Влияние детско-родительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гимаева
Р.
М. Влияние детско-родительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 6 (июнь). – С.
211–215. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15216.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты изучения влияния детско-родительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью. На конкретном примере показано негативное влияние недостатка гармоничной аффективной настройки со стороны родителей на формирование идентичности и самооценки. Представлено краткое описание процесса психотерапии случая диффузной личностной и половой идентичности по методу «символдрама».
Ключевые слова:
детско-родительские отношения, личностная идентичность, половая идентичность, символдрама
Текст статьи
Гимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15216УДК 159.923.3
Гимаева Рита Маснавиовна,
кандидат психологических наук, сертифицированный психотерапевт по методу «символдрама», доцент кафедры философии и юридической психологии ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивостокgrita1959@yandex.ru
Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью
Аннотация. В статье представлены результаты изучения влияния детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью. На конкретном примере показано негативное влияние недостатка гармоничной аффективной настройки со стороны родителей на формирование идентичности и самооценки. Представлено краткое описание процесса психотерапии случая диффузной личностной и половой идентичности по методу «символдрама».Ключевые слова: личностная идентичность, половая идентичность, детскородительские отношения, символдрама.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Термины «личностная идентичность» и «эгоидентичность» были введены в психологию Э. Эриксоном и означают чувство неизменности и тождественности самому себе, несмотря на происходящие в процессе развития изменения, возможность контроля над собой и чувство целостности [1]. Э.Эриксон особое значение придавал проблеме эгоидентичности и её закрепленияв культурной идентичности, поскольку считал идентичность именно тем органом эго, который в конце ранней юности интегрирует все стадии детского эго и нейтрализуетавтократию инфантильного суперэго.По его мнению, эгоидентичность есть единственныйвнутренний механизм, предотвращающийальянссуперэго с неперестроившимися остаткамилатентной инфантильнойярости. Если же формирование эгоидентичностибыло нарушено, то инфантильные фиксации и иррациональные конфликтыдетства вновь и вновь повторяют свои трюки под разнообразнымимасками,делаяповедение и самочувствие человека в определенных ситуацияхнепонятными и неожиданнымидля него самого и окружающих [2].Исследование идентичности Э. Эриксонпонималстратегическойзадачей своего времени(60егг. ХХ в.), поскольку, как считал ученый, в США пытаютсясоздать суперидентичность из всехидентичностей, привносимых населяющими её иммигрантами; и к тому жепроисходило это в то время,когдабыстро нарастающая механизацияугрожалаэтим, в основномаграрным и аристократическим,идентичностями на их исторической родине [3].Особую актуальность проблеме идентичности придает социальная и политическая ситуация, сложившаяся в современной России. Личностная идентичность формируется в тесной связи с групповой и национальной идентичностью, подвергаясь давлению многочисленных вызовов новейшего времени [4].Знакомясь с судьбамилюдей, изучаяусловияих личностного развитиявпсихоконсультационнойпрактике, можновидеть,какперемены в странезатрагиваютсудьбынашихклиентоввместес их сознательными и бессознательными запросамив наш адрес. Слова Э. Эриксона актуальны и сейчас: «Сегодняшнийпациент страдаетГимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 2
большевсего от отсутствия ответанавопрос, во что емуследуетверитьи кем он долженилифактическимогбыбытьилистать,втовремякак назаре психоанализа пациент страдалбольшевсегоотзапрещений, которые мешали ему бытьтем и таким,какемуказалось,он по сутисвоейявлялся» [5].
Говоря о ценности осознаваемой идентичности,Эриксон приводит в примерЗ.Фрейда: «Высшаяценность того, что Фрейд называл“первенствоминтеллекта”, служилакраеугольным камнемидентичностипервогопсихоаналитика,дающимему точкуопоры в эпохепросвещения,а такжевзрелойидентичности своего собственного народа. Лишьоднажды, в обращениикеврейскомуобществуФрейд призналэто: “тайноезнаниеидентичнойпсихологической конструкции”. Там же(пользуясь скорее поэтичным, чем научным языком) онуказывал на то, что бессознательно, да и сознательно тоже привлекаетвевреях:сильные невербализуемые эмоции и чувстваиясное сознание внутреннейидентичности. Подконецон упомянул две черты, наличием которых, как он считал, былобязансвоемуеврейскомупроисхождению: свободуотпредрассудков, сужавшихиспользованиеинтеллекта, иготовность жить в оппозиции» [6].Идентичность человека складывается под влиянием родителей и общества, в котором он живет, этивлияниятесно связаны между собой, определяятип взаимодействиямежду матерью и ребенком, отношение к себе и миру, к другимлюдям. В современном психоанализе психология самости,илиЯпсихологияХ. Кохута,также рассматриваетэтивопросы, делая акцентнаформированиисамости (сэлф) ребенка нараннихэтапахразвитияподвлиянием родителей.Развитиецелостногонепрерывного чувства себявозможно в том случае, когда родителиудовлетворяютпотребность ребенка в Яобъектныхсвязях. По словам Х. Кохута,«Яобъектнаясвязь образуетсятогда, когдародителиотражают переживанияребенка и чутко откликаются на его развивающиесяпотребности. Если же ребеноклишенопытааффективнойнастройки со сторонызаботящегосялица, то неотраженные чувствапереживаютсяимкак ненормальные. В результате этого происходитотчуждениеотсобственных чувств ивозникает ощущениепотерисубъективнойреальности. В наиболее тяжелыхслучаяхпровал в процессе развитияприводитк полномуотвержениюреальности и разрушению Я» [7]. Целью нашей работы являлось исследование особенностейличностной идентичностиженщин, обращающихся за психологическойпомощью по поводу проблем, связанных с установлениемудовлетворяющих их отношений с мужчинами. Основнымметодомработы был методсимволдрамы, которыйявляется методомглубинноориентированной психотерапии,эффективнымприлеченииневрозовипсихосоматическихзаболеваний,а такженарушений,связанныхсневротическим развитиемличности[8–9].Кроме того, символдрамаимеетдиагностическийаспект. В данной статье представлен краткийанализ влияниядетскородительских отношений на формирование личностнойидентичности, самооценки и идеалов одной изклиенток.
