Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фёдорова
И.
В. Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 2 (февраль). – С.
141–145. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15053.htm.
Аннотация. В статье описывается последовательность работы по проектированию декоративного керамического изделия для студентов вуза специальности «Декоративно-прикладное искусство», специализация «Керамика».
Ключевые слова:
проектирование, керамика, стилизация, эскиз, анималистика, декоративная тарелка, ангобная роспись
Текст статьи
УДК001Фёдорова Ирина Владиславовна,старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксарыifart06@mail.ru
Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе
Аннотация.В статье описывается последовательность работы по проектированию декоративного керамического изделия для студентов вуза специальности «Декоративноприкладное искусство», специализация «Керамика».Ключевые слова: керамика, стилизация, проектирование, эскиз, анималистика, декоративная тарелка, ангобная роспись.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современная система образования предполагает формирование специалистов,обладающих профессиональными компетенциями, поэтому на формирование студента как компетентного, творчески активного, способного решать сложные профессиональные задачи специалиста в области современного декоративноприкладного искусства, развитие его художественноконструкторского креативного мышления в должной степени влияет методически правильно организованная работа над практическими заданиями дисциплин профессионального цикла.Все новые знания, понятия и композиционные приемы, представления о которых получены в теоретической части, последовательно отрабатываются на системе практических заданий, стимулирующихтворческий поиск, дальнейшее углубление знаний, развивающихсобственное художественное видение и открывающихпростор для самостоятельной исследовательской работы.Используя знания о качествах пластичных материалов, которые диктуют, соответственно, виды и способы декорирования, знания о формообразовании, будущий художниккерамист учится методически грамотно вести работу над проектами керамических изделий утилитарного и декоративного назначения на конкретно заданную тему.Рассмотрим последовательность выполнения практического задания на тему «Декоративная тарелка на анималистическую тему, выполненная в технике ангобной росписи» на примере работы Ольги Ушаковой,студентки первого курса ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (ДПИ, керамика). Выполнение задания можно условно разделить на две части: графическая часть(проектная)и изготовление изделия в материале,т. е. после того как будет выполнен эскизный проект будущего керамического изделия на бумаге, студент выполняет его полностью в материале, внося технологические поправки, тем самым получая бесценный опыт полноценного ведения проекта от эскиза до реального изделия.Примерные темы задания: «Зверь», «Птица», «Рыба».В этом задании ставится задача стилизации изображаемого животного и компоновки декоративного изображения в круге. Для начала необходимо ознакомиться с всевозможными решениями данной темы в современной керамике на примере работизвестных художниковкерамистов и студентов вуза, воспользовавшись для этого информацией из печатных изданий, Интернета и материалами методического фонда, атакже рассмотреть существующие работы на подобную тематику в декоративноприкладном искусстве народов мира и этносов России. УДК001После выбора темыстудент стилизует реальное изображение. О. Л. Голубева дает следующее определение понятия стилизация: «Стилизация–это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова)»[1].Поэтому,для того чтобы выполнить задачу, студенту необходимо изучить особенности строения животного, его пластику, характерные отличительные черты движения и окраски и начать работу над заданием с выполнения большого количества графических зарисовок выбранных представителей животного мира. А если в композиции будут задействованы другие элементы флоры или фауны, также следует изучить, зарисовать и проанализировать и их.
Рис.1. Этап зарисовок выбранных объектов
Зарисовки можно производить разными материалами(тушь, перо, карандаш, акварель, гуашь и др.).Результативной является работа с линией и пятном, так как минимум средствстимулирует к выявлению главного в силуэте и пластике. На этом этапе возможно иприменение цвета для выявления основных характеризующих цветовых соотношений.
Рис.2, 3. Этап зарисовок выбранных объектов
Далее, достаточно изучив натурный объект, можно перейти к работе над стилизацией изображения. Так какприродные формы,нарисованные с натуры, обычно перегружены информацией, деталями, обилием цветовых нюансов,здесь очень важно выявить ассоциативную характеризующую квинтэссенцию изображаемого представителя фауны, внимательно проанализировав полученную информацию и прибегнув к обобщению и упрощению изображаемых фигур по линии, пятну и цвету. УДК001
Рис.4. Этап стилизации и компоновки изображения в круге
Рис.5. Цветовые поиски
Следующим этапомработы над заданием является компоновка декоративного изображения в круге. Найденный ранее стилизованный образ, претерпевая изменения, вписывается в пространство, ограниченное кругом. Стоит заметить, что в композиционную систему могут быть включены элементы растительного мира, орнаментальные мотивы, стилизованные в едином ключе.«Для того чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство –композиционная пауза»[2].Подчиненность второстепенных деталей главному элементу композиции, её целостность, внутреннее единство также необходимо учитывать, переходя к работе над цветом и тоном композиции.Цвет–мощнейшее выразительное средство декоративной композиции, а наличие между цветами тональной разницы, разной степени насыщенностиобразует другое средство организации композиционного пространства –контраст.УДК001Контраст, как и цвет, придает композиции выразительную мощь, с помощью контраста легко выделить основные элементы, но наличие слишком резкого контраста или изобилие центров контрастных взаимоотношенийможет привести к нарушению целостности композиции, поэтому как дополнение к контрасту используетсянюанс –более спокойный контраст.
