в нашем случае о микрорайоне ЖБИ г.  Екатеринбурга) было бы логично создать соответствующий сайт. Он мог бы стать эффективным средством обучения и воспитания.

Сайт может рассматриваться как некая система, а в области проектирования современных информационно-управляющих систем и программного обеспечения ЭВМ при анализе и синтезе сложных систем все большее применение находит так называемый объектно-ориентированный подход. Следовательно, данный подход можно использовать и при создании сайта микрорайона ЖБИ.

Объектно-ориентированный подход предполагает, что при разработке программы должны быть определены классы используемых в программе объектов и построены их описания, затем созданы экземпляры необходимых объектов и определено взаимодействие между ними, т.е. в объектно-ориентированном подходе основными характеристиками являются понятия объектов и классов. При этом объект рассматривается как понятие или вещь с определенными границами; а класс – как группировка объектов, которые имеют те же самые свойства, общее поведение и одинаковые отношения. Использование объектно-ориентированного подхода позволяет создавать систему, которая легко поддается изменению, но при этом фактически не меняется, что характеризует сайт микрорайона, поскольку он должен постоянно обновляться, не меняя своей структуры [8].

Если рассматривать сайт, как систему, то для более определенной и точной характеристики системы необходимо иметь ее модель, преобразуя имеющиеся сведения так, чтобы вычленить существенные ее стороны, такие как взаимосвязи, соподчиненность и т.д. Согласно философской словарной литературе модель – это аналог (схема, структура, знаковая система), объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала. Модель служит для хранения, расширения или воспроизведения информации  об оригинале; конструирования оригинала или управления им. Воспроизведение осуществляется как в предметной (макет, устройство, образец), так и в знаковой формах (график, схема, программа, теория)» [9].

Для построения модели сайта микрорайона ЖБИ г. Екатеринбурга использовались данные анализа анкетного опроса жителей микрорайона ЖБИ, а также социологической литературы. В социологии принято выделять в структуре общества такие компоненты, как политическую, экономическую, социальную и духовную (культурную) сферы. Исходя из этого, мы приняли за основу сайта перечисленные составляющие. Модель сайта представлена на рисунке 1.

Анализ данных интернета показал, что здесь имеются лишь разрозненные сведения о микрорайоне ЖБИ. В связи с этим, было решено на сайте систематизировать наиболее актуальную информацию о микрорайоне в соответствии с заявленной структурой. Чтобы сайт был не только информативным, но и эргономичным, на наш взгляд, было бы не целесообразно загружать его лишней информацией о многочисленных учреждениях микрорайона ЖБИ г. Екатеринбурга. Достаточно в краткое описание учреждения ввести ссылку на его сайт, тем самым, дав возможность посетителям быстро и без особых трудностей познакомиться с полной информацией об учреждении.

По результатам опроса было выявлено, что жители микрорайона ЖБИ г. Екатеринбурга плохо знают историю своей малой родины, при этом, их  интересует, где и как можно провести досуг, решить те или иные социальные проблемы (выбрать учебное заведение, найти поликлинику, разрешить проблемы ЖКХ). Мы решили данные вопросы представить в предложенных структурных компонентах: культурная характеристика микрорайона и социальная инфраструктура микрорайона.

Что касается административной характеристики микрорайона ЖБИ г. Екатеринбурга, то помимо административного устройства, и ссылки на сайт администрации Кировского района, здесь представлены названия улиц, описание их месторасположения, а также краткая характеристика людей и событий, в честь которых улицы названы. Избирательная комиссия представлена на сайте в связи с активной деятельностью, в том числе социальной и образовательной. Наконец, на данной странице помещен герб микрорайона ЖБИ, разработанный учащимися НОУ СОШ «Индра». Размещение герба на сайте даст возможность посетителям обсудить его и либо предложить свои варианты, либо утвердить имеющийся. Возможно, благодаря активности посетителей сайта, у микрорайона ЖБИ появится свой утвержденный герб. 

 1

Рис. 1. Модель сайта микрорайона ЖБИ 

Экономическая характеристика микрорайона представлена описанием основного промышленного предприятия, давшего имя микрорайону – завода ЖБИ (ныне завод «БЕТФОР»), супермаркета «Кировский» (первого в сети супермаркетов Екатеринбурга). Кроме того, посетители смогут быть всегда в курсе различных акций, благодаря экономическим новостям. 

