Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлены методики применения тренажерных устройств на практических занятиях по физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России. Использование тренажерных устройств дает большие преимущества. Так появляется возможность включать в учебный процесс большое количество специальных упражнений, способствующих более быстрому развитию навыка применения боевых приемов борьбы, т.е. повышают качество занятий за счет интенсификации упражнений. Необходимость внедрения в процесс подготовки сотрудников полиции тренажерных устройств обусловлен низким количеством практических занятий по физической подготовке (100 часов в год, два занятия в неделю), это времени не достаточно для формирования устойчивого навыка противодействия преступникам в экстремальных условиях. В практике практических занятий по физической подготовки до конца не разработана общепринятая классификация используемых технических средств, способствующих совершенствованию атакующих и защитных действий сотрудников полиции во время выполнения профессионально-служебных обязанностей. Полученные данные, возможно, использовать в качестве направления научных исследований в области повышения уровня физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: тренажерные устройства, интенсификация процесса подготовки, курсанты и слушатели. 

Тренажерные устройства нашли свое применение еще в глубокой древности. Древние воины старались ускорить процесс обучения, используя при этом разнообразные технические средства. Гладиаторы Древнего Рима совершенствовали с помощью специального приспособления в виде непрерывно вращающихся мечей, технику защиты от ударов противника и одновременно нападения на него. Рыцари средних веков осваивали технику владения копьем при помощи специальной мишени, которая при точном ударе падала, а при неточном – наносила рыцарю чувствительный удар по спине.

В настоящее время тренажерные средства применяются не только в обучении и тренировке спортсменов, но и в учебном процессе физического воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.

Компетентностный подход, реализующийся во время проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, возможен только при активном применении технических средств обучения и появления новых методов их применения. К такому выводу, с ростом педагогического мастерства, приходит большинство опытных преподавателей. К сожалению, не достаточно накоплено практического опыта в области подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России с использованием тренажерных устройств при проведении занятий по физической подготовке.

Тренажер (от англ. train – воспитывать, обучать, тренировать) – учебно-тренировочное устройство для обучения и совершенствования спортивной техники, развития двигательных качеств, совершенствования анализаторных функций организма.

Тренажерные устройства бывают индивидуального и коллективного применения, по воздействию на организм делятся на локальные и общие.

Диапазон применения таких устройств значительно шире, что позволяет расширить старые двигательные действия и изучать новые. Тренажерные устройства, современный инвентарь, а также методики его использования, обладают большим объемом преимуществ перед стандартными методиками обучения. В частности, появляется возможность включать в учебный процесс подготовки курсантов МВД России большего количества упражнений, способствующих более быстрому освоению необходимы приемов. Во-вторых, способствует появлению принципиально новых двигательных действий, что не может отрицательно сказаться на правильности выполнения боевых приёмов борьбы, ударов и защиты от них. В-третьих, расширяется возможность разучивания стандартных упражнений в принципиально новых условиях, максимально приближенных к профессионально-служебной деятельности сотрудников полиции России. В-четвертых, повышается моторная плотность практических занятий по физической подготовке. В-пятых, создаются предпосылки для создания условий, в которых курсанты и слушатели образовательных организаций системы МВД России могут в полной мере проявить физиологические качества (силу, скорость, гибкость и координацию), которые невозможно проявить при отработке этих же заданий с партнером. Кроме того, повышается эмоциональный фон и мотивация к процессу обучения.

Тренажерные устройства имеют следующую классификацию: по форме обучения и контроля (средства индивидуального, группового и поточного использования), принципу действия (светотехнические, звукотехнические, электромеханические, цифровые моделирующие, электронные моделирующие, кибернетические), по назначению, структуре, логике работы (с линейной или разветвленной программой, с альтернативным выбором двигательного действия и со свободным конструированием программы ответа).

Существующие методики проведения практических занятий по физической подготовке с одной стороны, решают большинство задач развития основных физических и технических качеств, но, с другой стороны, сужают спектр используемых двигательных действий. Стандартные условия обучения специальным двигательным действиям приводит к привыканию, чувству узкой направленности занятия, повышает утомляемость, служит появлению нежелания продолжать дальнейшее выполнение действий, создаёт преграду для трансформации знаний и умений в прочный и, что самое главное, стабильный навык к выполнению поставленной задачи.

К тренажерным устройствам относятся технические средства, применяемые в практике физической подготовки, которые возможно адаптировать к учебному процессу в образовательных организациях МВД России. Техническими средствами называются системы, устройства, электроника, различные компьютерные программы, аппаратура целенаправленно воздействующие на тренируемые физические качества и технические действия, обучения и дальнейшего развития двигательных навыков, а также для получения оперативной информации на протяжении всего учебного практического занятия по физической подготовке. Своевременность получения подобной информации является необходимым условием повышения эффективности становления двигательного навыка.