Рис.6. Поиски цветового решения и композиции
Рис.7. Поиски цветового решения
Переходя к завершающей стадии поиска цветового решения,необходимо обозначить специфику ангобной (цветными глинами) росписи иособенности её цветовых красителей, так как проектируется именно керамическое изделие. Следует отметить, что выбор небольшого количествацветов, при умелом их сочетании и тоновой раскладке, делает изделие более выразительным и благородным. К моменту УДК001выполнения окончательного варианта эскизного проекта студент должен определиться, в какой технике ангобирования предполагается исполнение данного изделия (роспись кистью, роспись из рожка, фляндровка, сграффито и пр.),и учитывать особенности этой ангобной техники. После завершения работы над эскизным проектом можно переходить к выполнению изделия непосредственно в материале. Данное изделие, тарелка, выполняется в технике формования на гончарном круге из гончарных масс (красные или белые безшамотные глины) с последующим декорированием ангобами, с применениемизученныхранее и опробованных техникдекорирования ангобами.
Рис. 8. Эскизный проект декоративных тарелок на анималистическую тематику. Выполнила О. Ушакова.Преп. И. В.Федорова
Итак, работа над созданием декоративного керамического изделия –это поэтапный многокомпонентный процесс:от эскизных зарисовок до выполнения реального изделия. Умения, полученные в результате такой последовательной работы, становятся основой в формировании высокопрофессиональногокомпетентного специалиста.
Ссылки на источники1.ГолубеваО. Л. Основы композиции: учеб. пособие. –2е изд.–М.: Изд. дом «Искусство», 2004. –С. 10.2.ЛогвиненкоГ. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ.вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. –С. 21.
Irina Fedorova,
Senior teacherat the chair of Fine Arts and Methodology of Teaching Fine Arts,Chuvash State Pedagogical UniversityafterI.Y. Yakovlev, Cheboksaryifart06@mail.ruThe methodological recommendations for university lessons of ceramicproducts designAbstract.The paperdescribes the sequence of actionsfor design of decorative ceramic products. The recommendations are given for students majoring in “Artsand crafts” and “Ceramics”.Key words:ceramics, stylization, design, sketch, animals, decorative plate, engobe painting.References1.Golubeva, O. L. (2004) Osnovy kompozicii: ucheb. posobie, 2e izd., Izd. dom “Iskusstvo”, Moscow, p.10 (in Russian).2.Logvinenko, G. M. (2005) Dekorativnaja kompozicija: ucheb. posobie dlja stud. vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti 030800 “Izobrazitel'noe iskusstvo”, Gumanitar. izd. centr VLADOS, Moscow, p. 21 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Методические рекомендации по проектированию декоративного керамического изделия на занятиях в вузе
Аннотация.В статье описывается последовательность работы по проектированию декоративного керамического изделия для студентов вуза специальности «Декоративноприкладное искусство», специализация «Керамика».Ключевые слова: керамика, стилизация, проектирование, эскиз, анималистика, декоративная тарелка, ангобная роспись.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современная система образования предполагает формирование специалистов,обладающих профессиональными компетенциями, поэтому на формирование студента как компетентного, творчески активного, способного решать сложные профессиональные задачи специалиста в области современного декоративноприкладного искусства, развитие его художественноконструкторского креативного мышления в должной степени влияет методически правильно организованная работа над практическими заданиями дисциплин профессионального цикла.Все новые знания, понятия и композиционные приемы, представления о которых получены в теоретической части, последовательно отрабатываются на системе практических заданий, стимулирующихтворческий поиск, дальнейшее углубление знаний, развивающихсобственное художественное видение и открывающихпростор для самостоятельной исследовательской работы.Используя знания о качествах пластичных материалов, которые диктуют, соответственно, виды и способы декорирования, знания о формообразовании, будущий художниккерамист учится методически грамотно вести работу над проектами керамических изделий утилитарного и декоративного назначения на конкретно заданную тему.Рассмотрим последовательность выполнения практического задания на тему «Декоративная тарелка на анималистическую тему, выполненная в технике ангобной росписи» на примере работы Ольги Ушаковой,студентки первого курса ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (ДПИ, керамика). Выполнение задания можно условно разделить на две части: графическая часть(проектная)и изготовление изделия в материале,т. е. после того как будет выполнен эскизный проект будущего керамического изделия на бумаге, студент выполняет его полностью в материале, внося технологические поправки, тем самым получая бесценный опыт полноценного ведения проекта от эскиза до реального изделия.Примерные темы задания: «Зверь», «Птица», «Рыба».В этом задании ставится задача стилизации изображаемого животного и компоновки декоративного изображения в круге. Для начала необходимо ознакомиться с всевозможными решениями данной темы в современной керамике на примере работизвестных художниковкерамистов и студентов вуза, воспользовавшись для этого информацией из печатных изданий, Интернета и материалами методического фонда, атакже рассмотреть существующие работы на подобную тематику в декоративноприкладном искусстве народов мира и этносов России. УДК001После выбора темыстудент стилизует реальное изображение. О. Л. Голубева дает следующее определение понятия стилизация: «Стилизация–это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова)»[1].Поэтому,для того чтобы выполнить задачу, студенту необходимо изучить особенности строения животного, его пластику, характерные отличительные черты движения и окраски и начать работу над заданием с выполнения большого количества графических зарисовок выбранных представителей животного мира. А если в композиции будут задействованы другие элементы флоры или фауны, также следует изучить, зарисовать и проанализировать и их.
