Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15259.htm.
Аннотация. Исследование направленно на изучение профессионально-личностное саморазвитие педагогов-психологов. В статье уточняется сущность понятия профессионального саморазвития; проанализированы структурные компоненты и определены критерии процесса профессионального саморазвития. Рассмотрен метод профессионального развития «портфолио». Представлено краткое содержание экспериментального исследования.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессиональноличностного саморазвития педагогапсихолога// Концепт. –2015. –№08(август). –ART15259. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15259.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15259УДК371.132

Кобышева Лариса Илларионовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогскогоинститутаим.А.П.Чехова–филиалаФГБОУВПО «Ростовский государственный экономический университет», г. ТаганрогLarisakobysheva@yandex.ru

Метод портфолио как способ профессиональноличностного саморазвития педагогапсихолога

Аннотация.Исследование направленно на изучение профессиональноличностное саморазвитие педагоговпсихологов. В статье уточняется сущность понятия профессионального саморазвития; проанализированы структурные компоненты и определены критерии процесса профессионального саморазвития. Рассмотрен метод профессионального развития «портфолио». Представлено краткое содержание экспериментального исследования.Ключевые слова:развитие личности, саморазвитие, профессиональное саморазвитие, метод «портфолио», акмеологическая культура, акмеологическая среда.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях глобальных социокультурных трансформаций, происходящих во всем мире, актуальной проблемой становится изучение основных факторов, определяющих функционирование и развитие личности.Понятие «развитие личности» трактуется как процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности человеческие качества. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. При этом, как признак развития выделяются изменения, которые охватывают разнообразные сферы личности, для каждой отдельной личности эти изменения индивидуальны как в характере ихпротекания, так и в диапазоне активности.Современный образовательный процесс способствует творческому развитию, создает благоприятные условия для саморазвития личности и предоставляет широкую возможность для удовлетворения потребностей в самореализации, самовыражении, самоутверждении.Проблема саморазвития в современном образовании вызывает неоспоримую актуальность и важность всестороннего изучения саморазвития как педагогической категории и необходимость, и неотвратимость решения проблемы саморазвития в системе современного образования.Наше исследование направлено на изучение эффективности метода портфолио в процессе личностнопрофессионального саморазвития педагогапсихолога.По проблеме профессионального саморазвития педагоговпсихологов важными являются следующие положения: профессиональное саморазвитие педагогапсихолога происходит в течение всей его жизнедеятельности; педагогпсихолог должен обладать определенным набором профессионально значимых личностных качеств; для профессионального саморазвития необходимо личностное принятие будущей сферы деятельности[1; 2].Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессиональноличностного саморазвития педагогапсихолога// Концепт. –2015. –№08(август). –ART15259. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15259.htm.–ISSN 2304120X. 2

Под профессиональным саморазвитием мы понимаем многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс деятельности человека, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, а также являющийся средством самопознания и самосовершенствования [3].В психологопедагогической литературе выделяют следующие структурные компоненты процесса профессионального саморазвития педагогапсихолога: мотивационноцелевой, содержательнооперационный и рефлексивный [4, с. 337–343].Мотивационноцелевой компонент представляет собой совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей преобразования (саморазвития); подготавливает целенаправленность профессионального поведения.Содержательнооперационный компонент отражает объем того, чем овладевают педагогипсихологи в процессе подготовки, что должно быть сформировано и развито, к чему они должны быть подготовлены как специалисты. Данный компонент –это система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности.Рефлексивный компонент предполагает наличие объективной оценки своим действиям в процессе целенаправленного профессионального саморазвития. Активная рефлексивная позиция является необходимым условием саморазвития специалиста, а ее отсутствие практическиполностью исключает возможность его как личностного, так и профессионального саморазвития.Опираясь на вышеперечисленные структурные компоненты, можно определить критерии профессионального саморазвития педагогапсихолога: профессиональная направленность;способность к осуществлению профессионального саморазвития;развитость рефлексивных умений [5, с. 14–16].При этом критерий профессиональной направленности личности определяется следующими показателями: высокой внутренней мотивацией, готовностью к профессиональному саморазвитию и потребностью в нем. Критерий способностей к осуществлению профессионального саморазвития определяется объемом знаний и умений в области профессионального саморазвития, потребностью в профессиональных знаниях, умениях и навыках и умением проектировать и осуществлять собственное профессиональное саморазвитие. Критерий развитости рефлексивных умений определяется наличием объективной оценки своим действиям в процессе целенаправленного профессионального саморазвития и корректировкой полученных результатов.Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, четче определить направления развития, облегчить консультировании со стороны более квалифицированных психологов и администрации, а также сделать более объективной оценку профессионального уровня. Портфолио представляет собой: набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.); методический «портфель» –описания используемых методов работы с анализом их эффективности; описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты); результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагогапсихолога.Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессиональноличностного саморазвития педагогапсихолога// Концепт. –2015. –№08(август). –ART15259. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15259.htm.–ISSN 2304120X. 3

Как показывают исследования в области профессионального образования педагоговпсихологов (И.Б.Котова, Т.Д.Скуднова, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов, Н.Б.Шмелева, Р.В.Овчарова и др.) в практике вузовской подготовки значительное место занимает разработка и внедрение в учебный процесс элективных курсов акмеологической направленности. Особую роль в них играют антропотехнологии, акметехнологии и рефлексивноуправленческие технологии, направленные на развитие профессиональнозначимых качеств и способности к самоизучению и саморазвитию.Одной из центральных задачэлективного курса «Развитие акмеологической культуры личности в образовании», разработанного профессором Т.Д.Скудновой, является вооружение студентов теорией и технологиями, обеспечивающими возможность успешной профессиональноличностной самореализации[6]. Результатом реализации таких методов и акметехнологий должна быть готовность выпускников к самостоятельному творческому решению профессиональных и социальных задач на основе развития профессиональнозначимых качеств: общительности, толерантности, эмпатии и т.д., и что особенно важно для педагоговпсихологов –педагогической рефлексии.Построение программ элективных курсов базировалось на следующих психологопедагогических принципах:принцип доверия и психологической безопасности участников;принцип активности и ответственности участников за процесс и результат обучения;принцип партнерского общения и взаимного сотрудничества;принцип признания индивидуальности, уникальности каждого участника, безоценочного общения;принцип конфиденциальности личной информации.Основные цели элективных курсов:формирование у студентов системы психологопедагогических знаний о роли и функциях эмпатии, педагогической рефлексии, об основах педагогического общения, профессиональноличностной культуры, акмеологии, о субъектной позиции и гуманистической направленности личности социального педагога;организация процесса целенаправленного развития рефлексивных способностей студентов, включение в содержание спецкурсов элементов психологического тренинга;составление портфолио профессиональноличностного саморазвития.Основные задачи элективных курсов:расширить круг психологопедагогических знаний по проблемам самосознания и педагогической рефлексии;активизировать процесс самопознания и понимания других людей;создать возможностьдля лучшего понимания других и себя;вооружить участников способами и стратегиями саморазвития, технологиями эффективного общения, самопонимания и понимания других людей;закрепить полученные умения и навыки на основе создания персональных портфолио.Эмоциональноположительное, ценностное отношение к саморазвитию обеспечивается в результате создания акмеологической среды и индивидуализированного подхода к обучению. Акмеологическая среда –это развивающая среда, организованная в соответствии с основнымипринципами человекоцентрированного подхода, с учетом психофизиологических, индивидуальнопсихологических, личностных и субъектных студентов в целях оптимизации их развития и саморазвития. Занятия в рамках Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессиональноличностного саморазвития педагогапсихолога// Концепт. –2015. –№08(август). –ART15259. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15259.htm.–ISSN 2304120X. 4

спецкурса проводятся в форме лекций, семинаров, круглых столов, групповых дискуссий, обсуждения докладов по проблемам педагогической рефлексии и ее значения для психологопедагогической деятельности, проведение акмеологических мастерских, тренинговых занятий. Тренинговые занятия реализуются в форме психогимнастических упражнений, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий. Например, программа элективного курса «Развитие акмеологической культуры личности в образовании» содержит различные группы тренинговых занятий.В каждой группе занятий присутствуют разнообразные виды методов активного обучения: психогимнастические упражнения, деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, обсуждение ситуаций и др.Развитию рефлексивных способностей студентов способствуют следующие приемы.Когнитивная интерпретация –это объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать это достаточно ясно. Он еще полностью не осознает свои чувства и состояние. Использование данного приема наиболее оправдано тогда, когда установился хороший психологический контакт.Основная цель –помочь собеседнику увидеть связи или какието аспекты ситуации, которые он полностью не осознает.Резюмирование –прием, похожий на интерпретацию; только в этом случае подытоживаются основные идеи и чувства собеседника, высказанные им открыто в конкретном фрагменте разговора. Здесь точка зрения слушающего в понимании участника диалога присутствует в большей степени, чем в простом перефразировании. Резюмирующие реакции помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают уверенность в точности восприятия сообщения собеседника и помогают студенту понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.Самораскрытие –иллюстрация на конкретном примере того, как у других людей протекают процессы, подобные тем, которые переживает студент. Подобие должно заключаться не в сходстве внешних обстоятельств, ситуаций, а в глубокой идентичности значений и чувств. Конкретные иллюстрации должны быть безоценочными, т.е. не иметь характер моральных оценок и поучений. Это не идеализированный образ (так должно быть), а бывший в действительности инцидент с различными проявлениями особого состояния, через которые проходит человек. Приводимые данные должны быть достаточно подробными и точными, чтобы студент имел возможность самостоятельно сделать вывод. Самораскрытие, являясь полезным эмоциональноинтеллектуальным приемом стимулирования развития рефлексивной культуры студентов. Развитию рефлексии способствует прием, называемый «подстановка мотива». Суть данного приема заключается в следующем: осознанная подмена реального мотива поступка другим, реализация которого не удалась по какимлибо причинам. Студенты учатся осознанно применять прием подстановки мотива. Целью его является повышение самооценки студента и развитие у него навыков рефлексии. Подстановка мотива кардинально меняет вектор поведения, и содержание поступка преображается из негативного в позитивное. Прием, способствующий формированию рефлексивной культуры студентов, –положительное подкрепление. Это самого разного рода воздействия, вызывающие у студентов удовлетворение происшедшим или произведенным. Конечная цель положительного подкрепления –формирование отношения к социальным и культурным ценностям и закрепление психологических новообразований.Прием «Наедине с самим собой» –суть его в том, чтобы не обсуждать ситуацию и не давать оценки тому, что совершено, а предоставить студенту возможность самому разобраться в ситуации. Существует несколько вариантов данного приема: Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессиональноличностного саморазвития педагогапсихолога// Концепт. –2015. –№08(август). –ART15259. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15259.htm.–ISSN 2304120X. 5

