Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юрьева Г. П., Деянова А. В. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15150.htm.
Аннотация. В статье раскрывается процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Авторы указывают на необходимость создания специфических педагогических условий в процессе профориентирования учеников старших классов с целью формирования эффективного профессионального самоопределения. Также в статье раскрывается влияние типа мышления старшеклассников как внутриличностного фактора выбора профессиональной направленности.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15150УДК 37.048.45

Деянова Анастасия Валентиновна, студентка Vкурса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», филиал в г. СлавянскенаКубани,г. СлавянскнаКубаниdeyanova.2014@mail.ru

Юрьева Галина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», филиал в г. СлавянскенаКубани, г. СлавянскнаКубаниgpyureva@mail.ru

Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников

Аннотация.В статье раскрывается процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Авторыуказывают на необходимость создания специфических педагогических условий в процессе профориентирования учеников старших классов с целью формирования эффективного профессионального самоопределения. Также в статье раскрывается влияние типа мышления старшеклассников как внутриличностного фактора выбора профессиональной направленности. Ключевые слова:профориентация, педагогические условия, профессиональная направленность, профессиональное самоопределение, тип мышления.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Рассматривая профессиональное самоопределение современного старшеклассника, следует учитывать, что на его выбор влияет множество различных факторов, которые берут свое начало в личностной, образовательной, социальной, экономической и даже политической сферахобщества. Для того чтобы помочь подростку в решении столь непростого вопроса –кем быть для лучшей эффективности своей будущей трудовой деятельности и личностного удовлетворения своими каждодневными действиями и достижениями, необходимо оказывать ему постоянную педагогическую поддержку. Она должна реализоваться в рамках образовательных учреждений (в частности, школ)и,конечно, предполагает получение положительного результата–создание условий для эффективности профессионального самоопределения старшеклассников, поскольку школа оказывает огромное влияние на мировоззрение и дальнейшее становление подростка как полноценного члена общества, а также на то, какую пользу он принесетв социальноэкономическом плане государству.Развитие личности старшеклассника с точки зрения совершенствования именно профессиональных качеств можно рассматривать как взаимодействие двух систем, первая из которых –это совокупность особенностей личности, участвующих в её саморегуляции, а вторая –то, что непосредственно влияет на подростка из внешней среды –система педагогических условий, которые направлены на помощь в профессиональном самоопределении [1].Как показывают исследования в этой области, большинство старшеклассников испытывают трудности, сопоставляя свой уровень знаний умений и навыков с необходимымдля профессии уровнем, также возникает фрустрация при продумывании Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 2

влияния своего выбора на будущую жизненную перспективу. Трудности вызывают следующие факторы: собственное представление о неперспективности профессии при условии личностной симпатии и предрасположенности к ней, несоответствие своих способностей интересам, невозможность выполнения требований,предъявляемых профессией,в связи с особенностями характера, здоровья, привычек [2].Для решения этих проблем создание особых педагогических условий имеет большую актуальность. Эти условия образуютфундамент для работы с профессиональным самоопределением старшеклассников, которая должна нести целенаправленный характер на протяжении всего процесса профессиональной самореализации личности.В своем исследовании мы задались целью узнать, какие педагогические условия необходимо создавать для успешного профессионального самоопределения старшеклассников и на какие особенности личности ученика необходимо при этом опираться.Мы предполагаем, чтона данном этапе развития профориентации в школах не учитываются внутриличностные факторы, которые могли бы помочь подросткам в определении с будущей профессией, а такжечто создание специфических педагогических условий оказывает непосредственную помощь в данном процессе.Объектом нашего исследования стал процесс профессионального выбораученикамистарших10хи 11хклассов лицея№ 1 Краснодарского края г.СлавянсканаКубани.Предметом исследования стали профессиональные предпочтения учеников и их соотношение с типами мышления.На первом этапе среди учеников 10хи 11хклассов лицея № 1 Краснодарского края г. СлавянсканаКубани (всего в работеприняли участие 46 человек, из которых 20 человек –ученики 10гокласса, 26 человек –ученики 11гокласса) была проведеноисследование, целью которой было выявить интересы к профессиии профнаправленности (методика «Профиль»–методика карты интересов А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной [3]).В результате проведения данного исследования были получены следующие результаты. Среди учеников 10хклассов (20 человек, 10 девочек и 10 мальчиков) оказалось, что профессиональные интересы слабо выражены у 30% (6 чел.) учеников, т.е.они не набрали должного количества баллов нипо одному виду профнаправленности, хотя они являются учениками старших классов и должны хотя бы приблизительно знать вид деятельности, который им наиболее ближе;примечательно также,чтосреди них большее количество девочек (66,7%, 4 чел.), чем мальчиков. Возможно, это связано с недостаточностью проведения профориентационной работы в школе, их собственной незаинтересованностьювыбором профессииили же с возрастными особенностями (подростки в основном живут сегодняшним днем, и будущее на этотмомент их мало интересует). У 30% учеников (6 чел.) наблюдается выбор нескольких направленностей (от 2 до 4 видов), что тоже может говорить об их неопределенности в выборе профессии или о широком спектре интересующих видов деятельности, и в этом виде особенности прохождения методики лидируют мальчики (66,7%). Наиболее выбираемая профнаправленность–«Спорт и военное дело»–57,1%, (8 чел. из 14, выбравших направленность), причем выбирали эту направленность как мальчики(75%, 6 чел.), так и девочки(25%, 2 чел.). В результате проведения той же методики среди учеников11гокласса (26 человек, из них 17 мальчиков и 9 девочек) были получены следующие данные:а)профессиональные интересыслабо выражены всего лишь у 7,8% учеников 11гокласса (2 чел.,1 мальчик и 1 девочка);б)несколько профнаправленностей выбрали 54,6% учеников (14 человек, из них 10 мальчикови 4 девочки). Особенностью явилось то, что эти выбранные виды Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 3

