Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шмачилина-Цибенко
С.
В.,
Ильина
В.
В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 5 (май). – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15130.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях с точки зрения этапов их разворачивания, а также с позиций содержательной наполненности и принципа их функционирования. Рефлексивные механизмы в экстремальных условиях позволяют продуктивно перерабатывать жизненный опыт, содействуют формированию готовности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам, предоставляют возможность моделировать и прогнозировать дальнейшее осуществление жизни, формировать «внутренние модели», стратегии преодоления кризиса, обеспечивают динамику ценностно-смысловой сферы.
Ключевые слова:
личность, экстремальные условия, кризис личности, рефлексивные процессы, рефлексивные механизмы
Текст статьи
Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1
ART15130
УДК 159.9.019.4
Ильина Виктория Викторовна, старший лейтенант полиции,адъюнкт кафедры психологии и педагогикиФГКОУ ВПО ©Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерацииª, г. Краснодарvikuly2612@rambler.ru
ШмачилинаЦибенко Светлана Витальевна,доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогикиФГКОУ ВПО ©Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерацииª, г. Краснодарshmachilinacibenko@mail.ru
Роль рефлексивных процессов и механизмовв преодолении кризиса личности в экстремальных условиях
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условияхс точки зрения этапов их разворачивания, а также с позиций содержательной наполненности и принципа их функционирования. Рефлексивные механизмы в экстремальных условиях позволяют продуктивно перерабатывать жизненный опыт, содействуют формированию готовности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам, предоставляют возможность моделировать и прогнозировать дальнейшее осуществление жизни, формировать ©внутренние моделиª, стратегии преодоления кризиса, обеспечивают динамику ценностносмысловой сферы.Ключевые слова: экстремальные условия, личность, кризис личности, рефлексивные процессы, рефлексивные механизмы.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Экстремальные условия рассматриваются в психологии с различных точек зрения:и как синоним экстремальных ситуаций, икак самостоятельное явление.Анализируя различные подходы,можно прийти к выводу о том, что в экстремальных условиях нарушается привычный ритм жизни человека, смещаются распорядок и организация его труда и отдыха, достигают крайних пределов психические и другие перегрузки, как следствие,ухудшается его психическое состояние в целом, что выражается в переутомлении, нервном истощении, срывах деятельности, аффективных реакциях, кризисных состояниях, личностном кризисе, психогении (патологические состояния).Следовательно, припреодолении кризиса личности в экстремальных условиях необходимо искатьконструктивные пути его преодоления, поскольку в этом случае личность, как правило, оформляет имеющиесялибо обретает новые ценности и смыслы, выстраивает жизненную перспективу. В ряде современных исследованийроль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условияхподнимается уже как самостоятельная проблема.
Английский философсенсуалист, педагог Дж. Локк еще в XVIIв.обратился к понятию ©рефлексияª и наполнил его психологическим содержанием в современном смысле это слова. Рефлексия, по Локку, в своей основе предполагает самоанализ, Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
самонаблюдение, самоуглубление (интроспекцию), адресование понимания человека самим собой и представляет собой механизм, с помощью которого человек анализирует свою когнитивную деятельность. В 1930хгг.А. Буземаном было определено ©психологическоеª понятие рефлексии, которое рассматривалось им как перенесениепереживания с внешнего мира на себя [1]. С этого момента психология рефлексии выделяется в самостоятельную область исследований и изучается с позиций различных подходов в гносеологическом и онтологическом ключе. Не углубляясь в данном случаев анализ подходов, важно отметить, что в современной психологии особо выделяется целый ряд работ,посвященных исследованию эмоционального, личностного аспекта рефлексии, изучениюее в связи с разработкой саморегуляции, самосознания и условий его развития, постижениемсвоей жизнедеятельности. Сущностное понимание рефлексии в данной парадигме раскрыто в работах С.Л. Рубинштейна. Он отмечает наличиеи взаимосвязьдвух основных способов существования человека и, в соответствии с ними, двух способов отношения к жизни. ©Первый жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек... Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целомª [2]. ©Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ееª [3].Отметим, что с возникновением рефлексии, по Рубинштейну, связано ценностносмысловое определение жизни. ©С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизниª [там же, с. 352]. Вэтомразрывенепосредственных связей жизни и их восстановлениина новой основе и заключается второй способ существования человека. Другими словами, за счет рефлексии происходит преобразование ценностей и смыслов человека. Рефлексия представляется как ©специфически человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования…ª [5].Опираясь на такое понимание рефлексии, исследователи отмечают, что она при данных условиях получает статус психологического механизма, за счет которого происходит изменение внутреннего мира человека;следовательно,рефлексия этоне только влияние человека на свои мысли и чувства, а большей частью целостное воздействие человека на самого себя [6]. Влияя на себя, человек преобразует себя, приводитсвою деятельность, эмоции, мысли в гармониюс разными людьми, с ценностносмысловыми основаниями, своими и иных людей, общечеловеческими ценностями, т.е.происходит координация всей системы регуляции. Следовательно, рефлексия выступает обязательнымоснованиемразвития данной системы, ее преобразования и адаптации к меняющимся условиям существования. Наряду с этим, разумеется, изменяются ценностносмысловые образования. Из этого следует,что в личностном аспекте рефлексия определяется как механизм самоизменения, самопростраивания впроцессе регуляции жизнедеятельности, в том числе и в процессе преодоления жизненного кризиса.Рефлексивные механизмы в условиях отечественной психологии изучаются с различных воззрений, как,например, с точки зрения этапов их разворачивания, а также с позиций содержательной наполненности и принципа их функционирования.При описании процесса реализации рефлексивных механизмов исследователи отмечают, что особенно четко этапы его разворачивания прослеживаются при наличии препятствий или значительной сложности деятельности. При этом выделяется Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
