Актуальные проблемы создания и внедрения маркетинговых инноваций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко В. А. Актуальные проблемы создания и внедрения маркетинговых инноваций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15028.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблематика продуцирования маркетинговых инноваций малыми предприятиями. Акцент делается, помимо иных проблем, на дифференциации форм статистической отчетности в России и ряде зарубежных стран, что усложняет полноценный учет инноваторов и оказание им адресной помощи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовскийгосударственныйэкономический университет», г. РостовнаДонуb14v@yandex.ru

Актуальные проблемы создания и внедрения маркетинговых инноваций

Аннотация. В статье рассматривается проблематика продуцирования маркетинговых инноваций малыми предприятиями. Акцент делается, помимо иных проблем, на дифференциации форм статистической отчетности в России и ряде зарубежных стран, что усложняет полноценный учет инноваторов и оказание им адресной помощи. Ключевые слова: инновации, маркетинговые инновации, малые предприятия, формы отчетности.

Раздел: (04)экономика.

В настоящее время интерес в обществе к инновациям возрос, с ними связывают возможности роста экономического потенциала, а саму современную экономику принято именовать экономикой знаний. Подобное обстоятельствоактуализирует исследование проблематики создания и внедрения инноваций. В свою очередь, вопросы создания и внедрения маркетинговых инноваций естественным образом отсылают к детализации понимания того, что есть инновация и, соответственно, что есть маркетинговая инновация. Принято считать, что инновация–это внедрение какоголибо нового или существенно улучшенного продукта или процесса, нового метода осуществления маркетинговой активности или организационных новаций в бизнесе, созданиирабочих мест и т.д.(что отраженов нормативном документе Организацииэкономическогосотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистического бюро Европейских сообществ (Евростат), известном как «Руководство Осло»). Согласно данному «Руководству»[1],определяются четыре основных типа инноваций, именуемыхтак: продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые.

Кпродуктовым инновациям относится выведение на рынок товаров (услуг), являющихся новинками или значимыми усовершенствованиями по потребительским свойствам и вариантам их применения.Процессная инновация включает в себя предложение нового усовершенствованного метода производства или распределениятоваров и услуг. Маркетинговая инновациязаключается в разработке и внедрении усовершенствований в маркетинговой деятельности, что подразумевает новации в оформлении продукта, условиях его хранения, распространения и реализации ценовой политики. К организационным инновациямотносятся новые методы осуществления деловой активности фирм. В связи с отмеченнымпредставляется, что роль маркетинга в процессе генерирования и внедрения инноваций двояка. С одной стороны, согласно приведенной выше классификации, принято говорить особственномаркетинговых инновациях, с другой стороны,маркетинг выступает проводником коммерциализации инноваций другого рода. Таким образом, в широком смысле все выводимые на рынок инновации, успешно коммерционализированные, можно считать маркетинговымихотя бы в том смысле, что они востребованы рынком. Далее, говоря о проблемах создания и внедрения маркетинговых инноваций, целесообразноконцентрироваться на таковых в сфере малого бизнеса, поскольку УДК001экономическое развитие и благополучие многих стран базируется на динамичном функционировании предприятий малого бизнеса. В России, несмотря на наличие объективных трудностей, малый бизнес также достаточно активно развивается. Если говорить о процессе создания и внедрения инноваций, то в этой частиу малого бизнеса есть ряд преимуществпередпредставителямикрупного и среднего бизнеса. К данным преимуществам традиционно относят:1)доверительное взаимодействие с потребителями и оперативный учет динамики их потребностей;2)адаптивное реагирование на частые изменения спроса;3)предложение рынку небольших партий продуктов и предоставление нестандартных, но, тем не менее, востребованных услуг. В России,по данным сплошного обследования Росстатом,малые предприятия составляют 94% от всей численности зарегистрированных на территории России нефинансовых коммерческих организаций. Данные предприятия служат местом работы 22% занятых в России [2]. Соответственно, вопросы инновационной активности малых предприятий и внедрения маркетинговых инноваций их представителями также актуальны для современной экономики РФ.Следует также отметить, что, помимо очевидных преимуществ,такая малая форма организации бизнеса обладает рядом объективных ограничений, препятствующих осуществлениюинновационной деятельности в любых ее проявлениях. Этов первую очередь:ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в разработку инноваций, аренды помещений, приобретенияоборудования;трудности с получением кредитов изза незначительных залоговых ресурсов;трудности в проведении маркетинга своей продукции изза ограниченности финансовых ресурсов. Еще одним сдерживающим фактором к продуцированию и внедрению инновацийможно считать уровень жизни населения, который в России по сравнению с США существенно ниже. Так, согласно И. Березину,американский средний класс определяется им как 65% от 180 млннаселения страны, т.е.75 млндомохозяйств, обеспечивающих 72% совокупных доходов, что в денежном выражении представляет 6,65 трлндолл. в год. Совокупные доходы населения России (по данным И. Березина) в 13 раз меньше, чем населения США, а совокупные расходы в расчете на одно домохозяйство меньше в пять раз. К российскому среднему классу в ограничительной трактовке автор относит семьи с доходом от 500 до 1000 долл. в месяц на члена семьи,или 16–32 тыс. долл. в год на домохозяйство. Численность таких домохозяйств 10 млнв России,или 20% семей. В широком определении И. Березина средний класс составляет 41% населения страны,или 62 млнчел., контролирующих 66% совокупного дохода населения [3]. Представление об оценке собственного потенциала представителями малого бизнеса, занятыми в инновационной деятельности, можно получить, опираясь на результаты исследования, проведенного в 2010 г. в Зеленоградском АО г. Москвы «Исследование состояния и тенденций развития малогоинновационного предпринимательства на примере региона России –город Зеленоград» [4].

