Организация педагогической практики на принципах компетентностного подхода
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Багно
Ю.
Н.,
Сергийчук
Е.
Н. Организация педагогической практики на принципах компетентностного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 7 (июль). – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15228.htm.
Аннотация. В статье обобщается опыт организации и проведения педагогической практики в высшей школе на основе компетентностного подхода. Авторами охарактеризованы особенности педагогических практик на кафедре педагогики ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», раскрыты их основные задачи.
Ключевые слова:
педагогическая практика, компетентность, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, будущий учитель, профессиональная компетентность, компетентносный подход
Похожие статьи
- Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста
- Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории
- Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей
- О развитии профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей в процессе обучения и прохождения практики
- Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования
Текст статьи
Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15228УДК 378.147.091.33027.22
Багно Юлия Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедрыпедагогикиГВУЗ«ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий
Сергийчук ЕленаНиколаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедрыпедагогикиГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий
Организация педагогической практики на принципах компетентностного подхода
Аннотация.В статье обобщается опыт организации и проведения педагогической практики в высшей школе на основе компетентностного подхода. Авторами охарактеризованы особенности педагогических практик на кафедре педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», раскрыты их основные задачи.Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель, компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая практика, профессиональная компетентность, компетентностный подход.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Глобализация, модернизация, универсализация, информационная технологизация в условиях интеграции Украины в европейское образовательное и научное пространство ставят перед высшей педагогической школой задачи совершенствования подготовки будущих учителей с высоким уровнем образованности, культуры, профессионализма и компетентности.Концептуальным принципомразвития педагогического образования наУкраине является создание эффективной системы подготовки будущих учителей на основе сочетания национальных достижений мирового значения и устоявшихся европейских традиций, способных в процессе постоянного совершенствования осуществлять профессиональную деятельность на принципах гуманизма, демократии, свободной конкуренции и высоких технологий, а также обеспечивать непрерывное образование граждан. Следовательно, задача высшего учебного заведения подготовить компетентного учителя, способного работать в новых условиях, применять инновационные технологии, реализуемые в педагогической практике, положительно влиять на педагогическую системуи изменятьее. Усвоениебудущим учителем психологопедагогических и профессиональных знаний, формирование практических навыков и умений, развитие творческих возможностей, общей культуры составляют основу его профессиональной подготовки.Значительный вклад в обоснование теории и практики педагогики высшей школы, а также основ профессиональной подготовки будущего педагога внеслиА.Абдуллина, И.Бех, И.Богданова, Н.Кузьмина, А.Линенко, Г.Нагорная; формированиеличности учителя в условиях высшей школы Е.Барбина, И.Зязюн, В.Сластенин; использование технологий обучения в подготовке нового поколения учителейТ.Алексеенко, И.Богданова, А.Евдокимова, М.Жалдак, Н.Клокар, А.Нисимчук; профессиональноеразвитиепедагогов на основе компетентностного подхода И. Бех, Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 2
В. Болотов, А.Вербицкий, И. Зимняя, В.Краевский, В.Луговой, А.Маркова, Н.Побирченко, Дж.Равенн, А.Хуторской.Целью статьиявляется раскрытие особенностей организации педагогической практики на основе компетентностного подхода в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.Ориентированность образовательной политики и педагогической науки на компетентностную парадигму в осуществлении процесса обучения и воспитания продиктована интеграцией Украины в европейское пространство. Поскольку компетентностнаяпарадигма непосредственно связана с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только как специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, то этот подход по своей сути является гуманитарным. В современных условияхцелью гуманитарного образования является не только передача будущем специалисту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие интеллекта, кругозора, способностей, креативных решений, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей.Всовременных условиях происходит углубление противоречий между требованиями к личности и деятельности учителяи уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типичной системой подготовки учителя и индивидуальнотворческим характером егодеятельности. Эти противоречия требуют обновления содержания образования, совершенствованияи дальнейшегоразвитияметодов и форм обучения.Решению вышеуказанных проблем способствует активное внедрение инновационных технологий, которые нарабатываются годами в результате научных исследований. Успех инновационных измененийв первую очередь зависит от учителя, его творческого потенциала, готовности к непрерывному самообразованию, гибкого педагогического мышления, гуманистической направленности личности. Именно поэтому особую роль в обеспечении позитивных изменений в системе образования должнорешить совершенствованиепрофессиональной компетентности педагогических кадров и повышениеих научного и общекультурного уровня. Формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих учителей одно из основных направлений реформирования образования. Отраслевыми стандартами высшего образования Украины вводится модель профессиональной компетентности специалистаобразовательноквалификационная характеристика.Основными педагогическими компетентностями принято считать профессиональную, коммуникативную, информационную и правовую. Квалификационный подходв системе профессиональной подготовки будущих учителей направлен на формирование системы знаний, умений инавыков, обеспечивающих профессиональную деятельность в стабильных условиях, компетентностный подходспособствует формированию готовности к более эффективному решению профессиональных, социальных, личностных проблем. Следовательно, квалификация дополняется ценностносмысловыми, моральноволевыми, поведенческими характеристиками выпускника и превращается в компетентностьуниверсальные знания и опыт, позволяющие реализовать широкий круг полномочий (А. Жук, В.Сластенин, Дж.Равен идр.) [1].Итак, что же такое профессиональная компетентность? Профессиональная компетентность это качество действий работника, которое обеспечивает эффективность решения профессиональнопедагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической или научнопедагогической деятельности, и зависит от квалификации, общепринятых ценностей моБагно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 3
