Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крыжановская
Н.
В. Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 2 (февраль). – С.
136–140. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15052.htm.
Аннотация. В статье обоснована роль целеполагающей деятельности в формировании познавательно-профессиональной активности будущих педагогов-психологов, выявлена сущность процесса педагогического целеполагания, проанализированы уровни и этапы целеполагающей деятельности будущих педагогов-психологов, раскрыто содержание основных рабочих понятий, определены основные составляющие целеполагания в процессе формирования познавательно-профессиональной активности будущих педагогов-психологов.
Ключевые слова:
целеполагание, студенты, психолого-педагогические условия, познавательно-профессиональная активность
Текст статьи
УДК001Крыжановская Надежда Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинскkriganovskayanv@mail.ru
Формирование познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей
Аннотация.В статье обоснована роль целеполагающей деятельности в формировании познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов, выявлена сущность процесса педагогического целеполагания, проанализированы уровни и этапы целеполагающей деятельности будущих педагоговпсихологов,раскрыто содержание основных рабочих понятий, определеныосновные составляющие целеполагания в процессе формирования познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов.Ключевые слова: познавательнопрофессиональная активность, студенты, целеполагание, психологопедагогические условия.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Познавательнопрофессиональная активность –это личностное качество студента, проявляющееся в положительном отношении к учению, в инициативности и самостоятельности осуществления учебнопознавательной и учебнопрофессиональной деятельности, направленное на формирование профессиональной компетентности [1].Любая профессиональная деятельность предстает перед студентом (обучаемым, слушателем) в форме нормативноодобренногоспособа деятельности, в котором обобщен опыт предшественников. Осваивая будущую профессиональную деятельность, обучаемый превращает нормативноодобренный способ в индивидуальный способ деятельности. Процесс этого превращения есть формирование психологической системы деятельности.
Психологопедагогические концепции деятельности имеют в своей основе описания учебнопрофессиональной деятельности и направлены на разработку моделей будущих специалистов. Важным для нашего исследования является то, что познание деятельности можно рассматривать как разновидность когнитивной деятельности, предметом которой служит какаялибо деятельность [2]. Будучи деятельностью, это познание определенным образом построено и организовано, развивается и функционирует над всем действием своей потребностноцелостной сферы, существует в исторически сложившихся и развивающихся формах, обладает множествами характеристик и познается в теории и на практике. Основной функцией учебного познания являетсяприобретение студентом профессиональноважных качеств, а продуктом –готовность к предстоящей профессиональной деятельности [3].Сказанное позволяет нам сделать ряд обобщений:1.Учебная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки направлена на овладение комплексом специальных теоретических знаний и практических умений и навыков. Она осуществляется на основании постулатов взаимодействияактивности, нормативности и вариативности, анализа и синтеза. Всё это позволяет нам рассматривать деятельностный подход как методологическую основу нашего исследования.УДК0012.Деятельность есть специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, поэтому познавательнопрофессиональнаяактивность определяет качественную составляющую учебнопрофессиональной деятельности.3.Сложность, вариативность профессиональных ситуаций,решаемых в процессе обучения студентов, разнообразие приёмов будущей профессиональной деятельности требуют особой подготовки студентов в процессе обучения в педагогическом вузе. Это предполагает интеграцию вербальных и невербальных способов передачи информации, различных вариантов действий для формирования гибких структур умений, процедур развёртывания и свёртывания образцов действий.При этом возможно посредством специально организованных форм и методов обучения последовательно повышать уровень познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза: от низшего к высшему–творческой активности. Так как любой процесс развития предполагает переход от одного структурного уровня к другому, более сложному, то для установления качественного состояния развития познавательнопрофессиональной активности мы использовали разработанную В.