Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронина
Е.
В.,
Ельцова
А.
А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 5 (май). – С.
196–200. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15168.htm.
Аннотация. В статье проводится анализ проблемы формирования профессиональной идентичности, которая в последние годы интенсивно изучается в зарубежной и отечественной психологии. Анализируется место профессиональной идентичности в профессиональном и социальном самоопределении личности, и приводятся рекомендации по проведению тренингового взаимодействия.
Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, личностное самоопределение, статусы профессиональной идентичности
Похожие статьи
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ВУЗА
- Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения у старшеклассников
- Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов – будущих педагогов
- Личностные предикторы профессионального самоопределения студентов-первокурсников университета
Текст статьи
Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 1
ART15168УДК 371.134
Воронина Евгения Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Ишиме, г. Ишимvoronina_evgenya@mail.ru
Ельцова Анна Алексеевна,студентка IVкурса педагогического факультетаФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Ишиме, г. Ишим
Annetto4ka_627@mail.ru
Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов
Аннотация.В статье проводится анализ проблемы формирования профессиональной идентичности, которая в последние годы интенсивно изучается в зарубежной и отечественной психологии. Анализируется место профессиональной идентичности в профессиональном и социальном самоопределении личности,и приводятся рекомендации по проведению тренингового взаимодействия.Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, статусы профессиональной идентичности.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Социальные изменения сопровождаются появлением новых требований к системе профессиональной подготовки специалистов, которая должна быть качественной,мобильной и динамичной. Новые запросы постоянно подвергают проверке устоявшиеся критерии профессионального развития и стимулируют необходимость теоретического осмысления процесса профессионального самоопределения, профессионализации личности. Все это делает проблему профессиональной идентичности актуальной областью психологических исследований.В современных исследованиях профессиональная идентичность рассматривается как важныйкритерий профессионального становления личности и значимая характеристика субъекта труда. Профессиональная идентичность основывается на концептуальном представлении человека о своем месте в конкретной профессиональной группе, а также о положении профессиональной группы в кругу социальных отношений. Профидентичность позволяет личности ориентироваться в мире профессий и обеспечивает максимальные условия для самореализации.Относя себя к какойлибо профессиональной группе, личность принимает ее нормы, ценности и традиции, и они регулируют ее поведение в процессе актуализации профессиональной идентичности. Таким образом, важным является не уровень мастерства человека в профессии, а его личное признание того, что он «учитель», «ученый», «строитель» и т.д. Л.Б. Шнейдер трактует профессиональную идентичность как часть особенной взаимозависимости личностной и социальной идентичности в профессиональной действительности, которая является продуктом профессионального самоопределения личности, представленным через образ «Я» [1]. Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 2
Образ «Я» будем понимать как некую систему, включающую когнитивныйкомпонент (самоописание), эмоциональнооценочный компонент иповеденческий компонент.Профессиональная идентичность–этоосознание своей включенности в профессиональную общность, а также рефлексия психологической значимости этой включенности, профессиональная ментальность, осознание профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е.самоактуализация себя в профессии, переживание своей профессиональной целостности и определённости. Личность целенаправленно пытается соответствовать принятым социальным ожиданиям к своей профессии, а также позиционирует себя как представителя данной профессиональной деятельности.Вместес профессиональной идентичностью существует феномен профессионального маргинализма, то есть личностной позиции непричастности и ментальной непринадлежности к профессиональной этике.Таким образом, профессиональную идентичность рассматривают в аспектеличностного становлениякак феномен, возникающий в ходе профессиональной самореализации. К.А. АльбухановаСлавская предложила авторский подход к типологии идентичности, обращаясь к явлениям жизненной позиции, жизненной линии, смысла жизни. Автор выделила типы идентичности, соответствующие особенностям самовыражения личности в профессии:1.Самовыражение осуществляется черезпрофессиональный выбор, достаточно близкий к личностным характеристикам. Жизненная перспектива связана с повтором ситуаций, в которых личность реализует свои возможности. 2.Профессиядаст личности возможность подниматься по уровням профессионального мастерства. Процесс повлечет за собой качественные изменения профессиональных позиций, позитивную динамику. Будут развиватьсяспособности личности. 3.Самовыражение основано на совершенствовании и развитии личностных качеств и способностей. Профессия актуализирует личностный потенциал, предоставляя возможности для развития личности. 4.Самовыражение в профессии основывается на проектировании творческой активности, развитии способностей, самоконтроле, самоанализе [2].
Профессиональное самосознаниекак формированиепрофессиональных качеств индивидасопровождается динамикой представлений личности о себе, своем месте в профессиональной общности исоциуме,т.е.формированиемпрофессиональной идентичности как показателя профессионального самоопределения личности. Значимыми элементами профессионального самосознания студента являются сложные личностные образования, такие как Яобраз, Яконцепция.Часто профессиональное самоопределение затрудняется несовместимостью компонентов «Яобраза» (кризис идентичности). Чувство идентичности дает возможность индивиду осознать свою индивидуальность, является фундаментом для личностного и профессионального самоопределения.В ходе исследования мы попытались теоретически обосновать психологопедагогические условия, способствующие формированию профессиональной идентичности студентов. Была уточнена сущность профессиональной идентичности, обозначающая отождествление себя с реальной профессиональной группой людей, принятиецелей и ценностей, осознание себя полноправным членом этой группы, способствующая профессиональному становлению выпускников, проектированию вектора саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности [3]. Л.Б. Шнейдер понимает под профессиональной идентичностью некий «аспект специфической интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 3
реальности», который представляет собой продукт профессионального самоопределения личности, репрезентуемый через образ «Я» [4]. Еюже выделены внутренние источники формирования профессиональной идентичности: эмоциональноположительный фон, на котором происходит информирование о профессии; положительное самовосприятиев качестве субъекта профессиональной деятельности; эмоциональнопозитивное понимание принадлежности к профессиональной среде; успешное усвоение прав и обязанностей, освоение норм и правил профессиональной деятельности; готовность к профессиональной ответственности; характер выраженности и самопринятияЯконцепции; высокаямотивация к реализации себя в выбранной профессии [5].Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме профессиональной идентичности позволил предположить, что формирование профессиональной идентичности обеспечивается совокупностью условий. Особонами выделялось условие активизации стремления студентов к самопознанию, профессиональному самоопределению, профессиональной идентификации личности на начальном этапе обучения в вузе. Осознание студентами–будущими педагогами своих личных и профессионально важных качеств, способностей, возможностей профессионального роста иразвития помогло реализовать содержательное насыщение учебной деятельности и обогатило смысловые связи [6]. Поскольку личностнопрoфессиональное рaзвитие стyдентов в вузе нaпрямую зaвисит от профессиональнозначимых ценностей и личностных смыслов, которые заключаются в профессиональной деятельности, поэтому целесообразно стимулировать стрeмление стyдентов к самопознанию,профессиональной идентификации личнoсти в процессе на профессиональной подготовки. Принятие будущими педагогамиличностных и профессионально необходимых качеств, способностeй, возмoжностей прoфессионального роста будет интенсифицировать сoдержательное насыщeние учeбной деятельности и обoгащение смысловых связей. Через организацию самопознания у бакалавров будет происходить ориентировка в ценностносмысловом содержании своего сознания. Появление и осознание значимой профессиональной цели, идеи, смысла, то есть содержательного кoмпонента прoфессиональной направленности,–это важный фактор фoрмирования профессиональной идентичности стyдентов педагогического вуза.К тому жевопросы качественной подготовки инновационноориентированных педагогических кадров на основе единого процесса получения, распространения и применения новых знаний становятся сейчас приоритетными.Вторым условием формирования профессиональной идентичности считаем широкое использование инновационных технологий и активных методов обучения [7]. Например, на лекциях, семинарах и практических занятиях обучающимся предлагались интересные проблемные вопросы, деловые игры («Один день преподавателя экономики»), интерактивные технологии (мотивационностимулирующие –«Я в будущем», «Микрофон», «Общее соглашение», «Ожидание» –и эмоциональностабилизирующие –«Прогноз погоды», «Комплименты по кругу» и др.). Данные формы работы способствуют формированию образа профессии и образа Я, повышают мотивацию бакалавров к учению путем активного участия в определенных ситуациях, создания неформальной атмосферы в процессе обучения,необходимости быстрой реакции.На наш взгляд,одним из наиболее эффективных условий формирования профессиональной идентичности студентов через приобретение, анализ и самооценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия является психологический тренинг. Представим фрагмент программы реализации тренингового взаимодействия(см. табл. 1).
Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 4
Таблица 1План реализации тренингового взаимодействия
Тематренингового
взаимодействияСодержаниеТренинг на развитие самопознания и формирование положительногоэмоционального климатаРазминка«Приветствиe»«Я рад тебя видeть...»Упражнения на развитие самопознания«Кто Я?»«Нарисуй своё имя»«Oдин день из жизни cтудента»Заключительная часть–«Пeредай движение по кругу»Рефлексия (подведение итогов работы)Тренинг на повышение жизненного оптимизмаРазминка–«Приветствие на сегодняшний день»Упражнение на оптимизм«Зато...»«В чем мне повезло в этой жизни»«Вы меня узнаете?»«Ведущийведомый».Заключительная часть–«Воздушный шар»Рефлексия (подведение итогов работы)Тренинг на уверенное поведениеРазминка–«Метафора» Упражнения на повышение уверенности в себе«Я люблю себя за то, что...»«Трилюбимых...»«Займи мое место»«Сбор рукопожатий»«Краткая характеристика»«Превращаем проблему в цели»Рефлексия (подведение итогов работы)Коммуникативный тренингРазминка–«Разрекламируй друга!»Упражнения на повышение уровня общительности«Суета сует»«Конверт откровений»Интервью«Контакты»«Ребятушкикозлятушки»«Гороховый король»«Три ответа»Заключительная часть–«Шаг навстречу»Рефлексия (подведение итогов работы)Тренинг на эмоциональную устойчивостьРазминка–«Солнце»Упражнения на повышение эмоциональной устойчивости«Я не хочу хвастаться»«Снежки»«Дождик»«Моечная машина»Заключительная часть–«Облака»Рефлексия (подведение итогов работы)
Оценку состояния уровня сформированностипрофессиональной идентичности можно определить совокупностью критериев: когнитивного, мотивационного, деятельностного(см. табл. 2).
Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 5
Таблица 2Критерии и показатели статуса профессиональной идентичности студентов
КритерииПоказатели МетодикиКогнитивный
Профессиональная направленностьМетодика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)МотивационныйПрофессиональнопедагогическая мотивация
Самооценка профессиональнопедагогической мотивации (адаптировано Н.П.Фетискиным)ДеятельностныйПрофессионально важные качества Самооценка ПВК
В соответствии с разработанными критериями и показателями, основываясь на классификацииА. А. Азбеля иА. Г. Грецова,с помощью указанных методов и средств можно определить характеристики студентов с тем или иным статусом профессиональной идентичности: неопределенная профессиональная идентичность, навязанная профессиональная идентичность, мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности, сформированная профессиональная идентичность(табл.3)[8]. Таблица 3Результаты диагностики статуса профессиональной идентичности на констатирующем и контрольномэтапах ОЭР
ГруппаКонстатирующий этапКонтрольный этапКГЭГКГЭГСтатус%%%%Неопределенная профессиональная идентичность35353020Навязанная профессиональная идентичность20252525Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности30303025Сформированная профессиональная идентичность15101530
Из анализа результатов видно, что в экспериментальной группе на 20% повысилось количество студентов со сформированной профессиональной идентичностью, то есть наличием осмысленного самостоятельно принятого профессиональногоплана обладают шестьреспондентов в экспериментальной группе и трив контрольной группе. Неопределенная профессиональная идентичность зафиксирована, но значительно уменьшилась также у молодых людей в экспериментальной группе.Можем констатировать, что опытноэкспериментальнаяработа, направленная на реализацию психологопедагогических условий формирования профессиональной идентичности будущих педагогов, была эффективной.Формирование профессиональной идентичности представляет собой длительный поэтапный процесс, оптимизировать который можно в период профессионального обучения.
Ссылки на источники1.ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг.–М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2004. –С. 48. 2.АльбухановаСлавскаяК.А. Стратегия жизни. –М.: Мысль,1991. –299 с.3.РикельА.М. Профессиональная Яконцепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч.2 // Психологические исследования: электрон. науч. журн. –2011.–№3(17). –URL:http://psystudy.ru. Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 6
4.Шнейдер Л. Б. Указ. соч.5.Там же.6.ВоронинаЕ.В. Формирование лидерской позиции студентов педагогического вуза //XXIII Ершовские чтения: межвуз.сб.науч.ст. / отв.ред. Л.В. Ведерникова. –Ишим, 2013.–С. 10–12.7.Кунгурова И. М., Воронина Е. В. Арттехнологии в формировании инновационной педагогической деятельности у студентов // Инновации в образовании.–2015.–№1.–С. 136–154.8.ГрецовА.Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. –СПб., 2006.–176 с.
Evgeniya Voronina,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professorat the chairof Pedagogics and Psychology, Tyumen State University, branch in Ishim, Ishimvoronina_evgenya@mail.ruAnna Eltsova,Student,Pedagogical Department,Tyumen State University, branch in Ishim, IshimAnnetto4ka_627@mail.ruPsychological and pedagogical conditions of formation of students'professional identity Abstract.The paperanalyzesthe problem of formation of professional identity,which is intensively studied in foreign and native psychology in recent years. The place of professional identity in professional and social selfdetermination of a personality is analyzed and some recommendations about carrying out training interaction are provided here.Keywords:professional identity, professional selfdetermination, personal selfdetermination, statuses of professional identity.References1.Shnejder,L. B.(2004)Professional'naja identichnost': teorija, jeksperiment, trening,MPSI; Voronezh: MO DEK, Moscow,p.48(in Russian).
2.Al'buhanovaSlavskaja,K. A.(1991)Strategija zhizni,Mysl', Moscow,299 p.(in Russian).3.Rikel',A. M. (2011) “Professional'naja Jakoncepcija i professional'naja identichnost' v strukture samosoznanija lichnosti. Ch. 2”,Psihologicheskie issledovanija:jelektron. nauch. zhurn,№ 3(17).Available at: http://psystudy.ru (in Russian). 4.Shnejder,L. B.(2004) Op. cit.5.Ibid.6.Voronina,E. V. (2013) “Formirovanie liderskoj pozicii studentov pedagogicheskogo vuza”,in Vedernikova,L. V. (ed.) XXIII Ershovskie chtenija: mezhvuz. sb. nauch. st.,pp.10–12(in Russian).7.Kungurova,I. M. & Voronina,E. V. (2015) “Arttehnologii v formirovanii innovacionnoj pedagogicheskoj dejatel'nosti u studentov”,Innovacii v obrazovanii,№ 1,pp.136–154(in Russian).8.Grecov,A. G. &Azbel',A. A. (2006) Uznaj sebja. Psihologicheskie testy dlja podrostkov,St. Petersburg,176 p.(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived26.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review29.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication29.05.15ОпубликованаPublished31.05.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Воронина Е. В., Ельцова А. А., 2015www.ekoncept.ru
ART15168УДК 371.134
Воронина Евгения Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Ишиме, г. Ишимvoronina_evgenya@mail.ru
Ельцова Анна Алексеевна,студентка IVкурса педагогического факультетаФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Ишиме, г. Ишим
Annetto4ka_627@mail.ru
Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов
Аннотация.В статье проводится анализ проблемы формирования профессиональной идентичности, которая в последние годы интенсивно изучается в зарубежной и отечественной психологии. Анализируется место профессиональной идентичности в профессиональном и социальном самоопределении личности,и приводятся рекомендации по проведению тренингового взаимодействия.Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, статусы профессиональной идентичности.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Социальные изменения сопровождаются появлением новых требований к системе профессиональной подготовки специалистов, которая должна быть качественной,мобильной и динамичной. Новые запросы постоянно подвергают проверке устоявшиеся критерии профессионального развития и стимулируют необходимость теоретического осмысления процесса профессионального самоопределения, профессионализации личности. Все это делает проблему профессиональной идентичности актуальной областью психологических исследований.В современных исследованиях профессиональная идентичность рассматривается как важныйкритерий профессионального становления личности и значимая характеристика субъекта труда. Профессиональная идентичность основывается на концептуальном представлении человека о своем месте в конкретной профессиональной группе, а также о положении профессиональной группы в кругу социальных отношений. Профидентичность позволяет личности ориентироваться в мире профессий и обеспечивает максимальные условия для самореализации.Относя себя к какойлибо профессиональной группе, личность принимает ее нормы, ценности и традиции, и они регулируют ее поведение в процессе актуализации профессиональной идентичности. Таким образом, важным является не уровень мастерства человека в профессии, а его личное признание того, что он «учитель», «ученый», «строитель» и т.д. Л.Б. Шнейдер трактует профессиональную идентичность как часть особенной взаимозависимости личностной и социальной идентичности в профессиональной действительности, которая является продуктом профессионального самоопределения личности, представленным через образ «Я» [1]. Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 2
