Развитие инновационно-ориентированных малых предприятий в регионе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие инновационно-ориентированных малых предприятий в регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются роль малого бизнеса в продуцировании инноваций и объективно существующие сложности и перспективы его развития в регионах России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуb14v@yandex.ru

Купчинский Александр Васильевич,аспирант кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуkupchina@mail.ru

Развитие инновационно ориентированных малых предприятий в регионе

Аннотация.В статье рассматриваются роль малого бизнеса в продуцировании инноваций и объективно существующие сложности и перспективы его развития в регионах России.Ключевые слова:малые предприятия, инновации, бизнесструктуры, инновационная инфраструктура.

Раздел: (04) экономика.

На современном этапе экономического развития обществамалые предприятия активно втягиваются в процессы создания, усовершенствования и внедрения на рынки различных инноваций, выступая драйвером позитивных преобразований и наращивания экономического потенциала. Во многих развитых странах инновационно ориентированныемалые предприятия являются технологическими лидерами в своей сфере, формируют новые сегменты рынка и увеличивают конкурентоспособность производства [1].В связис этим представляется, что развитие инновационно ориентированных малых предприятийформирует резерв модернизации отечественной экономики, поскольку малые бизнесструктуры представляют собой связующее звено между наукой и производством, то есть среду проведения инновационных процессов, а также позволяют апробировать на небольших рыночных сегментах инновационные продукты и технологии, внедряемые потом вмассовые рынки. Сама инновация является усовершенствованием деятельности всех экономических субъектов регионального хозяйствования, она нацелена на обеспечение положительного социальноэкономического результата на основании научных и прорывных достижений в рыночных целях [2].Ряд авторов подчеркивают, что инновация –это непрерывно обновляющийся процесс, обусловленный внутренней потребностью предприятия [3].Сущность инновационного развития малыхпредприятий заключается в создании и поддержанииспецифических организационноэкономических условий для данного процесса [4]. Характеризуя качества инновационного процесса применительно к малым предприятиям, целесообразно отметить такие как относительная независимость, то есть хозяйственная обособленность, высокая мотивация, креативность, неустойчивость и рискованность, вызванные ограниченностью вовлекаемых ресурсов, высокая адаптивность к изменениям в рыночной среде. Важно понимать, что применительно к малому бизнесу, в том числев экономическом смысле,инновации представляют собой конечный результат качественного технологического процесса производства и способны иметь самые разнообразные формы, которые могут относитьсякак ктехнологическимрешениям, так и к формам организации процессов. УДК001Ключевоеотличиеинновационной экономики от ееиндустриального аналога заключается в том, что процесс создания и внедрения инноваций вырос, равно каквыросла и рентабельность процессов их коммерциализации [5]. Инновационное развитие малых предприятий в регионах России имеет свои особенности и принципы, обусловленные той средой, в которой они формируются. Любое инновационное предприятие функционирует в определенной среде, с учетом отдельных факторов ее воздействия [6]. В связи с этим под факторами формирования и инновационного развития малых предприятий в регионе понимается совокупность действий внешних и внутренних сил, определяющих динамику и направления их дальнейшего развития. Внешние факторы включают в себя те, которые непосредственно влияют на инновационную деятельность малых предприятий (это спрос и предложение на развиваемом рынке), а также деловые связи малых предприятий с бизнессредой и контактными группами.Факторы косвенного воздействия включают в себя общее состояние экономики,политикоправовые аспекты, демографическую ситуацию в регионеи так далее.

