Полный текст статьи
Печать

Динамично изменяющаяся социально-экономическая ситуации в России требует пересмотра содержания и методов работы общеобразовательной школы. В условиях возрастания количества детей с ограниченными возможностями здоровья, всё более актуальными становятся проблемы развития у них самостоятельности, активности, конкурентоспособности, умения адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, самим находить в окружающей жизни сферу приложения своих сил, добиваться успеха честным напряженным личным трудом.

И здесь одним из несомненных приоритетов является использование деятельностного подхода для решения указанных проблем. Под деятельностным подходом к педагогическому процессу мы понимаем включение учащихся в разнообразные виды самостоятельной активной деятельности в целях обучения, воспитания, развития. Ни в коей мере не умаляя роли и значения интеллектуальной деятельности в процессе становления человека, необходимо обратить внимание на нежелательность дисбаланса при обучении и воспитании между умственным трудом и физической активностью, что противоестественно человеческой, а особенно детской природе. Особенно важен баланс между интеллектуальной и физической составляющими для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку их достижения в сфере умственной деятельности, в подавляющем большинстве случаев, существенно скромнее, чем у здоровых детей.

Тем более что современный рынок труда диктует свои условия и следует ориентироваться в процессе социализации и жизненной адаптации на ряд очевидных приоритетов. При этом первоочередными задачами в процессе воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья следует признать:

- развитие коммуникабельности, творческих способностей, воспитание трудолюбия;
- воспитание положительного отношения к социуму, преобразуемой природе, реальному труду, людям труда, орудиям и предметам труда;
- формирование общей культуры самостоятельной деятельности, проявляющейся в рациональной постановке целей, прогнозировании, планировании, оптимальной её организации, адекватной оценке её результатов и их учёте в дальнейшем;
- приобретение каждым ребёнком системы базовых знаний необхо-димых для последующего профессионального образования, для включения в самостоятельную трудовую и общественную деятельность;
- своевременное выявление и развитие задатков, склонностей и спо-собностей к различным видам деятельности с последующей профессио-нальной ориентацией;
- приобретение разнообразных практических умений и навыков;
- овладение компьютерной грамотностью и новыми информационными технологиями;
- формирование умений и навыков, необходимых для эффективной самостоятельной деятельности в условиях рыночной экономики, а именно: умения выявлять потребность в товарах и услугах, умения организовать их производство, умения организовать сбыт товаров и услуг;
- формирование готовности к честной конкурентной борьбе, развитие адаптационных способностей к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям.

Не вызывает сомнений тот факт, что деятельностный подход к педагогическому процессу позволил бы более эффективно решать указанные задачи, и соответственно более своевременно и четко определиться со сферой предполагаемой будущей профессиональной деятельности, приобрести необходимые знания, а также наиболее общие практические умения и навыки. Возможный синтез теоретических и практических занятий должен способствовать развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья естественной склонности к созиданию; научить их всякую работу исполнять осмысленно и обоснованно, развивать логику действий; способствовать проявлению индивидуальности каждого.

Каким же образом можно реализовать идеи деятельностного подхода в практике обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья? В настоящее время весьма популярной является идея индивидуальных образовательных маршрутов. Но в рамках современной, кстати, весьма перегруженной начальной школы, реализовать их весьма непросто. Безусловно, для различных ступеней обучения – несколько различные, но не противоречивые, а взаимодополняющие рекомендации, которые приемлемы как для не очень здоровых, так и для здоровых детей. Но если посмотреть официальную статистику, то последних в начальной школе не так много и поэтому можно предлагать всем.

С учётом сказанного в начальной школе, на наш взгляд, целесообразно увеличить долю иллюстративного рисования и лепки. Именно рисунок позволяет решить часть названных задач, а учителю оценить степень овладения учащимися учебным материалом. Рисунок в сочетании с лепкой способствует также развитию творческих способностей детей, воображения, эстетического вкуса, активизации «моторной» памяти. В качестве начального этапа практической деятельности при обучении чтению имеет смысл давать задания детям: вырезать буквы из бумаги или картона с последующим составлением из них слогов и слов, то есть обеспечить опору при обучении чтению не только на слуховые и зрительные, но и двигательные восприятия. В начальной школе самое широкое применение должны найти ручные работы с доступными по возрасту материалами – бумагой, картоном, тканью, фанерой, проволокой. Исключительно важную роль здесь играют экскурсии, а также работы на пришкольных участках в сельских школах.

