Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнова
О.
В.,
Дудышева
А.
А. Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 6 (июнь). – С.
231–235. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15220.htm.
Аннотация. В статье представлена авторская методическая система реализации гражданско-патриотического воспитания в профильном географическом образовании, отвечающая идеям культурологического личностно ориентированного обучения. Рассмотрено становление гражданственности и патриотизма в профильном географическом образовании через целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты методической системы.
Ключевые слова:
гражданская позиция, географическое образование, гражданско-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическая ответственность
Текст статьи
Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15220УДК 37.035.6:372.891
Смирнова Оксана Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцентФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгородgeogrovs@yandex.ru
Дудышева Анна Анатольевна,магистрант 2го года обученияФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгородannatime@yandex.ru
Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы
Аннотация.В статье представлена авторская методическая система реализации гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании, отвечающая идеям культурологического личностноориентированного обучения. Рассмотрено становление гражданственности и патриотизма в профильном географическом образовании через целевой, содержательный, процессуальный и результативнооценочный компоненты методической системы.Ключевые слова: географическое образование, гражданскопатриотическое воспитание, гражданская позиция, гражданскопатриотическая ответственность.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современном профильном географическом образовании вопросам воспитания гражданственности, патриотизма, нравственных качеств учащихся отводится важнейшее, общегосударственное значение. Это обусловлено функциями гражданскопатриотического воспитания как воспитания,реализующего непосредственную связь обучения и воспитания с социальной жизнью гражданского общества, формированием всесторонне развитой, моральнонравственной личности.Государственная образовательная политика современной России направлена на формирование гражданскопатриотического общества, что выражается в разработке государственных концепций и программ («Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2012–2016 годы)», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015 годы» и др.), организации и проведении мероприятий общероссийского масштаба. Все это подчеркивает актуальность проблемы гражданскопатриотического воспитания подрастающего поколения. Существенные возможности реализации гражданскопатриотического воспитания имеет профильное географическое образование, содержание которого направлено на развитие культурной личности, способной проявлять высокий уровень гражданскопатриотической ответственности. Однако анализ методической литературы и школьной практики позволил сделать вывод о недостаточной разработанности методики гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании, ее фрагментарности.В рамках работы над магистерской диссертациейнами была сконструирована целостная авторская методическая система, направленная на решение Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 2
данной проблемы. Методическая система (см. рисунок) разработана на двух взаимосвязанных уровнях: теоретикометодологическом (идеи, подходы и принципы, положенные в основу методики реализации гражданскопатриотического воспитания) и методическом, включающем целевой, содержательный, процессуальный и результативнооценочный компоненты. Методологической основой разработки методической системы являются идеи гуманизации образования, геоаксиологизации и средовые идеи. Идея гуманизации основана на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитаниигражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.Идея геоаксиологизации способствует проявлению географических чувств и географических переживаний, географически окрашенных потребностей и мотивов, означиваниюгеографического пространства, осознаниюсобытийности, происходящих в нем социокультурных явлений, восприятиюдуховных символов географической среды, что составляет опорный каркас для становления гражданственности и патриотизма [1].Средовые идеи рассматриваются как пространство, средство и условие становления личности ребенка[2–3]. Они способствуют осмыслению, пониманию и осознанию важности гражданскопатриотической ответственности как качества личности, а также ее роли в обеспечении устойчивого развития.В основу методической системы положены культурологический и личностнодеятельностный подходы, которые базируются на признании индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитии как индивида, наделенного субъектным опытом.
