Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крыжановская
Н.
В.,
Скоробогатая
А.
Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 3 (март). – С.
146–150. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15084.htm.
Аннотация. В статье показано, что именно особенности эмоциональной устойчивости личности приводят к развитию синдрома эмоционального выгорания; предупреждение развития этого синдрома предложено начинать с формирования познавательно профессиональной активности личности еще на этапе вузовской подготовки.
Текст статьи
УДК001Крыжановская Надежда Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскkriganovskyanv@mail.ru
Скоробогатая Анастасия Дмитриевна, магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскmatrix_alisa@mail.ru
Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания
Аннотация. В статье показано, что именно особенности эмоциональной устойчивостиличности приводят к развитию синдрома эмоционального выгорания; предупреждение развития этого синдрома предложено начинать с формирования познавательно профессиональной активности личности еще на этапе вузовской подготовки.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоциональное выгорание, потребность в достижении, познавательно профессиональная активность.Раздел: (02) комплексноеизучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Сохранить психологическое здоровье, предупредить возникновение негативных эмоциональных состояний и развития синдрома эмоционального выгорания, не допустить деформации личности возможно при условии наличия такого значимого качества личности, как эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость –это свойство личности, проявляющееся в напряжённых условиях её деятельности в виде стабильных эмоций, способствующих сохранению направленности и характера действий, адекватных ситуации и целям осуществляющего их человека [1].Эмоциональная устойчивость человека тесно связана с результатом его действий, то есть успешностью или не успешностью достижения поставленной им цели.По мнению В.И. Долговой,эмоциональнаяустойчивость, с одной стороны,результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой − системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности [2].Существуют две основные группы факторов эмоциональной устойчивости личности: внешние и внутренние.К внешним факторам, вызывающим отрицательное эмоциональное состояние человека, разрушающее его деятельность и исключающее возможность адекватного поведения, относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.К внутренним факторам эмоциогенности относят:1)эмоциональнофизиологическую реактивность (возбудимость) человека;2)физиологическую организацию, свойства нервной системы организма;3)приобретённые в процессе жизни человека эмоциональные свойства.УДК001Эмоциональная неустойчивость –это неумение регулировать свое эмоциональное состояние. Проявляется в повышенной или высокой тревожности, напряженности, неумениисправляться со стрессами и стрессовыми ситуациями, что и способствует выгоранию. Эмоциональное выгорание –это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.«Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же времямогут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, состоянии здоровья и отношениях с коллегами [3].Психолог Р. Кончюнас рассматривал эмоциональное выгорание как сложный психофизиологический феномен, который определял как эмоциональное истощение изза продолжительной эмоциональной нагрузки в процессе работы. К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту изза чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений [4].Синдром эмоционального выгорания выражается, согласно А.Н. Моховикову, в психической и физической усталости, ощущении несостоятельности, нежелании идти на работу, раздражительности, агрессивности, ощущении незначимости решаемых проблем, сомнении в эффективности выполняемой работы, стремлении сменить профессию и жалости к себе. Проявление синдрома в профессиональной деятельности усиливается и закрепляется при отсутствии диагностики и работы по снижению действия отрицательных и закреплению положительных факторов в деятельности человека [5].Существенную роль в синдроме эмоционального выгорания играют следующие факторы: 1.Ролевой фактор (возраст, пол, стаж работы, семейное положение,образование). 2.Личностный фактор: индивидуальные стратегии сопротивления, уровень мотивации достижения, самооценка, эмоциональная устойчивость личности, невротизм.3.Организационный фактор: 1) условия работы: повышенные нагрузки и сверхурочная работа; 2)продолжительность рабочего дня способствует развитию синдрома, в то время как перерывы в работе оказывают положительный эффект и понижают уровень выгорания; 3) содержание труда–любая критическая ситуация; 4) социальнопсихологические факторы –для работников значимой является поддержка от администрации и коллег [6].