Внутренние факторы в основном опираются на человеческие ресурсы, так как в условиях постиндустриального развития меняется характер современной экономики: стоимость продукта на три четверти связана с креативностью, и наиболее передовой инновационный бизнес направлен туда, где существуют все необходимые ресурсы, и главныйиз них –квалифицированный персонал. Присутствует осознание того факта, что регионы, втягиваемые в «экономику знаний», создают добавленную стоимость за счет роста компетенций человеческого капитала [7]. Вопросы необходимости развития человеческого капитала и вложений в этот процесс активно рассматриваются в научной литературе [8].На уровне региональной экономики имеетсязначительное количество внутренних проблем в работе малых предприятий, препятствующих их эффективному развитию по инновационному сценарию:дефицит компетентных менеджерови специалистов;проблемы с эффективной организацией инновационной деятельности;недостаток финансовых средств;сложности в коммерциализации нововведений;отсутствие стабильного спроса на продукцию и услуги.Сдерживающим фактором инновационного развития малых предприятий в регионах является их слабая вовлеченность в процесс восприятия инноваций. Частные предприниматели не имеют стойкого интереса к ведению инновационной деятельностии озвучивают тезис, что «без спроса инновации никогда и не сложатся» [9],аследовательно, не смогут оправдывать экономический интерес к ним. Современные тенденции развития инновационной деятельности малых бизнесструктур в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа.Основными причинами слабой активности в данной сфере являются: несовершенство государственного управления развитием процессов модернизации и инновационной деятельности, проблемы государственной научнотехнической и кадровой политики и, как уже выше отмечалось, недостаточная заинтересованность малых бизнесструктур в обновлении производства и внедрении результатов научнотехнической деятельности [10]. В подтверждение данного тезиса можно привести представленные ниже данные. УДК001По результатам анкетирования малых и средних бизнесструктур в различных регионах и федеральных округахфонд «Ресурсный центр малого предпринимательства»опубликовал материалы исследования за 2010 г., из которых видно, что большинство опрошенных предпринимателей –практически 90% –нуждаются в поддержке со стороны государства. Наиболее востребованной поддержкой для малых и средних бизнесструктур является финансовая, информационная, поддержка в области обучения и повышения квалификации,консультационная,в том числе юридическая помощь (см. таблицу).

Итоги опроса представителей малых предприятий, нуждающихся в поддержке со стороны государства [11]

Необходимая поддержка

Группировка по возрасту малых бизнесструктур, %функционирующих менее 5летфункционирующих от 5 до 10 летфункционирующих более 10 летФинансовая875972Информационная675960Консультационная, в том числе юридическаяпомощь534743В области обучения и повышения квалификации737138

