В данной статье мы опираемся на понятие предмета педагогической поддержки О.С. Газмана, Г. Б. Корнетова, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина как процесса совместного с ребенком определения его интересов, целей и путей преодоления препятствий, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, общении, образе жизни.
Педагогическая поддержка молодежи с ограниченными возможностями здоровья в США имеет свои особенности. Студентка факультета лингвистики Бакулина Е. в 2002 году проходила практику в лагере «Джостони» и в своем дневнике педагогических наблюдений описала специфику работы. Девизом работы педагогического сообщества являлись слова мальчика-инвалида, не способного передвигаться: «Не ищите во мне инвалида. Будьте моим другом. Я хочу быть счастливым, как все».
В первый день пребывания в лагере администрация познакомила волонтеров (представителей Швеции, Англии, Казахстана, Австрии, России) с обязанностями вожатых, в которые входило знание состояния здоровья каждого отдыхающего, ответственность за отдыхающих и их собственность, своевременное информирование медперсонала об изменениях здоровья, ведение журнала посещаемости и активности, проведение мероприятий образовательного и развлекающего характера, наблюдение за развитием отдыхающих, профессиональное саморазвитие вожатых, соблюдение конфиденциальности о состоянии здоровья отдыхающих.
На следующем этапе администрация лагеря организовала игры для сплочения всего персонала лагеря, в которых участвовали вожатые, медперсонал, работники столовой и других служб.
На третьем этапе врачами была организована групповая работа вожатых, включающая знакомство с физическими и психическими заболеваниями отдыхающих. С этой целью использовались такие задания как прослушивание лекции, просмотр видеоматериалов, чтение информации и составление конспекта с последующим обсуждением в группах. Для лучшего понимания положения физически неспособного человека предлагались активные задания, например: застегнуть рубашку в больших ватных рукавицах; нарисовать картинку в очках, через стекла которых окружающее воспринимается с дефектами; накормить человека, который не может ни говорить, ни шевелиться; перевезти человека на инвалидной коляске. Для предотвращения трудностей каждый вожатый был прикреплен к консультанту, который помогал ему в течение всей смены. Волонтеры также были ознакомлены с некоторыми знаками языка глухонемых и снабжены методическими материалами с картинками, которые должны были изучить в процессе самообразования.
На четвертом этапе администрация, вожатые и медперсонал изучали способы оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях и правила техники безопасности. Они отрабатывали методы сердечной стимуляции на манекенах, бинтовали друг друга, узнали местонахождение и содержимое аптечек, познакомились с особенностями огнетушителей для химических и обычных пожаров, местом сбора в случае пожарной тревоги. Проводился инструктаж, как поступить в случае потери ребенка. Были четко отработаны способы поведения в экстренных ситуациях.
Заключительный этап подготовки к работе с молодежью с ограниченными возможностями включал выполнение теста на профессиональную пригодность. При его успешном выполнении выдавалось удостоверение, действительное на всей территории США и предполагающее соответствующую доплату. Процесс подготовки к тесту предполагал самостоятельное изучение многочисленных методических материалов, выданных каждому вожатому. После тестирования было разрешено приступить к изучению личных дел о состоянии здоровья, физических и психических возможностях отдыхающих.
Специфика работы лагеря состоит также в том, что в первой половине дня вожатый работал с одной группой отдыхающих, а во второй половине дня – с другой. Это объясняется необходимостью равномерного распределения нагрузки. Состав отдыхающих в лагере – молодые люди с такими заболеваниями как аутизм, даунтизм, параличи и неврозы разной степени тяжести в возрасте от 19 до 32 лет. Группы распределяются по половому признаку. В каждой из них примерно 11 человек.
Полученные в ходе подготовки знания помогали вожатым безошибочно определить форму заболевания отдыхающего и найти к нему соответствующий психологический подход. Так, дауны – это люди, физическое развитие которых превышает норму, отличаются шепелявостью и заиканием. Их самоутверждение включает желание и готовность помочь сделать что-то полезное. Задачей вожатого являлось – подготовить для них посильное задание. Они были надежной опорой вожатых в физической работе – уборке территории, дежурстве в столовой, передвижении инвалидного кресла. Особого подхода требовали аутисты, постоянно уходившие в себя и не замечавшие ничего вокруг. Они нуждались в постоянном контроле в силу забывчивости и неосознанного поведения. Наибольшую трудность в общении представляли парализованные люди, полностью лишенные речи и движений. Для взаимодействия с ними требовалось умение читать по лицу и понимать их потребности.
К числу обязательных режимных моментов лагеря относилось проведение утренней линейки с подъемом и присягой флагу. Расписание занятий включало посещение каждой группой музыки, труда, природоведения, игротеки, бассейна, физкультуры.
На занятии музыкой каждый отдыхающий выбирал свой инструмент (барабан, мелофон, там-там, погремушку или другой) и музицировал на нем совместно с учителем, игравшим на гитаре. Таким образом, развивалось чувство ритма и такта обучающихся. С ними также разучивались некоторые танцевальные движения и новые слова. Несмотря на свои заболевания, молодые люди отличались креативностью. Они внимательно слушали и самостоятельно исполняли песни, проявляли отзывчивость к музыке и ее настроению.
В перерыве между занятиями вожатые читали книжки. Отдыхающие любили их слушать и внимательно рассматривать картинки, отвечать на вопросы. Таким образом, людям с дефектами речи предоставлялась возможность развития речевого аппарата.
Занятия по труду были направлены на привитие элементарных умений и навыков рисования, аппликации, плетения. Индивидуальное задание, которое выполнял каждый обучающийся, зависело от уровня его физического и умственного развития, при этом обязательно учитывалось желание человека. Некоторые молодые люди находились в песочнице и лепили там различные фигурки. Обо всех достижениях обучающихся, их
творческих успехах, которые учитывались, и фиксировались в индивидуальной папке наблюдений, обязательно информировались родители.
Занятия физкультурой включали игры в футбол, волейбол, прыжки на батуте, хоккей, а также обливание друг друга водой, для которого использовались специальные поролоновые фигурки, смоченные в воде. В этих занятиях участвовали все отдыхающие, в т. ч. в инвалидных колясках. Увлеченность учителя способствовала привитию интереса молодых людей к двигательной активности и их физической тренировке.
Особое значение для поддержания здоровья и физического развития придавалось посещению бассейна, где отдыхающие выполняли небольшие комплексы физических упражнений, а желающих обучали плаванию.
В игротеке молодым людям предлагались различные настольные игры. Особой популярностью среди них пользовалась игра «бинго», несколько напоминающая русское лото. Для поддержания интереса и стимулирования широко использовались поощрительные призы, вручавшиеся на линейке.
Для развития как личной, так и отрядной конкурентоспособности проводилось общелагерное соревнование, участие во всех делах оценивалось в баллах.
Подготовка к родительскому дню включала проведение конкурса талантов. Каждому предоставлялась возможность проявить свои способности. Молодые люди пели, танцевали или участвовали в спектаклях, у них формировалось чувство собственного достоинства и повышалась самооценка.
Таким образом, педагогическая поддержка молодежи с ограниченными возможностями в американском лагере направлена на оказание предупреждающей и оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, межличностной коммуникацией и жизненным самоопределением.