Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15229.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы психолого-педагогических и психолингвистических особенностей развития речи младших школьников в период обучения. При овладении речью слово является для ребенка лишь сигналом, который направляет ориентировочную деятельность по отношению к чувственно воспринимаемым им объектам так, что в результате происходит их сближение, приравнивание одного к другому в определенном отношении и одновременно отличие их от других, внешне похожих на них объектов. Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражений предметов и явлений в сознании. Речь является одной из центральных психических функций, имеет решающее влияние на формирование личности, мышления. Именно поэтому основная задача школьного курса родного языка – развитие речи учащихся, которое следует неразрывно связывать с развитием мышления, потому что речь без мышления – это праздное говорение, а мышление без речи – нереальное. Образовательный процесс в условиях современной школы имеет немало возможностей для решения проблем, которые беспокоят специалистов. Эти возможности используются не в полной мере, о чем свидетельствуют противоречия, которые рассматриваются в данной статье.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ткаченко Л. В. Психологопедагогические и психолингвистические особенно0сти развития речи младших школьников в период обучения грамоте// Кон0цепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15229. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15229.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15229УДК 37.032

Ткаченко Лариса Васильевна,кандидат филологических наук,доцент кафедры педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкийгосударственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкийphdpu_pedagogika@mail.ru

Психологопедагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте

Аннотация.В статье рассмотрены проблемы психологопедагогических и психолингвистических особенностей развития речи младших школьников в период обучения. При овладении речью слово является для ребенка лишь сигналом, который направляет ориентировочную деятельность поотношению к чувственно воспринимаемымим объектамтак, что в результате происходит их сближение, приравнивание одного к другому в определенном отношении и одновременно отличие их от других, внешне похожих на них объектов. Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражений предметов и явлений в сознании.Речь является одной из центральных психических функций, имеет решающее влияние на формирование личности, мышления. Именно поэтому основнаязадачашкольного курса родного языка –развитие речи учащихся, которое следует неразрывно связывать с развитием мышления, потому что речь без мышления –это праздное говорение, а мышление без речи –нереальное. Образовательный процесс в условиях современной школы имеет немало возможностей для решения проблем, которые беспокоят специалистов. Эти возможности используются не в полной мере, о чем свидетельствуют противоречия, которые рассматриваются в даннойстатье. Ключевые слова: младшие школьники, развитие речи, психологопедагогические особенности.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Постановка проблемыобусловленаконцептуальнымиположениямиГосударственногостандартаначального образования, которые предусматриваютнаряду слингвистическойподготовкойприобретение детьмидостаточноголичностногоопыта, культурыобщенияисотрудничества в различныхвидахдеятельности. Курс украинского языка–важная составляющаясодержанияначального образования, поскольку он является не толькоотдельнымучебнымпредметом, но ивыступаетсредствомосвоениявсехдругихшкольныхдисциплин. Его основнаяцель–развитиеуменийинавыковустной речи; углублениезнанийобустной и письменной, диалогическойимонологическойречи,особенностяхвысказываний, обусловленныхихкоммуникативнымизадачами, ситуациейобщения.Психолингвистика рассматривает речь как один из видов целеустремленной деятельности человека, подчиненной общим закономерностям организации деятельности. Основными направлениями исследования являются: модели грамматического порождения высказываний (Е.М. Верещагин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова); механизмы восприятия и понимания семантической стороны речи, а также закономерности семантической организации языковых способностей человека (А.А.Брудный, А.П.Клименко и др.), возможна организация восприятия речи (Р.М.Фрумкина и др.). Ткаченко Л. В. Психологопедагогические и психолингвистические особенно0сти развития речи младших школьников в период обучения грамоте// Кон0цепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15229. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15229.htm.2ISSN 2304120X. 2

