Аннотация. Повышение качества профессионального образования обусловливает необходимость целенаправленного совершенствования подготовки молодых ученых в области педагогики и психологии детства. В статье представлены результаты исследования представлений молодых ученых об актуальных проблемах и тенденциях в развитии педагогики и психологии детства, освоении молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических достижений в области педагогики и психологии детства; эффективных формах повышения интереса студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых к научной деятельности.
Ключевые слова: феномен «детства», факторы социализации подростка, возрастные доминанты развития, методы патриотического и гражданского воспитания молодежи.
В современных социальных условиях существенно изменяется трактовка феномена «детства». Каким образом молодые ученые, студенты, преподаватели российских и зарубежных вузов понимают различные его аспекты? Какие технологии обучения и воспитания, в том числе воспитания патриотизма у детей в образовательном процессе являются наиболее эффективными? Для поиска ответа на эти вопросы на базе Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров) специалистами кафедры педагогики в рамках проведения молодежной научно-практической конференции было инициировано проведение он-лайн анкетирования.
Выборка составила 460 человек, том числе 344 человека в возрасте до 35 лет, а также 116 участников в возрасте от 35 лет и старше. Участникам опроса было предложено 26 вопросов закрытого характера (с выбором ответов, на подстановку и др.). Им необходимо было выбрать один или несколько подходящих ответов. В качестве критериев рассматривалась осведомленность участников мероприятия о современных отечественных достижениях в области психологии и педагогике детства; сформированность представлений о состоянии и перспективах патриотического и гражданского воспитания в России. Организаторами мероприятия была разработана программа анкетирования, созданная с использованием пакета SPSS 18.0., с помощью которой для качественной и количественной обработки и интерпретации данных создавались кросс-таблицы, таблицы частотного распределения признаков, осуществлялись обоснование и расчет выборочной совокупности.
Результаты анкетирования выявили следующее.
Осведомленность респондентов о современных отечественных достижениях в области психологии и педагогике детства.
По мнению респондентов, современный ребенок растет и развивается в поликультурном пространстве. Следовательно, необходимо взаимодействие культурных, социальных, религиозных позиций, на что указывают 36,6% опрошенных молодых ученых и 49,1% респондентов старше 35 лет. Также важно обеспечить единство представителей разных культур, этносов, религий и выстроить систему их отношений. Данное обстоятельство обосновывают 48,5% респондентов - молодых исследователей и 60,5% их старших коллег. Однако около 20% респондентов всех возрастов рассматривают поликультурность достаточно узко – как проживание в одной местности людей разной национальности, вероисповедания, уровня культуры – 16,9% молодых исследователей и 17,2% ученых старше 35 лет; как отстаивание интересов своего народа - 3,5%.
Определяя изменения, которые произошли в социальной ситуации развития ребенка в современном мире, респонденты справедливо указывают на их комплексный характер. При этом, обосновывая их значимость, 73,5% опрошенных молодых ученых и 65,5% ученых старше 35 лет указывают на виртуализацию общения, 50% и 68% соответственно - на значительное увеличение объема информации как существенные внешние факторы. Кроме того, описываются изменения в социальной ситуации, связанные с одиночеством в семье (27,3% молодых ученых и 53,4% старше 35 лет) и акселерацией (14% и 22% соответственно). В целом подавляющее большинство исследователей рассматривает развитие ребенка как процесс количественных и качественных изменений в психике и организме человека. На это указывают 87,2% респондентов моложе 35 лет и 100% ученых старше 35 лет. В то же время личность только 27,6% молодых респондентов рассматривают как социальную характеристику человека. Таких респондентов среди ученых старше 35 лет почти в 2 раза больше – 56%. Большинство молодых исследователей трактуют данное понятие расширительно, синонимично категории «человек», включая в нее биологические и индивидуальные самобытные характеристики. 66,7% опрошенных молодых ученых имеют верные представления о факторах развития личности, указывая среди важнейших наследственность, среду, воспитание, самовоспитание. Среди ученых старше 35 лет таковых отмечается 96,6%. Отмечая важность социализации как механизма развития, более половины респондентов (57,2% молодых ученых и 94% старше 35 лет) склонны ее рассматривать как интеграцию личности в социальную систему, а не только как приспособление к условиям социума. При этом около половины молодых ученых склонны относить к факторам социализации всю совокупность обстоятельств, условий, побуждающих человека к деятельности.
Как ученые старше 35 лет, так и молодые ученые имеют недостаточно полное и верное представление о факторах социализации современного школьника. Так, семью, школьный класс, студенческую группу к микрофакторам отнесли около половины опрошенных (48% молодых и 50,9% исследователей старше 35 лет); этнос, к которому принадлежит ребенок, респонденты справедливо отнесли к различным группам факторов социализации: макрофакторам - 39,8%/57,8%, мезофакторам - 21,2%/25%, микрофакторам - 12,5%/11,2%, мегафакторам - 23,3%/12,9%.
