Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крыжановская Н. В., Скоробогатая А. Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 146–150. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15084.htm.
Аннотация. В статье показано, что именно особенности эмоциональной устойчивости личности приводят к развитию синдрома эмоционального выгорания; предупреждение развития этого синдрома предложено начинать с формирования познавательно профессиональной активности личности еще на этапе вузовской подготовки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Крыжановская Надежда Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскkriganovskyanv@mail.ru

Скоробогатая Анастасия Дмитриевна, магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскmatrix_alisa@mail.ru

Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания

Аннотация. В статье показано, что именно особенности эмоциональной устойчивостиличности приводят к развитию синдрома эмоционального выгорания; предупреждение развития этого синдрома предложено начинать с формирования познавательно профессиональной активности личности еще на этапе вузовской подготовки.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоциональное выгорание, потребность в достижении, познавательно профессиональная активность.Раздел: (02) комплексноеизучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Сохранить психологическое здоровье, предупредить возникновение негативных эмоциональных состояний и развития синдрома эмоционального выгорания, не допустить деформации личности возможно при условии наличия такого значимого качества личности, как эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость –это свойство личности, проявляющееся в напряжённых условиях её деятельности в виде стабильных эмоций, способствующих сохранению направленности и характера действий, адекватных ситуации и целям осуществляющего их человека [1].Эмоциональная устойчивость человека тесно связана с результатом его действий, то есть успешностью или не успешностью достижения поставленной им цели.По мнению В.И. Долговой,эмоциональнаяустойчивость, с одной стороны,результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой − системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности [2].Существуют две основные группы факторов эмоциональной устойчивости личности: внешние и внутренние.К внешним факторам, вызывающим отрицательное эмоциональное состояние человека, разрушающее его деятельность и исключающее возможность адекватного поведения, относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.К внутренним факторам эмоциогенности относят:1)эмоциональнофизиологическую реактивность (возбудимость) человека;2)физиологическую организацию, свойства нервной системы организма;3)приобретённые в процессе жизни человека эмоциональные свойства.УДК001Эмоциональная неустойчивость –это неумение регулировать свое эмоциональное состояние. Проявляется в повышенной или высокой тревожности, напряженности, неумениисправляться со стрессами и стрессовыми ситуациями, что и способствует выгоранию. Эмоциональное выгорание –это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.«Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же времямогут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, состоянии здоровья и отношениях с коллегами [3].Психолог Р. Кончюнас рассматривал эмоциональное выгорание как сложный психофизиологический феномен, который определял как эмоциональное истощение изза продолжительной эмоциональной нагрузки в процессе работы. К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту изза чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений [4].Синдром эмоционального выгорания выражается, согласно А.Н. Моховикову, в психической и физической усталости, ощущении несостоятельности, нежелании идти на работу, раздражительности, агрессивности, ощущении незначимости решаемых проблем, сомнении в эффективности выполняемой работы, стремлении сменить профессию и жалости к себе. Проявление синдрома в профессиональной деятельности усиливается и закрепляется при отсутствии диагностики и работы по снижению действия отрицательных и закреплению положительных факторов в деятельности человека [5].Существенную роль в синдроме эмоционального выгорания играют следующие факторы: 1.Ролевой фактор (возраст, пол, стаж работы, семейное положение,образование). 2.Личностный фактор: индивидуальные стратегии сопротивления, уровень мотивации достижения, самооценка, эмоциональная устойчивость личности, невротизм.3.Организационный фактор: 1) условия работы: повышенные нагрузки и сверхурочная работа; 2)продолжительность рабочего дня способствует развитию синдрома, в то время как перерывы в работе оказывают положительный эффект и понижают уровень выгорания; 3) содержание труда–любая критическая ситуация; 4) социальнопсихологические факторы –для работников значимой является поддержка от администрации и коллег [6].Причин возникновения синдрома эмоционального выгорания достаточно много, но мы выделили,на наш взгляд,самые главные:психологическое переутомление, когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно современем приводит к выгоранию;личностные черты, такие как эмоциональная неустойчивость, робость, подозрительность, склонностьк чувству вины, импульсивность, тревожность и др. [7;8].Фазы эмоционального выгорания по М. Буриш: предупреждающая фаза; снижение уровня собственного участия; эмоциональные реакции; фаза деструктивного поведения; психосоматические реакции и снижение иммунитета; неспособность к релаксации в свободное время;бессонница, сексуальные расстройства;повышение УДК001давления, тахикардия, головные боли;боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;зависимость от никотина, кофеина, алкоголя; разочарование и отрицательная жизненная установка;чувство беспомощности и бессмысленности жизни;экзистенциальное отчаяние.Согласно М. Буришу,сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте [9].Чаще всего риску возникновения синдрома эмоционального выгоранияподвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования. Исследователи выделили три типа людей, которым грозит выгорание[10].Первый –педантичный тип. Основные характеристикипедантичного типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная,болезненная аккуратность и стремление в любом деле добиться образцового порядка. Для этоготипахарактерна высокая потребность в достижении цели.Люди с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:настойчивость в достижении целей;неудовлетворенность достигнутым;склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха;неспособность плохо работать;постоянное стремление сделать дело лучше;потребностьизобретать новые приемы работыпри выполнении самых обычных дел;неудовлетворенность легким успехом; отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха в достижении результата;готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.Второй тип –«демонстративный». Люди демонстративного типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с темим свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы. Таким работникам прежде всего надо развивать эмпатию (В.И.Долгова, Е.В. Мельник [11]).Третий тип –«эмотивный». Люди этого типа бесконечно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Таким работникам прежде всего надо развивать конструктивные способы психологической защиты (В.И.Долгова, О. А.Кондратьева[12]).Во всех этих случаях необходимым условием предупреждения эмоционального выгорания специалиста является целенаправленное формирование познавательнопрофессиональной активности ещё на этапах его подготовки в вузе.Компоненты такой психологической структуры–мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Характеристика содержания каждого компонента в зависимости от уровня развития представленав таблице.Движение от уровня к уровню решает задачи развития познавательнопрофессиональной активности.Для научного обоснования приемов развития познавательной активности существенное значение имеет анализ уровней ее развития.

