Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15200.htm.
Аннотация. В статье предлагается авторский взгляд на решение проблемы проектирования комплексной программы внеурочной деятельности в пятом классе основной школы в логике ФГОС основного общего образования второго поколения. Особенностью проектируемой программы является преобладание в ней воспитательных мероприятий, что позволяет, на наш взгляд, объединить в один документ программу воспитательной работы класса и программы пяти направлений внеурочной деятельности. Интеграция программ осуществляется на основе базовых национальных ценностей, которые выступают в качестве основного содержания внеурочных воспитательных мероприятий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15200УДК 371.214.14

Белорыбкина Елена Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», г. Кировwhitefishea@mail.ru

Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования

Аннотация.В статье предлагается авторский взгляд на решение проблемы проектирования комплексной программы внеурочной деятельности в пятом классе основной школы в логике ФГОС основного общего образования второго поколения. Особенностью проектируемой программы является преобладание в ней воспитательных мероприятий, что позволяет, на наш взгляд, объединить в один документ программу воспитательной работы класса и программы пяти направлений внеурочной деятельности. Интеграция программ осуществляется на основе базовых национальных ценностей, которые выступают в качестве основного содержания внеурочных воспитательных мероприятий.Ключевые слова:внеурочная деятельность, направления воспитания и социализации, направления внеурочной деятельности, базовые национальные ценности.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Процесс реализации ФГОС второго поколения призван направить усилия педагогического коллектива школы на создание новой модели открытой воспитательной среды, опирающейся на такие ценности, как патриотические чувства гражданина России, гражданская идентификация, общечеловеческие ценности, поликультурный мир, личное нравственное самосовершенствование.Основными же механизмами реализации данной модели с позиции рядового педагога, классного руководителя являются программы воспитательной работы класса и программы внеурочной деятельности по пяти направлениям развития личности обучающегося (духовнонравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному, социальному, спортивнооздоровительному), которые возможно интегрировать в один документ –программу внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий. При разработке программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий мы исходили из понимания внеурочной деятельности Д.В.Григорьева, П.В. Степанова: «Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации»[1]. На основании этого мы рассматриваем и воспитательную работу классного руководителя (проведение воспитательных мероприятий), и внеурочную деятельность других специалистов (реализация программы кружка, факультатива, секции, студии ит.п.) в пятом классе как целостную внеурочную воспитательную деятельность, предъявляемую в виде программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий.Данная программа обеспечивает реализацию основной образовательной программы школы, широту развития личности обучающихся, их духовнонравственное развитие и воспитание, индивидуальные образовательные потребности, определяет Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 2

объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной воспитательной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности в 5мклассе.

Реализация программы предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности) по воспитанию у обучающихся нравственных качеств в соответствии с национальным воспитательным идеалом и базовыми национальными ценностями.Основные принципы реализации программыПринцип системнодеятельностной организации воспитания.Основным механизмом реализации воспитательной системы школы является механизм межведомственной кооперации. Интеграция содержания различных социальных институтов (школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, социальной защиты и др.), а также видов деятельности обучающихся в рамках программы внеурочной деятельности осуществляется на основе базовых национальных ценностей. При этом для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержаниюучебных предметов, произведений искусства, интернетисточников, публикаций, радиои телепередач, отражающих современную жизнь; культуры и фольклора народов России;истории и традиций современной жизни России, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих предшественников; общественно полезной деятельности в рамках социальных и культурных практик. Системнодеятельностная организация воспитания позволяет преодолеть изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших, обеспечивая полноценную и своевременную социализацию. Принцип следования нравственному примеру.Пример нравственного поведения является ведущим методом воспитания. Это возможная модель выстраивания отношений человека с другими людьми и с самим собой. Это образец ценностного выбора, совершённого другим значимым человеком. Особое значение для духовнонравственного развития обучающегося имеет пример учителя.В Кировской области в Зуевском, Немском и Уржумском районах в качестве носителей базовых национальных ценностей определены конкретные люди, наши соотечественники, чьи поступки, по мнению педагогического и ученического сообщества данных муниципалитетов, могут служить примером проявления духовноценностных ориентаций гражданина России,например:президент РФ Владимир Владимирович Путин, министр обороны РФ Сергей Кужугетович Шойгу, космонавт, доктор технических наук Виктор Петрович Савиных.

