Полный текст статьи
Печать

Аннотация: В статье представлены особенности коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Обосновывается необходимость интеграции науки, производства и промышленности. В работе проанализированы основные особенности технопарка как формы взаимодействия науки и промышленности. Обоснована результативность технопарка по коммерциализации результатов научной деятельности. Рассмотрен вариант интеграции с помощью виртуального технопарка, созданного на базе вуза с первоначальным этапом – созданием бизнес-инкубатора.
Ключевые слова: коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности; инновационный процесс; технопарк; бизнес-инкубатор. 

Определяющая тенденция в сфере экономического развития и инвестиционной политики в мире – это глобализация в форме перекрестных НИОКР и коммерциализации технологий. Основная цель таких инвестиций связана с возможностью использования иностранных достижений и открытий в области науки и технологий, привлечением зарубежных ученых и инженеров, кооперацией и сотрудничеством с зарубежными исследовательскими центрами и лабораториями, а также адаптацией результатов НИОКР к потребностям рынка стран, в которые они направляются.

Коммерциализация результатов научно-технической деятельности представляет собой процесс превращения этих результатов в товар, их эффективную реализацию в промышленных масштабах и на практике является важнейшим элементом инновационного процесса, связанным в величиной инвестиционного спроса [1]. Коммерциализация исследовательской деятельности в значительной мере определяется связями между ключевыми участниками инновационного процесса – научными организациями и вузами, малыми фирмами, крупными корпорациями. Для стимулирования развития этих связей необходимо использовать эффективные инструменты интеграции.

Исследования показывают, что на большинстве промышленных предприятий отсутствуют какие-либо систематизированные и упорядоченные маркетинговые процедуры по выбору и постановке на производстве новой продукции, поэтому большая часть осваиваемых продуктов не достигает предполагаемого объема сбыта [2]. Пока инновационная активность и развитие НИОКР на отечественных предприятиях резко отстают от среднемировых показателей. Удельный вес инновационно активных предприятий в России в последние годы находится на уровне 8-9%, при среднестатистическом уровне этого показателя около 50% [3]. Большинство инноваций финансируется из собственных средств предприятий.  Доминирующим субъектом инновационной деятельности является предприниматель, т. к. он определяет динамизм развития экономики и выступает как движущая сила изменений, вносит элемент случайности в экономику при стремлении других хозяйствующих субъектов к ее равновесию. Результат предпринимательской деятельности может быть выражен в использовании новых комбинаций в сфере технологии, производства, систем организации управления, т. е. в осуществлении нововведения. Результаты инновационной деятельности в области реализации продукции принимают формы новых технологий продвижения товара на рынке, предоставления отдельных коммерческих услуг при реализации товара (кредит, страхование, транспортировка). Малые предприятия, используя инновационные технологии, будут выпускать в массовом объеме и реализовывать на внутреннем рынке конкурентоспособные товары, замещающие импорт, при этом направляя часть получаемого чистого дохода на инвестирование исследований и разработок.

Инновационные системы можно рассматривать на трех уровнях: микроуровень – постоянное обновление продукции и ее параметров на базе улучшающих инноваций; мезоуровень – смена поколений техники, обновление активной части основных фондов, лежащее в основе среднесрочных экономических циклов; макроуровень – развертывающая на основе базисных инноваций смена лидирующих технологических укладов как совокупности технологически сопряженных производств. Инновация представляет собой результат функционирования комплексной системы, которая обладает определенной структурой. Базовыми элементами структуры инновационного процесса, каждый из которых выполняет определенную функцию, выступают сфера НИОКР, производство, маркетинг, потребление. В сфере НИОКР инновация создается, в сфере производства она тиражируется, в сфере маркетинга и потребления реализуются ее качества.

Инновационный процесс эффективен, если информация свободно движется в обоих направлениях, когда каждый компонент инновационной структуры соответствует своему назначению, а переход от одного этапа движения инноваций к другому осуществляется с минимальными издержками. Следовательно, структура инновационной системы зависит от организации взаимосвязи и коммуникационных потоков между элементами инновационного процесса на предприятии.

Основная причина повышенного внимания к инновациям на российских предприятиях связана с темпами НТП и кризисными условиями экономики – если отечественные компании не будут идти в ногу со временем, их продукция в ближайшее время полностью утратит способность к конкуренции. Было время, когда потребителя интересовала исключительно стоимость товара. Но сегодня даже низкая цена на товар не гарантирует успеха – необходимо высокое качество.