Речь человека непосредственно связана с мышлением. В любом виде мышления проявляется роль речи. Содержание и формаречи человека зависят от его профессии, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояния. Полноценное владение речью предусматривает адекватное усвоениеипорождение речи в единстве его формы и содержания. Однако поведение и умственная деятельность человека в онтогенезе, особенно в раннем, развиваются путем личного практического познания реальности, а речевая деятельность почти исключительнопутем усвоения готовых образцов, изменять которые человек практически не может. Коррекция поведения и коррекция речи, которая происходит со стороны, осуществляется отдельно, причем нормативноеповедение, особенно в начале систематического школьного обучения, является социально более важным, чем нормативная речь [1].Вполне понятно, пишет Т.А. Пироженко,и то, что речевые достижения ребенка как отражение опыта межличностных отношений отражают такие личностнозначимые психологические феномены, как статус ребенка в семье и группе детей, отношение окружающих к ребенку, что проявляетсяв оценке. Но кроме внешних характеристикотношений ребенка с окружениемважнои личное отношение малыша к окружающим людям, к самому себе [2].Цель статьи–раскрытие психологопедагогических и психолингвистических особенностей развития речи младших школьников в период обучения грамоте.Речевой навык формируется на основе микроузуса семьи, возрастной, профессиональной и другой групп. Дальнейшее совершенствование речи, приближение еек норме или преобразование в нормативнуюдостигаются в процессе ееиспользования, а не на основе знаний [3].Психолингвисты утверждают, что на первых этапах овладения речью слово является для ребенка лишь сигналом, который направляет ориентировочную деятельность по отношению к чувственно воспринимаемымим объектамтак, что в результате происходит их сближение, приравнивание одного к другому в определенном отношении и одновременно отличие их от других, внешне похожих на них объектов. Иными словами, происходит их обобщение и анализ, но уже на новом уровне –в общественной практике, чтозакрепленов значениисоответствующего слова. Слово–средство образования и выражения понятий, суждений, отражений предметов и явлений в сознании.Усвоениеязыка ребенком протекает спонтанно, естественно и без какихлибо усилий с его стороны. Эти особенностистановления языка и речи детей связаны с процессами физиологического созревания центральной системы и с определенной ее пластичностью в этот период. Нормальное формирование систем, обеспечивающих усвоение речи, требует их современной стимуляции речевыми сигналами. При недостаточной стимуляции (например, изза нарушения слуха) процессы усвоения речи задерживаются [4].Ребенок еще до сложившейся структуры языка речи пользуется речью, что и является самообучением. Этот парадокс объясняется тем, что словоформане обладает конкретным лексическим значением, а имя без словоформы не может сочетаться с другим именем и,соответственно,образовывать смысловую связь. Отсюда следует, вопервых, то, что самообучениеидет сразу по всей вертикали структуры речии,вовторых, то, что предложение (грамматика) и текст комплементарны. Без грамматики не может быть текста, а без текста не возникает намерений строить предложения, из которых он состоит.Развитая речь человека –не только форма мысли, но и сама мысль, спутник мышления, сознания, источник памяти. Созданные с помощью языка образы, описания событий, качеств, свойств самых разнообразных проявлений материальной и дуТкаченко Л. В. Психологопедагогические и психолингвистические особенно0сти развития речи младших школьников в период обучения грамоте// Кон0цепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15229. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15229.htm.2ISSN 2304120X. 3