Причин возникновения синдрома эмоционального выгорания достаточно много, но мы выделили,на наш взгляд,самые главные:психологическое переутомление, когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно современем приводит к выгоранию;личностные черты, такие как эмоциональная неустойчивость, робость, подозрительность, склонностьк чувству вины, импульсивность, тревожность и др. [7;8].Фазы эмоционального выгорания по М. Буриш: предупреждающая фаза; снижение уровня собственного участия; эмоциональные реакции; фаза деструктивного поведения; психосоматические реакции и снижение иммунитета; неспособность к релаксации в свободное время;бессонница, сексуальные расстройства;повышение УДК001давления, тахикардия, головные боли;боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;зависимость от никотина, кофеина, алкоголя; разочарование и отрицательная жизненная установка;чувство беспомощности и бессмысленности жизни;экзистенциальное отчаяние.Согласно М. Буришу,сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте [9].Чаще всего риску возникновения синдрома эмоционального выгоранияподвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования. Исследователи выделили три типа людей, которым грозит выгорание[10].Первый –педантичный тип. Основные характеристикипедантичного типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная,болезненная аккуратность и стремление в любом деле добиться образцового порядка. Для этоготипахарактерна высокая потребность в достижении цели.Люди с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:настойчивость в достижении целей;неудовлетворенность достигнутым;склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха;неспособность плохо работать;постоянное стремление сделать дело лучше;потребностьизобретать новые приемы работыпри выполнении самых обычных дел;неудовлетворенность легким успехом; отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха в достижении результата;готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.Второй тип –«демонстративный». Люди демонстративного типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с темим свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы. Таким работникам прежде всего надо развивать эмпатию (В.И.Долгова, Е.В. Мельник [11]).Третий тип –«эмотивный». Люди этого типа бесконечно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Таким работникам прежде всего надо развивать конструктивные способы психологической защиты (В.И.Долгова, О. А.Кондратьева[12]).Во всех этих случаях необходимым условием предупреждения эмоционального выгорания специалиста является целенаправленное формирование познавательнопрофессиональной активности ещё на этапах его подготовки в вузе.Компоненты такой психологической структуры–мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Характеристика содержания каждого компонента в зависимости от уровня развития представленав таблице.Движение от уровня к уровню решает задачи развития познавательнопрофессиональной активности.Для научного обоснования приемов развития познавательной активности существенное значение имеет анализ уровней ее развития.
УДК001Характеристика основных уровней развития познавательнопрофессиональной активности
УровниХарактеристика компонента%Стихийноэмпирический
(низкий)
Мотивационный: отсутствие четкого понимания цели познания, неясное, расплывчатое представление о познавательных процессах и этапах познания, слабое понимание того, в чем познавательная активность находит свое выражение в профессиональной деятельности.Когнитивный:познавательный мотив выражен ситуативно, слабое проявление познавательной потребности. Поведенческий: профессиональные знания носят изолированный характер. Нулевая готовность к интенсивной интеллектуальной деятельности. Рефлексивный: развитие познавательнопрофессиональной активности требует постоянного контроля со стороны преподавателя0–30Эмпирический (средний)
Мотивационный: познавательные мотивы и потребности связаны с необходимостью получения профессиональных знаний. Однако профессиональные умения сформированы слабо. Когнитивный: умеренно развита дивергентность мышления. Избирательность вниманиясредняя. Студент обучен различным способам решения познавательнопрофессиональных задач. Может выбрать рациональный, но факты воспринимаются им вне их взаимосвязи и взаимообусловленности. Поведенческий: профессиональные знания не систематизированы. Наблюдаютсянедостатки развития познавательнопрофессиональной активности.Рефлексивный: развитие познавательнопрофессиональной активности требует периодической коррекции со стороны преподавателей и самого студента31–50Теоретический(выше среднего)