При достаточно высоком уровне образования сегодня Россия не имеет нужного количества инновационных идей. У большинства предприятий нет сотрудников, способных выдвигать новые идеи и разработки. Большая часть компаний в России приходит к неутешительным выводам, что их продукция не имеет должных потребительских качеств, а на обновление техники и покупку новых технологий нет средств. В данных условиях необходимо учитывать, что за пределами российского государства есть компании, производящие качественные товары. С ними можно заключать договора, сотрудничать, приобретать идеи и технологии. Нужно менять направление руководства предприятиями, система управления в большинстве случаев устарела и не может считаться эффективной. Также необходимо изначально ориентироваться на выпуск конкурентоспособной продукции, нужно отказаться от быстрой прибыли «здесь и сейчас», исследовать рынок в перспективе, создавая товары, которые будут нужны через некоторое время.

В качестве основных источников финансирования инновационной деятельности могут выступать следующие: бюджетное финансирование, собственные средства предприятий (прибыль, амортизационные отчисления, оборотные средства, средства, привлекаемые за счет эмиссии акций предприятия); заемные средства. Каждый из этих источников имеет свой инновационный потенциал и цену, свои преимущества и недостатки.

Наиболее перспективные формы стимулирования инвестиционного развития регионов основаны на создании новых инновационных структур, таких как технопарки, технополисы, свободные экономические зоны. Взаимодействие основных участников рынка научно-технической продукции для успешной коммерциализации инноваций: промышленных предприятий, вузов и научно-исследовательских организаций – можно усилить с помощью создания виртуального технопарка. Маркетинговая модель технопарка в регионе представляет собой объединение сети малых инновационных предприятий, созданных при вузах, регионального волжского бизнес-инкубатора. Задача технопарков заключается в оказании разносторонней поддержки малым инновационным предприятиям, действующим в научно-технической сфере и области высоких технологий, особенно на начальном этапе их становления.

Реальной базой для организации технопарка в России могут быть промышленные предприятия, обладающие избытком инфраструктуры и одновременно располагающие собственной научной базой, а также мощным кадровым потенциалом. В первую очередь к ним относятся машиностроительные предприятия.

Необходимость организации технопарка на базе вузов Волгоградской области обусловлена различными факторами. Одним из главных аспектов выступает научно-исследовательская работа молодых ученых, которая имеет важное значение для развития инвестиционного потенциала нашего региона. Технопарк, сформированный на базе вуза, будет не только способствовать усилению интеграции вузов и предприятий региона, но и сделать Волгоградскую область экономически намного привлекательней [4].

В Волгоградской области в качестве базового вуза для функционирования технопарка автор рассматривает Волжский политехнический институт с точки зрения развития инноваций химической отрасли. На базе лабораторного корпуса ВПИ создан учебно-инновационный центр, где размещены автоцентр, производственные участки для выпуска полимерных материалов, изделий и продукции малой химии, лаборатории и специализированные аудитории. Разработки института внедряются в промышленность – модификаторы для полимеров, сорбционные материалы, нефтепоглотители, рецептуры резин, программные средства, устройства для энергосбережения, микроконтроллеры, методики оптимизации процессов, новые виды абразивного инструмента.

Главная цель создания такой структуры заключается в увеличении научного потенциала Волгоградской области, обеспечения комплексного развития наукоемких отраслей и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, в частности химической, металлургической отрасли, машиностроения. Реализация данного проекта будет способствовать формированию системы подготовки высших научных и управленческих кадров для промышленных отраслей, созданию и внедрению новых методов управления в производстве.

Базовой площадкой для создания виртуального технопарка может быть ВПИ, т. к. в настоящий момент активизирована деятельность по созданию малых инновационных предприятий. Виртуальный Технопарк – это специализированная площадка, на которой представлены научно-исследовательские, промышленные предприятия, организации и учебные заведения, представляющие наукоемкие, высокотехнологичные и инновационные продукты. Основой экспозиции могут быть типовые виртуальные площадки-стенды предприятий участников, предусматривающие использование средств аудиовизуального отображения различной рекламной и маркетинговой информации, а также технической документации. Виртуальная площадка, по сути, является мероприятием по выявлению и представлению технологий, освоение которых в производстве обеспечит предприятиям и предпринимателям региона конкурентные преимущества на товарных рынках и позволит эффективно продвигать научно-техническую продукцию.

Виртуальный технопарк на базе Волжского политехнического института рассматривается как информационное пространство с маркетинговой ориентацией, способствующее взаимодействию малых инновационных предприятий региона на расстоянии, он будет объединять различные вузы, ученых, т. е. один и тот же исследователь сможет участвовать в нескольких проектах, разработках и может быть не только на уровне региона.  Сеть малых инновационных предприятий, созданных при вузах региона, может взаимодействовать в региональном технопарке информационного пространства для усиления экономической, инновационной и инвестиционной привлекательности региона в целом и высших учебных заведений с малыми инновационными предприятиями в частности. В настоящее время в РФ существует только два виртуальных технопарка, из которых лишь один практически соответствует заявленным функциям.

