Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15047.htm.
Аннотация. В статье говорится о проблеме формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов. Процесс постепенной утраты энергии (эмоциональной, физической, когнитивной) проявляется в симптомах эмоционального истощения, физического утомления, личной отстраненности педагогов, в снижении удовлетворения от работы. Исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов позволит определить ориентиры в разработке профилактических и коррекционных мероприятий указанного состояния.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Капитанец Елена Германовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»,г.Челябинскelena030801@mail.ru

Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов

Аннотация. В статьеговорится опроблемеформирования синдрома эмоционального выгорания педагогов. Процесс постепенной утраты энергии (эмоциональной,физической, когнитивной) проявляется в симптомах эмоционального истощения, физического утомления, личной отстраненности педагогов, вснижении удовлетворения от работы. Исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов позволит определить ориентиры вразработке профилактических и коррекционных мероприятий указанного состояния.Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, стресс, педагоги. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Сегодня наряду с профессиональнойкомпетентностью, включающей в себя личностное и профессиональное развитие педагогов, их профессиональный уровень, необходимо ещё и активное творчество, постоянное изучение опыта коллег, внедрение его в педагогическую практику, не теряя при этомсобственный уровень креативности, нужны педагогиноваторы, готовые к инновационной деятельности (В.И. Долгова [1]).

Все новыетребования, предъявляемые к педагогам, требуют постоянной работы над собой, профессионального самосовершенствования, повышения квалификации, полной мобилизации внутренних ресурсов. Интенсивность профессиональной деятельности проявляется в снижении устойчивости психофизических функций, состоянии эмоциональной нестабильности, напряжённости, притом что педагогический труд всегда отличался высокой насыщенностью стрессовымиситуациями. Снижение работоспособности, эмоциональное истощение, ухудшение результатов деятельности, появление нехарактерных ошибок, снижение памяти, внимания, потеря самообладания и самоконтроля–это результат длительного воздействия напряженных факторов педагогического труда, ведущийк конфликтам во взаимоотношениях с учениками, родителями, коллегами, способствующий возникновению и закреплению личностных негативных черт, разрушающих психическое здоровье. В результате у педагогов появляются стойкая неудовлетворенность собственной работой, эмоциональное и физическое истощение.Все это характеризует синдром эмоционального выгорания. Несмотря на разработанность данной проблемы в психологопедагогической литературе (М.В.Агапова[2], В.В. Бойко [3], М.В. Борисова [4], Н.Е. Водопьянова [5], М.А. Воробьева [6], К.А. Дубиницкая [7], В.Е. Орел [8], Т.В. Форманюк [9] и др.), вопрос профилактики и коррекции указанного состояния остается актуальным.Синдром эмоционального выгорания, по мнению М.А. Воробьевой, возникает в ситуациях интенсивности профессионального общения, представляет симптомокомплексхарактеристик психики педагога, отражающих взаимодействие с внешней средой под воздействием объективных и субъективных факторов [6]. С целью изучения формирования синдрома эмоционального выгорания Е.О.Карелиной (научное руководство автора) проведено исследование, в котором приУДК001няли участие 32 педагога.В процессе взаимодействия с психологами школ и с самими педагогами нами была составлена групповая характеристика участников исследования.Самым длительным этапом профессиональной жизни педагога является этап профессиональной зрелости. Он охватывает примерно 20 лет жизни: от 30 до 50лет, от шестого до двадцать пятого года работы. На этом этапе трудового пути находится свыше половины работающих в настоящее время учителей. Этот этап подразделяется на два подэтапа: от З0 до 40 лет и от 40 до 50 лет. Границей, отделяющейодин подэтап от другого, является 40летие. Это самый важный, самый существенный в жизни рубеж. Сегодня в каждой школе есть 5–6 учителей этоговозрастногопериода,стремящихся кпреобразованию,новымвзаимоотношениямс учениками, поискамнового содержания обучения, готовыхк инновационной деятельности. Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание(MBI)»,адаптацияН.Е. Водопьяновой, тестопросник К.Томоса на поведение в конфликтной ситуации.Обсудим результаты исследования.Результатыметодики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойкопредставлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты исследования фаз эмоционального выгорания педагогов по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко

Результаты свидетельствуют о том, что 3% (1 человек) исследуемых имеют сформировавшуюся фазу напряжения, это говорит о том, что исследуемые чувствуют недовольство собой, своей работой, профессией, им бывает сложно самостоятельнопринимать решения.Это выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта.31% (10 человек) имеют напряжениекак фактор эмоционального выгоранияв стадии формирования, испытуемые нередко чувствуют себя некомфортно на рабочем месте, недовольство собой, не получают положительных эмоций.