Клиентка Т. И., женщина52лет,имеющая высшееобразование,верующая,прихожанкалютеранскойцеркви,разведенная,матьпятерыхдетей,работающаяпродавцом,обратиласьзапсихологическойпомощьюсоследующейпроблемой:неуверенность в себе, чувствонеадекватностиинеестественностиприобщении,особенно смужчинамииприпоискахработы,чувство«как будтоякакаятонетакая,невзрослая».Приэтомприобщениисмужчинамивроли«своегопарня»Т. И. чувствоваласебядостаточноуверенно,а«науровнеженщина –мужчинатрудно». Указанные проблемысвидетельствуюто диффузной идентичностиТ.И.,что,повидимому,нарядусдругимиеёособенностямисказалось на её жизни. РодителиТ. И. былинаучнымиработниками, отецимелстепень доктора, а мать –кандидатанаук. Клиентка была Гимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 3
первымребенкомвсемье, имеетбрата,который младшееё на пятьлет. Т. И. хорошоучилась в школе, затем окончилауниверситетпоспециальностиродителей и десять лет проработала в научноисследовательскоминституте.В 19летона вышлазамужзабывшегоодноклассника,отношенияскоторымзавязалисьещёвовремяучебывшколе.В 20лет она родилапервуюдочь.Довольноскоро после рождениядочери муж началзлоупотреблятьспиртныминапитками,ипередрождениемвторогоребенка«этообозначилоськакпроблема». Т. И. всяческибороласьспристрастиеммужа,вцеломбезособенныхуспехов. После рождениятретьего ребенкаТ. И.удалосьубедитьмужалечиться,послепредпринятоголечения«нескольколет были благополучными»,и клиентка родила ещёдвоихдетей.Однаковскоре после этого муж опять началпить, и по этойпричине в возрасте45летТ. И. развелась с мужем. Задолго до этого Т. И. ушла работать на завод, быларабочей на вредномпроизводстве, что давалоейвозможность содержатьсемью. Во времена перестройки материальное положение рабочихухудшилось, и Т. И. стала работатьв частных школах преподавателем.К моменту обращенияТ. И. работалапродавцом,периодически меняяместа работы.Приработе с первоначальнымзапросомклиентки состоялось 14сеансов, былииспользованымотивыосновнойступени символдрамы. Приработе с мотивом«цветок» Т. И. представила на зелёномлетнемлугу неестественныйцветокс тремябелымитвердымилепестками, чтоможноинтерпретировать как признакдиффузной(неопределенной) идентичности, так как на субъектном уровне представляемый цветоксимволизируетсамого клиента. Крометого, цветокбылзатерянсредиподобныхсебецветови ничемне отличалсяотних. РисунокцветкабылвыполненналисткебумагиразмеромводнувосьмуючастьлистаформатаА4,чтосвидетельствуетоявнозаниженнойсамооценкеТ. И.,таккакприадекватнойсамооценкерисункиобычновыполняютсяналистеформатаА4.Анализ результатовпроективныхрисуночныхтестовтакжепоказалсниженныйуровеньсамооценки, а такжедиффузнуюполовуюидентичность Т. И.: в тесте«Рисунокчеловека»онаизобразиламужскуюфигуру,а в тесте«Неизвестноеживотное»–животноенеопределенногопола. Кроме того,винтервью ив ходе работы Т. И. рассказывала, что в детстве хотела быть мальчиком, в детскихспектакляхиграламужскиероли,алюбимойодеждойеёбыламатроска. При работе с мотивом«луг» Т. И. представилацветущийлетнийлуг,ноприпопыткепрогулятьсяпонемуоказалось,что это невозможно,так каконзаболочен,арастущаянанемтравабольноранитноги. Образлуга –этоматеринскооральныйсимвол,ипредставленноеразвертываниеобраза свидетельствуетофрустрацииоральныхпотребностейклиенткинапервомгодужизни. Приэтомречьидет не толькои даже не столько об удовлетворениипищевыхпотребностей,ао специфическойоткликаемостиматеринаэмоциональныепотребностиребенка в этомвозрасте,которыеудовлетворяютсядостаточнымконтактом«глазавглаза», телеснымконтактом,непосредственноэмоциональнымобщениемс ребенком.Вскоре, однако,припредставлениитого же образаТ. И. оказаласьназнакомомлугуизсвоегодетства,гдебывалавдетстве,отдыхаянадаче. Пребываниенаэтомлугубылоприятными придающимсилы.Приработе с мотивом«ручей»Т. И. представиламаленькийручеёк, затерянный в траве, его маленькие размеры разочаровалиеё, и,хотяводав ручье былачистойнавид, клиентканезахотелаеёпопробовать. Приследованиивверх по течениюручьяТ. И. быстродостиглаего истока, гдеводаелезаметно сочилась изподземливгустойтраве. Ручей –это также материнскооральныйсимвол, а источникможнорассматриватькак символматеринскойгруди игрудноговскармливания. Образ, представленныйТ. И., инеприятныепереживания,связанныес представлением образаручья,Гимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 4
