Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хабибрахманова Р. Р. Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 181–185. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15165.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу ценностных ориентаций студентов вуза с точки зрения евразийских ценностей. Проблема формирования и реализации жизненных стратегий молодежи входит в круг тем, представляющих научный интерес как для анализа данной социально-демографической группы, так и для понимания дальнейших перспектив развития общества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хабибрахманова Р. Р. Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15165. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15165.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART15165УДК 316.752

Хабибрахманова Розалия Рифовна,

кандидат философских наук, доцент кафедры истории, истории государства и права Нефтекамского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Нефтекамскms.habibrahmanovaroza@mail.ru

Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества

Аннотация.Статья посвящена анализуценностных ориентаций студентов вуза с точки зрения евразийских ценностей. Проблема формирования и реализации жизненных стратегий молодежи входит в круг тем, представляющихнаучный интерес как для анализа данной социальнодемографической группы, так и для понимания дальнейших перспектив развития общества.Ключевые слова:евразийские ценности,молодежь, студенческая молодежь, отношение к евразийским ценностям, жизненные стратегии и социальные проблемы, ценностные ориентации студенческой молодежи.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Цельнашего исследования –определениеотношения современного студенчества к системе евроазиатских ценностей.Задачами исследования являются:1) определение круга жизненных ценностей студенчествакак социальной группы молодежи; 2)сопоставление системыценностей студенчества с евроазиатской системой ценностей.

Формирование личности в условиях социокультурного и идеологического кризиса, трансформации устоявшейся ценностной системы в массовом сознании, правового «беспредела» привело к развитию у части российской молодежи гипертрофированных цинизма, аномии, стремления добиться желаемого любой ценой и готовности переступить при этом нравственные и правовые нормы. Получив возможность достаточно свободно передвигаться по миру, эта часть молодежи привозит с собой в другие страны нормы и ценности, усвоенные на Родине, которые определяют системы их деятельности и поведения.Поэтому правомерно говорить сегодня о новом «молодежном» факторе формирования образа России[1].Формируясь, молодые людивидели:что их родители–люди в общемто цельные и достойные, обладают жизненным опытом, системой ценностей и взглядов на жизнь, но это их богатство сегодня никому не нужно;что их родители не нужны ни обществу, ни государству–им дискомфортно в социальной среде, вне зависимости от их социального положения и достатка сегодня;что успехов в теперешней жизни устойчиво добиваются те люди(как представители какихлибо этнических, профессиональных или социальных групп), которых их родители традиционно «не уважают» и которыееще в недавнем прошлом находились на довольно низких ступенях неформальной социальной иерархии.В их понимании то, что эти люди за прошедшие годы добились материального и социального успеха, само по себе неплохо. Плохо, несправедливо другое: на взгляд сначала родителей с советским менталитетом, а затем и их подросших детей,достигшие социального успеха получили его «не по праву», неправедным, сомнительным путем [2].Хабибрахманова Р. Р. Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15165. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15165.htm. –ISSN 2304120X. 2

Их отличает принципиальная готовность к активным действиям–действиям, общая направленность которых–восстановление справедливости лично для себя, а также индивидуалистическая направленность, не предполагающая следования какимлибо общественным или государственным интересам[3].Актуальность исследования определяется проблемами, связанными с утратой национальных нравов, традиций, которые лежат в основе духовных ценностейлюдей, в том числе студенческой молодежи.Начало века –это всегда выбор надёжных идейных вех грядущего пути. Такая надёжная веха, прошедшая испытание временем, –евразийское мировоззрение. Без преувеличения можно сказать, что оно является:а)наиболее действенным противовесом рыночнолиберальному западничеству;б)реальной идеологической заменой марксизму и пролетарскому интернационализму в качестве надэтнической и надконфессиональной основы нового собирания РоссииЕвразии, да и всего евроазиатского континента;

