Коррекционно-оздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Токарева С. В. Коррекционно-оздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15296.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются коррекционно-оздоровительное направление работы в общеобразовательной школе, ее значение, особенности современных требований к данному направлению работы и условия подготовки будущих учителей физической культуры к ее организации и проведению. Определены условия, способствующие эффективной профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры к проведению коррекционно-оздоровительной работы: алгоритмизация учебных дисциплин и упорядочивание учебной информации коррекционно-оздоровительного направления; формирование мотивационной составляющей к данному виду работы; овладение и наработка моделей и методик коррекционно-оздоровительной работы в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Токарева С. В.Коррекционнооздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15296. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15296.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15296УДК 376.112.4

Токарева Станислава Валериевна,

аспирант кафедры дошкольной педагогики Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского, г.Одесса, Украинаstanislava.n@mail.ru

Коррекционнооздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению

Аннотация.В статье рассматриваются коррекционнооздоровительное направление работы в общеобразовательной школе, ее значение, особенности современных требований к данному направлению работы и условия подготовки будущих учителей физической культуры к ее организации ипроведению. Определены условия, способствующие эффективной профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры к проведению коррекционнооздоровительной работы: алгоритмизация учебных дисциплин и упорядочивание учебной информации коррекционнооздоровительного направления; формирование мотивационной составляющей к данному виду работы; овладение и наработка моделей и методик коррекционнооздоровительной работы в процессе обучения в высшем учебном заведении.Ключевые слова.коррекционнооздоровительная работа в школе, профессиональная подготовка, будущий учитель физической культуры.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Вопросы охраны здоровья учеников в процессе обучения всегда беспокоили педагогов. Выдающийся советский педагог В. Сухомлинский подчеркивал, что укрепление здоровья детей является важнейшей задачей школы, от решения которой зависят общее развитие детей, их умственная работоспособность и успеваемость. «Опыт убедил нас в том,–писал он,–что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе–плохое состояние здоровья, какоенибудь недомогание или заболевание...»И далее: «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье–это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4 лет обучения, то добрая половина их–о здоровье» [1]60е гг.ХХ в.педиатры, обследуя состояние здоровья школьников, обратили внимание на распространенность среди учеников таких нарушений,как сколиозы, близорукость, анемия и неврастения. Эти нарушения получили название школьных, поскольку обусловлены именно условиями школьного обучения. С приходом ребенка в школуу него ограничивается двигательная активность, увеличивается зрительное и нервное напряжение, впоследствии сидячей рабочей позы увеличивается статическая нагрузка.Сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО (НИИ дефектологии) Т. Власовой, Т. Егоровой, М. Певзнер, К. Лебединской, В. Лубовским были обнаружены разные категории «неуспевающих» детей. Одни дети имеют особенности психофизического развитиякак следствие перенесенных в раннем детстве тяжелых соматических заболеваний, другие–через органическую недостаточность центральной нервной системы с последствиями травм мозга в раннем детстве. Кроме того, есть дети с особенностямиразвития личности по невротическому типу [2].Токарева С. В.Коррекционнооздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15296. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15296.htm.–ISSN 2304120X. 2

Проблема создания условий для здоровьесберегающегообучения учащихся в общеобразовательных школах была актуальной всегда, но сегодня она приобретает особенное значение с учетом данных о состоянии здоровья современных школьников. По мнению И. Подласого, современные дети, которые нуждаются в коррекционной помощи, отличаются от своих сверстниковпредшественников тем, что имеют,прежде всего,искаженное поведение, а вовторых, особенности познавательной сферы [3].Г. Кумарина, исследуя задачи и направления коррекционноразвивающей работы в условиях школьного обучения, отмечает:«Вмногоуровневой диагностикокоррекционной работе с проблемным ребенком первым и самым решающим уровнем всегда остается уровень собственно педагогический... Ранее, чем на других, на этом уровне ее надлежит скорректировать, внестиустраняющие проблему изменения...» [4]Ученая отмечает, что различия в развитии детей одного возраста бывают очень существенными, они обусловлены и полом,и состоянием здоровья, и темпом развития, которые определяются условиями раннего и дошкольного содержания, воспитания и обучения. Иногда эти различия бывают настолько значимыми, что в дватри раза перекрывают так называемые возрастные нормы:«Они не укладываются в схему: здоровые –больные, нормальные –аномальные» [5]. Автор отмечает, что индивидуальнотипологические особенности детей младшего школьного возраста, которые обусловлены различным уровнем развития значимых для обучения качеств и способностей,полом, социальной ситуацией развития, проявляются уже с первых дней школьного обучения. Изучая их, ученый выделил шесть групп школьников, которые, несмотря на их одинаковый паспортный возраст, имеют различные показатели развития, учебной деятельности и школьной адаптации.