УДК001Характеристика основных уровней развития познавательнопрофессиональной активности

УровниХарактеристика компонента%Стихийноэмпирический

(низкий)

Мотивационный: отсутствие четкого понимания цели познания, неясное, расплывчатое представление о познавательных процессах и этапах познания, слабое понимание того, в чем познавательная активность находит свое выражение в профессиональной деятельности.Когнитивный:познавательный мотив выражен ситуативно, слабое проявление познавательной потребности. Поведенческий: профессиональные знания носят изолированный характер. Нулевая готовность к интенсивной интеллектуальной деятельности. Рефлексивный: развитие познавательнопрофессиональной активности требует постоянного контроля со стороны преподавателя0–30Эмпирический (средний)

Мотивационный: познавательные мотивы и потребности связаны с необходимостью получения профессиональных знаний. Однако профессиональные умения сформированы слабо. Когнитивный: умеренно развита дивергентность мышления. Избирательность вниманиясредняя. Студент обучен различным способам решения познавательнопрофессиональных задач. Может выбрать рациональный, но факты воспринимаются им вне их взаимосвязи и взаимообусловленности. Поведенческий: профессиональные знания не систематизированы. Наблюдаютсянедостатки развития познавательнопрофессиональной активности.Рефлексивный: развитие познавательнопрофессиональной активности требует периодической коррекции со стороны преподавателей и самого студента31–50Теоретический(выше среднего)