в)твёрдым основанием рациональной геополитики России в XXI в.;г)важнейшим элементом ноосферного(или духовноэкологического) мировоззрения.Ключевые евразийские идеи были высказаны всреде русской эмиграции в 20хгг.XX в.крупнейшими учёными: лингвистом и культурологом Н.С.Трубецким, географом и экономистом П.Н.Савицким, музыковедом П.П.Сувчинским, правоведом Н.Н.Алексеевым, философом Л.П.Карсавиным, историками Г.В.Вернадским и Л.Н.Гумилёвым и востоковедом Ю.Н.Рерихом.Евразийское мировоззрение, развитое уже в XX в.его теоретиками, сводится к следующей системе ключевых положений:1)Россия является особым культурногеографическим миром –не Востоком и не Западом. Это своеобразный многонациональный евразийский мирматерик, единство и специфика которого обусловливаются:единством природногеографических условий внутреннего континентального пространства евроазиатского материка;единством духовномифологических корней и ценностных представлений, а также психологической совместимостью(комплиментарностью,по выражению Л.Н.Гумилёва) различных этносов, населяющих пространства РоссииЕвразии(тюркского, славянского, угрофинского, монгольского и т.д.);специфическими историческими законами развитияили,точнее,«месторазвития»,по выражению П.Н. Савицкого, этого этнокультурного пространства. Например, законом чередования периодов государственной интеграции и дезинтеграции Евразии; законом культурнохозяйственного и политического взаимодействия леса и степи, установленных тем же П.Н. Савицким и Г.В. Вернадским;единством исторических судеб евразийских этносов, которые неотрывны друг от друга,–особой интегрирующей ролью русского славянского этноса на протяжении пяти последних веков;единством ноосферного будущего народов РоссииЕвразии, которое может быть достигнуто лишь их соборными братскими усилиями [4].В последнее время мы наблюдаем усиление конкуренции между двумя интеграционными процессами на постсоветском пространстве: евразийском и европейском.Среди экономических и политических факторов, определяющих успех того или иного интеграционного проекта, наиболее важным является ценностный и культурный аспект.Оппоненты евразийской интеграциичасто ссылаются на предположительную непривлекательность российских/евразийских ценностей или даже отсутствие таковых.РоссияЕвразия –это либо традиционная Европа,либо совершенно другая цивилизация –не европейская и не азиатская, а срединная.93% респондентов считаХабибрахманова Р. Р. Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15165. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15165.htm. –ISSN 2304120X. 3

ют, что интеграция между Востоком и Западом невозможна без общих культурных, исторических и духовных ценностей.Западные ценности основаны на двойной системе либерализмакапитализма. Современный либерализмкапитализм предполагает приоритет материальных ценностей над духовными. Субъектом либерализмакапитализма является индивидуум(Homo economicus). Целью жизни индивидуума на земле объявляется зарабатывание денег и материальнаянажива: «Жить надо как можно богаче и “красивее”(high life)». Прогресс(глобализация) в либерализме превратился в инструмент уничтожения традиций, культурной и религиозной принадлежности личности. Глобализация автоматически сопровождается вестернизацией. Но и сам Запад в рамках либерального прогресса уничтожает собственную традиционную культуру. Примеры: пропаганда нетрадиционных половых отношений, охота в западных СМИ против римской церкви.Евразийские ценности основаны на приоритете духовных ценностей над материальными, что получило свое политическое оформление в евразийстве.В отличие от либерализма евразийцы видят человека не как оторванногоот социума индивидуума, а в органической взаимозависимости от народа, культуры и религии.Евразийство не отвергает материальные ценности, деловые качества и техническое превосходство Запада, но оно подчиняет их духовной правде Востока.Поэтому евразийские ценности не отвергают концепции свободы, демократии и прогресса, но они хотят настоящую свободу, настоящую демократию, настоящий прогресс. Евразийские ценности предлагают создание смешанной экономики, основаннойна принципе социальной справедливости.Евразийские ценности привлекательнее западных. Но для их распространения необходимо постоянно противодействовать попыткам либералов, западников и националдемократов выдавать проявления неевразийских ценностей за евразийские. Примерами евразийских ценностей являютсялюбовь к Родине, семья, милосердие, справедливость, равноправие, труд. Эти святыниценности просты и понятны, ибо образуют вполне очевидные общечеловеческие устои бытия, просто лучше сохранённые в глубинах евразийской культурной памяти:абсолютно ценны мир и кооперация между народами, ибо от них выигрывают все;бесценна сохранённая здоровой природа Земли, ибо в этом залог здоровья наших детей и внуков; процветающая же экономика с больными людьми никому не нужна;неразменны сокровища науки, культуры и просвещения, ибо невежество и агрессивные предрассудки несовместимы со званием человека;свято материнство, ибо на нём держится жизнь на Земле;прекрасны умеренность и нестяжательство, ибо если разумные материальные потребности всегда конечны, то духовные могут расти бесконечно.Евразийцы были одними из самых последовательных и точных критиков так называемых «демократических ценностей». Л.П. Карсавин ещё в 1927 г.так писал о западном демократическом устройстве государственнополитической жизни, и его слова звучат исключительно актуально в контексте того, что сегодня творится в России: «Вся государственная власть сконцентрированав небольшом иоторванном от народа правящем слое, на авансцене которого вертятся парламентарии и журналисты, а за кулисами вертят чуть ли не всем банкиры. Но благодаря существованию многолюдного парламента, учреждения неработоспособного, сконцентрированная в небольшой социальной группе государственная власть, по существу олигархическая, по имени демократическая»[5].Хабибрахманова Р. Р. Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15165. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15165.htm. –ISSN 2304120X. 4