Так, среди угроз для малых предприятий в посткризисный период функционирования экономики по результатам анонсированного исследования были выделены следующие (см. рис. 1). Так как потребители инноваций –продвинутые новаторы с относительно высоким уровнем жизни. УДК001

Рис. 1.Угрозы для малых предприятий в посткризисный период функционирования экономики

В качестве возможных источников стабильности и роста,согласно данным приведенного исследования,были отмечены следующие (рис. 2).

Рис. 2.Возможные источники стабильности и роста для малых предприятий в посткризисный период функционирования экономики

Кроме отмеченных выше объективных «плюсов», «минусов» и самооценок, позволяющих с определеннойдолей вероятности судить о реальном положении дел, существует еще одна проблема, слабо проанализированная в научной литературе и практической сфере.Так, одной из ключевых проблем в активизации инновационной активности малых предприятий, изучению которой посвящено гораздо меньше научных работ, является правильное ведение статистикиинноваций, т.е.их надлежащий оперативный учет, который дает представлениео реальном положении дел в отрасли и о формулировании мер поддержки, действенной адресной помощи и т.д.

26%32%21%21%снижение платежеспособности населенияснижение спроса на продукциюснижение рентабельности бизнеса40%10%5%5%30%10%большая клиентская база, стабильный спросвысокая квалификация кадровпроизводствофинансымаркетингинновацииУДК001В России и в мире существуют различные формы отчетности, свидетельствующие об инновационной активности фирм и организаций [5]. Традиционнов РФ основной формой Росстата является форма №4 «Сведения об инновационной деятельности организаций» (она для крупных и средних предприятий). Малые предприятия обследуются Росстатом на основании формы «2МП инновация “Сведения о технологических инновациях малого предприятия”» (сокращенной копии первой формы),представленнойв табл. 1[6].Таблица 1Система статистических показателей форм № 4инновация и № 2МП инновация

Совокупность статистических показателейНаличие в исследуемых формах статистической отчетностиФорма №4инновацияФорма №2МП инновацияИнновационная продукция, услуги++/––по уровню новизны++–по уровню конкурентоспособности+–Затраты на технологические инновации++/––по видам инновационной деятельности++–по источникам финансирования++–по типам инноваций+–Научноисследовательские подразделения+–Результаты инновационной деятельности+––влияние на рынки сбыта+––повышение качества продукции+––экономия затрат+–Факторы, препятствующие инновациям+–Источники информации для формирования инновационной политики+–Кооперация в инновационной деятельности+–Технологический обмен+–Методы защиты научнотехнических разработок+–Организационные, маркетинговые и экологические инновации+–Затраты на организационные, маркетинговые и экологические инновации+–

Для осознания серьезности данного вопроса целесообразно привести данные о том, что попадает в круг рассмотрения при подобной форме отчетности. Для этого следует проанализироватьраспределение числа малых предприятий в Российской Федерации по видам экономической деятельности, приведенное в процентах (см. рис.3).При таком подходе в осуществляемое обследование попадают только 16% предприятий: добывающие производства, обрабатывающая промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа, воды. Следует иметь в виду, что другие малые предприятия также могут внедрять маркетинговые и организационные инновации, но они остаются за гранью рассмотрения данной проблематики и расчетов. Если обратиться к существующей международной практике и мировому опыту отслеживания данных хозяйственных процессов, то следует отметить, что одним из наиболее успешных методов мониторинга инновационной деятельности малых предприятий является метод статистической отчетности, принятый в Европейском союзе–«Инновационный обзор Европейского Союза» (CommunityInnovationSurvey–CIS).

