Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барышникова Е. В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15066.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. В ней дается понятие «психологическая адаптация», рассматриваются виды адаптации, раскрываются факторы, влияющие на адаптацию детей к дошкольному образовательному учреждению, даются рекомендации по профилактике дезадаптации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Барышникова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»,г. Челябинскe.v.baryshnikova@mail.ru

Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Аннотация. Статья посвящена изучению психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. В ней дается понятие «психологическая адаптация», рассматриваются виды адаптации, раскрываются факторы, влияющие на адаптацию детей к дошкольному образовательному учреждению, даются рекомендации по профилактике дезадаптации.Ключевые слова: адаптация, психологическая адаптация, дети раннего возраста, дошкольное образовательное учреждение, профилактика дезадаптации.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирует образовательные учреждения на «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [1]. Создание таких условий возможно только в процессе социализации и именно в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В связи с этим уже в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовывать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями, психическим и физическим развитием воспитанников, формировать у них первоначальные навыки социализации. Основой социального развития и формирования взаимоотношений со сверстниками является ранний детский возраст. От того, как будет проходить адаптация детей в этом возрасте к ДОУ, будет зависеть и дальнейшая адаптация детей к среднему образовательному учреждению и выстраиванию взаимоотношений на последующих этапах обучения.Под психологической адаптацией Т.В. Костяк понимает приспособление человека к требованиям общества в соответствии со своими интересами и нуждами [2]. Анализ психологопедагогической литературы свидетельствует о том, что в педагогической и психологической науке и практике накоплен достаточный опытпо подготовке детей к поступлению в ДОУ. Так, данная проблема рассматривается в следующих аспектах:изучение психологической адаптации (Т.В. Костяк, А. Остроухова и др.) [3];изучение взаимодействия сотрудников ДОУ и семьи (В.И.Долгова,Т.А.Доронова,О.Г. Заводчикова и др.) [4];особенности нравственного развития дошкольников и их проявление в адаптационный период (В.И. Долгова, Р.В. Овчарова, Г. Пантюхина и др.) [5];разработка диагностического инструментария по изучению адаптации детей к ДОУ (Л.В. Белкина, В.Н. Белкина, Н.В. Соколовская и др.)[6; 7]; выявление условий благоприятной адаптации дошкольников к ДОУ (Е.В.Бурмистрова, Н.В. Кирюхина, И.В. Лапина, А.С. Русаков и др.), [8; 9; 10; 11].Однако необходимо отметить тот факт, что исследований по проблеме адаптации детей 2–3летнего возраста к дошкольному образовательному учреждению недостаточно. Данный факт актуализирует обозначившуюся проблему исследования.УДК001Адаптация является сложным процессом приспособления организма к новым социальным условиям, которое сопровождается эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении, в физическом и психическом развитии. В указанных выше исследованиях ученых отмечается, что основными трудностями для детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ являются следующие: взаимоотношения со взрослыми, отличные от взаимоотношений с родителями; необходимость соблюдать режим дня; отсутствие родителей в период пребывания детей в ДОУ; присутствие незнакомых детей и взрослых; необходимость выполнять требования взрослых; постоянный контакт с большим количеством сверстников; уменьшение персонального внимания со стороны взрослых. Следует отметить, что трудности, с которыми сталкиваются дети раннего возраста в период адаптации, могут привести к неблагоприятной ее форме –дезадаптации. Поэтому важным направлением в работе сотрудников ДОУ является организация и проведение диагностического обследования с целью изучения степени адаптации детей раннего возраста к ДОУ.Е.И. Богатыревой (научное руководство автора) было проведено исследование по изучению адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Исследование проводилось на базе  МДОУ ДС № 25  г. Коркино. В исследовании приняли участие 8 девочек и 7 мальчиков в возрасте от 2 до 3 лет. В результате беседы с воспитателем, психологом и медицинским работником было установлено, что все воспитанники из благополучных семей и не имеют физических или психических нарушений. С целью изучения адаптации детей раннего возраста к ДОУ были применены анкета «Психологопедагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (К.Л.Печора) и методика «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» (Е.И.Морозова). Проанализируем полученные результаты  констатирующего эксперимента. Они представлены на рис.1 и 2.

Рис. 1. Результаты исследования адаптации детей к ДОУ по анкете «Психологопедагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (К.Л. Печора)

Как видно из рис.1, детей с тяжелой степенью адаптации всего 6%, у 58% детей отмечается средняя степень адаптации,и 36% детей имеют легкую степень адаптации. Сравним эти данные с результатами исследования, полученными по методике «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» (Е.И.Морозова). Из рис.2 видно, что по методике Е.И. Морозовой получены данные, свидетельствующие в основном также о благоприятной адаптации детей к ДОУ. Так, детей с тяжелой степенью адаптации 12%, у 52% детей отмечается средняя степень адаптации,и легкую степень адаптации имеют 36% обследуемых детей.

36%58%6%количество испытуемых, %

степени адаптации

легкаясредняятяжелаяУДК001

Рис.2. Результаты исследования адаптации детей к ДОУ по методике «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» (Е. И. Морозова)

В исследованиях ученых описываются критерии определения готовности детей к ДОУ. К ним относят: эмоциональное состояние ребенка, социальные контакты, сон, аппетит [8; 9]. С учетом данных критериев охарактеризуем детей с различной степенью адаптации к ДОУ.У детейс легкой степенью адаптации преобладает хорошее настроение, они интересуются сверстниками и сами идут на контакт со взрослыми. Признаки невротических реакций у таких детей не наблюдаются, отношения с близкими не нарушены, они редко болеют, не отказываются от еды и спокойно укладываются спать. Дети со средней степенью адаптации характеризуются адекватным поведением. Однако в основном проявляют безразличие по отношению к сверстникам, хотя и не отказываются от общения с ними. Речевое развитие у таких детей замедляется, отмечается снижение аппетита и нарушения сна. Категория детей с тяжелой степенью адаптации, как правило, избегает общения со сверстниками, не идет на контакт со взрослыми, проявляет агрессию. У таких детей наблюдаются нарушения эмоционального состояния, выражающиеся в длительном плаче во время бодрствования или крике во время сна. У них преобладает снижение аппетита или отказ от еды, замедление речевого развития и двигательной активности. Как правило, дети с такой степенью адаптации часто болеют респираторными заболеваниями.Таким образом, проведенное исследование позволило установить преобладание небольшого процента детей с тяжелой степенью адаптации. Так, по методике «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» (Е.И.Морозова) таких детей преобладает в группе 12%;6% детей раннего возраста было выявлено в результате анкетирования (анкета К.Л.Печора). Несмотря на точто детей с тяжелой степенью адаптации было выявлено немного, прежде всегоследует обратить особое внимание именно на таких детей, чтобы на первом этапе привыкания к ДОУ предупредить начальные формы проявления дезадаптации (нарушения дисциплины и сна, взаимоотношений со сверстниками и др.).Для того чтобы психологическая адаптация детей раннего возраста в ДОУ была благоприятной, необходимо учитывать определенные факторы, способствующие успешной социализации детей в ДОУ. В своих исследованиях Т.В. Костяк рассматривает такие факторы, к которым он, прежде всего, относит особенности развития 36%52%12%количество испытуемых, %

степениадаптациилегкаясредняяУДК001ребенка, характеристики семейной ситуации, социальную педагогическую среду дошкольного учреждения [10]. С учетом данных факторов, исследований ученых по рассматриваемой проблеме, личного опыта, опыта преподавания у бакалавров психологопедагогического направления дисциплины «Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению» нами были разработаны рекомендации по профилактикедезадаптации детей раннего возраста к ДОУ. Рассмотрим некоторые из них. Подготовку детей к ДОУ нужноначинать до поступления в ДОУ. С этой целью необходимо проводить профилактику простудных заболеваний и по совету медицинских работников укреплять иммунитет ребенка. Пробудить интерес у ребенка к ДОУ помогут прогулки возле детской площадки ДОУ, рассказы о том, что такое детский сад и зачем его посещают дети. Особое внимание родителям следует обратить на организацию режима дня и питания ребенка, поступающего в детский сад, на период поступления ребенка в ДОУ. Исследования психологов показывают, что благоприятным периодом для поступления ребенка раннего возраста в ДОУ является конец августа или начало сентября. Первый день посещения ребенком ДОУ лучше планировать посреди недели, например в среду или четверг. Психологи не рекомендуют одновременно с определением ребенка в ДОУ начинать дополнительные занятия в кружках и секциях. В первую неделю посещения ребенком ДОУ следует обращать особое внимание на психологические детерминанты его телеснопсихического здоровья [11]. Желательно в первый день отвести ребенка в детский сад с его любимой игрушкой, которая будет защищать его и эмоционально поддерживать в течение первых дней пребывания в ДОУ. Если ребенок тяжело расстается с мамой, то лучше, чтобы в первое время его в детский сад отводил тот, с кем ему легче расстаться. В период адаптации детей раннего возраста к ДОУ необходимо, чтобы благоприятная обстановка была не только в ДОУ, но и дома. В этот период следует эмоционально поддерживать своего ребенка, чаще обнимать, больше времени проводить в совместных играх. В первые дни, забирая ребенка из детского сада, необходимо интересоваться его успехами, тем, как прошёл его день.Практика показывает, что адаптация детей в течение первого месяца должна происходить в индивидуальном режиме, начиная с 2–3часового пребывания в ДОУ до постепенного увеличения времени пребывания в ДОУ на1–2 часа в день. Выводы.Нами было проведено исследование по изучению психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Особое внимание в этом направлении следует обратить на детскородительские отношения, поскольку основные проблемы адаптации, как отмечают ученые, связаны именно с нарушениями общения в системе «родитель –ребенок». Влияние детскородительских отношений на психологическую адаптацию детей раннего возраста к ДОУ и будет предметом нашего дальнейшего исследования.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». –Новосибирск: Норматика, 2013. –С. 10.2.Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. –М.: Академия, 2008. –170 с. 3.Там же.4.Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Кондратьева О. А., Шумакова О. А. Психологопедагогическое сопровождение детскородительских отношений: монография. –М.: Буки Веди, 2012. –152 с.УДК0015.Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник ЧГПУ. –2014. –№6. –С. 40–48.6.Пантюхина Г., Печора К., Голубева Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. –М.: Владос, 2010.–172 с.7.Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. –Волгоград: Учитель, 2011. –188 с.8.Костяк Т. В. Указ. соч.9.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие. –М.: АйрисПресс, 2005. –109 с.10.Костяк Т. В. Указ. соч.11.ДолговаВ.И. Некоторыебиосоциальныехарактеристикителеснопсихическогоздоровьядошкольников// BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POSTINDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES:Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08 –August 14, 2013). Chief editor –Pavlov V. V. –L., 2013. –С. 33–34.

Elena Baryshnikova,

Сandidate of PedagogicSciences, Аssociate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinske.v.baryshnikova@mail.ruStudy of psychological adjustment of young children to preschool educational institutionAbstract. The paperis devoted to psychological adjustment of young children to preschool educational institution. It gives the concept of “psychological adaptation”, explores the types of adaptation, reveals the factors influencing on adaptation of children to preschool educational institution, and providesrecommendations for maladjustmentprevention.Keywords:adaptation, psychological adaptation, early childhood, preschool educational institution, maladjustmentprevention.References1.(2013) Federal'nyj zakon “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii”,Normatika, Novosibirsk,p.10(in Russian).2.Kostjak,T.V.(2008)Psihologicheskaja adaptacija rebenka v detskom sadu,Akademija, Moscow, 170p.(in Russian).3.Ibid.4.Dolgova,V. I., Kapitanec,E. G., Kondrat'eva,O. A.&Shumakova,O. A. (2012) Psihologopedagogicheskoe soprovozhdenie detskoroditel'skih otnoshenij: monografija,Buki Vedi, Moscow, 152p. (in Russian).5.Dolgova,V. I.&Ovcharova,R. V. (2014) “Psihologicheskie determinanty nravstvennogo razvitija doshkol'nika”,Vestnik ChGPU,№ 6,pp. 40–48 (in Russian).6.Pantjuhina,G., Pechora, K. &Golubeva,L. (2010) Deti rannego vozrasta v doshkol'nyh uchrezhdenijah,Vlados, Moscow,172 p. (in Russian).7.Sokolovskaja,N. V. (2011) Adaptacija rebjonka k uslovijam detskogosada: upravlenie processom, diagnostika, rekomendacii, Uchitel', Volgograd,188 p. (in Russian).8.Kostjak,T.V.(2008)Op. cit.9.Kirjuhina,N. V. (2005) Organizacija i soderzhanie raboty po adaptacii detej v DOU: prakt. posobie,AjrisPress, Moscow,109 p.(in Russian).10.Kostjak,T.V.(2008)Op. cit.11.Dolgova,V. I. (2013) “Nekotorye biosocial'nye harakteristiki telesnopsihicheskogo zdorov'ja doshkol'nikov”,BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POSTINDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES: Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08 –August 14, 2013). Chief editor –Pavlov V. V,L., pp.33–34(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»