Таким образом, в современной системе школьного образования сложилась ситуация, свидетельствующая о необходимости организации и проведения коррекционнооздоровительной работы с учащимися, особенно младшего школьного возраста. Учитывая, что коррекционнооздоровительная работаявляется компонентом охраны здоровья детей в процессе обучения, то необходимость профессиональной подготовленности к ней педагогов очевидна.Анализ педагогической, психологопедагогической литературы дает основание считать, что коррекционнооздоровительная работа –особым образом организованное психологопедагогическое воздействие, которое охватывает учебную и повседневную деятельность ребенка. Определяющим фактором этой работы является обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития [6–8].

Вместе с тем вопросы подготовки учителя физической культуры к коррекционнооздоровительной работе в общеобразовательных школах на сегодняшний день не нашли достаточного отображения и освещения в отечественных исследованиях. Поэтому считаем необходимым рассмотреть некоторые аспекты подготовки будущих учителей физической культуры к организации и проведению коррекционнооздоровительной работы в общеобразовательной школе. Как известно, устремленность к педагогической деятельностидолжна управлять личностью в профессиональном выборе. Абитуриентынаправления «Физическое воспитание», как правило,молодые люди, которые активно занимаются спортом, они ориентированы на продолжение спортивной карьеры и не знакомы с проблемами коррекционнооздоровительного характера. Для абитуриентов педагогических институтов специальности «Физическое воспитание» при приеме их на обучениене предусмотрено специальных профессиональнопедагогических требований на этапе вступительной кампании. Абитуриенты вышеуказанной специальности кроме представления результатов независимого Токарева С. В.Коррекционнооздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15296. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15296.htm.–ISSN 2304120X. 3

