Преобразование понятия «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волкова Е. Е. Преобразование понятия «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15151.htm.
Аннотация. В статье раскрывается соотношение содержания понятий «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» и «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы», которую можно формировать средствами математики как учебной дисциплины в процессе обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чолкова Ь. Ь. Преобразование понятия «готовность выпускников общеоб0разовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допро0фессиональная компетентность выпускника профильной школы»// Кон0цепт. –2015. –№ 05(май).–ART15151. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15151.htm.–ISSN 2304120X.

1

ART15151

бДК 37.013.46

Волкова Елена Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнесинформатики и математики ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюменьvolkova_elena63@mail.ru

Преобразование понятия «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы»

Аннотация.В статье раскрывается соотношение содержания понятий «готовность выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузе» и «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы», которую можно формировать средствами математики как учебной дисциплины в процессе обучения. Ключевые слова: готовность к обучению в вузе, компетентностный подход, допрофессиональная компетентность, профильная школа.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Сложившаяся практика подготовки выпускника общеобразовательной школы к продолжению образования в вузе реализуется лишь через один вид деятельности школьников (абитуриентов) –повторениетеоретического материала и решение типовых задач (в условиях ЕГЭ осталась только 2я часть). Таким образом, традиционно готовность выпускников школы к обучению в профессиональном учебном заведении соотносится только с ее содержательным аспектом (изучением содержания учебных дисциплин) и не учитывает различий учащихся в интеллектуальном, психологическом, социальном и физиологическом развитии, их стремления и возможностей выборатой или иной будущей профессии.Работа по формированию их готовности к учебнопознавательной и учебноорганизационной деятельности и тех качеств личности, которые необходимы для выбора и самостоятельного обучения в профессиональном учебном заведении определенного профиля и уровня, в процессе обучения не проводится.Недостатки в этой работе имеют негативные последствия как в экономическом, так и в социальном плане –низкое качество подготовки, а затем и отсев части студентов, поздно осознавших свою ошибку в профессиональном выборе или не справившихся с самостоятельной учебной деятельностью в вузе изза неготовности к ней. Эти последствия усиливаются в условиях становления и развития профильной школы, так как растет разрыв между итоговой подготовкой выпускников общего и среднего образования и требованиями профессионального образования к качеству подготовки абитуриентов (как следствие –падение уровня профессионального образования)и т.д.

В настоящее время подготовка молодого человека к будущей профессиональной деятельности начинается в профильной школе в процессе учебнопознавательной деятельности по изучению различных школьных дисциплин. С точки зрения компетентностного подхода в образовании основными видами «допрофессиональной» учебнопознавательной деятельности ученика профильной школы при изучении дисциплин ее учебного планадолжны быть, с одной стороны, усвоениетех профессиональных знаний и умений (видов деятельности), которые может дать ему конкретная дисциплина Чолкова Ь. Ь. Преобразование понятия «готовность выпускников общеоб0разовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допро0фессиональная компетентность выпускника профильной школы»// Кон0цепт. –2015. –№ 05(май).–ART15151. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15151.htm.–ISSN 2304120X.

2

для профессионального самоопределения; с другой –формирование средствами этой дисциплины необходимых для будущей профессиональной деятельности профессионально важных качеств личности.Поэтому в настоящее время появилось понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы», которая должна быть ступенькойк профессиональной компетентности будущего специалиста и формироваться в процессе обучения. При этом необходимо решать как традиционную задачу –помочь выпускникам успешно сдать выпускные (вступительные) экзамены (ЕГЭ), так и задачу подготовки к поступлению в вуз по специальности в выбранной области будущей профессиональной деятельности, когда необходимо еще и определиться в выборе будущей профессии и «своего вуза», преодолеть барьер между школьной и вузовской системой обучения и т.д.