Главная цель создания технопарка заключается коммерциализации результатов исследования, позиционировании и продвижении научно-технической продукции на специализированных рынках, с помощью реализации задач по сохранению научного потенциала региона, комплексному развитию наукоемких отраслей, организации технологического трансфера и повышении конкурентоспособности промышленных предприятий и вузов [4].

Технопарк, размещенный в информационном пространстве, будет способствовать объединению различных инновационных инфраструктур, территориально обособленных, позволит одним и тем же исследователям участвовать в нескольких проектах различных организаций, повысит эффективность инновационной деятельности в рамках региона  и позволит рассматривать выход на мировой рынок технологий. Виртуальный технопарк, созданный на базе вуза в регионе, будет способствовать усилению взаимодействия основных рыночных субъектов в направлении коммерциализации инноваций, позиционированию и продвижению научно-технической продукции в Волгоградской области и за ее пределами, и увеличить тем самым инвестиционный потенциал области.

Еще один способ связан с созданием инновационной инфраструктуры – бизнес-инкубатор, как начальный этап создания технопарка. Для успешной реализации проекта по созданию бизнес-инкубатора автор предлагает «центр кристаллизации» новаторских идей – базовый вуз для функционирования бизнес-инкубатора в г. Волжском – Волжский политехнический институт (ВПИ).

Волжский политехнический институт функционирует как структурное подразделение и составная часть учебно-производственного комплекса ВолгГТУ на правах его филиала. В институте создан и успешно функционирует научно-исследовательский сектор, проводятся научные исследования на основе сотрудничества с предприятиями городов РФ (ОАО «Волтайр-Пром», ЗАО «Волжскрезинотехника», ОАО «СанИнтербрю», ОАО «Спектр ТТТ», ОАО «Поршень»). Интеграция научных работ кафедр ВПИ осуществляется с предприятиями химического, энергетического и машиностроительного комплексов: ОАО «Волжский Оргсинтез»; ОАО «Поволжье»; ОАО «Волжский азотно-кислородный завод»; ОАО «Лукойл-ВНП»; Волжская ТЭЦ-1, ОАО «ВГТЗ», ОАО «Волжская ГЭС», ЗАО «ВАП Волжанин», Оренбургский и Тульский заводы резинотехнических изделий. В течение ряда лет коллектив ученых ВПИ выполнял работы по межвузовской региональной программе «Научные, технические, экономические и экологические проблемы г. Волжского».

Основные направления научной деятельности ВПИ: промышленная экология, природозащитные мероприятия, разработка материалов для сбора нефти; тепломассоперенос, вентиляция, кондиционирование; технологии модификаторов, ингредиентов резиновых смесей, создание коагулянтов для очистки промстоков и природных вод, полимерных материалов с пониженной горючестью, конструирование и технология изготовления крупногабаритных эластичных оболочек, криволинейных труб из стеклоуглепластика; математическое моделирование, разработка методик расчета оборудования химико-технологических процессов; информационные технологии, АСУТП; разработка приборов и датчиков, струйных преобразователей; обеспечение экологической безопасности при разработке нефтяных и газовых месторождений; конструкторско-технологическое обеспечение гарантированного запаса работоспособности многоопорных узлов поддержки валов в корпусах дизелей; исследование общих закономерностей формирования структуры и свойств диффузионных слоевснижение вредных выбросов энергетических котлов; разработка экологически чистых кондиционеров испарительного типа; концепция экологически чистого кондиционера кабины транспортного средства.

Планируемые цели Экологического бизнес-инкубатора на базе ВПИ могут представлять следующее:

- разработка концепции устойчивого развития региона с учетом имеющихся ресурсов посредством внедрения наукоемких технологий в области биотехнологии и прикладной экологии в практическую деятельность предприятий;

разработка и реализация инновационных программ и проектов по приоритетным для региона проблемам на основе перспективных научно-технических разработок в области химической промышленности, биотехнологии и экологии;

создание и становление в условиях бизнес-инкубатора малых инновационных предприятий, их финансовая поддержка, предоставление им опытно-экспериментальной базы, производственных площадей и офисных помещений, обеспечение доступа к современным средствам связи;

экономическое развитие региона, создание малых наукоемких предприятий, новых рабочих мест и дальнейшее развитие городской инфраструктуры;

сохранение научно-технического потенциала для институтов (приоритет ВПИ) путем дополнительного финансирования перспективных научных разработок;

организация производства и выпуск наукоемкой продукции, содействие превращению научно-технических разработок в коммерческий продукт;

оказание консалтинговых услуг по вопросам эффективного функционирования систем экологического менеджмента на предприятиях города.

