Обычное определение воображения как познавательной способности создания образов, ранее не воспринимавшихся человеком, является чрезмерно узким. Воображение связано не только с формированием чувственных образов, но и с образованием понятий [1]. Воображение стоит также в связи с двойственными, образно-понятийными выражениями, играющими в одних случаях роль образов, а в других - понятий. Если же предполагается, что воображение способно давать только новые образы, но не новые понятия или своеобразные образно-понятийные единства, понятие воображения лишается прямого отношения к эволюционной эпистемологии, говорящей о развитии знания [2].
Воображение зависит от хода биологического созревания индивида, в процессе накопления индивидуального опыта [3]. В жизни ребенка воображение играет значительно большую роль, чем в жизни взрослого: оно проявляется гораздо чаще. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные [4].
В настоящее время центральным направлением в воспитании детей является личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учёта их гендерных особенностей [5].
«Гендером» называют представление своего биологического пола в социальном пространстве [6]. К двум годам ребёнок уже знает, мальчик он или девочка, хотя имеет пока достаточно смутное представление о различиях, а к 5-6 годам осознаёт необратимость своей принадлежности [7].
Проблема изучения гендерных особенностей воображения детей дошкольного возраста, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребёнка, психических половых различий и полоролевой дифференциации одна из важнейших и актуальных проблем психологии [8].
Воображение часто формирует символические, знаковые систем. Восприятие мира в его знаковости характеризуется как наиболее древний способ сохранения и передачи знания в его образной, художественной форме [9]. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. В детских снах и рисунках проявляются архетипические символы, у мальчиков это символы свободы и путешествий, символы врага, символы силы и борьбы, символы победы. У девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства, символы женственности, изящества, легкости, нежности, символы очага и домашнего уюта, символы достатка в доме, символы красоты [10].
Изучением развития воображения дошкольников занимались такие учёные как: Г. Айзенк, В.М. Бехтерев, В. Вундт, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.И. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и многие другие [11].
Нами проведен анализ научно-методической литературы по проблеме психолого-педагогических основ развития воображения у дошкольников, разработана модель, экспериментально проверена её эффективность. Программа развития воображения апробирована в экспериментальном режиме в условиях дошкольного образовательного учреждения и в работе с родителями [12 - 15].
Представляемое в этой статье исследование проводилось в естественных условиях, в группе старших дошкольников МДОУ ДС № 36 Копейского городского округа. В исследовании принимали участие 20 человек в возрасте 5-6,6 лет, 10 мальчиков и 10 девочек. Дети все эмоционально устойчивы, отношения в семье характеризуются взаимоуважением, доверием.
Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: фигурный тест Е.Торренса, «Вербальная фантазия» (речевое воображение), методика Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной «Свободный рисунок».
Обсудим далее результаты исследования.
Результаты методики диагностики фигурный тест Е.Торренса представлены на рис. 1.
Рис.1. Результаты исследования воображения детей по методике Е.Торренса
Полученные результаты показывают:
По – первому показателю беглость (творческая продуктивность) - многие дети из группы воодушевлённо брались за рисование, шестеро детей не смогли полностью справиться со всеми заданиями. Двое детей из группы отказались рисовать уже после 1 субтеста, ссылаясь на то, что не могут ничего больше придумать. Так как исследование проводилось в группе, то те, и кто не мог самостоятельно ничего придумать, старались подсмотреть у ребят, дополняя по – своему рисунок. Если рассматривать воображение по гендерным различиям детей, т.е. по – половому признаку, выясняется, что девочки более продуктивно выполняли задание в отличие от мальчиков. Девочки, более усидчивые, более заинтересованы в итоговом результате.
По – второму показателю оригинальность – среди оригинальных рисунков и названий к ним были отнесены: «яйцо – подарок»; «яйцо – инопланетянин»; «планета, а на ней цветы растут»; «цыплёнок вылупился», «продавщица кирпичей». Большая часть необычных, оригинальных рисунков, были нарисованы мальчиками, это говорит о том, что у мальчиков более развита способность к творческой деятельности, к фантазированию. У девочек рисунки стандартные, такие как лужайка с цветочками, дом с огородом, и т.д.
По – третьему показателю абстрактности названий видим очень низкий уровень, некоторые дети не знали, что именно нарисовали.
По – четвертому признаку сопротивление замыканию также наблюдается низкий уровень. В основном фигуры замыкались простым способом, но были и работы с дополнительными деталями снаружи. Как мальчики, так и девочки, показали примерно равные результаты. Это задание было непростым для детей.
По – пятому последнему признаку разработанности - дети получили разные результаты. Хотя работы детей различны по своему содержанию. Мальчики явно превосходят девочек в способности детально разрабатывать придуманные идеи.
По результатам проведённого исследования воображения у детей по методике Е.Торренса и выделения гендерных различий в общем видны очень низкие показатели творческого воображения.
Кроме этого были выделены 6 основных типов выполнения заданий на воображение детьми:
1. «нулевой» – ребенок не воспринимает задачу построения образа с использованием заданного объекта; чаще всего рисует рядом с эталоном, не используя его, или вовсе отказывается рисовать - 3 детей (2 мальчика и 1 девочка).
2. «отдельные объекты»: фигура достраивается до целого; результатом дорисовывания становится один схематически изображенный, не детализированный объект - 5 детей (4 мальчика и 1 девочка).
3. «объекты с деталями»: единичный образ наделен большим количеством деталей – 9 детей (5 мальчиков и 4 девочки).
4. «сюжеты»: детально дорисовывая предлагаемую фигуру, ребенок встраивает ее в сюжет, соотносит его с некоторой ситуацией – это комплексный образ – 3 детей (2 девочки и 1 мальчик).
5. «сюжет с добавлением объектов»: ребенок рисует несколько объектов, объединенных в сюжете; это образ – ансамбль – 1 девочка.
6. «включение»: заданная фигура включается как один из второстепенных элементов изображаемого объекта – 0 детей.
Результаты диагностики воображения с помощью теста «Вербальная фантазия» (речевое воображение) представлены на рис. 2.
Рис. 2 - Результаты исследования уровня развития воображения детей по методике «Вербальная фантазия» (речевое воображение)
По результатам исследования гендерных особенностей воображения детей по методике «Вербальная фантазия» характерны высокие показатели скорости процессов воображения, 45% детей отреагировали быстро на просьбу рассказать историю. Как мальчики, так и девочки по сути не имели различий в выполнении данного задания.
Необычность, оригинальность образов вызвали некоторое затруднение, 50% детей из группы пересказали то, что известно. Мальчики лучше справились с данным заданием, чем девочки. Их ответы более интересны, чем у девочек, но есть затруднения в вербальном выражении своих мыслей. Девочки гораздо развитие в этом компоненте.
Богатство фантазии (разнообразие образов) детей проявилось по-разному, средний балл получили 45% детей. Богатство фантазии у мальчиков, гораздо явнее выражено.
Низкие показатели глубины и проработанности (детализированность) образов получили 65% детей. Также низкие показатели впечатлительности и эмоциональности образов получили 60% детей. Следовательно, речемыслительные процессы детей слабо развиты.
В данной группе преобладают дети со средним и низким уровнем речевого развития воображения. Полученные данные свидетельствуют о небольших отличиях речевого развития воображения между мальчиками и девочками. Девочки более эмоциональны и впечатлительны, чем мальчики, но образы мальчиков более оригинальны и необычны, хотя им было сложнее выражать свои мысли.
Проведенное исследование показало:
- очень низкий уровень развития воображения выявлен у 30% детей (3 мальчика и 3 девочки);
- низкий уровень развития воображения был выявлен у 20% детей (2 мальчика и 2 девочки);
- средний уровень развития воображения составили 35% детей от общего количества (3 мальчика и 4 девочки);
- с высоким уровнем – 15% (2 мальчика и 1 девочка).
- очень высокий уровень развития речевого воображения не выявлен ни у одного ребёнка.
Далее была использована методика Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной, тест «Свободный рисунок». Полученные результаты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты исследования уровня сформированности воображения детей по методике «Свободный рисунок» Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной
Из полученных результатов исследования по методике «Свободный рисунок» видно, что в большинстве работ 9 из 20 рисунков исследуемой старшей группы (4 мальчика и 5 девочек) т. е. 45% соответствуют среднему уровню развития воображения. Дети придумали и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии, детали и образы рисунка проработаны средне.
На данном этапе исследования - было выявлено трое детей с высокими уровнями развития воображения (1 мальчик и 2 девочки), рисунки отличались эмоциональностью, красочностью и оригинальностью с неплохо проработанными деталями, хотя изображение не является совершенно новым.
Не были выявлены работы с очень высоким и очень низким уровнем развития воображения.
В остальных 8 работах старшей группы, т.е. 40% от общего числа работ - 5 мальчиков и 3 девочки слабо просматривается фантазия, не проработаны отдельные детали и элементы. Работы дошкольников не отличаются эмоциональностью и красочностью, что соответствует низкому уровню развития воображения. Девочки получили в среднем 3,3 балла, мальчики 3,6 баллов.
По данным результатам исследования у девочек уровень сформированности и развития воображения в данном возрасте выше, чем у мальчиков. Девочки легче сосредоточиваются и больше обдумывают свои действия. В тоже время, если рассматривать творческое воображение, где включается процесс фантазирования, то у мальчиков оно гораздо развитей.
Итак, комплексное проведённое исследование позволило не только выявить сформированность и гендерные различия у детей старшего дошкольного возраста, но и определить уровень развития воображения детей.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что в экспериментальной группе не выявлены существенные различия. Возможно - это связано с тем, что во время работы дети отвлекались, подсматривали друг к другу. В данной группе нет направленного развития воображения отдельно мальчиков и отдельно девочек. Вероятно, если бы выборка была больше, и исследование проводилось в двух отдельных группах мальчиков и девочек, в которых занимаются развитием воображения детей отталкиваясь от пола ребенка, то результаты были бы другими. Хотя по данным первичной обработки (результаты эмпирического исследования) видны различия в структуре гендерных особенностей воображения данной группы.
Во время проведения исследования, девочки, в отличии от мальчиков выполняли задания более продуктивно и старательно. Девочки, более усидчивые, более заинтересованы в итоговом результате. У девочек сформированность воображения выше, чем у мальчиков, но оно более стандартно и скуднее, если рассматривать с творческой стороны. Мальчики гораздо изобретательней, у них более развита фантазия, и нестандартное мышление. Результаты исследования мальчиков и девочек по показателям «вербальной креативности» несколько выше, чем по «невербальной креативности». Исключение составляет только результат исследования показателей вербальной беглости у девочек, который несколько ниже невербальной. Это связано с гендерными различиями, девочки дают меньше ответов за единицу времени, но удельный вес популярных ответов у них выше, чем у мальчиков.
Таким образом, так как в данной группе детей преобладает низкий уровень развития творческого воображения нужно давать задания на развитие невербального воображения, задания, которые способствуют развитию способов творческого воображения, артистические игры, которые способствуют развитию выразительных движений, эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков, и будут параллельно развивать речевое воображение.
Выводы: Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности. Важно учитывать половые различия в воспитании детей. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.