В условиях разработки компетентностного подхода в образовании, определенногорядом основополагающих документов по его модернизациис целью повышения качества [1–2], ступенькой к формированию профессиональной компетентности специалиста в вузе должна быть допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы. Она должна иметь ту же структуру, что и профессиональная компетентность, и может формироваться в процессе обучения всем общеобразовательным дисциплинам, так как профессиональная и учебная деятельность совпадают во всех своих структурных компонентах [3].В наших исследованиях этих проблем первоначально решалась задача расширения традиционного понятия готовности выпускников общеобразовательной школы к обучению математике в вузена основе анализа понятия готовности к деятельности (см. рис. 1). В настоящее времяна основе подхода В.Д. Шадрикова к определению понятия «профессиональная компетентность» (которую составляют профессиональные знания, профессиональные умения и профессионально важные качества личности) нами определено понятие «допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы» (см. рис. 2). Такие модели в теории моделирования называют познавательными; они служат средством управления и организации практических действий, способом представления образцов действий или их результата. Таким образом,на основе модели допрофессиональной компетентности выпускника профильной школе в рамках и во всех компонентах методической системы обучения можно конкретизировать цель и результат обучения конкретной дисциплине, в частностиматематике, а затем проектировать на ее основе остальные компоненты методической системы обучения [4].Профессиональную компетентностьспециалиста определяют как совокупность профессиональных знаний и умений определенного уровня, а также качеств личности, означающих готовность специалиста к профессиональной деятельности. Совокупность допрофессиональных знаний и умений, а также профессионально важных качеств личности может быть названа допрофессиональной компетентностьюее выпускников; ее структура и содержание определяются соотнесением как с ключевыми компетенциями (результатом общего среднего образования), так и с компонентами понятия «профессиональная компетентность». Разработанная нами модель этого понятия включает четыре блока: 1) самоопределение в будущей профессиональной деятельности, 2) допрофессиональные знания, 3) допрофессиональные умения, 4) профессионально важные качества личности.Чолкова Ь. Ь. Преобразование понятия «готовность выпускников общеоб0разовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допро0фессиональная компетентность выпускника профильной школы»// Кон0цепт. –2015. –№ 05(май).–ART15151. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15151.htm.–ISSN 2304120X.

3

Заключительным этапом стало соотнесениеосновных компонентов этих двух понятий в процессе профилизацииучебной деятельности учащихся профильной школы по усвоению содержания учебных дисциплин (см. рис. 3). Это возможно, вопервых, в организационном аспекте, так какучебная и профессиональная деятельность имеют одинаковую структуру –цели и мотивы деятельности, информационная основа деятельности, задачи деятельности, программа деятельности по решению задач, действия по решению задач, средства и способы решения задач, рефлексия деятельности, контроль и оценка результатов [5]. Следовательно, формирование готовности к будущей профессиональной деятельности школьников (допрофессиональной компетентности) возможно в структуре их учебной деятельности, а уровни сформированности допрофессиональной компетентности в процессе обучения основным школьным дисциплинам могут быть сформулированы в соответствии с уровнями учебной деятельности. Вовторых, это возможно в методическом аспекте за счет использования межпредметных связей, прикладной и профессиональной направленности обучения математике, методов и технологий профильного обучения; так, в обучении математике это означает ориентацию обучения на применение математики в смежных науках, в технике, в профессиональной деятельности, в народном хозяйстве и в быту; выбор такого применения возможен с учетом профиля обучения.Математика как учебный предмет входит в учебный план всех профилей обучения; поэтому определение общих учебных компетенций старшеклассников является как общепедагогической, так и методической проблемой, связанной с особенностями математики как учебной дисциплины, решающей две основные задачи школьного математического образования:образование с помощью математики и собственно математическое образование. Эти функции находятся в глубоком единстве, но и осуществлять их одновременно очень трудно, так какони определяют различные (не противоположные, но и неколлинеарные) целевые векторы.В настоящее время образовательная область «Математика» в старшей школе рассматривается как учебный предмет специализированного характера, обучение математике –как элемент допрофессиональной подготовки учащихся к соответствующим областям деятельности после окончания школы, в том числеи к получению высшего образования по соответствующим специальностям.Возможности математики в формировании качеств будущей профессиональной деятельности учащихся профильных классов (ключевых компетенций) определяются, на наш взгляд, не только особенностями ее содержания и методов обучения, позволяющими варьировать то и другое для обучения учащихся разных профилей и решать профессиональные задачи математическими методами, но и тем, что в современной теории и методике обучения математике под «обучением математике» понимается обучение определенной математической деятельности, что соответствует как психологической основе профессиональной деятельности и «навыковой» составляющей понятия «компетентность», так и концепции деятельностного подхода к обучению.Известна эффективность использования в обучении метода математического моделирования и учебноисследовательской деятельности при решении математических и прикладных задач; практических и лабораторных работ по математике как средства реализации прикладной и профессиональной направленности обучении; элективных курсов, методов и технологий профессионально ориентированного обучения и др.