Среди дидактических принципов, направленных на реализацию гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании, нами определены:1.Принцип гуманизации. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, обращение к личности учащегося, становление его жизненной позиции. Основу гуманизации образования составляет воспитание у учащихся таких качеств,как человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее развитие.2.Принцип культурноисторической преемственности. Формирует культуру личности, предполагая усвоение молодежью культурноисторическихособенностей своего края, изучение природного и культурного наследия края, его обычаев и традиций. 3.Принцип социализации подразумевает процесс становления личности, знающей свое общество, моральные установки на основе установления доверительных, субъектсубъектных отношений. 4.Принцип гражданскопатриотической обоснованной деятельности предполагает развитие творческой, коммуникативной, практикоориентированной деятельности, направленной на формирование гражданина России. Данный принцип учитывает возможные последствия своей деятельности для окружающей среды и общества и основан на идее воспитания гражданской культуры личности через личную, социальногрупповую и общественную созидательную деятельность.5.Принцип экологизации обеспечивает взаимосвязь содержания гражданскопатриотического воспитания с идеями геоэкологической науки, развивающейся в русле экологизации географии. Как отмечает профессор Н. Ф. Винокурова, вклад школьной географии в гражданское воспитание определяется в том числе и реализацией её экологического потенциала–раскрытием разнообразных взаимоотношений человека и природы на различных территориальных уровнях, в различные исторические эпохи, экологических проблем, ценностей и норм, экологических императивов, экологической ответственности [4].Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 3
6.Принцип самоидентификации предполагает актуализацию чувства принадлежности учащихся к определенной культуре, к своей малой родине на основе понимания уникальных особенностей своей родины, а также природои культуросообразной деятельности.7.Принцип нравственного выбора реализуется в формировании нравственной позиции личности на основе моральных норм поведения. Принцип основан на важнейших нормативноправовых аспектах, определяющих взаимоотношение между человеком (обществом) и природой.8.Принцип проблемности ориентирован на становление гражданскопатриотической ответственности учащихся посредством решения реальных геоэкологических проблем своей родины. Принцип реализуется через создание проблемных личностносмысловых ситуаций (Н. Ф.Винокурова, Н. Н.Демидова) гражданскопатриотической направленности.9.Принцип персонификации предполагает включение в содержание персоналийзнакомство учащихся с деятельностью великих соотечественников, с именами которых связаны культурногеографические особенности территории родины. Принцип является существенным условием развития у школьников чувств: гордости, любви к родине, ответственности за свой Нижегородский край [12].10.Принцип родиноведения (краеведческий) принцип. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитанияпатриотизма.11.Принцип толерантности выражается в овладении учащимися культурой межличностных отношений. Стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.Выделенные принципы определили второй –методический –уровень методической системы реализации гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании. Целевой компонент методической системы определен в соответствии с идеей о триединстве целей образования и представлен цельюидеалом, цельюсредством и личностноориентированной целью. Цельидеал адекватна цели современного географического образования. Она развивает культурологические и экологические идеи школьного географического образования и выражается в становлении географической и экологической культуры учащихся как составных частей общечеловеческой культуры. Цельсредство определяется планируемыми результатами обучения и воспитания в процессе формирования гражданственности и патриотизма как качеств личности. Цельсубъект направлена на развитие и становление гражданскопатриотической ответственности учащихся.Отбор содержания опирается на принципы экологизации, проблемности, персонификации, культурноисторической преемственности, реализующие культурноэкологический подход и средовые идеи личностноориентированного образования.Отобранное содержание способствует «погружению» школьников в реальную социоприродную среду и реализации учащимися разнообразной гражданскопатриотической деятельности как на уровне родного края, так и на уровне России в целом. Структурирование содержанияопределялось исходя из логикодидактического анализа знаний, предложенного М.К. Ковалевской [5]. Структура содержания включает базовые теоретические, эмпирические и методологические знания о родном крае.
Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 4
Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 5
Содержательный компонент методической системы представлен: когнитивным (знания о природосоциокультурном пространстве России, культурноисторическом освоении территории, культурных ландшафтах, традициях, экологических проблемах и путях их решения, природном и культурном наследии России, устойчивом развитиитерритории, роли наших соотечественниковпатриотов в развитии России); ценностнонормативным (общечеловеческие нормы, мораль, толерантность, духовные и культурные ценности); деятельностным (гражданскообоснованные способы жизнедеятельности) и личностным (результаты гражданскопатриотического воспитания учащихся средствами профильного географического образования, полученные в ходе их деятельности в рамках кружка «Я патриот Нижегородского края») аспектами.Процессуальный компонент отражает этапы формированиягражданскопатриотической культуры личности [2]: мотивационноценностный, когнитивный, волевой: 1)мотивационноценностный предполагает мотивацию и гражданскопатриотическую самоидентификацию; обеспечивает формирование общего представления учащихся о понятиях «гражданственность», «патриотизм», «любовь к родине», «ответственность за родной край»;2)когнитивный–предполагает осмысление, осознание и выработку гражданской позиции; ориентирован на взгляды, идеи, убеждениякак результат функционирования гражданского сознания, которые складываются в гражданское мышление; 3)поведенческий–становление гражданскопатриотической ответственности и осуществление гражданских поступков; «погружение» учащихся в мир реальных проблем своей родины и реализация ответственности. Технологический компонент методической системы построен с учетом специфики содержательного компонента и базируется на технологии проектного обучения. Применение в качестве методологической основы нашего исследования культурологического подходаобращает особое внимание на выбор соответствующего дидактического инструментария –форм, методов и методических приемов реализации гражданского воспитания учащихся. Подчеркнем, что в нашем исследовании они комплиментарны целям и содержанию, соотносятся со спецификой каждого выделенного нами этапа и направлены на последовательное формирование гражданскопатриотической ответственности. Отобранные нами методы входят в дидактический арсенал личностноориентированного обучения и вместе обеспечивают комплексное, разностороннее развитие всех сфер сознания личности при изучении географии родного края. Итак, ключевая роль в нашем исследовании принадлежит созданию диалоговых ситуаций при помощи различных видов диалога, проблемно ориентированных ситуаций, группе методов иметодических приемов, разработанных специалистами в области экологической психологии С.Д.Дерябо и В.А. Ясвиным (методы, классифицируемые по различным сферам сознания личности) [6], а также методам формирования эмоциональноценностного отношения, разработаннымдоктором педагогических наук В.В. Николиной [7]. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования и концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования необходимым условием перехода к профильному обучению становится введение в учебный процесс элективных курсов. Такие курсы являются средством дифференциации и индивидуализации обучения и позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Элективные курсы, в том числе и практикоориентированные, призваны стать тем «образовательным пространством», способствующим самоопределению учащихся в дальнейшей Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 6
жизни. Ориентируясь на эти задачи,мыразработалиэлективныйкурс «Япатриот Нижегородского края». Элективный курс как форма организации учебного процесса, рассчитанная на самостоятельную исследовательскую деятельность, решение творческих задач и практическое воплощение этих решений, приобретает особое значение в восстановлении гражданской ответственности. Он создает познавательную, ценностную, деятельностную основудля решения проблем гражданскопатриотической тематики.Элективный курс «Япатриот Нижегородского края»обеспечивает функционально полное раскрытие взаимодействия человека и природы на разных территориальных уровнях:региональном, локальном на основе принятия гражданскопатриотических норм и ценностей. Авторский элективный курс «Япатриот Нижегородского края»дополняет и обогащает основной курс географии России идеями культурологического личностноориентированного обучения и направлен на выработку у учащихся чётко сформированной гражданскопатриотической позиции, развитие духовнонравственных качеств, экологогеографических знаний о родном крае и гражданскопатриотической обоснованной деятельности. Разработанный элективный курс имеет четкую последовательность и логику построения учебного материала. В соответствии со спецификой процессуального компонента методической системы реализации гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании, элективный курс включает несколько этапов. Каждому из этапов соответствуют конкретные методы и методические приемы обучения, а также ответствующая целям конкретного этапа проектная технология. На мотивационноценностном этапе происходит мотивация и самоидентификация учащихся, ориентация на ценностные установки, такие как гражданственность, патриотизм, уважение прав и достоинства человека; сотрудничество; терпимость; справедливость; открытость; честность; законопослушание; ответственность. На данном этапе реализуется учебный проект гражданскопатриотической самоидентификации «Что значит быть гражданином, патриотом?».Второй –когнитивный –этап характеризуется формированием гражданскопатриотической позиции и включает в себя взгляды, идеи, убеждениякак результат функционирования гражданскопатриотического сознания, которые складываются в гражданскопатриотическое мышление. Реализуются проекты утверждения гражданскопатриотических позиций: «География Нижегородского края в лицах»; «Природное и культурное наследие малой родины».На поведенческом этапе осуществляется гражданская социально преобразующая деятельность и проявляется осознанная гражданская ответственность учащихся за родной край. Этап направлен на накопление опыта реальных социально значимых дел, участиев гражданских объединениях, акциях, сохранение природной и культурной среды народа и малой родины. Именно в такой деятельности проявляется приверженность нормам, идеалам. На данном этапе осуществляется проект «Нижегородский край третьего тысячелетия».Результативнооценочный компонент уточнялся на основе исследований И.Я.Лернера (знания), В.Н. Мясищева (нравственное отношение), А.А. Лощиловой (гражданскопатриотическая ответственность). Разработанная авторская методическая система гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании проходит апробацию в школе №178 г. Н. Новгорода и показывает высокие результаты.
Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 7
Ссылки на источники1.ВинокуроваН.Ф. Геоэкологическое образование–вектор инноваций обучения географии в контексте идей устойчивого развития // Инновационные процессы в современной географии: научные и образовательные аспекты: материалы междунар.науч.практ.конф., Н. Новгород, 25–27 октября 2012 года. –Н. Новгород: ОООТипография «Поволжье», 2012. –С. 437–447.2.Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. –2е изд., перераб. –М., 2002. –157 с.3.Щуркова Н. Е. Культура современного урока. –М., 2000. –112 с.4.Винокурова Н. Ф. Указ. соч.5.Ковалевская М. К. Логикодидактический анализ научного географического знания как метод построения учебного предмета // Новое в педагогических науках. –М.,1980.–№ 2.–С. 98–112.6.ДерябоС.Д. Экологическая педагогика и психология. –Ростовн/Д., 1996. –480 с.7.НиколинаВ.В. Теоретические проблемы личностноориентированного географического образования//География –школе: сб. науч. тр. –СПб.,2000. –С. 19–24.
OksanaSmirnova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod TeacherTraining State University after K.Minin, Nizhny Novgorodgeogrovs@yandex.ru Anna Dudysheva,Master student, Nizhny Novgorod TeacherTraining State University after K.Minin, Nizhny Novgorodannatime@yandex.ruCivilpatriotic upbringingin specialized geographic education: methodological groundsAbstract.The paperpresents the author's methodical system of realization of civilpatriotic education in specialized geographic education that meets the cultural ideasof studentoriented learnings. Theauthors viewformation of civic consciousness and patriotism in the relevant geographic education through targeted, meaningfuland effective procedure and evaluation methodological components of the system.Key words:geographical education, civil and patriotic education, citizenship, civic and patriotic responsibility.References1.Vinokurova,N. F.(2012)“Geojekologicheskoe obrazovanie –vektor innovacij obuchenija geografii v kontekste idej ustojchivogo razvitija”,Innovacionnye processy v sovremennoj geografii: nauchnye i obrazovatel'nye aspekty:materialy mezhdunar. nauchn.prakt. konf., N. Novgorod, 25–27 oktjabrja 2012 goda, OOO Tipografija “Povolzh'e”, N. Novgorod,pp.437–447(in Russian).2.Manujlov,Ju. S.(2002) Sredovoj podhod v vospitanii,2e izd., pererab.,Moscow,157 p.(in Russian).3.Shhurkova,N. E. (2000) Kul'tura sovremennogo uroka,Moscow,112 p.(in Russian).4.Vinokurova,N. F.(2012) Op. cit.5.Kovalevskaja,M. K. (1980) “Logikodidakticheskij analiznauchnogo geograficheskogo znanija kak metodpostroenija uchebnogo predmeta”,Novoe v pedagogicheskih naukah,Moscow,№ 2,pp.98–112(in Russian).6.Derjabo,S.D. (1996) Jekologicheskaja pedagogika i psihologija,Rostov n/D., 480 p.(in Russian).7.Nikolina,V. V. (2000) “Teoreticheskie problemy lichnostnoorientirovannogo geograficheskogo obrazovanija”,Geografija –shkole: sb. nauch. tr.,St. Petersburg,pp.19–24(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived25.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review26.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication26.06.15ОпубликованаPublished29.06.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Смирнова О. В., Дудышева А. А., 2015www.ekoncept.ru
ART15220УДК 37.035.6:372.891
Смирнова Оксана Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцентФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгородgeogrovs@yandex.ru
Дудышева Анна Анатольевна,магистрант 2го года обученияФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгородannatime@yandex.ru
Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы
Аннотация.В статье представлена авторская методическая система реализации гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании, отвечающая идеям культурологического личностноориентированного обучения. Рассмотрено становление гражданственности и патриотизма в профильном географическом образовании через целевой, содержательный, процессуальный и результативнооценочный компоненты методической системы.Ключевые слова: географическое образование, гражданскопатриотическое воспитание, гражданская позиция, гражданскопатриотическая ответственность.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современном профильном географическом образовании вопросам воспитания гражданственности, патриотизма, нравственных качеств учащихся отводится важнейшее, общегосударственное значение. Это обусловлено функциями гражданскопатриотического воспитания как воспитания,реализующего непосредственную связь обучения и воспитания с социальной жизнью гражданского общества, формированием всесторонне развитой, моральнонравственной личности.Государственная образовательная политика современной России направлена на формирование гражданскопатриотического общества, что выражается в разработке государственных концепций и программ («Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2012–2016 годы)», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015 годы» и др.), организации и проведении мероприятий общероссийского масштаба. Все это подчеркивает актуальность проблемы гражданскопатриотического воспитания подрастающего поколения. Существенные возможности реализации гражданскопатриотического воспитания имеет профильное географическое образование, содержание которого направлено на развитие культурной личности, способной проявлять высокий уровень гражданскопатриотической ответственности. Однако анализ методической литературы и школьной практики позволил сделать вывод о недостаточной разработанности методики гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании, ее фрагментарности.В рамках работы над магистерской диссертациейнами была сконструирована целостная авторская методическая система, направленная на решение Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 2
данной проблемы. Методическая система (см. рисунок) разработана на двух взаимосвязанных уровнях: теоретикометодологическом (идеи, подходы и принципы, положенные в основу методики реализации гражданскопатриотического воспитания) и методическом, включающем целевой, содержательный, процессуальный и результативнооценочный компоненты. Методологической основой разработки методической системы являются идеи гуманизации образования, геоаксиологизации и средовые идеи. Идея гуманизации основана на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитаниигражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.Идея геоаксиологизации способствует проявлению географических чувств и географических переживаний, географически окрашенных потребностей и мотивов, означиваниюгеографического пространства, осознаниюсобытийности, происходящих в нем социокультурных явлений, восприятиюдуховных символов географической среды, что составляет опорный каркас для становления гражданственности и патриотизма [1].Средовые идеи рассматриваются как пространство, средство и условие становления личности ребенка[2–3]. Они способствуют осмыслению, пониманию и осознанию важности гражданскопатриотической ответственности как качества личности, а также ее роли в обеспечении устойчивого развития.В основу методической системы положены культурологический и личностнодеятельностный подходы, которые базируются на признании индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитии как индивида, наделенного субъектным опытом.