Несомненно, что и на средней ступени обучения должны использоваться работы иллюстративного характера. Здесь реализация деятельностного подхода существенно осложняется тем, что основная школа предполагает работу нескольких учителей-предметников. Тем не менее, например, на уроках математики это вычерчивание и вырезывание из бумаги различных фигур, с последующей наклейкой их на картон; изготовление моделей геометрических тел. Кроме иллюстративного рисования, лепки, работ с древесиной, бумагой, тканью, металлом можно постепенно вводить более сложный вид деятельности, требующий объединения усилий учащихся и учителя – театрализацию, в частности, на уроках литературы, истории, иностранного языка. Непродолжительные по времени инсценировки сказок, басен, коротких произведений или их фрагментов, исторических сюжетов позволят учащимся более глубоко понять замысел автора, либо более достоверно и прочно осмыслить события, происходившие в истории, либо закрепить знание иностранных слов и грамматики. Целесообразно инсценировки сопровождать изготовлением учащимися соответствующих атрибутов или предметов: элементов одежды, головных уборов, соответствующих духу времени. Так, при изучении событий средневековья можно изготовить из бумаги и плотного картона макеты замков, рыцарские доспехи, из древесины – оружие, типичное для того времени, и использовать эти предметы в процессе инсценировки событий или сюжета.

Что касается таких предметов как физика, химия, биология, ботаника, то деятельностный подход предполагает увеличение количества практических и лабораторных занятий, экспериментального подтверждения формул или законов. Обучение этим предметам предоставляет наиболее широкие возможности для учащихся, которые могут выполнять не только самостоятельные практические и экспериментальные работы, но и несложные, доступные по возрасту и материальной базе задания исследовательского характера.

На старшей ступени обучения наряду с иллюстративными и ручными работами в обязательном  порядке должны выполняться задания исследовательского характера. Так, по географии это может быть изготовление рельефных карт различных стран, материков, глобуса, а также рельефов земной поверхности - заливов, полуостровов и островов, горных хребтов, глетчеров и т. п. Неплохие результаты может дать также широкое использование графических работ.

Следует обратить внимание на то, чтобы иллюстративные работы, связанные с теоретическим материалом, имели строго индивидуальный характер. По истории это могут быть изготовленные из картона, древесины макеты культовых сооружений, жилищ, дворцов; графические работы - рисунки исторических событий, карты, таблицы, диаграммы; коллекции предметов домашнего обихода.

Кроме обычных уроков все большее применение должны находить практические занятия и, прежде всего, по таким предметам, как естество-знание, физика, химия, география. Вполне понятно, что их проведение требует основательной методической разработки и соответствующего оборудования. Вместе с тем они позволяют значительно расширить возможности использования различных видов деятельности в качестве дидактического средства. В частности целесообразно рекомендовать учащимся самостоятельное собирание биологических и ботанических коллекций, что позволило бы значительно повысить прочность и достоверность представлений учащихся об объектах природы, развить интерес к предметам естествоведческого цикла. Не следует ослаблять внимания и к проблемам усвоения новых знаний на уроках математики с опорой на чувственный опыт.

Практическая деятельность выступает в качестве одного из ведущих средств, позволяющих “объективировать” чувственные образы, развивать воображение, творческие задатки детей, их конструкторские умения и навыки, особенно на этапе возникновения замысла, проектирования будущего результата и технологии его достижения. Так, в процессе проектировочной деятельности учащиеся овладевают управлением своими чувственными представлениями, образами, мысленно соединяя и разъединяя их, комбинируя, создавая воображаемый образ материального объекта, и также мысленно моделируют его функции.

Значение деятельностного подхода заключается также и в содей-ствии воспитанию аккуратности и исполнительности, формированию умений четко следовать заранее определенной последовательности выполнения приемов и операций.

В принципе следует развести как относительно самостоятельные два направления использования деятельностного подхода в практике общеобразовательной школы. В первом из них преобладает тенденция, к “приспособлению” указанного подхода к сложившимся методикам обучения различным предметам. Во втором - стремление подходить к возможности использования различных видов деятельности в процессе обучения исходя из потребностей конкретного предмета и в рамках создаваемых в его логике частных методик.

Общей для того и другого направлений следует признать тенденцию к увеличению доли практических занятий и тем самым устранения существенных недостатков в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечении им в дальнейшем возможности нормального трудоустройства и повышения их реального потенциала благополучной интеграции в весьма непростой и неоднородный современный российский социум.