Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и замещающих семьях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терновая И. П. Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и замещающих семьях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15295.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению современных технологий организации процесса психолого-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровных и замещающих семьях; в частности, в ней раскрыты основные подходы, принципы, условия и поэтапное содержание организации этого процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Терновая И. П. Особенности организации процесса социальнопедагогического сопровождения воспитания детейсирот в кровных и замеща0ющих семьях // Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15295. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15295.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15295УДК 376.64

Терновая Ирина Павловна,

доцент кафедры социальной педагогики и психологииТаганрогского института имени А. П. Чехова –филиалаФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет», г. Таганрогkrristall@mail.ru

Особенности организации процесса социальнопедагогического сопровождения воспитания детейсирот в кровных и замещающих семьях

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению современных технологий организации процесса психологопедагогического сопровождения воспитания детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровных и замещающих семьях; в частности, в ней раскрыты основные подходы, принципы, условия и поэтапное содержание организации этого процесса.Ключевые слова:сиротство, замещающие семьи, социализация, социальнопедагогические технологии, психологопедагогическое сопровождение.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Помещение ребенка в приемную, опекунскую семью порождает множество проблем психологического, педагогического и социального характера. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. Чем больше людейвключено в этот процесс, тем он сложнее. Необходимым условием успешной адаптации ребенкасироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и приемных родителей, а также всех членов приемной семьи.Процесс адаптации ребенка в условиях замещающей семьи сложен и противоречив. Он порождает множество психологопедагогических и социальных проблем, к которым приемные родители часто оказываются не готовы. Именно здесь встает вопрос о важности и необходимости профессионального педагогического и психологического сопровождения опекунских и приемных семей.Преодоление противоречий, возникающих во взаимодействии человека и среды, зависит от внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы определяются предрасположенностью к адаптации человека в среде, его самопроявлениемв ней, способностьювидеть, прогнозировать проблемы и трудности и самостоятельно их преодолеть; внешние –возникновением проблем и трудностей между человеком и средой, а также обусловленностью факторов, стимулирующих его целесообразное самопроявление и активность в их преодолении.Подобные силы и условия к стимулированию во многом определяются социальнопедагогическим сопровождением или поддержкой человека в целесообразном самопроявлении в преодолении проблем и трудностей его в социуме.Организация процесса социальнопедагогического сопровождения воспитания детейсирот в замещающих семьях должна быть основана на следующих подходах:личностно ориентированный, предполагающий учет уникальности и неповторимости каждой личности во всем многообразии ее связей, интересов, потребностей, социального опыта и выбор в связи с этим технологий, форм и методов работы;личностносредовый подход, предполагающий работу по педагогизации социальной среды, семейнососедского окружения и микросоциума, окружающих личность, учету их позитивных и негативных проявлений и влияний;Терновая И. П. Особенности организации процесса социальнопедагогического сопровождения воспитания детейсирот в кровных и замеща0ющих семьях // Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15295. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15295.htm.–ISSN 2304120X. 2

