Экономическая ситуация в современной России, характеризующаяся позитивным поступательным движением, позволяет провести параллель с положением, в котором находилась страна в середине XIX в., когда развитие капитализма, обусловленное общественно-политическими реформами 1860-х г., стимулировало социальное и имущественное расслоение российского общества и сделало необходимой потребность в социальном патронате над определенными категориями граждан. Наряду с отдельными благотворителями, по всей России в этот период открывались благотворительные общества и другие организации, преследовавшие цели сбора средств на общественные нужды.
Наиболее значимой по объему оказываемых услуг была деятельность Вятского благотворительного общества (ВБО, председатель Александр Петрович Воскресенский), поставившего перед собой главной задачей «нахождение средств к улучшению нравственного и материального состояния беднейших слоев населения г. Вятки, оказание помощи в воспитании и призрении детей бедных родителей и сирот». На церемонии торжественного открытии общества 29.05.1873 г. Вятский губернатор Валерий Иванович Чарыков отмечал, что «постоянное стремление вятского общества к делу благотворительности и желание помочь людям побудило его ходатайствовать об открытии в г. Вятке благотворительного общества». Деятельность ВБО имела достаточно разносторонний характер, но основных задач было две: собрать как можно больше средств и разумно распределить их среди нуждающихся. При этом значительная часть собранных средств шла на нужды просветительства. Так, в 1876 г. была внесена плата за право обучения четырех воспитанниц Вятской женской Мариинской гимназии в размере 89 р. и принято вновь пансионерками общества на бесплатное пользование учебниками десять воспитанниц гимназии, для которых было куплено учебников на 57 р. По ходатайству совета благотворительного общества Екатерина Загуляева, учащаяся Вятского епархиального училища была освобождена от платы на весь срок обучения. ВБО занималось также помещением детей-сирот в приличные семьи, а также на обучение к мастеру с оплатой от общества [1, с. 26]. Общество стало инициатором устройства в 1876 г. ремесленного приюта для девочек и выделило для этой цели полторы тысячи рублей. Купец 1-й гильдии Яков Алексеевич Прозоров (1817-1881) пожертвовал для приюта два дома со всеми надворными постройками. 1.09.1893 г. при ВБО был открыт так называемый дом трудолюбия, куда принимался любой желающий трудиться. Ежедневно таковых набиралось до ста человек. В основном это были дети и пожилые люди. Они трепали мочало, клеили бумажные мешки, плели шляпы из соломки, обучались шитью и вязанью, «коробочному и саквояжному делу». Как отмечает С. А. Касанов, главным результатом деятельности дома трудолюбия было нравственное воспитание, поскольку на первом месте стояло все же обучение грамоте и чтение книг [1, с. 81]. В 1909 г. ВБО содержало два приюта, столовую, ночлежный приют, дом трудолюбия. При этом общество рассчитывало, прежде всего, на пожертвования купцов. «Благодаря щедрым пожертвованиям Я. А. Прозорова и Т. Ф. Булычева материальное благосостояние общества обеспечено навсегда», – с восторгом заверяла своих читателей газета Вятская речь» (1909, № 69, от 4. 04). Действительно, вятский купец Я. А. Прозоров пожертвовал для ВБО несколько домов. В свою очередь общество сдавало их в аренду. Так, большой дом по ул. Спасской г. Вятки, арендованный под магазины, приносил немалый доход обществу (в 1908 г. – 12316 р.). Кроме того, три дома по ул. Московской также давали стабильный доход. Только аренда одним из вятских банков одного из этих домов приносила благотворительному обществу доход в 2500 р. ежегодно.
Вятский купец Т. Ф. Булычев пожертвовал ВБО два дома на Стефановской улице г. Вятки: в одном помещался приют общества, другой сдавался в аренду за 375 р. в год. Чтобы обеспечить этот приют всем необходимым Булычев пожертвовал капитал в 25000 р., с процентов которого приют и содержался. Также купец Н. Н. Ухов пожертвовал прекрасный дом на Преображенской улице. Финансовые дела ВБО в 1908 г. следует признать успешными. На 1 января общество имело на счету 682824 р. В течение года поступило 49905 р. Расходы составили 35101 р., в том числе по Прозоровскому ремесленному приюту на 42 воспитанника – 5944 р., расходы на «дешевую столовую» – 8027 р.
Развитие капитализма в России в конце CICв. со всей остротой поставило задачу школьного и профессионального образования для значительного большинства населения страны. С начала 1870-х гг. становится все более активным процесс открытия учебных заведений, деятельность которых должна была, по замыслу их организаторов, способствовать разностороннему развитию детей. Так, в 1872 г. в г. Вятке были открыты при музее сразу три бесплатные школы – музыкальная, рисования и изготовления гипсовых изделий.
Во второй половине CICв. в Вятке, как и в других губернских городах, количество благотворительных обществ значительно возрастает. Вятское общество вспомоществования учащимся в высших учебных заведениях оказывало материальное содействие вятчанам-студентам Петербургского, Московского, Казанского и других университетов. Источником поступления средств служил благотворительный сбор, устройство лотерей, праздников и молодежных гуляний, выручка от которых шла на благотворительные цели, на нужды образования и помощь детству.
Значительную активность в деле благотворительности в сфере просвещения проявляло открывшееся в мае 1915 г. Вятское общество содействия народному образованию. В октябре 1915 г. развернуло работу Вятское педагогическое общество, возглавлявшееся директором 2-й мужской гимназии Дмитрием Иосифовичем Нивинским. Эта общественная организация не была изначально благотворительной, однако она, как и многие другие общественные организации, принимала участие и в благотворительной деятельности. Так, в ноябре 1915 г. впервые был организован так называемый «учительский день» или «день учительского заработка»: учителя переводили дневной заработок в пользу пострадавших от войны коллег – эвакуированных или лишившихся кормильца. Впоследствии такие благотворительные акции проводились регулярно [2, с. 3].