несколько стержневых моментов, которые заключаются, прежде всего, в невозможности совершать прежнюю деятельность, которая выражается в ©остановкеª, ©разрывеª деятельности, проблемноконфликтной ситуации, отсутствии желаемого результата. Второй этап заключается в осознании причины возникшегозатруднения©отстранениеª, ©рефлексивный выходª, ©Ярефлексивноеªкак занятие человеком рефлексивной позиции, с которой он может прослеживать свою деятельность и обращаться на себя. Третий этапэто возможность встраивания рефлексивного опыта в уже имеющийся опыт и апробация результатов рефлексирования в реальности. Четвертый этапэто явное участие рефлексивного механизма впереоформлениивнутреннего мира человека, а именноего ценностносмысловых образований: ©рефлексивное осмысление деятельностиª, ©актуализация смысловых структурª, ©реализация заново обретенного смыслаª.При изучении сущности и содержания рефлексивных механизмов исследователи раскрывают их специфические черты и основные функции. В данном случаесутью рефлексивного механизма является соотношение процессов интеграции и дифференциации психики, за счет чего определяется возможность роста и развития личности, поиск и создание различных способов достижения поставленной цели. При этом затрагиваются разные уровни психикидля приобретения в процессе взаимодействия человека с миром определенного единства, синергизма [7], когда человек, обращаясь на себя, простраивает свой внутренний мир, ценности и смыслы, иными словами,регулятивное начало или ядро. В свою очередь, именно ценностносмысловые образования являются тем содержанием, на оформление которого направлена работа рефлексивных механизмов.Рефлексивныемеханизмы в психологических исследованиях представлены как сложные образования, которые включают в себя различные качестваи различные виды рефлексии и оформляют, изменяют, простраивают элементы ценностносмысловой сферы через различные виды активности. Отмечается также, что активизация рефлексивных механизмов происходит тогда, когда человек находится в неопределенной, трудной или экстремальной жизненной ситуации, когда он переживает кризис и необходимость изменений в структуре ценностносмысловых составляющих его образа мира.При таком понимании содержания, реализации и функций рефлексивных механизмов выделяется целый ряд современных исследований, где изучается проблематика рефлексивных механизмов в контексте трудных или экстремальных жизненных ситуаций и условий, личностных и жизненных кризисов.В исследованиях Л.Г. Жедуновой отмечается, что в основе процесса переживания личностного кризиса лежат осознаваемые рефлексивные стратегии. Сама рефлексия трактуется как интегральное качество психики, которое не только детерминирует саму возможность развертывания личностного кризиса, нои обеспечивает его переживаниеза счет изменения временной направленности, при этом выступает основой для адаптации человека на аффективном и смысловом уровнях. Именно рефлексия помогает человеку при возникновении кризисасоотнести свои способности и ресурсы с наличной ситуацией, оценить ситуацию и изменить свое видение [8].Н.А. Деева понимает рефлексивные механизмы переживания кризиса как психологические механизмы, включенные в систему регуляции и разворачивающиеся приактивномучастии человека впреобразованиизначимых ценностносмысловых образований с целью организации жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром. Специфика рефлексивных механизмов переживания во многом обусловливает продуктивность (либо успешность) переживания кризиса. Другими словами, от того,какимобразом и насколько глубоко будет переработан внутренний опыт, будут Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
определяться дальнейшая жизненная перспектива, реализация, осуществление жизненных планов, адаптация и оформление отношений человека с внешним миром. Они содержат такие важные подсистемы регуляции, как ценностносмысловые образования, активность, рефлексия, с преобладанием рефлексивного компонентакак организующего. Особенности механизмов создаются исходя из специфики проявления и взаимодействия качественных характеристик рефлексии, уровней разворачивания рефлексивного механизма относительно жизнедеятельности, оформленности ценностносмысловой сферы, а также доминирующего вида активности, в которой разворачивается рефлексивный механизм [9].На основании этогоавтор выделяет следующие рефлексивные механизмы переживания: деятельностносогласующий, ситуативнофрагментарный, обобщеннопроектирующий.
Так, ситуативнофрагментарный рефлексивный механизм характеризуется ситуативностью переживания, неспособностью целостно увидеть свою жизнь, осмыслить ее в более широком контексте, несогласованностью временной линии рефлексии. При этом хорошо выражена способность хронологического простраивания прошлого опыта вне зависимости от его значимости для человека. Внутреннее напряжение,вызванное угрозой ценности, онснимает во внешней активности, доминирующим принципом жизни©здесь и сейчасª. Будущее представляется только как возможность самореализации через работу, достижения, развлечения, которые зачастую являются идеямификс. При этом совершаемая деятельность неглубоко осмысливается. В проблемных ситуациях и экстремальных условиях,требующих больших затрат внутренних ресурсов,человек предпочитает стратегиюухода (например,уход в работу и т.п.). Этот механизм переживания не влечет кардинальных изменений ценностносмысловой сферы, как следствие,затрудняет оформление внутреннего мира и всего миропроекта в целом.Деятельностносогласующий рефлексивный механизмхарактеризуется полнотой и развернутостью процесса переживания, который направлен наоформление и изменение смыслов, смысловых образований. Для людей с преобладанием этого механизма характеренвысокий уровень ретрорефлексии:обращаясь к прошлому опыту, они эффективно его переосмысливают, извлекая полезную для себя информацию, которая служит как бы ©призмойª, через которуюони смотрят на будущую деятельность. Для них характерно простраивание своего прошлого не в хронологическом порядке, а в порядке значимости событий и ситуаций. На основании такой рефлексивной работы с прошлым опытомустанавливается связь с будущим и происходит его осмысление. Другими словами, люди пытаются найти смыслы для себя в будущем, согласовать линию времени, провести связи из прошлого в будущее. Такого рода согласование имеет яркую аффективную окраску, указывающую на актуальность определенных личностных смыслов. Для людейс преобладанием данного механизма характерны очень глубокие эмоциональные переживания, глубокое осмысление проблем, что способствует выходу личности на новые горизонты развития, обновлению своего Я. Это процесс затратен по времени и по энергии, но результаты являются устойчивыми. Однако осмысление может происходить в рамках какойлибо отдельной деятельности. Человек может намечать несколько линий жизни, которые часто не согласуются между собой и имеют различный смысловой контекст.В результате жизнь человека является ©частичнойª, отсюда и частичная реализация себя.Для людей с преобладанием обобщеннопроектирующегорефлексивногомеханизма характерно деловое взвешивание обстоятельств, обдумывание, проигрывание вариантов решения проблемы, стратегическое планирование жизни. При этом они чаще обращаются к своим ценностям, которые составляют ядро внутреннего мира, но Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
