Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зиганшина Д. М. Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15187.htm.
Аннотация. Предложена форма обучения учащихся с помощью информационных технологий на уроках химии. Дистанционное обучение используется для работы с одаренными детьми или в ситуациях, когда нет возможности прямого диалога между учителем и учеником, способствует развитию самостоятельности и самоконтроля у учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зиганшина Д. М. Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15187. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15187.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15187УДК 372.854

Зиганшина Динара Мансуровна,

аспирант ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. ЧелябинскDinara.ZM@mail.ru

Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии

Аннотация. Предложена форма обучения учащихся с помощью информационных технологий на уроках химии. Дистанционное обучениеиспользуется для работы с одаренными детьмиили в ситуациях, когда нет возможности прямогодиалога между учителем и учеником, способствует развитию самостоятельности и самоконтроля у учащихся.Ключевые слова: самообразование,самоконтроль,саморегуляция,самостимуляция, дистанционное обучение, информационные технологии, коммуникационные технологии, интернациональность.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современная образовательная система России характеризуется масштабными изменениями. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», допускается сочетание различных форм получения образования, в том числе самообразование. Самообразование‬самостоятельное освоение образовательных программ. По приказу губернатора Челябинской области от 23.04.2013 № 117 «Современные образовательные технологии», в каждой школе должны быть введены информационные технологии.Дело в том, что образование призвано наладить уже не социализацию, а индивидуализацию школьника (на старшей ступени школы) [1]. Самообразование учащихся является ключом к решению ряда проблем школьного обучения, при этом активно используются информационные технологии.

Можно сказать, что самообразование ‬это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые предлагаютсяв учебных заведениях.

Для решения поставленной перед собой задачи старшеклассники используют различные пути, в том числе самостоятельный поиск знаний путем чтения дополнительной литературы, выходящей за пределы обязательной учебной программы. Поэтому присамообразовании у школьников развивается умение самостоятельно организовывать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Здесь главнаяроль будет отводиться самоконтролю учащихся, чтобы они выполняли данные задания. Психологопедагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. В связи с этим мы рассматриваем оценку как процесс соотнесения реальных результатов с планируемыми целями. Результатом этого процесса является отметка, его условноформальное (знаковое) выражение. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции (процесс управления человеком собственным психологическим и физиологическимсостоянием, а также поступками), самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции (поведение, когдаорганизм сам является источником стимулов для какихто своих реакций).Зиганшина Д. М. Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15187. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15187.htm.2ISSN 2304120X. 2

За последние годы в школе получила широкое распространение новая форма классных занятий ‬дистанционное обучение. Школа имеет право использовать дистанционные образовательные технологии при всехпредусмотренных законодательством РФформах получения образования (Закон РФ «Об образовании»,ст.32,п.2,п. 5) или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля[2].

Дистанционное обучение ‬совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения [3].

Дистанционное обучение главным образом базируется на самостоятельном обучении школьника. Такая среда обучения характеризуется тем, чтоучащиеся и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки и получения качественного образования, нет университетов или преподавателей требуемого уровня квалификации.

Использование дистанционного обучения способствует решению следующих задач:1.Повышениеэффективности учебной деятельности учащихся.2.Повышениеэффективности организации учебного процесса.3.Повышениеэффективности использования учебных помещений.4.Повышение доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать выбранные учащимся общеобразовательные дисциплины.

Особенности дистанционного обучения,с точки зрения Л.Д.Кокоревой:1.Гибкость. Обучающиесязанимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.2.Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс),котораяосвоенаобучающимся, адекватнапо содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.3.Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. без отрыва от производства. 4.Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.5.Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.6.Охват. Эту особенность иногда называют также массовостью. Количество обучающихся не является критичным параметром.7.Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования. 8.Преподаватель. Речь идет о новой роли и функциях преподавателя. 9.Обучающийся. Требования к обучающемуся существенно отличаются от традиционных [4].

Зиганшина Д. М. Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15187. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15187.htm.2ISSN 2304120X. 3

Перечисленные особенности определяют и преимущества дистанционного образования перед другими формами получения образования, но одновременно предъявляют иопределенные специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого[5].

Дистанционное обучение дает возможность не только учителям, но и ученикам повышать свой образовательный уровень. Существует масса заочных конкурсов, курсов и т.д.:«Гелиантус», УРФО, всероссийские олимпиады по химии и другим предметам. Известно, что полученные на уроках знания, особенно в старших классах, нуждаются в закреплении и углублении. Именно для этой цели был создан блог ximik123.blogspot.com, где в домашних условиях учащимся предоставляются различные интересные задания творческого характера. Таблица 1ГодНазвание олимпиады, конкурсаСтатус2011/2012Муниципальный тур олимпиады по химииПризер (11йкласс)2012/2013Муниципальный тур олимпиады по химииПризер (8йкласс, 11йкласс)2012/2013Интеллектуалы XXIвекаПобедитель районного этапа (3еместо)2012/2013Кубок мэра городаПобедитель (3еместо)2013/2014УРФОДиплом 2йстепени2013/2014Гелиантус Диплом 2йстепени

В 2014/2015 учебном году наши учащиеся продолжают участвовать во всех конкурсах, но результаты на данный момент еще неизвестны.

