Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фоминых
Е.
С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 9 (сентябрь). – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15301.htm.
Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические основы психокоррекционной и психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения. Раскрываются цели, задачи и принципы психокоррекции и психореабилитации при зрительном дефекте; систематизированы возможные виды психокоррекционных мероприятий и современные условия реабилитации лиц с нарушением зрения.
Ключевые слова:
психологическая коррекция, нарушения зрения, психологическая реабилитация, компенсация
Похожие статьи
Текст статьи
Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15301УДК 159.931
Фоминых Екатерина Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургfominyh.yekaterina@yandex.ru
Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения
Аннотация. В статье представлены теоретикометодологические основы психокоррекционной и психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения. Раскрываются цели, задачи и принципы психокоррекции и психореабилитации при зрительном дефекте; систематизированы возможные виды психокоррекционных мероприятий и современные условия реабилитации лиц с нарушением зрения.Ключевые слова: нарушения зрения, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, компенсация.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Нарушения зрения –это сложная биопсихосоциальная проблема, обусловленная резким изменением условий жизнедеятельности человека и изменением функционирования всех уровней его психической организации: психофизиологических реакций, эмоциональных состояний, особенностей личности, системы взаимодействия и др. В условиях зрительного дефекта усиливается психоэмоциональное напряжение, обостряется восприятие индивидом трудных жизненных ситуаций, осложняется выбор адекватных средств их преодоления, возникают состояние интрапсихического конфликта, социальная дезадаптация, поведенческие нарушения и др. Приэтомуказанные аспекты коррелируют со степенью выраженности дефекта и временем его возникновения. К числу специфических жизненных трудностей лиц с нарушением зрения относятся (Е.А.Иванова,2010; И.П. Волкова, Н.Н. Королева, 2005,и др.): трудности в пространственной ориентировке (неумение пользоваться самостоятельными приемами ходьбы без зрения, психологические барьеры, препятствующие использованию трости и др.);трудности в общественной интеграции: высокая социальная фрустрированность, проблемы в общении с нормально видящими (формирование негативных коммуникативных установок и комплексов);трудности в быту и самообслуживании –несформированность элементарных бытовых умений и навыков, что наиболее характерно для слепорожденных детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки, а также для лиц, потерявших зрение и адаптирующихся к измененным в результате этого условиям жизни;трудности в профессиональной и личностной самореализации, что в большей степени детерминировано негативными социальными стереотипами и установками в отношении лиц с нарушением зрения; организацией труда, не соответствующей псхифизиологическим особенностям и возможностям; низким уровнем заработной платы, монотонностью труда и т.д.; удовлетворение потребностей, сопряженных с общением (признание, самоутверждение, самореализация, установление дружеских отношений и др.).Преодоление последствий фрустрирующего воздействия жизненных трудностей осуществляется на основе процессов компенсации, коррекции и (ре)абилитации, их Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 2
взаимопересечения и взаимопроникновения. Приэтомпсихологическая коррекция и реабилитация –это система внешних мероприятий по отношению к человеку с нарушенным зрением, а компенсация базируется на внутреннем возмещении нарушенной/утраченной зрительной функции.Преодоление первичных недостатков зрительного восприятия основывается на процессах компенсации. Компенсация дефекта зрения и его последствий, связанных с нарушением равновесия с социальной средой, осуществляется на основе синтеза биологических и социальных факторовпри ведущей роли последних. Основными видами компенсации являются [1, 2]:внутрисистемная –за счет использования остаточного зрения либо с помощью тифлотехнических средств;межсистемная –основанная на сложной перестройке деятельности с включением сохранных функциональных систем (осязательного, слухового, обонятельного и т.д.).Компенсаторные процессыпротекают на четырех уровнях [3, 4]:