Принцип идентификации.Идентификация предполагает устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Поэтому духовнонравственное развитие личности происходит на основе примеров поступков значимых для подростка других людей. В этом случае срабатывает идентификационный механизм –происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Принцип диалогического общения со значимыми другими.В формировании базовых национальных ценностей большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания права воспитанника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную, что не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, а предусматривает равноправное межсубъектное взаимодействие. Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 3

Принцип полисубъектности воспитания и социализации.В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный характер, так какподросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих базовых национальных ценностей) социальнопедагогической деятельности различных институтов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность педагогического коллектива школы становится ведущей. Например, социальнопедагогическое взаимодействие школы и других социальных институтов осуществляется в Немском и Уржумском районах Кировской области в рамках единого календаря воспитательной системы муниципалитета.Принцип учета образовательных потребностей обучающихся. Специфика программы внеурочной деятельности заключается в том, что подросток получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования–безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.Таким образом, программа внеурочной деятельности позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики–становление личности ребенка.

Программа внеурочной деятельностис преобладанием воспитательных мероприятий в 5мклассе решает следующие задачи:развитие личностных, метапредметных и предметных результатов образования обучающихся;осуществление воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются базовые национальные ценности подрастающего поколения;развитие творческого потенциала обучающихся.Особенностью программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий является интеграция направлений программы воспитания и социализации основной образовательной программы школы и направлений внеурочной деятельности.В результате такого построения внеурочной работы классный руководитель выступает в роли организатора и координатора внеурочной деятельности обучающихся класса, согласуя ее расписание и содержание с другими учителями, специалистами учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и другими включенными в работу по реализации программы специалистами.В ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность в 5мклассе организуется по пяти направлениям развития личности. 1.Духовнонравственное направлениезаключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и социума.Духовнонравственное направление внеурочной деятельности должно обеспечить:осознание подростком себя гражданином России на основе принятия общих национальных ценностей;развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 4

В основу работы по данному направлению может быть положена программа «История родного края в истории моей семьи», которую ведутсам классный руководитель или специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (библиотека). По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, создаются проекты. 2.Социальное направлениезаключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме и дальнейшем профессиональном самоопределении.Классный руководитель реализует это направление через следующие воспитательные мероприятия: дежурство по классу, школе, выполнение поручений ученического самоуправления, социальные пробы на предприятиях, социальные акции по уборке территории, общественно полезный труд (сбор макулатуры, металлолома). 3.Спортивнооздоровительное направлениезаключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.Данное направление, например, может реализовыватьсяпосредством программы спортивной секции «Волейбол», которую ведет учитель физической культуры или тренерпреподаватель спортивнойшколы. По итогам работы в данном направлении проводятся соревнования, дни здоровья.4.Общеинтеллектуальное направление–обеспечениедостижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлено на формирование навыков научноинтеллектуального труда, развитие культуры логического и алгоритмического мышления, формирование опыта практической преобразовательной деятельности, развитие универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.Данное направление может реализовываться программой внеурочной деятельности «Проектная деятельность: школьные проекты с применением информационных технологий», которую ведет учитель информатики. По итогам работы проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.5.Общекультурное направлениезаключается в воспитании способности к духовному развитию, в эстетическом отношении к красоте окружающего мира, стремлении к творческой самореализации средствами художественной деятельности, в нравственном самосовершенствовании, развитии общей культуры через знакомствособщечеловеческими ценностями мировой и отечественной культуры. Данное направление может осуществлятьсяпрограммами «Хоровое пение»и «Культура народов Земли Вятской», которые ведут специалисты учреждений дополнительного образования и культуры (музыкальная школа, школа искусств).Необходимо отметить, что в программе внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий должны быть такие структурные компоненты программы воспитательной работы класса, как характеристика классного коллектива, включая социальный паспорт семей обучающихся, занятость обучающихся в учреждениях дополнительного образования, культуры и других социальных институтах. Это позволит спроектировать работу с учетом специфики классного коллектива и инБелорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 5