опора на внутренние силы и природные задатки ребенка;личностнодеятельностный подход, предполагающий развитие социально значимых свойств и качеств, активизацию личностного потенциала ребенка путем вовлечения его в разнообразную социально значимую деятельность;межведомственный подход, который позволяет привлекать в осуществляемый процесс различные социальные институты с позиций диалогизма, партнерства, сотрудничества и сотворчества;проблемный подход, ориентированный на профилактику, выявление и своевременное решение возникающих проблем в процессе сопровождения;информационный подход, способствующий обеспечению всех субъектов деятельности необходимой достоверной информацией;системный подход, имеющий целью выявление всех компонентов процесса социализации и жизненного самоопределения детейсирот, установление механизма его функционирования и развития как целостного объекта в его внутренней и внешних связях.Основные принципы организации процесса социальнопедагогического сопровождения детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей:1.Принцип социальнопедагогической целостности и многомерности, который позволяет рассматривать и организовывать процесс целостно с учетом всей богатой гаммы взаимосвязей и взаимовлияний в неразрывной связи с другими процессами.2.Принцип социальной наследственности, предполагающий учет и применение лучших отечественных традиций, знаний и опыта в этой деятельности, а также природных генетических задатков личности.3.Принцип социальноисторической обусловленности, который нацеливает нас на учет происходящих социокультурных процессов нашего общества, его нравственных основ, ценностей и убежденийи их влияния на семейноролевые отношения.4.Принцип приоритета семейных форм социализации, предполагающий соблюдение на практике права каждого ребенка жить и воспитываться в кровной или замещающей семье.5.Принцип гуманистических ценностей, ориентирующий на гуманистическую направленность современной социальнопедагогической деятельности: гуманизм, духовность, социальную справедливость и т.д.6.Принцип вариативности и открытости, предполагающий социальнопедагогическую многомерность в организации процесса социализации, участие в нем всех социальных институтов с реализацией присущих им целей, задач и функций.7.Принцип социальной активности личностинацеливает на субъектсубъектный подход к личности ребенка, соблюдение его права на свободу самовыражения, на ошибку, собственный социальный опыт и самостоятельное принятие жизненно важных решений.8.Принцип природосообразности и индивидуализированного подхода, предполагающий учет индивидуальных природных задатков и особенностей личности: психики, темперамента, состояния здоровья, физиологических особенностей, предшествующего социального опыта.9.Принцип культуросообразностипредполагает воспитание с учетом социокультурных ценностей общества, нации, региона и семьи.10.Принцип развивающих коммуникаций, позволяющий пополнять социальный опыт и знания личности от различных источников и субъектов процесса жизнедеятельности во всем их разнообразии связей и опосредований.11.Принцип прогрессирующего самоконтроля, который предполагает задействование внутренних личностных ресурсов ребенка в процессе сопровождения.Терновая И. П. Особенности организации процесса социальнопедагогического сопровождения воспитания детейсирот в кровных и замеща0ющих семьях // Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15295. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15295.htm.–ISSN 2304120X. 3

12.Принцип социальнопедагогической компетентности кадров предполагает привлечение к данной работе грамотных специалистов, способных дать важный совет, оказать необходимую помощь.Приступая к социальнопедагогическим и психологическим действиям по отношению ксемье с целью оказания ей помощи, педагог обязан четко представлять ее содержание и возможные формы претворения этого содержания в практику. В современной науке и практике социальной работы с сиротами накоплен немалый потенциал технологий, форм и методових социальнопедагогического сопровождения. Остановимся на этом вопросе более подробно.Профилактическая и реабилитационная работа по социальнопедагогической и психологической поддержке строится по следующим этапам.Подготовительный–сбор информации о приемной и опекунской семье, социальном окружении ребенка, на основе которой проводится диагностика его социальнопсихологического состояния.Организационный –анализ информации, выявление ресурсов, возможностей семьи, проблемного поля, разработка индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.Практический–реализация индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.В тот момент, когда детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,помещаются в приемную и опекунскую семью,начинается самый ответственный этап, заключающийся в совместных усилияхприемных родителей и родителейопекунов и педагога социального и педагогапсихолога по адаптации ребенка к новым жизненным условиям. Следует отметить, что во многом дальнейшая тактика воспитания в опекунской и приемной семье будет зависеть от того, какие задачи педагог поставит перед приемными родителями и родителямиопекунами, какие требования сформулирует. Здесь важна четкая профессиональная позиция и использование имеющихся знаний. Надо отметить, что сотрудник социальнопедагогической и психологической службы не обладает карательными функциями, его задача –полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт и взаимопонимание с новой семьей ребенка.Основными условиями организации процесса социальнопедагогического сопровождения детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях являются:создание и организация позитивной семейной среды;учет индивидуальных особенностей личности;активизация процесса личностного самоопределения ребенка;развитие социальной компетенции личности;повышение уровня социальнопедагогической компетентности агентов процесса сопровождения;организационнометодическое обеспечение процесса;мониторинг и анализ результатов деятельности[1].Учет индивидуальных особенностей социализации ребенкасироты включает в себя следующее содержание:особенности физического развития и состояние здоровья;особенности психического развития;особенностиразвития личностных качеств;наличие способностей к овладению различными видами деятельности;Терновая И. П. Особенности организации процесса социальнопедагогического сопровождения воспитания детейсирот в кровных и замеща0ющих семьях // Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15295. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15295.htm.–ISSN 2304120X. 4