В современной практике преподавания физической подготовки в     образовательных организациях системы МВД России отсутствует общепринятая классификация используемых технических средств, способствующих лучшему и технически правильному изучению и совершенствованию атакующих и защитных действий применяемых сотрудниками полиции при выполнении оперативно-служебных задач. На наш взгляд, следует использовать следующую классификацию, которая облегчит процесс подбора последовательности упражнений по степени их сложности:
‒ снаряды, способные определять силу нанесения удара (в т.ч.: устройства снимающие показатели о точности удара);
‒ технические средства, развивающие гибкость;
‒ комплексы снарядов и механизмов, воссоздающие боевую обстановку в различном сочетании тренажеров;
‒ пособия в виде методических рекомендаций, презентации, схематически изображенные блоки передвижений, тематические рисунки, мультимедиа-средства;
‒ снаряды, используемые в соревнованиях, способные измерить силу удара, высоту и длину;
‒ видоизменённое стандартное оборудование бокса и восточных единоборств, которые могут иметь отличительную структуру по внешним (иметь форму шара, конуса, горизонтального расположения) и внутренним (быть наполненными водой или гелием) характеристикам;
‒ защитное снаряжение для ведения поединка в полный контакт, которое способно в десятки раз снизить травмоопасность партнера во время схватки;
‒ технические средства, направленные на выработку точности ударов;
‒ тренажеры, воспроизводящие противника, а также его внешние параметры (рост, вес, расположение конечностей), возможно с включением в них датчиков, позволяющих вести количественный учет технических действий.

Тренажерные устройства должно соответствовать следующим требованиям:
‒ широкая доступность для использования курсантами и слушателями с различными уровнями физических кондиций;
‒ эффективное воздействие на положительное развитие и закрепление полученных ранее знаний;
‒ развитие, как локальных мышечных групп, так и оказывающих всестороннее развитие курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России;
‒ надёжность и удобность в эксплуатации;
‒ объективность отражения информации о правильности выполнения упражнений, силе воздействий.

Задержание, конвоирование, нанесение ударов и выполнение защит проходит в условиях столкновения между полицейским и преступником (подозреваемым), который готов пойти на крайние меры в момент исполнения законных требований представителя правоохранительных органов. В этой ситуации задерживаемый будет проявлять физическую силу в полной мере. Кроме того, как показывает практика последних лет, правонарушитель может быть профессионально обучен борьбе, боксу или иным контактным видам спорта. Поэтому оптимальным способом отработки перечисленных элементов выступает работа на аналоговых тренажёрах, при помощи которых возможно проявление физических качеств в той мере, в которой этого требует чрезвычайная ситуация. Следует отметить, что при этом не должен пострадать партнер по тренировке. Все это возможно выполнить лишь при использовании на практических занятиях тренажерных устройств. Для полноценного освоения учебного материала по физической подготовке необходимо периодическое выполнение элементов в полную силу. В противном случае, вырабатывается неправильные приемы и навыки их применения. По нашему мнению, распределение объема занятий с партнёром и на тренажерных устройств должны распределяться в соотношении три к двум.

Оборудование и тренажеры в большинстве своём стационарны, поэтому выполнять действия, полностью эмитирующие человека, не в состоянии. Чтобы минимизировать этот недостаток, необходимо разделить подготовку на три этапа. В начале обучения необходимо научить курсантов и слушателей попадать по назначенным точкам на больших тренажерах, использовать облегчённый инвентарь при отработке бросков. Второй этап заключается в отработке навыка попадания по маленьким предметам, а в борцовских элементах – увеличение веса снаряда, использование резиновых жгутов с меньшей эластичностью. На третьем этапе можно приступать к отработке на раскачивающихся или передвигающихся манекенах, разнообразных боксёрских грушах, тренажерных устройствах, позволяющих выполнять болевые приёмы на суставы. Впоследствии, следует усложнить третий этап, путем увеличения количества снарядов, применения инвентаря различной направленности, сочетания в одном приёме бросковой и ударной техники одновременно. Начиная со второго этапа, необходимо использование электронных приборов, фиксирующих силу удара, его точность, амплитуду движения, скорость вхождения в зону атаки правонарушителя. В подтверждение правильности подобного построения учебного процесса выдающийся специалист в области самообороны А. Харлампиев в своих работах отмечал о необходимости нанесения точных ударов по наиболее уязвимым сегментам вместо бездумного нанесения ударов по большой поверхности снарядов. Обозначить зоны поражения легко, достаточно взять мел и нанести на снаряде необходимые точки. Однако подобные пометки нужно делать на высоте, соответствующей физиологическим особенностям среднестатистического человека. Эти метки не должны превышать величину части тела, которую необходимо поразить.