Для привлечения внимания подростков и молодежи помимо культурных новостей планируется создание на сайте странички творчества подростков, живущих в микрорайоне, под названием «Жебайка». При этом, исходя из специфики сайта, планируется размещение здесь игр, видеороликов, песен, стихов, рисунков, комических случаев, освещающих прошлое, настоящее и будущее микрорайона ЖБИ. Разработчиками данной страницы могут стать подростки, которые смогут представлять администраторам на конкурсной основе свои творческие проекты. Однако создание данной страницы в связи с длительностью разработки творческих материалов, планируется в перспективе.

В последнее время в нашей стране актуализируется проблема благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности. Не смотря на то, что волонтерство у нас пока не приобрело такую популярность, как, на пример на Западе, с каждым годом становится все больше людей, занимающихся этим благородным делом. В микрорайоне ЖБИ тоже есть волонтеры, принимающие участие в отдельных акциях, являющихся членами добровольческих обществ и т.д. Однако об их деятельности практически ничего не известно (в СМИ она практически не отражается). Координирующего органа не создано. Все вышесказанное побудило нас внести в модель сайта ЖБИ еще одну страницу – «Волонтер», ориентированную также преимущественно на молодежную целевую аудиторию. Планируется:

– размещать здесь объявления о проблемах, требующих участия волонтеров;

– обобщить информацию об имеющихся в микрорайоне волонтерских ресурсах;

– отражать деятельность волонтеров. Тем самым пропагандируя данное движение.

Учитывая, что сайт должен дать посетителям возможность обсудить насущные проблемы, еще одним компонентом сайта будет гостевая книга. Для управления сайтом микрорайона ЖБИ предлагается создать рабочую группу в составе: авторов-разработчиков сайта, представителя Избирательной комиссии Кировского района г. Екатеринбурга, а также представителей отдела связей с общественностью супермаркета «Кировский» и КОСКа «Россия».

Сайт будет выполнять следующие функции: информационная; обобщающая; координационная; образовательная; коммуникативная. Таким образом, сайт должен будет повысить уровень патриотизма жителей микрорайона, за счет улучшения уровня знаний об истории микрорайона и его современной жизни, оповещения о происходящих мероприятиях, предоставления им информации о возможностях для волонтерства и новых возможностях для общения между жителями.

 Ссылки на источники

  1. Дорохова, Т.С. Мобильность как один из компонентов профессиональной ментальности социального педагога [Текст]  / Т.С. Дорохова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 119-122.
  2. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 01.09.2013 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа :  http://www.consultant.ru – свободный. – Яз. рус. (Дата обращения : 28.06.2014).
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа :  http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml – свободный. – Яз. рус. (Дата обращения : 28.06.2014).
  4. Бачило, И.Л. Гражданское общество в зеркале информационной среды [Текст]  / И.Л. Бачило // Информационное право и становление основ гражданского общества в России : материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. – М. : Институт государства и права РАН, 2008. – С. 5-25.
  5. Глоссарий.ru: философский словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа :  : http://www.glossary.ru // Портал Словари Online. URL – свободный. – Яз. рус. (Дата обращения : 25.06.2014).
  6. Грошиков, К.К. Уголовная ответственность за утаивание социально значимой информации [Текст]  / К.К. Грошиков : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2009. – 18 с.
  7. Анисимова, А.В. Сопровождение практики будущих специалистов социальной сферы в контексте информационного подхода [Текст]  / А.В. Анисимова // Педагогическое образование в России. – 2011. – №4. – С. 54-59.
  8. Камаев, В.А. Технологии программирования [Текст] : учеб. пособ. / В.А. Камаев, В.В. Костерин. – М. : Высшая школа, 2006. – 456 с.
  9. Философский энциклопедический словарь [Текст] ; гл. ред. Л.Ф. Ильичев [и др.]  – М. : Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

 Dorokhov Daniil
student of the Ural State University of Railway Transport
Yekaterinburg
Website of district as a means of patriotism of teenagers
Abstract. In this article the necessity of instilling patriotism among adolescents in the school as part of the spiritual culture of the people by creating a website justified. As an example, a model of site of JBI district of Yekaterinburg considered. To create a website we used information and object-oriented approach. The site is planned to post information about the district, its history and current events which are structurally represented in the political, economic, social and spiritual levels. Also entertainment (creative) element to attract young people and tools to enhance the volunteer activities are planned.
Keywords: spiritual culture, patriotism, information, informational approach, object-oriented approach, site, model.