Всилу сложившихся обстоятельствразвитие малых бизнесструктур в настоящее время является одним из целевых ориентиров Концепции долгосрочного социальноэкономического развития российской экономикипо увеличению доли малых и средних бизнесструктур в структуре занятости экономики до 50% и созданию в России конкурентоспособной экономики,основаннойна знаниях и высоких технологиях. С учетом имеющегося опыта известных исследований инноваций ряд ученых инновационного центра «Сколково» сформулировали концепцию успешности инновационного бизнеса, в соответствии с которой необходимо выполнить ряд условий[12]:1)финансовые результаты нового инновационного проекта не должны создавать угрозу существованию малых бизнесструктур;2)следует организованно выделять успешный инновационный проект для его активного развития и мультипликации;3)объем инвестиций в проект и срок их окупаемости должны быть минимальными;4)целесообразность выпуска инновационной продукции определяется ее востребованностью у потребителя;5)необходимо оперативно оценивать результаты на всех стадиях инновационного процесса, принимая своевременные решения о продолжении, приостановлении или прекращении проекта с целью сократить потенциальные убытки.Сложившаяся отечественная практика свидетельствует, что малые предприятия в регионах России не являются самодостаточными и не имеют необходимой лабораторноисследовательской базы и квалифицированных научных кадров, что тормозит процесс разработки и применения новых технологий. В этом случае особенно важным условием стабильного инновационного развития малых бизнесструктур считается предоставление им возможностей использования эффективной инновационной инфраструктуры. Можно выделить УДК001несколько типов инфраструктурных объектов, непосредственно участвующих в осуществлении региональных программ поддержки малых бизнесструктур, к которым относят агентства поддержки малых бизнесструктур, региональные фонды и центры поддержки, технопарки, бизнесцентры,технологические центры, учебноделовые центры, бизнесинкубаторы и т.д. Самыми эффективными в инновационном процессе считаются инновационные и технологические бизнесинкубаторы, потому что наиболее благоприятные условия для развития инновационной деятельности предоставляются непосредственно через систему бизнесинкубирования. Основополагающей функцией бизнесинкубатора является разнонаправленное оказание услуг малым бизнесструктурам для того, чтобы предприниматели на начальном этапе могли сконцентрироваться на развитии своей хозяйственной деятельности. Предоставление обширного комплекса услуг –одно из самых главных условий, т.к.именно комплексность играет неоспоримую роль для стартового развития малых бизнесструктур. Функции бизнесинкубатора заключаются в следующем:содействие в установлении контактов, партнерских отношений между резидентами;образовательные услуги(организация профильных тренингов, учебных курсов, семинаров, лекций);консультации по бизнесвопросам, предоставляемые сотрудниками бизнесинкубатора;организация деловых мероприятий и поддержка участия резидентов во внешних деловых мероприятиях;консультации по бизнесвопросам силами привлеченных экспертов;доступ к сети партнеров–потенциальных заказчиков услуг или продуктов;предоставление доступа к субсидиям, грантам;содействие в привлечении финансирования со стороны частных инвесторов;содействие в привлечении финансирования со стороны государственных корпораций и в рамках федеральных программ;поддержка операционной деятельности (регистрация юридическоголица, ведение бухгалтерского и налогового учета и т.д.);предоставление интересов бизнесструктур в органах власти и контрольнонадзорных органах;наставничество (консультирование предпринимателей по ходу реализации проекта);содействие в привлечении заемного финансирования;помощь в защите интеллектуальной собственности;проведение различного рода экспертиз;услуги по технической реализации проекта;предоставление в коллективное пользование резидентов специализированного научного оборудования.Кроме всего вышеизложенного, большинство бизнесинкубаторов предоставляют офисные комнаты, оснащенныебазовым набором мебели и оргтехники, пользование которыми входит в арендную плату. Создание бизнесинкубаторов в регионах является востребованным направлением развития предпринимательской среды, потому что у многих начинающих предпринимателей отсутствуют теоретические знания и практический опыт. Бизнесинкубаторам в современной практике УДК001отводится роль первоначальногоэтапаразвития малых бизнесструктур.Среди вышерассмотренных типов региональной инфраструктуры необходимо отметить и ключевую роль технопарков, так как именно они обеспечивают трансфер технологий, например: превращение знаний и изобретений в технологии; передача технологий в промышленностьчерез сектормалых наукоемких бизнесструктур; превращение технологий в коммерческий продукт.Технопаркисчитаются вполне эффективной формой организации современного инновационного производства. Способность генерировать новые идеи и воплощать их в успешные коммерческие проекты на сегодняшний деньявляется главной движущей силой устойчивого экономического роста. Наукоемкое производство эффективно развивается только в той среде, в которой существуют благоприятные условия для инновационной деятельности.Именно технопарки формируют благоприятную среду для ускоренной коммерциализации результатов научных исследований с их последующим превращением в различные товары и услуги, востребованные рынком. Представляется, что в регионах России необходимо активнее развивать инновационную инфраструктуру, доступную малому бизнесу, что будет создавать основу для его вовлечения в производство и внедренияинноваций на рынки товаров и услуг. Резюмируя, следует отметить, что системообразующей основой экономического роста вXXIв.являются знания, инновации и высокие технологии. Экономическое преимущество ряда развитых страндостигается во многом именно за счет инноваций, и поэтомувопросы инновационного развития регионов России представляются актуальными. Малый бизнес создает экономическую среду, восприимчивую к ведениюинноваций. Тем не менеев России малые структуры испытывают определенныетрудности в деловой активности,и их возможная инновационная направленность сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Соответственно, инновационное развитие малых предприятий в настоящее время представляет собой определенный ресурс перспективных социальноэкономических преобразований.

Ссылки на источники

1.Грачева М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предпринимателей. –М.: ИМЭМО РАН, 1994.2.Белоусов В.И. Изобретательство ирационализация на предприятии. –М.:Экономика, 2009.3.Кочурова Л. Инновационное развитие предприятия: модель издержек // Проблемы теории и практики управления.–2012.–№3.

4.Свиридова С.В. Формы и методы разработки стратегии инновационного развития //ИнВестРегион. –2011. –№4.5.Грасмик К.И. Малые высокотехнологичные предприятия России:факторы развития, пути государственной поддержки// Проблемы развития инновационнокреативной экономики: междунар.науч.конф., 19–20 мая 2009г. –СПб., 2009.6.Гражданкин Е.В. Экономика малого предприятия.–М.:ГроссМедиа:РОСБУХ, 2008. –144 с.(Малый бизнес).7.ТюнинД. В. Творческие индустрии как новый фактор стратегического развития территорий // Актуальные проблемы развития экономики современного предпринимательства: сб.докл.по итогам Всерос.науч.практ.конф., Москва,10–19 марта 2010г./под общ.ред.проф. О.Н.Мельникова.–М.:Издво «Креативная экономика», 2010. –124 с., ил.8.Кочурина Р. А., Магомедкеримова Д. М. Инновационный подход к управлению человеческими ресурсами // Концепт. –2014. –Спецвыпуск№ 05. –ART 14550. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14550.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 9.Интервью газете «Ведомости» Первого замруководителя администрации Президента РФ В. Сурковаот 15.02. 2010г.–URL: http//www.vedomosti.ru/neswpaper/article/2010/02/15.УДК00110.Инновационные регионы: справ.бюллетень. Вып. 2. –М.:Центр Стратегического партнерства, 2011. –240 с.11.Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике. Фонд Ресурсный центр малого предпринимательства.–М., 2010. –URL:www.rcsme.ru12.Андреев В. Ключевые факторы успешности российских инновационных проектов в реальном секторе экономики// Вопросы экономики. –2010. –№11. –С. 41–61.