в то же время являются широким контекстом, задаваемым социумом. Каждое жизненное событие они пытаются представить в целостном контексте своей жизни. Это помогает актуализировать значимость жизнедеятельности человека как таковой, очертить ее смысл и глобальные цели. При этом часто отсутствует развернутый анализ ситуации, решение принимается на уровне стратегии жизни в целом, что ведет к потере нюансов, т.е.остаются без внимания те мелочи, из которых состоит жизнь. Если данный механизм становится доминирующей стратегией переживания, то это может выражаться в склонности к излишнему философствованию и обобщениюи даже в целом к обесцениванию реальной жизни [10].В традиции регулятивного подхода и теории границ исследует рефлексивный механизм И.В.Кочкаревакак основной механизм мобилизации ресурсов совладающего поведения. Сущность данного механизма состоит в саморегуляции внутренней активностичерез процессы проживания, переживания и проигрывания событий на основании рефлексии времени (прошлого, настоящего, будущего), связанных с возникшими экстремальными условиями. Работа механизма направлена на образование ведущего смысла, определяющего эффективность поведения человека в конкретных жизненных условиях. Исходя из этого, выделены основные типы механизмов в зависимости от доминирующей направленности временной рефлексии и преобладающего вида активности [11].О.Н. Саковская при исследовании жизненных кризисов выделяет рефлексию как системное свойство личности, механизм регуляции которой главным образом будет определять ход их проживания. Она отмечает, что при проживании кризиса обозначаются общие закономерности рефлексивных стратегий, выражающиеся вразобщенности и дезинтеграции структуры направленности рефлексии и поляризации показателей направленности рефлексии. При этом виды и этапы переживания кризиса будут сопровождаться специфической рефлексивной стратегией. Автор отмечает, что профлексиякак смешанная форма сопротивления, соединяющая в себе проекцию и ретрофлексию и возникающая, когда клиент делает другому то, что он хотел бы получить для себя, характерна, как правило, для профессиональных кризисов. Что же касается личностного кризиса, то емуприсуща дезинтеграция направленности рефлексии, которая несет в себе адаптивную функцию и выступает побочным показателем максимальной степени выраженности переживаний в кризисе. Это выражается в том, что в процессе проживания жизненного кризиса человек обращается в большинстве случаевк одному из вариантов временного множества (континуума), которые объединяются только на этапе выхода, образуя целостную систему [12]. Соответственно,в процессе преодоления кризиса личности изменяется и представление о своей жизни, в связи с этим поднимается интересная проблема биографической рефлексии и ее механизмов, которые могут быть конструктивными и деструктивными по отношению к переработке своего жизненного опыта, осмыслению и выстраиванию жизненного пути.Так, М.В. Клеметьева в своих исследованиях выделяет качественное своеобразие типов проявления биографической рефлексии как рефлексии жизненного опыта и как рефлексии жизненного пути. Данное своеобразие обеспечивается различием в содержании и системе связей четырех составляющих: личностной, когнитивной, социальноперцептивной и конфигуративной. Когнитивная составляющаявыделение и анализ действий и средств рефлексии, связанной с осмыслением и упорядочиванием событий жизни. Личностная составляющаянаделение смыслами поступков и событий жизни, осознаниеличностных свойств, проявляющихся в событиях жизни. Социальноперцептивная составляющаяосознание жизненного пути других людей через объяснение приИльина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
чин их поступков и событий. Конфигуративная составляющая формирование нарратива, выполняющего функцию ©конфигуратораª контекстов жизненного пути [13]. Таким образом, в ситуации переживания жизненного кризиса такие составляющие биографической рефлексии,как когнитивная и личностная,повышаются, но в целом биографическая рефлексия в процессах осмысления жизни снижается и осуществляется с трудом. Приэтому субъективно благополучных людей преобладает рефлексия жизненного пути, а у людей, находящихся в экстремальных условиях,рефлексия жизненного опыта, когда они стремятся осмыслить собственный уникальный опыт прожитой (не приносящей удовлетворение) жизни, обнаружить новый смысл жизни.Большое значение в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях, на наш взгляд, имеет саногенная рефлексия, которая исследуется в отечественной психологии в рамках практикоориентированных проблем и связывается с такими феноменами,как саногенное мышление, жизнестойкость, психологическая устойчивость. Влюбом случаерефлексия, помогающая преодолеть кризис,должна быть саногенной (оздоравливающей), а не патогенной.Патогенный характер рефлексия носит в тех случаях, когданарушается равновесие в соответствии с взаимодействиемличности со средой. В этих случаях рефлексия как механизм характеризуется такими признаками,как зацикливание на проблеме, неумение выйти на более широкие контексты осмысления проблемы при общем высоком уровне. Отсюда и преобладание защитнодеструктивного способа поведения, отсутствие конструктивных стратегий преодоления кризиса. Например, излишне высокий уровень развития рефлексии, а именно ее когнитивного компонента, может выступать фактором формирования психического выгорания личности, тогда как метарефлексия существенно снижает уровень психического выгорания [14]. Однако при ©умеломª (конструктивном) рефлексивном анализе и его глубине происходит наибольшее воздействие на изменение характеристик своего психического состояния [15] и перестройку ценностносмысловых образований.В теориии практике саногенного мышления рефлексия, направленная на снижение страдания от действия негативных эмоций, благодаря чему обеспечивается осознанный выбор конструктивных программ поведения, называется саногенной (оздоравливающей) [1617]. Именно саногенная рефлексия способствует развитию способности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам,с одной стороны, через осознание собственных деструктивных стратегий мышления, которые порождают негативные переживания, с другой стороны,через построение внутренней конструктивной модели проблемной ситуации и на этой основе через формирование позитивной аффективнокогнитивной структуры [18].Таким образом, уделяя внимание роли рефлексии и ее механизмам в преодолении личностного кризиса в экстремальных условиях,необходимо выделить ее регулятивную функцию, которая занимает ведущее место в структуре регулятивного механизма в целом. Рефлексивные механизмы в экстремальных условиях позволяют продуктивно перерабатывать жизненный опыт, содействуют формированию способности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам, предоставляют возможность прогнозировать дальнейшее осуществление жизни, формировать ©внутренние моделиª, стратегии преодоления кризиса, обеспечивают динамику ценностносмысловой сферы.
Ссылки на источники1.Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии /Институт психологии РАН. М.;Ярославль, 2002. С. 148.2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Педагогика,1989. Т.2. С. 351.3.Там же. С. 352.Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7
4.Там же.5.Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. … дра психол. наук. М., 1994.С. 21.6.Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: Издво ОмГПУ, 2000. С. 252.7.Там же. С. 253.8.Жедунова Л. Г. Психология личностного кризиса: дис. ... дра психол. наук. Ярославль, 2010. С. 156.
9.Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностносмысловой сферы: дис. … канд. психол. наук. Омск, 2005.С. 112.10.Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. 2014. № 6 (июнь). С. 45.URL: http://ekoncept.ru/2014/14155.htm.11.Кочкарёва И. В. Рефлексивный механизм мобилизации ресурсов совладающего поведения: дис.…канд. психол. наук. Омск, 2013.С. 116.12.Саковская О. Н. Закономерности динамики и направленности рефлексии в разных типах жизненных кризисов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2012.С. 15.13.КлементьеваМ.В. Исследование биографической рефлексии в ситуации жизненного кризиса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 4.С. 342.14.Волканевский С. В. Рефлексивность как детерминанта синдрома ©психического выгоранияªличности: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. С. 117.
15.Савинкина Л. А. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека: дис.… дра психол. наук. Новосибирск, 2000.С. 87.16.Орлов Ю.М. Саногенное мышление / сост. A.B.Ребенок, О.Ю. Орлова. Серия: Управление поведением, кн.1. М.: Слайдинг, 2003. С. 44.17.Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. М.:©Штыкова М.А.ª, 2000. С. 112.18.Адамян Л. И. Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности: дис. … канд. психол. наук. М., 2012.С. 156.
Victoria Ilyina,Adjunctat the chair of Psychology and Pedagogy,senior lieutenant of police,Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnodarvikuly2612@rambler.ruSvetlana ShmachilinaTsybenko,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Psychology and Pedagogy, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnodarshmachilinacibenko@mail.ruRole of reflexive processes and mechanisms in overcoming crisis ofidentity in extreme conditionsAbstract.The paperis devoted to role of reflexive processes and mechanisms in overcoming crisis of identity in extreme conditions, from the point of view of the stages of their deployment, positions of substantial fullness andprinciple of their functioning. Reflexive mechanisms in extreme conditions allow productively process life experiences,contribute to formation of personality to withstand adverse life circumstances, provide ability to simulate and predict the farneck enjoyment of life, form “internal model”, strategies for overcoming crisis, provide the dynamics of valuesense sphere.Keywords:extreme conditions, personality, identity crisis, reflexive processes of reflexive mechanisms.References1.Karpov, A. V. &Skitjaeva,I. M. (2002)Psihologija refleksii/ Institut psihologii RAN,Jaroslavl', Moscow,p.148(in Russian).2.Rubinshtejn,S. L. (1989) Osnovy obshhej psihologii,vol. 2, Pedagogika, Moscow,p.351.3.Ibid.,p.352.4.Ibid.5.Slobodchikov,V. I. (1994) Razvitie sub#ektivnoj real'nosti v ontogeneze: avtoref. dis. … dra psihol. nauk,Moscow,p.21(in Russian).6.Sharov,A. S.(2000)Ogranichennyj chelovek: znachimost', aktivnost', refleksija,Izdvo OmGPU, Omsk,p.252(in Russian).7.Ibid.,p.253.8.Zhedunova,L. G. (2010) Psihologija lichnostnogo krizisa: dis. ... dra psihol. nauk,Jaroslavl', p.156. Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8
9.Deeva,N. A. (2005) Refleksivnye mehanizmy perezhivanija krizisa i izmenenie cennostnosmyslovoj sfery: dis. … kand. psihol. nauk,Omsk, p.112(in Russian).10.Deeva,N. A. (2014) “Rol' refleksivnyh mehanizmov perezhivanija lichnosti v formirovanii professional'nyh kompetencij”,Koncept,№ 6 (ijun'),p.45.Available at: http://ekoncept.ru/2014/14155.htm(in Russian).11.Kochkarjova,I. V. (2013) Refleksivnyj mehanizm mobilizacii resursov sovladajushhego povedenija: dis.… kand. psihol. nauk,Omsk, p.116(in Russian).12.Sakovskaja,O. N. (2012) Zakonomernosti dinamiki i napravlennosti refleksii v raznyh tipah zhiznennyh krizisov: avtoref. dis. … kand. psihol. nauk,Jaroslavl', p.15(in Russian).13.Klement'eva,M. V. (2013) “Issledovanie biograficheskoj refleksii vsituacii zhiznennogo krizisa”,Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki,№ 4,p.342(in Russian).14.Volkanevskij,S. V. (2010) Refleksivnost' kak determinanta sindroma “psihicheskogo vygoranija”lichnosti: dis. … kand. psihol. nauk,Jaroslavl', p.117(in Russian). 15.Savinkina,L. A. (2000) Refleksivnyj mehanizm samoreguljacii psihicheskih sostojanij cheloveka: dis. … dra psihol. nauk,Novosibirsk, p.87(in Russian).16.Orlov,Ju. M. (2003) Sanogennoe myshlenie. Serija: Upravlenie povedeniem, kn. 1,Slajding, Moscow,p.44(in Russian).17.Morozjuk,S. N. (2000) Sanogennaja refleksija, akcentuacii haraktera i jeffektivnost' uchebnoj dejatel'nosti,“Shtykova M. A.”, Moscow,p.112.18.Adamjan,L. I. (2012) Sanogennaja refleksija kak faktor psihologicheskoj ustojchivosti lichnosti: dis. … kand. psihol. nauk,Moscow,p.156(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, профессором,членом редакционной коллегии журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived16.02.15Получена положительная рецензияReceived a positive review18.02.15ПринятакпубликацииAccepted for publication18.02.15ОпубликованаPublished30.05.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В., 2015www.ekoncept.ru
ART15130
УДК 159.9.019.4
Ильина Виктория Викторовна, старший лейтенант полиции,адъюнкт кафедры психологии и педагогикиФГКОУ ВПО ©Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерацииª, г. Краснодарvikuly2612@rambler.ru
ШмачилинаЦибенко Светлана Витальевна,доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогикиФГКОУ ВПО ©Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерацииª, г. Краснодарshmachilinacibenko@mail.ru
Роль рефлексивных процессов и механизмовв преодолении кризиса личности в экстремальных условиях