рали и этики, использования образовательных технологий, технологий педагогической диагностики и психологопедагогической коррекции, жизненного опыта,постоянного совершенствования и внедрения в практику идей современной педагогики, методов обучения и преподавания учебных дисциплин и предметов, использованиянаучной литературы и других источников информации для создания современных форм обучения, использованияоценочноценностной рефлексии [2]. В то же время Законом Украины «О высшем образовании» определено, что компетентностьдинамическая комбинация знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, моральноэтических ценностей, которая определяет способность человека успешно осуществлять профессиональную и дальнейшую учебную деятельность и является результатом обучения на определенном уровне высшего образования [3].И.Зимняяпод компетентностью понимает актуальное, сформированное личностное качество, основанное на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленоесоциальнопрофессиональной характеристикойчеловека [4].В своих исследованиях А.Маркова дает определение понятия«профессиональная компетентность педагога»это способность и готовность выполнять личную профессиональную деятельность, сочетание способности и готовности к профессиональной деятельности. В структуре профессиональной компетентности педагога она выделяет:специальную компетентность, которая характеризуется уровнем владения профессиональной деятельностью, способностью проектировать свое профессиональное развитие;социальную компетентностькак владение общей (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, приемами профессионального общения; как социальную ответственность за результаты своей профессиональной работы;личностную компетентностькак владение умением личностного самовыражения и саморазвития;индивидуальную компетентность,которая содержит методы и приемы самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии,готовности к профессиональному росту, способности к индивидуальному самосохранению, умения рационально организовывать свою профессиональную деятельность [5].Н. Кузьмина предложила определение понятия «профессиональнопедагогическая компетентность учителя»и рассматривала его структурукак совокупность следующих компонентов:специальная компетентность учителя (знания, умения определенной области науки, концентрируется всодержании учебного предмета);методическая компетентность учителя (умение осуществлять оптимальный выбор методов обучения и воспитания для решения учебновоспитательных задач);социальнопсихологическая компетентность, которая предусматривает совокупные характеристики учителя как субъекта общения;дифференциальнопсихологическая компетентность (знание и умение педагога осуществлять индивидуальный подход к школьникам в учебновоспитательном процессе);аутопсихологическая компетентность учителя, которая предусматривает компетентность педагога в сильных и слабых сторонах своей личности, своей деятельности, способах самосовершенствования [6].Согласно проекту «Тюнинг», компетентности представляют собой динамическое сочетание когнитивных и метакогнитивных знаний, умений и навыков, понимания, межличностных, умственных и практических знаний, умений и навыков и этнических ценностей [7].Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 4
Следовательно, компетентностный подход в подготовке будущих педагогов на современном этапе имеет практическую направленность, ведьв формировании готовности будущего учителя к профессиональной деятельности существенную роль играет его практическая подготовка, котораяЗаконом Украины «О высшем образовании» определенаодной из основных форм организации образовательного процесса.Практическая подготовка лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, осуществляется путем прохождения ими практики на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с заключеннымивысшими учебными заведениями договорами или в его структурных подразделениях, обеспечивающих практическую подготовку [8]. Педагогическая практиканачальный этап в системе профессиональной подготовки, первое звено практического усвоения педагогической профессии. Именно в условиях реального учебного процесса закладываются основы профессиональной деятельности специалистов, владеющих научнометодическим мастерством преподавания, практическими умениями и навыками; формируются профессиональные качества личности учителявоспитателя и интерес к будущей профессии. Поэтому обязательным условием учебновоспитательного процесса высшего педагогического учреждения в системе профессиональной подготовки будущего учителя является прохождение педагогической практики, способствующееформированию творческого отношения студентов к будущей педагогической деятельности, определяющеестепень их профессиональной пригодности и уровень педагогической направленности, обеспечивающеесовершенствование основ профессионального мастерства как важного качества личности будущего учителя.Целью педагогической практики являются: усвоение знаний студентами осовременных методах, формах и средствах обучения и воспитания; формирование необходимых профессиональнопедагогических навыков и умений для решения практических задач в условиях реального учебновоспитательного процесса в высшей школе; воспитание потребности постоянного совершенствования педагогического мастерства; развитие творческой инициативы и конкретных исследовательских умений в профессиональной деятельности. Формирование готовности будущих учителей к профессиональной деятельности в процессе педагогической практики обеспечивается рядом задач: ознакомление с современным состоянием учебновоспитательной работы в средней и высшей школе и привлечениестудентов к активной деятельности в роли учителя, преподавателя, куратора и т.д.; развитие коммуникативных умений, профессиональнопедагогических навыков и практических умений осуществлять воспитательную работу; выработка навыков самостоятельности в подготовке и проведении различных форм учебновоспитательной работы и личной ответственности за качество и эффективность этой работы; стимулирование творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности; закрепление, углубление и обогащение теоретических знаний студентов, применение полученных знанийпри решении конкретных педагогических задач; развитие у будущих учителей педагогического мышления, способности к аналитическому осмыслению педагогической действительности, расширение педагогического кругозора и формирование творческого, исследовательскогоподхода к педагогической деятельности [9].Успех педагогической практики зависит от выбора базового учреждения, оптимальной реализации самых методов и приемов работы в конкретных условиях, методического уровня и мастерства преподавателей. Выбор типа учебного или воспитательного учреждения для педагогической практики определяется спецификой фаБагно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 5