Определяя методологические подходы к обучению и воспитанию детей «цифровой эры», которые являются наиболее эффективными, опрашиваемые отдали предпочтение антропоцентристской концепции. Так подавляющее большинство респондентов отмечают возможности личностно-деятельностного подхода (63,4% молодых исследователей и 83,6% ученых старше 35 лет). Следует заметить, что традиционный знаниево-ориентированный подход также достаточно востребован участниками конференции. К сожалению, не в полной мере осознаются участниками возможности компетентностного и культурологического подходов. На потенциал компетентностного подхода в развитии современных детей указывают лишь 16,9% молодых ученых и 27,6% их старших коллег; возможности культурологического подхода отмечают 11% молодых респондентов и 31% их старших коллег.
Исследование представлений респондентов о доминантах развития детей различных возрастных групп выявило достаточный их уровень. Подавляющее большинство респондентов знают временные границы того или иного возраста. Так границы подросткового возраста правильно указывают 89,2% молодых респондентов и 100% ученых старше 35 лет, дошкольного возраста – 92,4% молодых респондентов и 93,1% ученых старше 35 лет.
Установлено, что большинство молодых ученых склонны рассматривать воспитание как двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника по формированию личности. На данное определение указывают 63,4% молодых респондентов и 79,3% опрошенных старше 35 лет. Большое количество респондентов полагают, что современное воспитание должно носить личностно-ориентированный характер и основываться на принципах гуманизма (36,6%молодых исследователей и 50,9% ученых старше 35 лет), демократизма (31,7% и 33,6% соответственно). Лишь 10,8% опрошенных молодых ученых и 9,5% исследователей старше 35 лет считают, что в воспитании ребенка необходимо полагаться на принцип авторитаризма. Однако достаточно четко прослеживается обратная тенденция. В воспитании, по мнению 48% молодых исследователей и 34,5% их старших коллег, необходимо использование идей свободного воспитания. По их мнению, важна, прежде всего, деятельность и активность ребенка, а целенаправленная работа воспитателей. Оценивая развивающий потенциал современных технологий обучения и воспитания, респонденты связывают его с позитивными характеристиками технологичности - высокой управляемостью процесса образования учащихся - 54,1% молодых ученых и 54,3% старше 35 лет; гарантированностью достижения результата образования - 29,1% и 35,4% соответственно, концептуальностью - 17,2% и 25,9%, воспроизводимостью - 14,5% и 15,5%. Лишь 5,8% опрошенных молодых исследователей, указавших на большие временные затраты при реализации технологического подхода, имеют неверное представление о данном потенциале.
Исследование выявило, что существенным источником знаний о проблемах детства в современном мире является мировая художественная литература. 45,6% молодых респондентов указывают, что в отечественной литературе достаточно таких произведений. С данной позицией не согласны их старшие коллеги, которые считают, что в современной мировой художественной литературе недостаточно произведений, которые являются источниками знаний о проблемах детства.
Сформированность представлений о состоянии и перспективах патриотического и гражданского воспитания в России.
Исследуя информированность молодых ученых о состоянии и перспективах патриотического воспитания, организаторы сделали вывод о недостаточном уровне сформированности данных представлений у респондентов. Результаты анкетирования показывают, что патриотизм в современных психолого-педагогических исследованиях респонденты старше 35 лет рассматривают традиционно: как любовь к Родине - 68,6% опрошенных молодых ученых и 75% ученых старше 35 лет, знание истории, культуры своего народа - 56,7% и 75% соответственно, уважение к предкам – 41% и 35,3%. Лишь 9,3% респондентов моложе 35 лет связывают патриотизм с соответствием требованиям институтов гражданского общества, хотя при этом около 80% опрашиваемых справедливо рассматривают патриотизм в качестве стержня гражданственности. Доля подобных ответов среди исследователей старше 35 лет составляет 31%.
Выявлено, что главными движущим силами патриотического воспитания являются внутренние и внешние противоречия, среди которых респонденты выделили следующие: противоречие между имеющимся уровнем развития патриотизма и потребностями личности - 50,6% молодых ученых и 68,1% исследователей старше 35 лет, противоречие общественного развития - 13,1% и 6,1% соответственно, противоречие индивидуального патриотического сознания отмечают – 15,7% и 19,8%, расхождение ценностных ориентаций личности и общества – 27,6% всех опрошенных.