Евразийцы предлагали другую систему взаимодействия национальных культур, обладающую значительным числом самобытных элементов, имеющую единую функцию, жизнеспособную и перспективную в своем развитии. Моделью такой системы стала для них идея Евразии. Путь же общеевразийской идентичности, по ихмнению, должен лежать только через изучение истории и культуры, через самопознание.Мысль о том, что самопознание есть единственная и наивысшая цель человека на земле, стара как мир. Ее высказал Сократ почти две с половиной тысячи лет назад. Но и он не придумал это, а прочел в надписи, начертанной на стенах священного храма Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя». Самопознание не только способно указать человеку или народу его истинное место в мире, но и приучить к мысли о том, что ни он сам и никто другой не может быть центром Вселенной. От постижения собственной природы человек или народ приходят к осознанию равноценности всех людей и народов.Осознание неповторимости и уникальности своей культуры у многих народов происходит в переломные, а порой трагические моменты истории, когда ставится вопрос о выживании и самого народа, и его культуры.Проявление западных ценностей на основе либерализмакапитализма –это установленный факт. Большинство отрицательных явлений в современной России исходит от них: коррупция, олигархия, социальное расслоение, нелегальная трудовая миграция, махинации при выборах(там, где такое случается), разврат, пьянство, предательство, сепаратизм. Реализация евразийских ценностей –это желаемый идеал. Обеспечить этот(эволюционный) переход –задача молодежи.Неотъемлемым элементом развития молодежи является политическая социализация, в ходе которой эта социальнодемографическая группа преодолевает положение «уже не являющихся детьми», но «еще не имеющих полного статуса взрослых» в обществе людей. Такое положение определяет готовность и даже склонность к изменениям, что, в свою очередь, предоставляет возможность правящимэлитамподавлять, мобилизовать или интегрировать в политические конфигурации представителей этой социальнодемографической группы [6].Формирование ценностных ориентаций молодежи сводится к усвоению имеющихсяи формированию новых ценностей.В России за последние 10–15 лет сформировалось поколение молодежи,которое не очень рассчитывает на государственную власть, а действует, что называется, в автономном режиме. Это вовсе не означает, что нынешняя молодежь безразлична ко всему, что происходит вокруг нее. Просто в силу своего возраста многие молодые люди еще не знают, что нужно сделать, чтобы их голос был услышан,в том числе и в процессе принятия важных решений.В современных условиях можно четко выделить две отличительные особенности социального состава современной студенческой молодежи:1)значительная доля представителей молодого поколения, не имеющая в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующаяся либо своим прошлым социальным статусом–социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой;2)студенческая молодежь, принадлежащая не только к различным структурам общества, но и непосредственно включенная в массовые движения[7].Вышеотмеченные особенности студенческой молодежи оказывают влияние на процесс политической социализации студенческой молодежи Республики Башкортостан.Средиважных условий социализации студенческой молодежи Республики Башкортостан необходимо отметить полиэтничность и поликонфессиональность состава Хабибрахманова Р. Р. Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15165. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15165.htm. –ISSN 2304120X. 5

