Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлена разработанность проблемы формирования социального интереса в психологии. Дано определение термина «социальный интерес», а также его структура. Показан опыт экспериментальной работы автора по формированию социального интереса у студентов-психологов.
Ключевые слова: социальный интерес, отношение, психолог. 

Проблема отношений между людьми всегда являлась одной из наиболее актуальных в психологии. Многими исследователями отмечается, что прогрессивное развитие общества невозможно без конструктивных отношений между людьми. При этом в качестве условий успешности межличностного взаимодействия называются: взаимопонимание, доброжелательность, отзывчивость. Однако на практике нередко встречаются деструктивные формы поведения и негативное отношение к другим (эгоизм, отчуждение, агрессия), приводящие к разрушительным последствиям, как для самой личности, так и для общества в целом. В этой связи важным является поддержание таких взаимоотношений, которые базировались бы на тесном сотрудничестве и взаимопомощи во всех сферах жизнедеятельности, эмоциональном отклике и сопереживании, отсутствии негативных установок. Совокупность этих качеств находит, на наш взгляд, свое выражение в таком понятии как «социальный интерес», предполагающем внимание человека к другим людям, их проблемам, переживаниям.

В психологическую науку понятие социальный интерес было введено австрийским психологом А. Адлером, который отмечал следующее: «Когда мы говорим, что это чувство, мы, конечно, имеем на это право. Но это больше, чем чувство, это форма жизни… Я не могу дать ему совершенно однозначное определение, но у одного английского автора я нашел высказывание, которое точно выражает то, чем мы могли бы дополнить наше объяснение: «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Мне кажется, что пока это допустимое определение того, что мы называем чувством общности» [11, с.268].

Долгое время социальный интерес являлся предметом исследований только в зарубежной психологии. Основные положения по данной проблеме раскрыты в работах А. Адлера и его последователей (С. Joubert, H.В. Kaplan, D. Elliott). В отечественной психологии социальный интерес активно исследуется только в последние годы. При этом труды наших соотечественников посвящены преимущественно формированию социального интереса (В.С. Юрасов, Р.И. Турханова, Н.В. Никифоров, Л.Н. Карпий, И.Д. Пелих и др.) у студентов и школьников. Рассмотрим подробнее данные исследования.

В.С. Юрасов в качестве индикатора и способа формирования социального интереса рассматривает благотворительность [10, с.110]. Р.И. Турханова, Н.В. Никифоров считают возможным формирование социального интереса путем включения человека в условия общественного объединения [8, с.89]. При этом ими отмечается, что у человека с устойчивым социальным интересом наблюдается конструктивный потенциал к другим, готовность участвовать в групповой деятельности, умение показывать свое понимание чужих мыслей и чувств, способность мотивировать, стремление работать вместе с другими для достижения общей цели и общей пользы.

Работы Л.Н. Карпий и И.Д. Пелих посвящены проблеме формирования социального интереса дошкольников в сотворческой художественной деятельности [4; 7]. Для диагностики эффективности предлагаемой ими программы выделены параметры, которые отражают специфику социального интереса, среди которых: сензитивность, легкость социальных контактов, эмоциональная модальность (отношение к социальным объектам окружающего мира, взаимодействию, общению), активность в процессе взаимодействия, диапазон социальных контактов, самостоятельность, устойчивость, эмпатия.

В работах Н.В. Гольцова социальный интерес рассматривается как компонент социального развития человека [3]. Автор раскрывает условия формирования социального интереса подростка в компании сверстников. Таковыми условиями, в частности, являются: безопасность окружающей микросреды и включение в социально одобряемую деятельность. В качестве угроз формирования социального интереса автором обозначены: нарушения доверия, неспособность к аффилиации, толерантности, терпимости, отсутствие проявления заботы, неспособность делать осознанный выбор, культивирование эгоцентризма, отсутствие социально одобряемой деятельности. Выделены формы социального интереса: готовность к сотрудничеству и помощи (способность социального проектирования), склонность давать другим больше, чем требовать, способность к эмпатии.