Кроме того, А. Харлампиев описывал методы усложнения процесса отработки элементов, которые заключаются в использовании качающихся элементов, заставляющих оборудование двигаться. Например, в первом варианте, когда есть необходимость двигаться вслед за инвентарём, у воспитуемого развивается быстрота перемещений, согласованность действий всех звеньев тела, а также глазомер и реакция. При встречных ударных и бросковых действиях развивается устойчивость на ногах в момент выполнения учебных заданий, которая является важной составляющей успешной реализации двигательных навыков. За счёт внедрения в практику методов применения нестандартного оборудования происходит интенсификация обучения, посредством возрастания тренировочного воздействия упражнений, возможности использования проблемно-поисковых методов, применения сопряжённого метода, позволяющего одновременно совершенствовать двигательные навыки и развивать профессионально важные физические способности и качества.  

На основании выше изложенного предлагаем следующие методические рекомендации, апробированные во время использовании тренажерных устройств на практических занятиях по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России:
‒ снаряды должны отвечать требованиям безопасности и гигиены;
‒ планомерная и поэтапная замена выполнения упражнения с партнером на аналогичные упражнения с тренажером в полную силу;
‒ тренажерные устройства должны быть легко применимым и простым в использовании;
‒ подбор упражнений со снарядами и их вариации с учетом физического развития обучающихся.

С полной уверенностью можно утверждать, что использование тренажерных устройств на учебно-практических занятиях по физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России создаёт необходимые условия для индивидуальной подготовки и реализации дифференцированного подхода в процессе обучения, воссоздает все необходимые условия для многогранного развития личности. Использование подобного оборудования являются одним из способов повышения мотивации к процессу обучения, способствуют отработки техники боевых приёмов борьбы в полной силе и амплитуде. Тренажерные устройства удобны в применении, снимают психологическое перенапряжение, формируют потребность к самостоятельной работе вне учебного времени. Лучшим методом стимулирования познавательной деятельности является интерес и заинтересованность, которые появляются при таком обучении. Основным видом мотивации на занятиях становиться желание проявить физические и моральные качества, превзойти своего товарища при выполнении задания, взамен корыстного посещения ради оценки в журнале посещаемости и сдачи зачёта. Коренным образом меняется смысл занятий для курсантов и слушателей, поскольку на смену стереотипам приходит устойчивое желание самореализации.

Ссылки на источники:

  1. Агашин М.Ф. Биомеханические тренажеры - универсальные технические средства для оздоровления, тренировки и реабилитации / Агашин М.Ф., Кахидзе А.С., Ткачук А.П. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998.
  2. Овчинников В. А. Система формирования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 2012. – 48 с. 
  3. Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров. – Л.: Изд. ГДЩТФК им. П.Ф. Лсегафта, 1987.
  4. Косяченко В.И., Новохатский Д.А., Гаврилов В.Г., Овчинников В.А. Организация и методическое обеспечение тактико-специальной, огневой и физической подготовки сотрудников ОВД : учеб.-метод. пособие / В.И. Косяченко, Д.А.Новохатский, В.Г.Гаврилов, В.А.Овчинников. – Волгоград : ВА МВД России, 2009. – 238 с.   
  5. Харлампиев А.А «Система самбо. Боевое искусство» М.: 1995 год.
  6. СПС Официальный сайт МВД России– http://www.mvd.ru (дата обращения 13.02.2014 г.).
  7. Юшкевич Т.П. и др. Тренажеры в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
  8. Сулейманов Н.Л., Пономарев А.А. СТАРТОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ: ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. Т. 71. № 1. С. 116-119.

Kamnev Roman Viktoroovich Lecture, Chair of Physical Training, Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia
Pleshivtsev Aleksey Ur’evich Lecture, Chair of Physical Training, Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia
Training devices in the practice of police training in Russia.
Abstract. The paper presents the application of simulation techniques mouth-tron devices in practical classes in physical training in the educational institutions of the Russian Interior Ministry. The use of training devices gives great advantages. So there is an opportunity to include in the training of the processes a large number of special exercises that contribute more to the development of stroma-application skills to combat fighting techniques, ie increase ka-operation classes due to the intensification of exercises. The need to implement a process of training for police training devices driven by bottom-Kim of practical lessons on physical training (100 hours per year, two classes per week), this is not enough time to form a sus- tainable skill-counter criminals in extreme conditions. In prac-tick practical lessons on physical training is not fully developed a common classification of the technical means, promotes-ing improvement of offensive and defensive actions of the police during the execution of professional duties. The data obtained may be used as research directions for improving fitness level of cadets and students Obra-tional organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: training devices, the intensification of the process of training, cadets and students.