Формирование социальной активности учащихся посредствам работы детского объединения в общеобразовательной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредствам работы детского объединения в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 176–180. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15164.htm.
Аннотация. В статье рассказывается о современном подходе к формированию социальной активности подростков в общеобразовательной школе. Изначально рассматривается отечественный подход к пониманию социальной активности учащихся, такая активность формировалась в советское время через общественно полезный труд. На современном этапе формирование социальной активности более организованная система, внедренная в общеобразовательный процесс школы в форме создания общественной организации, которая должна заниматься проведением благотворительных акций, созданием социальных проектов, систематизированной помощью нуждающимся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15164. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15164.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15164УДК 371.83

Сорокина Ирина Радиславовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г.и Н.Г.Столетовых», г. Владимир

Новикова Ирина Владимировна, социальный педагог МБОУ ДОД«Детский оздоровительнообразовательный социальнопедагогический центр», г. Владимир

Демидова Светлана Альбертовна,студентка гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г.и Н.Г.Столетовых», г. Владимир

Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе

Аннотация. В статье рассказывается о современном подходе к формированию социальной активности подростков в общеобразовательной школе. Изначально рассматривается отечественный подход к пониманию социальной активности учащихся, такая активность формировалась в советское время через общественнополезный труд. На современном этапе формирование социальной активности более организованная система, внедренная в общеобразовательный процесс школы в форме создания общественной организации, которая должна заниматься проведением благотворительных акций,созданием социальных проектов, систематизированной помощью нуждающимся. Ключевые слова: социальная активность; социально значимые качества личности; труд; формы социальной активности; методы формирования социальной активности; подростки; общественнополезное дело; акция; совместная деятельность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Большое значение в обществе играетто, насколько, активно ребенок способен взаимодействовать с членами данного общества. Российское законодательство в образовании не имеет единой стратегии формирования социальной активности у подростка. В советское время социальная активность в школах выполняла функции политической социализации и была идеологизирована, это позволяло организовать и упорядочить социальную активность школьника в рамках комплекса общественных мероприятий (занятие общественнополезным делом). Таким образом воспитывалась гражданская ответственностьшкольников, организовывался процесс приобретения опыта самоорганизации и возможности участия в общественной деятельности. На сегодняшний день успешность школы в реализации этой функции зависит от степени участия подростков в процессе самоуправления школой и организации воспитательного процесса в общем плане работы школы.Социальная активность личности рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества». Под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность. Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности [1].Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15164. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15164.htm.–ISSN 2304120X. 2

Рассмотрев точки зренияотечественных педагогов и психологов (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.В. Мардахаев, П.П. Блонский, Д.В.Адамчук, Н.К. Крупская) на проблему формирования социальной активностии на то, что вообще из себя представляет социальноактивная личность, можно выделить, что определяющей чертой социальной активности человека считаютформирование в себе необходимых социальных качеств (индивидуальность, ответственность, активность, самоконтроль, самоанализ, самообладание, целеустремленность) [2]. Данное определение современного российского педагога и ученого Л.В. Мардахаева в своей работе мы берем за основу понятия социальной активности, таккак в нем наиболее полно представлена его суть, включающаяв себя определенные компоненты,о которых говорили разные авторы(рис.1)[3].











Рис. 1. Понятие социальной активности с позиции разных авторов

В советское время формами и методами формирования социальной активности были пионерские и комсомольские организации; в 1980е гг. была предпринята попытка культурной организации подростковой активности в форме коммунарского движения (А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский). Существует множество современных форм и методов формирования и контроля социальной активности детей и подростков в школе. На сегодняшний день этот опыт малоприменим, так как коммунарскаяидеология утратила привлекательность [4].В настоящее время наиболее современными формами социальной активности подростков в школе являются: секции посоциальномусамоопределению молодежи, внеклассная работа, групповые формы работы с детьми (детские общественные организации), подростковые клубы, театральные студии, спортивные секции, отдельный опыт волонтерского движения, организация культурнодосуговой деятельности, интернетресурсы для детских общественных организаций (сайты и порталы, сервисы быстрых сообщений, социальные сети, электронная почта и списки рассылки, поисковые системы, вебфорумы, блоги, википроекты и др.).Одним из основных направлений социальной активности ребенка становится волонтерское движение–эффективнаяформаприобретения трудового опыта молодыми людьми. Волонтерская деятельность позволяет участникам увидеть, что их труд приноН. К. Крупская: ставить ясные цели, трудиться во благо общества

