Полный текст статьи
Печать

Актуальность вопросов изучения природного и культурного наследия в современном школьном географическом образовании связана с высоким культурно-эколо­ги­чес­ким потенциалом данного понятия, реализуемым в познавательном, духовно‑нравственном и праксиологическом аспектах. Государственный образовательный стандарт и концепция географического образования предполагают разностороннее изучение природного и культурного наследия в целях образования, воспитания и развития личности учащихся средствами школьной географии. Особую роль при этом играет школьный курс «География России», который занимает центральное место в системе отечественной школьной географии. Курс имеет существенную значимость в формировании культуры личности, развитии таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство любви к Родине, гордости за ее уникальную природу и культурное созидание предков. Нами разработана и реализуется авторская последовательность изучения природного и культурного наследия в школьном курсе «География России» с целью формирования знаний о наследии в единстве с ценностными отношениями к нему. Последовательность разработана в логике общеобразовательных программ и направлена на становление человека культуры, обладающего совокупностью мотивационных, информационно-познава­тельных, коммуникативных, ценностно-нормативных и практико-созидательных компетенций. Изучение природы России как природного наследия последовательно раскрывается на основе системы особо охраняемых природных территорий, что существенно углубляет геоэкологические знания учащихся о территории России. Культурное наследие изучается как особый вид ландшафта – культурный ландшафт, отражающий сотворчество человека и природы. Изучение культурных ландшафтов России способствует формированию познавательных компетенций культурологического характера на уроках географии.

Приоритетным при разработке последовательности было положение Г. Н. Ка­ропа и Н. И. Чуприковой о том, что сложное многоаспектное экологическое содержание усваивается при условии реализации принципа системной дифференциации. Этот принцип заключается в том, что развитые, сложные и иерархически упорядоченные когнитивные структуры вычленяются из более простых, диффузных, плохо расчлененных структур путем их постепенной дифференциации. Благодаря такому подходу в сознании и мышлении школьников образуется тот исходный целостный образ-каркас, который в дальнейшем последовательно дифференцируется и на который поэтапно нанизываются более частные теоретические и эмпирические знания и конкретные примеры, их подтверждающие. Базовые учебные понятия и идеи, будучи введены в общих чертах на самых первых этапах обучения, затем получают все более детальную проработку, но всегда остаются основным элементом, ведущей каркасной конструкцией на всех последующих этапах [1].

Основываясь на данном принципе, последовательность изучения природного и культурного наследия в школьном курсе «География России» включает мотивационно-ориентировочный, информационно-понятийный, оценочно-смысловой и рефлексивно-созидательный этапы. Для каждого этапа отобраны соответствующие методы и методические приемы. Выделенные этапы и их практическая апробация опираются на программу под ред. А. И. Алексеева [2].

На первом, мотивационно-ориентировочном, этапе поставлена цель создания целостного образа-каркаса природного и культурного наследия на основе эмоционального восприятия учащимися учебного материала о нем. Данный этап имеет большое значение, так как обеспечивает мотивацию его дальнейшего изучения в школьном курсе «География России». Мотивационно-ориентировочный этап предполагает преимущественное воздействие на аффективную сферу сознания личности учащихся, что закладывает представление у учащихся о ценностном отношении к природному и культурному наследию. Мотивации изучения наследия на этом этапе способствует нравственное переживание учащимися учебного материала. С учетом поставленной нами цели, а также с учетом психолого-физиологических особенностей учащихся данного возраста на рассматриваемом этапе необходимо также соединение эмоционально-ценностного восприятия наследия с приемами умственной деятельности по его изучению. Это предполагает введение понятия «природное и культурное наследие» и формирование о нем общего представления у учащихся.

В соответствии со спецификой и особенностями данного этапа в образно-смыс­ловые контексты уроков нами были включены соответствующие методы и методические приемы. Очевидно, что особую роль мы отводим методам и методическим приемам, усиливающим эмоциональное впечатление учащихся о природном и культурном наследии. Среди них – метод создания образа природного и культурного наследия при помощи яркого образного слова учителя; метод экологической эмпатии и экологической рефлексии; метод понимания личностной значимости информации о природном и культурном наследии (важным приемом является наделение социальной и личностной значимостью объектов природного и культурного наследия на основе обращения к высказываниям известных личностей о роли объектов и апелляции к собственному жизненному опыту, к опыту своей семьи); метод создания экспрессивно-личностных ситуаций путем использования метафор, фрагментов научно‑по­пулярных и художественных произведений; метод персонифицированного означивания, а также объяснительно-иллюстративный метод и эвристическая беседа.