Периоды обострения сезонных заболеваний убеждают в необходимости обучения, при котором учебный процесс продолжается в дистанционной форме, с помощью информационных технологий. Под информационной культурой мы понимаем достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей информационным общением, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений. Компьютерные технологии призваны стать не «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательногопроцесса, значительно повышающей его эффективность.

А. М. Кондаков, бывший заместитель министра образования, генеральныйдиректор государственного издательства «Просвещение»,выступая на международной конференции «Экосистемы современного образования»,говорил, что современный урок невозможен без информационных технологий. Посещая с группой ученых разные страны Америку, Японию, Францию, Германию, где образование дается на высоком уровне, он отметил, что учитель ‬это режиссер, а главное действующее лицо‬это дети, которые сидят за планшетами, прикрепленные к столам,и отвечают на поставленные перед ними вопросы.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ‬это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ВажнейшимисовременнымиустройствамиИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением,и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией [6].

Используя электронную почту,можно подготовить детей к различным конкурсам, в частности к НОУ (научному обществу учащихся). Это является экономически и технологически наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи с педагогом.К числу несомненных достоинств дистанционного образования относятся, конечно же, тот факт, что учащиеся могут учиться тогда, Зиганшина Д. М. Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15187. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15187.htm.2ISSN 2304120X. 4

когда им это удобно, в любое время суток. Интенсивность и продолжительность занятий тоже могут регулировать самостоятельно, и это немаловажно. В то же время можно говорить обограниченномпедагогическомэффектеизза невозможности реализации «диалога» между учителем и обучающимся, принятого в традиционной форме. Однако,если ученики имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовывать гибкий иинтенсивный процесс консультации.В любой момент могут по электронной почте или в режиме онлайнсвязаться со своим преподавателем и задать любой вопрос, на любую тему, попросить объяснить любой материал.

Для развития методов обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя характерен мультимедийный подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио, видеоматериалыи,что особенно важно, учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям:интерактивные базы данных,электронные журналы,компьютерные обучающие программы.

Электронные журналы представляют собой периодические издания, которые распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Они становятся важными источниками получения информации и обучения.

Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обучение, которое может использоваться на удаленном компьютере через компьютерную сеть. Сеанс связи с удаленнымкомпьютером может осуществляться при помощи, например, модемной связи или Telnetуслуг в Интернете[7].

Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного школьника с одним преподавателем или одного школьника с другим школьником (обучение «один к одному») реализуются в дистанционном образовании в основном посредством электронной почты. Развитие теленаставников (система «тьютеров»), опосредованноекомпьютерными сетями, является важным компонентом учебного процесса.

Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудиои видеокассеты, дополняются в современном дистанционном образовательном процессе так называемыми «элекциями» (электронными лекциями), кпримеру, приподготовкеучащихся к будущим дискуссиям[8].

Не стоит забывать чередовать различные виды работ, так как смена видов деятельности является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Учитывая факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), учителя должны организовывать учащемуся наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером. Длительность использования электронных средств обучения (ЭСО) не должнапревышать 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.Работа за компьютеромдолжна составлять для учащихся 8‬9х классов 25 минут; 10‬11х классов ‬30 минут.Необходимо каждые 10‬20 минут в старших классах делать перерывы ‬давать отдохнуть глазам. Для этого используются различные физкультминутки. В процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки. В блоге ximik123.blogspot.ru специально сделана страничка с небольшим сборником по физкультминуткам.Зиганшина Д. М. Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15187. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15187.htm.2ISSN 2304120X. 5

Отметим, что спомощью решения различныхзаданий и использования информационных технологий качество знаний учащихся повышается.Таблица 2Учебный годОбщая успеваемость, %Качественная успеваемость, %Средний балл2011/2012100523,92012/2013100544,02013/2014100554,0

Двое учащихся ‬выпускников 2012, 2013гг., Феклистов Ефрем иГиляжева Анастасия,за сдачу ЕГЭ по химии получили 100баллов.Следует учесть, что школа обеспечивает учащихся знаниямитолько по основнымнаукам. Она не в состоянии дать молодежи того комплекса научных сведений, которые ей потребуется в практической работе. Если ктолибо из учеников думает, что школьных знаний хватает навсегда, что, окончив школу или другое учебное заведение, уже не надо больше учиться, он глубоко заблуждается. Д.И. Писарев указывал, что надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходеиз школы, и это второе учение по своим результатам, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого [9].

Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так и элементарных приемов, путем ответов на контрольные вопросы или тестовпо разделам учебной программы.

В настоящее время новыми задачами современного образованиястали: отход от ориентации на «среднего»ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования, что мы и применяемв своей профессиональной деятельности.