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условияхс точки зрения этапов их разворачивания, а также с позиций содержательной наполненности и принципа их функционирования. Рефлексивные механизмы в экстремальных условиях позволяют продуктивно перерабатывать жизненный опыт, содействуют формированию готовности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам, предоставляют возможность моделировать и прогнозировать дальнейшее осуществление жизни, формировать ©внутренние моделиª, стратегии преодоления кризиса, обеспечивают динамику ценностносмысловой сферы.Ключевые слова: экстремальные условия, личность, кризис личности, рефлексивные процессы, рефлексивные механизмы.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Экстремальные условия рассматриваются в психологии с различных точек зрения:и как синоним экстремальных ситуаций, икак самостоятельное явление.Анализируя различные подходы,можно прийти к выводу о том, что в экстремальных условиях нарушается привычный ритм жизни человека, смещаются распорядок и организация его труда и отдыха, достигают крайних пределов психические и другие перегрузки, как следствие,ухудшается его психическое состояние в целом, что выражается в переутомлении, нервном истощении, срывах деятельности, аффективных реакциях, кризисных состояниях, личностном кризисе, психогении (патологические состояния).Следовательно, припреодолении кризиса личности в экстремальных условиях необходимо искатьконструктивные пути его преодоления, поскольку в этом случае личность, как правило, оформляет имеющиесялибо обретает новые ценности и смыслы, выстраивает жизненную перспективу. В ряде современных исследованийроль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условияхподнимается уже как самостоятельная проблема.
Английский философсенсуалист, педагог Дж. Локк еще в XVIIв.обратился к понятию ©рефлексияª и наполнил его психологическим содержанием в современном смысле это слова. Рефлексия, по Локку, в своей основе предполагает самоанализ, Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
самонаблюдение, самоуглубление (интроспекцию), адресование понимания человека самим собой и представляет собой механизм, с помощью которого человек анализирует свою когнитивную деятельность. В 1930хгг.А. Буземаном было определено ©психологическоеª понятие рефлексии, которое рассматривалось им как перенесениепереживания с внешнего мира на себя [1]. С этого момента психология рефлексии выделяется в самостоятельную область исследований и изучается с позиций различных подходов в гносеологическом и онтологическом ключе. Не углубляясь в данном случаев анализ подходов, важно отметить, что в современной психологии особо выделяется целый ряд работ,посвященных исследованию эмоционального, личностного аспекта рефлексии, изучениюее в связи с разработкой саморегуляции, самосознания и условий его развития, постижениемсвоей жизнедеятельности. Сущностное понимание рефлексии в данной парадигме раскрыто в работах С.Л. Рубинштейна. Он отмечает наличиеи взаимосвязьдвух основных способов существования человека и, в соответствии с ними, двух способов отношения к жизни. ©Первый жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек... Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целомª [2]. ©Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ееª [3].Отметим, что с возникновением рефлексии, по Рубинштейну, связано ценностносмысловое определение жизни. ©С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизниª [там же, с. 352]. Вэтомразрывенепосредственных связей жизни и их восстановлениина новой основе и заключается второй способ существования человека. Другими словами, за счет рефлексии происходит преобразование ценностей и смыслов человека. Рефлексия представляется как ©специфически человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования…ª [5].Опираясь на такое понимание рефлексии, исследователи отмечают, что она при данных условиях получает статус психологического механизма, за счет которого происходит изменение внутреннего мира человека;следовательно,рефлексия этоне только влияние человека на свои мысли и чувства, а большей частью целостное воздействие человека на самого себя [6]. Влияя на себя, человек преобразует себя, приводитсвою деятельность, эмоции, мысли в гармониюс разными людьми, с ценностносмысловыми основаниями, своими и иных людей, общечеловеческими ценностями, т.е.происходит координация всей системы регуляции. Следовательно, рефлексия выступает обязательнымоснованиемразвития данной системы, ее преобразования и адаптации к меняющимся условиям существования. Наряду с этим, разумеется, изменяются ценностносмысловые образования. Из этого следует,что в личностном аспекте рефлексия определяется как механизм самоизменения, самопростраивания впроцессе регуляции жизнедеятельности, в том числе и в процессе преодоления жизненного кризиса.Рефлексивные механизмы в условиях отечественной психологии изучаются с различных воззрений, как,например, с точки зрения этапов их разворачивания, а также с позиций содержательной наполненности и принципа их функционирования.При описании процесса реализации рефлексивных механизмов исследователи отмечают, что особенно четко этапы его разворачивания прослеживаются при наличии препятствий или значительной сложности деятельности. При этом выделяется Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
несколько стержневых моментов, которые заключаются, прежде всего, в невозможности совершать прежнюю деятельность, которая выражается в ©остановкеª, ©разрывеª деятельности, проблемноконфликтной ситуации, отсутствии желаемого результата. Второй этап заключается в осознании причины возникшегозатруднения©отстранениеª, ©рефлексивный выходª, ©Ярефлексивноеªкак занятие человеком рефлексивной позиции, с которой он может прослеживать свою деятельность и обращаться на себя. Третий этапэто возможность встраивания рефлексивного опыта в уже имеющийся опыт и апробация результатов рефлексирования в реальности. Четвертый этапэто явное участие рефлексивного механизма впереоформлениивнутреннего мира человека, а именноего ценностносмысловых образований: ©рефлексивное осмысление деятельностиª, ©актуализация смысловых структурª, ©реализация заново обретенного смыслаª.При изучении сущности и содержания рефлексивных механизмов исследователи раскрывают их специфические черты и основные функции. В данном случаесутью рефлексивного механизма является соотношение процессов интеграции и дифференциации психики, за счет чего определяется возможность роста и развития личности, поиск и создание различных способов достижения поставленной цели. При этом затрагиваются разные уровни психикидля приобретения в процессе взаимодействия человека с миром определенного единства, синергизма [7], когда человек, обращаясь на себя, простраивает свой внутренний мир, ценности и смыслы, иными словами,регулятивное начало или ядро. В свою очередь, именно ценностносмысловые образования являются тем содержанием, на оформление которого направлена работа рефлексивных механизмов.Рефлексивныемеханизмы в психологических исследованиях представлены как сложные образования, которые включают в себя различные качестваи различные виды рефлексии и оформляют, изменяют, простраивают элементы ценностносмысловой сферы через различные виды активности. Отмечается также, что активизация рефлексивных механизмов происходит тогда, когда человек находится в неопределенной, трудной или экстремальной жизненной ситуации, когда он переживает кризис и необходимость изменений в структуре ценностносмысловых составляющих его образа мира.При таком понимании содержания, реализации и функций рефлексивных механизмов выделяется целый ряд современных исследований, где изучается проблематика рефлексивных механизмов в контексте трудных или экстремальных жизненных ситуаций и условий, личностных и жизненных кризисов.В исследованиях Л.Г. Жедуновой отмечается, что в основе процесса переживания личностного кризиса лежат осознаваемые рефлексивные стратегии. Сама рефлексия трактуется как интегральное качество психики, которое не только детерминирует саму возможность развертывания личностного кризиса, нои обеспечивает его переживаниеза счет изменения временной направленности, при этом выступает основой для адаптации человека на аффективном и смысловом уровнях. Именно рефлексия помогает человеку при возникновении кризисасоотнести свои способности и ресурсы с наличной ситуацией, оценить ситуацию и изменить свое видение [8].Н.А. Деева понимает рефлексивные механизмы переживания кризиса как психологические механизмы, включенные в систему регуляции и разворачивающиеся приактивномучастии человека впреобразованиизначимых ценностносмысловых образований с целью организации жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром. Специфика рефлексивных механизмов переживания во многом обусловливает продуктивность (либо успешность) переживания кризиса. Другими словами, от того,какимобразом и насколько глубоко будет переработан внутренний опыт, будут Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
определяться дальнейшая жизненная перспектива, реализация, осуществление жизненных планов, адаптация и оформление отношений человека с внешним миром. Они содержат такие важные подсистемы регуляции, как ценностносмысловые образования, активность, рефлексия, с преобладанием рефлексивного компонентакак организующего. Особенности механизмов создаются исходя из специфики проявления и взаимодействия качественных характеристик рефлексии, уровней разворачивания рефлексивного механизма относительно жизнедеятельности, оформленности ценностносмысловой сферы, а также доминирующего вида активности, в которой разворачивается рефлексивный механизм [9].На основании этогоавтор выделяет следующие рефлексивные механизмы переживания: деятельностносогласующий, ситуативнофрагментарный, обобщеннопроектирующий.
Так, ситуативнофрагментарный рефлексивный механизм характеризуется ситуативностью переживания, неспособностью целостно увидеть свою жизнь, осмыслить ее в более широком контексте, несогласованностью временной линии рефлексии. При этом хорошо выражена способность хронологического простраивания прошлого опыта вне зависимости от его значимости для человека. Внутреннее напряжение,вызванное угрозой ценности, онснимает во внешней активности, доминирующим принципом жизни©здесь и сейчасª. Будущее представляется только как возможность самореализации через работу, достижения, развлечения, которые зачастую являются идеямификс. При этом совершаемая деятельность неглубоко осмысливается. В проблемных ситуациях и экстремальных условиях,требующих больших затрат внутренних ресурсов,человек предпочитает стратегиюухода (например,уход в работу и т.п.). Этот механизм переживания не влечет кардинальных изменений ценностносмысловой сферы, как следствие,затрудняет оформление внутреннего мира и всего миропроекта в целом.Деятельностносогласующий рефлексивный механизмхарактеризуется полнотой и развернутостью процесса переживания, который направлен наоформление и изменение смыслов, смысловых образований. Для людей с преобладанием этого механизма характеренвысокий уровень ретрорефлексии:обращаясь к прошлому опыту, они эффективно его переосмысливают, извлекая полезную для себя информацию, которая служит как бы ©призмойª, через которуюони смотрят на будущую деятельность. Для них характерно простраивание своего прошлого не в хронологическом порядке, а в порядке значимости событий и ситуаций. На основании такой рефлексивной работы с прошлым опытомустанавливается связь с будущим и происходит его осмысление. Другими словами, люди пытаются найти смыслы для себя в будущем, согласовать линию времени, провести связи из прошлого в будущее. Такого рода согласование имеет яркую аффективную окраску, указывающую на актуальность определенных личностных смыслов. Для людейс преобладанием данного механизма характерны очень глубокие эмоциональные переживания, глубокое осмысление проблем, что способствует выходу личности на новые горизонты развития, обновлению своего Я. Это процесс затратен по времени и по энергии, но результаты являются устойчивыми. Однако осмысление может происходить в рамках какойлибо отдельной деятельности. Человек может намечать несколько линий жизни, которые часто не согласуются между собой и имеют различный смысловой контекст.В результате жизнь человека является ©частичнойª, отсюда и частичная реализация себя.Для людей с преобладанием обобщеннопроектирующегорефлексивногомеханизма характерно деловое взвешивание обстоятельств, обдумывание, проигрывание вариантов решения проблемы, стратегическое планирование жизни. При этом они чаще обращаются к своим ценностям, которые составляют ядро внутреннего мира, но Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
в то же время являются широким контекстом, задаваемым социумом. Каждое жизненное событие они пытаются представить в целостном контексте своей жизни. Это помогает актуализировать значимость жизнедеятельности человека как таковой, очертить ее смысл и глобальные цели. При этом часто отсутствует развернутый анализ ситуации, решение принимается на уровне стратегии жизни в целом, что ведет к потере нюансов, т.е.остаются без внимания те мелочи, из которых состоит жизнь. Если данный механизм становится доминирующей стратегией переживания, то это может выражаться в склонности к излишнему философствованию и обобщениюи даже в целом к обесцениванию реальной жизни [10].В традиции регулятивного подхода и теории границ исследует рефлексивный механизм И.В.Кочкаревакак основной механизм мобилизации ресурсов совладающего поведения. Сущность данного механизма состоит в саморегуляции внутренней активностичерез процессы проживания, переживания и проигрывания событий на основании рефлексии времени (прошлого, настоящего, будущего), связанных с возникшими экстремальными условиями. Работа механизма направлена на образование ведущего смысла, определяющего эффективность поведения человека в конкретных жизненных условиях. Исходя из этого, выделены основные типы механизмов в зависимости от доминирующей направленности временной рефлексии и преобладающего вида активности [11].О.Н. Саковская при исследовании жизненных кризисов выделяет рефлексию как системное свойство личности, механизм регуляции которой главным образом будет определять ход их проживания. Она отмечает, что при проживании кризиса обозначаются общие закономерности рефлексивных стратегий, выражающиеся вразобщенности и дезинтеграции структуры направленности рефлексии и поляризации показателей направленности рефлексии. При этом виды и этапы переживания кризиса будут сопровождаться специфической рефлексивной стратегией. Автор отмечает, что профлексиякак смешанная форма сопротивления, соединяющая в себе проекцию и ретрофлексию и возникающая, когда клиент делает другому то, что он хотел бы получить для себя, характерна, как правило, для профессиональных кризисов. Что же касается личностного кризиса, то емуприсуща дезинтеграция направленности рефлексии, которая несет в себе адаптивную функцию и выступает побочным показателем максимальной степени выраженности переживаний в кризисе. Это выражается в том, что в процессе проживания жизненного кризиса человек обращается в большинстве случаевк одному из вариантов временного множества (континуума), которые объединяются только на этапе выхода, образуя целостную систему [12]. Соответственно,в процессе преодоления кризиса личности изменяется и представление о своей жизни, в связи с этим поднимается интересная проблема биографической рефлексии и ее механизмов, которые могут быть конструктивными и деструктивными по отношению к переработке своего жизненного опыта, осмыслению и выстраиванию жизненного пути.Так, М.В. Клеметьева в своих исследованиях выделяет качественное своеобразие типов проявления биографической рефлексии как рефлексии жизненного опыта и как рефлексии жизненного пути. Данное своеобразие обеспечивается различием в содержании и системе связей четырех составляющих: личностной, когнитивной, социальноперцептивной и конфигуративной. Когнитивная составляющаявыделение и анализ действий и средств рефлексии, связанной с осмыслением и упорядочиванием событий жизни. Личностная составляющаянаделение смыслами поступков и событий жизни, осознаниеличностных свойств, проявляющихся в событиях жизни. Социальноперцептивная составляющаяосознание жизненного пути других людей через объяснение приИльина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
чин их поступков и событий. Конфигуративная составляющая формирование нарратива, выполняющего функцию ©конфигуратораª контекстов жизненного пути [13]. Таким образом, в ситуации переживания жизненного кризиса такие составляющие биографической рефлексии,как когнитивная и личностная,повышаются, но в целом биографическая рефлексия в процессах осмысления жизни снижается и осуществляется с трудом. Приэтому субъективно благополучных людей преобладает рефлексия жизненного пути, а у людей, находящихся в экстремальных условиях,рефлексия жизненного опыта, когда они стремятся осмыслить собственный уникальный опыт прожитой (не приносящей удовлетворение) жизни, обнаружить новый смысл жизни.Большое значение в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях, на наш взгляд, имеет саногенная рефлексия, которая исследуется в отечественной психологии в рамках практикоориентированных проблем и связывается с такими феноменами,как саногенное мышление, жизнестойкость, психологическая устойчивость. Влюбом случаерефлексия, помогающая преодолеть кризис,должна быть саногенной (оздоравливающей), а не патогенной.Патогенный характер рефлексия носит в тех случаях, когданарушается равновесие в соответствии с взаимодействиемличности со средой. В этих случаях рефлексия как механизм характеризуется такими признаками,как зацикливание на проблеме, неумение выйти на более широкие контексты осмысления проблемы при общем высоком уровне. Отсюда и преобладание защитнодеструктивного способа поведения, отсутствие конструктивных стратегий преодоления кризиса. Например, излишне высокий уровень развития рефлексии, а именно ее когнитивного компонента, может выступать фактором формирования психического выгорания личности, тогда как метарефлексия существенно снижает уровень психического выгорания [14]. Однако при ©умеломª (конструктивном) рефлексивном анализе и его глубине происходит наибольшее воздействие на изменение характеристик своего психического состояния [15] и перестройку ценностносмысловых образований.В теориии практике саногенного мышления рефлексия, направленная на снижение страдания от действия негативных эмоций, благодаря чему обеспечивается осознанный выбор конструктивных программ поведения, называется саногенной (оздоравливающей) [1617]. Именно саногенная рефлексия способствует развитию способности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам,с одной стороны, через осознание собственных деструктивных стратегий мышления, которые порождают негативные переживания, с другой стороны,через построение внутренней конструктивной модели проблемной ситуации и на этой основе через формирование позитивной аффективнокогнитивной структуры [18].Таким образом, уделяя внимание роли рефлексии и ее механизмам в преодолении личностного кризиса в экстремальных условиях,необходимо выделить ее регулятивную функцию, которая занимает ведущее место в структуре регулятивного механизма в целом. Рефлексивные механизмы в экстремальных условиях позволяют продуктивно перерабатывать жизненный опыт, содействуют формированию способности личности к противостоянию неблагоприятным жизненным обстоятельствам, предоставляют возможность прогнозировать дальнейшее осуществление жизни, формировать ©внутренние моделиª, стратегии преодоления кризиса, обеспечивают динамику ценностносмысловой сферы.
Ссылки на источники1.Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии /Институт психологии РАН. М.;Ярославль, 2002. С. 148.2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Педагогика,1989. Т.2. С. 351.3.Там же. С. 352.Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7
4.Там же.5.Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. … дра психол. наук. М., 1994.С. 21.6.Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: Издво ОмГПУ, 2000. С. 252.7.Там же. С. 253.8.Жедунова Л. Г. Психология личностного кризиса: дис. ... дра психол. наук. Ярославль, 2010. С. 156.
9.Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностносмысловой сферы: дис. … канд. психол. наук. Омск, 2005.С. 112.10.Деева Н. А. Роль рефлексивных механизмов переживания личности в формировании профессиональных компетенций // Концепт. 2014. № 6 (июнь). С. 45.URL: http://ekoncept.ru/2014/14155.htm.11.Кочкарёва И. В. Рефлексивный механизм мобилизации ресурсов совладающего поведения: дис.…канд. психол. наук. Омск, 2013.С. 116.12.Саковская О. Н. Закономерности динамики и направленности рефлексии в разных типах жизненных кризисов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2012.С. 15.13.КлементьеваМ.В. Исследование биографической рефлексии в ситуации жизненного кризиса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 4.С. 342.14.Волканевский С. В. Рефлексивность как детерминанта синдрома ©психического выгоранияªличности: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. С. 117.
15.Савинкина Л. А. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека: дис.… дра психол. наук. Новосибирск, 2000.С. 87.16.Орлов Ю.М. Саногенное мышление / сост. A.B.Ребенок, О.Ю. Орлова. Серия: Управление поведением, кн.1. М.: Слайдинг, 2003. С. 44.17.Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. М.:©Штыкова М.А.ª, 2000. С. 112.18.Адамян Л. И. Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности: дис. … канд. психол. наук. М., 2012.С. 156.
Victoria Ilyina,Adjunctat the chair of Psychology and Pedagogy,senior lieutenant of police,Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnodarvikuly2612@rambler.ruSvetlana ShmachilinaTsybenko,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Psychology and Pedagogy, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Krasnodarshmachilinacibenko@mail.ruRole of reflexive processes and mechanisms in overcoming crisis ofidentity in extreme conditionsAbstract.The paperis devoted to role of reflexive processes and mechanisms in overcoming crisis of identity in extreme conditions, from the point of view of the stages of their deployment, positions of substantial fullness andprinciple of their functioning. Reflexive mechanisms in extreme conditions allow productively process life experiences,contribute to formation of personality to withstand adverse life circumstances, provide ability to simulate and predict the farneck enjoyment of life, form “internal model”, strategies for overcoming crisis, provide the dynamics of valuesense sphere.Keywords:extreme conditions, personality, identity crisis, reflexive processes of reflexive mechanisms.References1.Karpov, A. V. &Skitjaeva,I. M. (2002)Psihologija refleksii/ Institut psihologii RAN,Jaroslavl', Moscow,p.148(in Russian).2.Rubinshtejn,S. L. (1989) Osnovy obshhej psihologii,vol. 2, Pedagogika, Moscow,p.351.3.Ibid.,p.352.4.Ibid.5.Slobodchikov,V. I. (1994) Razvitie sub#ektivnoj real'nosti v ontogeneze: avtoref. dis. … dra psihol. nauk,Moscow,p.21(in Russian).6.Sharov,A. S.(2000)Ogranichennyj chelovek: znachimost', aktivnost', refleksija,Izdvo OmGPU, Omsk,p.252(in Russian).7.Ibid.,p.253.8.Zhedunova,L. G. (2010) Psihologija lichnostnogo krizisa: dis. ... dra psihol. nauk,Jaroslavl', p.156. Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В. Роль рефлексивных процессов и механизмов в преодолении кризиса личности в экстремальных условиях// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15130. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15130.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8
9.Deeva,N. A. (2005) Refleksivnye mehanizmy perezhivanija krizisa i izmenenie cennostnosmyslovoj sfery: dis. … kand. psihol. nauk,Omsk, p.112(in Russian).10.Deeva,N. A. (2014) “Rol' refleksivnyh mehanizmov perezhivanija lichnosti v formirovanii professional'nyh kompetencij”,Koncept,№ 6 (ijun'),p.45.Available at: http://ekoncept.ru/2014/14155.htm(in Russian).11.Kochkarjova,I. V. (2013) Refleksivnyj mehanizm mobilizacii resursov sovladajushhego povedenija: dis.… kand. psihol. nauk,Omsk, p.116(in Russian).12.Sakovskaja,O. N. (2012) Zakonomernosti dinamiki i napravlennosti refleksii v raznyh tipah zhiznennyh krizisov: avtoref. dis. … kand. psihol. nauk,Jaroslavl', p.15(in Russian).13.Klement'eva,M. V. (2013) “Issledovanie biograficheskoj refleksii vsituacii zhiznennogo krizisa”,Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki,№ 4,p.342(in Russian).14.Volkanevskij,S. V. (2010) Refleksivnost' kak determinanta sindroma “psihicheskogo vygoranija”lichnosti: dis. … kand. psihol. nauk,Jaroslavl', p.117(in Russian). 15.Savinkina,L. A. (2000) Refleksivnyj mehanizm samoreguljacii psihicheskih sostojanij cheloveka: dis. … dra psihol. nauk,Novosibirsk, p.87(in Russian).16.Orlov,Ju. M. (2003) Sanogennoe myshlenie. Serija: Upravlenie povedeniem, kn. 1,Slajding, Moscow,p.44(in Russian).17.Morozjuk,S. N. (2000) Sanogennaja refleksija, akcentuacii haraktera i jeffektivnost' uchebnoj dejatel'nosti,“Shtykova M. A.”, Moscow,p.112.18.Adamjan,L. I. (2012) Sanogennaja refleksija kak faktor psihologicheskoj ustojchivosti lichnosti: dis. … kand. psihol. nauk,Moscow,p.156(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, профессором,членом редакционной коллегии журнала ©Концептª
Поступила в редакциюReceived16.02.15Получена положительная рецензияReceived a positive review18.02.15ПринятакпубликацииAccepted for publication18.02.15ОпубликованаPublished30.05.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ильина В. В., ШмачилинаЦибенко С. В., 2015www.ekoncept.ru