УДК001

Рис. 3.Распределение числа МП по видам экономической деятельности, % [7]

Анкета CISвключает в себя порядка 80 определенным образом сгруппированных вопросов, которые, в свою очередь, собираются в 12 укрупненных разделов, таких как [8]:общая информация о предприятии, занятом в инновационной деятельности;продуктовые инновации;процессные инновации;текущая или завершенная инновационная активность; общие расходы (затраты) на инновации;информационное и организационное сотрудничество в продуктовых и процессных инновациях;цели реализации различных инноваций;факторы, которые препятствовали внедрению инноваций на предприятии;организационные инновации;маркетинговые инновации;творческий потенциал и навыки сотрудников организации;основная информация о хозяйственной деятельности предприятия.В США,в отличие от стран ЕС,ведется другая, по большей степени гармонизированная с неюформа статистического наблюдения, позволяющая судить об инновационной активности фирм. Данная форма статистической отчетностиименуется «Обследование НИОКР и инноваций в бизнесе» (BusinessR&DandInnovationSurvey–BRDIS) [9].Эта анкета BRDIS, заполняемая инновационно активными предприятиями, состоит из шести базовых разделов:основная информация о фирме;затраты на НИОКР, осуществляемые в компании;реализуемый вариант управления и принятая стратегия НИОКР;человеческий капитал;Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 4,40%рыболовство, рыбоводство; 0,20%добыча полезных ископаемых; 0,40%производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 1,40%обрабатывающие производства; 14,20%строительство; 12,70%оптовая торговля, розничная торговля; 30,50%гостиницы и рестораны; 4,30%транспорт и связь; 5,90%финансовая деятельность; 1,00%операции с недвижимым имуществом, аренда; 20,70%образование; 0,10%здравоохранение, социальные услуги; 1,60%предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг; 1,60%УДК001интеллектуальная собственность и реализация трансфера технологий и ноухау;усредненное время на осуществление исследований и разработок, а также принятый срок жизни инноваций. В Японии существует своя национальная система формы статистической отчетности по инновационным предприятиям, –JapaneseNationalInnovationSurvey. Она позволяетанализировать данные по инновациям, проводимым в сфере малого бизнеса. Основные понятия, используемые в этой форме отчетности, по большей степени гармонизированы с определениями, предложенными в «Руководстве Осло». В табл. 2 представлены основные характеристики обследования инновационной деятельности в Японии, Евросоюзе и США.Таблица 2

Основные характеристики обследования инновационной деятельности в Японии, Евросоюзе и США

Совокупность статистических показателейCISBRDISJNISГеографический регион сбыта инновационной продукции+++Продуктовые инновации:++/–+По уровню новизны+++Участие других организаций в развитии инноваций+–+Процессные инновации:++/–+По уровню новизны+++Участие других организаций в развитии инноваций+–+Затраты на технологические инновации:+++По типам затрат+++По источникам финансирования+++По видам деятельности–+–По географическому признаку (место осуществления НИОКР)–+–Сотрудничество с другими организациями–+–Кооперация в инновационной деятельности+–+Факторы, препятствующие инновациям+–+Внедрение организационных и маркетинговых инноваций+–+Показатели креативности компании+–+Научноисследовательские подразделения–+–Информация о менеджменте компании–+–Источники информации для формирования инновационной политики+++Показатели, характеризующие человеческие ресурсы компании

+–/+Интеллектуальная собственность–++Технологический обмен–++

В итогерассмотренияформ обследования инновационно ориентированных предприятийв России, США, Японии и Европейском Союзеследует отметить ряд позиций, имеющих во многомопределяющее значение:УДК0011.В России для инновационных малых предприятий существует собственная вариативная форма отчетности, тогдакак в ЕС, Японии и США эта форма идентичная таковой для среднего и крупного бизнеса. 2.В России на регулярной основе статистические данные об инновациях в малом бизнесе собираются только один раз за два года, тогда как в других исследуемых национальных системах такие сведения собираются и интерпретируются ежегодно.3.В России занятые в сельскохозяйственной и строительной сферах фирмы не попадают в охват обследуемых малых предприятий в рамках оценки их инновационной активности. Приведенные выше обстоятельства нуждаются в осмыслении,учете и возможной коррекции в плане унификации форм ведения наблюдения за работой инновационных малых структур, что будет содействовать сбору реальных статистических данных по исследуемой проблемеи оперированию ими и позволит далее планировать и осуществлятьадресные поддерживающие мероприятия, способствующие внедрению инноваций.

