Правильная духовная направленность личности – основа благополучной старости

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Климентьева Н. Н. Правильная духовная направленность личности – основа благополучной старости // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15045.htm.
Аннотация. В статье обсуждается мысль о том, что правильная духовная направленность личности – основа благополучной старости, и о том, что решение многих социальных проблем определяется духовной направленностью общества и каждой отдельной личности. Проблема благополучной старости связана и с духовным состоянием самого пожилого человека, с его отношением и к жизни, и к смерти, и к людям, и к самому себе.
Раздел: Психология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Климентьева Нина Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскnkliment@mail.ru

Правильная духовная направленность личности –

основа благополучной старости

Аннотация.В статье обсуждается мысль о том, что правильная духовная направленность личности –основа благополучной старости,и о том, что решение многих социальных проблем определяется духовной направленностью общества и каждой отдельной личности. Проблема благополучной старости связана и с духовным состоянием самого пожилого человека, с его отношением и к жизни, и к смерти, и к людям, и к самому себе.Ключевые слова: мироощущение, духовность, смысл жизни.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Однажды поздним осенним вечером я возвращалась с работы домой.Мое внимание привлекла пожилая полная женщина с клюшкой, шедшая мне навстречу.Она громко ругалась, положительно ни к кому не обращаясь, лишь неистово выражая свою неудовлетворенность жизнью вообще.Ей тяжело было идти, и она раздражена была на всех людей и навесь мир.«Зачем же так? –подумала я, –Разве ктото из бывших на улице людей виновен в ее бедах, допустимо ли иметь подобную озлобленность, раздражительность по отношению ко всему миру? В чем же причина такого мироощущения и отношения к миру? А может быть?и беды ее проистекают именно от этой озлобленности?»Придя домой, я забыла об этой женщине, занявшись своими делами.Но внутренний вопрос остался гдето в уголках памяти. А ответ на него совершенно неожиданно для себя я получила через несколько дней.Рассматривая семейные фотографии, увидела фото старушки, сильно поразившее меня.Потрясенная, не сразу и сообразила, что эта старая женщина –моя бабушка.Бабушка изображена на фотографии в возрасте восьмидесяти лет, но в ней отражается какойто внутренний свет и молодой задор.Весь облик ее излучает радость, и лицо ее, освещенное внутренним светом, прекрасно. Раньше я почемуто не замечала этого. А сейчас подумала: «Жизнь совершенно непостижима и удивительна, оказывается,можно быть прекрасной в восемьдесят лет!»И тут вспомнился мне образ той пожилой женщины, виденной мною на улице. Полная противоположность этих двух женщин заставила задуматься о смысле жизни, о путях ее.В чем причина столь разного отношения к жизни двухпожилых женщин, проявляющегося в самом их облике?И как правильно жить, чтобы не утратить человеческое достоинство в старости?Как приобрести и сохранить то светлое мироощущение, ту внутреннюю радость, которая, светясь изнутри, делает человека бодрым идаже внешне прекрасным в восемьдесят лет?Что является основой такого отношения к миру, жизни?УДК001Мысль унеслась в далекое детство, мне вспомнилась бабушка, какой была она тогда, когда я была еще маленькой.Что было главной основой ее личности? Любовь и вера. Она была духовно здоровым человеком. Простота, милосердие, кротость, терпение, незлобие, великодушие –вот те качества ее личности, которые несла она в себе всю жизнь и которые сохранила до самой смерти. Жизнь ее вовсе не была легкой, но сердце ее, преисполненное любви к своим детям, внукам, к людям вообще,помогало ей стойко переносить те тернии жизни, которые встают на пути каждого человека.Оставшись без мужа, до самой старости была равноправным членом семьи своего сына. Трудилась по силам, относясь ко всем с заботой, любовью и терпением, и получала такое же отношение со стороны своих родных. Отсюда и бодрость, и счастье, и здоровье физическое, позволяющее ей в старости не стать бременем для тех, кому отдала она свою любовь, заботу, свою жизнь, потому что жила не для себя.Она знала, что главный закон жизни –это закон любви, эгоизм ей был чужд. Она не мудрствовала, и жизнь ее была преисполнена полнотой, счастьем, внутренним покоем, которого так не хватает сегодня нам.Болезни и скорби не миновали ее, как ивсякого человека, но любящее сердце не терзалось завистью, если видела чтото доброе у других, не кипело злобой, если ктото обидел, а умело прощать. Ейбыличуждыгордыня и высокое мнение о себе. Бабушка жила просто, она не мучилась страстью быть выше и лучше других, не стремилась к богатству, ей не было свойственножелание подчинить всех своей власти, своей воле.