ховной жизни людей являются высшим актом познавательной деятельности человека. «Языковое поведение,–пишет И.А. Синица, –часть общего поведения человека, оно говорит как об уровне умственного развития, так и об уровне его воспитания. Оно представляет человека в целом»[5].Речь является одной из центральных психических функций, имеет решающее влияниена формирование личности, мышления. Именно поэтому основнаязадачашкольного курса родного языка –развитие речи учащихся, которое следует неразрывно связывать с развитием мышления, потому что речь без мышления –это праздное говорение, а мышление без речи –нереальное. Уровень развития как мышления,так и речи ребенка прямо пропорционально зависит от его словарного запаса. Чем богаче словарь, тем проницательнее он видит мир, тоньше вычленяет явления, точнее воспринимает услышанное и прочитанное, четко формулирует и выражает свои мысли.Связь речи и мышления составляет основу логичности речи. Не случайно в народе говорят: прежде, чем сказать, следует подумать. Требование же это нацеливает говорящего на то, чтобы ни семантика слова, ни смысловые связи языковых единиц (слов и частей сложных предложений) не противоречили логике, то есть внутренней закономерности связи слов или предикативных частей в сложных предложениях, и чтобы обоснование излагаемого опиралось на причинноследственные отношения. Для достижения этого, отмечает С.И. Дорошенко, надо стремиться, вопервых, к точности и логичности –разные качества; вовторых, к правильной семантической организации высказываний предложений; втретьих, к их смысловой и композиционной законченности. Несоблюдение этих условий влечет алогичность (противоречивость, нелепость) речи [6]. Закономерным является то, что, ставя целью достижение мыслительного развития, мы тем самым закладываем основу для речевого совершенствования [7].В процессе психического развития ребенка его речь формируется поэтапно, благодаря взаимодействию процессов общения, которые постоянно усложняются, и становлению других видов деятельности, которые лежат в основе речи. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к школьному обучению. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметомв начальной школе, так как он “проникает”в другие предметы, сочетает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность [8]».В.А. Сухомлинский писал: «Чем глубже человек познает тонкости родного языка, тем тоньше его восприимчивость к игре оттенков родного слова, тем более подготовленный его ум к овладению языками других народов, тем активнее воспринимает сердце красоту слова [9]».А.М. Богуш говорит о том, что речеобразовательная деятельность происходит на уровне связного высказывания, которое является следующим после словотворчества этапом, на нем ребенок приобретает знания о языке и речи, активно и творчески относится к процессу освоения языка, формируя умения и навыки[10].Исследования в области психолингвистики (А.А. Леонтьев, Л.В. Выготский, С.Л.Рубинштейн) дают основания утверждать, что для полноценного общения человек должен обладать целым рядом умений: вопервых, быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; вовторых, правильно спланировать свою речь; втретьих, найти адекватные средства для передачи его содержания. Сам языковой процесс ученые определяют как творческий, поскольку одну и ту же мысль разные люди передают поразному [11].Развивать детское творчество на уроках языка, по определению К.Д. Ушинского, значит развивать ту врожденную душевную способность, которую называют даром Ткаченко Л. В. Психологопедагогические и психолингвистические особенно0сти развития речи младших школьников в период обучения грамоте// Кон0цепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15229. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15229.htm.2ISSN 2304120X. 4

слова, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и добиваться усвоения ими логики этого языка, то есть ее грамматических законов в их логической системе [12].Одной из важнейших составляющих формирования детской личности, и в частности готовности ее к школьному обучению, С. Демьяненко считает речевое развитие. Важное место среди задач обучения грамоте, в основе которого лежат четыре вида речевой деятельности (слушание и понимание (аудирование), говорение, чтение и письмо),занимает проблема овладения дошкольникамиязыковыми понятиями.Если ребенку много читать и ненавязчиво просить его передать то, что он видел или слышал, то основы связной речи у здорового ребенка сформируются без особых затруднений.В основе формирования коммуникативной речи лежат речевые умения и навыки. Навыку предшествуют первичные простые умения. Простые умения –это действия, которые выполняются человеком впервые с целью осознания способа выполнения. Все внимание при этом направлено на способ исполнения, который выступает в виде знаний об определенном действии. Содержание же предложенных заданий (средств развитияречи) остается без внимания ребенка.В младшем школьном возрасте происходят большие изменения в развитии мышления, потому что школьники четко начинают осознавать связи между причинами и последствиями явлений, действий. Они уже понимают, что языковые знаки(слово, словосочетание) могут принадлежать к различным грамматическим категориям. Это дает возможность развивать мышление, опирающееся на абстрагирование и обобщение, является более сложной формой и носитнагляднообразный характер.Поскольку память учащихся начальных классов непроизвольная, они достаточно хорошо запоминают, особенно то, что их интересует и им нравится [13], но отсутствие опыта и недостаточный объем понятий не позволяют им составлять суждение о предметах и явлениях, но все же в их рассуждениях есть своя логика, и они пытаются делать выводы. Строя связное высказывание, первоклассник опирается на имеющийся у него запас слов и грамматических моделей. Это материал долговременной памяти. Второй компонент долговременной памяти –запас представлений и понятий, приобретенных в разные моменты жизни.Кроме долговременной памяти в процессе речи важнуюроль играетоперативная память. Она действует несколько секунд: отбирает из долговременной памяти синтаксические схемы и включает в нее слова. Сущность оперативной памяти сводится к двум функциям: 1) содержание двух написанных или сказанных слов при построении предложения;2) опережение двух соседних синтаксически связанных слов.Итак, работая над развитием речи детей младшего школьного возраста, следует учитывать развитие вышеназванных процессов (память, внимание, наблюдательность), уровень которых подчиняется возрастным особенностям ребенка. Это вторая особенность, которую надо учитывать при развитии речи школьников.Тот факт, что дети 6–7летнего возраста без специального обучения овладевают речью окружающих их людей, дает основания отдельным ученым утверждать, что, придя в школу, они уже обладают родной речью: у них большое количество слов, они правильно «склоняют» и изменяют их по лицам, строят предложения. Но для каждого школьника хорошо развитая речь–это не только средство общения, но и движущая сила интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания, так как от уровня речевых навыков зависят школьные успехи. А.Н. Леонтьев пишет: на более высоких стадиях речевого развития, когда у ребенка возникает способность понимать и пользоваться связной речью, процессы обучения не только приобретают более развернутую Ткаченко Л. В. Психологопедагогические и психолингвистические особенно0сти развития речи младших школьников в период обучения грамоте// Кон0цепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15229. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15229.htm.2ISSN 2304120X. 5