населения, а также наметившиеся в последние несколько лет в региональных элитах попытки преобразовать господствующий в регионе подданнический тип политической культуры.Обратимся непосредственно к результатам эмпирических исследований. Методом анонимного анкетирования был осуществлен эмпирический замер основных ценностных ориентаций молодежи, в ходе которых было опрошено 100 студентов в возрасте от 17 до 25 лет из НФ БашГУ.В плане национального состава опрошенных ситуация отражает специфику полиэтничного общества Башкортостана: 32,7% опрошенных отнесли себя к русским, 30,4% –к башкирам, а 25,9% –к татарам. Остальные респонденты(их менее 10%) отнесли себя к другим национальностям. Среди опрошенных 60% относит себя к сегменту городских жителей, а 33,4%–к сельским жителям, тогда как все остальные отметили графу «другая страна/другой регион».Среди опрошенных представителей студенческой молодежи Башкортостана число постоянно занимающихся политикой невелико–0,9%. Однако в разной степени за политикой следят 89,3%, что не позволяет согласиться с мнением об аполитичности современных студентов. Лишь 0,5% респондентов ответили, что регулярно пишут комментарии на политические статьи в Интернете, однако участвовали или хотели бы поучаствовать в таких действиях довольно значимое количество респондентов(41,7%). В то же время 58,3% не планируют заниматься такого рода деятельностью. Таким образом, довольно значительный сегмент студенческой молодежи Башкортостана ставит в качестве одной из задач своего развития политическую социализацию посредством активной позиции в медиасреде. В качестве географического ареала интеграциина основе евразийских ценностей 76% респондентов отметили Европу.С точки зрения студенчества этому может способствовать:58% –это международное сотрудничество для экономических связей;38% –культурное, духовное сотрудничество.75% считают, что Россия–это отдельная цивилизация, а 25%–частьЗапада.Культура Запада влияет на Россию,думают 65% респондентов, а 30% считают, что нет. 86,2% респондентовиз числа студенческой молодежи,сравнивая ценности России с ценностями(современного) Запада,пришли квыводу, что ценности российского социума привлекательны. Для 94% опрошенных привлекательны евразийские ценности в целом.46% респондентов отмечают, что Россия является приверженцем евразийской идеологии. Но наиболее влиятельныеисточники формирования ценностных ориентиров, распространенныхв России, с точки зрения респондентов, эторелигиозные–45%; политические–45%; светские –10%.В российском обществе, с точки 60% студентов, гражданское общество активно влияет на формирование евразийской идеологии.На Западеэто: религиозные–65%; светские –25%; политические–10%.Факторы, которые влияют на формирование евразийского мировоззрения, с точки зрения респондентов: 42%–социальные условия и факторы; 38%–на основе событий на политической арене; 20%–под влиянием национального менталитета и самобытности.Иными словами,они приобретают общее значение, перешагивая государственные рубежи и охватывая континенты.Борьба за эти святыни –отличительная черта нынешней переходной эпохи. Во всеобщей битве евразийских и ноосферных ценностей против техногеннопотребительских стандартов существования всем землянам предстоит сделать свой принципиальный выбор.Хабибрахманова Р. Р. Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15165. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15165.htm. –ISSN 2304120X. 6