Изучение природного и культурного наследия в школьном курсе «География России» начинается с первых уроков. Так, уже на первых уроках по теме «Россия в мире» создается образ уникальной, удивительно разнообразной российской природы, говорится о взаимосвязи природы и культуры России. Учитель акцентирует внимание на том, что о многих природных и культурных особенностях нашей страны можно говорить в превосходной степени – «самый, самое, самая». Учитель отмечает, что благодаря своей уникальности многие природные и культурные объекты стали известны не только в нашей стране, но и за ее пределами (объекты Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО на территории России). В процессе эвристической беседы с учащимися учитель выявляет уровень их представлений о подобных природных и культурных феноменах России, просит показать их на карте и рассказать известную о них информацию. В ходе беседы учитель выявляет личностное отношение учащихся к названным объектам. Постепенно он подводит учащихся к мысли о том, что необходимо бережное отношение к неповторимым творениям природы и культуры России и сохранение их для нас самих и для будущих поколений. Делается акцент на таких характеристиках природного и культурного наследия, как достояние, традиции, «диалог культур» прошлого с настоящим и будущим, социальная ценность. Таким образом, в ходе беседы учащиеся выделяют существенные признаки понятия «природное и культурное наследие». Формулировку понятия, скорректированную учителем, учащимся предлагается записать в тетрадь. Затем при помощи объяснительно-иллюстративного метода учитель расширяет представление о природном и культурном наследии, опираясь на структурно-логическую схему (см. рис. 1) [3].

Внимание учащихся обращается на то, что основой для выделения природного наследия являются особо охраняемые природные территории, а культурного наследия – культурные ландшафты и объекты материального и нематериального наследия.

Особо отметим, что на этом уроке заинтересовать и увлечь школьников изучением природного и культурного наследия помогает привлечение разнообразного иллюстративного материала о наследии России, презентаций и видеофильмов, музыкально-поэтических заставок, отрывков художественных произведений, работ художников и фотохудожников. «Игра цифрами» (соотношение количества объектов природного и культурного наследия России и других стран мира) помогает учащимся ощутить чувство гордости за родную страну.

В конце урока учащиеся получают домашнее задание – написать небольшое эссе по теме: «Какой объект природного и культурного наследия мог бы стать символом России?» (с объяснением своего выбора).

На уроках по теме «Россияне» подача учебного материала о природном и культурном наследии осуществляется в историко-географическом ключе. Учащиеся изучают особенности наследия различных исторических эпох нашей страны. Совместно с учителем они выявляют наиболее известные объекты природного и культурного наследия, доставшиеся нам от разных исторических эпох. Учитель подводит учащихся к мысли о том, что природное и культурное наследие по праву можно назвать «живой историей» России, ведь объекты природного и культурного наследия России являются яркими «свидетелями» важнейших природных и культурно-исторических событий, уходящих вглубь веков.

На основе полученных знаний об освоении и изучении территории России в заключительной части урока учащиеся совместно с учителем выявляют специфику географической приуроченности природного и культурного наследия России. Они определяют территории с наибольшей концентрацией объектов природного наследия и выявляют культурно-историческое ядро российского государства. Опираясь на полученные знания об освоении территории России, учащиеся наносят на контурную карту России главные ареалы распространения культурного наследия и природного наследия на ее территории.

 


 

ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Природное

 

Культурное

 

 

Особо охраняемые
природные территории

 

 

Заповедники

Заказники

Национальные парки

Ботанические сады

Оздоровительные местности

Отдельные уникальные памятники природы

Геологические

Геоморфологические

Гидрологические

Ботанические

Дендрологические

Ландшафтные

 

 

 

По генезису

 

Культурные ландшафты

 

 

Целенаправленно созданные

Естественно сформировавшиеся

Ассоциативные

 

 

Материальные объекты

 

Нематериальные объекты

 

Памятники истории

и культуры

археологии

истории

архитектуры и градостроительства

искусства

Исторические территории

и населенные пункты

Города

Деревни

Территории культовых памятников

 

 

Топонимы

Фольклор

Традиции

Народные промыслы

Традиционные формы хозяйствования

 

 

По составу

 

Места хранения

и трансляции природного
и культурного наследия

 

По общественной значимости

 

 

Международ-ное
(всемирное)

 

Федеральное (общероссий­ское)

 

Региональное (областное, краевое)

 

Локальное городское, (сельское)

 

Частное (личное)

 

По историческим эпохам

 

первобытного времени

 

древнего мира

 

Средних веков

 

Нового

времени

 

Новейшего времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Структурно-логическая схема содержания материала о природном и культурном наследии
(сост. автором)

Основными методами, отобранными нами для данного урока, являются метод персонифицированного означивания, метод географического описания, метод экологической рефлексии, эвристическая беседа. В целом необходимо отметить особую роль данного урока в изучении наследия России. Она проявляется в том, что насыщение историческим материалом содержания о природном и культурном наследии дает возможность сформировать целостность восприятия учащимися себя и родной страны, позволяет учащимся при изучении географии природного и культурного наследия, по образному выражению, «мыслить веками».