такжемогутсвидетельствоватьонарушенииэмоциональногоконтактасматерьювраннемвозрасте. При следованиивнизпо течениюручьянаследующем сеансеклиенткабыстродостигламоря,невстретивникакихпрепятствийипреград, и наслаждалась прогулкойпо берегу моря. Следуетотметить,что наэтом этапе работырисункиТ. И.увеличилисьдоформатаА3, что является признаком удовлетворения нарциссических потребностей, а затем клиенткавсегдаиспользовалабумагуформатаА4, что свидетельствует о гармонизации самооценки клиентки.Следующиесеансыбылипосвященыработе с мотивом«гора». Сдиагностической точкизрениякаждый образ можно рассматривать как с объектной,так и субъектнойпозиции. С объектнойточкизрениявоображаемаягора –эторепрезентациянаиболееважныхдляклиентаобъектов.Горыс округлойвершинойсвязаны прежде всегос материнскоженским миром,агорыс остройвершиной –отцовскомужским, поэтомуподъёмнагоруособенноважендляпрорабатыванияэдипальныхпроблем, то есть проблем, связанныхс половойидентификацией, с развитием половой идентичности. К моменту начала терапииотношение Т. И. кматерибыло амбивалентнымидаже в большейстепениотрицательным. Мать в её воспоминаниях представала какчрезвычайно тревожная,хроническиразочарованная в своем холодном и отстраненноммуже, инфантильнаяженщина. Т.И.обвиняламать в эмоциональной холодностипо отношениюксебе,в отсутствиисо стороныматериподдержки,втом, что мать способствовалаотчуждениюТ.И. ототца, таккак постоянножаловаласьнанего, мать критиковала её внешность и«держаланакороткомповодке»своимиболезнями,маленькаяТ.И.часамипросиживала у постелиматери,выслушиваяобвиненияв своембесчувствии,испытывала чувство вины, не понимаясвоейвины.Такимобразом,речьидетобиспользованииребенкадля обслуживания собственнойпотребности в Яобъектахи неуменииразличать и адекватно отвечать на эмоциональные состояния ребенка. В этомслучае ребенокпереживаетсерьезныекрушения в развитииего собственного Я. В частности, такие ситуациисерьезнопрепятствуютпроцессуустановленияграницЯ,так как ребенок чувствуетсебяпринужденнымстановитьсяЯобъектом,в котором нуждаютсяродители, азатем и другие значимыелица, аследовательно, подчинять или диссоциироватьсобственные центральные аффективныекачества, которые вступаютв конфликт с этим требованием. Раннее замужество Т.И.,возможно,объясняетсянедостаткомэмоциональноготеплав отношениях с родителями;втожевремя,пословамклиентки,донынешнеговозрастаеё многие поступкидоказываютейсамой,чтоонаможетпереступитьчерту, которую в детстве мать начертила на балконеикоторую маленькая Татане смелапереступить. Поэтомунеудивительно, что первая гора, которую представилаТ., была«женской», невысокой, чтосвидетельствует о низком уровнепритязанийи самооценкиклиентки,ив нарисованномвидеудивительнонапоминала женские гениталии. Подъемна эту горубыл«нуднымискучным» ине принесТ.И. особогоудовлетворения. Ощущенияотпребываниянавершине«мужской»горывысотойпримерно1000мбылиамбивалентными:с однойстороны,было приятно прижиматься кнагретойсолнцемскале навершине, сдругойстороны,было ощущениедискомфортаотбьющего в глаза солнца и «глубокогоодиночества».Этиощущениясоответствуютчувствам, которыеТ.И.испытывает по отношению к отцу: теплые воспоминания оботношенияхс отцомдо пятилетнего возраста, давление авторитетаотцаи холодность в отношениях снимв подростковомвозрасте и юности.Приработе с мотивом«дом» клиентка представила одинокий двухэтажный каменный дом наопушкелеса ночью. СебяТ. И. представилатринадцатилетнейдевочкой, которуюдом одновременнопривлекал и тревожил.Внутридомоказалсяне такимГимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 5
привлекательным,какснаружи,идажепоразилклиенткумалымколичествомобжитыхкомнат, тогда как при внешнем обзоре все комнатывторого этажа были ярко освещеныи выгляделиочень привлекательно. Согласно существующемуопыту,домпереживаетсяпрежде всегокак выражение собственнойличности или одной из еёчастей. В мотиве«дом» выражаютсяструктуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания,пристрастия,защитныеустановкиистрахи.Этисимволизируемые психические составляющиеотносятсякэмоциональнопереживаемымвданныймоментсамооценкам. В ходетерапииТ. И.отмечала,что всю свою жизньчувствуетсебяподростком,что,возможно,определилоеёвозраствобразе. Однаиз обжитыхкомнатбыластоловойкухней,гдебылооченьчистоинебылоникакихпродуктов,чтосвидетельствуетобэмоциональнойхолодностиматериТ. И.вдетстве. Втораякомнатабыламаленькойуютнойспальней,гденаходиласьдвуспальнаякроватьподбалдахином,чтоотразиложеланиеТ. И.обрестиотношения с мужчиной, в томчислесексуальные. Наличие других«непонятных»комнат,в которые нельзяпроникнуть,удивило и дажеудручилоТ. И., также какито, чтоона с трудомориентировалась в домеиеговнутренняяпланировкасовершенно несовпадала с его фасадом. Приведенное развертываниеобраза говоритодиффузнойидентичностиклиентки, слабой рефлексии своего внутреннего состояния.Приработе с мотивом «опушкалеса» излеса появилось неизвестное животное похожее на собаку, оно несмело приблизилось кТ. И. и стало ласкаться, Т. И. накормилаживотное конфетами. Как правило, существо, выходящее из леса, репрезентирует одну из сторон личности человека, представляющего образ, а кормление символизирует принятие этой стороны своей личности. Прианализе образаТ.И. отмечала свое стремлениепомогать, служить людям, быть нужной.Поокончании первого этапа терапии Т. И. отмечала ее следующие положительные результаты: впервые в жизни ей нравилась своявнешность, она стала более увереннойв себе, ее пересталирасстраивать отрицательные высказыванияв ее адрес, она стала более естественной при общении смужчинами.