Особое значение социальный интерес приобретает в ситуации взаимодействия «психолог-клиент». Данную ситуацию А. Адлер характеризует в работе «Проблемы невроза»: «Задача врача или терапевта на самом деле состоит в том, чтобы способствовать получению пациентом опыта контакта с другим человеком и дать ему, таким образом, возможность перенести пробужденное чувство общности на других» [цит. по 1, с.185]. Работа психолога – это работа по передаче опыта проявлений социального интереса в процессе работы с клиентом, так как социальное чувство – это фактор благополучия человека в обществе, его самоактуализации и преодоления негативизма.

Отечественные психологи также подчеркивают важность социального интереса в структуре личности психолога. Так, по мнению М.Б. Молоканова, социальный интерес, наряду с такими качествами как вектор доброжелательности, стремление к сотрудничеству, эмпатия, ориентация на людей и др., составляет такой базисный фактор для оценки эффективности общения психолога и его профессиональной успешности как интерес к другому [6, с.51]. При высоком уровне социального интереса к людям общение психолога с клиентом строится на основе внутреннего состояния клиента, его субъективного восприятия себя и своего состояния. При невыраженном интересе общение строится на внешней картине состояния, без учета переживаний клиента. Указания на значимость интереса к другому человеку в процессе психологического обучения психолога и успешности будущей профессиональной деятельности пишут Р. Кочунас  [5] и И.А. Шмелева [9]. Т.Д. Дубовицкая, Р.Р. Газизова выделяют социальный интерес как критерий эмоционально-регулятивного компонента культуры отношения к клиенту у студентов-психологов [2].

В этой связи, целью нашего исследования стало целенаправленное формирование социального интереса студентов-психологов в ходе их профессиональной подготовки.

Опираясь на указанные выше положения исследователей по проблеме социального интереса, мы определяем социальный интерес как интегративное качество личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства других людей и создании условий для их развития и самореализации.

Для целенаправленного формирования социального интереса у студентов – будущих психологов нами была разработана его структура, включающая следующие компоненты: 1) когнитивный – включает позитивную социально-перцептивную установку личности по отношению к другим людям; 2) эмоционально-регулятивный – способность к эмпатии и саморегуляции своего эмоционального состояния; 3) коммуникативно-поведенческий – коммуникативная компетентность, ассертивность; 4) мотивационно-ценностный – осознание и принятие ценности позитивных взаимоотношений, стремление помогать другим людям, направленность на развитие личности клиента.

Нами разработана программа формирования социального интереса. Программа реализована в виде спецкурса «Психология социального интереса».  Курс рассчитан на 72 часа (14 часов лекционных и практических занятий, а также лабораторных работ и 30 часов самостоятельной работы). Изучение теоретического блока направлено на ознакомление студентов с понятием «социальный интерес», критериями социального интереса, ценностного отношения к другим людям, саморегуляции эмоционального состояния, социально значимого поведения, а также индивидуальное и групповое консультирование студентов.

Практический блок, а также выполнение домашних заданий предполагает формирование позитивного отношения к другим людям: ценностного, доброжелательного, безоценочного, эмпатичного, доверительного, осознание роли просоциальной мотивации и социально-значимого поведения. Для выработки умений и навыков практического применения, полученных на лекционных и практических занятиях теоретических знаний, использовались тренинговые упражнения, анализ кейсов, деловые и ролевые игры, дискуссии и специальные упражнения.

В исследовании приняли участие студенты факультета психологии ФГБОУ ВПО «Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы» и ФГБОУ ВПО «Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой» (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан). В качестве испытуемых выступили 120 студентов, из которых 54 человек явились участниками экспериментальной группы и приняли участие в формирующем эксперименте, а 66 – участниками контрольной группы, которые принимали участие только в констатирующем и контрольном экспериментах.

Сравнительный анализ динамики средних арифметических показателей социального интереса показал, что уровень социального интереса у студентов экспериментальной группы значимо вырос с 7,2 баллов (констатирующий этап) до 9,1 балла (контрольный этап) (Uэмп = 925, при р≤0,01). В контрольной группе данный показатель даже уменьшился, но незначительно (был 7,15 баллов, стал 7,03 балла).

Эффективность формирования социального интереса была подтверждена в результате сравнительной диагностики, поведенной при помощи непараметрического критерия U- критерия Манна-Уитни. Выявлены положительные тенденции динамики показателей. Значительно увеличились показатели: социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям (Uэмп = 823, при р≤0,00), активность, связанная с бескорыстной заботой о других (Uэмп = 739, при р≤0,00), эмоциональный отклик (Uэмп = 924, при р≤0,001), рациональный канал эмпатии (Uэмп = 954, при р≤0,002), эмоциональный канал эмпатии (Uэмп = 1067, при р≤0,014), идентификация (Uэмп = 951, при р≤0,001), умение управлять эмоциями (Uэмп = 1114, при р≤0,029), проникающая способность в эмпатии (Uэмп = 767, при р≤0,00), интуитивный канал эмпатии (Uэмп = 898, при р≤0,00).

Студенты стали более позитивно относиться к другим, ценить других, готовы помогать, эмоционально поддерживать людей. Стремятся искать индивидуальный подход к каждому  участнику межличностного контакта. Способны на поступки, которые несут пользу другим людям.

В целом, можно отметить, что студенты стали более отзывчивыми, сопереживающими и сочувствующими другому человеку, могут поставить себя на место партнера, переживать те же эмоциональные состояния, что и собеседник. Это позволяет студентам-психологам адекватно понимать и вербализовать чувства собеседника, что позитивно сказывается на его эмоциональном состоянии. Увеличилось количество студентов-психологов, ориентированных на создание атмосферы открытости, доверительности.

Проведенное исследование показало необходимость целенаправленного формирования социального интереса у студентов-будущих психологов, а также эффективность предложенной программы. Сформированность социального интереса у психолога – это не только условие успешности оказания психологической помощи клиенту, но и важный мотивирующий фактор его профессиональной деятельности.  

Ссылки на источники

  1. Бондаренко О.Р., Лукан У. Индивидуальная психология и Гуманистическая психология. Созвучия и расхождения между психотерапевтическими подходами Альфреда Адлера и Карла Роджерса // Консультативная психология и психотерапия. – Москва. – 2010. – С.175-190.
  2. Газизова Р.Р., Дубовицкая Т.Д. Проблема отношения психолога к клиенту // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. [Электронный ресурс]. – URL: www.science-education.ru/102-5869 (дата обращения: 12.08.2014).
  3. Гольцова Н.В. Условия формирования социального интереса подростка в компании сверстников // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – №4. – Т. 3. – С. 86-91.
  4. Карпий Л.Н. К проблеме развития социального интереса дошкольников в сотворческой художественной деятельности // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. – Т.3. - №3. – С. 84-90.
  5. Кочунас Р.  Основы психологического консультирования. – М., 1999.
  6. Молоканов М.Б. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии – 1995 – №5 – С.51-60.
  7. Пелих И.Д., Карпий Л.Н. К вопросу развития социального интереса у ребенка // Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика. Материалы XVI международной конференции. СПГПУ. – 2009. – С.92-95.
  8. Турханова Р.И., Никифоров Н.В. Формирование и развитие социального интереса личности в условиях общественного объединения // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №1. – С.85-88.
  9. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
  10. Юрасов В.С. Благотворительность и социальный интерес: определения и взаимосвязь // Вестник Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. – 2010.  – № 891. – С.110-115.
  11. Adler A. Kurze Bemerkungenuber Vernunft, Intelligenz und Schwachsinn. Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie. – 6. – 1928. – С. 267-272.

Tulitbaeva Galina Fanilevna
assistant of general and social psychologyin M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, Ufa city
The problem of the formation of social interest in psychology
Abstract. The article presents the research problem of the formation of social interest in psychology. The definition of the term "social interest", as well as its structure. The experience of experimental work of the author on the formation of social interest among students-psychologists.
Keywords: social interest, attitude, psychologist.