Чолкова Ь. Ь. Преобразование понятия «готовность выпускников общеоб0разовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допро0фессиональная компетентность выпускника профильной школы»// Кон0цепт. –2015. –№ 05(май).–ART15151. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15151.htm.–ISSN 2304120X.

4



















Рис. 1. Модель готовности выпускника общеобразовательной школы к обучению математике в вузе (часть 1)

Физиологическая готовностьПсихологическая

(познавательная) готовностьЗдоровьеСостояние нервной системыВниманиеВосприятиеПамятьПредставление и воображениеМышлениеСпособностиСоответствие нормам физического развития Поведение, работоспособность, воля, трудолюбие, собранность, возбуждение и торможениеСлух, зрение, пространственная ориентацияСаморегуляцияПроизвольное, непроизвольноеВеличины, расстояния, формы, речи, изображения, пространства, времениНепроизвольная, произвольная, долговременная, словеснологическаяОбъем, устойчивость, распределение, переключение, концентрация вниманияОсмысленность, обобщенность, целостность, константность, кодирование информацииОбъем,прочность, точность, организованность, приемы запоминанияЯркость, четкость, устойчивость, продуктивностьОперации мышления (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация), формы логического мышления (понятия, суждения, умозаключения)Мышление аналитическое, обобщенное, алгоритмическое, абстрактное, системноеВычислительные, комбинаторные, выявления закономерностей, понимание слов и терминовСпецифические особенности познавательных стилейКомпоненты готовностиЭлементы готовностиКачества готовностиЧолкова Ь. Ь. Преобразование понятия «готовность выпускников общеоб0разовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допро0фессиональная компетентность выпускника профильной школы»// Кон0цепт. –2015. –№ 05(май).–ART15151. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15151.htm.–ISSN 2304120X.

5



















Рис. 1. Модель готовности выпускника общеобразовательной школы к обучению математике в вузе (часть 2)

Учебная готовность

Социальная

готовностьМатематические умения и навыки, методы математики, связи математики, общий кругозорМотивы и цели учебной деятельностиИнтересУмение учитьсяСамостоятельность в учебной деятельностиМотивы и цели продолжения образованияПрофессиональная пригодностьОпределены программой и стандартами по математикеУровень усвоения выше обязательного, владение специальными приемами усвоенияУзкие, широкие, общеобразовательные, профессиональныеДолговременные, устойчивыеК учебной деятельности,к будущей профессии, к себеДолговременный, устойчивый, расширение сферы интереса

Работа с источниками информации, приемы учебной деятельностиОбобщенность приемов учебной деятельностиСамообразование, самоконтроль, самооценка, самостоятельность в принятии решенийВысокий уровеньСоциальные мотивы, ценностная ориентация, гражданская позиция, отношение к внешнему мируСпецифический стиль мышления, способности, жизненный опыт, потребность в самореализации, умение общаться, понимание роли математики в будущей профессииКомпоненты готовностиЭлементы готовностиКачества готовностиЧолкова Ь. Ь. Преобразование понятия «готовность выпускников общеоб0разовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допро0фессиональная компетентность выпускника профильной школы»// Кон0цепт. –2015. –№ 05(май).–ART15151. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15151.htm.–ISSN 2304120X.

6

















Рис. 2. Допрофессиональная компетентность выпускника профильной школы

Допрофессиональная компетентностьДопрофессиональныезнанияДопрофессиональные уменияПрофессионально важные качества личностиОбщенаучные: методологические, информационные, аналитические, проектировочные, исследовательские и др.Технологические:операционные (процедурные),выполнение инструкций, принятиерешений и др.Развитые познавательные процессы, стремление постоянно учиться, самостоятельность, коммуникативность, общекультурные, готовность к саморазвитию,ответственностьДопрофессиональноесамоопределениеЯконцепция: мотивация, ценностные ориентации, установки к выбору области профессиональной деятельности, регулятивность деятельности самоорганизация, саморегуляция