Вопервых, основой для евразийской идеологии может стать культивирование и популяризация традиционных семейных ценностей, тем более сучетом того, что в настоящее время идет девиация понимания того,как построить прочную и жизнеспособную семью как социальный институт. У молодежи идет ломка ценностных ориентиров в построении здоровых взаимоотношений как на уровнеродители–дети, так и на уровне друзей и коллег и т.п. Конкуренция пропагандируется с такой силой, что порой взаимопомощь и участие воспринимаются как ненормальное общественное поведение.Вовторых, следует сделать акцент на коллективизмево время популярности неолиберальных ценностей, а значит,и индивидуализма, ставку можно и нужно делать на сотрудничество и взаимнуюподдержкукак на общественном уровне, так и на государственном при помощистран, вовлеченных в евразийские интеграционные процессы. Неолиберальные догмы стали возводиться в ранг универсальных и общечеловеческих ценностей, а США позиционируют себя в качестве их главного апологета. Евразийские ценности не должны сопровождаться навязыванием и диктоваться какимлибо одним государством. Наоборот, евразийство должно продемонстрировать умение договариваться, приходить к консенсусу и получить распространение только в силу его. Втретьих, особое и новое звучание должен получить термин «интернационализм»с учетом того, что события на Украине показали мощь и силу неонацизма, который стал принимать гибридные формы и вовлекать в свои ряды молодое поколение, неразборчивое и неустойчивое в ценностном аспекте.Помимо всего прочего,необходимо, по нашему мнению,общими усилиями выработать единые символы евразийской идеологии, которые были бы понятны всем участникам этого процесса, начиная снизу изаканчивая международной ареной. Это важный вопрос, который способствовал бы идентификации евразийцев в широком смысле. Следует заняться выработкой социальных роликов и атрибутов, распространяющих идеи евразийства.Евразийство при условии концептуального оформления в единую систему конкретно изложенных целей и задач, а также при условии грамотной реализации, на нашвзгляд, имеет шансы стать действительно альтернативной моделью интеграции не только евразийского континента, но и новым идеологическим императивом в развитии мировой системы.Анализ ценностных систем молодежи свидетельствует о том, что их структура, сложившаяся в постсоветское время в сознании молодежи, является своеобразной формой социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Для выявления такой структуры респондентам был предложен список из 23 ценностей с просьбой оценить их значимость лично для себя по 5балльной шкале со значениями: абсолютно значимая ценность, весьма значимая, затрудняюсь ответить, значимая при определенных условиях, незначимая совсем.На следующем этапе обработки эмпирических данных предложенные к оценке ценности были проранжированы и выстроены по рейтингу, рассчитанному с помощью специальной методики. Таким образоммы получили представление о структуре ценностных систем студенческой молодежи.Верхние ступени в ценностной иерархии занимают четыре группы ценностей, обусловливающих особенности деятельности и поведения молодежи.1я группа–ценности «семья» и «любовь»(средний рейтинговый балл этой группы2,53, относящийся к рангу высоких). «Высокое место» ценностей этой группы в сознании молодежи подтверждаетсямногочисленными исследованиями по близХабибрахманова Р. Р. Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15165. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15165.htm. –ISSN 2304120X. 7

кой проблематике, где фиксируется, что «семья» традиционно входит в тройку самых значимых ценностей.Высокие места занимают также группы коммуникативных(«дружба», «честность и порядочность», «межличностные отношения»), индивидуалистских(«свобода», «независимость»), утилитарных(«материальное благополучие» и «умение приспосабливаться к жизни») ценностей.Близко к ним находятся ценности: «любовь к ближнему», «здоровый образ жизни» и «образование», «профессия,карьера», «любимая работа»(из группы ценностей самореализации).Гуманитарные(«истина», «гуманизм») и гражданские ценности(«общественная справедливость», «уважение к закону», «любовь к Родине»), а также «творчество» занимают места у основания ценностнойпирамиды(«дальняя периферия»). Особенно печально, что творчество и патриотизм в рейтинге ценностей стоят на 20ми 21мместах(в списке из 23ценностей, предложенных к оценке).Ценности с наиболее высокими рейтинговыми баллами, занимающие места с 1гопо 7е(табл. 1), можно определить как ценностное ядро в сознании большинства представителей молодого поколения.Таблица 1Значимые ценности современной студенческой молодежи

№ п/пЦенностиБалл рейтинга1Семья2, 632Любовь между мужчиной и женщиной2, 433Дружба2, 424Материальное благополучие2,35Честность и порядочность2,276Свобода2,247Независимость2,22

Самые низшие ступени в иерархии занимают следующие ценности: «вера в Бога» и «способность перешагнуть через моральные нормы радисвоих целей».Низкий рейтинг первой из них говорит о том, что студенческая молодежь достаточно нерелигиозна.Ценностные системы являются главными детерминантами жизненных планов и стратегий.Отношение к евразийским ценностям в ходе социологического опроса можнопредставитьследующим образом (табл. 2).Таблица 2Отношение к евразийским ценностям