И. Долговой модель поуровневого подхода к развитию личности, которая применительно к нашему исследованию предполагает развитие познавательнопрофессиональной активностикак качестваличности студента, реализуемого в учебной деятельности от уровня стихийноэмпирического (1йуровень) к эмпирическому (2йуровень), а затем к творческому (теоретический) (3йуровень) [4]. Эти уровнисоответствуют низкому, среднему и высокому уровням познавательной активности. Средний показатель развития познавательнопрофессиональной активности как качества личности, реализуемого в учебной деятельности,мы определяли, просуммировав индивидуальные показатели каждого студента и разделив их на количество студентов, участвующих в эксперименте. Реализуя поуровневый подход в нашем исследовании, развитие познавательнопрофессиональной активностистудентов педагогического вуза мыпредставилив виде системы взаимосвязанных функционально значимых качеств и компонентов: мотивационного, когнитивного, поведенческого, рефлексивного. Уровневые переходы обусловлены количественными и качественными изменениями элементов (знания, умения, владения) в зависимости от уровня развития стихийноэмпирического, эмпирического, теоретического и творческого потенциала студентов педагогического вуза.Успешность развития познавательнопрофессиональной активности во многом определяется степенью вовлечения студентов в целеполагающую деятельность по самоформированию данного качества. Познавательнопрофессиональная активностьбудущих педагоговпсихологовразвивается в том случае, еслиони получают удовлетворение от своего участия в учебнопрофессиональной деятельности. Именно потребность в совершенствовании профессиональных знаний и является основой активности. Поэтому при организации процесса формирования познавательнопрофессиональнойактивности у студентов педагогического вуза необходима целенаправленная деятельность всего профессорскопреподавательского состава, обеспечивающая формирование мотива достижения цели познания. Это позволит обучаемым достичь творческого уровня развития своей познавательнопрофессиональной активности на всех этапах обучения и в будущей профессиональной деятельности.Для нашего исследования важным является последовательное, целенаправленное изучение развития познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов, что в полной мере выполняет метод целеполагания «Дерево целей». УДК001Для формирования познавательнопрофессиональной активности важно то, что целеполагание может являться способом организации (и самоорганизации) деятельности студента в определенных педагогических целях.Чтобы понять, на каких этапах педагогического целеполаганияи каким образом происходит включение студентов в целеполагающую деятельность по формированию познавательнопрофессиональной активности, нам важно выяснить сущностьпроцесса педагогического целеполагания, проанализировать его этапы и разобраться, в соответствии с обобщенной схемой процесса целеполагания, в содержании действий профессорскопреподавательского состава педагогического вуза и студентов.Обычно целеполагание рассматривается как процесс постановки некоторым субъектом целей и задач для себя лично или для других субъектов. В общем случае этот процесс многократно повторяется. Результатом процесса целеполагания является цель –планируемый итог последующей деятельности субъекта. Деятельность, лишенная цели, непродуктивна, поэтому бессмысленна. Деятельность субъекта, никогда самостоятельно не ставящего себе цели, может управляться только извне. При необходимости самостоятельных действий деятельность такого субъектастановится хаотической, случайной, последствия ее могут быть разными–от потери ресурсов, напримервремени, до прямой катастрофы. Таким образом, процесс целеполагания является основой для организации любой деятельности [5]. Основой целеполагающей деятельности в процессе формирования и развития познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов является этап построения иерархии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимоподдерживаемых целей–«дерева целей». Названный термин в рамках теории обучения введен в научный оборотБ.С. Гершунским [6]. Под «деревом целей» следует понимать граф, его вершина–общие дидактические цели, иерархическая детализация которых для решения частных задач обучения происходит на более низких уровнях.Подготовка бакалавра психологопедагогического образования должна происходить не только на уровне профессиональных знаний, умений и навыков, но и с учетом развития познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза. Представим далее «дерево целей» исследования развития познавательнопрофессиональной активности у студентов педагогического вуза.
1.Генеральная цель:теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психологопедагогических условий развития познавательнопрофессиональной активности (далее –ППА) студентов педагогического вуза:1.1. Провести анализ состояния ППА.123451.11.21.32.12.22.42.333.13.23.34.14.24.34.44.55.15.25.35.4Генеральная цель4.6УДК0011.2. Теоретически обосновать возрастные особенности студентов.1.3. Обосновать методологические основы развития ППА.2.Дать сущностную характеристику процесса развития ППА:2.1.Раскрыть понятие «активность».2.2.Раскрыть понятие «познавательная активность».2.3.Раскрыть понятие «познавательнопрофессиональная активность».2.4. Показать соотношение понятий «активность» и «деятельность».3.Разработать модель психологопедагогических условий развития ППА студентов педагогического вуза:3.1.Разработать содержание компонентов.3.2. Разработать связи между этапами.3.3.Провести схематизацию модели.4.Разработать содержание,критерии, показатели и уровни развития ППА студентов педагогического вуза:4.1. Описать этапы исследования.4.2.Обосновать выбор методов исследования.