Чолкова Ь. Ь. Преобразование понятия «готовность выпускников общеоб0разовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допро0фессиональнаякомпетентность выпускника профильной школы»// Кон0цепт. –2015. –№ 05(май).–ART15151. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15151.htm. –Гос. рег. ол№ дС 7749965.–ISSN 2304120X. 8





















Рис. 3.Преобразование готовности учащихся к учебной деятельности в вузевдопрофессиональную компетентность выпускника профильнойшколы

Учебная

готовность к учебной

деятельностиПсихологическая готовность к учебной

деятельностиФизиологическаяготовность к учебной

деятельностиПредпрофильное обучениеСоциальнаяготовность к учебной деятельностиЦели и мотивы учебной деятельностиПредметные знанияУмение учиться (способы учебной деятельности)Цели и мотивы будущей профессиональной деятельностиЗначимость предметных знаний и умений в будущей профессиональной деятельностиПроизвольность познавательных процессов

ЗдоровьеОбщие познавательные способностиФизическое развитиеСостояние нервной системыМотивы и цели продолжения образованияПрофильное самоопределениеПрофессионально значимые мотивы и цели учебной деятельностиПрофессиональные свойства познавательных процессовСпециальные (профессиональные) способностиПрофессиональные показатели здоровья и физического развитияПрофессионально значимые свойства нервной системыПрофессионально важные качества личности ГОТОВНОСТЬ

К

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФИЛИЗАЦИЯ

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Цели и мотивы будущей профессиональной деятельностиДопрофессиональныезнанияДопрофессиональные умения (способы профессиональной деятельности)Профессионально важные качества личности)Профильное обучение

Чолкова Ь. Ь. Преобразование понятия «готовность выпускников общеоб0разовательной школы к обучению математике в вузе» в понятие «допро0фессиональнаякомпетентность выпускника профильной школы»// Кон0цепт. –2015. –№ 05(май).–ART15151. –0,3 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15151.htm. –Гос. рег. ол№ дС 7749965.–ISSN 2304120X. 8

Ссылки на источники1.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (МО РФ, РАО) // Стандарты и мониторинг в образовании. –2002. –№3. –С. 3–16.2.Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. –М.: ООО «Мир книги». 2000. –95 с.3.Шадриков В.Д. Психологии деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2е изд. –М.: Логос, 1996. –320 с. 4.Волкова Е.Е. Компетентностный подход к обучению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии: учеб.пособие. –Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. –248 с.5.Там же.

Elena Volkova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professorat the chair of Business Computer Scienceand Mathematics, Tyumen State Oil and Gas University, Tyumenvolkova_elena63@mail.ru Transformation of the concept “preparedness of secondary schoolleavers for lessons of mathematicsin higher educational institution”to the concept “preprofessional competencyof profile schoolleaver”Abstract.The paper deals with contents of the notions“preparedness of secondary schoolleavers for lessons of mathematics in higher educational institution” and “preprofessional competency of profile schoolleaver”. Thecompetencycan be formed bymeans of mathematics as a school subject in educational process.Key words: preparedness for educationin higher educational institution, competent approach, preprofessional competency, profile school.References1.(2002) “Koncepcija profil'nogo obuchenija na starshej stupeni obshhegoobrazovanija(MORF, RAO)”, Standarty i monitoring v obrazovanii,№ 3, pp. 3–16(in Russian).2.(2000) Strategija modernizacii soderzhanija obshhego obrazovanija: Materialy dlja razrabotki dokumentov po obnovleniju obshhego obrazovanija, OOO “Mir knigi”, Moscow,95 p.(in Russian).3.Shadrikov,V. D. (1996) Psihologii dejatel'nosti i sposobnosti cheloveka: ucheb. posobie. 2e izd.,Logos,Moscow,320 p. (in Russian).4.Volkova,E. E. (2009) Kompetentnostnyj podhod k obucheniju matematike uchashhihsja profil'noj shkoly v kontekste pedagogicheskoj tehnologii: ucheb. posobie, TjumGNGU, Tjumen',248 p.(in Russian).5.Ibid.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»



Поступила в редакциюReceived04.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.05.15ОпубликованаPublished06.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Чолкова Ь. Ь., 2015www.ekoncept.ru