Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 201–205. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15169.htm.
Аннотация. Целью статьи является определение методической целесообразности применения интерактивных компьютерных технологий в учебном процессе при обучении иностранным языкам студентов экономических вузов. Рассматриваются преимущества, недостатки и эффективность использования интерактивных приложений на практических занятиях по иностранному языку.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15169. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15169.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15169УДК 378.147:004.9

Бернацкая Марина Владимировна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 экономических факультетов ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им.Г. В. Плеханова», г. Москваpanibernatska@mail.ru

Муратова Ольга Анатольевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 экономических факультетов ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им.Г. В. Плеханова», г. Москваmuratovaolga@yandex.ru

Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов

Аннотация. Целью статьи является определение методической целесообразности применения интерактивных компьютерных технологий в учебном процессе при обучении иностранным языкам студентов экономических вузов. Рассматриваются преимущества, недостатки и эффективность использования интерактивных приложенийна практических занятиях по иностранномуязыку.Ключевые слова: интерактивные мультимедийные технологии, белая интерактивная доска, компактдиски, интерактивные приложения, инновационные инструменты преподавания, методы организации учебного процесса.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время использованиеразличных интерактивных технологий является неотъемлемым атрибутом процесса обучения иностранному языку. Многие современные преподаватели в своей практике применяют инновационные методы обучения в сотрудничестве с новыми техническими средствами на практических занятиях. Поскольку обучающий процесс происходит за пределами страны изучаемого языка: ее культуры, традиций, методов и способов общения, современные технологии, такие как интерактивные учебники и пособия, белые доски, DVDи CDдиски, интернетпроекты, научноисследовательские работы,помогают создать благоприятную среду для обучения. Однаконынешнегостудента трудно удивить красочными и яркими учебниками, аутентичными аудиозаписями и демонстрацией отрывков из всемирно известных фильмов. Это обусловлено модернизацией образования и свободным доступом к огромному количествуинтернетресурсов как в аудиторном пространстве, так и за егопределами. С учётом этих особенностей закономерно возникает необходимость в использовании новых методов и форм преподавания для поддержания интереса обучаемых к изучению языка, проявлению собственного потенциала и активности на практических занятиях. «Внастоящее время перед высшей школой стоит задача не только модернизировать содержание учебных курсов, но иввести новые технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов. Развитие информационных технологий открыло новые перспективы для преподавания иностранных языков. Применение этих технологий повышает мотивацию ипознавательную активность студентов, интерес кпредмету, помогает интенсифицировать ииндивидуализировать обучение, устраняет психологический барьер при использовании иностранного языка как средства общения» [1].Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15169. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15169.htm.–ISSN 2304120X. 2