были приблизительно похожи по роду деятельности (например, вместе с «Механикой и конструированием» выбирали «Радиотехнику и электронику»), что показывало на слабый разброс интересов, т.е.взгляд на будущую профессию у подростков был уже сформирован более конкретно, нежели у учеников 10гокласса;в)наиболее популярной профнаправленностью,как и среди учеников 10гокласса,явилась «Спорт и военное дело» (35,1%, 9 чел.), также она сталасамой выбираемой среди мальчиков (88,9%, 8 чел.);г)самая популярная профнаправленность средидевочек –«Литература и искусство», ее выбрали 55,5% девочек (5 чел.).По поводувышеуказанного можно сказать, что у учеников 11гокласса более выраженинтерес в выборе будущей профессии по сравнению с учениками 10гокласса; среди подростков старших классов наиболее привлекательными являются профессии,связанные со спортом и военным делом, в частности среди мальчиков, удевочек же преобладает интерес к профессиям, связанным с литературой и искусством. Следует обратить внимание на то, что есть ребята, у которых профессиональный интерес слабо выражен, это явный показатель того, что в школе необходимо проводить профориентационную работу, способствовать развитию интереса старшеклассников к выбору будущей профессии, а также учебного учреждения, в которое они будут поступать после школы.Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. После проведения методики на определениетипа мышления –«Тип мышления» Г.В. Резапкиной [4]) (второй этап исследования)–были получены данные, которые в принципе подтвердили общепринятое утверждение о том, что выбор профессии определяется собственными задатками человека, но все же были и случаи, когда ученики с определенным типом мышления выбирали профессию, не соответствующую таковому. На основе проведения данной методикибыли получены следующие данные:а)часть всех учеников (52,2%, 24 человека) обладаютабстрактносимволическим мышлением, то есть мышлением, которым обладают многие ученые –физикитеоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Только у 6 человек (28%) мыслительные абстрактносимволические задаткисоответствуют выбору профессиональной направленности (например, химия и биология, электроника и радиотехника), что говорит о том, что большинство учеников выбрали направленность вразрез собственным задаткам, которые могли бы помочь в успешной реализации профессиональных качеств в будущем. Такие результаты свидетельствуют о том, что в школе слабо ведется профориентационная работа, поскольку дети не совсем ориентированы на свои способности, а также у многих слабо выражены профессиональные интересы;б)у остальных 48,7% учеников (22 человека) практически у всех (85%, 20 человек) вид мышления соотносится с выбранной профессией, но все же у большинства только по одной направленности, то есть это ученики, выбравшие несколько направленностей, из которых есть совпадения с типом мышления. Видимо,эти подростки находятся в ситуации выбора между тем, что у них получается,и тем, что необходимо сделать, какую направленность от них запрашивают внешние факторы. Конечно же, очевидно, что эти ученики нуждаются в профориентационной помощи.В итоге проведения методик и в результате интерпретации полученных данныхмы можем говорить, что действительно достаточно большой процент учеников нуждается в профориентационной помощи, ведь виды мышления во многих случаях не совсем совпадают с выбранной направленностью. Подростки стоят перед проблемой выбораи,конечно, нуждаются в помощи со сторонылюдей, которые могут обеспечить Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 4