степень готовности к социальному самоопределению;спецификаи содержание предшествующего личностного опыта семейноролевой социализации;социальный портрет кровной семьи;социальная историясемьи и т.д. [2]Активизация самостоятельной деятельности детей в процессе семейной социализации включает: активизацию осознания и развитие потребностей в своем личностном самоопределении; активизацию поиска личностно и социально значимых целей, путей и результатов социализации, в том числе и семейноролевой;активизацию процесса построения и самореализации планов своего социального самоопределения;активизацию личности в социальном самоутверждении [3]. Вся работа направленанапотенциальных родителей, кровные и замещающие семьи, воспитанников.Она осуществляется посредством технологий:усыновления, опеки и попечительства, помещения в приемную семью, семейный патронат, помещения в кровную семью, подготовкивоспитанников к жизни в семье и созданию семьи, постинтернатского сопровождения.Организация и содержание работы с кровными, приемными и замещающими семьями продиктованыцелым рядом причин длительных дезадаптивных состояний:стереотип отношения родителейк воспитанию, основанный на собственном подчас негативном опыте, нежеланииперестраиваться на новый уровень организации воспитательного процесса;чувство собственной уверенности (или неуверенности) в своих педагогических, родительских возможностях;желание за счет ребенка решить свои материальные, личностные проблемы;вынужденное принятие статуса опекуна;перекладывание функций воспитания на старших детей и иных родственников;ожидание благодарности от ребенка;неумение правильно информировать ребенка о том, что он усыновленный или о причине помещения в детский дом;неумение правильно объяснить ребенку, почему он не может жить со своими родителями и т.д. [4]Цельработы с кровными, приемными и замещающими семьями –обеспечение условий для позитивного развития и социального становления личности в семейных условиях в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Одним из активных субъектов деятельности являются патронатные семьи. Цели привлечения патронатных семей следующие:обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, его физическаяи эмоциональная безопасность;Терновая И. П. Особенности организации процесса социальнопедагогического сопровождения воспитания детейсирот в кровных и замеща0ющих семьях // Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15295. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15295.htm.–ISSN 2304120X. 5

обеспечение преемственности подходов к воспитанию и реабилитации ребенка в течение всего периода, когда ребенку необходимо устройство вне кровной семьи;помощь в процессе взаимоадаптациик потенциальной приемной семье; создание оптимального механизма взаимодействия учреждений образования, социальной защиты, здравоохранения с органами опеки и попечительства муниципального образования во имя наилучшего выбора пути помощи ребенку.Разностороннее развитие личности детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей,требует единства, согласованности действий приемной и опекунской семьи и учреждения общего среднего образования в процессе их воспитания. Актуальная задача деятельности социальных служб и учреждений общего и дополнительного образования в современных условиях заключается в том, чтобы обеспечить взаимополезный союз с приемными семьями, в центре внимания которого должны находиться интересы личности ребенка. Таблица 1Основные этапы и содержание работы по помещению и организации воспитания ребенка в кровной семье

№Наименование этапаСодержание работысродственникамисребенком1

ИнформационноознакомительныйСбор информации об истории кровной семьи воспитанникаИндивидуальная психологопедагогическая работа с ребенком. Составление банка данных. Оформление социального статуса ребенка2

ОрганизационнопоисковыйПоиск кровных родственников, установление их социального статуса и возможности восстановления кровных связейОзнакомительная беседа с ребенкомсцелью выявления его потенциальной готовности к возвращению в кровную семью3

ОзнакомительныйОзнакомительная беседа с целью выявления мотивов, личностной позиции родственника и его потенциальной готовности к принятию ребенка в семьюПсихологическая подготовка ребенка к встрече с кровными родственниками4

АдаптационнокорректирующийПробные встречи, беседы, семейный патронат в выходные дни и каникулы, психологопедагогическое консультирование и коррекция. Совместные тренинговые занятия, совместный досуг и т.д.Пробные встречи, семейный патронат в выходные дни и каникулы, психологопедагогическое консультирование и коррекция, совместные тренинговые занятия, совместный досуг и т.д.5

ПоисководоговорныйСовместный поиск и выбор оптимальной формы возвращения ребенка в кровную семью, помощь в юридическом оформлении документов и социального статуса родственников Психологопедагогическая подготовка ребенка к возвращению в кровную семью, оформление необходимых документов6

КоррекционносопровождающийПатронат, психологопедагогическое сопровождение, консультирование, коррекция возникающих проблем