Вскоре после прохождения терапииу Т.И. завязались отношенияс мужчиной, которыми онаоченьдорожила, несмотрянато, что он, как и бывший муж,склоненк злоупотреблению спиртныминапитками. Т. И. помогала емусправитьсяс егопристрастиемсо всейжертвенностью и самоотверженностью верующейи любящейженщины.За психологической помощьюона обратилась вновь вмоментнебольшого кризиса в их отношениях. При работе с мотивом «сосуд», который символизирует образженственности, Т.И. представила стариннуюметаллическую вазу в музее, где было темно и мрачно. Затемейпредставилсяпир, где ваза стояла настоле и была наполнена вином, рядомс вазой находилсягораздо более красивый и богатоукрашенныйкубок, куда затемибыло налито вино.Эта струявинаи была самимяркимиволнующиммоментомвсегообраза. Как было отмечено выше, представляемый сосудявляетсясимволом–образомженственности женщины, которая представляет этот образ. Таким образом, старинная ваза, вначале находящаясяв музее, символизирует женственность Т.И., а красивый кубок –ее партнера, с которым она щедро делится своими жизненными силами. Прианализеобраза Т. И. отметила, что ее отчастижертвенное поведениепо отношению кпартнеруявляетсяее сознательнымвыбором, продиктованным ее религиознымиубеждениями. Устойчивая и определеннаяэгоидентичность складываетсяв норме к концу юности, позволяячеловеку совершатьосознанные выборы какв профессиональной, так иличнойжизни. По нашим наблюдениям,выборыи решенияТ. И. не свободны отпринудительности. В концевторого этапа Гимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 6
терапииТ. И. было предложено вспомнить свою любимую сказку в качестве проективного теста, так как именно любимая сказка содержит важные для человека представленияо жизненных ценностях и своем месте в жизни. Т.И. рассказаласказку, которую сочинила ее мать и часто рассказывала ейв детстве. В этой сказке рассказываетсяодевочке, живущей в лесуи выходившейлетчика, самолеткоторого потерпел аварию надэтимлесом.Летчиквыздоровел и улетел, а потом, пролетаянадлесом, сбросилдевочкебольшую коробкуконфет. Анализ связи содержания этой сказки с жизнью Т.И. показал ей возможные причины ее сильного желания помогать и жертвовать своими интересами ради близкого человека. Через год Т.И. сообщила о своем расставании с партнером и желании в скором времени переехать в Великобританию к дочери, имея при этомнамерение непременно устроить свою личную жизнь. Таким образом, проведенная психотерапия позволила клиентке осознать и проработать диффузные составляющие своей идентичности, повысить самооценку, наметить собственные позитивные цели дальнейшей жизни.
Ссылки наисточники1.ЭриксонЭ.Детствоиобщество. –СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2000.–416 с.2.Там же. 3.Там же. –С. 260.4.Кирсанова Л.И., Коротина О.А. Роль эстезиса в формировании идентичности народа. Территория новых возможностей//Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. –2014. –№ 4(27).–С. 129–140.5.Эриксон Э. Указ. соч. –С. 273.6.Там же. –С. 271.7.СтолороуР.,БрандшафтБ.,АтвудД.Клиническийпсихоанализ.Интерсубъективныйподход.–М.: «КогитоЦентр», 1999.–С. 131.8.ЛёйнерХ.Кататимноепереживаниеобразов.–М.: Эйдос, 1996.–340 с.9.ОбуховЯ.Л.Символдрамаисовременныйпсихоанализ: сб. ст. –Харьков: Регионинформ, 1999.–282 с.
Rita Gimaeva, Candidate of Psychological Sciences, certified psychotherapist, Associate Professor at the chair of philosophy and Juridical Psychology,Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok grita1959@yandex.ruOn the influence of parentchild relationships indevelopment of personal identity of a woman seeking for psychological helpAbstract.The paperpresents the results of influence of parentchild relationships on formation of personal identity of women seeking psychological help. Aspecific example showsnegative impact of the lack of harmonious affective preferences of parents on formation of identity and selfesteem. The author gives abrief description of psychotherapy method “symboldrama” incases ofdiffuse personal and sexual identity.Keywords:personal identity, gender identity, childparent relationships, symboldrama.References1.Jerikson,Je. (2000) Detstvo i obshhestvo,ZAO ITD “Letnij sad”,St. Petersburg,416 p.(in Russian).2.Ibid. 3.Ibid.,p.260.4.Kirsanova, L. I. &Korotina,O. A. (2014) Rol' jestezisa v formirovanii identichnosti naroda. Territorija novyh vozmozhnostej”,Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i servisa,№ 4(27),pp.129–140(in Russian).5.Jerikson,Je. (2000) Op. cit., p.273.6.Ibid.,p.271.7.Stolorou,R., Brandshaft, B. &Atvud,D. (1999) Klinicheskij psihoanaliz. Intersub#ektivnyj podhod,“KogitoCentr”, Moscow,p.131(in Russian).8.Ljojner,H. (1996) Katatimnoe perezhivanie obrazov,Jejdos, Moscow,340 p.(in Russian).9.Obuhov,Ja. L. (1999) Simvoldrama i sovremennyj psihoanaliz: sb. St.,Regioninform, Har'kov,282 p.(in Russian).
Гимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 7
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived18.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.06.15ОпубликованаPublished28.26.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Гимаева Р. М., 2015www.ekoncept.ru
ART15216УДК 159.923.3
Гимаева Рита Маснавиовна,
кандидат психологических наук, сертифицированный психотерапевт по методу «символдрама», доцент кафедры философии и юридической психологии ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивостокgrita1959@yandex.ru
Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью
Аннотация. В статье представлены результаты изучения влияния детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью. На конкретном примере показано негативное влияние недостатка гармоничной аффективной настройки со стороны родителей на формирование идентичности и самооценки. Представлено краткое описание процесса психотерапии случая диффузной личностной и половой идентичности по методу «символдрама».Ключевые слова: личностная идентичность, половая идентичность, детскородительские отношения, символдрама.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Термины «личностная идентичность» и «эгоидентичность» были введены в психологию Э. Эриксоном и означают чувство неизменности и тождественности самому себе, несмотря на происходящие в процессе развития изменения, возможность контроля над собой и чувство целостности [1]. Э.Эриксон особое значение придавал проблеме эгоидентичности и её закрепленияв культурной идентичности, поскольку считал идентичность именно тем органом эго, который в конце ранней юности интегрирует все стадии детского эго и нейтрализуетавтократию инфантильного суперэго.По его мнению, эгоидентичность есть единственныйвнутренний механизм, предотвращающийальянссуперэго с неперестроившимися остаткамилатентной инфантильнойярости. Если же формирование эгоидентичностибыло нарушено, то инфантильные фиксации и иррациональные конфликтыдетства вновь и вновь повторяют свои трюки под разнообразнымимасками,делаяповедение и самочувствие человека в определенных ситуацияхнепонятными и неожиданнымидля него самого и окружающих [2].Исследование идентичности Э. Эриксонпонималстратегическойзадачей своего времени(60егг. ХХ в.), поскольку, как считал ученый, в США пытаютсясоздать суперидентичность из всехидентичностей, привносимых населяющими её иммигрантами; и к тому жепроисходило это в то время,когдабыстро нарастающая механизацияугрожалаэтим, в основномаграрным и аристократическим,идентичностями на их исторической родине [3].Особую актуальность проблеме идентичности придает социальная и политическая ситуация, сложившаяся в современной России. Личностная идентичность формируется в тесной связи с групповой и национальной идентичностью, подвергаясь давлению многочисленных вызовов новейшего времени [4].Знакомясь с судьбамилюдей, изучаяусловияих личностного развитиявпсихоконсультационнойпрактике, можновидеть,какперемены в странезатрагиваютсудьбынашихклиентоввместес их сознательными и бессознательными запросамив наш адрес. Слова Э. Эриксона актуальны и сейчас: «Сегодняшнийпациент страдаетГимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 2
большевсего от отсутствия ответанавопрос, во что емуследуетверитьи кем он долженилифактическимогбыбытьилистать,втовремякак назаре психоанализа пациент страдалбольшевсегоотзапрещений, которые мешали ему бытьтем и таким,какемуказалось,он по сутисвоейявлялся» [5].
Говоря о ценности осознаваемой идентичности,Эриксон приводит в примерЗ.Фрейда: «Высшаяценность того, что Фрейд называл“первенствоминтеллекта”, служилакраеугольным камнемидентичностипервогопсихоаналитика,дающимему точкуопоры в эпохепросвещения,а такжевзрелойидентичности своего собственного народа. Лишьоднажды, в обращениикеврейскомуобществуФрейд призналэто: “тайноезнаниеидентичнойпсихологической конструкции”. Там же(пользуясь скорее поэтичным, чем научным языком) онуказывал на то, что бессознательно, да и сознательно тоже привлекаетвевреях:сильные невербализуемые эмоции и чувстваиясное сознание внутреннейидентичности. Подконецон упомянул две черты, наличием которых, как он считал, былобязансвоемуеврейскомупроисхождению: свободуотпредрассудков, сужавшихиспользованиеинтеллекта, иготовность жить в оппозиции» [6].Идентичность человека складывается под влиянием родителей и общества, в котором он живет, этивлияниятесно связаны между собой, определяятип взаимодействиямежду матерью и ребенком, отношение к себе и миру, к другимлюдям. В современном психоанализе психология самости,илиЯпсихологияХ. Кохута,также рассматриваетэтивопросы, делая акцентнаформированиисамости (сэлф) ребенка нараннихэтапахразвитияподвлиянием родителей.Развитиецелостногонепрерывного чувства себявозможно в том случае, когда родителиудовлетворяютпотребность ребенка в Яобъектныхсвязях. По словам Х. Кохута,«Яобъектнаясвязь образуетсятогда, когдародителиотражают переживанияребенка и чутко откликаются на его развивающиесяпотребности. Если же ребеноклишенопытааффективнойнастройки со сторонызаботящегосялица, то неотраженные чувствапереживаютсяимкак ненормальные. В результате этого происходитотчуждениеотсобственных чувств ивозникает ощущениепотерисубъективнойреальности. В наиболее тяжелыхслучаяхпровал в процессе развитияприводитк полномуотвержениюреальности и разрушению Я» [7]. Целью нашей работы являлось исследование особенностейличностной идентичностиженщин, обращающихся за психологическойпомощью по поводу проблем, связанных с установлениемудовлетворяющих их отношений с мужчинами. Основнымметодомработы был методсимволдрамы, которыйявляется методомглубинноориентированной психотерапии,эффективнымприлеченииневрозовипсихосоматическихзаболеваний,а такженарушений,связанныхсневротическим развитиемличности[8–9].Кроме того, символдрамаимеетдиагностическийаспект. В данной статье представлен краткийанализ влияниядетскородительских отношений на формирование личностнойидентичности, самооценки и идеалов одной изклиенток.
Клиентка Т. И., женщина52лет,имеющая высшееобразование,верующая,прихожанкалютеранскойцеркви,разведенная,матьпятерыхдетей,работающаяпродавцом,обратиласьзапсихологическойпомощьюсоследующейпроблемой:неуверенность в себе, чувствонеадекватностиинеестественностиприобщении,особенно смужчинамииприпоискахработы,чувство«как будтоякакаятонетакая,невзрослая».Приэтомприобщениисмужчинамивроли«своегопарня»Т. И. чувствоваласебядостаточноуверенно,а«науровнеженщина –мужчинатрудно». Указанные проблемысвидетельствуюто диффузной идентичностиТ.И.,что,повидимому,нарядусдругимиеёособенностямисказалось на её жизни. РодителиТ. И. былинаучнымиработниками, отецимелстепень доктора, а мать –кандидатанаук. Клиентка была Гимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 3
первымребенкомвсемье, имеетбрата,который младшееё на пятьлет. Т. И. хорошоучилась в школе, затем окончилауниверситетпоспециальностиродителей и десять лет проработала в научноисследовательскоминституте.В 19летона вышлазамужзабывшегоодноклассника,отношенияскоторымзавязалисьещёвовремяучебывшколе.В 20лет она родилапервуюдочь.Довольноскоро после рождениядочери муж началзлоупотреблятьспиртныминапитками,ипередрождениемвторогоребенка«этообозначилоськакпроблема». Т. И. всяческибороласьспристрастиеммужа,вцеломбезособенныхуспехов. После рождениятретьего ребенкаТ. И.удалосьубедитьмужалечиться,послепредпринятоголечения«нескольколет были благополучными»,и клиентка родила ещёдвоихдетей.Однаковскоре после этого муж опять началпить, и по этойпричине в возрасте45летТ. И. развелась с мужем. Задолго до этого Т. И. ушла работать на завод, быларабочей на вредномпроизводстве, что давалоейвозможность содержатьсемью. Во времена перестройки материальное положение рабочихухудшилось, и Т. И. стала работатьв частных школах преподавателем.К моменту обращенияТ. И. работалапродавцом,периодически меняяместа работы.Приработе с первоначальнымзапросомклиентки состоялось 14сеансов, былииспользованымотивыосновнойступени символдрамы. Приработе с мотивом«цветок» Т. И. представила на зелёномлетнемлугу неестественныйцветокс тремябелымитвердымилепестками, чтоможноинтерпретировать как признакдиффузной(неопределенной) идентичности, так как на субъектном уровне представляемый цветоксимволизируетсамого клиента. Крометого, цветокбылзатерянсредиподобныхсебецветови ничемне отличалсяотних. РисунокцветкабылвыполненналисткебумагиразмеромводнувосьмуючастьлистаформатаА4,чтосвидетельствуетоявнозаниженнойсамооценкеТ. И.,таккакприадекватнойсамооценкерисункиобычновыполняютсяналистеформатаА4.Анализ результатовпроективныхрисуночныхтестовтакжепоказалсниженныйуровеньсамооценки, а такжедиффузнуюполовуюидентичность Т. И.: в тесте«Рисунокчеловека»онаизобразиламужскуюфигуру,а в тесте«Неизвестноеживотное»–животноенеопределенногопола. Кроме того,винтервью ив ходе работы Т. И. рассказывала, что в детстве хотела быть мальчиком, в детскихспектакляхиграламужскиероли,алюбимойодеждойеёбыламатроска. При работе с мотивом«луг» Т. И. представилацветущийлетнийлуг,ноприпопыткепрогулятьсяпонемуоказалось,что это невозможно,так каконзаболочен,арастущаянанемтравабольноранитноги. Образлуга –этоматеринскооральныйсимвол,ипредставленноеразвертываниеобраза свидетельствуетофрустрацииоральныхпотребностейклиенткинапервомгодужизни. Приэтомречьидет не толькои даже не столько об удовлетворениипищевыхпотребностей,ао специфическойоткликаемостиматеринаэмоциональныепотребностиребенка в этомвозрасте,которыеудовлетворяютсядостаточнымконтактом«глазавглаза», телеснымконтактом,непосредственноэмоциональнымобщениемс ребенком.Вскоре, однако,припредставлениитого же образаТ. И. оказаласьназнакомомлугуизсвоегодетства,гдебывалавдетстве,отдыхаянадаче. Пребываниенаэтомлугубылоприятными придающимсилы.Приработе с мотивом«ручей»Т. И. представиламаленькийручеёк, затерянный в траве, его маленькие размеры разочаровалиеё, и,хотяводав ручье былачистойнавид, клиентканезахотелаеёпопробовать. Приследованиивверх по течениюручьяТ. И. быстродостиглаего истока, гдеводаелезаметно сочилась изподземливгустойтраве. Ручей –это также материнскооральныйсимвол, а источникможнорассматриватькак символматеринскойгруди игрудноговскармливания. Образ, представленныйТ. И., инеприятныепереживания,связанныес представлением образаручья,Гимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 4