им эту помощь, будь то классный руководитель, педагогпсихолог школыили же муниципальные учреждения (например, центр занятости). Решением этой проблемы может являться создание специфических педагогических условий, отвечающих запросу профориентационной деятельности.В профориентационной деятельности для более быстрой работыпедагогам необходимо учитывать, что существуют несколько критериев, которые помогают более точно определить готовность к профессиональному самоопределению у старшеклассников. К таким критериям относятся:а)информационный критерий (информированность омире профессий; знание оптантов условий и содержания профессий, знание своихличностных способностей, значимых для выбираемой профессии;знаниесостояниясвоего физического здоровья, особенностей психических процессов, а также требований различных профессий к личностным и физиологическим особенностям человека; реалистичность личных профессиональных планов); б)мотивационный критерий (мотивы, ценности и цели труда как неотъемлемой части процесса жизнедеятельности личности, наличие у личности интереса к будущей работе; потребность в саморазвитии, самореализации); в)деятельностнопрактический критерий (какими умениями и навыками работы обладает личность,наличие у нее уменияработатьвкоманде,достаточныйуровеньу старшеклассниковорганизаторскихи коммуникативных способностей,наличие вариантов профессионального обучения) [5]. Вышеперечисленные критерии могут служить ориентиром и педагогам,и старшеклассникам. Учитывая данные критерии, педагоги в своей профессиональной деятельности формируют у учеников старших классов личностные качества, которые способствуют формированию готовности к выбору профессии. Старшеклассникам осознание этих критериев помогает формировать представление о самом себе, личных интересах, умениях, уровне притязаний и возможностях, потенциальныхограничениях и их причинах.При реализации профориентационной деятельности педагогический составдолженучитывать, что она может осуществляться только при рассмотрении всей совокупности имеющихся к ней подходов:а)деятельностный подход (его основа –деятельность как необходимое условие профессионального самоопределения старшеклассников);б)активизирующий подход (старшеклассник –это субъект собственного развития и профессионального самоопределения);в)развивающий подход (акцент делается на развитие качеств и умений, помогающих в дальнейшем человеку самому делать осознанный профессиональный выбор);г)психологический подход (профориентационная работа строится на основе знаний личности о закономерностях процесса профессионального самоопределения, о методах исследования личности в этом направлении, а также методах коррекции личностных особенностей в пользу запрашиваемых результатов);д)возрастной подход (учет особенностей различных возрастных этапов человека);е)личностный подход (ориентация на особенности личности старшеклассника при индивидуальной и групповой формах работы);ж)опережающий подход (учет прогнозируемых изменений в мире профессий и на рынке труда) [6].Для создания педагогических условий дляэффективного формирования профессионального самоопределения старшеклассников стоит учитывать, что данные условия могут реализоваться посредством следующих видов педагогической деятельности:а)профконсультация;Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 5

б)организация внеурочных занятий по профориентации;в)составление профессиограмм;г)организация экскурсий на промышленные предприятия [7].Хотелось бы подробнее остановиться на внеурочных занятиях. К условиям, которые может создать педагог для помощи в профессиональном самоопределении школьников, относится дополнительное образование, базирующеесяна добровольном сотрудничестве старшеклассников, их родителей и педагогов.В основной образовательной программе образовательного учреждения обязательно указывается информация о внеурочной деятельности. Время, которое отводится на реализацию внеурочной деятельности,не входит вдопустимую нагрузку обучающихся, то есть эти занятия являются дополнением к общей программе и осуществляются по желанию обучающихся. Одним из важных результатов внеурочной деятельности прежде всегоявляется то, что информация, получаемая учащимися в рамках изучения дополнительных учебных предметов или посещениякурсов по выбору,способствует профессиональной ориентации обучающихся. Такой способ дополнительного обучения и воспитания помогает развить способности ребенкаи определитьсяв мире профессий [8].Дополнительное образование открывает широкий спектр возможностей для учащихся, в частности, такие как:а)всестороннее развитие учащихся по программам, которые ориентированы именно на личностные особенности учеников, что способствует развитию индивидуальности каждого;б)большой выборкурсов, который основывается на многообразии интересов и пожеланий субъектов образовательного процесса;в)свободный выбор занятий по собственным интересам учащихся, открывающий возможность для реализации индивидуальных способностей каждого из них;г)концентрация внимания педагога на личныхособенностяхи профессиональныхпотребностяхкаждого учащегося;д)включение в образовательный процесс родителей старшеклассников, что позволяет создать в семье обстановку для саморазвития их как личности [9].Существуют уже разработанные специальные дополнительные курсы по выбору («Человек–труд –профессия», «Профессиональные пробы», «Профессиональная карьера»), которые могут использоваться педагогами для реализации профориентационной деятельности со старшеклассниками. Такие курсы являются условиемдля стимулирования профессионального самоопределения у учащихся за счет того, что помогают включить психологические ресурсы личности и обеспечивают подростков информацией о современном мире профессий: развиваюту них способности адаптации к устройству своей будущей профессиональной деятельности в современных социальноэкономических условиях страны и мира в целом [10].Изучая проблематику нашего исследования, мы достигли предполагаемых результатов. Нами было доказано, что создание специфических педагогических условий с опорой на личностные особенности старшеклассников действительнооказывает влияние на эффективность их профессионального самоопределения. На основании теоретических и практических знанийпедагогами могут создаваться условия для эффективности процесса профессионального самоопределения старшеклассников, которые могут реализоваться через различные виды педагогической деятельности, напримерчерез организацию диагностирования внутриличностных особенностей школьников, их предпочтений и проработку полученных результатовили же через поДеянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 6