Преподавателю необходимо выполнить указанную выше задачу, продиктованную реалиями современной жизни. Его умение организовать работу в группе, построить уроки объяснить материал является залогом успеха. И в этом аспекте важно обратить особое внимание на использование мультимедийных технологий в учебном процессе; в частности, на одиниз наиболее показательных инструментов –интерактивнуюбелую доску.Белая интерактивная доска представляет собой яркий пример использования различных компьютерных ресурсов в учебном процессе. Во многих высших учебных заведениях существуют классы, оборудованные различными мультимедийными технологиями –интерактивными досками, персональными компьютерами и видеопроекторами. Оборудование позволяет использовать различные интерактивные приложения для обучения студентов иностранному языку. Многочисленные зарубежные издательства уже разработали и предложили огромный выбор таких средств обучения. Они легко интегрируются в тему учебного процесса, позволяя увеличить наглядность примеров, обеспечить заинтересованность учащихся в участии, расширить потенциал восприятия и усвоения информации, а также проверить знания, полученные студентами в ходе семинара. Процессобучения из однообразного и монотонного превращается в творческий, насыщенный и увлекательный. Развивается мыслительная деятельность студента, нарабатываются навыки образного восприятия. Более того, изучение нового изакрепление пройденногоматериала проходит на новом, более продвинутом уровне.Надо заметить, что изначально появление белой интерактивной доски не было связано с преподаванием и обучением. Ее практическое использование впервые началось в конце 80х годов прошлого века, а точнеев 1986 г. В тот момент основной целью ее создания являлось повышение наглядности при подаче графической и технической информации в ходе проведения деловых встреч и коммуникаций в сфере бизнеса и бизнестехнологий.Однако уже через несколько лет, благодарясвоей практичности и простоте, при максимальной эффективности в использовании, интерактивная белая доска становится инновационным инструментом преподавания различным группам учащихся, начиная от дошкольников и школьников младших классов, заканчивая студентами и взрослыми.По прошествии почти тридцати лет спрос на интерактивные доски не уменьшается, анаоборот, растет. Несмотря на достаточно высокую стоимость, уже около 80% школ и университетов в больших городах оснащены этим мультимедийным оборудованием. Это связано с получением позитивных отзывовот студентов и учащихся, с положительными оценками преподавателей и учителей. Постоянно обновляются программы и программное обеспечение издательств MacMillan, OxfordUniversityPress, CambridgeUniversityPress, PearsonLongmanи других. Обновление учебных материалов, как правило, происходит каждые тричетыре года. Если принять во внимание необыкновенно быстрое развитие языка, то информационные технологии позволяют мгновенно реагировать на изменения в языковой сфере, не прикладывая при этом чрезмерных усилий –адаптация итехническое обновлениетакжепроисходятв режиме реального времени. Основной задачей применения интерактивных мультимедийных технологий в учебном процессе является повышение эффективности преподавания иностранного языка разноуровневым группам учащихся. Такой вид преподавания включает и аккумулирует разнообразные стили и методы обучения, позволяя таким образом осуществлять комплексную форму освоения материала, охватывая все основные варианты подачи информации [2]. Следовательно, оптимизируются структуризация и усвоение материала, поскольку преподаватель имеет возможность одновременно применять аудио, визуальные, аудиовизуальныеи тактильныеспособы обучения.Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15169. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15169.htm.–ISSN 2304120X. 3

Обучение иностранному языку с помощью интерактивных приложений, в частности CDROM,–образовательная технология, весьма популярная и вполне успешно реализуемая в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова. Студенты Iкурса финансового факультета изучают курс «Иностранный язык», который построен на базе учебника “NewTotalEnglishIntermediate” зарубежного издательства PearsonEducationLimited. Уникальное приложение(ActiveTeach), разработанное для белой интерактивной доски и успешно используемое какпреподавателями, так истудентами, состоит из 10 юнитов, посвящённых общим темам изучаемого курса. Каждый юнит включает интерактивные задания, направленные назакрепление, активизацию и контрольвсех видов речевойдеятельности.Более того, система проверки и анализа ошибок позволяет упростить работу по организации учебного процесса и значительносократить время преподавателя на проверку результатов.

Другое приложение, используемое при обучении студентов IIи IIIкурсовфинансового факультета, является DVDROM к учебнику “The Business Intermediate2.0”издательства Макмиллан [3–5]. Диск содержитинтерактивную рабочую тетрадь, включающую упражнения по грамматике, лексике и фонетике, а также видеосюжеты к каждому разделу учебника. Особенно интересен студентам раздел “Business dilemmas”, направленный на закрепление языкового материала в реальной ситуации делового общения. Сущность дилеммзаключается в вовлечении студентов в процесс поиска обоснованного решения незнакомых для них проблем.Внимание обучающихся акцентируется на противоречиях и сомнениях, которые являются мотивирующим фактором к раскрытию источника их возникновения и обоснованию каждого шага в ходе решения проблемы.Этот вид задания требует способности эффективно применить накопленный багаж знаний и умений для решения практических задач,поставленных перед учащимся,и помогают реализовать познавательную и творческую деятельность каждого студента.Помимо этогомногими исследователями отмечалась активизация познавательной деятельности учащегося на фоне использования различных элементов компьютерного конструирования и моделирования. Фактическиу большинства учащихсяимеется опыт подобных действийблагодаря специальным программам, прочно вошедшим в наш повседневный быт (работа в графических и фоторедакторах, создание документов различных форматов), активному общению в социальных сетях (первичная обработка и дополнение аудиои видеофайлов)и, наконец, в онлайниграх, за которыми новое поколение проводит немалую долю своего свободного времени. При помощи мультимедийных средств материалвоспринимается и органично усваивается, посколькутворческая составляющая и методы освоения созвучны тому, что уже привычно учащимся по их внеучебным занятиям и увлечениям.Отдельно хочется отметить возможность проведения творческих конкурсовпрезентаций и тематических интернетисследований внутри студенческих групп. Поскольку учащийся выступает с презентацией перед аудиторией, процесс подготовки к занятию происходит на более ответственном уровне. Создание слайдов, нахождение аутентичного материала и проверка на соответствие заданной теме позволяют студенту максимально проявить свои аналитические и практические навыки, а такжераскрытьсвой творческий потенциал, пользуясь привычными механизмамив сфере освоения нового практического учебного материала. Этопомогает повыситьсамооценкуучащегося, а также его дальнейшему продвижению в профессиональной и учебной сфере. Студенты готовятся к занятиям усерднее, более ответственно выполняют домашнее задание и, как результат, достигают больших успехов в приобретениикоммуникативных языковых умений и навыков. Также развивается критическое мышление, являющееся одним из ключевых элементов в обучении иностранному языку сегодня. Во многих заданиях, при наличии Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15169. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15169.htm.–ISSN 2304120X. 4

нескольких вариантов, существует еще и возможность индивидуализации подхода в решении. Таким образом, персонифицированное восприятие и элементы критического мышления можно формировать, когда в задании существует проблемный материал, требующий творческого и оригинального решения поставленной задачи. Сравнение противоположных точек зрения, осмысление и нахождение оптимальных вариантов, установление разнообразных причинноследственных связей, отбор необходимой информации способствуют повышению интенсивности учебного процесса.Таким образом, интерактивные исследования и презентации способствуют развитию умения организации своих выступлений, формулировки основных тезисов с их соответствующим иллюстрированием наглядными примерами в графическом или цитатном виде, расстановки приоритетов, выделения главного из второстепенного,а также способствуют отработке практических умений расставления акцентов в своем выступлении. Также студенты на практике учатся выстраивать логические цепочки, чтобы не упустить и держать внимание аудитории, что в немалой степени способствует и развитию ораторских навыков, и формированию способностей к подаче собственного мнения и творческих идей.«В мире цифровых технологий, где каждый день приходится сталкиваться с огромным объемом информации в различных областях, умение критически мыслить поможет за короткий промежуток времени обработать, проанализировать, сравнить информацию, оценить ее релевантность для изучаемого вопроса и прийти к правильному заключению, что в конечном итоге позволит студенту быстро адаптироваться в социальной среде и достичь успеха в мире бизнеса»[6].Помимо развития критического мышления и креативностиследует обратить внимание на интерактивное вовлечение максимального количества студентов группы в учебный процесс. Практически невозможно найти студента, не принимающего активное участие в работе на уроке, сидящего в стороне и занимающегося своими личными делами, если задействованы вышеуказанные методы и технические средства, а также элемент соревнования и постановка задач, требующих креативного, да еще и коллегиального решения. Работа с интерактивной доской, выполняющей функции активного экрана, способствует формированию преподавателем единого интерактивного пространства для студентов. Наибольшее преимущество достигается путем соединения функций экрана и обычной доски. Мел заменяется маркером, вводятся текстовые документы, добавляются рисунки,и, что самое главное, существует возможность сохранения и обновления материала для будущих семинаров и уроков.Конечно, нецелесообразно вызывать на работу с интерактивными упражнениями всю группуучащихся. Иногда количество студентов в группе неязыкового вуза может, к сожалению, достигать 15–18 человек. Однако, разделив группу на команды, насчитывающие 3–4 человека, и ставя перед ними задачи (которые они должны решать коллегиально, сообща, чтобы достичь скорейшего успеха в решении), можно превратить занятия в своего рода соревнования, которые подстегивают мотивацию студентов и превращают занятия в увлекательную игру.Благодаря работе в группахпреподаватель дает учащимся возможность непосредственного участия в коллективной работе, развивает социальные и личные навыки, учит, работая в команде, принимать решения сообща и уважать различные точки зрения, тем самым выявляя лидерские качества.Более того, в зависимости от настроя и языкового уровня группы есть возможность быстрого перестроения этапов урока. Преподаватель может подробно остановиться на том моменте, который вызвал интерес и отклик у учащихся, добавив имеющиеся в резерве упражнения и тренинги. Если тема или вопросы по какимто причинам не интересны, то их можно легко пропустить, не нарушив логического построения урока.Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15169. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15169.htm.–ISSN 2304120X. 5

Не стоит забывать и о позитивной роли использования интерактивных средств обучения конкретно для преподавателя. С помощью студентов, выполняющих поиск различных материаловв Интернетекак часть интерактивного домашнего задания, за счет новых информационных источников из самых разных сфер деятельности и не всегда известных преподавателю альтернативных пластов мировой молодежной культуры и общения происходит пополнение библиотеки семинаров. Материалы пополняются яркими и интересными находками студентов, облегчая преподавателю процесс нахождения аутентичного современного материала и помогаяему точнее и глубже понимать свою аудиторию, чувствовать, что их волнует и что им интересно –в общем, быть на одной волне со своими учениками.Конечно, при всех многочисленных, очевидных и неоспоримых плюсаху белой интерактивной доски все же есть и свои недостатки. Прежде всего, это довольно высокая стоимость оборудования и запасных частей, возникновение проблем с USBпортом и необходимость постоянной калибровки. Помимо этогонадо отметить невозможность работы без проектора.Преподавателю необходимо пройти специальные курсы для того, чтобы научиться полноценно использовать доску в своей работе, атакже потратить немало времени на ее освоение и различные виды подготовки. Кроме всего прочего, иногда может возникать и так называемый психологический барьер, когда преподаватель попросту боится начинать работу в новом режиме. Но, как правило, при грамотно организованном тренинге эта проблема быстро отпадает.Вероятно, придется тратить больше времени на первоначальную подготовку к занятиям. Хотя стоит заметить, что эти затраты быстро окупятся в будущем, так как вся информация будет храниться в памяти компьютера или на флэшкарте. Кроме того, для хранения данных сейчас становятся все более популярными облачные технологии(cloudbasedapproach), что сильно упрощает все технологические процессы, а в дальнейшем позволит максимально упростить оперативную работус интерактивнымиинструментамии технологиямиобучения.Кроме того, само собой разумеется, что в классах с интерактивной доской необходимо иметь доступ к Интернету –и желательно высокоскоростному. Это позволяет быстро реагировать на вопросы студентов, увеличивает продуктивность занятий и дает возможность работы в режиме реального времени. Ну и, наконец, за группой должны быть закреплены специальные аудитории, а тематические занятия с интерактивной доской должны проводиться преподавателем регулярно и планомерно, а не время от времени.Важно понимать, насколько все перечисленные технологии помогают не только продуктивности процесса–ведь использование этого ресурса еще и сделает ваш предмет действительно живым. Интерактивная доска помогает привлечь вниманиестудентов, стимулирует изучение предмета и помогает вовлечь максимальное количество учащихся в учебный процесс. Кроме того, использование интерактивных упражнений и заданий создает связи между изучаемым предметом и новыми технологиями. Преподаватели переосмысливают свой подход к преподаванию предмета, что наилучшим образом сказывается на эффективности языковой подготовки студентов. Отдельно хочется сказать о возможности и простоте создания прекрасного и яркого видеоряда, акустической системы и использовании неограниченного количества материалов по заданной теме.В целомстоит отметить, что интерактивные технологии призваны помогать, а не усложнять работу преподавателя, и наш преподавательский состав убедился в этом на собственном опыте.Бернацкая М. В., Муратова О. А. Плюсы и минусы использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15169. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15169.htm.–ISSN 2304120X. 6