По теме данного урока выполняется творческое домашнее задание: «Информация для учащихся. Известно, что большая часть российских объектов природного и культурного наследия относится к русскому Средневековью, которое продолжалось с IX по XVII век. Представьте, что вы оказались в этом временном периоде. Вопросы: охарактеризуйте природное и культурное наследие с позиции человека XVII века. Что для вас особенно дорого и значимо? Что вы хотели бы сохранить для своих потомков?»

На втором, информационно-понятийном, этапе знания о природном и культурном наследии углубляются, обогащаются и последовательно развиваются в единстве с ценностными отношениями. На этом этапе происходит дальнейшее раскрытие общечеловеческой (социальной) и личностной значимости наследия, причем выявление личностной и социальной значимости осуществляется параллельно (параллельное означивание). На данном этапе начинается непосредственное, более глубокое изучение объектов природного наследия России, обогащается география размещения объектов Всемирного природного наследия и происходит ценностно‑смыс­­ловая дифференциация созданного образа природного и культурного наследия путем изучения его отдельных составляющих. Информационно-по­нятийный этап предполагает введение алгоритма изучения наследия и применение его учащимися с помощью учителя (рис. 2).

Знания о внешнем облике объектов, создающие образ ПКН

 

Знания об общественной значимости ПКН. Наследие Всемирное (список ЮНЕСКО), федеральное, областное (краевое), городское (сельское), личное

 

Знания о ПКН различных культурно-исторических эпох

 

 

Знания о ПКН различных культурно-исторических эпох

 

 

Знания о ПКН различных культурно-исторических эпох

 

 

 

Знания о методах изучения ПКН

 

Знания о взаимодействии человека и ПКН в окружающей среде

 

Знания о путях сохранения и восстановления ПКН в окружающей среде

 

Знания о географическом размещении ПКН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2. Алгоритм раскрытия содержания материала о природном и культурном наследии (ПКН)
в школьном курсе «География России» (сост. автором)

 

На данном этапе происходит воздействие преимущественно на когнитивную сферу сознания личности учащихся, поэтому в качестве основных применяются методы и методические приемы, стимулирующие познавательную деятельность школьников. Ведущее значение приобретает познавательная деятельность репродуктивного и частично-поискового характера. На эмоционально-ценностную сферу сознания учащихся воздействует отбор учителем объектов природного и культурного наследия, являющихся наиболее знаковыми, красивыми, выдающимися и вызывающих чувства изумления и восхищения. Этап соотносится с темами «Природа», «Хозяйство» и «Природно-хозяйственные зоны». Изучение природного и культурного наследия на уроках по данным темам предусматривает знакомство с разнообразными методами его исследования (картографирование, описание, паспортизация, мониторинг, наблюдение и экологический туризм как важнейший способ познания природного и культурного наследия).

На уроке «Мозаика народов» учащиеся воспроизводят определение понятия «культурное наследие» и называют его основные элементы. Они заполняют контурную карту России, создавая картографический образ культурного наследия.

При изучении темы «Расселение и урбанизация» учащиеся углубляют свои представления о базовой единице культурного наследия – культурном ландшафте. Учитель дает определение культурного ландшафта и просит учащихся записать его в тетрадях. На основе эвристической беседы учитель помогает учащимся выявить характерные черты культурного ландшафта в городе и сельской местности. Учитель подчеркивает значение визуального состояния (красоты и эстетики) ландшафта, которое способно положительным образом воздействовать на человека, улучшить качество его жизненной среды.

Домашнее задание: 1. Объясните, как вы понимаете высказывание «Культурный ландшафт – зеркало нации, проявление ее традиций, ее достояние». 2. Опишите известный вам культурный ландшафт с точки зрения его эстетического восприятия.