дивидуальных особенностей детей, а также позволит избежать перегрузки обучающихся. Если пятиклассник посещает спортивную или художественную школу, то он автоматически освобождается от воспитательных мероприятий спортивнооздоровительного и общекультурного направлений внеурочной деятельности.Каким же образом определяются временные рамки направлений воспитания и социализации программы внеурочной деятельности обучающихся?Согласно ФГОС основного общего образования,в каждой школе должна быть разработана программа воспитания и социализации обучающихся, в основекоторой лежат базовые национальные ценности. Базовые ценности можно распределить по следующим шести направлениям [2]:1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности:любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личнаяи национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мирво всём мире, многообразие и уважение культур и народов).2.Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности:правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок,социальная компетентность, социальная ответственность,служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).3.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности:нравственный выбор; жизньи смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважениедостоинствадругого человека, равноправие, ответственность, любовьи верность; забота о старших и младших; свобода совестии вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемоена основе межконфессионального диалога; духовнонравственное развитие личности).4.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности:жизнь во всехеё проявлениях; экологическая безопасность; экологическаяграмотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социальнопсихологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразныйздоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение;экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие обществав гармонии с природой).5.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности:научноезнание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования,интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчествои созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии).6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основэстетической культуры –эстетическое воспитание (ценности:красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчествеи искусстве, эстетическое развитие личности).Традиционно общешкольные мероприятия распределяются согласнологике указанных направлений по месяцам учебного года, что связано с годовым циклом государственных праздников. Так,направление «Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 6

профессии»реализовывается в сентябреоктябре. Направление «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»–в февралемае. Направление «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры»–в декабремарте и т.д. Такое деление воспитательных мероприятий по месяцам позволяет представить содержание программы внеурочной деятельности в следующем виде: на примере направления «Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии»(табл.1). Сроки–сентябрьоктябрь.Таблица 1

Направление внеурочной деятельностиСодержание деятельностиВиды внеурочной деятельностиФормы занятийСрокиКолво часовОтветственныеДуховнонравственное (программа «История родного края в истории моей семьи»)Урок знанийПроблемноценностное общение, игровая, познавательнаяИграпутешествие 1.091Классный руководительПраздник урожаяТрудовая, художественное творчествоВыставка 15.092Классный руководительПример трудового подвига в истории моей семьиПроблемноценностное общение, познавательнаяВечер встреч14.102Классный руководитель«Папа, мама, я–дружная семья!»Проблемноценностное общение, игровая, художественное творчествоФестиваль семейного творчества29.102Классный руководительСоциальноеДежурство по школеТрудовая,социальное творчествоВыполнение поручения1–6.096Классный руководительВ мире профессийТрудовая,социальное творчествоСоциальные пробы1.1021.102Классный руководительОбщекультурное Кружки «Хоровое пение» и «Культура народов Земли Вятской» Художественное творчество, досуговое общениеСм.программу кружкаВ течение года2 ч в неделюРуководитель кружкаОбщеинтеллектуальноеКружок «Проектная деятельность: школьные проекты с применением информационных технологий»Проблемноценностное общение, игровая, познавательнаяСм.программу кружкаВ течение года1 ч в неделюУчитель информатикиСпортивнооздоровительноеСпортивная секция «Волейбол»Проблемноценностное общение, игроваяСм. программу секцииВ течение года1 ч в неделюУчитель физкультуры

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 7

При проектировании программы внеурочной деятельности необходимо учитывать, что количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность на этапе основной школы, составляет за 5 лет обучения не более 1750 часов, в год –не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий)–не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос часов внеурочной деятельности на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базеобщеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).При этом расходы времени на отдельные мероприятия внеурочной деятельности могут отличаться, например, целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 часов на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов.В связи с необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе, количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Так, например, в 5мклассе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6мили 7мклассах. В 8мклассе в связи с организацией предпрофильной подготовки количество часов также может быть увеличено.Также необходимо обратить внимание, что внеурочная деятельность осуществляется в формах отличных от урочной системы обучения. Для реализации в школе доступны такие виды внеурочной деятельности, как проблемноценностное общение, игровая деятельность, познавательная деятельность, досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивнооздоровительная деятельность, туристскокраеведческая деятельность. Направления и виды внеурочной деятельности связаны между собой, а выбор форм проведения внеурочных мероприятий обусловлен соответствующим уровнем воспитательных результатов. Воспитательные результаты внеурочной деятельности–это духовнонравственное приобретение школьника благодаря его участию в том или ином виде деятельности [3]. Поэтому каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя форма занятия, мероприятия. Д.В. Григорьевым, П.В. Степановым разработан методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»[4]. Исходя из практики работы и целесообразности формирования и развития у обучающихся базовых национальных ценностей, мы расширили методический конструктор, включив в него направления и виды внеурочной деятельности, дополнили перечень форм внеурочных занятий. Для усиления работы по формированию, развитию и становлению у обучающихся базовых национальных ценностей считаем проблемноценностное общение необходимым видом внеурочной деятельности при реализации каждого ее направления. Обозначенные положения рассмотрим на примере табл.2.