Какойнибудь скептик может подумать: «Не было возможностей, вот и не стремилась, жизнь была другой». Да, жизнь была другой, но главные истины даны на все времена. Главная истина проста: «Любовь есть основа жизни».Но мы, современные люди, подобное отношение к миру уже утратили, погруженные в мирскую суету, порой ничего, кроме самих себя и своих проблем, не видим.Эгоизм приводит к зависти, озлобленности и раздражительности, эмоциональной неустойчивости, отсутствию взаимопонимания (В.И.Долгова, Е.В.Мельник, О.А.Соболева[1–3]).Современный человек обособляется, чувствует себя одиноким, несчастным, еще более раздражается и теряется в правильном выборе пути.Он стремится к успеху, самоутверждению, лидерству, славе, к власти и наслаждениям.Тут нет любви. Таков сегодняшний мир. В этом мире нас неустанно увлекают на путь самоутверждения, эгоизма и наслаждений –путь преходящих ценностей материального мира.Мы постоянно видим рекламные ролики и плакаты, на которых люди, сияя счастливыми улыбками, несказанно радуются какойнибудь мелочи в виде зубной пасты, удешевления телефонных разговоров и др.Здесь отражен совсем другой взгляд на жизнь иее смысл, нам как бы говорят: «Вот он,подлинный смысл твоего существования! Потребляй, наслаждайся!»Неужели можно поверить, что именно в этом смыл жизни человека, обладающего сознанием, способностью к постижению многих тайн мира, самопознанию и творчеству?Неужели можно смириться с бездуховностью своего существования?Каково же истинное предназначение человека?Эти вопросы ставили перед собой и пытались разрешить самые великие люди, достигшие многих благ этого мира.УДК001Со всею силою мысли и стремлением душиставил перед собой вопрос о смысле жизни Лев Николаевич Толстой, который имел в жизни все, что может дать человеку земной мир [4]. Велика его слава, он известен во всем мире как великий писатель, он семьянин, у которого любимая и любящая жена, он имеет титул графа, богат. Но его мучает вопрос: «Зачем все это, какой имеет смысл, если жизнь конечна, если нет бессмертия?!» Толстой приходит к заключению, что жизнь человека на земле не имеет смысла, если нет ее продолжения в вечности.Н.И. Пирогов также пришелк мысли, что только с верою в свое бессмертие человек может понять смысл своего бытия на земле. О том же писал Ф.М. Достоевский. Великие русские мыслители, таким образом, сознавая тленность мира земного, ищут иного, сверхбиологического смысла жизни. Они утверждают своим творчеством другой, высший смысл существования человека. Этот смысл жизни не в материальных ценностях, не в славе и богатстве, а в постоянном стяжании духовного совершенства на основании жизни [цит. по 5;6].Интуитивно и сегодня люди чувствуют, что утратили чтото важнейшее, необычайно значимое для себя. Современный человек тянется к духовным идеалам, его душа не удовлетворяется тем, с чем сталкиваемся мы сегодня: попрание духовнонравственных ценностей, разнузданность, бездушное, дажежестокое, отношение к человеку. Но подлинные духовнонравственные ориентиры, единственно нужные для обретения духовного здоровья, здоровья физического и благополучия в жизни земной мы утратили.Нас учили с уважением относиться к родителям, старшим, любитьродину, с любовью и уважением относиться к родным и близким, вообще к любому человеку, учили быть честными, великодушными, добрыми и отзывчивыми.Сегодня видим полное отрицание высших духовных и нравственных идеалов. Ведется пропаганда, увлекающая человека на путь губительный и ложный. Утверждается, что все в жизни замечательно, стоит только достичь наилучших условий в материальной и социальной сферах жизни, тогда уж и получим все для наслаждения жизнью. Лицемерие видим в этих призывах. Духовнонравственные нормы на этом пути вторичны, так как для достижения целей все средства хороши, наслаждайся, бери от жизни все. А что значит все? Да и может ли каждый взять все?В жизни, которая не основывается на высших духовнонравственных ценностях, нет милосердия, любви и сострадания.На этом пути действует закон силы и власти, жестокий и безжалостный. Этот путь заглушает запросы духа, не открывает человеку перспективу бессмертия.Известно, что в цивилизованных странах Запада, несмотря на высокий уровень материальной жизни, человек испытывает чувство страха, вины и одиночества. Это приводит к неудовлетворенности жизнью взрослого населения этих стран, высокому проценту суицидов даже среди детей и подростков. Жизнь, в которой главный смысл–материальное благополучие и наслаждение, становится бессмысленной. Зачем нужны эти блага, если все равно все заканчивается смертью?!