Мотивационный: четкое и правильное представление о цели и сути процесса профессионального познания, определяющих структуру познавательнопрофессиональной активности. Хорошо развита логическая память.Когнитивный:хорошая сформированность профессиональных умений по отдельным дисциплинам. Хорошо развита дивергентность мышления. Но умение устанавливать причинноследственные связи выражено неярко.Поведенческий: студент умеет конструировать собственные пути достижения профессиональных задач, но познавательнопрофессиональная активность недостаточно устойчиво проявляется в учебнопрофессиональной деятельности.Рефлексивный: развитие познавательнопрофессиональной активности требует самоконтроля со стороны студента51–80Творческий (высокий)Мотивационный: устойчивое проявление в учебнопрофессиональной деятельности хорошо сознаваемой необходимости развития познавательных и логических свойств до уровня диалектикоматериалистического отражения действительности. Когнитивный: студент обладает умением легко переходить с одного способа рассуждения на другой. Ярко выражено умение синтезировать, анализировать, создавать целостный абстрактноассоциативный образ, охватывающий все уровни профессионального познания. Хорошее развитие всех видов памяти и внимания. Расширение глубины и границ понимания изучаемого материала через поиск решения более трудных профессиональных задач. Поведенческий: умение осуществлять деятельность по самообразованию. Активное, творческое отношение к процессу познания: способность придавать завершенный вид продукту познания, умение применять полученные знания в профессиональной деятельности. Рефлексивный: хорошо развита способность к саморазвитию познавательнопрофессиональной активности81–100

Первый уровень –воспроизводящая активность –характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения в сходной ситуации по известному образцу, с опорой на ограниченУДК001ную систему научных понятий и логических связей, с житейской позицией в оценке явлений действительности.Воспроизводящая активность проявляется в практической деятельности по выполнению заданий (работа с печатным материалом, дидактическими средствами обучения, выполнение лабораторной работы по инструкции и т.д.), в систематическомвыполнении домашней работы, в вопросах педагогу по содержанию изучаемого материала. Второй уровень –интерпретирующая активность–проявление обучающимся эпизодического стремления к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос.Характеризуется этот уровень способностью обучающихся вести поиск оптимального решения учебных задач, опираясь на систему научных знаний и анализ конкретных условий.Характерным показателем этого уровня является и наибольшая устойчивость волевых усилий в познании сущности познаваемого явления, в овладении способами деятельности.Сущность деятельности педагога связанас использованием информационнопоисковых методов обучения, что и обеспечивает частичнопоисковый характер деятельности обучающегося. Третий уровень –творческая активность –характеризуется интересом и стремлением обучающихся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.Особенностьэтого уровня активности –проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие интересы.Эмоциональное выгорание является главной проблемой личности и профессиональной деятельности. Способствовать возникновению выгорания могут различные факторы, причины, особенности личности. Именно эмоционально устойчивая личность, адаптированная к различным стрессовым и конфликтным ситуациям, проявляющая сдержанность и спокойствие, умение контролировать свои эмоции, поведение, несмотря на все внешние и внутренние раздражители,не подвергается эмоциональному выгоранию.Эмоционально неустойчивая личностьподдается фрустрирующим и стрессогенным воздействиям, не может регулировать свое эмоциональное состояние, что и воздействует на появление и развитие эмоционального выгорания. Формирование эмоциональной устойчивости специалиста должно входить в цели вузовской подготовки.

Ссылки на источники1.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. –М.: Перо, 2014.–196 с.2.Долгова В.И. Особенности эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ // Успехи геронтологии. –2014. –Т. 27. –№ 2. –С. 315–320.3.Балахонов А. В., Белов В. Г., Пятибрат Е. Д., Пятибрат А. О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник СанктПетербургского университета Серия 11: Медицина. –2009.–№ 3. –С. 57–71. –URL:http://elibrary.ru/download/95831735.pdf(дата обращения 07.02.2015).4.Лаврова О. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Социальная работа.–2006.–№4.–С.56–60.5.Балыкина О.С., Ерохина Н.М., Петухова Л.П.Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. –2013.–№11(105). –С. 17–23. –URL:http://elibrary.ru/download/11404549.pdf.6.Гнилицкий С.Ю.Эмоциональное выгорание личности педагога //Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. –2010.–№41. –С. 158–161. –URL:http://elibrary.ru/download/48512246.pdf(дата обращения 12.02.2015).УДК0017.Костин Е.Ю.Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. –2013.–№2. –С.40–44. –URL:http://elibrary.ru/download/61510445.pdf(дата обращения 12.02.2015).8.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания: личностные особенности у работников сферы психического здоровья // Медицинский журнал. –2002. –№2(2). –С.93–96. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21038842(дата обращения 12.02.2015).