Таблица 2Основные этапы и содержание работы с приемными семьями

№Наименование этапаСодержание работысприемными родителямисребенком1

ИнформационноознакомительныйРазмещение в СМИ и в общероссийском банке данных информации о ребенке, подлежащем усыновлениюИндивидуальная психологопедагогическая работа с ребенком. Снятие стресса и выработка позитивных устремлений личности. Составление банка данных. Оформление социального статуса ребенкаТерновая И. П. Особенности организации процесса социальнопедагогического сопровождения воспитания детейсирот в кровных и замеща0ющих семьях // Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15295. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15295.htm.–ISSN 2304120X. 6

№Наименование этапаСодержание работысприемными родителямисребенком2

ОрганизационнопоисковыйПоиск потенциальных родителей, установление их социального статуса, права и возможности принятия ребенка в семьюОзнакомительная беседа с ребенком с целью выявления его потенциальной готовности к помещению в приемную семью3

ОзнакомительныйОзнакомительная беседа с целью выявления мотивов, личностной позиции потенциальных родителей и их готовности к принятию ребенка в семьюПсихологическая подготовка ребенка к встрече с потенциальными родителями4

АдаптационнокорректирующийПробные встречи, беседы. Обсуждение тем «Семья и ее особенности», «Ребенок и его развитие», «Особенности развития ребенкасироты», «Приемные родители», «Воспитание детей в приемной семье».Организация пробного семейного патроната, психологопедагогическоесопровождение, консультирование и коррекция. Текущая диагностика мотивации и готовности семьи к воспитанию ребенка. совместные тренинговые занятия, совместный досуг и т.д.Пробные встречи, семейный патронат в выходные дни и каникулы, психологопедагогическое сопровождение, консультирование и коррекция. Совместные тренинговые занятия, совместный досуг и т.д.5

ПоисководоговорныйИтоговая диагностика мотивации и готовности семьи к воспитанию ребенка. Совместный поиск и выбор оптимальной формы помещенияребенка в семью, помощь в юридическом оформлении документов

Психологопедагогическая подготовка ребенка к помещению в семью, оформление необходимых документов6

КоррекционносопровождающийПатронат, психологопедагогическое сопровождение, консультирование, коррекция возникающих проблемДиспансеризация детей из патронатных семей

Ссылки на источники1.Ослон В. Н. Замещающая семья как условие компенсации депривационных нарушений у детейсирот. –М., 2002. –С. 43.2.Иванова Н. П., Бобылева И. А., Заводилкина О. В. Социальнопсихологическая адаптация детей в замещающей семье. –М., 2002. –С. 21.3.Архипова А.А. Социальнопедагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе их социализации.–СПб., 2005. –С. 26.4.Бессчетнова О.В. Приемная семья: социальнодемографический анализ: монография / под ред. Г.В. Дыльнова. –Саратов: Научная книга, 2008. – С. 43.

Irina Ternovaya,

AssociateProfessorofSocialPedagogyandPsychologyTaganrogInstituteofAPChekhov( Branch) RGEU (RINH), Taganrogkrristall@mail.ruFeatures of the organization of social and pedagogical support education of orphans in the blood and foster familiesAbstract.The article is devoted to the modern technologies of the process of psychological and pedagogical support of education of orphans and children left without parental care,in the blood and foster families,in particular, it covers the main approaches, principles, conditions and organization of the contents of a phased process.Keywords:orphans, foster families, socialization, social and pedagogical technologies,psychological and educational support.References1.Oslon,V. N. (2002) Zameshhajushhaja sem'ja kak uslovie kompensacii deprivacionnyh narushenij u detejsirot,Moscow,p.43(in Russian).2.Ivanova,N. P., Bobyleva,I. A.&Zavodilkina,O. V. (2002) Social'nopsihologicheskaja adaptacija detej v zameshhajushhej sem'e,Moscow,p.21(in Russian).Терновая И. П. Особенности организации процесса социальнопедагогического сопровождения воспитания детейсирот в кровных и замеща0ющих семьях // Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15295. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15295.htm.–ISSN 2304120X. 7

3.Arhipova,A. A. (2005) Social'nopedagogicheskoe soprovozhdenie detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, v processe ih socializacii,St. Petersburg,p.26(in Russian).4.Besschetnova,O. V. & Dyl'nov, G. V. (ed.) (2008) Priemnaja sem'ja: social'nodemograficheskij analiz: monografija, Nauchnaja kniga, Saratov,p.43(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived17.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review18.08.15ПринятакпубликацииAccepted forpublication18.08.15ОпубликованаPublished19.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Терновая И. П.,2015

www.ekoncept.ru