66%31%53%31%28%28%3%41%19%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%НапряжениеРезистенцияИстощениеКолво человек в %Фазы эмоционального выгоранияНе сформировавшаяся фазаФаза в стадии формировнаияСформировавшаяся фазаУДК001У 66% (21 человек) отмечена несформировавшаяся фазанапряжения. Это говорит о том, что исследуемые хорошо чувствуют себя на рабочем месте, получают позитивные эмоции от рабочего процесса, от коллектива, чувствуют свою уверенность и нужность на работе.

По шкале «Резистенция»(от лат. resisto –«сопротивляться»)31% исследуемых (10 человек) имеют несформировавшуюся фазу, это говорит о том, что педагоги стараются снизить давление внешних обстоятельств на свое эмоциональное состояние, стремятся к психологическому комфорту. У 28% (9 человек) исследуемых выявлена резистенция в стадии формирования, педагоги стремятся минимизировать свои эмоции, стараются сократить или облегчить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, нередко обделяют окружающих элементарным вниманием.41% (13 человек) имеют сформировавшуюся фазу, это свидетельствует о том, что испытуемые проявляют эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие, ограничивают эмоциональную отдачу, очень часто такая эмоциональная сдержанность и закрытостьвыливаются вдомашнем кругу в агрессию по отношению к родным.По шкале «Истощение»несформировавшаяся фаза зафиксирована у большей части коллектива, это 53% (17 человек), это говорит о том, что исследуемые чувствуют себя вполнекомфортно на рабочем месте, они способнык продуктивной работе, чувствуют в себе эмоциональные силы для инновационной деятельности.У 28% исследуемых (9 человек) истощениекак фактор эмоционального выгорания находится в стадии формирования, это говорит о том, что у педагогов эмоциональные контакты могут вызывать напряжение, им становится сложно адекватно воспринимать требования администрации, в работе не используют инновационные подходы, что проявляется в безразличии или негативных эмоциях.19% (6 человек), имеют сформировавшуюся фазу истощения, педагоги испытывают постоянный стресс, что сопровождается плохим настроением, дурными ассоциациями, чувством страха, неприятными ощущениями в области сердца, сосудистымиреакциями, обострениемхронических заболеваний.Результаты диагностикипрофессионального (эмоционального) выгорания(MBI) педагогов,адаптацияН.Е.Водопьяновой,представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты исследования эмоционального выгорания педагогов пометодике

«Профессиональное (эмоциональное) выгорание(MBI)»,адаптацияН.Е. Водопьяновой47%44%22%34%44%47%19%12%25%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%Эмоциональное истощениеДеперсонализацияРедукция личных достиженийКолво человек в %Фазы эмоционального выгоранияВысокийСредний НизкийУДК001Анализ данных по методике «Профессиональное (эмоциональное) выгорание(MBI)»,адаптация Н.Е.Водопьяновой,показал, что по шкале «Эмоциональное истощение»высокий уровень выявлен у 47% (15 человек), это свидетельствует о том, чтоу половины испытуемых снижен эмоциональный тонус, повышена психическая истощаемость, происходит утрата интереса и позитивных чувств к окружающим, наблюдается ощущение«пресыщенности» работой, неудовлетворенностижизнью в целом.34%(11 человек) имеют средний уровень эмоционального истощения, у них также понижен эмоциональный тонус, снижается работоспособность, жизненная активность, но нельзя забывать,что некоторый уровень эмоционального истощенияявляется возрастной особенностью.Низкий уровень эмоционального истощения –у 19% исследуемых (6 человек), данная категория педагогов не испытывает негативных переживаний, работа, рабочий коллектив их вдохновляют, они чувствуют в себе заряд сил и энергии.По шкале «Деперсонализация»44% (14 человек) имеют высокий уровень, это проявляется в деформации отношений с окружающими, она бывает двух видов: повышенная зависимость от другихлибо повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к окружающим.Также 44% исследуемых(14 человек) имеют средний уровень деперсонализации, это может говорить о том, что педагогам бывает сложно установить контакт с учениками, родителями, а если контакт установлен, то чувствуется напряжение, стремятся выполнять свои обязанности формально, без активного включения в рабочий процесс.Определенный уровень деперсонализации –необходимый механизм психологической защитыдля ряда профессий (педагогов, социальных работников, врачей) в социальной адаптации.У 12% (4 человек) выявлен низкий уровень деперсонализации, педагоги хорошо устанавливают эмоциональные контакты с окружающими, активно включаются в работу и инновационную деятельность.По шкале «Редукция личных достижений»высокий уровень зафиксирован у 22% (7 человек) испытуемых –может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей.Самый высокий результат по редукции личных достижений у среднего уровня 47% (15 человек), характеризуетсязаниженной самооценкой значимости реально достигнутых результатов и снижении продуктивности ввиду изменения отношения к работе.Изучая предпочитаемые стратегии поведения педагогов в конфликтных ситуациях,мы получили следующие результаты,приведенные в таблице.