Д. В. Адамчук: деятельность общественных организаций, целенаправленная, творческая, социальная деятельность

П. П. Блонский: умение научно работать, сознательный деятель, активный преобразователь природы и общества, умение самостоятельно работать, способность к самообразованию

В. А. Сухомлинский: трудолюбие, уважение к людям, бережное отношение к материальным и духовным благам

А.С. Макаренко: подготовка товарища (нравственная подготовка, духовное развитие личности)

Л.В. Мардахаев: Социальнозначимые качества личности

Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15164. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15164.htm.–ISSN 2304120X. 3

сит реальную пользу людям. Это ведет к воспитанию потребности в общественной деятельности, сознательной дисциплине труда, формированию умения планировать свое время, быть социальноактивным, владеть подходом к решениюжизненных ситуаций.Чтобы создать на базе школы общественное молодежное объединение,необходимо руководствоваться следующими документами: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Гражданскийкодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», Постановление Правительства РФ от 21.03.07 г. №72 «О Федеральной целевой программе “Дети России”на 2007–2010 годы», Федеральный закон от 24.07.98г. №124ФЗ «Об основных гарантиях и правахребенка в РФ (с изменениями и дополнениями)». Одна из главных задач педагогов сегодня –привлечьдетей и подростков к социально значимой деятельности, позволяющей развить у подростка социальную инициативу, атакже создать условия для самостоятельного включения в жизнь общества, действовать на основании постоянного творческого поиска. В последние годы ряд мероприятий приобрел статус «доброй традиции» и появилась необходимость систематизации проводимой работы. В МБОУ СОШ №40 города Владимира этому послужиладолгосрочная социальнопедагогическая программа добровольческого отряда «Дружина“Дружная”», цели которой заключаются в том, чтобысодействовать стремлению учащихся к самопознанию, самореализации и саморазвитию на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов детей; способствовать приобретению подростками положительного социального опыта для личного развития в процессе группового содержательного общения.Цели этой программы конкретизируются следующими задачами: осознание своих возможностей, способностей, интересов в целях саморазвития и самосовершенствования; приобретение навыков проблемного общения со сверстниками и взрослыми; развитие гражданских инициатив и гражданской ответственности; содействие занятости детей и подростков в свободное от обучения время.Данная программа включает в себяразработку социальных проектов и организацию благотворительных акций.На этой основе строится работа социального педагога по формированию социальной активности подростков в школе, например,в 2015г.это были: Всероссийский культурнообразовательный проект «Команда добрых дел», программаакция «Vivalaдружба», волонтерская акция «Помощь животным городских приютов», на которой мы остановимся подробнее чуть позже.Наше исследование проводилось на базе СОШ № 40г. Владимира, где исследуемая группа составила 30 человек –учащиеся 8–10х классов. С помощью психодиагностической методики Р.Кеттелламы оценили уровень таких социально значимых качеств личности, какстепень ответственности, включение в групповую деятельность, особенности индивидуальности ребенка, самоконтроль. Из данной методики мы возьмем четыре фактора, определяющие социально значимые качества личности(см. рис. 2). ФС:эмоциональная неустойчивость, низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции и импульсивные влечения, особенно неспособны их выразить в социальнодопустимой форме. Они испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. Внешне это может проявляться в плохом эмоциональном контроле, отсутствии чувства ответственности, капризности. Внутренне они часто чувствуют себя беспомощными, усталыми и неспособными справиться с жизненными трудностями. На отрицательном полюсе группируются дети,неблагополучныев учебной деятельности.

Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15164. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15164.htm.–ISSN 2304120X. 4

Рис. 2. Результаты методики Р. Кеттелла до эксперимента

ФG:недобросовестность, низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечаются непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации.ФJ:интерес к участию в общих делах, низкие оценки характерны для лиц живых, экспрессивных, деятельных и некритичных. ФОз:импульсивность, низкий уровень по данному фактору выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.С помощью методики И.Г. Сенина мы определили наиболее важные терминальные ценности подростка, которые необходимы для социализации в обществе: сфера общественной жизни; креативность; активные социальные контакты; сфера собственной индивидуальности. Результаты опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина (подростковый), предназначенного для диагностики жизненных ценностей человека, переведем в стены и представим в виде таблицы: 1–4 –низкий уровень, 4–7 –средний уровень, 7–10 –высокий уровень. В таблице мы рассматриваем четыре сферы человеческой жизни, связанные с социальной активностью подростка: СОЖ –сфера общественной жизни; Кре –креативность; АСК –активные социальные контакты; ССИ –сфера собственной индивидуальности (см. рис. 3). Мы выявили испытуемых с низкими показателями по каждойсфере жизни подростка: СОЖ –9человек (60%) (экспериментальная и контрольная группы), Кре –9 человек (60%) (экспериментальная группа) и 8 человек (53%) (контрольная группа), АСК –7 человек (47%) (экспериментальная группа) и 8 человек (53%) (контрольная группа), ССИ–8человек (53%) (экспериментальная и контрольная группы), (см. рис. 3).

СОЖ:низкий балл по данному показателю отражает незначительность для человека проблем жизни общества. Такие люди, как правило, с трудом вовлекаются в общественно политическую жизнь, не интересуются этими вопросами и предпочитают не быть связанными с какимилибо общественнополитическими проблемами.Кре: низкий балл по данному показателю отражает отсутствие стремления человека к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Испытуемые с низким баллом по данному показателю предпочитают спокойную и размеренную жизнь без неожиданных поворотов и потрясений. Такие людиобычно бывают не склонны к нестандартным необычным решениям и редко проявляют творческий подход при решении различных проблем.02468101214ФСФGФJФO3Экспериментальная группа:Контрольная группаСорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15164. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15164.htm.–ISSN 2304120X. 5

Рис. 3. Результаты опросника терминальных ценностей И. Г. Сенина до эксперимента

АСК:низкий уровень стремления к установлению благоприятных взаимоотношении с другими людьми. Как правило, для нихне очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, оничасто бывают убежденыв том, что общаться и взаимодействовать с другими людьми не самое ценное в жизни.ССИ:низкий балл по этому показателю говорит о том, что человек стремится быть похожим на людей. Такие люди достаточно сильно подвержены влиянию общественных мнений, массовых взглядов и позиций. Эти люди склонны в типичных ситуациях вести себя также,как ведет себя большинство людей, не беспокоясь при этом, что они теряют свою неповторимость.В рамках программы «Дружина “Дружная”», которая действует на базе школы с 2007г., мы провели добровольческую акцию по оказанию помощи животным приютов г.Владимира. В волонтерской акции принимали участие 15 учащихся 8–10хклассов. Учащимся необходимо пониматьзначимость собственных решений и поступков в вопросах оказания посильной помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Учениками были заранее подготовлены плакаты, листовки с лозунгами, стенгазеты, ящички для писем, объявления об акции с просьбами собрать вещи и корм для животных. На стенах школьных коридоров висели листовки в виде цветочков, бабочек и солнышек с добрыми делами, которые мог бы совершить каждый («Улыбнись соседу по парте», «Пропусти пожилого человека в очереди», «Придержи дверь за следующим за тобой человеком» и т.п.). В коридорах школы играла музыкальная композиция группы «Ласковый май» «Бездомный котенок, бездомный ребенок». На входе висел плакат «День добрых дел», рядом с ним –стенгазета, куда учащиеся записывали добрыедела, которые они хотели бы совершить. К концу первой смены стенгазета была полностью исписана: «Хочу приютить бездомное животное», «Хочу помочь своему другу по учебе», «Хочу чемнибудь помочь пожилым людям» ит.п.Рядом стоял ящичек, в который можно было опустить записку, с описанием доброго дела, которое ученик уже совершил. Тут были такие письма: «Покормил бездомное животное», «Развеселила подружку, когда ей было грустно», «Принес из дома книги в школьную библиотеку»и т.п. Было собрано много товаров для животных из приюта.Ребята участвовали в помощи активно, собрали много вещей. Во второй половине дня волонтерский отряд отправился в приют для бездомных животных «Валента». Все собранные вещи были переданы, учащиеся получили массу эмоций, которыми они поделились на итоговом собрании по подведениюитогов акции на следующий день. Самое важное с их точки зрения,–это условия, в которых проживают 0%10%20%30%40%50%60%70%СОЖКреАскССИэкспериментальная группаКонтрольная группаСорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15164. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15164.htm.–ISSN 2304120X. 6