письменный («Попробуй изложить на бумаге все, что ты думаешь по этому поводу...»); отсроченный («Сейчас мне некогда, а завтра мы попробуем разобраться в сложившейся ситуации...»); ограниченный временем («Предлагаю вам 15 минут на раздумье...»). Данный эмоциональноинтеллектуальный прием стимулирует студентов анализировать, вдумываться в ситуацию, причем делать это индивидуально, высказывая затем свою точку зрения.Развитию рефлексии у студентов способствует акмеологический рефлексивный тренинг,построенный как комплекс диагностических, психотехнических процедур, специальных упражнений и деловых игр, направленных на развитие рефлексии как одной из важнейших основ профессиональноличностного развития педагогапсихолога, сознательное формирование «Яконцепции», ее уточнение и коррекцию. На этих занятиях студенты не только осознают требования к профессиональнопедагогической деятельности, предъявляемые к личности педагогапсихолога, но и развивают рефлексивные способности, необходимые профессионалу. Такое обучение позволяет создать предпосылки для дальнейшего профессионального саморазвития молодых специалистов, побуждает будущих педагоговпсихологов к поиску индивидуальных способов взаимодействия с клиентами, раскрывает ресурсы для преодоления трудностей возникающих в начале самостоятельной практической деятельности.Ход и содержание экспериментального исследования определялись целью: выявить изменение уровня педагогической рефлексии у студентов до и после изучения элективного курса «Развитие акмеологической культуры личности в образовании».

В исследовании принимали участие 70 студентов факультета психологии и социальной педагогики Таганрогскогоинститутаимени А.П.Чехова. Была применена методика: О.В.Калашниковой «определение уровня сформированности педагогической рефлексии».Исследование проводилось по следующему экспериментальному плану:проведение диагностики уровня педагогической рефлексии до изучения студентами элективного курса;повторное проведение диагностики уровня педагогической рефлексии у студентов после изучения элективного курса, разработанного«Развитие акмеологической культуры личности в образовании»;сравнение между собой результатов диагностики педагогической рефлексии до и после эксперимента.На первом этапе диагностики уровня педагогической рефлексии у студентов 4 курса, было выявлено:низкий уровень –7%;средний уровень –52%;высокий уровень –45%.Второй диагностический этап был проведен после изучения элективного курса на 5 курсе, было выявлено:низкий уровень –0%;средний уровень –32%;высокий уровень –68%.1.Низкий уровень развития педагогической рефлексии характеризуется:Неустойчивое отношение и отсутствие личной заинтересованности в осуществлении рефлексивной деятельности. Потребность в систематическом самовоспитании и самообразовании, а также в рефлексии в области самосознания, постижения себя через других–отсутствует. Наблюдается низкая внутриличностная самореализация. Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессиональноличностного саморазвития педагогапсихолога// Концепт. –2015. –№08(август). –ART15259. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15259.htm.–ISSN 2304120X. 6

Отсутствует активность в приобретении новых профессиональнопедагогических знаний, ограничен объём профессиональных умений, отсутствуют рефлексивные умения, направленные на осмысление своей деятельности. Отсутствует желание пополнять свои знания путём самообразования, отсутствует система саморазвития. Самооценка характеризуется неадекватностью, неустойчивостью, отсутствием критичности. Отсутствие рефлексивной компетентности и профессиональной рефлексии. 2.Средний уровень развития педагогической рефлексии:Неустойчивое положительное отношение к осуществлению рефлексивной деятельности, низкая личная заинтересованность в ней. Прослеживается ситуативная потребность в совершенствовании своей рефлексии в области самосознания. Возникает потребность в постижении себя через других. Появляется ситуативная, осознанная потребность в систематическом самовоспитании, самообразовании, а также возникает потребность к осуществлению внутриличностной самореализации. Проявляется ситуативная потребность в приобретении новых знаний, а также знаний, направленных на межличностное познание, появляются навыки к самопознанию, ситуативное осуществление саморегуляции. Самооценка характеризуется ситуативной адекватностью, неустойчивостью, эпизодической критичностью.3.Высокий уровень развития педагогической рефлексии:Личная заинтересованность и устойчивое положительное отношение к осуществлению рефлексивной деятельности. Характерна потребность в совершенствовании своей рефлексии в области самосознания. Потребность в постижении себя через других. Появляется неситуативная, осознанная потребность в систематическом самовоспитании, самообразовании, стремление к самопознанию, то есть овладению специальными самооценочными знаниями, методами и формами. Высокая внутриличностная самореализация. Способность осуществлять рефлексивное управление деятельностью. Присутствуют предметнофункциональные знания, перцептивнорефлексивные, сформировано профессиональное самосознание. Самооценка характеризуется адекватностью, устойчивостью, критичностью. Наблюдаются рефлексивные отношения к системе своих действий, к системе межличностных взаимоотношений, к своим профессионально значимым качествам и в целом к себе как к личности.Анализ полученных результатов диагностики педагогической рефлексии у студентов показал, что после изучения элективного курса, повысился уровень педагогической рефлексии, выразилось это в умении понимать других людей и себя, анализировать свою профессиональную готовность, умении составлять акмеограмы,программы дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. На основе создания персональных портфолио оптимизировались процессы профессиональноличностного саморазвития студентоввыпускников идальнейшее развитие рефлексивных способностей.

Ссылки на источники1.Кобышева Л.И. Профессиональное самоопределение будущих социальных педагогов в условиях высшей школы // Мир науки. –2014. –№ 3. –С. 24. 2.Кобышева Л. И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза // Концепт. –2014. –№ 10 (октябрь). –ART 14276.–URL: http://ekoncept.ru/2014/14276.htm.

3.Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. –М.: Академия, 2004. –304 с. 4.Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка в системе педагогического образования. –М.,1990.5.Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. –М.,1994. 6.Скуднова Т.Д. Акмеологический подход в психологопедагогическом образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия3: Педагогикаипсихология.Выпуск№ 1. –2012.

Кобышева Л. И. Метод портфолио как способ профессиональноличностного саморазвития педагогапсихолога// Концепт. –2015. –№08(август). –ART15259. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15259.htm.–ISSN 2304120X. 7

Larisa Kobysheva,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Social Pedagogy and Psychology, Taganrog Institute of A.P.Chekhov», branch of Ulianov Rostov State Economic University (RINH), TaganrogLarisakobysheva@yandex.ru

Portfolio method as a way of professional and personal selfdevelopment of educational psychologistAbstract.The paper aimed at understanding of professionalpersonal selfdevelopment of educational psychologists. The paper clarifies the essence of the concept “professional selfdevelopment, analyzes the structural components and the criteria of professional selfdevelopment”. The portfolio method of professional development and summary of the experimental study are described.Keywords:personal development, selfdevelopment, professional selfdevelopment, portfolio method, acmeologic culture, acmeologic environment.References1.Kobysheva,L. I. Professional'noe samoopredelenie budushhih social'nyh pedagogov v uslovijah vysshej shkoly// Mir nauki. –2014. –#3. –P. 24 (in Russian).2.Kobysheva,L. I. Teorija i praktika samoopredelenija studentov v uslovijah vuza// Koncept. –2014. –#10 (oktjabr'). –ART 14276. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14276.htm(in Russian).3.Klimov,E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. –M.: Akademija, 2004. –304 p. (in Russian).4.Abdulina,O. A. Obshhepedagogicheskaja podgotovka v sisteme pedagogicheskogo obrazovanija. –M., 1990 (in Russian).5.Kodzhaspirova,G. M. Kul'tura professional'nogo samoobrazovanija pedagoga. –M., 1994 (in Russian).6.Skudnova,T. D. Akmeologicheskij podhod v psihologopedagogicheskom obrazovanii// Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologija. Vypusk 1. –2012 (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived28.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review29.07.15ПринятакпубликацииAcceptedforpublication29.07.15ОпубликованаPublished01.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©КобышеваЛ. И., 2015www.ekoncept.ru