В теме «Города и сельские поселения» учебный материал обогащается представлением о нематериальном культурном наследии России. Учащиеся вспоминают из предыдущих уроков, что относится к нематериальному наследию. При этом они опираются на структурно-логическую схему содержания о природном и культурном наследии. При изложении материала учитель подводит учащихся к мысли о соотношении их потребностей и ценностей с традициями, обычаями и традиционными формами хозяйствования, характерными для россиян. Он подчеркивает, что необходимо не просто изучать и знать нематериальное наследие, но и непосредственно совершенствовать свою жизнь на его основе и передавать его последующим поколениям. Специфика нематериального наследия заключается в том, что оно неосязаемо и передается только «через человека». Этим и поддерживается тонкая нить времен, обеспечивается духовно-нравственная связь поколений. Именно поэтому нематериальные объекты – самая хрупкая часть культурного наследия, требующая особого подхода к своему сохранению, включения в современную жизнь человека. Внимание учащихся обращается на то, что сохранение нематериального наследия России начинается с сохранения традиций и обычаев собственной семьи (родословное древо семьи), родного края. Нематериальное наследие предполагает усиление культурологической составляющей урока, ценностного насыщения его содержания. Существенным способом сохранения природного и культурного наследия, в том числе и его нематериальной части, являются места хранения и трансляции природного и культурного наследия. Учащиеся изучают их на примере родного края. На обобщающем уроке по теме «Население России» школьники отправляются на осеннюю этнографо-экологическую экскурсию в один из увлекательнейших музеев своего края.

Домашнее задание: 1. Используя топонимический словарь своей местности, составьте краткий историко-географический очерк вашего края. 2. Нанесите на картосхему города основные места хранения и трансляции природного и культурного наследия Нижегородского края, ознакомьтесь с информацией о них. Наметьте их посещение совместно с друзьями или родителями.

На уроке по теме «Рельеф: скульптура поверхности» предполагается рассмотрение экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых. Вводится понятие «памятник природы» как объект природного наследия. Изучение через призму наследия памятников природы, так же как и других объектов особо охраняемых природных территорий, приобретает особую ценность и значимость для учащихся, наполняет изучение нравственным, эмоционально-ценностным смыслом.

Материал данного урока обогащается понятием о геологических и геоморфологических памятниках природы. На этом же уроке вводится алгоритм изучения природного и культурного наследия, и учащиеся совместно с учителем применяют данный алгоритм на примере одного из памятников природы: особенности внешнего облика, создающего образ данного объекта, – определение его общественной (социальной) значимости, истории формирования – выявление специфики его географического размещения – выявление его значения в окружающей среде (для человека) – оценка воздействия на него антропогенного фактора – изучение способов его сохранения и восстановления. Большое значение имеет оценка памятника природы с точки зрения его красоты, эстетики.

Урок по теме «Водные дороги и перекрестки» предполагает введение понятия «гидрологический памятник природы», применение и отработку в знакомой учебной ситуации алгоритма изучения природного и культурного наследия. Это осуществляется на примере одного из гидрологических памятников природы России всемирного значения. Личностной заинтересованности учащихся способствует проведение учителем параллелей с уникальными и известными гидрологическими объектами своей местности. Таким образом, при проведении ценностно-смысловых параллелей между данными объектами и применении к их изучению разработанного алгоритма на данном уроке достигается получение учащимися знаний об объектах природного и культурного наследия.

В связи с тем что сущность природного и культурного наследия наиболее полно отражена не в единичных (точечных) объектах природного и культурного наследия, а в их территориальных сочетаниях, в теме «Природно-хозяйственные зоны» происходит первое обобщение информации о наследии на территориальном уровне. Для этого наряду с понятием «ботанические и зоологические памятники природы» вводятся понятия «заповедник», «биосферный заповедник», «национальный парк». Уроки обогащаются картографическими данными и видеоматериалами о крупнейших заповедниках России как объектах природного наследия.

Домашнее задание: нанести на контурную карту крупнейшие заповедники России, отдельно обозначить биосферные заповедники (составленная карта создает картографический образ природного наследия России).

Информационно-понятийный этап предусматривает проведение урока по теме «Наше наследие». На этом уроке учащиеся более подробно изучают выдающиеся объекты наследия России из престижного Списка ЮНЕСКО. Опираясь на уже имеющиеся знания, используя географические карты, учащиеся самостоятельно составляют Список Всемирного природного и культурного наследия России. Учитель дополняет учащихся точными сведениями из официального Списка. Далее учащиеся работают с контурной картой, которая сопоставляется с картой, составленной учащимися на предыдущем уроке. Они выводы о том, что современная география объектов, имеющих мировое значение, во многом определяется спецификой культурно-исторического освоения территории России и ее природно-ресурсного потенциала.