Выбираемые стратегии поведения в конфликте

СтратегииСоперничествоСотрудничествоКомпромиссИзбеганиеПриспособлениеКоличество педагогов10%65%93%74%52%

Результаты свидетельствуют о преимущественном выборе педагогами школ, вопервых, компромисса (93%), а вовторых,избегания (74%)в качестве способов поведения в ситуациях конфликта. Это свидетельствует о высокой значимости для большинства педагогов сохранения позитивных отношений в коллективе и избегания конфликтных ситуаций. Поскольку любые конфликтные ситуации возникают на базе УДК001объективно существующих противоречий, то важно развивать умения своевременно выявлять причины конфликта и совместно вырабатывать способы их устранения вместо игнорирования конфликтных ситуаций. Втретьих,предпочитаемой стратегией поведения в конфликте является сотрудничество(65% педагогов). Наименьшее число педагогов выбралостратегию приспособления (52%). Стратегию соперничества выбрали 9,68% педагогов.Составим иерархию способов поведения педагогов в конфликтных ситуациях по мере возрастания:Соперничество.Приспособление.Сотрудничество.Избегание.Компромисс.При изучении способов реагирования педагогов в конфликтных ситуациях мы отмечаем высокую значимость сохраненияпозитивных отношений в коллективе и избеганияконфликтных ситуацийдля большинства педагогов. Проанализировав все полученные результаты, мы выявили, что синдром эмоционального выгоранияприсутствует у педагогов общеобразовательных учреждений. На основе анализа результатов исследования была разработана программа профилактики и коррекции эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений, целью которой являетсяснижение эмоционального выгоранияи обеспечение нормального функционирования личности педагога в окружающей среде. Программа профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагоговвключает следующие направления:актуализация и развитие профессионально важных качеств у педагогов (В.И. Долгова, В.К. Шаяхметова [10]);формирование психологических защит у педагогов в стрессовых ситуациях (В.И. Долгова, О.А. Кондратьева [11]);повышение коммуникативной компетентности педагогов, обучение навыкам конструктивного общения, в том числе в напряженных ситуациях (В.И. Долгова, Е.В.Мельник [12]);формирование эмоциональной устойчивости педагогов (В.И. Долгова, Г.Ю.Гольева [13]).В целях направленной профилактикии коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов следует: обдуманно иравномерно распределять свои нагрузки; стараться находить время для отдыха; переключаться с одного вида деятельности на другой; к конфликтам на работе относиться проще; не пытаться быть лучшим всегда и во всем (Е.Г. Капитанец [14]).Программа рассчитана на 18 занятий в количестве 40 часов. Содержание занятий по продолжительности варьировалось от 1 часа до 6 часов. Реализация программы предполагает групповую форму работы. Итак, эмоциональному выгоранию в большей степени подвержены те педагоги, которые работают с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на инновационный процесс. Синдром эмоционального выгорания педагогов представляет результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов. Результаты исследования позволили разработать программу профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов.

УДК001Ссылки на источники1.Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –2013. –№12. –С. 17–24.2.Агапова М.В. Возможности социальнопсихологической реабилитации специалистов помогающих профессий, имеющих синдром эмоционального выгорания // Вестник интегративной психологии / под ред. В.В. Козлова. –Ярославль, 2004.–С. 19–21.3.Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. –СПб.: Питер, 1999. –105 с.4.Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. –2005. –№ 2. –С. 96–105.5.Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. –СПб.: Питер, 2008. –336 с.6.Воробьева М.А. Исследование эмоционального выгорания у педагогов // Образование и наука.Изв. Урал.отдния Рос. Акад. образования. –2006. –№1.–С.70–75.7.Дубиницкая К.А. Социальнопсихологические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Вестник МГОУ. –2010. –№ 4. –С.57–65.8.Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. –М.: Издво «Институт психологии РАН», 2005. –330 с.9.ФорманюкТ. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптацииучителя //Вопросы психологии –1994.–№6. –С.57–64.10.Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессионально важных качеств: монография.–Челябинск: Издво РЕКПОЛ, 2009.–314 с.11.Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. –М.: Перо, 2014. –160 с. 12.Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия: монография. –М.: Перо, 2014. –185 с. 13.Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография.–М.: Перо, 2014.–196 с.14.Капитанец Е. Г. Проявление синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования.–2011.–№3.–С.100–102.

Elena Kapitanets,

Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskelena030801@mail.ruStudy of emotional burnout syndromeamongteachersAbstract. Thepaperis devoted to the problem of emotional burnout amongteachers. The process of gradual loss of energy (emotional, physical, and cognitive) is manifestedin emotional exhaustion, physical fatigue, personal detachment of teachers, reduceofjob satisfaction. Investigation of burnout will identify landmarks in the development of preventive and corrective actions of the specified condition.Keywords: emotional burnout syndrome, emotional exhaustion, stress, teachers.References1.Dolgova,V. I. (2013) “Psihofiziologicheskie determinanty gotovnosti k innovacionnoj dejatel'nosti”,Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta,№ 12,pp.17–24(in Russian).2.Agapova,M. V. (2004) “Vozmozhnosti social'nopsihologicheskoj reabilitacii specialistov pomogajushhih professij, imejushhih sindrom jemocional'nogo vygoranija”,in Kozlov,V. V. (ed.) Vestnik integrativnoj psihologii, Jaroslavl',pp.19–21(in Russian).3.Bojko,V. V. (1999) Sindrom “jemocional'nogo vygoranija”v professional'nom obshhenii,Piter, St. Petersburg,105 p.(in Russian).4.Borisova,M. V. (2005) “Psihologicheskie determinanty fenomena jemocional'nogo vygoranija u pedagogov”,Voprosy psihologii,№ 2,pp.96–105(in Russian).5.Vodop'janova, N. E. &Starchenkova,E. S.(2008) Sindrom vygoranija: diagnostika i profilaktika,Piter, St. Petersburg,336 p.(in Russian).6.Vorob'eva,M. A. (2006) “Issledovanie jemocional'nogo vygoranijau pedagogov”, Obrazovanie i nauka. Izv. Ural. otdnija Ros. Akad. obrazovanija,№ 1,pp.70–75(in Russian).7.Dubinickaja,K. A. (2010) “Social'nopsihologicheskie aspekty formirovanija sindroma jemocional'nogo vygoranija u pedagogov i vospitatelej doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij”,Vestnik MGOU,№ 4,pp.57–65(in Russian).УДК0018.Orel,V. E. (2005) Sindrom psihicheskogo vygoranija lichnosti,Izdvo “Institut psihologii RAN”, Moscow,330 p.(in Russian).9.Formanjuk,T. V. (1994) “Sindrom ‘jemocional'nogo sgoranij’» kak pokazatel' professional'noj dezadaptacii uchitelja”,Voprosy psihologii,№ 6,pp.57–64(in Russian).10.Dolgova, V. I. &Shajahmetova,V. K. (2009) Invariantnost' professional'no vazhnyh kachestv: monografija,Izdvo REKPOL, Cheljabinsk,314 p.(in Russian).11.Dolgova, V. I. &Kondrat'eva,O. A. (2014) Psihologicheskaja zashhita: monografija,Pero, Moscow,160p.(in Russian).12.Dolgova, V. I. &Mel'nik,E. V. (2014) Jempatija: monografija,Pero, Moscow,185 p.(in Russian).13.Dolgova, V. I. &Gol'eva,G. Ju. (2014) Jemocional'naja ustojchivost' lichnosti: monografija,Pero, Moscow,196 p.(in Russian).14.Kapitanec,E. G. (2011) “Projavlenie sindroma jemocional'nogo vygoranija v professional'noj dejatel'nosti pedagogov”,Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Novye gumanitarnye issledovanija,№ 3,pp.100–102(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»