Среди дидактических принципов, направленных на реализацию гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании, нами определены:1.Принцип гуманизации. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, обращение к личности учащегося, становление его жизненной позиции. Основу гуманизации образования составляет воспитание у учащихся таких качеств,как человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее развитие.2.Принцип культурноисторической преемственности. Формирует культуру личности, предполагая усвоение молодежью культурноисторическихособенностей своего края, изучение природного и культурного наследия края, его обычаев и традиций. 3.Принцип социализации подразумевает процесс становления личности, знающей свое общество, моральные установки на основе установления доверительных, субъектсубъектных отношений. 4.Принцип гражданскопатриотической обоснованной деятельности предполагает развитие творческой, коммуникативной, практикоориентированной деятельности, направленной на формирование гражданина России. Данный принцип учитывает возможные последствия своей деятельности для окружающей среды и общества и основан на идее воспитания гражданской культуры личности через личную, социальногрупповую и общественную созидательную деятельность.5.Принцип экологизации обеспечивает взаимосвязь содержания гражданскопатриотического воспитания с идеями геоэкологической науки, развивающейся в русле экологизации географии. Как отмечает профессор Н. Ф. Винокурова, вклад школьной географии в гражданское воспитание определяется в том числе и реализацией её экологического потенциала–раскрытием разнообразных взаимоотношений человека и природы на различных территориальных уровнях, в различные исторические эпохи, экологических проблем, ценностей и норм, экологических императивов, экологической ответственности [4].Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 3
6.Принцип самоидентификации предполагает актуализацию чувства принадлежности учащихся к определенной культуре, к своей малой родине на основе понимания уникальных особенностей своей родины, а также природои культуросообразной деятельности.7.Принцип нравственного выбора реализуется в формировании нравственной позиции личности на основе моральных норм поведения. Принцип основан на важнейших нормативноправовых аспектах, определяющих взаимоотношение между человеком (обществом) и природой.8.Принцип проблемности ориентирован на становление гражданскопатриотической ответственности учащихся посредством решения реальных геоэкологических проблем своей родины. Принцип реализуется через создание проблемных личностносмысловых ситуаций (Н. Ф.Винокурова, Н. Н.Демидова) гражданскопатриотической направленности.9.Принцип персонификации предполагает включение в содержание персоналийзнакомство учащихся с деятельностью великих соотечественников, с именами которых связаны культурногеографические особенности территории родины. Принцип является существенным условием развития у школьников чувств: гордости, любви к родине, ответственности за свой Нижегородский край [12].10.Принцип родиноведения (краеведческий) принцип. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитанияпатриотизма.11.Принцип толерантности выражается в овладении учащимися культурой межличностных отношений. Стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.Выделенные принципы определили второй –методический –уровень методической системы реализации гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании. Целевой компонент методической системы определен в соответствии с идеей о триединстве целей образования и представлен цельюидеалом, цельюсредством и личностноориентированной целью. Цельидеал адекватна цели современного географического образования. Она развивает культурологические и экологические идеи школьного географического образования и выражается в становлении географической и экологической культуры учащихся как составных частей общечеловеческой культуры. Цельсредство определяется планируемыми результатами обучения и воспитания в процессе формирования гражданственности и патриотизма как качеств личности. Цельсубъект направлена на развитие и становление гражданскопатриотической ответственности учащихся.Отбор содержания опирается на принципы экологизации, проблемности, персонификации, культурноисторической преемственности, реализующие культурноэкологический подход и средовые идеи личностноориентированного образования.Отобранное содержание способствует «погружению» школьников в реальную социоприродную среду и реализации учащимися разнообразной гражданскопатриотической деятельности как на уровне родного края, так и на уровне России в целом. Структурирование содержанияопределялось исходя из логикодидактического анализа знаний, предложенного М.К. Ковалевской [5]. Структура содержания включает базовые теоретические, эмпирические и методологические знания о родном крае.
Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 4
Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 5
Содержательный компонент методической системы представлен: когнитивным (знания о природосоциокультурном пространстве России, культурноисторическом освоении территории, культурных ландшафтах, традициях, экологических проблемах и путях их решения, природном и культурном наследии России, устойчивом развитиитерритории, роли наших соотечественниковпатриотов в развитии России); ценностнонормативным (общечеловеческие нормы, мораль, толерантность, духовные и культурные ценности); деятельностным (гражданскообоснованные способы жизнедеятельности) и личностным (результаты гражданскопатриотического воспитания учащихся средствами профильного географического образования, полученные в ходе их деятельности в рамках кружка «Я патриот Нижегородского края») аспектами.Процессуальный компонент отражает этапы формированиягражданскопатриотической культуры личности [2]: мотивационноценностный, когнитивный, волевой: 1)мотивационноценностный предполагает мотивацию и гражданскопатриотическую самоидентификацию; обеспечивает формирование общего представления учащихся о понятиях «гражданственность», «патриотизм», «любовь к родине», «ответственность за родной край»;2)когнитивный–предполагает осмысление, осознание и выработку гражданской позиции; ориентирован на взгляды, идеи, убеждениякак результат функционирования гражданского сознания, которые складываются в гражданское мышление; 3)поведенческий–становление гражданскопатриотической ответственности и осуществление гражданских поступков; «погружение» учащихся в мир реальных проблем своей родины и реализация ответственности. Технологический компонент методической системы построен с учетом специфики содержательного компонента и базируется на технологии проектного обучения. Применение в качестве методологической основы нашего исследования культурологического подходаобращает особое внимание на выбор соответствующего дидактического инструментария –форм, методов и методических приемов реализации гражданского воспитания учащихся. Подчеркнем, что в нашем исследовании они комплиментарны целям и содержанию, соотносятся со спецификой каждого выделенного нами этапа и направлены на последовательное формирование гражданскопатриотической ответственности. Отобранные нами методы входят в дидактический арсенал личностноориентированного обучения и вместе обеспечивают комплексное, разностороннее развитие всех сфер сознания личности при изучении географии родного края. Итак, ключевая роль в нашем исследовании принадлежит созданию диалоговых ситуаций при помощи различных видов диалога, проблемно ориентированных ситуаций, группе методов иметодических приемов, разработанных специалистами в области экологической психологии С.Д.Дерябо и В.А. Ясвиным (методы, классифицируемые по различным сферам сознания личности) [6], а также методам формирования эмоциональноценностного отношения, разработаннымдоктором педагогических наук В.В. Николиной [7]. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования и концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования необходимым условием перехода к профильному обучению становится введение в учебный процесс элективных курсов. Такие курсы являются средством дифференциации и индивидуализации обучения и позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Элективные курсы, в том числе и практикоориентированные, призваны стать тем «образовательным пространством», способствующим самоопределению учащихся в дальнейшей Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 6
жизни. Ориентируясь на эти задачи,мыразработалиэлективныйкурс «Япатриот Нижегородского края». Элективный курс как форма организации учебного процесса, рассчитанная на самостоятельную исследовательскую деятельность, решение творческих задач и практическое воплощение этих решений, приобретает особое значение в восстановлении гражданской ответственности. Он создает познавательную, ценностную, деятельностную основудля решения проблем гражданскопатриотической тематики.Элективный курс «Япатриот Нижегородского края»обеспечивает функционально полное раскрытие взаимодействия человека и природы на разных территориальных уровнях:региональном, локальном на основе принятия гражданскопатриотических норм и ценностей. Авторский элективный курс «Япатриот Нижегородского края»дополняет и обогащает основной курс географии России идеями культурологического личностноориентированного обучения и направлен на выработку у учащихся чётко сформированной гражданскопатриотической позиции, развитие духовнонравственных качеств, экологогеографических знаний о родном крае и гражданскопатриотической обоснованной деятельности. Разработанный элективный курс имеет четкую последовательность и логику построения учебного материала. В соответствии со спецификой процессуального компонента методической системы реализации гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании, элективный курс включает несколько этапов. Каждому из этапов соответствуют конкретные методы и методические приемы обучения, а также ответствующая целям конкретного этапа проектная технология. На мотивационноценностном этапе происходит мотивация и самоидентификация учащихся, ориентация на ценностные установки, такие как гражданственность, патриотизм, уважение прав и достоинства человека; сотрудничество; терпимость; справедливость; открытость; честность; законопослушание; ответственность. На данном этапе реализуется учебный проект гражданскопатриотической самоидентификации «Что значит быть гражданином, патриотом?».Второй –когнитивный –этап характеризуется формированием гражданскопатриотической позиции и включает в себя взгляды, идеи, убеждениякак результат функционирования гражданскопатриотического сознания, которые складываются в гражданскопатриотическое мышление. Реализуются проекты утверждения гражданскопатриотических позиций: «География Нижегородского края в лицах»; «Природное и культурное наследие малой родины».На поведенческом этапе осуществляется гражданская социально преобразующая деятельность и проявляется осознанная гражданская ответственность учащихся за родной край. Этап направлен на накопление опыта реальных социально значимых дел, участиев гражданских объединениях, акциях, сохранение природной и культурной среды народа и малой родины. Именно в такой деятельности проявляется приверженность нормам, идеалам. На данном этапе осуществляется проект «Нижегородский край третьего тысячелетия».Результативнооценочный компонент уточнялся на основе исследований И.Я.Лернера (знания), В.Н. Мясищева (нравственное отношение), А.А. Лощиловой (гражданскопатриотическая ответственность). Разработанная авторская методическая система гражданскопатриотического воспитания в профильном географическом образовании проходит апробацию в школе №178 г. Н. Новгорода и показывает высокие результаты.
Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданскопатриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15220. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15220.htm.–ISSN 2304120X. 7
Ссылки на источники1.ВинокуроваН.Ф. Геоэкологическое образование–вектор инноваций обучения географии в контексте идей устойчивого развития // Инновационные процессы в современной географии: научные и образовательные аспекты: материалы междунар.науч.практ.конф., Н. Новгород, 25–27 октября 2012 года. –Н. Новгород: ОООТипография «Поволжье», 2012. –С. 437–447.2.Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. –2е изд., перераб. –М., 2002. –157 с.3.Щуркова Н. Е. Культура современного урока. –М., 2000. –112 с.4.Винокурова Н. Ф. Указ. соч.5.Ковалевская М. К. Логикодидактический анализ научного географического знания как метод построения учебного предмета // Новое в педагогических науках. –М.,1980.–№ 2.–С. 98–112.6.ДерябоС.Д. Экологическая педагогика и психология. –Ростовн/Д., 1996. –480 с.7.НиколинаВ.В. Теоретические проблемы личностноориентированного географического образования//География –школе: сб. науч. тр. –СПб.,2000. –С. 19–24.
OksanaSmirnova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod TeacherTraining State University after K.Minin, Nizhny Novgorodgeogrovs@yandex.ru Anna Dudysheva,Master student, Nizhny Novgorod TeacherTraining State University after K.Minin, Nizhny Novgorodannatime@yandex.ruCivilpatriotic upbringingin specialized geographic education: methodological groundsAbstract.The paperpresents the author's methodical system of realization of civilpatriotic education in specialized geographic education that meets the cultural ideasof studentoriented learnings. Theauthors viewformation of civic consciousness and patriotism in the relevant geographic education through targeted, meaningfuland effective procedure and evaluation methodological components of the system.Key words:geographical education, civil and patriotic education, citizenship, civic and patriotic responsibility.References1.Vinokurova,N. F.(2012)“Geojekologicheskoe obrazovanie –vektor innovacij obuchenija geografii v kontekste idej ustojchivogo razvitija”,Innovacionnye processy v sovremennoj geografii: nauchnye i obrazovatel'nye aspekty:materialy mezhdunar. nauchn.prakt. konf., N. Novgorod, 25–27 oktjabrja 2012 goda, OOO Tipografija “Povolzh'e”, N. Novgorod,pp.437–447(in Russian).2.Manujlov,Ju. S.(2002) Sredovoj podhod v vospitanii,2e izd., pererab.,Moscow,157 p.(in Russian).3.Shhurkova,N. E. (2000) Kul'tura sovremennogo uroka,Moscow,112 p.(in Russian).4.Vinokurova,N. F.(2012) Op. cit.5.Kovalevskaja,M. K. (1980) “Logikodidakticheskij analiznauchnogo geograficheskogo znanija kak metodpostroenija uchebnogo predmeta”,Novoe v pedagogicheskih naukah,Moscow,№ 2,pp.98–112(in Russian).6.Derjabo,S.D. (1996) Jekologicheskaja pedagogika i psihologija,Rostov n/D., 480 p.(in Russian).7.Nikolina,V. V. (2000) “Teoreticheskie problemy lichnostnoorientirovannogo geograficheskogo obrazovanija”,Geografija –shkole: sb. nauch. tr.,St. Petersburg,pp.19–24(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived25.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review26.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication26.06.15ОпубликованаPublished29.06.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Смирнова О. В., Дудышева А. А., 2015www.ekoncept.ru