В заключение хотелось бы отметить, что процесс обучения как часть образования выполняет сложные функции, отвечаетза определенную направленность становления личности. При этом становление и развитие личности происходит в единстве двух основных процессов: воспитания и обучения [10]. Учитель просто обязан свою деятельность организовывать в унисон с процессом учения. Учитель может стать элементом системы обучения, обеспечивая помощь ученику в приобретении собственных знаний [11].С помощью дистанционного обучения учитель воздействует на зрительное и слуховоевосприятие учащихся, концентрируетих внимание с помощью наглядности, которая на уроках химии часто отсутствует. При создании презентации развиваются творческие способности учащихся, желание находить новые пути решения. Используя возможности компьютера, преображаем дидактические материалы, создаем базу данных учителя химии и используем новый вид учебников ‬электронные учебники. Все это положительно сказывается на успеваемостиучащихся по химии.Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время.

Ссылки на источники1.БабинскийМ.Б. Кризис современной средней школы… как его преодолеть? // Вестник практической психологии образования. ‬2011. ‬№1. ‬С. 68‬71. 2.Постановление Губернатора Челябинской области от 23 апреля 2013 г. № 117 «О проведении в 2013‬2015 годах областного конкурса педагогических коллективов и учителей образовательных Зиганшина Д. М. Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15187. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15187.htm.2ISSN 2304120X. 6

учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования, “Современные образовательные технологии”». ‬URL: http://www.garant.ru/hotlaw/chelyabinsk/472062/#ixzz3SY4sX58z3.ГомулинаН.Н. Методика дистанционной формы обучения учителей физики на курсах повышения квалификации // Дистанционное и виртуальное обучение. ‬2011. ‬№ 10. ‬С. 50‬61.4.КокореваЛ.Д. Мордовский республиканский институт образования Мордовский региональный центр дистанционного обучения. ‬URL:http://rcde.edurm.ru/files/File/Kurses/3/osoben%20do.html5.ТулькибаеваН.Н.,Большакова З. М. Педагогика: взаимосвязь науки и практики. ‬Челябинск: Издво Челяб. гос. пед. унта, 2008. ‬162 с.6.Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. ‬2007. ‬№ 3. ‬С. 85‬92.7.Там же.8.Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. ‬2011. ‬№ 6 (39). ‬С. 322‬329.9.Писарев Д. И. Очерки по истории русской литературе XІX века. ‬СПб., 1907.10.Тулькибаева Н. Н.,Большакова З. М. Указ. соч.11.Там же.

Dinara Ziganshina,PhD student, Chelyabinsk State Pedagogical University, ChelyabinskDinara.ZM@mail.ruDistance learning in students’ selfeducation atchemistry classesAbstract. The paper proposes aform of teaching using information technologiesin chemistry classes. The use of distance learning for work with gifted childrenor in situations where there is no possibility of direct dialogue between teacher and studentcontributesdevelopment of independence of students andtheirselfcontrol.Key words:selfeducation, selfmonitoring, selfregulation, selfstimulation, distance learning, information technology, communication technology, internationality.References1.Babinskij,M. B. (2011) “Krizis sovremennoj srednej shkoly… kak ego preodolet'?”,Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija,№ 1,pp.68‬71(inRussian). 2.Postanovlenie Gubernatora Cheljabinskoj oblasti ot 23 aprelja 2013 g. № 117 “O provedenii v 20132015 godah oblastnogo konkursa pedagogicheskih kollektivov i uchitelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij, realizujushhih programmy nachal'nogo, osnovnogo, srednego(polnogo) obshhego obrazovanija, ‰Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii’”. Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/chelyabinsk/472062/#ixzz3SY4sX58z(in Russian).3.Gomulina,N. N. (2011) “Metodika distancionnoj formy obuchenija uchitelej fiziki na kursah povyshenija kvalifikacii”,Distancionnoe i virtual'noe obuchenie,№ 10,pp.50‬61(in Russian).4.Kokoreva,L. D. Mordovskij respublikanskij institut obrazovanija Mordovskij regional'nyj centr distancionnogo obuchenija. Available at: http://rcde.edurm.ru/files/File/Kurses/3/osoben%20do.html(in Russian).5.Tul'kibaeva, N. N. &Bol'shakova,Z. M. (2008) Pedagogika: vzaimosvjaz' nauki i praktiki, Izdvo Cheljab. gos. ped. unta, Cheljabinsk,162 p.(in Russian).6.Abdullaev,S. G. (2007) “Ocenka jeffektivnosti sistemy distancionnogo obuchenija”,Telekommunikacii i informatizacija obrazovanija,№ 3,pp.85‬92(in Russian).7.Ibid.8.Averchenko,L. K. (2011) “Distancionnaja pedagogika v obuchenii vzroslyh”, Filosofija obrazovanija,№ 6 (39),pp.322‬329(in Russian).9.Pisarev,D. I. (1907) Ocherki po istorii russkoj literature XІX veka,St. Petersburg (in Russian).10.Tul'kibaeva, N. N. &Bol'shakova, Z. M. (2008) Op. cit.11.Ibid.

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила вредакциюReceived31.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.04.15ОпубликованаPublished22.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015www.ekoncept.ruЗиганшина Д. М. Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15187. 20,5 п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15187.htm.2ISSN 2304120X. 7

©Зиганшина Д. М.,2015