Мотивационный: четкое и правильное представление о цели и сути процесса профессионального познания, определяющих структуру познавательнопрофессиональной активности. Хорошо развита логическая память.Когнитивный:хорошая сформированность профессиональных умений по отдельным дисциплинам. Хорошо развита дивергентность мышления. Но умение устанавливать причинноследственные связи выражено неярко.Поведенческий: студент умеет конструировать собственные пути достижения профессиональных задач, но познавательнопрофессиональная активность недостаточно устойчиво проявляется в учебнопрофессиональной деятельности.Рефлексивный: развитие познавательнопрофессиональной активности требует самоконтроля со стороны студента51–80Творческий (высокий)Мотивационный: устойчивое проявление в учебнопрофессиональной деятельности хорошо сознаваемой необходимости развития познавательных и логических свойств до уровня диалектикоматериалистического отражения действительности. Когнитивный: студент обладает умением легко переходить с одного способа рассуждения на другой. Ярко выражено умение синтезировать, анализировать, создавать целостный абстрактноассоциативный образ, охватывающий все уровни профессионального познания. Хорошее развитие всех видов памяти и внимания. Расширение глубины и границ понимания изучаемого материала через поиск решения более трудных профессиональных задач. Поведенческий: умение осуществлять деятельность по самообразованию. Активное, творческое отношение к процессу познания: способность придавать завершенный вид продукту познания, умение применять полученные знания в профессиональной деятельности. Рефлексивный: хорошо развита способность к саморазвитию познавательнопрофессиональной активности81–100
Первый уровень –воспроизводящая активность –характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения в сходной ситуации по известному образцу, с опорой на ограниченУДК001ную систему научных понятий и логических связей, с житейской позицией в оценке явлений действительности.Воспроизводящая активность проявляется в практической деятельности по выполнению заданий (работа с печатным материалом, дидактическими средствами обучения, выполнение лабораторной работы по инструкции и т.д.), в систематическомвыполнении домашней работы, в вопросах педагогу по содержанию изучаемого материала. Второй уровень –интерпретирующая активность–проявление обучающимся эпизодического стремления к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос.Характеризуется этот уровень способностью обучающихся вести поиск оптимального решения учебных задач, опираясь на систему научных знаний и анализ конкретных условий.Характерным показателем этого уровня является и наибольшая устойчивость волевых усилий в познании сущности познаваемого явления, в овладении способами деятельности.Сущность деятельности педагога связанас использованием информационнопоисковых методов обучения, что и обеспечивает частичнопоисковый характер деятельности обучающегося. Третий уровень –творческая активность –характеризуется интересом и стремлением обучающихся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.Особенностьэтого уровня активности –проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие интересы.Эмоциональное выгорание является главной проблемой личности и профессиональной деятельности. Способствовать возникновению выгорания могут различные факторы, причины, особенности личности. Именно эмоционально устойчивая личность, адаптированная к различным стрессовым и конфликтным ситуациям, проявляющая сдержанность и спокойствие, умение контролировать свои эмоции, поведение, несмотря на все внешние и внутренние раздражители,не подвергается эмоциональному выгоранию.Эмоционально неустойчивая личностьподдается фрустрирующим и стрессогенным воздействиям, не может регулировать свое эмоциональное состояние, что и воздействует на появление и развитие эмоционального выгорания. Формирование эмоциональной устойчивости специалиста должно входить в цели вузовской подготовки.
Ссылки на источники1.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. –М.: Перо, 2014.–196 с.2.Долгова В.И. Особенности эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ // Успехи геронтологии. –2014. –Т. 27. –№ 2. –С. 315–320.3.Балахонов А. В., Белов В. Г., Пятибрат Е. Д., Пятибрат А. О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник СанктПетербургского университета Серия 11: Медицина. –2009.–№ 3. –С. 57–71. –URL:http://elibrary.ru/download/95831735.pdf(дата обращения 07.02.2015).4.Лаврова О. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Социальная работа.–2006.–№4.–С.56–60.5.Балыкина О.С., Ерохина Н.М., Петухова Л.П.Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. –2013.–№11(105). –С. 17–23. –URL:http://elibrary.ru/download/11404549.pdf.6.Гнилицкий С.Ю.Эмоциональное выгорание личности педагога //Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. –2010.–№41. –С. 158–161. –URL:http://elibrary.ru/download/48512246.pdf(дата обращения 12.02.2015).УДК0017.Костин Е.Ю.Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. –2013.–№2. –С.40–44. –URL:http://elibrary.ru/download/61510445.pdf(дата обращения 12.02.2015).8.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания: личностные особенности у работников сферы психического здоровья // Медицинский журнал. –2002. –№2(2). –С.93–96. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21038842(дата обращения 12.02.2015).