тестирования уровнязнанийсдают экзамен по специальности:выполняют определенные спортивные задания, демонстрируя умения в плавании, подтягивании, прыжках, упражнениях на ловкость. Все эти спортивные умения и их результативность никоим образом не показывают уровень мотивации будущего учителя физической культуры не только к коррекционнооздоровительному направлению работы, но и к учительской деятельности вообще. После получения дипломаспециалист отрасли физической культуры и спорта может работать не только учителем физической культуры, но и тренером, методистом тренажерного зала, инструктором в фитнесклубе и на других должностях вне школы.Как показали результаты анкетирования студентов Iкурса института физической культуры и реабилитации ГУ ЮНПУ имени К.Д.Ушинского (Одесса) по их профессиональному самоопределению, лишь 60% отобщего контингента имеют выраженную педагогическую ориентацию. Бакалавры, студенты IVкурсов, в соответствии с анализом результатов опросадемонстрируют еще меньший показатель профессионального педагогического самоопределения и,к сожалению, в большинстве случаев выбирают спортивнотренировочное, а не учебновоспитательноеили коррекционнооздоровительное направлениепедагогической деятельности. Тренерская деятельность, на которую ориентировано 60% бакалавров, никоим образом не мотивирует будущего учителя физического воспитания к овладению знаниями и умениями относительно коррекционнооздоровительного направления работы учителя физической культуры. Более того, это направление очень часто идет в разрез с коррекционнойоздоровительным направлением работы учителя физической культуры: по содержанию и нагрузке оно ориентировано назначительные, в первую очередьфизические,нагрузки; на обязательное интенсивное развитие физических качеств школьника даже в ущерб его здоровью; оно не исключает получения высокого спортивного результата за счет пренебрежения другими составляющими развития ребенка. Поэтому формирование мотивационного компонента коррекционнооздоровительной работы будущих учителей физической культуры является важным и очень ответственным условием их профессиональной подготовленности.К сожалению, специальной учебной дисциплины, которая бы формировала у будущих учителей мотивацию к коррекционнооздоровительной работе средствами физического воспитания с учащимися общеобразовательной школы,учебными планами не предусмотрено. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры к коррекционнооздоровительной работе в школе осуществляется по мере овладения ими и педагогическими, и психологическими, и биологическимидисциплинами, дисциплинамипо теории и методике обучения различным видамспорта (гимнастика, плавание, спортивные игры и т.д.)в ходе спортивного совершенствования. Создается ситуация, когда в ходе обучения будущего учителя физической культурыочень важное, социально значимое, здоровьеобеспечивающее направление профессиональной подготовки «распыляется» по многим учебным дисциплинам, не упорядочиваетсяпри их преподавании, отсутствуют преемственность, алгоритм и последовательность предоставления учебной информации о сущности, значении, формах, принципах коррекционнооздоровительной работы в школе. Предполагается, что необходимые знания, умения коррекционнооздоровительной работы сформируются у студента как «суммарные» знания. Как показывают результаты анкетирования бакалавров, такой подход не только не обеспечивает необходимой мотивации студентов к коррекционнооздоровительной работе, но и не подготавливает к ней достаточным образом будущих учителей физической культуры.Токарева С. В.Коррекционнооздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15296. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15296.htm.–ISSN 2304120X. 4

Определяя педагогические условия, обеспечивающие достаточный уровень подготовленности будущих учителей физической культуры к коррекционнооздоровительной работе, мы пришли к выводу о том, что к ним могут быть отнесены:формирование у будущих учителей мотивационной составляющей к коррекционнооздоровительной работе как важному компонентусохранения и поддержания здоровья учащихся;алгоритмизация учебных дисциплин, отвечающих за подготовленность студентов к коррекционнооздоровительной работе (дисциплин биологовалеологического цикла, психологопедагогического цикла, теории и методики обучения видам спорта); наличие в содержании учебных дисциплин упорядоченной, преемственной учебной информации, отражающей значение, сущность и методы коррекционнооздоровительной работы в общеобразовательной школе.Уровень профессиональной подготовленности будущего учителя, его профессиональная компетенция обеспечиваются комплексом дисциплин и зависят не только от количества часов, отведенных учебным планом на ту или иную дисциплину, но и от согласованности графика обучения, такой организации и построения учебного процесса, чтобы знания, полученные студентом на первом курсе обучения,стали базовыми для овладения учебными предметами второго года обучения. К сожалению,такой алгоритм не всегда прослеживается в практике подготовки будущих учителей. А если учесть, что коррекционнооздоровительные знания и умения вообще являются собирательными, формируются и совершенствуются на многих дисциплинах и на протяжении всех лет обучения, то необходимость разработки содержания и методики подготовки студентов к этой работе становится очевидными. Подготовленность к коррекционнойоздоровительной работе будущих учителей является результатом их подготовки в процессе обучения. Готовность будущих учителей к коррекционнойоздоровительной работев общеобразовательной школе формируется в результате комплексного профессионально направленного воздействия на студента в процессе обучения. Необходимыезнания и умения в коррекционнооздоровительной работе формируются в зависимости от достаточности и основательности знаний, полученных на дисциплинах биологического и психологопедагогических циклов, уменийиспользовать приобретенные знания в процессе спортивнопрактической деятельности, логический алгоритмпостроения учебного процесса, когдавыдерживается наследственность дисциплин, дидактичность их преподавания студенту. Коррекционнооздоровительная работа учителя физической культуры –это такой вид профессиональной деятельности, которомубудущий специалист отрасли физической культуры и спорта не может научиться вне учебного заведения, на своих тренировках или соревнованиях. Собственный опыт коррекционнооздоровительной работы средствами физического воспитанияу студентовспортсменов, как правило, отсутствует. А если он есть, то его недостаточно, так как в отклоняющемся развитии современных детей есть большое количество разных состояний, требующих коррекционнооздоровительного воздействия: психоэмоциональные отклонения, связанныес наличиемкризисного возрастного периода,или индивидуальными особенностями развития, или временной ситуацией в семье,вызванные социальной нестабильностью, тревожностью; отклонения в осанке,начиная с плоскостопия кончая наличиемпаретического компонента; задержка психического развития; нарушения речи разной степени;нарушения зрения разной степени и медицинского прогноза развития; нарушения слуха; особенности поведенческих реакций вплоть до девиантного поведения и другие. Понятно, что такие разные особенности развития учащихся требуют разных подходов к их коррекции иТокарева С. В.Коррекционнооздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15296. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15296.htm.–ISSN 2304120X. 5

оздоровлению, наряду с комплексным видением проблемы, определенным доминированиемзнаний психологии или физиологии, специальной психологии или анатомии.Упорядочениесодержания учебного материала коррекционнооздоровительного направления в различных дисциплинах, его последовательность и доступность позволят сформировать у студента целостное представление о значении и месте коррекционнооздоровительной работы учителя физической культуры в школе. Понятность предмета деятельности, осознание значимости этой деятельности будут мотивировать будущего учителя физической культуры непосредственно к коррекционнооздоровительной работе. Бесспорно, каждый специалист сам будет решать,каким образом он будет проводить коррекционнооздоровительную работу, ведь она не отражена отдельными требованиями школьной программы по физической культуре, каждый учитель планирует и проводит ее в соответствии с теми знаниями и умениями,которыми он владеет. Поэтому следующим важным условием подготовки будущих учителей физической культуры к коррекционнооздоровительной работе определяем овладение и наработку студентами моделей и методик организации и проведения коррекционнооздоровительной работы с учащимися общеобразовательной школы.Методики проведения коррекционнооздоровительной работы осваиваются будущими учителями на дисциплинах психологопедагогического цикла, биологических дисциплинахи на теории и методикефизического воспитания. Ведь коррекционнооздоровительная работа призвана корригировать и физическое,и психическое состояниеучащихся, улучшать функциональные возможности ребенка, оздоравливать его, корректироватьчерты характера, смягчать акцентуации и тревожность ребенка. Значительное количество различных методов и моделей,обработанных студентами,позволяет реализовать личностно ориентированный подход в подготовке будущего учителя физической культуры ккоррекционнооздоровительной работе. Коррекционнооздоровительное направление в практической деятельности учителя физической культуры может реализоваться различными путями:через совершенствование организации учебного процесса и требований к ученикам,через отдельный вид спорта,через дифференциацию нагрузок в учебном процессе,через определенные воспитательные меры,через расширение форм работы в школе и другие возможности. Овладение студентами широким кругом методик и моделей реализации коррекционнооздоровительного воздействия на учащихся является гарантией проведения этого вида работы с учащимися общеобразовательных школ. Очень важным компонентом подготовки будущих учителей к коррекционнооздоровительной работе является расширение специального словаря и создание моделей речевого поведения будущих учителей физической культуры. Необходимость обработки речевых моделей обусловлена тем, что проведение уроков физической культуры с соблюдением коррекционной, оздоровительной направленности требует от учителя анализа медикопсихологических диагнозов и характеристик состояния учеников. Дозирование нагрузки и средств воздействия на ребенка в процессе занятий физическими упражнениями базируется на понимании учителем физической культуры сущности определенных состояний ученика, поэтому он должен ориентироваться в валеологической и медицинской терминологии. Коррекционное направление работы имеет многокомпонентный характер: это и физическая,и двигательная коррекция, психоэмоциональная и поведенческая коррекция, коррекция личностных качеств, отношений в коллективе или семье и другие составляющие. Коррекционнопедагогическая терминология широко используется социальными работниками, психологами и в системе специального образования. Будущий учитель должен не только Токарева С. В.Коррекционнооздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15296. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15296.htm.–ISSN 2304120X. 6