форму, а происходит усложнение и «повышение» их функции. Овладение знаниями становится процессом, который вместе с тем приводит к формированию у ребенка внутренних познавательных действий –действий и операций умственных. А это, в свою очередь, служит предпосылкой для овладения понятиями в их связях и движениях.В первых классахшкольникипорой невсостояниипередатьсодержаниепрочитанногосвоими словами ипереводятегодословно. Этообусловленотем, чтотезаурусребенкаболеепассивный, чемактивный, то естьребенокзнаетипонимаетмногослов, ноне может использоватьих внужный момент. Часторечьдетейнечеткая, монотонная. Врассказахпреобладаютэлементыситуативности, имеющиесяповторы, долговременныепаузы, в результате чеговысказыванияпервоклассниковстановятсянепонятными. Школьникивключаютлишниеслова в фразы, названиязаменяютописанием, допускаютдетализированныеуточнения.Нередкошкольникуне хватаетчеткого представленияо содержаниисловаили понятия, а потомуон можетиспользовать его вподходящемзначении:вместоточного названияпредметадаватьописание, не понимаясмысловойразницымеждугруппамииобозначениемвидовыхилиродовыхпонятий, а потомуиспользовать, например, «дерево»вместо «дуб», «береза»; перечисляямебель, называть«телевизор», «ковер»; к понятиямфруктыотносить«арбуз», «крыжовник». Характернодля нихобъяснение лишьодногодвухпризнаков предмета, частонесущественных.Итак, анализ педагогической и психолингвистической литературы убедил, что,учитывая особенности развития речи первоклассников, можно предвидеть недостатки речи и интеллекта и на этой основеорганизовать коррекционную работу –на первом этапе. На втором –необходимо целенаправленное обеспечение интенсивного формирования речевых умений и навыков путем использования упражнений, представленных в пособии для учителей начальных классов.

Ссылки на источники1.Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. –М.: Лабиринт, 2003. –С. 32.2.Пироженко Т. Речь ребенку: психология речевых достижений ребенка. –Киев: Главник, 2005. –С. 3.3.Горелов И. Н. Указ. соч. –С. 83.4.Белянин В.П. Психолингвистика: учеб. –М.: Флинта: Московский психологосоциальный институт, 2003. –С. 40–41.5.Синица И.А. Психология устной речи. –М.: Сов. школа, 1974.–С. 201.6.Дорошенко С.И. Основы культуры и техники устной речи: учеб.пособие / Харьковскийгос. пед. унт им. Г. Сковороды. –Второе изд., перераб. и доп. –Харьков: ОВД, 2002. –С. 103.7.Скуратовский Л. Мотив как движущая сила познавательной деятельности учащихся в процессе изучения языка // Дивослово. –2005. –№ 2. –С. 2.8.Любина Г.А. Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития // Ребенок в детском саду.–2004. –№ 3. –С. 24.9.Практикум по методике обучения украинскому языку / коллектив авторов;под ред.М.И. Пентилюк. –Киев: Ленвит, 2003. –С. 28.10.Богуш А.М. Речетворческое самовыражение дошкольника //Научные записки Института психологии им. С. Костюка АПН Украины/ под ред. академика С.Д. Максименко. –Киев: Главник, 2005.–Вып. 26: в 4 т. –Т. 1. –С. 98.11.Бабенко А. Лелеем языковую личность // Дивослово. –2004. –№ 4. –С. 56.12.Там же.13.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребенка. –М.: Просвещение, 1991. –С. 33–34.