Рис.1. Этап зарисовок выбранных объектов
Зарисовки можно производить разными материалами(тушь, перо, карандаш, акварель, гуашь и др.).Результативной является работа с линией и пятном, так как минимум средствстимулирует к выявлению главного в силуэте и пластике. На этом этапе возможно иприменение цвета для выявления основных характеризующих цветовых соотношений.
Рис.2, 3. Этап зарисовок выбранных объектов
Далее, достаточно изучив натурный объект, можно перейти к работе над стилизацией изображения. Так какприродные формы,нарисованные с натуры, обычно перегружены информацией, деталями, обилием цветовых нюансов,здесь очень важно выявить ассоциативную характеризующую квинтэссенцию изображаемого представителя фауны, внимательно проанализировав полученную информацию и прибегнув к обобщению и упрощению изображаемых фигур по линии, пятну и цвету. УДК001
Рис.4. Этап стилизации и компоновки изображения в круге
Рис.5. Цветовые поиски
Следующим этапомработы над заданием является компоновка декоративного изображения в круге. Найденный ранее стилизованный образ, претерпевая изменения, вписывается в пространство, ограниченное кругом. Стоит заметить, что в композиционную систему могут быть включены элементы растительного мира, орнаментальные мотивы, стилизованные в едином ключе.«Для того чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого, это может быть и свободное пространство –композиционная пауза»[2].Подчиненность второстепенных деталей главному элементу композиции, её целостность, внутреннее единство также необходимо учитывать, переходя к работе над цветом и тоном композиции.Цвет–мощнейшее выразительное средство декоративной композиции, а наличие между цветами тональной разницы, разной степени насыщенностиобразует другое средство организации композиционного пространства –контраст.УДК001Контраст, как и цвет, придает композиции выразительную мощь, с помощью контраста легко выделить основные элементы, но наличие слишком резкого контраста или изобилие центров контрастных взаимоотношенийможет привести к нарушению целостности композиции, поэтому как дополнение к контрасту используетсянюанс –более спокойный контраст.
Рис.6. Поиски цветового решения и композиции
Рис.7. Поиски цветового решения
Переходя к завершающей стадии поиска цветового решения,необходимо обозначить специфику ангобной (цветными глинами) росписи иособенности её цветовых красителей, так как проектируется именно керамическое изделие. Следует отметить, что выбор небольшого количествацветов, при умелом их сочетании и тоновой раскладке, делает изделие более выразительным и благородным. К моменту УДК001выполнения окончательного варианта эскизного проекта студент должен определиться, в какой технике ангобирования предполагается исполнение данного изделия (роспись кистью, роспись из рожка, фляндровка, сграффито и пр.),и учитывать особенности этой ангобной техники. После завершения работы над эскизным проектом можно переходить к выполнению изделия непосредственно в материале. Данное изделие, тарелка, выполняется в технике формования на гончарном круге из гончарных масс (красные или белые безшамотные глины) с последующим декорированием ангобами, с применениемизученныхранее и опробованных техникдекорирования ангобами.
Рис. 8. Эскизный проект декоративных тарелок на анималистическую тематику. Выполнила О. Ушакова.Преп. И. В.Федорова
Итак, работа над созданием декоративного керамического изделия –это поэтапный многокомпонентный процесс:от эскизных зарисовок до выполнения реального изделия. Умения, полученные в результате такой последовательной работы, становятся основой в формировании высокопрофессиональногокомпетентного специалиста.
Ссылки на источники1.ГолубеваО. Л. Основы композиции: учеб. пособие. –2е изд.–М.: Изд. дом «Искусство», 2004. –С. 10.2.ЛогвиненкоГ. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ.вузов, обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство». –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. –С. 21.
Irina Fedorova,
Senior teacherat the chair of Fine Arts and Methodology of Teaching Fine Arts,Chuvash State Pedagogical UniversityafterI.Y. Yakovlev, Cheboksaryifart06@mail.ruThe methodological recommendations for university lessons of ceramicproducts designAbstract.The paperdescribes the sequence of actionsfor design of decorative ceramic products. The recommendations are given for students majoring in “Artsand crafts” and “Ceramics”.Key words:ceramics, stylization, design, sketch, animals, decorative plate, engobe painting.References1.Golubeva, O. L. (2004) Osnovy kompozicii: ucheb. posobie, 2e izd., Izd. dom “Iskusstvo”, Moscow, p.10 (in Russian).2.Logvinenko, G. M. (2005) Dekorativnaja kompozicija: ucheb. posobie dlja stud. vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti 030800 “Izobrazitel'noe iskusstvo”, Gumanitar. izd. centr VLADOS, Moscow, p. 21 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук