Функциональные векторы педагогического наставничества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15083.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности выполнения педагогом-наставником функций педагогического наставничества, которые реализуются в рамках функциональных векторов, а именно: вектор коррекции (поддерживающая, диагностико-коррекционная, развивающая функции), вектор взаимодействия (коммуникативно-организаторская, медиативная, аналитическая функции) и вектор самореализации (научно-исследовательская, методическая, профессионально-идентификационная функции). Рассматривается сущность указанных функций в условиях общеобразовательной школы и высшего учебного заведения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Осипова Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Государственного учреждения ©Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д.Ушинскогоª, г. Одесса osipovatanya2009@rambler.ru

Функциональные векторы педагогического наставничества

Аннотация. В статье раскрываются особенности выполнения педагогомнаставником функций педагогического наставничества, которые реализуются в рамках функциональных векторов, а именно: вектор коррекции (поддерживающая, диагностикокоррекционная, развивающая функции), вектор взаимодействия (коммуникативноорганизаторская, медиативная, аналитическая функции) и вектор самореализации (научноисследовательская, методическая, профессиональноидентификационная функции). Рассматривается сущность указанных функций в условиях общеобразовательной школы и высшего учебного заведения.Ключевые слова: педагогнаставник, функциональные векторы педагогического наставничества, сущность функций в наставнической деятельности. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Сегодня перед высшей школой, в частности педагогической, стоит задача подготовки интеллектуальных, инициативных специалистов, способных к дальнейшему профессиональнотворческому развитию. Большая роль в решении этой задачи, на наш взгляд, отводится педагогическому наставничеству, которое мы понимаем как сложно структурированную синергетическую систему, направленную на самоорганизацию и самореализацию субъектов образовательного пространства. Наставник ‬этопедагог, консультант, координатор личностного и профессионального роста студентов или профессионального самоопределения учащихся, который в рамках образовательного пространства учебного заведения предоставляет им педагогическую поддержку по функциональным векторам педагогического наставничества: коррекции, взаимодействия, самореализации. К осуществлению наставнической деятельности необходимо готовить будущих педагоговнаставников в процессе профессиональной подготовки. В аспекте исследования подготовку будущих учителей к педагогическому наставничеству понимаем как целостный педагогический процесс, направленный на овладение ими знаниями, а также практическими умениями и навыками, необходимыми для выполнения соответствующих функций. В педагогике, как правило, употребляется понятие ©функции педагогической деятельностиª. Педагогическая деятельность учителя реализуется в определенных ситуациях благодаря выполнению разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, которые осознанно или интуитивно создаются учителем. Для тогочтобы достичь педагогического мастерства, учитель должен представлять себе структуру и связанную с ней систему функций педагогической деятельности [1]. По мнению ученых (Н.Кузьмина, В.Сластёнин, А.Щербаков и др.), в педагогическом процессе реализуются такие взаимосвязанные функции, какдиагностическая, прогностическая, конструктивнопроективная, организаторская, информационная, коммуникативная, творческая, рефлексивная и т.д.

УДК001Не отрицая указанныхфункцийв педагогической деятельности учителя, заметим, что функции педагоганаставника всетаки имеют некоторые особенности.В педагогическом наставничестве выделяем такие функциональные векторы: вектор коррекции (поддерживающая, диагностикокоррекционная, развивающая функции), вектор взаимодействия (коммуникативноорганизаторская, медиативная, аналитическая функции), вектор самореализации (научноисследовательская, методическая, профессиональноидентификационная функции). Рассмотрим их более детально.Важным в педагогическом наставничестве считаем функциональный вектор коррекции, к которому нами отнесены поддерживающая, диагностикокоррекционная, развивающая функции.Поддерживающая функцияпрежде всегосостоит в педагогической поддержке воспитанников (учеников или студентов) в процессе социализации и адаптации к нормам, существующимв обществе и в определенном учебном заведении, что дает им возможность приспособиться к действующим формам поведения, выработать собственные ценностные ориентации, идентифицировать себя в обществе.Выполняя эту функцию, педагогнаставник помогает вхождению учащихся в ритм жизни в конкретном учебном заведении, поскольку они должны изменить навыки и привычки повседневного поведения, подчиниться условиям учебнопознавательной деятельности. Наставникв рамках поддерживающей функции, по мнению Л.Маценко, помогает воспитаннику в личностном развитии, усвоении и принятии общественных норм, ценностей, соблюдении основ духовного полноценного бытия. Он берет на себямиссию старшего коллеги в овладении студентом (а также и учеником.‬Т.О.) позитивными социальными ролями. В то же время сам наставник выступает субъектом социализации, поскольку перенимает и переосмысливает социальный опыт, носителем которого является учащаяся молодежь [2]. Заметим, что основные концептуальные положения педагогической поддержки были разработаны О.Газманом [3], который определял ее сущность как превентивнуюи оперативнуюпомощьдетям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением ‬моральным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуальнотворческим выбором. Педагогическая поддержка, на взгляд автора, предусматривает совместное с учащимся преодолениепреград или проблем, мешающих ему сохранить человеческое достоинство, достижениеположительных результатов в обучении,труде, общении [4].Таким образом, указанная функция основывается на межличностном взаимодействии педагоганаставника и воспитанника в совместном поиске конкретных способов помощи в возникшей педагогической ситуации, рассмотрении различных способов ее решения и нахождения оптимального варианта. Пи этом поддерживающая функция наставника может быть направлена как на индивидуальную поддержку воспитанника, предусматривающую диагностику индивидуального развития, воспитанности, определения личностных проблем воспитанника, отслеживание процесса его индивидуального развития, так и на поддержку всех воспитанников, создавая психологически благоприятный климат доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.Реализация педагогомнаставником указанной функции создает возможность для самореализации его воспитанников, самовыражения в творческой деятельности, развития их индивидуальных способностей, формирования их мировоззрения и воспитания моральных качеств.УДК001Диагностикокоррекционная функция. Важной задачей педагоганаставника является способствование саморазвитию, самоутверждению личности каждого воспитанника, что обусловливает необходимость осуществления педагогическойдиагностики, призванной обеспечить разностороннее измерение состояния педагогического процесса, выявление причин усложнений и недостатков его протекания и результатов.Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Невозможно осуществлять учебновоспитательнуюработу, не зная особенностей психического развития каждого воспитанника, уровня его умственной и моральной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.Иными словами,учитель должен владеть методикой педагогической диагностики. Заметим, чтоучеными поразному трактуется понятие ©педагогическая диагностикаª: как система технологий, средств, процедур, методик иметодов освещения обстоятельств, условий и факторов функционирования педагогических объектов, протекания педагогических процессов, установления их эффективности и последствий (И.Подласый); как получение информации о состоянии и развитии процесса обучения, выявление условий, достижений и недостатков этого процесса, определение путей повышения его эффективности и усовершенствования подготовки специалистов в соответствии с поставленной целью (Г.Цехмистров);как особый вид профессиональной деятельности, который имеет свою специфическую структуру; особенностью педагогической диагностики является исследование объекта с позиции не только познания, но и его совершенствования (Л.Давыдова), как распознание и учет индивидуальных и групповых особенностей образовательного процесса и его условий, содержания и результативности (И.Скопылатов), как процесс и способы определения степени развития личностныхкачеств, трудностей в обучении,развитии, общении, освоении профессии и эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов (В.Загвязинский) и т.д.Полностью разделяя мнение ученых отом, что диагностическая функция основывается на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой и комплексном анализе его интегративных качеств и деятельности, к основным задачам педагогической диагностики педагоганаставника относим изучение: уровня воспитанности и уровня сформированности интегративных черт личности (моральное, умственное, эстетическое развитие); поведения и деятельности воспитанников; воспитательноговоздействияв макрои микросреде; особенностей семейного и учебного коллективов, их педагогическуюхарактеристику; содержания, эффективности и продуктивности педагогической деятельности и др.Учитывая то, что основным видом деятельности в любом учебном заведении является учебная, то педагогнаставник должен уметь выявлять уровень знаний, умений, навыков, способов деятельности воспитанников, анализировать условия протекания учебного процесса и определять их влияние на уровень обученности учащихся, а также корректировать учебный процесс с целью устранения ошибок и трудностей вобучении. Поэтому целесообразным в педагогическом наставничестве считаем выполнение именно диагностикокорректирующей функции, поскольку педагогнаставник должен постоянно отслеживать, диагностировать ход учебновоспитательного процесса, оценивать промежуточные результаты, вносить коррективы в свои действия и действия воспитанников. Иначе говоря, на основе диагностики уровня знаний, умений и навыков, трудностей, недостатков, причин неуспеваемости он должен определять конкретные мероприятия, которые будут способствовать УДК001устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся, и корректировать их поведение в соответствии с установленными нормами в учебном заведении и в обществе. Развивающая функция. Выполнение наставником развивающей функции способствует постепенному и последовательному социальнопсихологическому и профессиональному развитию личности. Роль развивающей функции, по мнению С.Баранова, заключается в активизации процесса познания, овладении логикой мышления, суждений, умозаключений, формировании интереса к обучению и познанию окружающего мира, положительных моментов обучения, развитии способностей [5]. Указанная функция обеспечивает формирование познавательных способностей, усвоение приемов умственной деятельности, приобретение жизненного опыта, способность прогнозировать результаты собственных размышлений и проявляется в развитии мышления учащихся, формировании их эмоциональночувственной сферы, учебных интересов, мотивов и способностей.Вслед за И.Никитинойсчитаем, что выполнение развивающей функции педагогомнаставником будет способствовать активизации продуктивных познавательных процессов (логическая память, самостоятельность мышления, творческое воображение и т.д.), усилению личностного смысла приобретенных знаний для учащегосяс учетомих типичныхвозрастныхи психологическихособенностей; сохранению и развитию положительной Яконцепции, что требует включенияв содержание заданий описание рациональных способов их выполнения, побуждение к самостоятельнымпоискам индивидуальных способов получения результатов с гарантией обязательного повышения рейтинговой оценки [6].При этомвыполнение развивающей функции предусматривает и саморазвитие самого педагоганаставника и требует от него отношения к наставнической деятельности как к творческому процессу.На наш взгляд, педагог, который сам постоянно не развивается, не занимается самообразованием, не сможет выполнять наставническую деятельность, поскольку не сможет оказать надлежащую поддержку своим воспитанникам.Следующим в педагогическом наставничестве выделен вектор взаимодействия, включающий коммуникативноорганизаторскую, медиативную и аналитическую функции. Коммуникативноорганизаторская функция. Педагогическая деятельность немыслима без общения, благодаря которому педагогнаставник координирует свои действия с воспитанниками, родителями, коллегами, осуществляет учебновоспитательную работу. Коммуникативная(от лат. ‬делаю общим, общаюсь) функция обеспечивает смысл, стратегию и тактику его сотрудничества с воспитанниками и в установлении, продолжении и приостановлении необходимых профессиональных контактов, обмене информацией и пр. Указанная функция прежде всегосвязана с влиянием педагоганаставника, котороеоказывает его личная привлекательность, моральная культура, умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения и побуждать воспитанниковсвоим примером к активному участию в разнообразных видах деятельности,предусматривает проявление любви к детям, доброжелательное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризирует стиль гуманных взаимоотношений; установление педагогически целесообразных взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса [7].Коммуникативная функция педагогического наставничества тесно связана с организаторской, поскольку предусматривает привлечение воспитанников кнамеченнойвоспитательнойработеи стимулирование их активности. Для этого педагогнаставник должен владеть целымрядом умений: определять конкретные задачи обучения и восУДК001питания своих воспитанников, развивать их инициативу в планировании совместной работы, распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является умение вдохновить воспитанников на работу, внести в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль по ее выполнению. Организаторская функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе общения с учащимися; организацию различных видов деятельности учащихся; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с воспитанниками[8].Таким образом, роль коммуникативноорганизаторской функции заключается в том, чтобы способствовать процессам самоорганизации, самоуправления, самоусовершенствования личности воспитанника, созданиюусловий для реализации его способностей, помощи в достижении намеченных целей.Медиативная функция. В любом учебном заведении обучаются ученики/студенты, принадлежащие к различным слоям населения, национальностям ит.д.Для любого воспитанника важным является статус среди ровесников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в коллективе, выполнение разных социальных ролей. Все это создает потенциально конфликтную среду, в которой они пребываютдолгое время. Вмешательство педагога в конфликт, возникший между его участниками, очень часто не приводит к его конструктивному решению, а иногда и ухудшает его. Поэтому считаем, что в таких ситуациях он должен осуществлять медиативную функцию. В рамках исследования медиацию рассматриваем как создание педагогомнаставником таких условий для сторон конфликта и их диалога, в которых они смогут сами прийти к примирению.Медиативная функция предусматривает создание безопасной среды, способствующей развитию личности с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои действия; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанного на признании ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, уважение правкаждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов; повышение ©качества жизниª всех субъектов образовательного процесса, обеспечивая положительное общение, открытость, доброжелательность, профилактику агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди воспитанников; создание условий для снижения количества межкультурных, межэтнических конфликтов и т. д. [9]Выполняя указанную функцию, педагогнаставник пытается помочь сторонам понять причину конфликта, взглянуть на него подругому, организовать общение сторон, давая возможность прийти к взаимопониманию. Выступая третьей стороной и не вмешиваясь в конфликт, педагогнаставник обеспечивает эффективную коммуникацию между конфликтующими учащимися, налаживая диалог междуними, делая их активными участниками процесса разрешения конфликта. В том случае, если он сможет правильно организовать их взаимодействие для принятия конструктивного решения, это будет способствовать снижению конфронтации, улучшению сотрудничества, устранению противоборства и возобновлению отношений.На пользе медиации для учащихся акцентирует внимание С.Шуренкова, указывая, что таким образом они учатся: конструктивно общаться с ровесниками и взрослыми; убеждать словами, а не силой; самоорганизации; нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения и т. д. [10]

УДК001Аналитическая функцияпедагогического наставничества связана с необходимостью анализировать результаты учебновоспитательного процесса, выявлять в нем положительные аспекты и недостатки, оценивать полученные результаты, корректировать педагогический процесс, искать возможности для его улучшения, поскольку,не зная фактического состояния дел, нельзя оперативно оказать помощьучащимся. Осуществление аналитической функции предусматривает наличие у педагоганаставника умения сравнивать то, что должно быть,с тем, что есть на самом деле, видеть динамику изменений воспитанников в личностном и учебном плане, выделять главное, существенное в учебновоспитательной работе. Успешное выполнение этой функции в процессе управления позволяет своевременно выявитьвозникающие противоречия, правильно их оценивать, находить ответы, ставитьобъективно необходимые цели и задачи, выбирать оптимальные способы их решения и предусматривает планирование и организацию воспитательной работы в учебной группе на основе учета педагогомнаставником межличностных отношений в коллективе, мотивов учебной ипознавательной деятельности учащихся, уровня их интеллектуального развития, индивидуальных особенностей, социальнобытовых условий жизни, состояния здоровья,результатов обучения и пр. [11]

Реализация аналитической функции в педагогическом наставничествеспособствует саморазвитию и педагоганаставника, приобретению личностных и профессиональных ценностей и смыслов, отображающих индивидуальный опыт изучения содержания профессиональной сферы и системы способов самоанализа, самопрогнозирования, самоконтроля,самооценки и свободы выбора средств достижения результатов. Еще одним необходимым функциональным вектором педагогического наставничества считаемвектор самореализации, в состав которого входят научноисследовательская, методическая, профессиональноидентификационная функции. Научноисследовательская функция. Сущность научноисследовательской функции педагогического наставничества заключается в творческом использовании имеющихсяпедагогических и методических идей в конкретных условиях обучения и воспитания, осмысления и творческого развития того нового, что выходит за рамки известной теории, в определенной мере обогащая ее. Это, по мнению В.Мижерикова, составляет проблему профессионального роста педагога, его кропотливой работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства[12]. О необходимости постоянного саморазвития и самоусовершенствовании педагога говорил еще К.Ушинский, отмечая, что учитель только в той степени воспитывает и обучает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и учить, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. С учетом этогопедагогнаставник должен быть, прежде всего, творческой личностью, постоянно заниматься самообразованием, иметь собственную педагогическую позицию, осуществлять исследовательскую деятельность, уметь прогнозировать как собственную деятельность, так и деятельность своих воспитанников. Выполняя научноисследовательскую функцию, педагогнаставник способствует формированию у учащихся научных понятий, усвоению методических приемов и характеристик научного стиля мышления, умений самостоятельной учебнопознавательной деятельности; формированию диалектического мировоззрения, положительного отношения к основам научного познания, созданию условий интеллектуального развития и самоусовершенствования; развитию познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, логическогомышления и т.д.

УДК001В нашем пониманииуказанная функция ориентирована не только на приобретение учащимися теоретических и практических знаний, но и на творческую самореализациюличности воспитанника, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих умений в процессе решения исследовательских задач во время участия в научных экспериментах и исследованиях.Если в науке, отмечает Л.Голованева [13], главной целью является выработка новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимися навыков исследования как универсального способа усвоения и преобразования действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и личностнозначимыми для конкретного воспитанника).Таким образом, при выполнении научноисследовательской функции педагогнаставник способствует более глубокому и прочному усвоению знаний учащимися, вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы, формирует умения применять теоретические знания при решении конкретных практических задач, развивает личностные качества учащихся, влияет на выбор будущей профессии учениками, а студентам помогает идентифицировать себя с уже выбранной профессией. Методическая функциятакже является важной функцией педагоганаставника, поскольку предусматривает создание и использование банка методического обеспечения учебного процесса, включающего использование разных типов обучения, инновационных технологий; обеспечение внутрии межпредметных связей. Педагогнаставник должен постоянно изучать и творчески использовать нормативные, программнометодические документы, обобщать опыт успешной педагогической деятельности, способствовать его расширению, совершенствовать и активизировать работу с учащимися.Методическая функция предусматривает изучение и обобщение передового педагогического опыта (использование нетрадиционных форм, интерактивных методов, интенсивных технологий обучения и т.д.); внедрение в собственную практику инновационных технологий (использование в учебном процессе информационных методик, модульного и дистанционного обучения и пр.); авторскую разработку методических материалов, положительную оценку результативности их внедрения благодаря проведению педагогических экспериментов и т.п.Иными словами, методическая функция обеспечивает постоянное самообразование педагоганаставника, повышение уровня его методической подготовленности с целью координации учебновоспитательной работы, овладение наиболее рациональными методами и приемами обучения и воспитания учащихся, обмен и передачу накопленного педагогического опыта, повышение теоретического и практического уровня в определенной отрасли знаний, оказание адресной групповой или индивидуальной помощи учащимся, активное участие в семинарах, конференциях и т.д.Реализуя методическую функцию, педагогнаставник привлекает учеников, студентов к различным видам обучения, способствующим развитию их общественной активности,и помогает каждому воспитаннику проявить свои способности в учебной деятельности.Профессиональноидентификационная функцияпедагогического наставничества рассматривается в двух аспектах: в условиях общеобразовательной школы и высшего учебного заведения.Профессиональноидентификационная функция согласно особенностям общеобразовательного учебногозаведения может рассматриваться в качестве профориУДК001ентационной функции в деятельности классного руководителя как педагоганаставника и предусматривает изучение вопросов, связанных с профессиональными намерениями учеников, то естькакую профессию они хотят выбрать, их возможностей, способностей, необходимых для получения этой профессии и т.д.

С целью формирования устойчивых профессиональных намеренийклассный руководитель как педагогнаставник должен регулярно информировать учеников о профессиях, которые они хотят выбрать, способствовать овладению ими навыками в этой профессии, привлекая их к участию в соответствующих кружках, составлению индивидуальных образовательных траекторий, предусматривающих приобретение необходимых для выбираемой профессии практическими умениями и навыками, направлять учеников на самопознание.В условиях высшего учебного заведения выполнение профессиональноидентификационной функции направлено на понимание и принятие студентами профессиональной роли. Особенности профессиональной идентификации Ж.Верная рассматривает на трех уровнях регуляции личностной активности студентов:ценностные ориентации; целевые и ситуативные конкретнодейственные установки. При этом автор считает, что на уровне ценностных ориентаций профессиональная идентификация происходит при помощи принятия профессионально значимых ценностей; на уровне обобщенных целевых установок ‬при помощи включения в процесс усвоения будущей профессиональной деятельности, самостоятельности и творческого подхода к ее осуществлению; на уровне ситуативных конкретнодейственных установок ‬благодаря овладению будущей профессией, отношению к содержанию будущей профессии, доминирующей формы овладения ею [12].Опираясь на исследования Л.Шнейдера [15], считаем, чтопри реализации указанной функции педагогнаставник должен способствовать осознанию студентами своей принадлежности к определенному профессиональному сообществу; овладению знаниями о своих сильных и слабых сторонах, вероятныхзонахуспехов и неудач в будущей профессиональной деятельности; более четкому представлению о себе и своей работе в будущем.Заметим, что выделенные функции педагогического наставничества не являются разобщенными и осуществляются педагогомнаставником комплексно.

Ссылки на источники1.МижериковВ. А., ЕрмоленкоМ. Н. Введениев педагогическую деятельность.‬М.: Пед.ово России, 2002. ‬268 с.2.Маценко Л.М. Діяльність наставника в системі виховної роботи вищого навчального закладу: монографія. ‬К.: НАКККіМ, 2010. ‬420 с.3.Газман О. С.Неклассическое воспитание. От авторской педагогики к педагогике свободы. ‬М.: Изд.дом ©Новый учебникª, 2003. ‬320 с.

4.Там же. 5.Баранов С. П. Сущность процесса обучения. ‬М.: Прометей, 1981. ‬357с.6.Нікітіна І.В. Особливості оптимізації розвитку творчого потенціалу студента технічного університету.‬URL: dspace.nuft.edu.ua/.../Features%20to%20optimize%20the%20development. Pdf(дата обращения 03.02.2015).7.МижериковВ. А., ЕрмоленкоМ. Н.Указ. соч.8.Там же.9.Шуренкова С. С. Медиация в образовательной системе. ‬URL: mediacya.com›publications/19 (дата обращения 16.01.2015).10.Там же.11.Саушина И. К. Аналитическая деятельность заместителя директора ‬неотъемлемая часть управленческой деятельности. ‬URL:festival.1september.ru›articles/510935 (дата обращения 21.12.2014).УДК00112.МижериковВ. А., ЕрмоленкоМ. Н.Указ. соч.13.Голованева Л.В. Научноисследовательская деятельность учащихся в модели личностноориентированного образования. ‬URL: reftrend.ru›748705.html (дата обращения 25.01.2015).14.Вірна Ж.П.Мотиваційносмислова регуляція у професіоналізації психолога: дис. …дра психол. наук. ‬К., 2004. ‬414 с. 15.Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. ‬М.: Издво Моск. психол.соц. инта, 2004. ‬600 с.

Tatyana Osipova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chairof Pedagogics,South Ukrainian National Pedagogical Universitynamed after K.D.Ushinsky, Odessa, Ukraine osipovatanya2009@rambler.ruFunctionalvectors of pedagogical mentoringAbstract. The paperdeals with realization of pedagogical mentoring functions by a teachertutor,which are revealed within functional vectors: correction vector (support, diagnosecorrection, developing functions), interaction vector (communicative and organizing, mediating, analytical functions) and selfrealization vector (research, methodical, professional and identification functions). The essence of the specified functions is in conditions of comprehensive school and higher educational institution.Keywords: teachertutor, functional vectors of pedagogical mentoring, essence of functions in tutorial activity. References1.Mizherikov, V. A. & Ermolenko, M. N. (2002) Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost',Ped. ovo Rossii, Moscow, 268 p.(in Russian).2.Macenko, L. M. (2010) Dіjal'nіst' nastavnika v sistemі vihovnoї roboti vishhogo navchal'nogo zakladu: monografіja, NAKKKіM, Kiev, 420 p.(in Ukrainian).3.Gazman, O. S. (2003) Neklassicheskoe vospitanie. Ot avtorskoj pedagogiki k pedagogike svobody,Izd. dom “Novyj uchebnik”, Moscow, 320 p. (in Russian).4.Ibid. 5.Baranov, S. P. (1981) Sushhnost' processa obuchenija, Prometej, Moscow, 357 p.(in Russian).6.Nіkіtіna,І. V. Osoblivostі optimіzacії rozvitku tvorchogo potencіalu studenta tehnіchnogo unіversitetu. Available at: dspace.nuft.edu.ua/.../Features%20to%20optimize%20the%20development. Pdf (data obrashhenija 03.02.2015)(in Ukrainian).7.Mizherikov, V. A. & Ermolenko, M. N. (2002) Op. cit.8.Ibid.9.Shurenkova,S.S. Mediacija v obrazovatel'noj sisteme. Available at: mediacya.com›publications/19 (data obrashhenija 16.01.2015)(in Russian).10.Ibid.11.Saushina,I. K. Analiticheskaja dejatel'nost' zamestitelja direktora ‬neot#emlemaja chast' upravlencheskoj dejatel'nosti. Available at: festival.1september.ru›articles/510935 (data obrashhenija 21.12.2014)(in Russian).12.Mizherikov, V. A. & Ermolenko, M. N. (2002) Op. cit.13.Golovaneva,L. V. Nauchnoissledovatel'skaja dejatel'nost' uchashhihsja v modeli lichnostnoorientirovannogo obrazovanija. Available at: reftrend.ru›748705.html (data obrashhenija 25.01.2015)(in Russian).14.Vіrna,Zh. P. (2004) Motivacіjnosmislova reguljacіja u profesіonalіzacії psihologa: dis. … dra psihol. nauk, Kiev, 414 p. (in Ukrainian).15.Shnejder,L. B. (2004) Professional'naja identichnost': teorija, jeksperiment, trening, Izdvo Mosk. psihol.soc. inta, Moscow, 600 p.(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª