Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15148.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена культуры как одного из значимых факторов, воздействующих на интенсификацию инновационной активности современных промышленных предприятий.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий// Концепт.–2015. –№ 05 (май). –ART15148. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15148.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15148УДК 316.422

Желнина Евгения Валерьевна,

кандидат социологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»,г.Тольяттиezhelnina@yandex.ru

Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению феномена культуры как одного из значимых факторов, воздействующих на интенсификацию инновационной активности современных промышленных предприятий. Ключевые слова:инновационная активность, фактор, промышленное предприятие, культура, инновационная культура.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Культура является той средой, вкоторой зарождаются все происходящие процессы, начиная ссугубо индивидуальных (например, возникновение, актуализация или ослабление социальных потребностей личности, социализация, воспитание, развитие личности) изаканчивая глобализационными (например, межгосударственная или трансконтинентальная интеграция, культурная или религиозная унификация). Проблематика культуры как важного элемента социальноэкономического развития активно разрабатывалась как отечественными, так изарубежными исследователями. Так, кчислу последних можно отнести Т.Парсонса, М.Вебера, П.Бурдьё, М.Адлера, К.Манхейма. Среди отечественных учёных следует отметить Н.Я.Данилевского, П.А.Сорокина, С.Франка, Н.Бердяева, асреди современников‬Л.Н.Когана, А.С.Капто, А.Л.Маршака, В.Л.Иноземцева.Представители административного аппарата современных промышленных предприятий постепенно приходят кпониманию, что сегодня становятся недостаточными традиционные приёмы улучшения исовершенствования управленческой системы. Сейчас нужны существенные преобразования, которые основываются науточнении миссии, видения предприятия, его стратегических целей. Другими словами, вцелях интенсификации инновационной активности современных предприятий актуальной задачей становится трансформация базиса корпоративной культуры.Проанализировав научные подходы указанных исследователей кизучению понятия «культура», можно сформировать несколько её аспектов (культуры), значимых для нас сточки зрения понимания механизмов инновационной активности: репрезентативный (знаковый), системообразующий, ценностный, социальнопсихологический, деятельностный идинамический (инновационный). Говоря орепрезентативном (знаковом) аспекте культуры, приведём определение Э. Х. Шейна: «…культура… может быть определена как паттерн… базовых представлений…» [1] Культура представляется в виде некоего образа, представленного символами, знаками иих системами, ассоциируемого сопределённой группой, коллективом, обществом. Очень важным для культуры как фактора инновационной активности становится «её информационносемиотический аспект, поскольку накапливаемые знаковые средства, информация, знания иценностный опыт ‬важнейшие, всеобщие инеобходимые Работа выполнена в рамках НИР темплана.Проект №383 «Работники промышленной и научнотехнической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий// Концепт.–2015. –№ 05 (май). –ART15148. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15148.htm.–ISSN2304120X. 2

компоненты любой культуры» [2]. На основе подробного изучения ианализа научной литературы посемиотическому аспекту культурыможно определить ключевые компоненты культуры как фактора инновационной активности современного промышленного предприятия. Феномен «культура» возникает впроцессе жизни идеятельности человека. Творчество человека посредством «духовного иматериального воплощения» собственных замыслов способствуетформированию символов изнаков определённого типа культуры. Данные артефакты представляют собой отдельные элементы культуры, созданные человеком,и являются «визитной карточкой» каждой конкретно взятой культуры, в нашем случае ‬корпоративнойкультурыконкретного промышленного предприятия. Как правило, современные промышленные предприятия России полисимволичны, являются многонаправленными социальными системами.Согласно полученным впроцессе авторского экспертного опроса социологическим данным,элементы корпоративной культуры также являются значимыми ипопулярными факторами интенсификации инновационной активности. Так, социальнопсихологические результаты инновационной активности вкачестве её целей оказались навтором месте составленного рейтинга. Кроме того, такой социальноэкономический результат внедрения инновации,как формирование имиджа промышленного предприятия,также был упомянут респондентами.Вовторых, очень полезно проанализировать системообразующий (конструирующий, конструктивистский) аспект культуры, поскольку мы имеем дело спромышленным предприятием, которое,всвою очередь,является жёстко формализованной социальной системой. Культура как социальный феномен сложна имногообразна. Проявляясь всамых разнообразных формах, она пронизывает всю человеческую историю, жизнь каждого человека. Представители науки вXXв.стали подвергать анализу сложные объекты сточки зрения их целостности, определяя их как систему. Понятие «система» имеет греческий корень (впереводе с греческого‬целое, составленное изчастей, соединение) ипредставляет собой некую совокупность соотнесённых друг сдругом элементов, которые характеризуются ивоспринимаются извне как целостность, единство.Категория «система» современем получила весьма широкую область приложения, втом числе ивсоциальных науках. Среди первооткрывателей системного подхода для анализа культуры можно упомянуть выдающегося американского культуролога Лесли Уайта, который увидел вкультуре «целостную саморазвивающуюся систему материальных идуховных элементов» [3]. Также системность как теоретический алгоритм анализа социальнокультурных процессов использовали Б.Малиновский, П.Сорокин иодин изсоздателей структурнофункционального подхода всоциологии Т.Парсонс. Основная трудность применениясистемного подхода ккультуре состоит втом, что каждый изеё структурных элементов (наука, мораль, ценности идр.) сам посебе является очень сложной системой. Но несмотря на этосистемный подход очень востребован, поскольку позволяет реализовать возможность наиболее всестороннего, многоаспектного изучения культуры.При изучении культуры как системы мытак или иначе сталкиваемся сдвумя её аспектами. Вопервых, сама посебе культура представляет собой достаточно сложную, саморазвивающуюся иерархическую систему сприсущей именной ей структурой, взаимосвязями ивзаимодействиями составляющих её элементов. Вовторых, культура как таковая является одной изосновных подсистем более сложной системы‬социума, общества. Изпредставленных выше рассуждений можно резюмировать, что культура как система обнаруживается иформируется всвязи собществом ивзависимости отобщества. Всвою очередь, общество подвергается воздействию культуры как одного изсвоих системообразующих элементов.Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий// Концепт.–2015. –№ 05 (май). –ART15148. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15148.htm.–ISSN2304120X. 3

Говоря осистемном аспекте изучения культуры, следует обратиться кработам современного российского профессора социологии Аркадия Львовича Маршака, который утверждает, что культура сточки зрения системного подхода состоит из«обширных исложных систем, части которых имеют общие черты, так называемые универсалии» [4]. Важным тезисом для изучения культуры как фактора инновационной активности является то, что наблюдается «постоянное совершенствование элементов культуры» [5],которое, на наш взгляд, изадаёт темпы инаправленность изменениям социальноэкономической системы. Именно эти «совершенствования» являются культурными инновациями. Анализируя культуру сточки зрения её отношения кинновациям иинновационной активности, мы можем также обнаружить обоюдное взаимовлияние этих явлений. Вопервых, как мы уже сказали, совершенствуясь, культура пробуждает, активизирует инновационные процессы как внутри себя самой как системы, так ивовне себя‬вбольшой системе, обществе. Вовторых, инновации стимулируют обновление культуры иеё элементов.Таким образом, системный подход висследовании культуры предоставляет возможности обнаружить, идентифицировать происходящие вней и веё элементах социальноэкономические процессы вусловиях глобальных социальных изменений.Втретьих, изучая культуру как фактор инновационной активности, нельзя необратить внимание наеё ценностный аспект. Всвязи сэтим ценными представляются работы Э.Дюркгейма [6], вкоторых рассматриваются социальные нормы иценности ипредложено понятие «аномии» как проявления общественных трансформаций. Также ещё всередине ХХв.Питирим Александрович Сорокин всвоей работе «Социальная икультурная динамика» говорил обидее приоритета сверхорганической системы ценностей [7]. Другими словами, человек является носителем определённой системы ценностей, азначит, ипредставляет собой вполне определённый культурный тип. Зная основные типы ценностей инновационной культуры, вцелях интенсификации инновационной активности промышленных предприятий необходимо через социальные технологии воспитания иобучения, разъяснения, убеждения постепенно приобщать работников кнаиболее значимым ценностям инновационной культуры. А.П.Манченко [8] выявил иобосновал ценностные (аксиологические) аспекты социальной модернизации, изменений, трансформации.Вчетвёртых, социальнопсихологический аспект культуры, безусловно, очень важен для понимания процессов инновационной активности, происходящих вграницах современных российских промышленных предприятий. Н.В.Южакова [9] изучала ценностные основания самореализации личности, причины, которые стимулируют личность на творчество. Так, эксперты проведённого опроса указали такие качества, как инициативность истремление ксамосовершенствованию,вчисле наиболее значимых для сотрудников современных промышленных предприятий (оказались на втором итретьем местахсоставленного рейтинга качеств).Впятых, поскольку активность ‬однаизформ человеческой деятельности, то идеятельностный подход впонимании культуры также является весьма ценным для нашего исследования. Известный учёный, предложивший концепцию деятельностного подхода кизучению культуры, М.С.Каган,утверждает, что культура представляет собой процесс человеческой деятельности, который является совокупностью «сверхприродных» качеств человека, многообразия предметов, «сверхприродных» способов деятельности человека иобщения [10]. Проанализируем эти компоненты сточки зрения их важности для изучения иинтенсификации процессов инновационной активности промышленных предприятий.Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий// Концепт.–2015. –№ 05 (май). –ART15148. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15148.htm.–ISSN2304120X. 4

