Полный текст статьи
Аннотация. В статье предлагаются варианты использования игровых форм организации познавательной деятельности учащихся 5–6-х классов на этапах вступления в урок, введения нового материала и его первичного закрепления, подачи и проверки домашнего задания с целью формирования интереса к предмету.
Ключевые слова: преподавание математики, игровые формы организации познавательной деятельности учащихся, этапы урока, формирование интереса к предмету, развитие творческих способностей.
Свою небольшую статью нам хотелось бы начать с древней китайской мудрости: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», характеризующей наш дальнейший рассказ.
В своей работе с учениками мы столкнулись с проблемой формирования положительной мотивации к обучению, активности детей в процессе обучения, обеспечения психологического комфорта. С целью преодоления этих проблем мы обратились к игровым формам организации познавательной деятельности учащихся.
Почему именно к игровым? Вспомним слова выдающегося педагога-новатора В. А. Сухомлинского: «Без игры не может быть умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, так как в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть.
Игра является методом обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
В процессе проведения игры мы стараемся реализовать следующие цели:
1) образовательную – закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности интереса в урочную работу для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры;
2) развивающую – умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы; развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации;
3) воспитательную – формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.
Игровые формы работы можно применять на разных этапах урока.
Большое значение в обучении имеет организационный момент урока. Чтобы быстро настроить детей на работу, но сделать это без излишней строгости, начать урок можно с устного счета или опроса. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление уменьшает интерес как к счету, так и к уроку вообще, поэтому использование в данном случае игровых форм как раз кстати. Для организации устной работы можно использовать следующие игровые формы.
Математическое лото. У каждого учащегося имеется таблица с ответами и некоторое количество примеров. Решив пример, ученик должен найти получившийся ответ в таблице и зачеркнуть его, игра заканчивается, когда все числа в таблице будут зачеркнуты.
Математическая эстафета. На доске написаны примеры в три столбика, ученики разбиты на три команды, первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел, второму члену своей команды. Он так же идет к доске и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.
Отгадай слово. Учащимся раздаются карточки с примерами, каждому примеру соответствует буква. После того, как вычисления будут закончены, необходимо расположить ответы и соответствующие им буквы в порядке возрастания или убывания, тем самым должно получится слово. Это может быть название животного, растения, города, имя ученого – все, что угодно. Отгадав слово учащиеся должны рассказать, что они знают про него, учитель дополняет их ответы.
Математические загадки. Учащимся предлагается отгадать загадки или закончить стихотворение.
На этапе введения нового материала можно применить такие игры.
Объясни другому. Эта игра осуществляется в малых группах. За несколько дней до изучения темы учитель раздает учащимся небольшие «порции» материала, который они должны понять, выучить и уметь объяснить. В день изучения данной темы участники групп рассказывают друг другу материал в порядке заданном учителем, тем самым отрывки материала складываются в единое целое.
Конкурс рекламы. Для проведения накануне, за 3–4 дня, группа делится на несколько команд – рекламные агентства, назначаются «директора» и выдаются задания на дом: самостоятельно изучить материал по теме и сделать на него рекламу. Участвуя в подготовке к этому уроку, обучающиеся вынуждены приобрести новые знания, а также проявить творческие способности, которые демонстрируются в самых различных формах.
Создай свой коллаж. Класс делится на несколько команд, им выдаются ватманы и конверты с картинками. На картинках могут быть изображены чертежи, определения, которые нужно дополнить, рисунки с заданиями и т. д. Задача учащихся, используя материал учебника, расположить картинки на ватмане в нужном порядке, выписать недостающие слова в определениях, решить примеры.
Создавая игровую ситуацию при введении нового материала, нужно четко планировать деятельность учащихся, направлять ее на достижение поставленной цели. Такие игры позволяют учащимся самостоятельно подойти к теме урока, сделать процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным, благодаря игровым формам его постановки. Можно применить следующие игровые формы на этапе постановки домашнего задания.
Расшифруй задание. На доске записаны примеры, решив их, учащиеся получают число, которое соответствует номеру задания в учебнике. Например, на доске записано, 13 + 7, ответ 20, значит нужно выполнить 20 номер из учебника.
Почта. Устраивается почта. Делаются конверты-треугольники с заданиями, на конверте написано кому предназначается письмо, дежурный – почтальон разносит почту. Обычно, игра-почта используется, когда нужно дать задание выборочно, например на дополнительную оценку.
Беспроигрышная лотерея. В этой игре учащиеся вытягивают бумажки с заданиями, заранее не видя, какое задание на них изображено.
Для закрепления полученных на уроке знаний, применяются такие игры.
Светофор. Учащимся зачитываются утверждения; если они согласны, то поднимают зеленую карточку, если нет – красную.
Проверь друга. В этой игре учащиеся работают в парах, каждый записывает на листочке по два вопроса и одну задачу по новой теме, затем меняются листами и отвечают на вопросы соседа, после чего задания сдают учителю. Оцениваются как придуманные вопросы, так и ответы.
Придумай стихотворение. Учащимся предлагается сочинить небольшое стихотворение по теме урока, использовать в нем, например, свойства изученных объектов.
При проверке домашнего задания используются следующие игры.
Найди ошибку. Заранее оформляется на доске домашнее задание, но допускаются в нем ошибки. Учащиеся должны найти ошибки и исправить их.
Поймай удачу. Одному ученику предлагается вытащить из мешочка бумажку с номером задания, а другому ученику фамилию того, кто будет рассказывать этот номер у доски.
Искатели. В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Иногда учитель встает на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, творческого интереса и глубокого познавательного интереса. В этой работе предложены те средства активизации познавательной деятельности учащихся, которые мы с успехом применяем на своих уроках. Изучая методическую литературу, посещая уроки других учителей, мы пришли к выводу, чтобы заинтересовать детей существует немало методов и приемов. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов, необходимо сделать этот процесс желанным.
А закончить нам хочется словами великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Ключевые слова: преподавание математики, игровые формы организации познавательной деятельности учащихся, этапы урока, формирование интереса к предмету, развитие творческих способностей.
Свою небольшую статью нам хотелось бы начать с древней китайской мудрости: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», характеризующей наш дальнейший рассказ.
В своей работе с учениками мы столкнулись с проблемой формирования положительной мотивации к обучению, активности детей в процессе обучения, обеспечения психологического комфорта. С целью преодоления этих проблем мы обратились к игровым формам организации познавательной деятельности учащихся.
Почему именно к игровым? Вспомним слова выдающегося педагога-новатора В. А. Сухомлинского: «Без игры не может быть умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены. Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, так как в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть.
Игра является методом обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
В процессе проведения игры мы стараемся реализовать следующие цели:
1) образовательную – закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности интереса в урочную работу для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры;
2) развивающую – умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы; развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации;
3) воспитательную – формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.
Игровые формы работы можно применять на разных этапах урока.
Большое значение в обучении имеет организационный момент урока. Чтобы быстро настроить детей на работу, но сделать это без излишней строгости, начать урок можно с устного счета или опроса. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление уменьшает интерес как к счету, так и к уроку вообще, поэтому использование в данном случае игровых форм как раз кстати. Для организации устной работы можно использовать следующие игровые формы.
Математическое лото. У каждого учащегося имеется таблица с ответами и некоторое количество примеров. Решив пример, ученик должен найти получившийся ответ в таблице и зачеркнуть его, игра заканчивается, когда все числа в таблице будут зачеркнуты.
Математическая эстафета. На доске написаны примеры в три столбика, ученики разбиты на три команды, первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел, второму члену своей команды. Он так же идет к доске и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.