Третий, оценочно-смысловой, этап имеет своей целью осознание учащимися общечеловеческого значения объектов природного и культурного наследия. Этап предполагает трансформацию значения в личностный смысл изучения, сохранения и восстановления наследия. Эффективными средствами актуализации личностной позиции учащихся являются диалог и имитационно-ролевые задания. Это закладывает диалогичность мышления. Методы, используемые на данном этапе, предполагают высказывания учащимися оценочных суждений по проблеме природного и культурного наследия. Они оказывают воздействие на когнитивную и аффективную сферы сознания личности школьников. Данный этап реализуется в темах «Все связано со всем», «Что мы оставим потомкам», а также «Регионы России».

Тема «Все связано со всем» способствует осознанию учащимися тесной и неразрывной взаимосвязи природных комплексов между собой. Поэтому после изучения данной темы проводится дополнительный урок (из резервного времени) по теме «Экологический каркас России». Вводится новое для учащихся понятие «экологический каркас», поднимающее изучение природного наследия на более высокий познавательный и ценностный уровень. Подчеркивается роль биосферных заповедников в формировании экологического каркаса. Изучение экологического каркаса происходит с точки зрения представления его в качестве необходимого условия устойчивого развития территории России, ведь основу экологического каркаса составляет система ООПТ как объектов наследия. Именно поэтому последнее время наиболее часто каркас устойчивости определенной территории называют культурно-природ­ным каркасом.

Домашнее задание: 1. Известно, что в разных регионах России количество ООПТ различно. Проанализируйте карту «ООПТ международного значения в России» и выявите территории с наименьшим и наибольшим их количеством. Сделайте вывод. 2. Предложите аргументы в пользу создания единого культурно-природного каркаса России. Каким образом возможна реализация данной идеи?

При изучении темы «Регионы России» важным является усиление пространственной составляющей изучения природного и культурного наследия. Поэтому в соответствии с содержанием данной темы учебный материал о каждом регионе обогащается более полной информацией о конкретных объектах природного наследия изучаемого региона. Учащиеся осознают, что несмотря на свои названия большинство из объектов природного наследия представляют собой обширные по площади уникальные территории, включающие целый ряд особо охраняемых природных территорий. Это качественно новое, территориальное представление о наследии позволяет осуществить переход от изучения отдельных объектов по компонентному принципу к обобщению учебного материала на территориальном уровне.

В заключение изучения регионов России проводится урок-обобщение изученного материала. На нем учащимся предлагается совершить воображаемое путешествие по регионам России, включающим уникальные объекты Всемирного природного наследия. При этом ребята самостоятельно используют алгоритм изучения природного наследия. Работа учащихся проходит в группах по два-три человека. Каждая группа выбирает один географический регион. Учащиеся привлекают необходимый дополнительный информационный материал, обмениваются друг с другом результатами своей работы, активно участвуют в итоговом обсуждении данного урока, рефлексируют и подводят итоги.

Итогом всей работы на данном этапе является оценочно-смысловой урок-обоб­щение, на котором учащиеся выполняют проект по оценке и использованию туристско-рекреационных ресурсов России на основе полученных знаний о природном и культурном наследии.

Четвертый, рефлексивно-созидательный, этап несет основную практическую нагрузку при изучении природного и культурного наследия. На данном этапе осуществляется непосредственное «погружение» учащихся в реальный мир природного и культурного наследия. Приобретенные учащимися знания проявляются в конкретной созидательной деятельности по отношению к природному и культурному наследию в окружающей среде. При этом происходит присвоение учащимися системы коэволюционных ценностей в ходе сохранения и восстановления реальных объектов природного и культурного наследия. Методы данного этапа преимущественно направлены на развитие волевой сферы сознания личности. Среди них методы экологической заботы, экологической компетенции, рефлексии учебной деятельности. Раскрытие данного этапа предполагается при изучении темы «Своя область». Изучение природного и культурного наследия своей области предполагает серию взаимосвязанных уроков-модулей, включающих теоретический и практический блоки. Теоретический блок «Природное и культурное наследие моего края» содержит важнейшую информацию об объектах природного и культурного наследия своей области. Практический блок «Природно-культурной тропой моего края» предполагает применение на практике разнообразных методов изучения, сохранения и восстановления природного и культурного наследия. Заключительной является разработка экотуристских маршрутов по родному краю с использованием соответствующей информации об объектах природного и культурного наследия.

Представленная последовательность изучения природного и культурного наследия на уроках географии России успешно апробируется в общеобразовательных школах Н. Новгорода.