1.Мораль и религия –главные ценности евразийства, 95%2.Ценности прошлого(обычаи и традиции актуальны и сейчас) –82%3.Семья –97%4.Нужнее коллективизм–65,5%,чем индивидуализм, –34,5%5.Патриотизм–68%6. Интересы личности выше–67%, чеминтересы народа, –33%

7.Историкокультурное наследие –75%, им можно гордиться

Основополагающими факторами для формирования евразийских ценностей респонденты считают национальное единство–69%,обстановку в регионе–85%,сотрудничество между народами(56%), а не соперничество(44%),и стабильность политической ситуации(86%).Хабибрахманова Р. Р. Евразийские ценности на примере оценки жизненных ориентаций студенчества // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15165. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15165.htm. –ISSN 2304120X. 8

Важен вопрос онациональной самоидентичности–65% опрошенных относятсебя к «человеку человечества»,15% видят себя азиатом,15%–представителем конкретного этноса. Таким образом, мы можемсказать, что шкала евразийских ценностей представляет собой подвижный комплекс социальных норм,к существенным изменениям. Евразийские ценности,с нашей точки зрения,являются фундаментом для формирования ценностных ориентаций молодежи.Законы совести и любви евразийского космосанужны нам для того, чтобы четче обозначить приоритеты евразийской культуры в плане ее многовекового самобытного развития, готовности к диалогу на равных с другими мировыми культурами.

Ссылки на источники1.Жуков В. И. Социальный набат.–М.: Издво РГСУ, 2010.–218 с.2.Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика.–М.: Голос, 2001. –694 с.3.Бондалетов В.В. Теоретикометодологические аспекты исследования роли молодежных организаций, групп, движений в политической модернизации // 200–2010 годы: эволюция и генезис структуры социальнополитических отношений в России и за рубежом: международная коллективная монография:в 3 ч. Ч.2 / под общ.ред. Д.П. Пискарева и И.Е. Писаревой.–М.,2010.–С. 20–44.4.Евразия:исторические взгляды русских эмигрантов. –М.,1992.5.Карсавин Л.П.Основы политики// Молодежь новой России: ценностные приоритеты. –URL:http://www.isras.ru/ analytical_report_Youth_l_3.html. 6.Жуков В.И.Указ. соч.7.Бондалетов В.В.Указ. соч.

Rosalia Habibrahmanova,

Ph.D., Associate Professor of History, State and Law History VPO "Neftekamsk branch of the Bashkir State University" g.Neftekamskms.habibrahmanovaroza@mail.ruEurasian values on the example of assessment life orientation studentsAbstract. This article analyzes the value orientations of students of the university in terms of Eurasian values. The problem of formation andrealization of life strategies of young people included in the range of topics of scientific interest for the analysis of the sociodemographic groups, as well as for understanding the future prospects of the development of society.Keywords:Eurasian values, young people, students, related to the Eurasian values, life strategies and social issues, values students.

References1.Zhukov,V. I. (2010) Social'nyj nabat,Izdvo RGSU, Moscow,218 p.(in Russian).2.Il'inskij,I. M.(2001)Molodezh' i molodezhnaja politika,Golos, Moscow,694 p.(in Russian).3.Bondaletov,V. V. (2010) “Teoretikometodologicheskie aspekty issledovanija roli molodezhnyh organizacij, grupp, dvizhenij v politicheskoj modernizacii”, inPiskarev, D. P. &Pisareva,I. E. (eds.) 200–2010 gody: jevoljucija i genezis struktury social'nopoliticheskih otnoshenij v Rossii i za rubezhom: mezhdunarodnaja kollektivnaja monografija: v 3 ch. Ch. 2,Moscow,pp.20–44(in Russian).4.(1992) Evrazija: istoricheskie vzgljady russkih jemigrantov,Moscow(in Russian).5.Karsavin,L. P. Osnovy politiki // Molodezh' novoj Rossii: cennostnye prioritety.Available at: http://www.isras.ru/ analytical_report_Youth_l_3.html(in Russian). 6.Zhukov,V. I. (2010) Op. cit.7.Bondaletov,V. V. (2010) Op. cit.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived21.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review23.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication23.05.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Хабибрахманова Р. Р., 2015www.ekoncept.ru