Отгадай слово. Учащимся раздаются карточки с примерами, каждому примеру соответствует буква. После того, как вычисления будут закончены, необходимо расположить ответы и соответствующие им буквы в порядке возрастания или убывания, тем самым должно получится слово. Это может быть название животного, растения, города, имя ученого – все, что угодно. Отгадав слово учащиеся должны рассказать, что они знают про него, учитель дополняет их ответы.
Математические загадки. Учащимся предлагается отгадать загадки или закончить стихотворение.
На этапе введения нового материала можно применить такие игры.
Объясни другому. Эта игра осуществляется в малых группах. За несколько дней до изучения темы учитель раздает учащимся небольшие «порции» материала, который они должны понять, выучить и уметь объяснить. В день изучения данной темы участники групп рассказывают друг другу материал в порядке заданном учителем, тем самым отрывки материала складываются в единое целое.
Конкурс рекламы. Для проведения накануне, за 3–4 дня, группа делится на несколько команд – рекламные агентства, назначаются «директора» и выдаются задания на дом: самостоятельно изучить материал по теме и сделать на него рекламу. Участвуя в подготовке к этому уроку, обучающиеся вынуждены приобрести новые знания, а также проявить творческие способности, которые демонстрируются в самых различных формах.
Создай свой коллаж. Класс делится на несколько команд, им выдаются ватманы и конверты с картинками. На картинках могут быть изображены чертежи, определения, которые нужно дополнить, рисунки с заданиями и т. д. Задача учащихся, используя материал учебника, расположить картинки на ватмане в нужном порядке, выписать недостающие слова в определениях, решить примеры.
Создавая игровую ситуацию при введении нового материала, нужно четко планировать деятельность учащихся, направлять ее на достижение поставленной цели. Такие игры позволяют учащимся самостоятельно подойти к теме урока, сделать процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным, благодаря игровым формам его постановки. Можно применить следующие игровые формы на этапе постановки домашнего задания.
Расшифруй задание. На доске записаны примеры, решив их, учащиеся получают число, которое соответствует номеру задания в учебнике. Например, на доске записано, 13 + 7, ответ 20, значит нужно выполнить 20 номер из учебника.
Почта. Устраивается почта. Делаются конверты-треугольники с заданиями, на конверте написано кому предназначается письмо, дежурный – почтальон разносит почту. Обычно, игра-почта используется, когда нужно дать задание выборочно, например на дополнительную оценку.
Беспроигрышная лотерея. В этой игре учащиеся вытягивают бумажки с заданиями, заранее не видя, какое задание на них изображено.
Для закрепления полученных на уроке знаний, применяются такие игры.
Светофор. Учащимся зачитываются утверждения; если они согласны, то поднимают зеленую карточку, если нет – красную.
Проверь друга. В этой игре учащиеся работают в парах, каждый записывает на листочке по два вопроса и одну задачу по новой теме, затем меняются листами и отвечают на вопросы соседа, после чего задания сдают учителю. Оцениваются как придуманные вопросы, так и ответы.
Придумай стихотворение. Учащимся предлагается сочинить небольшое стихотворение по теме урока, использовать в нем, например, свойства изученных объектов.
При проверке домашнего задания используются следующие игры.
Найди ошибку. Заранее оформляется на доске домашнее задание, но допускаются в нем ошибки. Учащиеся должны найти ошибки и исправить их.
Поймай удачу. Одному ученику предлагается вытащить из мешочка бумажку с номером задания, а другому ученику фамилию того, кто будет рассказывать этот номер у доски.
Искатели. В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Иногда учитель встает на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, творческого интереса и глубокого познавательного интереса. В этой работе предложены те средства активизации познавательной деятельности учащихся, которые мы с успехом применяем на своих уроках. Изучая методическую литературу, посещая уроки других учителей, мы пришли к выводу, чтобы заинтересовать детей существует немало методов и приемов. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов, необходимо сделать этот процесс желанным.
А закончить нам хочется словами великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».