культета, будущей специальностистудентов. В ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды» создана эффективная сетьбаз практик с привлечением к этой работе опытных учителей.Вид, формы, продолжительность и сроки проведения практик определяются учебным планом каждой специальности или специализации. В связи с повышением требований к подготовке педагогических кадров сегодня создана система целостногопостроения педагогической практики, предполагающаяединство отдельных ее этапов, преемственность идей, содержания, взаимосвязи с психологопедагогическими дисциплинами. Создано новое поколение планов практики, предполагающее многоступенчатость, где на каждом этапе обеспечен четкий перечень компетенций, которыми должны овладеть студенты, определены цели и задачи, характеризующие психологопедагогическую направленность практической подготовки на данном этапе.Практика студентов высших учебных заведений Украины является неотъемлемой составляющей образовательнопрофессиональной программы подготовки специалистов. Она направлена на закрепление теоретических знаний, приобретение и совершенствование практических умений и навыков, формирование профессиональной компетенции по реализации государственных стандартов, а это,в свою очередь,дает возможность утверждать, что педагогическая практика есть важнаясоставляющаясистемы профессиональной подготовки будущих учителей. Особенно это актуально сегодня, в условиях перехода к системе ступенчатой подготовки будущих специалистов.Доказанным является тот факт, что правильно организованная педагогическая практика, при условии ее непосредственной связи с теорией, является одним из основных путей улучшения профессиональной подготовки педагогических кадров.Понятийный анализ показывает примерно одинаковое толкование сущности категории «педагогическая практика». В соответствииспедагогическим словарем,«педагогическая практикаэто способ изучения учебновоспитательного процесса на основе непосредственного участия в нем практикантов, цель которойвыработать у них умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности, закрепить теоретические знания, применить их на педагогической практике» [10]. Н.Евтух рассматривает педагогическую практику как обязательную составляющуюучебного процесса педагогических университетов, педагогических училищ,которая предусматривает профессиональную подготовку педагогических кадров с целью: научить студентов творчески использовать в педагогической деятельности научнотеоретические знания из педагогики, психологии, частных методик и специальных дисциплин;сформировать практические навыки использования современных форм и методов организации учебновоспитательного процесса в общеобразовательной школе и в другихтипах учебновоспитательных заведений (гимназиях, лицеях, колледжах и т.д.), а также воспитывать у студентов интерес к педагогической деятельности, сформировать потребность систематически пополнять свои знания и творчески применять их в практической педагогической деятельности [11].Так, Г. Шулдик иВ. Шулдик раскрывают понятие педагогической практики как звена, котороесвязывает теоретическое обучение студента и его будущуюработув школе[12]. Н. Казакова рассматривает педагогическую практику в контексте ступенчатой подготовки[13]:содной стороны, как важную составляющую профессиональной подготовки, направленную на закрепление и реализацию приобретенных студентами предметных, психологопедагогических, методических знаний, умений и навыков, а с другойкак средство творческого развития и саморазвития. В процессе педагогической практики созданы условия, максимально приближенные к реальным условиям самостоятельной профессиональной деятельности в Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 6
школе. Именно во время педагогической практики происходит формирование у студентов знаний основ профессиональной деятельности.Рассмотрим особенности формирования общих (ключевых) компетентностей (по проекту «Tюнинг») в условиях организации педагогических практик, проводимых кафедрой педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды»:
Компетентностный подход в организации педагогических практик
Вид практикиКурс КомпетентностиинструментальныемежличностныесистемныеДидактическаяпрактика 3Устная и письменная коммуникация на родном языке; способность к организации и планированию;способность к анализу и синтезу; основательные базовые профессиональные знанияСпособность к самокритике; работа в команде
Способность к применению знаний на практике; исследовательские уменияДОЗ (практика в детских оздоровительных заведениях)
3Устная и письменная коммуникация на родном языке; способность к организации и планированию;способность к анализу и синтезу; основательные базовые профессиональные знанияСпособность к самокритике; работа в команде; способность работать в междисциплинарной команде
Способность к применению знаний на практике; лидерство; разработкаи управлениепроектамиУчебнопроизводственнаяпрактика 4Устная и письменная коммуникация на родном языке; способность к организации и планированию;способность к анализу и синтезу; основательные базовые профессиональные знанияСпособность к самокритике; работа в команде;межличностныеумения
Способность к применению знаний на практике; разработкаи управлениепроектами; способность порождать новые идеи (креативность)Преддипломнаяпрактика
5Устная и письменная коммуникация на родном языке; способность к организации и планированию; способность к анализу и синтезу; основательные базовые профессиональные знанияСпособность к самокритике; работа в команде; межличностные способности к применению знаний на практике; лидерствоСпособность к применению знаний на практике; разработка и управление проектами; способность порождать новые идеи (креативность); заботао качестве; стремление к успехуВУЗ(практика в высших учебных заведениях)6
Устная и письменная коммуникация на родном языке; способность к организации и планированию; способность к анализу и синтезу; основательные базовые профессиональные знанияСпособность к самокритике; работа в команде; межличностные способностик применению знаний на практике; лидерствоСпособность к применению знаний на практике; разработки и управления проектами; способность порождать новые идеи (креативность); забота о качестве; стремление к успеху; исследовательские умения
Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 7
Так, за период дидактической практики осуществляется применениеполученных теоретических знаний по дидактике на практике; формирование умений и навыков наблюдать педагогические явления, анализировать их и формулировать выводы. В условиях учебнопроизводственной педагогической практики студенты совершенствуют умение составлять индивидуальный план, закрепляют знания об особенностях планирования и организации воспитательной работы классного руководителя, конспектируют план воспитательной работы на период практики и проводят воспитательные меры согласно этомуплану. Преддипломная практика способствует закреплению умений определять уровень воспитанности учащихся в классе; изучать детский воспитательный коллектив, составлять характеристику на коллектив; проводитьи анализироватьвоспитательные мероприятия с учетомвозрастныхи индивидуальныхособенностейучащихся, уровняразвития ученического коллектива; разрабатывать и проводить родительские собрания ссоблюдениемметодических советов классного руководителя, методиста по воспитательной работе; проводить профориентационную работу со старшеклассниками.Особую структуру и содержание имеетпрактика в детских оздоровительных заведениях(ДОЗ). Так, в процессе прохождения практики в ДОЗ студенты улучшают знания об особенностях планирования воспитательной работы в ДОЗ; совершенствуют знания и умения общения с детьми и молодежью; самостоятельно проводятмассовые мероприятия; диагностируютиндивидуальные особенности ребенка; планируюти организовываютдосуг детей, осуществляютпатриотическое, нравственное, эстетическое воспитание, воспитываюткультуру поведения и здоровья детей; сплачиваютдетский коллектив; ведутсамостоятельный учет результатов своей педагогической деятельности в педагогическомдневнике, анализируютсобственный педагогический опыт.Таким образом,во время педагогическойпрактики студенты применяют теоретические знания на практике, решают разноплановые педагогические задачи, учатся в конкретных ситуациях прогнозировать учебновоспитательный процесс и находить оптимальные пути управления им. Также педагогическая практика способствует не только ознакомлению с современным состоянием организации учебновоспитательного процесса в учебных заведениях, с передовым педагогическим опытом, но и интенсивнойсамообразовательной и самовоспитательнойработебудущих педагогов, их готовностик будущей профессиональной деятельности.