9.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –СПб.: Питер, 2009.–336 с.10.Куличенко Р.М. Синдром эмоционального «выгорания» как профессиональная проблема социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. –2011.–№122(104). –С. 547–550. –URL:http://elibrary.ru/download/22827584.pdf(дата обращения 07.02.2015). 11.Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия: монография. –М.: Перо, 2014. –185 с.12.Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. –М.: Перо, 2014. –160 с.
NadezhdaKryzhanovskaya, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskkriganovskyanv@mail.ruAnastasiaSkorobogataya, Master student at the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskmatrix_alisa@mail.ruEmotional instability as a factor of emotional burning out Abstract. The papershows that particularly emotionally stable personality lead to the development of emotional burnout syndrome; prevention of the development of this syndrome is proposed to start with the formation of professional cognitive activity of anindividual at thestage of university education. Keywords: emotional stability, emotional burnout, need for achievement, educational professional activity.References1.Dolgova,V. I.&Gol'eva,G. Ju. (2014) Jemocional'naja ustojchivost' lichnosti: monografija, Pero, Moscow, 196 p.(in Russian).2.Dolgova,V. I. (2014) “Osobennosti jemocional'noj ustojchivosti volonterov gerontologicheskih programm”,Uspehi gerontologii, vol. 27, № 2, pp. 315–320(in Russian).3.Balahonov,A. V., Belov,V. G., Pjatibrat,E. D.&Pjatibrat,A. O. (2009) “Jemocional'noe vygoranie u medicinskih rabotnikov kak predposylka astenizacii i psihosomaticheskoj patologii”,Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta Serija 11: Medicina,№ 3, pp. 57–71. Available at: http://elibrary.ru/download/95831735.pdf (data obrashhenija 07.02.2015)(in Russian).4.Lavrova,O. (2006) “Sindrom jemocional'nogo vygoranija i metody ego predotvrashhenija”,Social'naja rabota, № 4, pp. 56–60(in Russian).5.Balykina,O. S., Erohina,N. M.&Petuhova,L. P. (2013) “Jemocional'noe vygoranie v professional'noj dejatel'nosti u predstavitelej sfery obrazovanija”,Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta,№ 11 (105), pp. 17–23. Available at: http://elibrary.ru/download/11404549.pdf (data obrashhenija 07.02.2015)(in Russian).6.Gnilickij,S. Ju. (2010) “Jemocional'noe vygoranie lichnosti pedagoga”,Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni poznanija,№ 41,pp.158–161. Available at: http://elibrary.ru/download/48512246.pdf (data obrashhenija 12.02.2015)(in Russian).7.Kostin,E. Ju. (2013) “Jemocional'noe vygoranie v professional'noj dejatel'nosti pedagogov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija”,Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Pedagogika i psihologija,№ 2, pp. 40–44. Available at: http://elibrary.ru/download/61510445.pdf (data obrashhenija 12.02.2015)(in Russian).8.Skugarevskaja,M. M. (2002) “Sindrom jemocional'nogo vygoranija: lichnostnye osobennosti u rabotnikov sfery psihicheskogo zdorov'ja”,Medicinskij zhurnal,№2(2),pp.93–96. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21038842 (data obrashhenija 12.02.2015)(in Russian).9.Vodop'janova,N. E. (2009) Psihodiagnostika stressa, Piter, St. Petersburg, 336 p.(in Russian).10.Kulichenko,R. M. (2011) “Sindrom jemocional'nogo «vygoranija» kak professional'naja problema social'nogo rabotnika”,Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki,№ 122 (104), pp. 547–550. Available at: http://elibrary.ru/download/22827584.pdf (dataobrashhenija 07.02.2015)(in Russian).