такжемогутсвидетельствоватьонарушенииэмоциональногоконтактасматерьювраннемвозрасте. При следованиивнизпо течениюручьянаследующем сеансеклиенткабыстродостигламоря,невстретивникакихпрепятствийипреград, и наслаждалась прогулкойпо берегу моря. Следуетотметить,что наэтом этапе работырисункиТ. И.увеличилисьдоформатаА3, что является признаком удовлетворения нарциссических потребностей, а затем клиенткавсегдаиспользовалабумагуформатаА4, что свидетельствует о гармонизации самооценки клиентки.Следующиесеансыбылипосвященыработе с мотивом«гора». Сдиагностической точкизрениякаждый образ можно рассматривать как с объектной,так и субъектнойпозиции. С объектнойточкизрениявоображаемаягора –эторепрезентациянаиболееважныхдляклиентаобъектов.Горыс округлойвершинойсвязаны прежде всегос материнскоженским миром,агорыс остройвершиной –отцовскомужским, поэтомуподъёмнагоруособенноважендляпрорабатыванияэдипальныхпроблем, то есть проблем, связанныхс половойидентификацией, с развитием половой идентичности. К моменту начала терапииотношение Т. И. кматерибыло амбивалентнымидаже в большейстепениотрицательным. Мать в её воспоминаниях представала какчрезвычайно тревожная,хроническиразочарованная в своем холодном и отстраненноммуже, инфантильнаяженщина. Т.И.обвиняламать в эмоциональной холодностипо отношениюксебе,в отсутствиисо стороныматериподдержки,втом, что мать способствовалаотчуждениюТ.И. ототца, таккак постоянножаловаласьнанего, мать критиковала её внешность и«держаланакороткомповодке»своимиболезнями,маленькаяТ.И.часамипросиживала у постелиматери,выслушиваяобвиненияв своембесчувствии,испытывала чувство вины, не понимаясвоейвины.Такимобразом,речьидетобиспользованииребенкадля обслуживания собственнойпотребности в Яобъектахи неуменииразличать и адекватно отвечать на эмоциональные состояния ребенка. В этомслучае ребенокпереживаетсерьезныекрушения в развитииего собственного Я. В частности, такие ситуациисерьезнопрепятствуютпроцессуустановленияграницЯ,так как ребенок чувствуетсебяпринужденнымстановитьсяЯобъектом,в котором нуждаютсяродители, азатем и другие значимыелица, аследовательно, подчинять или диссоциироватьсобственные центральные аффективныекачества, которые вступаютв конфликт с этим требованием. Раннее замужество Т.И.,возможно,объясняетсянедостаткомэмоциональноготеплав отношениях с родителями;втожевремя,пословамклиентки,донынешнеговозрастаеё многие поступкидоказываютейсамой,чтоонаможетпереступитьчерту, которую в детстве мать начертила на балконеикоторую маленькая Татане смелапереступить. Поэтомунеудивительно, что первая гора, которую представилаТ., была«женской», невысокой, чтосвидетельствует о низком уровнепритязанийи самооценкиклиентки,ив нарисованномвидеудивительнонапоминала женские гениталии. Подъемна эту горубыл«нуднымискучным» ине принесТ.И. особогоудовлетворения. Ощущенияотпребываниянавершине«мужской»горывысотойпримерно1000мбылиамбивалентными:с однойстороны,было приятно прижиматься кнагретойсолнцемскале навершине, сдругойстороны,было ощущениедискомфортаотбьющего в глаза солнца и «глубокогоодиночества».Этиощущениясоответствуютчувствам, которыеТ.И.испытывает по отношению к отцу: теплые воспоминания оботношенияхс отцомдо пятилетнего возраста, давление авторитетаотцаи холодность в отношениях снимв подростковомвозрасте и юности.Приработе с мотивом«дом» клиентка представила одинокий двухэтажный каменный дом наопушкелеса ночью. СебяТ. И. представилатринадцатилетнейдевочкой, которуюдом одновременнопривлекал и тревожил.Внутридомоказалсяне такимГимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 5
привлекательным,какснаружи,идажепоразилклиенткумалымколичествомобжитыхкомнат, тогда как при внешнем обзоре все комнатывторого этажа были ярко освещеныи выгляделиочень привлекательно. Согласно существующемуопыту,домпереживаетсяпрежде всегокак выражение собственнойличности или одной из еёчастей. В мотиве«дом» выражаютсяструктуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания,пристрастия,защитныеустановкиистрахи.Этисимволизируемые психические составляющиеотносятсякэмоциональнопереживаемымвданныймоментсамооценкам. В ходетерапииТ. И.отмечала,что всю свою жизньчувствуетсебяподростком,что,возможно,определилоеёвозраствобразе. Однаиз обжитыхкомнатбыластоловойкухней,гдебылооченьчистоинебылоникакихпродуктов,чтосвидетельствуетобэмоциональнойхолодностиматериТ. И.вдетстве. Втораякомнатабыламаленькойуютнойспальней,гденаходиласьдвуспальнаякроватьподбалдахином,чтоотразиложеланиеТ. И.обрестиотношения с мужчиной, в томчислесексуальные. Наличие других«непонятных»комнат,в которые нельзяпроникнуть,удивило и дажеудручилоТ. И., также какито, чтоона с трудомориентировалась в домеиеговнутренняяпланировкасовершенно несовпадала с его фасадом. Приведенное развертываниеобраза говоритодиффузнойидентичностиклиентки, слабой рефлексии своего внутреннего состояния.Приработе с мотивом «опушкалеса» излеса появилось неизвестное животное похожее на собаку, оно несмело приблизилось кТ. И. и стало ласкаться, Т. И. накормилаживотное конфетами. Как правило, существо, выходящее из леса, репрезентирует одну из сторон личности человека, представляющего образ, а кормление символизирует принятие этой стороны своей личности. Прианализе образаТ.И. отмечала свое стремлениепомогать, служить людям, быть нужной.Поокончании первого этапа терапии Т. И. отмечала ее следующие положительные результаты: впервые в жизни ей нравилась своявнешность, она стала более увереннойв себе, ее пересталирасстраивать отрицательные высказыванияв ее адрес, она стала более естественной при общении смужчинами.Вскоре после прохождения терапииу Т.И. завязались отношенияс мужчиной, которыми онаоченьдорожила, несмотрянато, что он, как и бывший муж,склоненк злоупотреблению спиртныминапитками. Т. И. помогала емусправитьсяс егопристрастиемсо всейжертвенностью и самоотверженностью верующейи любящейженщины.