Планируется расположение бизнес-инкубатора на территории уже построенного инновационного центра ВПИ.

Модель бизнес-инкубатора ВПИ выглядит следующим образом:

- центр управления, в задачи которого входит координация и контроль деятельности структурных подразделений, юридическое, бухгалтерское, финансовое регулирование деятельности; основная цель – обеспечение выпуска успешных малых инновационных предприятий;

- центр материально-технического обеспечения призван обеспечить вновь организуемые малые предприятия необходимой техникой, оборудованием офисного, производственного и лабораторного назначения;

- консультационный центр предназначен для оказания квалифицированных консультационных услуг малым предприятиям в различных областях и сферах деятельности, в первую очередь по экологическим вопросам;

- центр информационных технологий должен обеспечить необходимое профессиональное программное обеспечение, свободный доступ к Интернету и другим информационным ресурсам и базам данных; одна из задач данного центра – построение собственной локальной сети внутри бизнес-инкубатора для облегчения доступа внутренних и внешних клиентов к необходимой для их бизнеса коммерческой, законодательно-нормативной и другой информации;

- центр учебных программ и технологий будет заниматься вопросами подготовки и квалификации кадров, разработки методических пособий, инструкций по экологическому консультированию, проведения семинаров, выставок, конференций;

- центр инновационных технологий ставит своей задачей отбор, анализ, экспертизу, разработку, испытание инновационных технологий экологической направленности, осуществление проектного планирования, обеспечение и подготовка инноваций к их коммерциализации;

- центр маркетинговых исследований и внешних связей призван обеспечить для клиентов бизнес-инкубатора: проведение маркетинговых исследований и разработку стратегий; продвижение продукта на внутреннем и на внешнем рынках; обеспечение взаимосвязи и сотрудничества с другими предприятиями г. Волжского и г. Волгограда;

- инвестиционно-кредитный центр, в его задачи входит обеспечение  финансовыми ресурсами. Данный центр может стать единственным доступным для вновь созданных МИП, источником капиталовложений на современном этапе.

Клиентов экологического бизнес-инкубатора можно разделить на внутренних и внешних. К внутренним клиентам относятся впервые организуемые малые предприятия, размещаемые на территории инновационного центра ВПИ. К внешним – все остальные предприятия г. Волжского, которым оказываются консалтинговые услуги по вопросам экологического менеджмента. Максимальный срок пребывания внутренних клиентов в стенах бизнес-инкубатора – 3 года. Как показывает практика, данного срока вполне достаточно, для того чтобы сформировать устойчиво работающее, прибыльное малое предприятие.

Работа всех звеньев модели бизнес-инкубатора направлена на ограждение малых инновационных предприятий от негативных внешних факторов воздействия на них, обеспечение их эффективного функционирования.

Благодаря продуманной политике и широкому комплекс услуг бизнес-инкубатор может оградить свои предприятия от необходимости решать многие проблемы, связанные с требованиями экологии, состоянием помещений, соблюдением требований служб пожарной охраны, СЭС, охраны труда. В рамках города бизнес-инкубатор ВПИ, в соответствии с поставленными целями, будет способствовать улучшению экологического состояния предприятий ведущих отраслей. 

Ссылки на источники:
1. Гончарова, Е.В. Коммерциализация научно-технических разработок: региональный аспект / Актуальные проблемы современной науки. 2010. № 2. - С. 22-23.
2. Гончарова, Е.В. Формы и методы рыночного позиционирования и продвижения научно-технической продукции / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 33. - С. 66-66.
3. Материалы Агенства инвестиций и развития Волгоградской области [Электронный ресурс] / http://www.airvo.ru.
4. Гончарова Е. В. О создании регионального технопарка в Волгоградской области / Вопросы экономических наук. – Москва: «Компания Спутник +», 2009. - №2(35). - С.25-27 

E. V. Goncharova,
cand. econ. sci., the senior lecturer of chair «The Economy and management» the Volzhsky polytechnical institute (branch) of the Volgograd state technical university 
Ways of increase of innovative appeal of the region
Аbstract: Features of commercialization of results of scientific and technical activity are presented in article. Need of integration of science, production and the industry locates. In work the main features of science and technology park as forms of interaction of science and the industry are analysed. Productivity of science and technology park on commercialization of results of scientific activity is proved. The integration option by means of the virtual science and technology park created on the basis of higher education institution is considered.
Keywords: commercialization of results of intellectual activity; innovative process; science and technology park; business incubator