11.Dolgova,V. I.&Mel'nik,E. V. (2014) Jempatija: monografija, Pero, Moscow, 185 p.(in Russian).12.Dolgova,V. I.&Kondrat'eva,O. A. (2014) Psihologicheskaja zashhita: monografija, Pero, Moscow, 160 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Скоробогатая Анастасия Дмитриевна, магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскmatrix_alisa@mail.ru
Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания
Аннотация. В статье показано, что именно особенности эмоциональной устойчивостиличности приводят к развитию синдрома эмоционального выгорания; предупреждение развития этого синдрома предложено начинать с формирования познавательно профессиональной активности личности еще на этапе вузовской подготовки.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоциональное выгорание, потребность в достижении, познавательно профессиональная активность.Раздел: (02) комплексноеизучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Сохранить психологическое здоровье, предупредить возникновение негативных эмоциональных состояний и развития синдрома эмоционального выгорания, не допустить деформации личности возможно при условии наличия такого значимого качества личности, как эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость –это свойство личности, проявляющееся в напряжённых условиях её деятельности в виде стабильных эмоций, способствующих сохранению направленности и характера действий, адекватных ситуации и целям осуществляющего их человека [1].Эмоциональная устойчивость человека тесно связана с результатом его действий, то есть успешностью или не успешностью достижения поставленной им цели.По мнению В.И. Долговой,эмоциональнаяустойчивость, с одной стороны,результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой − системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности [2].Существуют две основные группы факторов эмоциональной устойчивости личности: внешние и внутренние.К внешним факторам, вызывающим отрицательное эмоциональное состояние человека, разрушающее его деятельность и исключающее возможность адекватного поведения, относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.К внутренним факторам эмоциогенности относят:1)эмоциональнофизиологическую реактивность (возбудимость) человека;2)физиологическую организацию, свойства нервной системы организма;3)приобретённые в процессе жизни человека эмоциональные свойства.УДК001Эмоциональная неустойчивость –это неумение регулировать свое эмоциональное состояние. Проявляется в повышенной или высокой тревожности, напряженности, неумениисправляться со стрессами и стрессовыми ситуациями, что и способствует выгоранию. Эмоциональное выгорание –это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.«Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же времямогут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, состоянии здоровья и отношениях с коллегами [3].Психолог Р. Кончюнас рассматривал эмоциональное выгорание как сложный психофизиологический феномен, который определял как эмоциональное истощение изза продолжительной эмоциональной нагрузки в процессе работы. К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту изза чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений [4].Синдром эмоционального выгорания выражается, согласно А.Н. Моховикову, в психической и физической усталости, ощущении несостоятельности, нежелании идти на работу, раздражительности, агрессивности, ощущении незначимости решаемых проблем, сомнении в эффективности выполняемой работы, стремлении сменить профессию и жалости к себе. Проявление синдрома в профессиональной деятельности усиливается и закрепляется при отсутствии диагностики и работы по снижению действия отрицательных и закреплению положительных факторов в деятельности человека [5].Существенную роль в синдроме эмоционального выгорания играют следующие факторы: 1.Ролевой фактор (возраст, пол, стаж работы, семейное положение,образование). 2.Личностный фактор: индивидуальные стратегии сопротивления, уровень мотивации достижения, самооценка, эмоциональная устойчивость личности, невротизм.3.Организационный фактор: 1) условия работы: повышенные нагрузки и сверхурочная работа; 2)продолжительность рабочего дня способствует развитию синдрома, в то время как перерывы в работе оказывают положительный эффект и понижают уровень выгорания; 3) содержание труда–любая критическая ситуация; 4) социальнопсихологические факторы –для работников значимой является поддержка от администрации и коллег [6].Причин возникновения синдрома эмоционального выгорания достаточно много, но мы выделили,на наш взгляд,самые главные:психологическое переутомление, когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно современем приводит к выгоранию;личностные черты, такие как эмоциональная неустойчивость, робость, подозрительность, склонностьк чувству вины, импульсивность, тревожность и др. [7;8].