знать основные понятия коррекционнооздоровительной работы, но уметь дифференцировать дефиниции,используемыепо отношению к ученикам общеобразовательных учреждений и специальных учреждений, являющиесязаимствованными из медицины и по сути отражающимидиагноз школьника,и их использование в педагогическом процессе нежелательно. Надо уметь подбирать и принимать те сроки, которые являются приемлемыми для обсуждения состояния ребенка в конкретной педагогической ситуации. Будущий специалист должен свободно владеть коррекционнооздоровительной терминологией,что даст ему возможность аргументированно общаться с родителями школьников,корректно обсуждая проблемы детей, объяснять определенные приемы своей деятельности коллегам, консультироваться со школьным психологом, врачом, логопедом. Знание коррекционнооздоровительной терминологии, ее понимание, овладение речевыми моделями –все этоявляется залогом дальнейшего профессионального развития студента в коррекционнооздоровительном направлении работы, условием его самообразования и профессионального самосовершенствования.

Ссылки на источники1.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям// Избранные произведения:в 5т.–Киев, 1980.Т.3.–С. 51.2.Власова Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология.–1975.–№6. –С.8–11.3.Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006. –С.3–31.4.Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб.Пособие/ Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г.Ф. Кумариной. –М.: Изд.центр Академия, 2003. –С. 53.5.Там же. –С. 52.6.Там же.7.Выготский Л.С. Лекции по педологии. –Ижевск:Изд. дом «Удмурдский университет», 2001. –304 с.8.Гонеев А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.завед./ под ред. В.А. Сластенина.–М.: Изд.центр«Академия», 1999.–280 с.

StanislavaTokareva,

Postgraduate student, Department of PreSchool Pedagogy, South Ukrainian National Pedagogical University named K.D. Ushinsky, Odessastanislava.n@mail.ruCorrection and health work at school and technique of future teachers of physical training preparation to its applicationAbstract.The paperdeals with correctional and recreational area of work in secondary school, its importance, modern requirements for this area and conditions of future teachers of physical training preparation to its organization and conduction. The author revealed the conditions to effective training of future teachers of physical training to conduct remedial and recreation activities: algorithmofacademic disciplines and organization of educational information correctional and health trends; formation of motivational component to this type of work; mastery and best practices models and methods of correction and health activities in the learning process in higher education.Key words: correctional and health work at school, vocational training, future teacher of physical culture.References1.Suhomlinskij,V. A. (1980) “Serdce otdaju detjam”,Izbrannye proizvedenija: v 5 t.,Kiev,t. 3,p. 51 (in Russian).2.Vlasova,T. A.&Lebedinskaja,K. S. (1975) “Aktual'nye problemy klinicheskogo izuchenija zaderzhki psihicheskogo razvitija u detej”,Defektologija,№ 6, pp. 8–11 (in Russian).3.Podlasyj,I. P. (2006) Kurs lekcij po korrekcionnoj pedagogike,Gumanit. izd. centr VLADOS, Moscow,pp.3–31(in Russian).4.Kumarina, G. F.(ed.),Vajner, M. Je.,V'junkova Ju. N. et al. (2003) Korrekcionnaja pedagogika v nachal'nom obrazovanii: ucheb. posobie,Izd. centr Akademija, Moscow,p.53(in Russian).5.Ibid.,p.52.6.Ibid.Токарева С. В.Коррекционнооздоровительная работа в школе и методика подготовки будущих учителей физической культуры к ее проведению// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15296. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15296.htm.–ISSN 2304120X. 7

7.Vygotskij,L. S. (2001) Lekcii po pedologii, Izd. dom “Udmurdskij universitet”, Izhevsk,304 p. (in Russian).8.Goneev,A. D., Lifinceva, N. I. &Jalpaeva,N. V. (1999) Osnovy korrekcionnoj pedagogiki: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved.,Izd. centr “Akademija”, Moscow,280 p. (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review19.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication19.08.15ОпубликованаPublished29.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Токарева С. В., 2015

www.ekoncept.ru