Ни одна душа не может примириться с мыслью о смерти. В свете смерти человеку сама жизнь представляется насмешкой и обманом. Какая здесь радость бытия? Здесь сама жизнь превращается в неразрешимую и мучительную загадку. Этот путь ведет в тупик.Перед современным человеком остро, как никогда прежде, стоит проблема выбора жизненного пути, от которого зависит вся жизнь. С этой же проблемой связана и проблема благополучия в старости.УДК001Сейчас при решении проблемы благополучия пожилых людей все больше уповают на активную социальную деятельность, которая якобыдает бесконечные возможности для раскрытия возможностей как тех, кто занимается этой деятельностью, так и тех, на кого она направлена.Но социальная деятельность, являясь внешней по отношению к человеку, не дает пищи душе его, не возвышает его духа.Вообще,социальная направленность жизни на материальное бытие, одна лишь социальная деятельностькак деятельность, лишенная духовной основы, не ведет к решению проблем человека в старости.Имеет ликаждый человек, занимающийся этой деятельностью, в сердце подлинную заботу и любовь к другому человеку?А без подлинной любви к ближнему никакая социальная деятельность, никакая психологическая коррекция страхов пожилых людей не решат проблемы несчастных и одиноких, не избавят людей от необъяснимой тоски и ощущения бессмысленности жизни, коли она заканчивается смертью.Проблема благополучной старости связана и с духовным состоянием самого пожилого человека, с его отношением и к жизни, и к смерти, и к людям, и к самому себе. Чем большедуша человека преисполнена любвик близким, тем более этот человек благополучен, тем более трезво он смотрит и на жизнь,и на смерть. В этом случае не будет у него страха смерти.Проблема старости, таким образом, –это проблема воспитания и образования человека, начиная с детства. Образование и воспитание должны быть таковы, чтобы помочь увидеть свое истинное предназначение, утвердиться в духовнонравственном достоинстве.Это возможно тогда, когда жизнь всего общества будет иметь верную духовную направленность. Не будем отчаиваться, вспомним, что достоинство человека заключается в том, что он обладает свободой воли, он волен сам делать тот илииной выбор, задавать своей жизни то или иное направление [7;8].Вопрос о смысле своего существования в мире человек может и не ставить перед собой, может уйти от него, погрузившись в работу, в секс, в алкоголь и т.д.Будем помнить, что постановка вопроса о смысле жизни, о бытии человека составляет достоинство человека именно как человека.Не зря же вопрос этот задавали себе люди уже в глубокой древности, стремились объяснить устройство мира и место человека и человечества в этом мире.От этогото вопроса нас сегодня уводят разные идеологи.Но если его ставить перед собой не будем, мы деградируем и опускаемся на уровень животного.Об этом хорошо сказал Н.А. Бердяев, который в своих работах подчеркивает, что человек не может быть просто человеком. Для него характерно «богоподобие», но возможно и «звероподобие», если он лишен духовности. «Подлинная человечность есть богоподобие, божественное начало в человеке. Божественное в человеке не есть сверхъестественное и не есть социальный акт благодати, а естьдуховное в нем начало как особая реальность» [9].Нравственное развитие личности поэтому должно быть поставлено во главу угла на всех уровнях воспитания (В.И.Долгова[10]. Человек же богоуподобляетсятолько тогда, когда, благодаря воспитанию и образованию, он ориентируется в своей жизни на высшие духовнонравственные ценности.УДК001В противном случае он утрачивает свою высшую ценность, свою свободу, уподобляется животному.Вывод:решение многих социальных проблем определяется духовной направленностью общества и каждой отдельной личности.Никакие материальные блага, никакие юридические законы, являясь внешними по отношению к личности, не будут способствовать улучшению жизни общества в целом и жизни отдельного человека, если не научить каждого в процессе воспитания видеть ту истину, которой следует руководствоваться.Это означает, что основа жизни духовная, ее основополагающим законом является закон любви.В обществе, где отрицаются духовные истины, возникают ложные теории, которые ведутэто общество на порочный путь. Эти теории заражают людей лицемерием и неправдой, искажают видение человеком окружающей действительности.Без основательной, верной, прочной духовной основы человек теряется в этом мире и часто уже не знает, что есть истина, что есть неправда.Человек видит, что успехи цивилизации не делают личность благороднее, возвышеннее, начинает понимать, что, погружаясь в область своих личных интересов, он утрачивает то главное, что делает его истинно человеком, искренним, любящим и великодушным, но ведет к отчуждению, обособленности, одиночеству, затем к печальной одинокой старости.