Фазы эмоционального выгорания по М. Буриш: предупреждающая фаза; снижение уровня собственного участия; эмоциональные реакции; фаза деструктивного поведения; психосоматические реакции и снижение иммунитета; неспособность к релаксации в свободное время;бессонница, сексуальные расстройства;повышение УДК001давления, тахикардия, головные боли;боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;зависимость от никотина, кофеина, алкоголя; разочарование и отрицательная жизненная установка;чувство беспомощности и бессмысленности жизни;экзистенциальное отчаяние.Согласно М. Буришу,сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте [9].Чаще всего риску возникновения синдрома эмоционального выгоранияподвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования. Исследователи выделили три типа людей, которым грозит выгорание[10].Первый –педантичный тип. Основные характеристикипедантичного типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная,болезненная аккуратность и стремление в любом деле добиться образцового порядка. Для этоготипахарактерна высокая потребность в достижении цели.Люди с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:настойчивость в достижении целей;неудовлетворенность достигнутым;склонность сильно увлекаться работой, стремление в любом случае получить удовольствие от успеха;неспособность плохо работать;постоянное стремление сделать дело лучше;потребностьизобретать новые приемы работыпри выполнении самых обычных дел;неудовлетворенность легким успехом; отсутствие духа соперничества, желание, чтобы и другие пережили вместе с ними радость успеха в достижении результата;готовность принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.Второй тип –«демонстративный». Люди демонстративного типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с темим свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы. Таким работникам прежде всего надо развивать эмпатию (В.И.Долгова, Е.В. Мельник [11]).Третий тип –«эмотивный». Люди этого типа бесконечно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Таким работникам прежде всего надо развивать конструктивные способы психологической защиты (В.И.Долгова, О. А.Кондратьева[12]).Во всех этих случаях необходимым условием предупреждения эмоционального выгорания специалиста является целенаправленное формирование познавательнопрофессиональной активности ещё на этапах его подготовки в вузе.Компоненты такой психологической структуры–мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Характеристика содержания каждого компонента в зависимости от уровня развития представленав таблице.Движение от уровня к уровню решает задачи развития познавательнопрофессиональной активности.Для научного обоснования приемов развития познавательной активности существенное значение имеет анализ уровней ее развития.
УДК001Характеристика основных уровней развития познавательнопрофессиональной активности
УровниХарактеристика компонента%Стихийноэмпирический
(низкий)
Мотивационный: отсутствие четкого понимания цели познания, неясное, расплывчатое представление о познавательных процессах и этапах познания, слабое понимание того, в чем познавательная активность находит свое выражение в профессиональной деятельности.Когнитивный:познавательный мотив выражен ситуативно, слабое проявление познавательной потребности. Поведенческий: профессиональные знания носят изолированный характер. Нулевая готовность к интенсивной интеллектуальной деятельности. Рефлексивный: развитие познавательнопрофессиональной активности требует постоянного контроля со стороны преподавателя0–30Эмпирический (средний)
Мотивационный: познавательные мотивы и потребности связаны с необходимостью получения профессиональных знаний. Однако профессиональные умения сформированы слабо. Когнитивный: умеренно развита дивергентность мышления. Избирательность вниманиясредняя. Студент обучен различным способам решения познавательнопрофессиональных задач. Может выбрать рациональный, но факты воспринимаются им вне их взаимосвязи и взаимообусловленности. Поведенческий: профессиональные знания не систематизированы. Наблюдаютсянедостатки развития познавательнопрофессиональной активности.Рефлексивный: развитие познавательнопрофессиональной активности требует периодической коррекции со стороны преподавателей и самого студента31–50Теоретический(выше среднего)
Мотивационный: четкое и правильное представление о цели и сути процесса профессионального познания, определяющих структуру познавательнопрофессиональной активности. Хорошо развита логическая память.Когнитивный:хорошая сформированность профессиональных умений по отдельным дисциплинам. Хорошо развита дивергентность мышления. Но умение устанавливать причинноследственные связи выражено неярко.Поведенческий: студент умеет конструировать собственные пути достижения профессиональных задач, но познавательнопрофессиональная активность недостаточно устойчиво проявляется в учебнопрофессиональной деятельности.Рефлексивный: развитие познавательнопрофессиональной активности требует самоконтроля со стороны студента51–80Творческий (высокий)Мотивационный: устойчивое проявление в учебнопрофессиональной деятельности хорошо сознаваемой необходимости развития познавательных и логических свойств до уровня диалектикоматериалистического отражения действительности. Когнитивный: студент обладает умением легко переходить с одного способа рассуждения на другой. Ярко выражено умение синтезировать, анализировать, создавать целостный абстрактноассоциативный образ, охватывающий все уровни профессионального познания. Хорошее развитие всех видов памяти и внимания. Расширение глубины и границ понимания изучаемого материала через поиск решения более трудных профессиональных задач. Поведенческий: умение осуществлять деятельность по самообразованию. Активное, творческое отношение к процессу познания: способность придавать завершенный вид продукту познания, умение применять полученные знания в профессиональной деятельности. Рефлексивный: хорошо развита способность к саморазвитию познавательнопрофессиональной активности81–100
Первый уровень –воспроизводящая активность –характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения в сходной ситуации по известному образцу, с опорой на ограниченУДК001ную систему научных понятий и логических связей, с житейской позицией в оценке явлений действительности.Воспроизводящая активность проявляется в практической деятельности по выполнению заданий (работа с печатным материалом, дидактическими средствами обучения, выполнение лабораторной работы по инструкции и т.д.), в систематическомвыполнении домашней работы, в вопросах педагогу по содержанию изучаемого материала. Второй уровень –интерпретирующая активность–проявление обучающимся эпизодического стремления к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос.Характеризуется этот уровень способностью обучающихся вести поиск оптимального решения учебных задач, опираясь на систему научных знаний и анализ конкретных условий.Характерным показателем этого уровня является и наибольшая устойчивость волевых усилий в познании сущности познаваемого явления, в овладении способами деятельности.Сущность деятельности педагога связанас использованием информационнопоисковых методов обучения, что и обеспечивает частичнопоисковый характер деятельности обучающегося. Третий уровень –творческая активность –характеризуется интересом и стремлением обучающихся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.Особенностьэтого уровня активности –проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие интересы.Эмоциональное выгорание является главной проблемой личности и профессиональной деятельности. Способствовать возникновению выгорания могут различные факторы, причины, особенности личности. Именно эмоционально устойчивая личность, адаптированная к различным стрессовым и конфликтным ситуациям, проявляющая сдержанность и спокойствие, умение контролировать свои эмоции, поведение, несмотря на все внешние и внутренние раздражители,не подвергается эмоциональному выгоранию.Эмоционально неустойчивая личностьподдается фрустрирующим и стрессогенным воздействиям, не может регулировать свое эмоциональное состояние, что и воздействует на появление и развитие эмоционального выгорания. Формирование эмоциональной устойчивости специалиста должно входить в цели вузовской подготовки.
Ссылки на источники1.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. –М.: Перо, 2014.–196 с.2.Долгова В.И. Особенности эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ // Успехи геронтологии. –2014. –Т. 27. –№ 2. –С. 315–320.3.Балахонов А. В., Белов В. Г., Пятибрат Е. Д., Пятибрат А. О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник СанктПетербургского университета Серия 11: Медицина. –2009.–№ 3. –С. 57–71. –URL:http://elibrary.ru/download/95831735.pdf(дата обращения 07.02.2015).4.Лаврова О. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Социальная работа.–2006.–№4.–С.56–60.5.Балыкина О.С., Ерохина Н.М., Петухова Л.П.Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. –2013.–№11(105). –С. 17–23. –URL:http://elibrary.ru/download/11404549.pdf.6.Гнилицкий С.Ю.Эмоциональное выгорание личности педагога //Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. –2010.–№41. –С. 158–161. –URL:http://elibrary.ru/download/48512246.pdf(дата обращения 12.02.2015).УДК0017.Костин Е.Ю.Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. –2013.–№2. –С.40–44. –URL:http://elibrary.ru/download/61510445.pdf(дата обращения 12.02.2015).8.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания: личностные особенности у работников сферы психического здоровья // Медицинский журнал. –2002. –№2(2). –С.93–96. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21038842(дата обращения 12.02.2015).