За психологической помощьюона обратилась вновь вмоментнебольшого кризиса в их отношениях. При работе с мотивом «сосуд», который символизирует образженственности, Т.И. представила стариннуюметаллическую вазу в музее, где было темно и мрачно. Затемейпредставилсяпир, где ваза стояла настоле и была наполнена вином, рядомс вазой находилсягораздо более красивый и богатоукрашенныйкубок, куда затемибыло налито вино.Эта струявинаи была самимяркимиволнующиммоментомвсегообраза. Как было отмечено выше, представляемый сосудявляетсясимволом–образомженственности женщины, которая представляет этот образ. Таким образом, старинная ваза, вначале находящаясяв музее, символизирует женственность Т.И., а красивый кубок –ее партнера, с которым она щедро делится своими жизненными силами. Прианализеобраза Т. И. отметила, что ее отчастижертвенное поведениепо отношению кпартнеруявляетсяее сознательнымвыбором, продиктованным ее религиознымиубеждениями. Устойчивая и определеннаяэгоидентичность складываетсяв норме к концу юности, позволяячеловеку совершатьосознанные выборы какв профессиональной, так иличнойжизни. По нашим наблюдениям,выборыи решенияТ. И. не свободны отпринудительности. В концевторого этапа Гимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 6
терапииТ. И. было предложено вспомнить свою любимую сказку в качестве проективного теста, так как именно любимая сказка содержит важные для человека представленияо жизненных ценностях и своем месте в жизни. Т.И. рассказаласказку, которую сочинила ее мать и часто рассказывала ейв детстве. В этой сказке рассказываетсяодевочке, живущей в лесуи выходившейлетчика, самолеткоторого потерпел аварию надэтимлесом.Летчиквыздоровел и улетел, а потом, пролетаянадлесом, сбросилдевочкебольшую коробкуконфет. Анализ связи содержания этой сказки с жизнью Т.И. показал ей возможные причины ее сильного желания помогать и жертвовать своими интересами ради близкого человека. Через год Т.И. сообщила о своем расставании с партнером и желании в скором времени переехать в Великобританию к дочери, имея при этомнамерение непременно устроить свою личную жизнь. Таким образом, проведенная психотерапия позволила клиентке осознать и проработать диффузные составляющие своей идентичности, повысить самооценку, наметить собственные позитивные цели дальнейшей жизни.
Ссылки наисточники1.ЭриксонЭ.Детствоиобщество. –СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2000.–416 с.2.Там же. 3.Там же. –С. 260.4.Кирсанова Л.И., Коротина О.А. Роль эстезиса в формировании идентичности народа. Территория новых возможностей//Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. –2014. –№ 4(27).–С. 129–140.5.Эриксон Э. Указ. соч. –С. 273.6.Там же. –С. 271.7.СтолороуР.,БрандшафтБ.,АтвудД.Клиническийпсихоанализ.Интерсубъективныйподход.–М.: «КогитоЦентр», 1999.–С. 131.8.ЛёйнерХ.Кататимноепереживаниеобразов.–М.: Эйдос, 1996.–340 с.9.ОбуховЯ.Л.Символдрамаисовременныйпсихоанализ: сб. ст. –Харьков: Регионинформ, 1999.–282 с.
Rita Gimaeva, Candidate of Psychological Sciences, certified psychotherapist, Associate Professor at the chair of philosophy and Juridical Psychology,Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok grita1959@yandex.ruOn the influence of parentchild relationships indevelopment of personal identity of a woman seeking for psychological helpAbstract.The paperpresents the results of influence of parentchild relationships on formation of personal identity of women seeking psychological help. Aspecific example showsnegative impact of the lack of harmonious affective preferences of parents on formation of identity and selfesteem. The author gives abrief description of psychotherapy method “symboldrama” incases ofdiffuse personal and sexual identity.Keywords:personal identity, gender identity, childparent relationships, symboldrama.References1.Jerikson,Je. (2000) Detstvo i obshhestvo,ZAO ITD “Letnij sad”,St. Petersburg,416 p.(in Russian).2.Ibid. 3.Ibid.,p.260.4.Kirsanova, L. I. &Korotina,O. A. (2014) Rol' jestezisa v formirovanii identichnosti naroda. Territorija novyh vozmozhnostej”,Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i servisa,№ 4(27),pp.129–140(in Russian).5.Jerikson,Je. (2000) Op. cit., p.273.6.Ibid.,p.271.7.Stolorou,R., Brandshaft, B. &Atvud,D. (1999) Klinicheskij psihoanaliz. Intersub#ektivnyj podhod,“KogitoCentr”, Moscow,p.131(in Russian).8.Ljojner,H. (1996) Katatimnoe perezhivanie obrazov,Jejdos, Moscow,340 p.(in Russian).9.Obuhov,Ja. L. (1999) Simvoldrama i sovremennyj psihoanaliz: sb. St.,Regioninform, Har'kov,282 p.(in Russian).
Гимаева Р. М. Влияние детскородительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15216. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15216.htm.–ISSN 2304120X. 7
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived18.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.06.15ОпубликованаPublished28.26.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Гимаева Р. М., 2015www.ekoncept.ru