Larisa Tkachenko,Candidate of Philological Sciences,AssociateProfessor at the chair of Pedagogy, PereyaslavKhmelnitsky State Pedagogical University named Gregory Skovoroda, PereyaslavKhmelnitskyphdpu_pedagogika@mail.ruТкаченко Л. В. Психологопедагогические и психолингвистические особенно0сти развития речи младших школьников в период обучения грамоте// Кон0цепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15229. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15229.htm.2ISSN 2304120X. 6

Psychological, pedagogicalandpsycholinguistic features of younger pupils’ speech development during theperiod of literacyeducationAbstract. The paper deals with the problem of psychopedagogical and psycholinguistic features of the development of speech of younger students during the training period.When mastering speech aword for a child is only a signal that directs indicative activities in relation to sensible objects to them so that the result is their convergence, equating to one another in certain respects and at the same time distinguish them from other, superficially similar to these objects. Aword is a meanof education and expression of ideas, opinions, reflections of objects and phenomena in consciousness.It is one of the central mental functions, has decisive influence on the formation of personality, thinking. That is why the main task of the school course is the mother tongue language development of students, which should be inextricably linked to the development of thinking, because thinking and speaking are deeply interconnected. The educational process in a modern school has many opportunities to address the problems that worry experts. These features are not used to the full, as evidenced by the contradictions that are considered in this study.

Key words:younger school pupils, language development, psychological and pedagogical features.References1.Gorelov,I. N. (2003) Izbrannye trudy po psiholingvistike, Labirint, Moscow, p. 32(in Russian).2.Pirozhenko,T. (2005) Rech' rebenku: psihologija rechevyh dostizhenij rebenka, Glavnik, Kiev, p. 3.3.Gorelov,I. N. (2003) Op. cit., p. 83(in Russian).4.Beljanin,V. P. (2003) Psiholingvistika:ucheb., Flinta: Moskovskij psihologosocial'nyj institut, Moscow, pp. 40–41(in Russian).5.Sinica,I. A. (1974) Psihologija ustnoj rechi, Sov. shkola, Moscow, p. 201(in Russian).6.Doroshenko,S. I. (2002) Osnovy kul'tury i tehniki ustnoj rechi:ucheb. posobie / Har'k. gos. ped. unt im. G. Skovorody, Vtoroe izd., pererab. i dop., OVD, Har'kov, p. 103(in Russian).7.Skuratovskij,L. (2005) “Motiv kak dvizhushhaja sila poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja v processe izuchenija jazyka”, Divoslovo, № 2, p. 2(in Russian).8.Ljubina,G. A. (2004) “Detskaja rech': ‘normy’i diagnostika rechevogo razvitija”, Rebenok v detskom sadu, № 3, p. 24(in Russian).9.Pentiljuk, M. I. (ed.) (2003) Praktikum po metodike obuchenija ukrainskomu jazyku,Lenvit, Kiev, p. 28(in Russian).10.Bogush,A. M. (2005) “Rechetvorcheskoe samovyrazhenie doshkol'nika”, in Maksimenko,S. D.(ed.)Nauchnye zapiski Instituta psihologii im. S. Kostjuka APN Ukrainy,Glavnik, Kiev, vyp. 26: v 4 t., t. 1, p.98(in Russian).11.Babenko,A.(2004)“Leleem jazykovuju lichnost'”, Divoslovo, № 4, p. 56(in Russian).12.Ibid.13.Bezrukih,M.M. &Efimova S. P. (1991) Znaete li vy svoego rebenka, Prosveshhenie, Moscow, pp. 33–34(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived22.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review24.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication24.06.15ОпубликованаPublished24.07.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ткаченко Л. В., 2015www.ekoncept.ru