Ссылки на источники 1.Олексюк О. М. Компетентнісна мистецька освіта: пошук інноваційної моделі //Международный Крымский педагогический конгресс «Инновации в образовании»: матер. конгресса.Ялта, 2010.С. 191.2.Наказ Міністерства освіти і науки України від 1 червня 2013 року за №665 «Про затвердження кваліфікаційних характеристик професій (посад) педагогічних та науковопедагогічних працівників навчальних закладів».3.Закон України про вищу освіту. 4.Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.5.Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессиональности учителя // Педагогика.1995.№ 6.С.2427. 6.Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.7.Turning Education Structures in Europe. 2nd Edition. 2008.URL:http://www.unideusto.org/tuningeu.
8.Закон України про вищу освіту.9.Положення про проведення практики студентів ДВНЗ «ПереяславХмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди». Затверджено рішенням Вченої ради університету від 31.08.2007 року. Протокол № 1. 12 с.10.Гончаренко С. У. Український педагогічний словник. К.: Либідь, 1997. С. 12.11.Енциклопедія освіти / Акад. пед. наук України; головний ред. В. Г. Кремень. К.: Юрінком Інтер, 2008. С. 647.Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 8
12.Шулдик Л.О., Шулдик В. І. Педагогічна практика: навч. посіб. для студ. пед. вузів. К.: Наук.світ, 2000. 143 с.13.Козакова Н.В. Організаційнометодичні засади педагогічної практики майбутніх учителів початкової школи в умовах ступеневої освіти: дис. …канд. пед. наук: 13.00.04. Київ, 2008. 234 с.
Yulia Bahno,Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professorat the chairof Pedagogy,PereyaslavKhmelnitsky State Pedagogical Universitynamed after Gregory Skovoroda, PereyaslavKhmelnitskyЕlena Sergeichuk, Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professorat the chairof Pedagogy,PereyaslavKhmelnitsky State Pedagogical Universitynamed after Gregory Skovoroda, PereyaslavKhmelnitskyOrganization of teaching practice on principles of competence approach
Abstract.Thepaper summarizes the experience of organizing and conducting teaching practice in higher education on the basis of competence approach. The authors describe features of pedagogical practices at the chair of Pedagogy at PerejaslavKhmelnitsky State Pedagogical University named after Gregory Skovoroda, disclosetheir main task.Key words: training, future teacher, competence, professional activities, pedagogical practice, professional competence, competent approach.
References1.Oleksjuk,O. M. (2010) “Kompetentnіsna mistec'ka osvіta: poshuk іnnovacіjnoї modelі”,Mezhdunarodnyj Krymskij pedagogicheskij kongress “Innovacii v obrazovanii”: mater. Kongressa,Jalta, p. 191(in Ukrainian).2.Nakaz Mіnіsterstva osvіti і nauki Ukraїni vіd 1 chervnja 2013 roku za № 665 “Pro zatverdzhennja kvalіfіkacіjnih harakteristik profesіj (posad)” (inUkrainian).3.Zakon Ukraїni pro vishhu osvіtu(in Ukrainian). 4.Zimnjaja,I. A. (2003) “Kljuchevye kompetencii novaja paradigma rezul'tata obrazovanija”,Vysshee obrazovanie segodnja,№ 5(in Russian).5.Markova, A. K. (1995) “Psihologicheskie kriterii i stupeni professional'nosti uchitelj”, Pedagogika, № 6, pp. 2427(in Russian). 6.Kuz'mina,N. V.(1990) Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija,Moscow (in Russian).7.Turning Education Structures in Europe.2nd Edition, 2008.Available at: http://www.unideusto.org/tuningeu(in Ukrainian). 8.Zakon Ukraїni pro vishhu osvіtu(in Ukrainian).9.Polozhennja pro provedennja praktiki studentіv DVNZ “PerejaslavHmel'nic'kij derzhavnij pedagogіchnij unіversitet іmenі Grigorіja Skovorodi”. Zatverdzheno rіshennjam Vchenoї radi unіversitetu vіd 31.08.2007 roku. Protokol № 1, 12 p.(inUkrainian).10.Goncharenko,S. U. (1997) Ukraїns'kij pedagogіchnij slovnik,Libіd', Kiev, p. 12(inUkrainian).11.Kremen', V. G. (ed.) (2008) Enciklopedіja osvіti/ Akad. ped. nauk Ukraїni,Jurіnkom Іnter, Kiev, p. 647(in Ukrainian).12.Shuldik,L. O. &Shuldik,V. І. (2000) Pedagogіchna praktika:navch. posіb. dlja stud. ped. vuzіv, Nauk. svіt, Kiev,143 p.(inUkrainian).13.Kozakova,N. V. (2008) Organіzacіjnometodichnі zasadi pedagogіchnoї praktiki majbutnіh uchitelіv pochatkovoї shkoli v umovah stupenevoї osvіti: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.04,Kiev,234 p.(inUkrainian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived22.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review24.06.15Принята к публикацииAccepted for publication24.06.15ОпубликованаPublished24.07.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н., 2015www.ekoncept.ru
ART15228УДК 378.147.091.33027.22
Багно Юлия Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедрыпедагогикиГВУЗ«ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий
Сергийчук ЕленаНиколаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедрыпедагогикиГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий
Организация педагогической практики на принципах компетентностного подхода
Аннотация.В статье обобщается опыт организации и проведения педагогической практики в высшей школе на основе компетентностного подхода. Авторами охарактеризованы особенности педагогических практик на кафедре педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», раскрыты их основные задачи.Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель, компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая практика, профессиональная компетентность, компетентностный подход.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Глобализация, модернизация, универсализация, информационная технологизация в условиях интеграции Украины в европейское образовательное и научное пространство ставят перед высшей педагогической школой задачи совершенствования подготовки будущих учителей с высоким уровнем образованности, культуры, профессионализма и компетентности.Концептуальным принципомразвития педагогического образования наУкраине является создание эффективной системы подготовки будущих учителей на основе сочетания национальных достижений мирового значения и устоявшихся европейских традиций, способных в процессе постоянного совершенствования осуществлять профессиональную деятельность на принципах гуманизма, демократии, свободной конкуренции и высоких технологий, а также обеспечивать непрерывное образование граждан. Следовательно, задача высшего учебного заведения подготовить компетентного учителя, способного работать в новых условиях, применять инновационные технологии, реализуемые в педагогической практике, положительно влиять на педагогическую системуи изменятьее. Усвоениебудущим учителем психологопедагогических и профессиональных знаний, формирование практических навыков и умений, развитие творческих возможностей, общей культуры составляют основу его профессиональной подготовки.Значительный вклад в обоснование теории и практики педагогики высшей школы, а также основ профессиональной подготовки будущего педагога внеслиА.Абдуллина, И.Бех, И.Богданова, Н.Кузьмина, А.Линенко, Г.Нагорная; формированиеличности учителя в условиях высшей школы Е.Барбина, И.Зязюн, В.Сластенин; использование технологий обучения в подготовке нового поколения учителейТ.Алексеенко, И.Богданова, А.Евдокимова, М.Жалдак, Н.Клокар, А.Нисимчук; профессиональноеразвитиепедагогов на основе компетентностного подхода И. Бех, Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 2
В. Болотов, А.Вербицкий, И. Зимняя, В.Краевский, В.Луговой, А.Маркова, Н.Побирченко, Дж.Равенн, А.Хуторской.Целью статьиявляется раскрытие особенностей организации педагогической практики на основе компетентностного подхода в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.Ориентированность образовательной политики и педагогической науки на компетентностную парадигму в осуществлении процесса обучения и воспитания продиктована интеграцией Украины в европейское пространство. Поскольку компетентностнаяпарадигма непосредственно связана с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только как специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, то этот подход по своей сути является гуманитарным. В современных условияхцелью гуманитарного образования является не только передача будущем специалисту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие интеллекта, кругозора, способностей, креативных решений, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей.Всовременных условиях происходит углубление противоречий между требованиями к личности и деятельности учителяи уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типичной системой подготовки учителя и индивидуальнотворческим характером егодеятельности. Эти противоречия требуют обновления содержания образования, совершенствованияи дальнейшегоразвитияметодов и форм обучения.Решению вышеуказанных проблем способствует активное внедрение инновационных технологий, которые нарабатываются годами в результате научных исследований. Успех инновационных измененийв первую очередь зависит от учителя, его творческого потенциала, готовности к непрерывному самообразованию, гибкого педагогического мышления, гуманистической направленности личности. Именно поэтому особую роль в обеспечении позитивных изменений в системе образования должнорешить совершенствованиепрофессиональной компетентности педагогических кадров и повышениеих научного и общекультурного уровня. Формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих учителей одно из основных направлений реформирования образования. Отраслевыми стандартами высшего образования Украины вводится модель профессиональной компетентности специалистаобразовательноквалификационная характеристика.Основными педагогическими компетентностями принято считать профессиональную, коммуникативную, информационную и правовую. Квалификационный подходв системе профессиональной подготовки будущих учителей направлен на формирование системы знаний, умений инавыков, обеспечивающих профессиональную деятельность в стабильных условиях, компетентностный подходспособствует формированию готовности к более эффективному решению профессиональных, социальных, личностных проблем. Следовательно, квалификация дополняется ценностносмысловыми, моральноволевыми, поведенческими характеристиками выпускника и превращается в компетентностьуниверсальные знания и опыт, позволяющие реализовать широкий круг полномочий (А. Жук, В.Сластенин, Дж.Равен идр.) [1].Итак, что же такое профессиональная компетентность? Профессиональная компетентность это качество действий работника, которое обеспечивает эффективность решения профессиональнопедагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической или научнопедагогической деятельности, и зависит от квалификации, общепринятых ценностей моБагно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 3
рали и этики, использования образовательных технологий, технологий педагогической диагностики и психологопедагогической коррекции, жизненного опыта,постоянного совершенствования и внедрения в практику идей современной педагогики, методов обучения и преподавания учебных дисциплин и предметов, использованиянаучной литературы и других источников информации для создания современных форм обучения, использованияоценочноценностной рефлексии [2]. В то же время Законом Украины «О высшем образовании» определено, что компетентностьдинамическая комбинация знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, моральноэтических ценностей, которая определяет способность человека успешно осуществлять профессиональную и дальнейшую учебную деятельность и является результатом обучения на определенном уровне высшего образования [3].И.Зимняяпод компетентностью понимает актуальное, сформированное личностное качество, основанное на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленоесоциальнопрофессиональной характеристикойчеловека [4].В своих исследованиях А.Маркова дает определение понятия«профессиональная компетентность педагога»это способность и готовность выполнять личную профессиональную деятельность, сочетание способности и готовности к профессиональной деятельности. В структуре профессиональной компетентности педагога она выделяет:специальную компетентность, которая характеризуется уровнем владения профессиональной деятельностью, способностью проектировать свое профессиональное развитие;социальную компетентностькак владение общей (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, приемами профессионального общения; как социальную ответственность за результаты своей профессиональной работы;личностную компетентностькак владение умением личностного самовыражения и саморазвития;индивидуальную компетентность,которая содержит методы и приемы самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии,готовности к профессиональному росту, способности к индивидуальному самосохранению, умения рационально организовывать свою профессиональную деятельность [5].Н. Кузьмина предложила определение понятия «профессиональнопедагогическая компетентность учителя»и рассматривала его структурукак совокупность следующих компонентов:специальная компетентность учителя (знания, умения определенной области науки, концентрируется всодержании учебного предмета);методическая компетентность учителя (умение осуществлять оптимальный выбор методов обучения и воспитания для решения учебновоспитательных задач);социальнопсихологическая компетентность, которая предусматривает совокупные характеристики учителя как субъекта общения;дифференциальнопсихологическая компетентность (знание и умение педагога осуществлять индивидуальный подход к школьникам в учебновоспитательном процессе);аутопсихологическая компетентность учителя, которая предусматривает компетентность педагога в сильных и слабых сторонах своей личности, своей деятельности, способах самосовершенствования [6].Согласно проекту «Тюнинг», компетентности представляют собой динамическое сочетание когнитивных и метакогнитивных знаний, умений и навыков, понимания, межличностных, умственных и практических знаний, умений и навыков и этнических ценностей [7].Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 4
Следовательно, компетентностный подход в подготовке будущих педагогов на современном этапе имеет практическую направленность, ведьв формировании готовности будущего учителя к профессиональной деятельности существенную роль играет его практическая подготовка, котораяЗаконом Украины «О высшем образовании» определенаодной из основных форм организации образовательного процесса.Практическая подготовка лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, осуществляется путем прохождения ими практики на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с заключеннымивысшими учебными заведениями договорами или в его структурных подразделениях, обеспечивающих практическую подготовку [8]. Педагогическая практиканачальный этап в системе профессиональной подготовки, первое звено практического усвоения педагогической профессии. Именно в условиях реального учебного процесса закладываются основы профессиональной деятельности специалистов, владеющих научнометодическим мастерством преподавания, практическими умениями и навыками; формируются профессиональные качества личности учителявоспитателя и интерес к будущей профессии. Поэтому обязательным условием учебновоспитательного процесса высшего педагогического учреждения в системе профессиональной подготовки будущего учителя является прохождение педагогической практики, способствующееформированию творческого отношения студентов к будущей педагогической деятельности, определяющеестепень их профессиональной пригодности и уровень педагогической направленности, обеспечивающеесовершенствование основ профессионального мастерства как важного качества личности будущего учителя.Целью педагогической практики являются: усвоение знаний студентами осовременных методах, формах и средствах обучения и воспитания; формирование необходимых профессиональнопедагогических навыков и умений для решения практических задач в условиях реального учебновоспитательного процесса в высшей школе; воспитание потребности постоянного совершенствования педагогического мастерства; развитие творческой инициативы и конкретных исследовательских умений в профессиональной деятельности. Формирование готовности будущих учителей к профессиональной деятельности в процессе педагогической практики обеспечивается рядом задач: ознакомление с современным состоянием учебновоспитательной работы в средней и высшей школе и привлечениестудентов к активной деятельности в роли учителя, преподавателя, куратора и т.д.; развитие коммуникативных умений, профессиональнопедагогических навыков и практических умений осуществлять воспитательную работу; выработка навыков самостоятельности в подготовке и проведении различных форм учебновоспитательной работы и личной ответственности за качество и эффективность этой работы; стимулирование творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности; закрепление, углубление и обогащение теоретических знаний студентов, применение полученных знанийпри решении конкретных педагогических задач; развитие у будущих учителей педагогического мышления, способности к аналитическому осмыслению педагогической действительности, расширение педагогического кругозора и формирование творческого, исследовательскогоподхода к педагогической деятельности [9].Успех педагогической практики зависит от выбора базового учреждения, оптимальной реализации самых методов и приемов работы в конкретных условиях, методического уровня и мастерства преподавателей. Выбор типа учебного или воспитательного учреждения для педагогической практики определяется спецификой фаБагно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 5
культета, будущей специальностистудентов. В ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды» создана эффективная сетьбаз практик с привлечением к этой работе опытных учителей.Вид, формы, продолжительность и сроки проведения практик определяются учебным планом каждой специальности или специализации. В связи с повышением требований к подготовке педагогических кадров сегодня создана система целостногопостроения педагогической практики, предполагающаяединство отдельных ее этапов, преемственность идей, содержания, взаимосвязи с психологопедагогическими дисциплинами. Создано новое поколение планов практики, предполагающее многоступенчатость, где на каждом этапе обеспечен четкий перечень компетенций, которыми должны овладеть студенты, определены цели и задачи, характеризующие психологопедагогическую направленность практической подготовки на данном этапе.Практика студентов высших учебных заведений Украины является неотъемлемой составляющей образовательнопрофессиональной программы подготовки специалистов. Она направлена на закрепление теоретических знаний, приобретение и совершенствование практических умений и навыков, формирование профессиональной компетенции по реализации государственных стандартов, а это,в свою очередь,дает возможность утверждать, что педагогическая практика есть важнаясоставляющаясистемы профессиональной подготовки будущих учителей. Особенно это актуально сегодня, в условиях перехода к системе ступенчатой подготовки будущих специалистов.Доказанным является тот факт, что правильно организованная педагогическая практика, при условии ее непосредственной связи с теорией, является одним из основных путей улучшения профессиональной подготовки педагогических кадров.Понятийный анализ показывает примерно одинаковое толкование сущности категории «педагогическая практика». В соответствииспедагогическим словарем,«педагогическая практикаэто способ изучения учебновоспитательного процесса на основе непосредственного участия в нем практикантов, цель которойвыработать у них умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности, закрепить теоретические знания, применить их на педагогической практике» [10]. Н.Евтух рассматривает педагогическую практику как обязательную составляющуюучебного процесса педагогических университетов, педагогических училищ,которая предусматривает профессиональную подготовку педагогических кадров с целью: научить студентов творчески использовать в педагогической деятельности научнотеоретические знания из педагогики, психологии, частных методик и специальных дисциплин;сформировать практические навыки использования современных форм и методов организации учебновоспитательного процесса в общеобразовательной школе и в другихтипах учебновоспитательных заведений (гимназиях, лицеях, колледжах и т.д.), а также воспитывать у студентов интерес к педагогической деятельности, сформировать потребность систематически пополнять свои знания и творчески применять их в практической педагогической деятельности [11].Так, Г. Шулдик иВ. Шулдик раскрывают понятие педагогической практики как звена, котороесвязывает теоретическое обучение студента и его будущуюработув школе[12]. Н. Казакова рассматривает педагогическую практику в контексте ступенчатой подготовки[13]:содной стороны, как важную составляющую профессиональной подготовки, направленную на закрепление и реализацию приобретенных студентами предметных, психологопедагогических, методических знаний, умений и навыков, а с другойкак средство творческого развития и саморазвития. В процессе педагогической практики созданы условия, максимально приближенные к реальным условиям самостоятельной профессиональной деятельности в Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 6
школе. Именно во время педагогической практики происходит формирование у студентов знаний основ профессиональной деятельности.Рассмотрим особенности формирования общих (ключевых) компетентностей (по проекту «Tюнинг») в условиях организации педагогических практик, проводимых кафедрой педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды»:
Компетентностный подход в организации педагогических практик
Вид практикиКурс КомпетентностиинструментальныемежличностныесистемныеДидактическаяпрактика 3Устная и письменная коммуникация на родном языке; способность к организации и планированию;способность к анализу и синтезу; основательные базовые профессиональные знанияСпособность к самокритике; работа в команде
Способность к применению знаний на практике; исследовательские уменияДОЗ (практика в детских оздоровительных заведениях)
3Устная и письменная коммуникация на родном языке; способность к организации и планированию;способность к анализу и синтезу; основательные базовые профессиональные знанияСпособность к самокритике; работа в команде; способность работать в междисциплинарной команде
Способность к применению знаний на практике; лидерство; разработкаи управлениепроектамиУчебнопроизводственнаяпрактика 4Устная и письменная коммуникация на родном языке; способность к организации и планированию;способность к анализу и синтезу; основательные базовые профессиональные знанияСпособность к самокритике; работа в команде;межличностныеумения
Способность к применению знаний на практике; разработкаи управлениепроектами; способность порождать новые идеи (креативность)Преддипломнаяпрактика
5Устная и письменная коммуникация на родном языке; способность к организации и планированию; способность к анализу и синтезу; основательные базовые профессиональные знанияСпособность к самокритике; работа в команде; межличностные способности к применению знаний на практике; лидерствоСпособность к применению знаний на практике; разработка и управление проектами; способность порождать новые идеи (креативность); заботао качестве; стремление к успехуВУЗ(практика в высших учебных заведениях)6
Устная и письменная коммуникация на родном языке; способность к организации и планированию; способность к анализу и синтезу; основательные базовые профессиональные знанияСпособность к самокритике; работа в команде; межличностные способностик применению знаний на практике; лидерствоСпособность к применению знаний на практике; разработки и управления проектами; способность порождать новые идеи (креативность); забота о качестве; стремление к успеху; исследовательские умения
Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 7
Так, за период дидактической практики осуществляется применениеполученных теоретических знаний по дидактике на практике; формирование умений и навыков наблюдать педагогические явления, анализировать их и формулировать выводы. В условиях учебнопроизводственной педагогической практики студенты совершенствуют умение составлять индивидуальный план, закрепляют знания об особенностях планирования и организации воспитательной работы классного руководителя, конспектируют план воспитательной работы на период практики и проводят воспитательные меры согласно этомуплану. Преддипломная практика способствует закреплению умений определять уровень воспитанности учащихся в классе; изучать детский воспитательный коллектив, составлять характеристику на коллектив; проводитьи анализироватьвоспитательные мероприятия с учетомвозрастныхи индивидуальныхособенностейучащихся, уровняразвития ученического коллектива; разрабатывать и проводить родительские собрания ссоблюдениемметодических советов классного руководителя, методиста по воспитательной работе; проводить профориентационную работу со старшеклассниками.Особую структуру и содержание имеетпрактика в детских оздоровительных заведениях(ДОЗ). Так, в процессе прохождения практики в ДОЗ студенты улучшают знания об особенностях планирования воспитательной работы в ДОЗ; совершенствуют знания и умения общения с детьми и молодежью; самостоятельно проводятмассовые мероприятия; диагностируютиндивидуальные особенности ребенка; планируюти организовываютдосуг детей, осуществляютпатриотическое, нравственное, эстетическое воспитание, воспитываюткультуру поведения и здоровья детей; сплачиваютдетский коллектив; ведутсамостоятельный учет результатов своей педагогической деятельности в педагогическомдневнике, анализируютсобственный педагогический опыт.Таким образом,во время педагогическойпрактики студенты применяют теоретические знания на практике, решают разноплановые педагогические задачи, учатся в конкретных ситуациях прогнозировать учебновоспитательный процесс и находить оптимальные пути управления им. Также педагогическая практика способствует не только ознакомлению с современным состоянием организации учебновоспитательного процесса в учебных заведениях, с передовым педагогическим опытом, но и интенсивнойсамообразовательной и самовоспитательнойработебудущих педагогов, их готовностик будущей профессиональной деятельности.