4.3.Обосновать выбор диагностического инструментария.4.4.Охарактеризовать уровни развития ППА.
4.5.Обосновать критерии и показатели развития ППА.4.6.Обосновать уровни модели развития ППА.5.Реализовать методы исследования, проанализировать результаты и программу развития познавательнопрофессиональной активности:5.1. Описать методы и результаты констатирующего эксперимента.5.2.Составить и реализоватьпрограмму развития ППА студентов педагогического вуза.5.3.Проанализировать результаты формирующего эксперимента.5.4.Составить психологопедагогические рекомендации по развитию ППА студентов педагогического вуза.Развитие познавательнопрофессиональнойактивности у будущих бакалавров психологопедагогического образования рассматривается нами как процесс постоянного движения и формирования, в основу которого положены следующие методологические идеи:
1)познавательнопрофессиональная активность рассматривается как процесс постоянного движения и развития; 2)познавательнопрофессиональная активность студента педагогического вуза формируется в учебнопрофессиональной деятельности; 3)анализ формирования познавательнопрофессиональной активности должен осуществляться с позиций системного, деятельностного подходов, учитывающих как психологопедагогические условия организации учебнопрофессиональной деятельности, так и особенности личности будущего педагогапсихолога.Для выявления основных параметров познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза и реализации психологопедагогических условийразвитияв нашем исследовании применен метод научного моделирования.В психологопедагогической литературе под «моделью» понимается представление способов обучения практической деятельности, основанное на личностно ориентированном подходе, с целью формирования какоголибо качества личности [7].Процесс развития познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза воплощается в смене этапов –от диагностического до результативного.УДК001Диагностический этап.Его задача –выявление имеющегося уровня развития познавательнопрофессиональной активности каждого студента и разработанность групповых и индивидуализированных обучающих программ на основе профессиональных задач и заданий, рассчитанных на определённый уровень учебнопрофессиональной деятельности. Установочный этап. Начинался и протекал практически параллельно с предыдущим. Задачи, которые решались на этом этапе:возбудить интерес к самостоятельной исследовательской и активной мыслительной деятельности через знакомство будущих психологов с методами учебнопрофессиональной, исследовательской и активной мыслительной деятельностями; обеспечить правильное понимание студентами сущности такой деятельности и её роли в подготовке к будущей профессии через проведение со студентами бесед и специальных семинаров.Обучающий этап.Основная цель данного этапа –вовлечение студентов в активную самостоятельную исследовательскую, научноисследовательскую и учебнопрофессиональную деятельность. Задачами его были: изучение студентами основ дисциплин гуманитарного цикла и специальных дисциплин по дальнейшему развитию познавательнопрофессиональной активности; вооружение студентов алгоритмами решения профессиональных типовых задач; самостоятельная работа по опосредованным источникам информации; выполнение различных учебнопрофессиональных заданий (индивидуальных, самостоятельных, творческих, контрольных); контроль и самоконтроль за выполнениемзаданий по освоению учебнопрофессиональной деятельности.Результативный этап.Этот этап протекал параллельно с предыдущим. Выделение его как отдельного этапа продиктовано необходимостью наблюдения динамики формирования развития познавательнопрофессиональной активности у студента на протяжении всего периода опытноэкспериментальной работы. Его основная задача –получение преподавателем информации об уровне развития познавательнопрофессиональной активности ииспользования её для коррекциикак управленческой деятельности преподавателя, так и учебнопрофессиональной деятельности студента. Промежуточные контрольные срезы проводились по окончании каждого семестра, диагностические контрольные работы –по окончании каждой темы. Выполнение студентами задач и заданий, рассчитанных на определённый уровень деятельности, индивидуальных заданий на самостоятельную подготовку, контрольных работ, творческих работ (рефераты, доклады, альтернативные задания и т.п.), результаты курсовых экзаменов в сочетании с методами наблюдения, анкетирования, беседы –всё это служило средствами получения информации на данном этапе [8].Для научного обоснования приемов развития познавательной активности существенное значение имеет анализ уровней ее развития. В классической дидактике исследователями главным образом выделяется три уровня познавательной активности обучающихся: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий. Первый уровень –воспроизводящая активность –характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения в сходной ситуации по известному образцу, с опорой на ограниченную систему научных понятий и логических связей, с житейской позицией в оценке явлений действительности. Воспроизводящая активность проявляется в практической деятельности по выполнению заданий (работа с печатным материалом, дидактическими средствами обучения, выполнение лабораторной работы по инструкции УДК001ит.д.), в систематическом выполнении домашней работы, в вопросах педагогу по содержанию изучаемого материала. Второй уровень –интерпретирующая активность –проявление обучающимся эпизодического стремления к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос. Характеризуется способностью обучающихся вести поиск оптимального решения учебныхзадач, опираясь на систему научных знаний и анализ конкретных условий. Основнойпоказательэтого уровня –большая устойчивость волевых усилий в познании сущности познаваемого явления, в овладении способами деятельности. Сущность деятельности педагога связана с использованием информационнопоисковых методов обучения, что и обеспечивает частичнопоисковый характер деятельности обучающегося. Третий уровень –творческая активность –характеризуется интересом и стремлением обучающихся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Особенность этого уровня активности –проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие интересы. Педагогическоесредстворазвития творческой активности обучающихся –организация их исследовательской деятельности. Творческий уровень характеризуется созидательнопреобразующей направленностью учебнопрофессиональной деятельности, способностью рационально использоватьтеоретические положения и закономерности на практике, социально значимыми результатами труда, отличающимися оригинальностью и новизной. Этому уровню активности студентов присущиспособность осуществлять перенос знаний и способов деятельности в условия, которые студентам не были известны, стремление проявлять устойчивый интерес к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения учебных и научных проблем.Таким образом, включение студентов в целеполагающую деятельность по формированию познавательнопрофессиональной активности способствует эффективной организации образовательного процесса в педагогическом вузе.
Ссылки на источники1.Dolgova V. I., Krizhanovskaya N. V. Рsychological and pedagogical conditions of cognitiveprofessional activity development of pedagogical high school students// ВекторнаукиТольяттинскогогосударственногоуниверситета. –2014.–№2(28). –С. 158–161.2.Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования познавательнопрофессиональной активности у студентов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.–2010.–№1.–С. 71–80. 3.Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Познавательнопрофессиональная активность студентов: монография. –М.: Перо, 2014. –205 с.4.Там же.5.Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессиональноважных качеств: монография.–Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. –314 с.6.Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике.–Киев,1974. –С.55.7.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности:учеб. пособие для студ.–М.: Академия.–2005.–400с.8.Кубрушко П.Ф., Мелентьева А.И., Назарова Л.И. Формирование профессиональнопознавательной активности студентов. Научноинформационный материал.–М.: Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина (ФГОУ ВПО МГАУ), 2010.–42с.
УДК001Nadezhda Kryzhanovskaya,
Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of Psychology,ChelyabinskState Pedagogical University, Chelyabinskkriganovskayanv@mail.ruFormation of cognitive professional activity of pedagogical universitystudents by means of “Tree of objectives” methodAbstract.The paperjustifiesthe role of goalsetting activities in formation of cognitive professionalactivity offuture teacherspsychologists;revealsthe essence of teaching goal setting;analyzes the stagesof goal settingof future teacherspsychologists;disclosesthe contents of main concepts;identifieskey components of goalsetting in processof formation of cognitive professional activity of future educational psychologists.Key words: cognitive professional activity, students, goal setting, psychological and pedagogical conditions.References1.Dolgova,V. I.&Krizhanovskaya,N. V. (2014) “Rsychological and pedagogicalconditions of cognitiveprofessional activity development of pedagogical high school students”,Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta,№ 2 (28), pp. 158–161(in Russian).2.Dolgova,V. I.&Kryzhanovskaja,N. V. (2010) “Metodologija modernizacii processov formirovanija poznavatel'noprofessional'noj aktivnosti u studentov”,Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 1, pp. 71–80(in Russian). 3.Dolgova,V. I.&Kryzhanovskaja,N. V. (2014) Poznavatel'noprofessional'naja aktivnost' studentov: monografija,Pero, Moscow, 205 p.(in Russian).4.Ibid.5.Dolgova,V. I.&Shajahmetova,V. K. (2009) Invariantnost' professional'novazhnyh kachestv: monografija,REKPOL, Cheljabinsk, 314 p.(in Russian).6.Gershunskij,B. S. (1974) Prognosticheskie metody v pedagogike,Kiev, p. 55(in Russian).7.Smirnov,S. D. (2005) Pedagogika i psihologija vysshego obrazovanija: ot dejatel'nosti k lichnosti: ucheb. posobie dlja stud., Akademija, Moscow, 400 p.(in Russian).8.Kubrushko, P. F., Melent'eva,A. I.&Nazarova,L. I. (2010) Formirovanie professional'nopoznavatel'noj aktivnosti studentov. Nauchnoinformacionnyj material,Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V. P. Gorjachkina (FGOU VPO MGAU), Moscow, 42p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Формирование познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей
Аннотация.В статье обоснована роль целеполагающей деятельности в формировании познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов, выявлена сущность процесса педагогического целеполагания, проанализированы уровни и этапы целеполагающей деятельности будущих педагоговпсихологов,раскрыто содержание основных рабочих понятий, определеныосновные составляющие целеполагания в процессе формирования познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов.Ключевые слова: познавательнопрофессиональная активность, студенты, целеполагание, психологопедагогические условия.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Познавательнопрофессиональная активность –это личностное качество студента, проявляющееся в положительном отношении к учению, в инициативности и самостоятельности осуществления учебнопознавательной и учебнопрофессиональной деятельности, направленное на формирование профессиональной компетентности [1].Любая профессиональная деятельность предстает перед студентом (обучаемым, слушателем) в форме нормативноодобренногоспособа деятельности, в котором обобщен опыт предшественников. Осваивая будущую профессиональную деятельность, обучаемый превращает нормативноодобренный способ в индивидуальный способ деятельности. Процесс этого превращения есть формирование психологической системы деятельности.
Психологопедагогические концепции деятельности имеют в своей основе описания учебнопрофессиональной деятельности и направлены на разработку моделей будущих специалистов. Важным для нашего исследования является то, что познание деятельности можно рассматривать как разновидность когнитивной деятельности, предметом которой служит какаялибо деятельность [2]. Будучи деятельностью, это познание определенным образом построено и организовано, развивается и функционирует над всем действием своей потребностноцелостной сферы, существует в исторически сложившихся и развивающихся формах, обладает множествами характеристик и познается в теории и на практике. Основной функцией учебного познания являетсяприобретение студентом профессиональноважных качеств, а продуктом –готовность к предстоящей профессиональной деятельности [3].Сказанное позволяет нам сделать ряд обобщений:1.Учебная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки направлена на овладение комплексом специальных теоретических знаний и практических умений и навыков. Она осуществляется на основании постулатов взаимодействияактивности, нормативности и вариативности, анализа и синтеза. Всё это позволяет нам рассматривать деятельностный подход как методологическую основу нашего исследования.УДК0012.Деятельность есть специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, поэтому познавательнопрофессиональнаяактивность определяет качественную составляющую учебнопрофессиональной деятельности.3.Сложность, вариативность профессиональных ситуаций,решаемых в процессе обучения студентов, разнообразие приёмов будущей профессиональной деятельности требуют особой подготовки студентов в процессе обучения в педагогическом вузе. Это предполагает интеграцию вербальных и невербальных способов передачи информации, различных вариантов действий для формирования гибких структур умений, процедур развёртывания и свёртывания образцов действий.При этом возможно посредством специально организованных форм и методов обучения последовательно повышать уровень познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза: от низшего к высшему–творческой активности. Так как любой процесс развития предполагает переход от одного структурного уровня к другому, более сложному, то для установления качественного состояния развития познавательнопрофессиональной активности мы использовали разработанную В.И. Долговой модель поуровневого подхода к развитию личности, которая применительно к нашему исследованию предполагает развитие познавательнопрофессиональной активностикак качестваличности студента, реализуемого в учебной деятельности от уровня стихийноэмпирического (1йуровень) к эмпирическому (2йуровень), а затем к творческому (теоретический) (3йуровень) [4]. Эти уровнисоответствуют низкому, среднему и высокому уровням познавательной активности. Средний показатель развития познавательнопрофессиональной активности как качества личности, реализуемого в учебной деятельности,мы определяли, просуммировав индивидуальные показатели каждого студента и разделив их на количество студентов, участвующих в эксперименте. Реализуя поуровневый подход в нашем исследовании, развитие познавательнопрофессиональной активностистудентов педагогического вуза мыпредставилив виде системы взаимосвязанных функционально значимых качеств и компонентов: мотивационного, когнитивного, поведенческого, рефлексивного. Уровневые переходы обусловлены количественными и качественными изменениями элементов (знания, умения, владения) в зависимости от уровня развития стихийноэмпирического, эмпирического, теоретического и творческого потенциала студентов педагогического вуза.Успешность развития познавательнопрофессиональной активности во многом определяется степенью вовлечения студентов в целеполагающую деятельность по самоформированию данного качества. Познавательнопрофессиональная активностьбудущих педагоговпсихологовразвивается в том случае, еслиони получают удовлетворение от своего участия в учебнопрофессиональной деятельности. Именно потребность в совершенствовании профессиональных знаний и является основой активности. Поэтому при организации процесса формирования познавательнопрофессиональнойактивности у студентов педагогического вуза необходима целенаправленная деятельность всего профессорскопреподавательского состава, обеспечивающая формирование мотива достижения цели познания. Это позволит обучаемым достичь творческого уровня развития своей познавательнопрофессиональной активности на всех этапах обучения и в будущей профессиональной деятельности.Для нашего исследования важным является последовательное, целенаправленное изучение развития познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов, что в полной мере выполняет метод целеполагания «Дерево целей». УДК001Для формирования познавательнопрофессиональной активности важно то, что целеполагание может являться способом организации (и самоорганизации) деятельности студента в определенных педагогических целях.Чтобы понять, на каких этапах педагогического целеполаганияи каким образом происходит включение студентов в целеполагающую деятельность по формированию познавательнопрофессиональной активности, нам важно выяснить сущностьпроцесса педагогического целеполагания, проанализировать его этапы и разобраться, в соответствии с обобщенной схемой процесса целеполагания, в содержании действий профессорскопреподавательского состава педагогического вуза и студентов.Обычно целеполагание рассматривается как процесс постановки некоторым субъектом целей и задач для себя лично или для других субъектов. В общем случае этот процесс многократно повторяется. Результатом процесса целеполагания является цель –планируемый итог последующей деятельности субъекта. Деятельность, лишенная цели, непродуктивна, поэтому бессмысленна. Деятельность субъекта, никогда самостоятельно не ставящего себе цели, может управляться только извне. При необходимости самостоятельных действий деятельность такого субъектастановится хаотической, случайной, последствия ее могут быть разными–от потери ресурсов, напримервремени, до прямой катастрофы. Таким образом, процесс целеполагания является основой для организации любой деятельности [5]. Основой целеполагающей деятельности в процессе формирования и развития познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов является этап построения иерархии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимоподдерживаемых целей–«дерева целей». Названный термин в рамках теории обучения введен в научный оборотБ.С. Гершунским [6]. Под «деревом целей» следует понимать граф, его вершина–общие дидактические цели, иерархическая детализация которых для решения частных задач обучения происходит на более низких уровнях.Подготовка бакалавра психологопедагогического образования должна происходить не только на уровне профессиональных знаний, умений и навыков, но и с учетом развития познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза. Представим далее «дерево целей» исследования развития познавательнопрофессиональной активности у студентов педагогического вуза.
1.Генеральная цель:теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психологопедагогических условий развития познавательнопрофессиональной активности (далее –ППА) студентов педагогического вуза:1.1. Провести анализ состояния ППА.123451.11.21.32.12.22.42.333.13.23.34.14.24.34.44.55.15.25.35.4Генеральная цель4.6УДК0011.2. Теоретически обосновать возрастные особенности студентов.1.3. Обосновать методологические основы развития ППА.2.Дать сущностную характеристику процесса развития ППА:2.1.Раскрыть понятие «активность».2.2.Раскрыть понятие «познавательная активность».2.3.Раскрыть понятие «познавательнопрофессиональная активность».2.4. Показать соотношение понятий «активность» и «деятельность».3.Разработать модель психологопедагогических условий развития ППА студентов педагогического вуза:3.1.Разработать содержание компонентов.3.2. Разработать связи между этапами.3.3.Провести схематизацию модели.4.Разработать содержание,критерии, показатели и уровни развития ППА студентов педагогического вуза:4.1. Описать этапы исследования.4.2.Обосновать выбор методов исследования.
4.3.Обосновать выбор диагностического инструментария.4.4.Охарактеризовать уровни развития ППА.
4.5.Обосновать критерии и показатели развития ППА.4.6.Обосновать уровни модели развития ППА.5.Реализовать методы исследования, проанализировать результаты и программу развития познавательнопрофессиональной активности:5.1. Описать методы и результаты констатирующего эксперимента.5.2.Составить и реализоватьпрограмму развития ППА студентов педагогического вуза.5.3.Проанализировать результаты формирующего эксперимента.5.4.Составить психологопедагогические рекомендации по развитию ППА студентов педагогического вуза.Развитие познавательнопрофессиональнойактивности у будущих бакалавров психологопедагогического образования рассматривается нами как процесс постоянного движения и формирования, в основу которого положены следующие методологические идеи:
1)познавательнопрофессиональная активность рассматривается как процесс постоянного движения и развития; 2)познавательнопрофессиональная активность студента педагогического вуза формируется в учебнопрофессиональной деятельности; 3)анализ формирования познавательнопрофессиональной активности должен осуществляться с позиций системного, деятельностного подходов, учитывающих как психологопедагогические условия организации учебнопрофессиональной деятельности, так и особенности личности будущего педагогапсихолога.Для выявления основных параметров познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза и реализации психологопедагогических условийразвитияв нашем исследовании применен метод научного моделирования.В психологопедагогической литературе под «моделью» понимается представление способов обучения практической деятельности, основанное на личностно ориентированном подходе, с целью формирования какоголибо качества личности [7].Процесс развития познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза воплощается в смене этапов –от диагностического до результативного.УДК001Диагностический этап.Его задача –выявление имеющегося уровня развития познавательнопрофессиональной активности каждого студента и разработанность групповых и индивидуализированных обучающих программ на основе профессиональных задач и заданий, рассчитанных на определённый уровень учебнопрофессиональной деятельности. Установочный этап. Начинался и протекал практически параллельно с предыдущим. Задачи, которые решались на этом этапе:возбудить интерес к самостоятельной исследовательской и активной мыслительной деятельности через знакомство будущих психологов с методами учебнопрофессиональной, исследовательской и активной мыслительной деятельностями; обеспечить правильное понимание студентами сущности такой деятельности и её роли в подготовке к будущей профессии через проведение со студентами бесед и специальных семинаров.Обучающий этап.Основная цель данного этапа –вовлечение студентов в активную самостоятельную исследовательскую, научноисследовательскую и учебнопрофессиональную деятельность. Задачами его были: изучение студентами основ дисциплин гуманитарного цикла и специальных дисциплин по дальнейшему развитию познавательнопрофессиональной активности; вооружение студентов алгоритмами решения профессиональных типовых задач; самостоятельная работа по опосредованным источникам информации; выполнение различных учебнопрофессиональных заданий (индивидуальных, самостоятельных, творческих, контрольных); контроль и самоконтроль за выполнениемзаданий по освоению учебнопрофессиональной деятельности.Результативный этап.Этот этап протекал параллельно с предыдущим. Выделение его как отдельного этапа продиктовано необходимостью наблюдения динамики формирования развития познавательнопрофессиональной активности у студента на протяжении всего периода опытноэкспериментальной работы. Его основная задача –получение преподавателем информации об уровне развития познавательнопрофессиональной активности ииспользования её для коррекциикак управленческой деятельности преподавателя, так и учебнопрофессиональной деятельности студента. Промежуточные контрольные срезы проводились по окончании каждого семестра, диагностические контрольные работы –по окончании каждой темы. Выполнение студентами задач и заданий, рассчитанных на определённый уровень деятельности, индивидуальных заданий на самостоятельную подготовку, контрольных работ, творческих работ (рефераты, доклады, альтернативные задания и т.п.), результаты курсовых экзаменов в сочетании с методами наблюдения, анкетирования, беседы –всё это служило средствами получения информации на данном этапе [8].Для научного обоснования приемов развития познавательной активности существенное значение имеет анализ уровней ее развития. В классической дидактике исследователями главным образом выделяется три уровня познавательной активности обучающихся: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий. Первый уровень –воспроизводящая активность –характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения в сходной ситуации по известному образцу, с опорой на ограниченную систему научных понятий и логических связей, с житейской позицией в оценке явлений действительности. Воспроизводящая активность проявляется в практической деятельности по выполнению заданий (работа с печатным материалом, дидактическими средствами обучения, выполнение лабораторной работы по инструкции УДК001ит.д.), в систематическом выполнении домашней работы, в вопросах педагогу по содержанию изучаемого материала. Второй уровень –интерпретирующая активность –проявление обучающимся эпизодического стремления к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос. Характеризуется способностью обучающихся вести поиск оптимального решения учебныхзадач, опираясь на систему научных знаний и анализ конкретных условий. Основнойпоказательэтого уровня –большая устойчивость волевых усилий в познании сущности познаваемого явления, в овладении способами деятельности. Сущность деятельности педагога связана с использованием информационнопоисковых методов обучения, что и обеспечивает частичнопоисковый характер деятельности обучающегося. Третий уровень –творческая активность –характеризуется интересом и стремлением обучающихся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Особенность этого уровня активности –проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие интересы. Педагогическоесредстворазвития творческой активности обучающихся –организация их исследовательской деятельности. Творческий уровень характеризуется созидательнопреобразующей направленностью учебнопрофессиональной деятельности, способностью рационально использоватьтеоретические положения и закономерности на практике, социально значимыми результатами труда, отличающимися оригинальностью и новизной. Этому уровню активности студентов присущиспособность осуществлять перенос знаний и способов деятельности в условия, которые студентам не были известны, стремление проявлять устойчивый интерес к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения учебных и научных проблем.Таким образом, включение студентов в целеполагающую деятельность по формированию познавательнопрофессиональной активности способствует эффективной организации образовательного процесса в педагогическом вузе.
Ссылки на источники1.Dolgova V. I., Krizhanovskaya N. V. Рsychological and pedagogical conditions of cognitiveprofessional activity development of pedagogical high school students// ВекторнаукиТольяттинскогогосударственногоуниверситета. –2014.–№2(28). –С. 158–161.2.Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования познавательнопрофессиональной активности у студентов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.–2010.–№1.–С. 71–80. 3.Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Познавательнопрофессиональная активность студентов: монография. –М.: Перо, 2014. –205 с.4.Там же.5.Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессиональноважных качеств: монография.–Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. –314 с.6.Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике.–Киев,1974. –С.55.7.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности:учеб. пособие для студ.–М.: Академия.–2005.–400с.8.Кубрушко П.Ф., Мелентьева А.И., Назарова Л.И. Формирование профессиональнопознавательной активности студентов. Научноинформационный материал.–М.: Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина (ФГОУ ВПО МГАУ), 2010.–42с.
УДК001Nadezhda Kryzhanovskaya,
Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of Psychology,ChelyabinskState Pedagogical University, Chelyabinskkriganovskayanv@mail.ruFormation of cognitive professional activity of pedagogical universitystudents by means of “Tree of objectives” methodAbstract.The paperjustifiesthe role of goalsetting activities in formation of cognitive professionalactivity offuture teacherspsychologists;revealsthe essence of teaching goal setting;analyzes the stagesof goal settingof future teacherspsychologists;disclosesthe contents of main concepts;identifieskey components of goalsetting in processof formation of cognitive professional activity of future educational psychologists.Key words: cognitive professional activity, students, goal setting, psychological and pedagogical conditions.References1.Dolgova,V. I.&Krizhanovskaya,N. V. (2014) “Rsychological and pedagogicalconditions of cognitiveprofessional activity development of pedagogical high school students”,Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta,№ 2 (28), pp. 158–161(in Russian).2.Dolgova,V. I.&Kryzhanovskaja,N. V. (2010) “Metodologija modernizacii processov formirovanija poznavatel'noprofessional'noj aktivnosti u studentov”,Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 1, pp. 71–80(in Russian). 3.Dolgova,V. I.&Kryzhanovskaja,N. V. (2014) Poznavatel'noprofessional'naja aktivnost' studentov: monografija,Pero, Moscow, 205 p.(in Russian).4.Ibid.5.Dolgova,V. I.&Shajahmetova,V. K. (2009) Invariantnost' professional'novazhnyh kachestv: monografija,REKPOL, Cheljabinsk, 314 p.(in Russian).6.Gershunskij,B. S. (1974) Prognosticheskie metody v pedagogike,Kiev, p. 55(in Russian).7.Smirnov,S. D. (2005) Pedagogika i psihologija vysshego obrazovanija: ot dejatel'nosti k lichnosti: ucheb. posobie dlja stud., Akademija, Moscow, 400 p.(in Russian).8.Kubrushko, P. F., Melent'eva,A. I.&Nazarova,L. I. (2010) Formirovanie professional'nopoznavatel'noj aktivnosti studentov. Nauchnoinformacionnyj material,Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V. P. Gorjachkina (FGOU VPO MGAU), Moscow, 42p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»