Кроме того, в программу внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий для реализации механизма межведомственной кооперации необходимо включить и такой раздел, как «Взаимодействие с родителями (законными представителями) и социумом».

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 8

Таблица 2

Направление внеурочной деятельностиВид внеурочной деятельностиФормы занятий в зависимостиот уровня воспитательных результатов1й уровень2й уровень3й уровеньДуховнонравственное Проблемноценностное общениеЭтическая беседаПроблемноценностная дискуссияПроблемноценностная дискуссия с участием внешних экспертовИгровая деятельностьРолевая играДеловая играИмитационная играОбщеинтеллектуальное Проблемноценностное общениеЭтическая беседаПроблемноценностная дискуссияПроблемноценностная дискуссия с участием внешних экспертовПознавательная деятельностьПознавательная викторина, устный журналПредметная олимпиада, игра «Что? Где? Когда?»Интеллектуальный марафон, научнопрактическая конференцияОбщекультурное Проблемноценностное общениеЭтическая беседаПроблемноценностная дискуссияПроблемноценностная дискуссия с участием внешних экспертовХудожественное творчествоКультурная практикаРепетиционные и постановочные занятия, культурная акцияКонцерт, фестиваль, выставка, спектакль, дефиле, творческий конкурсДосуговое общениеКультпоходы в театр, музей, на концертКлассные «огоньки»по итогам культпоходовВстречи с деятелями культуры и искусстваСоциальное Проблемноценностное общениеЭтическая беседаПроблемноценностная дискуссияПроблемноценностная дискуссия с участием внешних экспертовСоциальное творчествоСоциальные пробы, акцииКТДСоциальный проектТрудовая деятельностьДежурство по классу, школеТрудовой десант, работа на учебноопытном участкеУчебнопроизводственная бригадаСпортивнооздоровительное Проблемноценностное общениеЭтическая беседаПроблемноценностная дискуссияПроблемноценностная дискуссия с участием внешних экспертовСпортивнооздоровительная деятельностьБеседы о ЗОЖ, оздоровительные процедурыСпортивнооздоровительные акции, день здоровья школыВоенноспортивные игры «Зарница», «Орленок»Туристскокраеведческая деятельностьЭкскурсия, туристическая поездкаТуристический поход, школьный туристический слетТуристскокраеведческая экспедиция, поисковокраеведческая экспедиция

Семья является ведущим институтом воспитания. Поэтому она призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 9

Реализация данного раздела программы осуществляется по направлениям воспитания и социализации обучающихся основного общего образования (табл.3).Таблица 3

Направлениевоспитанияи социализацииМерыи мероприятияУчастникиОтветственныеСрокии местопроведенияВоспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Родительское собрание «Закон. Гражданственность. Патриотизм»Родители учащихся класса, представители правоохранительных органов, общественных организаций «Долг», «Боевое братство»

Родительский комитет класса, классный руководительФевраль, май, школьный музей

Воспитание социальной ответственности и компетентностиСоциальные пробы «В мире профессий»Родители и учащиеся классаРодительский комитет класса, классный руководительСентябрь, октябрь, предприятия и предприниматели социума школыВоспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознанияФестиваль семейного творчества «Папа, мама, я–дружная семья!»Родители и учащиеся классаРодительский комитет класса, классный руководительОктябрь, актовый зал школыВоспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизниЭкологическая акция по уборке мусораРодители и учащиеся классаРодительский комитет класса, классный руководительАпрель, территория близлежащих от школы парка, сквера, аллеиВоспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессииВечер встреч «Пример трудового подвига в истории моей семьи»Родители и учащиеся класса, представители общественных организаций ветеранов трудаРодительский комитет класса, классный руководительОктябрь, школьная библиотекаВоспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культурыКультпоход в театрРодители и учащиеся классаРодительский комитет класса, классный руководительДекабрь, март, театр или клуб по месту жительства