Ссылки на источники 1.Олексюк О. М. Компетентнісна мистецька освіта: пошук інноваційної моделі //Международный Крымский педагогический конгресс «Инновации в образовании»: матер. конгресса.Ялта, 2010.С. 191.2.Наказ Міністерства освіти і науки України від 1 червня 2013 року за №665 «Про затвердження кваліфікаційних характеристик професій (посад) педагогічних та науковопедагогічних працівників навчальних закладів».3.Закон України про вищу освіту. 4.Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.5.Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессиональности учителя // Педагогика.1995.№ 6.С.2427. 6.Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.7.Turning Education Structures in Europe. 2nd Edition. 2008.URL:http://www.unideusto.org/tuningeu.
8.Закон України про вищу освіту.9.Положення про проведення практики студентів ДВНЗ «ПереяславХмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди». Затверджено рішенням Вченої ради університету від 31.08.2007 року. Протокол № 1. 12 с.10.Гончаренко С. У. Український педагогічний словник. К.: Либідь, 1997. С. 12.11.Енциклопедія освіти / Акад. пед. наук України; головний ред. В. Г. Кремень. К.: Юрінком Інтер, 2008. С. 647.Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на прин0ципах компетентностного подхода// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15228. 20,6п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15228.htm.2ISSN 2304120X. 8
12.Шулдик Л.О., Шулдик В. І. Педагогічна практика: навч. посіб. для студ. пед. вузів. К.: Наук.світ, 2000. 143 с.13.Козакова Н.В. Організаційнометодичні засади педагогічної практики майбутніх учителів початкової школи в умовах ступеневої освіти: дис. …канд. пед. наук: 13.00.04. Київ, 2008. 234 с.
Yulia Bahno,Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professorat the chairof Pedagogy,PereyaslavKhmelnitsky State Pedagogical Universitynamed after Gregory Skovoroda, PereyaslavKhmelnitskyЕlena Sergeichuk, Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professorat the chairof Pedagogy,PereyaslavKhmelnitsky State Pedagogical Universitynamed after Gregory Skovoroda, PereyaslavKhmelnitskyOrganization of teaching practice on principles of competence approach
Abstract.Thepaper summarizes the experience of organizing and conducting teaching practice in higher education on the basis of competence approach. The authors describe features of pedagogical practices at the chair of Pedagogy at PerejaslavKhmelnitsky State Pedagogical University named after Gregory Skovoroda, disclosetheir main task.Key words: training, future teacher, competence, professional activities, pedagogical practice, professional competence, competent approach.
References1.Oleksjuk,O. M. (2010) “Kompetentnіsna mistec'ka osvіta: poshuk іnnovacіjnoї modelі”,Mezhdunarodnyj Krymskij pedagogicheskij kongress “Innovacii v obrazovanii”: mater. Kongressa,Jalta, p. 191(in Ukrainian).2.Nakaz Mіnіsterstva osvіti і nauki Ukraїni vіd 1 chervnja 2013 roku za № 665 “Pro zatverdzhennja kvalіfіkacіjnih harakteristik profesіj (posad)” (inUkrainian).3.Zakon Ukraїni pro vishhu osvіtu(in Ukrainian). 4.Zimnjaja,I. A. (2003) “Kljuchevye kompetencii novaja paradigma rezul'tata obrazovanija”,Vysshee obrazovanie segodnja,№ 5(in Russian).5.Markova, A. K. (1995) “Psihologicheskie kriterii i stupeni professional'nosti uchitelj”, Pedagogika, № 6, pp. 2427(in Russian). 6.Kuz'mina,N. V.(1990) Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija,Moscow (in Russian).7.Turning Education Structures in Europe.2nd Edition, 2008.Available at: http://www.unideusto.org/tuningeu(in Ukrainian). 8.Zakon Ukraїni pro vishhu osvіtu(in Ukrainian).9.Polozhennja pro provedennja praktiki studentіv DVNZ “PerejaslavHmel'nic'kij derzhavnij pedagogіchnij unіversitet іmenі Grigorіja Skovorodi”. Zatverdzheno rіshennjam Vchenoї radi unіversitetu vіd 31.08.2007 roku. Protokol № 1, 12 p.(inUkrainian).10.Goncharenko,S. U. (1997) Ukraїns'kij pedagogіchnij slovnik,Libіd', Kiev, p. 12(inUkrainian).11.Kremen', V. G. (ed.) (2008) Enciklopedіja osvіti/ Akad. ped. nauk Ukraїni,Jurіnkom Іnter, Kiev, p. 647(in Ukrainian).12.Shuldik,L. O. &Shuldik,V. І. (2000) Pedagogіchna praktika:navch. posіb. dlja stud. ped. vuzіv, Nauk. svіt, Kiev,143 p.(inUkrainian).13.Kozakova,N. V. (2008) Organіzacіjnometodichnі zasadi pedagogіchnoї praktiki majbutnіh uchitelіv pochatkovoї shkoli v umovah stupenevoї osvіti: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.04,Kiev,234 p.(inUkrainian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived22.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review24.06.15Принята к публикацииAccepted for publication24.06.15ОпубликованаPublished24.07.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н., 2015www.ekoncept.ru