1.«Сверхприродные» качества человека. Они неданы человеку природой. Сотрудник может сознательно сформировать необходимые для него качества, но наоснове имеющихся личных способностей (например, инициативность, умение искать, приобретать информацию).2.Многообразие предметов. Весь спектр имеющихся предметов исоставляет культуру промышленного предприятия. Важно отметить, что эти предметы «второй природы» (культуры) могут возникнуть исключительно вследствие активности сотрудников предприятия (например, этому способствует возможность использовать новое втекущей работе, элементы поощрения этих практик).3.«Сверхприродные» способы деятельности человека. Как и «сверхприродные качества», они неявляются данными человеку отприроды. Восновномони заключаются ввоспроизведении активности, результатом которой становятся два процесса:1)опредмечивание имеющихся учеловека знаний иинформации, создание, производство на этой основе какихлибо предметов;2)распредмечивание, раскрытие того содержания, которое имеется (заложено) в продуктах человеческой «сверхприродной» деятельности (например, применение, использование инициативы подчинённых, особые компетенции ит.д.).4.Общение как проявление иформа удовлетворения потребностей человека впричастности, принадлежности. Здесьпоявляется иактивно используется особый тип коммуникации‬обучающая, информирующая, наставничество ит.д.Кроме того, врамках нашего исследования очень полезно разобраться ввопросах диалектической взаимосвязи указанных элементов культуры. М.С.Каганутверждает, что одной изключевых проблем развития культуры является противоречие между творческой истереотипической деятельностью. Ввопросах интенсификации инновационной деятельности промышленных предприятий разрешение данного противоречия является наиболее приемлемым иэффективным. Но, ксожалению, многие практики (руководители, специалисты иработники промышленных предприятий) трактуют иоценивают данные виды деятельности исключительно однозначно, впонятиях «полезно/бесполезно» (конструктивно/деструктивно). И обычно творческая деятельность вплане развития инноваций считается конструктивной, прогрессивной, астереотипическая‬деструктивной, выстраивающей серьёзные барьеры напути нововведений. На наш взгляд, вдихотомичности этих форм деятельности необходимо найти тот баланс привычного инового, который позволилбы социальной системе продвигаться всторону развития, прогресса. Вцелях определения указанного баланса нужно определить сущность этих видов активности. Что касается творчества, то оно напрямую влияет наинновационную активность. Анализируя творческое производство, очень значимое спозиций инновационной активности промышленных предприятий, необходимо несколько слов сказать иотворческом потреблении. Творческое потребление представляет собой форму удовлетворения потребностей некоторых людей в самоидентификации, самоопределении посредством поиска нетрадиционных способов потребления традиционных продуктов. Вцелях сохранения ирасширения клиентской (потребительской) базы предприятия вынуждены отвечать наподобные запросы «творческих потребителей». Таким образом, творческое потребление активизирует происходящие напромышленных предприятиях процессы поиска ивнедрения инноваций‬инновационную активность.Итак, стереотипическая деятельность представляет собой воспроизводство привычных, рутинных обязательных моделей поведения иобщения врамках социальной организации. Важно отметить, что сточки зрения инновационного подхода привычность, стандартность поведения обеспечивает целостность, интеграцию социальной Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий// Концепт.–2015. –№ 05 (май). –ART15148. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15148.htm.–ISSN2304120X. 5

системы. Стереотипическая деятельность, как правило, проявляется вобрядах, обычаях, традициях. Постараемся определить влияние каждого изэтих элементов наинтенсификацию инновационной активности современных промышленных предприятий. Итак, обряд представляет собой строго формализованные варианты обычных действий. Важно отметить, что обряд, помимо выполнения транслирующей функции (передачи социального опыта), несёт существенную эмоциональную нагрузку, показывая определённое эмоциональное отношение кмиру, социальному окружению ит.д. Врамках промышленных предприятий обряды могут сопровождать работника вразличных ситуациях: отпринятого вкомпании неформального общения между сотрудниками дострогих регламентов проведения совещаний, телефонных переговоров иформирования отчётности. Ещё одним элементом стереотипической деятельности является обычай, который представляет собой непременно одобренные большинством образцы действий, рекомендованные для соблюдения. Важно отметить, что девиации (несоблюдениепринятых обычаев всоциальной общности) влекут за собой применение определённых санкций. Другими словами, для поддержания стереотипов вдеятельности человека как элемента промышленного предприятия включается мощный инструмент ‬социальный контроль, который строго дисциплинирует социальных субъектов. Как правило, любой обычай фиксируется коллективными привычками ивтечение длительного исторического периода воспроизводится, практически неизменяясь. Несколько слов скажем отрадиции как элементе стереотипической деятельности. Традицию следует понимать как продолжение обычая‬обычай становится традицией тогда, когда переходит отпоколения кпоколению. Поколениями необходимо ивозможно мыслить врамках большой социальной общности. Если рассматривать традиции как элемент жизнедеятельности социальной организации (например, промышленного предприятия), то здесь необходимо опираться надлительность его существования иэтапы его развития. Задачей управленческого аппарата промышленного предприятия является направлениестереотипической деятельности на благо интенсификации инновационной активности. Это может быть сделано посредством сознательного формирования необходимых элементов корпоративной (организационной) культуры‒ обычаев, традиций, которые способствовалибы развитию уработников таких качеств, как инициативность, креативность, командный дух ит.д.Постараемся проанализировать диалектику традиций итворчества, вероятность их баланса для обеспечения стабильной интенсификации инновационной активности промышленногопредприятия. Обычно традиции итворчество воспринимаются как абсолютные противоположности, антиподы. Но данный подход является очень поверхностным, он неучитывает диалектику их взаимодействия ивзаимосвязи. Данный тезис ещё усугубляется тем, что существуют различные виды традиций. Вопервых, естьтакие обычаи итрадиции, которые полностью исключают творческий подход. Вовторых, наблюдаются традиции, которые неявляются алгоритмами деятельности, анесут всебе особенный принцип, направление, вектор. Подобного рода традиции иобычаи (их иногда называют пластичными) играютроль особого ориентира, маяка. Анепосредственно способ, метод осуществления, реализации, достижения выбирает человек. Икак раз здесь возникает возможность для творчества, инноваций,инновационной активности.Помимо всего вышесказанного, деятельностный подход кизучению культуры можно трактовать ивбихевиористских понятиях икатегориях. Посредством этого мы можем также получить значимые результаты, факты ивыводы для познания процессов инновационной активности современного промышленного предприятия. Так, поведение явилось предметом научных разработок таких учёных, как Д.Хоманс, Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий// Концепт.–2015. –№ 05 (май). –ART15148. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15148.htm.–ISSN2304120X. 6

В.И.Верховин, Т.Л.Александрова, А.Г.Симаков, А.Б.Гофман, А.Ю.Завалишин, В.А.Давыденко. Например, американский социолог Д.Хоманс [11] склонялся крассмотрению социального поведения как обмена между личностью игруппой. Культура вракурсе данного подхода представляет собой некую рамочную конструкцию, вграницах которой ипроисходит социальное взаимодействие субъектов инновационной активности промышленного предприятия, осуществляемого сучётом принятых культурных норм иаксиологических ценностей предприятия иего сотрудников. А.Б.Гофман [12] выявлял ценность моды виндивидуальном иколлективном поведении, акцентировал значение аспектов подражания вструктуре социального поведения. Феномен подражания для нашей проблематики является очень значимым, поскольку респонденты ввопросе оспособах преодоления негативного отношения кинновациям вбольшинстве случаев выбрали «личный пример». Также достаточно популярным стал ответ «вовлечённость» на вопрос о способах улучшения отношения работников к инновациям. Кроме того, эти данные подтверждают и выводы исследований других отечественных учёных [13‬15]. И наконец, всвязи стем, что процесс внедрения инноваций достаточно сильно растянут вовремени, необходимо рассматривать также динамический аспект культуры как фактора инновационной активности вцелях комплексного понимания изучаемых нами сложных социальноэкономических процессов.Подводя итог проведённому анализу, сделаем некоторые выводы.1.Велико влияние культуры на социальноэкономическую ситуацию, сложившуюся вобществе. Культура является той средой, вкоторой зарождаются все происходящие процессы.2.Выделяются аспекты культуры, значимые сточки зрения понимания следующих механизмов инновационной активности: репрезентативный (знаковый), системообразующий, ценностный, социальнопсихологический, деятельностный идинамический (инновационный).3.Можно говорить о наличииобоюдного взаимовлияния культуры (сточки зрения её отношения кинновациям) иинновационной активности: совершенствуясь, культура пробуждает, активизирует инновационные процессы; инновации стимулируют обновление культуры иеё элементов.4.Зная основные типы ценностей инновационной культуры, вцелях интенсификации инновационной активности промышленных предприятий необходимо через социальные технологии воспитания, разъяснения, убеждения постепенно приобщать работников кнаиболее значимым ценностям инновационной культуры.

Ссылки на источники1.Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство. построение, эволюция, совершенствование/ пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. ‬СПб.: Питер, 2002. ‬С.36.2.ФилипповаН.П. Семиотические аспекты региональной культуры // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. ‬2007. ‬№37. ‬С.213‬216.3.Уайт Л.Избранное: эволюция культуры.‬М.:РОССПЭН, 2004.‬С.104.4.Маршак А.Л. Культура: социологические смыслы и социальные реалии / предисл. академика РАН М.К.Горшкова. ‬М.: НИЦ «Академика», 2013. ‬С.81.5.Там же.6.ДюркгеймЭ. Самоубийство: социологический этюд / пер. с фр. с сокр.; под ред. В.А.Базарова. ‬М.:Мысль, 1994. ‬399с.7.СорокинП.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вступ. ст. и коммент. В.В.Сапова. ‬М.:Астрель, 2006. ‬1176с.8.МанченкоА.П. Социальная модернизация в современной России: духовный и аксиологический аспекты: дис. … дра социол. наук:22.00.08. ‬СПб., 2000. ‬355с.Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий// Концепт.–2015. –№ 05 (май). –ART15148. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15148.htm.–ISSN2304120X. 7

9.ЮжаковаН.В. Ценностные основания самореализации личности: социальнофилософский анализ:автореф. дис. … канд. филос. наук:09.00.01. ‬Архангельск, 2006. ‬22с.10.КаганМ.С. Человеческая деятельность:опыт системного анализа. ‬М.:Издво полит.лит., 1974.‬328 с.11.ХомансД. Социальное поведение как обмен// Современная зарубежная социологическая психология. Тексты/ подред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. ‬М., 1984. ‬287с.12.ГофманА.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. ‬4е изд., испр. и доп. ‬М.:КДУ, 2010. ‬228с.13.ГрудкинаТ.И., ФокинМ.А. Реализация принципа вовлечения персонала в эффективную деятельность и повышение конкурентоспособности субъектов агробизнеса: теория и практика // Экономика и предпринимательство. ‬2014. ‬№ 7. ‬С.482‬486.14.ГрудкинаТ.И., ПечниковаЛ.С. Роль эффективного кадрового менеджмента в повышении конкурентоспособности молочных комплексов: теория, практика, сравнительный анализ // Концепт. ‬2013. ‬Т.4. ‬№34. ‬С.2346‬2350.‬ISSN 2304120X.15.ГрудкинаТ.И., ДолженковаО.В. Стратегический анализ кадрового компонента внутренней среды субъекта АПК // Концепт. ‬2014. ‬Т.20. ‬С.4856‬4860.‬ISSN2304120X.

Evgeniya Zhelnina,Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Togliatti State University, Togliattiezhelnina@yandex.ruCulture as a significant factor of influence on innovative activityofmodern industrial enterprisesAbstract. The paperis devoted to phenomenon of culture as one of the significant factors influencing the intensification of innovative activityof modern industrial enterprises.Key words: innovation activity, factor, industrial enterprise, culture, innovation culture.References1.Shejn,Je. X. (2002) Organizacionnaja kul'tura i liderstvo. postroenie, jevoljucija, sovershenstvovanie/ per. s angl. pod red. V. A. Spivaka,Piter, St. Petersburg,p.36(in Russian).2.Filippova,N. P. (2007) “Semioticheskie aspekty regional'nojkul'tury”,Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena,№ 37,pp.213‬216(in Russian).3.Uajt,L. (2004) Izbrannoe: Jevoljucija kul'tury,MoscowROSSPJeN, p.104(in Russian).4.Marshak,A. L. (2013) Kul'tura: sociologicheskie smysly i social'nye realii/ predisl. akademika RAN M. K. Gorshkova,NIC “Akademika”, Moscow,p.81(in Russian).5.Ibid.6.Djurkgejm,Je. (1994) Samoubijstvo: sociologicheskij jetjud/ per. s fr. s sokr.; pod red. V. A. Bazarova,Mysl', Moscow,399 p.(in Russian)7.Sorokin,P. A. (2006) Social'naja i kul'turnaja dinamika/ per. s angl., vstup. st. i komment. V. V. Sapova,Astrel', Moscow,1176 p.(in Russian)8.Manchenko,A. P. (2000) Social'naja modernizacija v sovremennoj Rossii: duhovnyj i aksiologicheskij aspekty:dis. … dra sociol. nauk: 22.00.08,St. Petersburg, 355 p.(in Russian)9.Juzhakova,N. V. (2006) Cennostnye osnovanija samorealizacii lichnosti: social'nofilosofskij analiz: avtoref. dis. … kand. filos. nauk: 09.00.01,Arhangel'sk, 22 p.(in Russian)10.Kagan,M. S. (1974) Chelovecheskaja dejatel'nost': opyt sistemnogo analiza,Izdvo polit. lit., Moscow,328 p.(in Russian)11.Homans,D. (1984) “Social'noe povedenie kak obmen”, in Andreeva, G. M., Bogomolova, N. N. & Petrovskaya, L. A. (eds.) Sovremennaja zarubezhnaja sociologicheskaja psihologija. Teksty,Moscow,287p.(in Russian)12.Gofman,A. B. (2010) Moda i ljudi. Novaja teorija mody i modnogo povedenija,4e izd., ispr. i dop.,KDU, Moscow,228 p.(in Russian).13.Grudkina, T. I. &Fokin,M. A. (2014) “Realizacija principa vovlechenija personala v jeffektivnuju dejatel'nost' i povyshenie konkurentosposobnosti sub#ektov agrobiznesa: teorija i praktika”,Jekonomika i predprinimatel'stvo,№ 7,pp.482‬486(in Russian).14.Grudkina,T. I. &Pechnikova,L. S. (2013) “Rol' jeffektivnogo kadrovogo menedzhmenta v povyshenii konkurentosposobnosti molochnyh kompleksov: teorija, praktika, sravnitel'nyj analiz”,Koncept,vol. 4,№ 34,pp.2346‬2350.ISSN 2304120X(in Russian).15.Grudkina,T. I. &Dolzhenkova,O. V. (2014) “Strategicheskij analiz kadrovogo komponenta vnutrennej sredy sub#ekta APK”,Koncept,vol. 20,pp.4856‬4860.ISSN 2304120X(in Russian).

Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий// Концепт.–2015. –№ 05 (май). –ART15148. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15148.htm.–ISSN2304120X. 8

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»



Поступила в редакциюReceived02.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review04.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication04.04.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Желнина Е. В., 2015www.ekoncept.ru