9.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –СПб.: Питер, 2009.–336 с.10.Куличенко Р.М. Синдром эмоционального «выгорания» как профессиональная проблема социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. –2011.–№122(104). –С. 547–550. –URL:http://elibrary.ru/download/22827584.pdf(дата обращения 07.02.2015). 11.Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия: монография. –М.: Перо, 2014. –185 с.12.Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. –М.: Перо, 2014. –160 с.

NadezhdaKryzhanovskaya, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskkriganovskyanv@mail.ruAnastasiaSkorobogataya, Master student at the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskmatrix_alisa@mail.ruEmotional instability as a factor of emotional burning out Abstract. The papershows that particularly emotionally stable personality lead to the development of emotional burnout syndrome; prevention of the development of this syndrome is proposed to start with the formation of professional cognitive activity of anindividual at thestage of university education. Keywords: emotional stability, emotional burnout, need for achievement, educational professional activity.References1.Dolgova,V. I.&Gol'eva,G. Ju. (2014) Jemocional'naja ustojchivost' lichnosti: monografija, Pero, Moscow, 196 p.(in Russian).2.Dolgova,V. I. (2014) “Osobennosti jemocional'noj ustojchivosti volonterov gerontologicheskih programm”,Uspehi gerontologii, vol. 27, № 2, pp. 315–320(in Russian).3.Balahonov,A. V., Belov,V. G., Pjatibrat,E. D.&Pjatibrat,A. O. (2009) “Jemocional'noe vygoranie u medicinskih rabotnikov kak predposylka astenizacii i psihosomaticheskoj patologii”,Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta Serija 11: Medicina,№ 3, pp. 57–71. Available at: http://elibrary.ru/download/95831735.pdf (data obrashhenija 07.02.2015)(in Russian).4.Lavrova,O. (2006) “Sindrom jemocional'nogo vygoranija i metody ego predotvrashhenija”,Social'naja rabota, № 4, pp. 56–60(in Russian).5.Balykina,O. S., Erohina,N. M.&Petuhova,L. P. (2013) “Jemocional'noe vygoranie v professional'noj dejatel'nosti u predstavitelej sfery obrazovanija”,Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta,№ 11 (105), pp. 17–23. Available at: http://elibrary.ru/download/11404549.pdf (data obrashhenija 07.02.2015)(in Russian).6.Gnilickij,S. Ju. (2010) “Jemocional'noe vygoranie lichnosti pedagoga”,Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni poznanija,№ 41,pp.158–161. Available at: http://elibrary.ru/download/48512246.pdf (data obrashhenija 12.02.2015)(in Russian).7.Kostin,E. Ju. (2013) “Jemocional'noe vygoranie v professional'noj dejatel'nosti pedagogov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija”,Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Pedagogika i psihologija,№ 2, pp. 40–44. Available at: http://elibrary.ru/download/61510445.pdf (data obrashhenija 12.02.2015)(in Russian).8.Skugarevskaja,M. M. (2002) “Sindrom jemocional'nogo vygoranija: lichnostnye osobennosti u rabotnikov sfery psihicheskogo zdorov'ja”,Medicinskij zhurnal,№2(2),pp.93–96. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21038842 (data obrashhenija 12.02.2015)(in Russian).9.Vodop'janova,N. E. (2009) Psihodiagnostika stressa, Piter, St. Petersburg, 336 p.(in Russian).10.Kulichenko,R. M. (2011) “Sindrom jemocional'nogo «vygoranija» kak professional'naja problema social'nogo rabotnika”,Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki,№ 122 (104), pp. 547–550. Available at: http://elibrary.ru/download/22827584.pdf (dataobrashhenija 07.02.2015)(in Russian).

11.Dolgova,V. I.&Mel'nik,E. V. (2014) Jempatija: monografija, Pero, Moscow, 185 p.(in Russian).12.Dolgova,V. I.&Kondrat'eva,O. A. (2014) Psihologicheskaja zashhita: monografija, Pero, Moscow, 160 p.(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»