животные в переполненном приюте.Ребята сделали вывод, что если ничего не делать, отводить взгляд или делать вид, что ничего не замечаешь при виде чегото неприятного, то само по себе ничего не поменяется. Только конкретные поступки, посильная помощь тем, кому это необходимо, могут изменить картину реального мира.После проведенных акций мы повторно продиагностировали испытуемых экспериментальной группы. По результатам методики Р.Кеттелла мы получили следующие результаты,которые представлены на диаграммах(рис. 4 и 5).

Рис. 4. Результаты методики Р.Кеттеллапосле эксперимента

Из данных рис. 4мы видим, что показатели по каждому фактору улучшились, это свидетельствует об эффективности программы социального педагога по формированию социальной активности подростков в школе.

Рис.5. Результаты опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина после эксперимента

Также мы видим из диаграммы, что количество испытуемых, имеющихнизкие показатели, сократилось, что свидетельствует о повышении уровня значимости социальной активности среди подростков.Таким образом, чтобы формировать социальную активность подростков в школе,социальному педагогу необходимо:вопервых, проводить диагностику подростков до и после воздействия на них;02468101214ФСФGФJФO3Экспериментальная группа:Контрольная группа0%10%20%30%40%50%60%70%СОЖКреАскССИэкспериментальная группаКонтрольная группаСорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А. Формирование социальной активности учащихся посредством работы детского объединения в общеобразовательной школе // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15164. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15164.htm.–ISSN 2304120X. 7

вовторых, осуществлять групповую работу с классным коллективом и коллективом школычерезразработкусовместных проектов;

втретьих, систематизировать деятельность общественных организаций по формированию социальной активности подростков (разработка перечня нормативных актов, совместное создание проектов ипроведение акций).

Ссылки на источники1.Краткийсловарьпосоциологии / гл. ред. П. Д. Павленок. –3е изд. –М.: ИнфраМ и Термика, 2012. –С. 47. 2.Василькова Т.А.,Василькова Ю. В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика». –М.: КНОРУС, 2010.–С. 20. 3.Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. –М.: Гардарики, 2005. –С. 58.4.Макаренко А.С. О воспитании. –2е изд., перераб. –М.: Политиздат, 1990. –С. 223.

Irina Sorokina,

Vladimir State University named after Alexander and Nicholas Stoletovs,Supervisor, candidate pedagogical sciences, assistant professor of social pedagogy and psychologyIrina Novikova,Social teacher first qualifying category, Municipal budget educational institution of additional education of children "Children ozdorovitelno educational socioeducational center" in VladimirSvetlana Demidova,

Vladimir State University named after Alexander and Nicholas Stoletovs, a fifthyear student of the Institute of Humanities, Department of Social Pedagogy and Psychology Formation of social activity of students through the work of children's associations in comprehensive schoolsAbstract. The article describes the modern approach to the formation of social activity of adolescents in secondary school. Initially considered a domestic approach to understanding the social activity of students, such activity was formed in the Soviet era through community service. At the present stage of the formation of social activity more organized system, introduced in educational process of the school in the form of the creation of a public organization, which is to deal with holding fundraisers, creating social projects, systematic assistance to the needy.Keywords:social activity; socially important qualities of the person; work; forms of social activity; the methods of formation of social activity; adolescents; socially useful work; action; joint activities.References1.Pavlenok,P. D. (ed.) (2012) Kratkij slovar' po sociologii,3e izd.,InfraM i Termika, Moscow,p. 47(in Russian). 2.Vasil'kova,T. A.&Vasil'kova,Ju. V. (2010) Social'naja pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov, obuch. po spec. “Pedagogika i psihologija”, “Soc. Pedagogika”, “Pedagogika”,KNORUS, Moscow,p. 20(in Russian). 3.Mardahaev,L. V. (2005) Social'naja pedagogika,Gardariki, Moscow,p. 58(in Russian).4.Makarenko,A. S. (1990) O vospitanii,2e izd., pererab.,Politizdat, Moscow,p. 223(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived15.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review17.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication17.05.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Сорокина И. Р., Новикова И. В., Демидова С. А., 2015www.ekoncept.ru