Не оставался в стороне от общего дела помощи нуждающимся и Вятский учительский институт, преподаватели которого стали инициаторами создания Педагогической комиссии, куда вместе с ними входили преподаватели гимназий и высших начальных училищ. Комиссия организовывала бесплатные занятия для детей малоимущих, желающих подготовиться к вступительным экзаменам в институт и другие учебные заведения. Применить на практике привлекательные идеи о связи обучения с производительным трудом детей пытался Совет Вятского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов.
В районе деревни Филейка, вблизи г. Вятки, общественная благотворительная организация Вятский отдел Лиги для борьбы с туберкулезом («Туберкулезная лига») (председатель Георгий Филиппович Шубин) в летнее время регулярно устраивала «детскую оздоровительную колонию для слабогрудых мальчиков», «день белого цветка», благотворительные лотереи в пользу больных туберкулезом. Он внес и другой частично осуществленный на практике проект просветительных и ремесленных учреждений в «Доме инвалидов и сирот Великой войны 1914 г.». Для удовлетворения духовных запросов инвалидов Шубин предлагал организовать классы и курсы, на которых неграмотные инвалиды могли бы научиться грамоте и приобрести необходимые сведения общеобразовательного характера. Преподавание на курсах он предлагал вести применительно к программам школ грамоты и высших начальных училищ. Помимо общеобразовательных курсов необходимо было, по мнению Г. Ф. Шубина, устроить курсы по прикладным знаниям (птицеводство, садоводство, пчеловодство, полеводство, рыбоводство, огородничество), пользуясь которыми инвалиды могли бы улучшить свое домашнее хозяйство. Практические занятия по этим отраслям знаний он считал возможным вести на особо отведенных участках земли и в особо устроенном хозяйстве. Хутор этот мог бы служить и целям оздоровления инвалидов. Шубин предлагал также открыть ряд мастерских: токарную, столярную, сапожную. По данному предложению был избран оргкомитет, которому удалось частично реализовать эти замыслы [3, с. 3].
Первая мировая война пробудила в России небывалый подъем патриотических чувств, на волне которого стали создаваться благотворительные общества, ставившие своей целью оказание помощи воинам и членам их семейств. 6.09.1915 г. в г. Вятке был учрежден Дамский благотворительный комитет при Братстве Святителя и Чудотворца Николая под председательством супруги кафедрального протоиерея М. Э. Израилевой. Казначеем был священник А. М. Васнецов, секретарем – жена священника Н. М. Васнецова. Работа комитета состояла в сборе денежных средств, вещей и приведение их в надлежащий вид для отправки на фронт. Однако часть средств и вещей передавалась в благотворительных целях детям, например, в городскую церковно-приходскую школу и Хлыновскую церковно-приходскую школу [4, с. 957].
Заметную роль в деле благотворительности в сфере просвещения играло Городское попечительство о бедных г. Вятки. До его учреждения благотворительная деятельность Вятского городского общественного управления выражалась в очень немногом. На городские средства содержались три богадельни на 93 мальчика, дом призрения детей бедных граждан (на 50 мальчиков), раздавалось пособий на 600р., содержалось несколько стипендиаток в Мариинской женской гимназии и оказывалась некоторая материальная помощь благотворительным обществам. При приеме в богадельню детальной проверки имущественного положения просившихся не производилось. Для приема требовалось свидетельство от врача о «трудовой неспособности», свидетельство о бедности от полиции, свидетельство о принадлежности просившегося к городскому населению (сельским полагалось трудиться на земле). Секретарем Городского попечительства о бедных был известный врач, преподаватель и политик Василий Алексеевич Трейтер (1875-1928), личность незаурядная и широко известная в свое время в Вятской губернии, о котором сохранились многочисленные воспоминания, в которых он характеризуется, прежде всего, как большой гуманист, бескорыстный служитель на ниве медицины и просвещения [2, с. 34].
В ведении Вятского губернского попечительства в начале CC в. состояли два приюта (для мальчиков и девочек) в г. Вятке, а за пределами губернского города ведению попечительства принадлежали: Елабужское уездное попечительство с приютом «Александровский», Яранское с приютом «Мариинский», Сарапульское, Нолинское, Уржумское, Глазовское, Слободское, Котельничское и Вятское (Вятского уезда) с приютом в селе Бобино Вятского уезда.
Как видно из приведенных примеров, благотворительные организации не занимались вопросами содержания образования и воспитания, а сосредоточивали свои усилия на оказании материальной помощи детям, и именно в этом проявлялись их просветительские устремления. Поэтому эти организации и общества вполне могут считаться просветительскими, а их члены в той или иной степени − просветителями. Их деятельность служит примером для современных благотворителей, а само содержание деятельности выступает важной социальной ценностью.
Ссылки на источники:
1. Касанов, С. А. Из истории Вятской благотворительности. – Киров, 2003. – 96 с.
2. Помелов В. Б. Педагоги и психологи Вятского края . – Киров, 1993. – 84 с.
3. Просветительные и ремесленные учреждения в «доме инвалидов и сирот Великой войны 1914 года» в г. Вятке // Вятская речь. – 1916. – № 10. – 14 января.
4. Краткий отчет о деятельности Дамского благотворительного комитета при Братстве Святителя и Чудотворца Николая // Вятские епархиальные ведомости. – 1916. – № 46–47. – С. 955–960.