Victoria Bondarenko,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor at the chair ofMarketing and Advertising,Rostov State Economic University, RostovonDonb14v@yandex.ruAlexander Kupchinsky,

PhD student, chair ofMarketing and Advertising,Rostov State Economic University, RostovonDonkupchina@mail.ruThe development of innovationoriented small enterprises in the regionAbstract. The paperdiscusses the role of small business in generation of innovation and objectively existing challenges and prospects of its development in the regions of Russia.Keywords: small businesses, innovation, business structure, innovation infrastructure References1.Gracheva,M. V. (1994) Innovacionnaja dejatel'nost' v promyshlennosti: teorija i praktika v stranah rynochnoj jekonomiki i innovacionnye oprosy rossijskih predprinimatelej,IMJeMO RAN,Moscow(in Russian).2.Belousov,V. I. (2009) Izobretatel'stvo i racionalizacija na predprijatii,Jekonomika,Moscow(in Russian).3.Kochurova,L. (2012) “Innovacionnoe razvitie predprijatija: model' izderzhek”,Problemy teorii i praktiki upravlenija,№ 3(in Russian). 4.Sviridova,S. V. (2011) “Formy i metody razrabotki strategii innovacionnogo razvitija”,InVestRegion,№4(in Russian).5.Grasmik,K. I. (2009) “Malye vysokotehnologichnye predprijatija Rossii:faktory razvitija, puti gosudarstvennoj podderzhki”,Problemy razvitija innovacionnokreativnoj jekonomiki: mezhdunar. nauch. konf., 19–20 maja 2009g.,St. Petersburg (in Russian).6.Grazhdankin,E. V. (2008) Jekonomika malogo predprijatija,GrossMedia:ROSBUH, Moscow,144 p. (Malyj biznes)(in Russian).7.Tjunin,D. V. (2010) “Tvorcheskie industrii kak novyj faktorstrategicheskogo razvitija territorij”,in Mel'nikov, O. N. (ed.) Aktual'nye problemy razvitija jekonomiki sovremennogo predprinimatel'stva: sb. dokl. po itogam Vseros. nauch.prakt. konf., Moskva, 10–19 marta 2010 g.,Izdvo “Kreativnaja jekonomika”, Moscow,124 p., il.(in Russian).8.Kochurina,R. A.&Magomedkerimova,D. M. (2014) “Innovacionnyj podhod k upravleniju chelovecheskimi resursami”,Koncept,specvypusk № 05,ART 14550. Available at: http:,ekoncept.ru/2014/14550.htm,Gos. reg. JelNo FS 7749965,ISSN 2304120X(in Russian). 9.Interv'ju gazete “Vedomosti”Pervogo zamrukovoditelja administracii Prezidenta RF V. Surkova ot 15.02. 2010 g.Available at: http//www.vedomosti.ru/neswpaper/article/2010/02/15(in Russian).10.(2011) Innovacionnye regiony: sprav. bjulleten'.Vyp. 2,Centr Strategicheskogo partnerstva, Moscow,240 p.(in Russian).11.(2010) Rastushhij malyj i srednij biznes v Rossii i za rubezhom: rol' i mesto v jekonomike. Fond Resursnyj centr malogo predprinimatel'stva,Moscow. Available at: www.rcsme.ru(in Russian).12.Andreev,V. (2010) “Kljuchevye faktory uspeshnosti rossijskih innovacionnyh proektov v real'nom sektore jekonomiki”,Voprosy jekonomiki,№ 11,pp. 41–61(inRussian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»