По каждому из направлений воспитания и социализации, а также направлений внеурочной деятельностиобучающимися могут быть достигнуты результаты, которые соответствуют планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования школы, включая содержание мониторинга программы воспитания и социализации школы и результативность реализации дополнительных общеобразовательных программ кружков, секций, студий и т.п.При изучении результативности программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий необходимо соблюдать моральные и правовые нормы исследования личностных, метапредметных и предметных результатов образования обучающихся. Инструментарийизучения результативности программы предполагает использование таких методов, как тестирование, анкетирование, беседа, психологопедагогическое наблюдение в ходе итоговых мероприятий.Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 10

Результативность реализации программы внеурочной деятельности представлена в табл.4 на примере одного из направлений воспитания и социализации обучающихся–содержательного компонента структуры программы.Таблица 4

Направление воспитания и социализацииОжидаемые результаты(из основной образовательной программы основного общего образования школы: программа воспитания и социализации обучающихся)Инструментарий оценки результатов реализации направления внеурочной деятельностиДуховнонравственноеСоциальноеОбщекультурноеОбщеинтеллектуальноеСпортивнооздоровительноеВоспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни–Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;–начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;–знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;–начальный опыт участия вобщественно значимых делах;–навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;–знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, моральнопсихологическим качествам, знаниям и умениям человекаИтоговое мероприятие в рамках данного направления воспитания и социализации, например участие в школьном празднике Урожая;анкетирование Психологопедагогическое наблюдение по результатам социальных проб «В мире профессий»Тестирование в рамках программыкружков «Хоровое пение»и «Культура народов Земли Вятской»Анкетирование по результатам деятельности кружка «Проектная деятельность: школьные проекты с применением информационных технологий»Беседа «Влияние оздоровительных процедур на здоровье»

Далее еще одним структурным компонентом программы внеурочной деятельности является раздел «Обеспечение реализации программы», который включает кадровое, информационнометодическое (литература, интернетисточники), материальнотехническое (оборудование, место проведения занятий), диагностическое(инструментарий оценки результативности программы) обеспечение. Таким образом, программавнеурочной деятельностисоздаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности подростка и позволяет оптимизировать труд классного руководителя как организатора внеурочной воспитательной деятельности обучающихся.

Ссылки на источники1.ГригорьевД. В., СтепановП. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.–М.: Просвещение, 2010.–С.7.–(Стандарты второго поколения).

2.Примернаяосновная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. –М.: Просвещение, 2011. –342 с. –(Стандарты второго поколения).3.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Указ. соч. –С. 8.4.Там же. –С. 13–15.

Белорыбкина Е. А. Подходы к проектированию программы внеурочной деятельности с преобладанием воспитательных мероприятий на уровне основного общего образования// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15200. –0,7 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15200.htm.–ISSN 2304120X. 11

Elena Belorybkina,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professorof the chair of Pedagogics, Psychology and Educational Management, Institute ofEducation Development,Kirov whitefishea@mail.ruApproaches to designing a program of extracurricular activities with dominating moralebuilding activities at the level of general educationAbstract.The paper presents the author's view on the problem of designing a comprehensive program of extracurricular activities in the fifth grade of the primary school in the framework of Federal State educational Standard of basic general education of the second generation. A special feature of the program is predominance of moralebuilding activities that wouldhelp to combine the class program of moralebuilding work and programs of five areas of extracurricular activities into one document. The program is integrated on the basic of national values, which arethe main content of extracurricular moralebuilding activities.Keywords:extracurricular activities, areas of education and socialization, areas of extracurricular activities, basic national values.References1.Grigor'ev, D. V. &Stepanov,P. V. (2010) Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja,Prosveshhenie. Mosocow, p. 7.(Standarty vtorogo pokolenija)(in Russian). 2.(2011) Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma obrazovatel'nogo uchrezhdenija. Osnovnaja shkola /[sost. E. S. Savinov],Prosveshhenie, Mosocow, 342 p.(Standarty vtorogo pokolenija)(in Russian).3.Grigor'ev, D. V. & Stepanov, P. V. (2010) Op. cit., p. 8.4.Ibid., pp. 13–15.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived02.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review04.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication04.06.15ОпубликованаPublished28.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Белорыбкина Е. А., 2015www.ekoncept.ru