Образ «Я» будем понимать как некую систему, включающую когнитивныйкомпонент (самоописание), эмоциональнооценочный компонент иповеденческий компонент.Профессиональная идентичность–этоосознание своей включенности в профессиональную общность, а также рефлексия психологической значимости этой включенности, профессиональная ментальность, осознание профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е.самоактуализация себя в профессии, переживание своей профессиональной целостности и определённости. Личность целенаправленно пытается соответствовать принятым социальным ожиданиям к своей профессии, а также позиционирует себя как представителя данной профессиональной деятельности.Вместес профессиональной идентичностью существует феномен профессионального маргинализма, то есть личностной позиции непричастности и ментальной непринадлежности к профессиональной этике.Таким образом, профессиональную идентичность рассматривают в аспектеличностного становлениякак феномен, возникающий в ходе профессиональной самореализации. К.А. АльбухановаСлавская предложила авторский подход к типологии идентичности, обращаясь к явлениям жизненной позиции, жизненной линии, смысла жизни. Автор выделила типы идентичности, соответствующие особенностям самовыражения личности в профессии:1.Самовыражение осуществляется черезпрофессиональный выбор, достаточно близкий к личностным характеристикам. Жизненная перспектива связана с повтором ситуаций, в которых личность реализует свои возможности. 2.Профессиядаст личности возможность подниматься по уровням профессионального мастерства. Процесс повлечет за собой качественные изменения профессиональных позиций, позитивную динамику. Будут развиватьсяспособности личности. 3.Самовыражение основано на совершенствовании и развитии личностных качеств и способностей. Профессия актуализирует личностный потенциал, предоставляя возможности для развития личности. 4.Самовыражение в профессии основывается на проектировании творческой активности, развитии способностей, самоконтроле, самоанализе [2].
Профессиональное самосознаниекак формированиепрофессиональных качеств индивидасопровождается динамикой представлений личности о себе, своем месте в профессиональной общности исоциуме,т.е.формированиемпрофессиональной идентичности как показателя профессионального самоопределения личности. Значимыми элементами профессионального самосознания студента являются сложные личностные образования, такие как Яобраз, Яконцепция.Часто профессиональное самоопределение затрудняется несовместимостью компонентов «Яобраза» (кризис идентичности). Чувство идентичности дает возможность индивиду осознать свою индивидуальность, является фундаментом для личностного и профессионального самоопределения.В ходе исследования мы попытались теоретически обосновать психологопедагогические условия, способствующие формированию профессиональной идентичности студентов. Была уточнена сущность профессиональной идентичности, обозначающая отождествление себя с реальной профессиональной группой людей, принятиецелей и ценностей, осознание себя полноправным членом этой группы, способствующая профессиональному становлению выпускников, проектированию вектора саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности [3]. Л.Б. Шнейдер понимает под профессиональной идентичностью некий «аспект специфической интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 3
реальности», который представляет собой продукт профессионального самоопределения личности, репрезентуемый через образ «Я» [4]. Еюже выделены внутренние источники формирования профессиональной идентичности: эмоциональноположительный фон, на котором происходит информирование о профессии; положительное самовосприятиев качестве субъекта профессиональной деятельности; эмоциональнопозитивное понимание принадлежности к профессиональной среде; успешное усвоение прав и обязанностей, освоение норм и правил профессиональной деятельности; готовность к профессиональной ответственности; характер выраженности и самопринятияЯконцепции; высокаямотивация к реализации себя в выбранной профессии [5].Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме профессиональной идентичности позволил предположить, что формирование профессиональной идентичности обеспечивается совокупностью условий. Особонами выделялось условие активизации стремления студентов к самопознанию, профессиональному самоопределению, профессиональной идентификации личности на начальном этапе обучения в вузе. Осознание студентами–будущими педагогами своих личных и профессионально важных качеств, способностей, возможностей профессионального роста иразвития помогло реализовать содержательное насыщение учебной деятельности и обогатило смысловые связи [6]. Поскольку личностнопрoфессиональное рaзвитие стyдентов в вузе нaпрямую зaвисит от профессиональнозначимых ценностей и личностных смыслов, которые заключаются в профессиональной деятельности, поэтому целесообразно стимулировать стрeмление стyдентов к самопознанию,профессиональной идентификации личнoсти в процессе на профессиональной подготовки. Принятие будущими педагогамиличностных и профессионально необходимых качеств, способностeй, возмoжностей прoфессионального роста будет интенсифицировать сoдержательное насыщeние учeбной деятельности и обoгащение смысловых связей. Через организацию самопознания у бакалавров будет происходить ориентировка в ценностносмысловом содержании своего сознания. Появление и осознание значимой профессиональной цели, идеи, смысла, то есть содержательного кoмпонента прoфессиональной направленности,–это важный фактор фoрмирования профессиональной идентичности стyдентов педагогического вуза.К тому жевопросы качественной подготовки инновационноориентированных педагогических кадров на основе единого процесса получения, распространения и применения новых знаний становятся сейчас приоритетными.Вторым условием формирования профессиональной идентичности считаем широкое использование инновационных технологий и активных методов обучения [7]. Например, на лекциях, семинарах и практических занятиях обучающимся предлагались интересные проблемные вопросы, деловые игры («Один день преподавателя экономики»), интерактивные технологии (мотивационностимулирующие –«Я в будущем», «Микрофон», «Общее соглашение», «Ожидание» –и эмоциональностабилизирующие –«Прогноз погоды», «Комплименты по кругу» и др.). Данные формы работы способствуют формированию образа профессии и образа Я, повышают мотивацию бакалавров к учению путем активного участия в определенных ситуациях, создания неформальной атмосферы в процессе обучения,необходимости быстрой реакции.На наш взгляд,одним из наиболее эффективных условий формирования профессиональной идентичности студентов через приобретение, анализ и самооценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия является психологический тренинг. Представим фрагмент программы реализации тренингового взаимодействия(см. табл. 1).
Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 4
Таблица 1План реализации тренингового взаимодействия
Тематренингового
взаимодействияСодержаниеТренинг на развитие самопознания и формирование положительногоэмоционального климатаРазминка«Приветствиe»«Я рад тебя видeть...»Упражнения на развитие самопознания«Кто Я?»«Нарисуй своё имя»«Oдин день из жизни cтудента»Заключительная часть–«Пeредай движение по кругу»Рефлексия (подведение итогов работы)Тренинг на повышение жизненного оптимизмаРазминка–«Приветствие на сегодняшний день»Упражнение на оптимизм«Зато...»«В чем мне повезло в этой жизни»«Вы меня узнаете?»«Ведущийведомый».Заключительная часть–«Воздушный шар»Рефлексия (подведение итогов работы)Тренинг на уверенное поведениеРазминка–«Метафора» Упражнения на повышение уверенности в себе«Я люблю себя за то, что...»«Трилюбимых...»«Займи мое место»«Сбор рукопожатий»«Краткая характеристика»«Превращаем проблему в цели»Рефлексия (подведение итогов работы)Коммуникативный тренингРазминка–«Разрекламируй друга!»Упражнения на повышение уровня общительности«Суета сует»«Конверт откровений»Интервью«Контакты»«Ребятушкикозлятушки»«Гороховый король»«Три ответа»Заключительная часть–«Шаг навстречу»Рефлексия (подведение итогов работы)Тренинг на эмоциональную устойчивостьРазминка–«Солнце»Упражнения на повышение эмоциональной устойчивости«Я не хочу хвастаться»«Снежки»«Дождик»«Моечная машина»Заключительная часть–«Облака»Рефлексия (подведение итогов работы)
Оценку состояния уровня сформированностипрофессиональной идентичности можно определить совокупностью критериев: когнитивного, мотивационного, деятельностного(см. табл. 2).
Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 5
Таблица 2Критерии и показатели статуса профессиональной идентичности студентов
КритерииПоказатели МетодикиКогнитивный
Профессиональная направленностьМетодика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)МотивационныйПрофессиональнопедагогическая мотивация
Самооценка профессиональнопедагогической мотивации (адаптировано Н.П.Фетискиным)ДеятельностныйПрофессионально важные качества Самооценка ПВК
В соответствии с разработанными критериями и показателями, основываясь на классификацииА. А. Азбеля иА. Г. Грецова,с помощью указанных методов и средств можно определить характеристики студентов с тем или иным статусом профессиональной идентичности: неопределенная профессиональная идентичность, навязанная профессиональная идентичность, мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности, сформированная профессиональная идентичность(табл.3)[8]. Таблица 3Результаты диагностики статуса профессиональной идентичности на констатирующем и контрольномэтапах ОЭР
ГруппаКонстатирующий этапКонтрольный этапКГЭГКГЭГСтатус%%%%Неопределенная профессиональная идентичность35353020Навязанная профессиональная идентичность20252525Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности30303025Сформированная профессиональная идентичность15101530
Из анализа результатов видно, что в экспериментальной группе на 20% повысилось количество студентов со сформированной профессиональной идентичностью, то есть наличием осмысленного самостоятельно принятого профессиональногоплана обладают шестьреспондентов в экспериментальной группе и трив контрольной группе. Неопределенная профессиональная идентичность зафиксирована, но значительно уменьшилась также у молодых людей в экспериментальной группе.Можем констатировать, что опытноэкспериментальнаяработа, направленная на реализацию психологопедагогических условий формирования профессиональной идентичности будущих педагогов, была эффективной.Формирование профессиональной идентичности представляет собой длительный поэтапный процесс, оптимизировать который можно в период профессионального обучения.
Ссылки на источники1.ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг.–М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2004. –С. 48. 2.АльбухановаСлавскаяК.А. Стратегия жизни. –М.: Мысль,1991. –299 с.3.РикельА.М. Профессиональная Яконцепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Ч.2 // Психологические исследования: электрон. науч. журн. –2011.–№3(17). –URL:http://psystudy.ru. Воронина Е. В., Ельцова А. А. Психологопедагогические условия формирования профессиональной идентичности студентов// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15168. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15168.htm.–ISSN2304120X. 6
4.Шнейдер Л. Б. Указ. соч.5.Там же.6.ВоронинаЕ.В. Формирование лидерской позиции студентов педагогического вуза //XXIII Ершовские чтения: межвуз.сб.науч.ст. / отв.ред. Л.В. Ведерникова. –Ишим, 2013.–С. 10–12.7.Кунгурова И. М., Воронина Е. В. Арттехнологии в формировании инновационной педагогической деятельности у студентов // Инновации в образовании.–2015.–№1.–С. 136–154.8.ГрецовА.Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. –СПб., 2006.–176 с.
Evgeniya Voronina,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professorat the chairof Pedagogics and Psychology, Tyumen State University, branch in Ishim, Ishimvoronina_evgenya@mail.ruAnna Eltsova,Student,Pedagogical Department,Tyumen State University, branch in Ishim, IshimAnnetto4ka_627@mail.ruPsychological and pedagogical conditions of formation of students'professional identity Abstract.The paperanalyzesthe problem of formation of professional identity,which is intensively studied in foreign and native psychology in recent years. The place of professional identity in professional and social selfdetermination of a personality is analyzed and some recommendations about carrying out training interaction are provided here.Keywords:professional identity, professional selfdetermination, personal selfdetermination, statuses of professional identity.References1.Shnejder,L. B.(2004)Professional'naja identichnost': teorija, jeksperiment, trening,MPSI; Voronezh: MO DEK, Moscow,p.48(in Russian).
2.Al'buhanovaSlavskaja,K. A.(1991)Strategija zhizni,Mysl', Moscow,299 p.(in Russian).3.Rikel',A. M. (2011) “Professional'naja Jakoncepcija i professional'naja identichnost' v strukture samosoznanija lichnosti. Ch. 2”,Psihologicheskie issledovanija:jelektron. nauch. zhurn,№ 3(17).Available at: http://psystudy.ru (in Russian). 4.Shnejder,L. B.(2004) Op. cit.5.Ibid.6.Voronina,E. V. (2013) “Formirovanie liderskoj pozicii studentov pedagogicheskogo vuza”,in Vedernikova,L. V. (ed.) XXIII Ershovskie chtenija: mezhvuz. sb. nauch. st.,pp.10–12(in Russian).7.Kungurova,I. M. & Voronina,E. V. (2015) “Arttehnologii v formirovanii innovacionnoj pedagogicheskoj dejatel'nosti u studentov”,Innovacii v obrazovanii,№ 1,pp.136–154(in Russian).8.Grecov,A. G. &Azbel',A. A. (2006) Uznaj sebja. Psihologicheskie testy dlja podrostkov,St. Petersburg,176 p.(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived26.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review29.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication29.05.15ОпубликованаPublished31.05.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Воронина Е. В., Ельцова А. А., 2015www.ekoncept.ru