Ссылки на источники1.Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатияи коммуникативная компетентность. –Челябинск: Издво «АТОКСО», 2007. –253 c.2.Долгова В. И., Соболева О. А. Формирование конструктивной психологической защиты. –Челябинск: издво «АТОКСО», 2006. –184с. 3.ДолговаВ.И. Simulation of the formation of emotional stability of personality// Health as a factor of quality and lifetime of biological species:Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chief editor–Pavlov V. V.–London, 2013.–P. 67–70.

4.Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. –М.: Худ. лит.,1983. –Т. 16. –С. 106–166.5.Климентьева Н.Н. Философская и педагогическая мысль России о духовной природе человека, особенности ее проявления в реальности // Вопросы гуманитарных наук. –2008. –№3. –С. 107–110.6.Тулькибаева Н.Н., Климентьева Н.Н. Духовное развитие школьников в учебновоспитательном процессе: концепция, ее применение: монография. –Челябинск: Издво Челяб. гос. пед. унта, 2011. –339 с.7.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. –М.: Просвещение, 1968. –557 с.8.Фромм Э. Душа человека. –М.: Республика, 1992. –430 с.9.Бердяев Н.О назначении человека. –Париж: Современные записки, 1931. –320 с.10.ДолговаВ.И. Социальнопсихологические механизмы воспитательной деятельности вуза // Проблемы социальной психологии личности.–2008.–№ 7.–С. 18.

NinaKlimenteva,

Candidate of Psychological Sciences,Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsknkliment@mail.ruCorrect spiritual orientation of apersonasthe basis of happy old ageAbstract.This paper discusses the idea that the right spiritual orientation of apersonisthe basis of happy old age, and that the resolution of many social problems is determined by the spiritual oriented society and every individual. The problem of successful old age is associated with the spiritual condition of the elderly man, with his attitude, and eat for life, and death, and to the people and to himself.Keywords: attitude, spirituality, meaning of life.

УДК001References1.Dolgova, V. I. &Mel'nik,E. V. (2007) Jempatija i kommunikativnaja kompetentnost',Izdvo “ATOKSO”, Cheljabinsk,253 p.(in Russian).2.Dolgova, V. I. &Soboleva,O. A. (2006) Formirovanie konstruktivnoj psihologicheskoj zashhity,izdvo “ATOKSO”, Cheljabinsk,184 p.(in Russian).3.Dolgova,V. I. (2013) “Simulation of the formation of emotional stability of personality”,HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences (London, December 05 –December 10, 2012).Chief editor –Pavlov V. V,London, pp. 67–70(in English). 4.Tolstoj,L. N. (1983) Sobr. soch.: v 22 vol.,vol. 16,Hud. lit., Moscow,pp.106–166(in Russian).5.Kliment'eva,N. N. Filosofskaja i pedagogicheskaja mysl' Rossii o duhovnoj prirode cheloveka, osobennosti ee projavlenija v real'nosti // Voprosy gumanitarnyh nauk,2008,№ 3,pp.107–110(in Russian).6.Tul'kibaeva, N. N. &Kliment'eva,N. N. (2011) Duhovnoe razvitie shkol'nikov v uchebnovospitatel'nom processe: koncepcija, ee primenenie: monografija,Izdvo Cheljab. gos. ped. unta, Cheljabinsk,339 p.(in Russian).7.Ushinskij,K. D. (1968) Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija,Prosveshhenie, Moscow,557 p.(in Russian).8.Fromm,Je. (1992) Dusha cheloveka,Respublika, Moscow,430 p.(in Russian).9.Berdjaev,N. (1931) O naznachenii cheloveka,Sovremennye zapiski, Parizh,320 p.(in Russian).10.Dolgova,V. I. (2008) “Social'nopsihologicheskie mehanizmy vospitatel'noj dejatel'nosti vuza”,Problemy social'noj psihologii lichnosti,№ 7,p.18(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»