Ссылкинаисточники1.Сизова Ю. С., Пригожина К.Б. Современное положение и перспективыразвития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).–М.:БукиВеди,2014. –С. 264–269.2.Яценко Е.Ю. Использование информационных технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Материалы интернетконференции «Информационные системы поддержки образовательной, научнообразовательной и практической деятельности образовательного учреждения». –URL: http://www.fcoit.ru/internet_conference. 3.MascullB.“Business Vocabulary in Use”, Intermediate.–Second edition.–Cambridge University Press.4.Allison J.,EmmersonP.“The Business “ Intermediate. Macmillan Education 5.RobertsR., Clare A., WilsonJ. J.“NewTotalEnglish” B1+. –Pearson

6.Бернацкая М.В., Муратова О.А. Использование критического мышления при обучении иностранному языку студентов экономических вузов//Концепт. –2014. –№ 04. –URL: http//econcept.ru/2014/14107/htm/. –ISSN2304120X.

Marina Bernatskaya,Senior lecturer at the chair of Foreign Languages №1 of economic departments, Russian Economical University by G.V. Plekhanov, Moscow panibernatska@mail.ruOlga Muratova, Senior Lecturer at the chair of Foreign Languages №1 of economic departments, Russian Economic University by G.V. Plekhanov, Moscow muratovaolga@yandex.ruBenefits and drawbacks of using interactive technological tools in teaching students of nonlinguistic universitiesAbstract.The paperconsiders the practical application of technologybased courseware to teaching languages at economic universities. It outlines the advantages, disadvantages and effectiveness of interactive technological tools used in teaching studentsof nonlinguistic universities.Key words: interactive multimedia tools, interactive whiteboard, CDROM, ActiveTeach, innovative tools of teaching, methods of organizing the learning process.References1.Sizova, Ju. S. &Prigozhina,K. B. (2014) “Sovremennoe polozhenie i perspektivy razvitija professional'no orientirovannogoobuchenija inostrannym jazykam”, Pedagogicheskoe masterstvo: materialy V mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, nojabr' 2014 g.),BukiVedi,Moscow, pp. 264–269(in Russian).2.Jacenko,E. Ju. “Ispol'zovanieinformacionnyhtehnologijpriobucheniiinostrannomujazykuvnejazykovomvuze”,Materialyinternetkonferencii“Informacionnyesistemypodderzhkiobrazovatel'noj, nauchnoobrazovatel'nojiprakticheskojdejatel'nostiobrazovatel'nogouchrezhdenija”. Available at: http://www.fcoit.ru/internet_conference (in Russian).

3.Mascull,B.“Business Vocabulary in Use”,Intermediate, Second edition, Cambridge University Press (In English).4.Allison, J. &Emmerson, P. “The Business”Intermediate. Macmillan Education (In English).5.Roberts,R., Clare, A. &Wilson,J.J. “New Total English” B1+,Pearson (In English).6.Bernackaja, M. V. &Muratova,O. A. (2014) “Ispol'zovanie kriticheskogo myshlenija pri obuchenii inostrannomu jazyku studentov jekonomicheskih vuzov”,Koncept,№ 04. Available at: http//econcept.ru/2014/14107/htm/. ISSN2304120X(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Пригожиной К. Б., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived15.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review17.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication17.05.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Бернацкая М. В., Муратова О. А., 2015www.ekoncept.ru