Ссылки на источники1.Руководство Осло:рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание /Совместная публикация ОЭСР и Евростата. –М., 2010. –107 с.2.Бортник И.М., Золотарев А.П., Киселёв В.Н., Кобюцинский В.А., Сорокина А.В. Инструменты анализа инновационной деятельности малого предпринимательства в России // Инновационная экономика. –2013. –№ 3 (173). –С. 27.3.Березин И. Распределение доходов в России и в США // Практический маркетинг. –2007. –№6.–С.31–37.4.Открытое акционерное общество «Зеленоградский инновационнотехнологический центр»: аннотированный отчет «Исследование состояния и тенденций развития малого инновационного предпринимательства на примере региона России –город Зеленоград» 2009 г.5.Взгляд через обсерваторию: российским инноваторам помогут исправить ошибки// Российская бизнесгазета. Инновации. –2012. –№ 875(46).6.Бортник И.М., Золотарев А.П., Киселёв В.Н., Кобюцинский В.А., Сорокина А.В. Указ. соч.7.Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 г.: в 3т. / Федер. служба гос. статистики. Т. 2: Юридические лица. –М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. –URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itogspn.html. 8.The Community Innovation Survey 2010 (CIS 2010). The harmonized survey questionnaire, Final version July 9, 2010.9.Официальный сайт Национального научного фонда США. –URL: http://www.nsf.gov/statistics/srvyindustry.

Victoria Bondarenko,

Doctorof Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Marketing and Advertising,Rostov State Economic University, Rostovondonb14v@yandex.ru Actual problems of creating and implementing marketing innovationAbstract.The paper discusses the problems of production ofmarketing innovation by small businesses. The focus is madeon differentiation of forms of statistical reporting in Russia and several foreign countries, which complicates a full accounting of innovators and their provisionwith targeted assistance. Keywords:innovation, marketing innovation, small businesses, reporting forms.References1.(2010)Rukovodstvo Oslo:rekomendacii po sboru i analizu dannyh po innovacijam. Tret'e izdanie/ Sovmestnaja publikacija OJeSR i Evrostata,Moscow,107 p.(in Russian).2.Bortnik,I. M., Zolotarev,A. P., Kiseljov,V. N., Kobjucinskij, V. A. &Sorokina,A. V. (2013) “Instrumenty analiza innovacionnoj dejatel'nosti malogo predprinimatel'stva v Rossii”,Innovacionnaja jekonomika, №3 (173), p. 27 (in Russian).3.Berezin,I. (2007) “Raspredelenie dohodov v Rossii i v SShA”,Prakticheskij marketing,№ 6, pp. 31–37.УДК0014.Otkrytoe akcionernoe obshhestvo “Zelenogradskij innovacionnotehnologicheskij centr”: annotirovannyj otchet “Issledovanie sostojanija i tendencij razvitija malogo innovacionnogo predprinimatel'stva na primere regiona Rossii –gorod Zelenograd”2009 g.(in Russian).5.(2012) “Vzgljad cherez observatoriju: rossijskim innovatoram pomogut ispravit' oshibki”,Rossijskaja biznesgazeta. Innovacii,№ 875(46) (in Russian).6.Bortnik,I. M., Zolotarev,A. P., Kiseljov,V. N., Kobjucinskij, V. A. &Sorokina,A. V. (2013) Op. cit.7.

(2012) Itogi sploshnogo federal'nogo statisticheskogo nabljudenija za dejatel'nost'ju sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva za 2010 g.: v 3 t./ Feder. sluzhba gos. statistiki. T. 2: Juridicheskie lica, IIC “Statistika Rossii”,Moscow. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itogspn.html(in Russian).

8.The Community Innovation Survey 2010 (CIS 2010). The harmonized survey questionnaire, Final versionJuly 9, 2010(in Russian).9.Oficial'nyj sajt Nacional'nogo nauchnogo fonda SShA. Available at: http://www.nsf.gov/statistics/srvyindustry(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»