9.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –СПб.: Питер, 2009.–336 с.10.Куличенко Р.М. Синдром эмоционального «выгорания» как профессиональная проблема социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. –2011.–№122(104). –С. 547–550. –URL:http://elibrary.ru/download/22827584.pdf(дата обращения 07.02.2015). 11.Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия: монография. –М.: Перо, 2014. –185 с.12.Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. –М.: Перо, 2014. –160 с.
NadezhdaKryzhanovskaya, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskkriganovskyanv@mail.ruAnastasiaSkorobogataya, Master student at the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskmatrix_alisa@mail.ruEmotional instability as a factor of emotional burning out Abstract. The papershows that particularly emotionally stable personality lead to the development of emotional burnout syndrome; prevention of the development of this syndrome is proposed to start with the formation of professional cognitive activity of anindividual at thestage of university education. Keywords: emotional stability, emotional burnout, need for achievement, educational professional activity.References1.Dolgova,V. I.&Gol'eva,G. Ju. (2014) Jemocional'naja ustojchivost' lichnosti: monografija, Pero, Moscow, 196 p.(in Russian).2.Dolgova,V. I. (2014) “Osobennosti jemocional'noj ustojchivosti volonterov gerontologicheskih programm”,Uspehi gerontologii, vol. 27, № 2, pp. 315–320(in Russian).3.Balahonov,A. V., Belov,V. G., Pjatibrat,E. D.&Pjatibrat,A. O. (2009) “Jemocional'noe vygoranie u medicinskih rabotnikov kak predposylka astenizacii i psihosomaticheskoj patologii”,Vestnik SanktPeterburgskogo universiteta Serija 11: Medicina,№ 3, pp. 57–71. Available at: http://elibrary.ru/download/95831735.pdf (data obrashhenija 07.02.2015)(in Russian).4.Lavrova,O. (2006) “Sindrom jemocional'nogo vygoranija i metody ego predotvrashhenija”,Social'naja rabota, № 4, pp. 56–60(in Russian).5.Balykina,O. S., Erohina,N. M.&Petuhova,L. P. (2013) “Jemocional'noe vygoranie v professional'noj dejatel'nosti u predstavitelej sfery obrazovanija”,Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta,№ 11 (105), pp. 17–23. Available at: http://elibrary.ru/download/11404549.pdf (data obrashhenija 07.02.2015)(in Russian).6.Gnilickij,S. Ju. (2010) “Jemocional'noe vygoranie lichnosti pedagoga”,Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni poznanija,№ 41,pp.158–161. Available at: http://elibrary.ru/download/48512246.pdf (data obrashhenija 12.02.2015)(in Russian).7.Kostin,E. Ju. (2013) “Jemocional'noe vygoranie v professional'noj dejatel'nosti pedagogov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija”,Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Pedagogika i psihologija,№ 2, pp. 40–44. Available at: http://elibrary.ru/download/61510445.pdf (data obrashhenija 12.02.2015)(in Russian).8.Skugarevskaja,M. M. (2002) “Sindrom jemocional'nogo vygoranija: lichnostnye osobennosti u rabotnikov sfery psihicheskogo zdorov'ja”,Medicinskij zhurnal,№2(2),pp.93–96. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21038842 (data obrashhenija 12.02.2015)(in Russian).9.Vodop'janova,N. E. (2009) Psihodiagnostika stressa, Piter, St. Petersburg, 336 p.(in Russian).10.Kulichenko,R. M. (2011) “Sindrom jemocional'nogo «vygoranija» kak professional'naja problema social'nogo rabotnika”,Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki,№ 122 (104), pp. 547–550. Available at: http://elibrary.ru/download/22827584.pdf (dataobrashhenija 07.02.2015)(in Russian).
11.Dolgova,V. I.&Mel'nik,E. V. (2014) Jempatija: monografija, Pero, Moscow, 185 p.(in Russian).12.Dolgova,V. I.&Kondrat'eva,O. A. (2014) Psihologicheskaja zashhita: monografija, Pero, Moscow, 160 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»