Достаточно комплексное представление имеют молодые исследователи о методах и средствах патриотического воспитания. В качестве таковых они рассматривают беседы, личные наблюдения – 54,1%, различные виды деятельности воспитанников – 53,2% отвечавших на вопросы анкеты, лекции, газеты и журналы – 36,9%, телевидение, радио, Интернет – 28,5%, предметы, с помощью которых осуществляется деятельность – 20,1%. Сходную ситуацию мы наблюдаем и по представлениям респондентов старше 35 лет. В качестве средств патриотического воспитания они рассматривают беседы, личные наблюдения – 50%, различные виды деятельности воспитанников – 68,1% отвечавших на вопросы анкеты, лекции, газеты и журналы – 44%, телевидение, радио, Интернет – 50,9%, предметы, с помощью которых осуществляется деятельность – 16,4%. Таким образом, приоритет принадлежит потенциалу совместной деятельности и средств массовой информации.
Участники анкетирования оценивая роль социальных институтов в формирование патриотических чувств ребёнка, особо отмечают роль семьи и школы. Так, наиболее значимым, по мнению респондентов, является в данном процессе семья - 88,1% молодых исследователей и 94% их старших коллег, школа - 70,9% и 85,6% соответственно. Меньшую роль играет мнение друзей - 37,2% и 46,6%, а также материальное благополучие - 7,6% и 21,6% соответственно.
Кроме того, исследование выявило необходимость формирования более целостного представления молодых ученых не только о традиционных, но и об инновационных технологиях патриотического воспитания детей. Однако лишь около 28,8% молодых респондентов знают и реализуют потенциал проектной технологии, 18,6% – технологии индивидуализации и дифференциации, 54,9% – технологии коллективной творческой деятельности. Еще 26,2% респондентов отдают предпочтение традиционной технологии – программирования учебно-воспитательной деятельности. Их более опытные коллеги полнее используют потенциал инновационных технологий патриотического воспитания. 64,7% респондентов знают и реализуют потенциал проектной технологии, 29,3% – технологии индивидуализации и дифференциации, 62,1% -технологии коллективной творческой деятельности. Еще 15,5% респондентов отдают предпочтение традиционной технологии – программирования учебно-воспитательной деятельности.
Можно констатировать, что менее половины молодых респондентов 44,8% основным признаком эффективности процесса патриотического воспитания считают поведении ребенка. Большинство же уверены, что в качестве такового следует рассматривать участие обучающихся в разовых патриотических акциях, интерес к истории страны. С ними не согласны респонденты старше 35 лет, 90,5% которых считают, что основным признаком эффективности процесса патриотического воспитания является поведении ребенка.
Готовность к учету психолого-педагогических доминант развития современного ребенка в будущей профессиональной деятельности: подавляющее большинство респондентов в возрасте до 35 лет определяют как среднюю (64, 5%), и выше среднего (18,3%). На низкую готовность указывают лишь 9% опрошенных, преимущественно из числа студентов первых курсов. В отличие от них респонденты старше 35 лет готовность к учету психолого-педагогических доминант развития современного ребенка в профессиональной деятельности определяют как среднюю (26,7%), и выше среднего (41,4%), высокую (31,9%). На низкую готовность никто из прошенных не указывает, что представляется правомерным с учетом сферы их профессиональной деятельности.
В он-лайн исследовании выявлялось, что необходимо респондентам для повышения эффективности освоения молодыми исследователями научных и методических отечественных достижений в области педагогики и психологии детства. Данные свидетельствуют: требуются системные меры, связанные как с разработкой региональных межведомственных программ по обеспечению условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей – 48,8%, так и созданием сетевых ресурсов для обмена опытом - 40,4%, а также проведением «Школ» по проблематике конференции - 42,4%. Следует также отметить, что 18,6% респондентов в возрасте до 35 лет полагают, что имеющаяся система освоения научных и методических отечественных достижений в области педагогики и психологии детства эффективна. С ними солидарны и их коллеги старше 35 лет, которые отмечают более высокую значимость всех ресурсов, связанные как с разработкой региональных межведомственных программ по обеспечению условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей – 56,9%, так и создание сетевых ресурсов для обмена опытом – 64,7%, а также проведение «Школ» по проблематике конференции – 50,9%. 21,6% опрошенных согласны со своими молодыми коллегами, что имеющаяся система освоения научных и методических отечественных достижений в области педагогики и психологии детства достаточно эффективна.
Таким образом, анализ результатов исследования свидетельствует, что регулярное проведение специализированных мероприятий («молодежных научных школ») способствует определению актуальных проблем и тенденций в развитии педагогики и психологии детства на современном этапе; освоению молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических достижений в области педагогики и психологии детства; совершенствованию качества подготовки специалистов, повышению интереса студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых к научной деятельности, расширению связей между субъектами научной и образовательной деятельности, интеграции науки и образования.