строение плана внеурочных занятий –курсов по интересующим видам профессиональной деятельности, а также занятий, расширяющих мировоззрение учащихся.Но все же остается широкий диапазон вопросов по дальнейшемуисследованиювлияния личностных особенностей старшеклассников и внешних факторов на их профессиональный выбор, которые требуют тщательного рассмотрения и изучения.

Ссылки на источники 1.ШидловскаяТ. Г. Проблемы профориентационной работына современном этапе развития СПО // Ресурсы ГОУ Кузбасского регионального института профессионального образования. –2008. –URL:http://krirpo.ruetc.htm?id=843.2.Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. –2001. –№ 1. –С. 57–66.3.Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. –М.: Генезис, 2006. –С. 113.4.Там же. –С. 115.5.Воронина Е. В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Концепт. –2013. –№ 04 (апрель).–URL: http://ekoncept.ru/2013/13081.htm. –ISSN 2304120X.6.ПряжниковН. С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. –2003. –№ 4. –С. 12–13.7.КлюеваГ.А. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях // Пермский виртуальный педагогический совет.–2002. –URL: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/section=13_4_4.htm.8.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Государственный образовательный портал. –2012.–URL: http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

9.ГоловахаЕ. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. –Киев: Наук. думка, 1998.–С. 24–25.

10.ГапоненкоА. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников // Школа и производство. –2006. –№2. –С.7–13.

Anastasia Deyanova,Student, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubandeyanova.2014@mail.ruGalina St George's,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of General and ProfessionalPedagogic, Kuban State University, branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubangpyureva@mail.ruPedagogical conditions of efficiency of senior pupils’professional selfdetermination Abstract.The paper deals with the process of professional selfdetermination of senior pupils. The authors pointto the need for specific teaching conditions in career guidance ofhigh school students with the aim of building an effective professional selfdeterminationand revealthe influence of thinking type of senior pupils as an intra factor for professional orientation.Keywords:career guidance, pedagogical conditions, professional orientation, professional selfdetermination, thinking type.References1.Shidlovskaja,T. G. (2008) “ProblemyproforientacionnojrabotynasovremennomjetaperazvitijaSPO”,ResursyGOUKuzbasskogoregional'nogoinstitutaprofessional'nogoobrazovanija.Available at: http://krirpo.ru etc.htm?id=843(in Russian).2.Leont'ev,D. A. (2001) “Professional'noe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushhego”,Voprosy psihologii,№ 1,pp. 57–66(in Russian).3.Rezapkina,G. V. (2006) Otbor v profil'nye klassy,Genezis, Moscow,p. 113(in Russian).4.Ibid., p115.5.Voronina,E. V. (2013) “Pedagogicheskaja podderzhka formirovanija gotovnosti k professional'nomu samoopredeleniju shkol'nikov”,Koncept,№ 04 (aprel').Available at: http://ekoncept.ru/2013/13081.htm,ISSN 2304120X(in Russian).Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15150. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15150.htm.–ISSN2304120X. 7

6.Prjazhnikov,N. S. (2003) “Shkol'naja proforientacija: mechty ireal'nost”,Shkol'nyj psiholog,№ 4,pp. 12–13(in Russian).7.Kljueva,G. A. (2002) “Modernizacija soderzhanija proforientacionnoj rabotyv novyh social'nyh uslovijah”,Permskij virtual'nyj pedagogicheskij sovet.Available at: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/section=13_4_4.htm(in Russian).8.“Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. № 273 –FZ ‘Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii’”,Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj portal,2012,Available at: http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408(in Russian)

9.Golovaha,E. I. (1998) Zhiznennaja perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi,Nauk. dumka, Kiev,pp. 24–25(in Russian). 10.Gaponenko,A. V. (2006) “Kak organizovat' pedagogicheskuju podderzhku samoopredelenija shkol'nikov”,Shkola i proizvodstvo,№ 2,pp. 7–13(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived03.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review06.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication06.04.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Деянова А. В., Юрьева Г. П., 2015www.ekoncept.ru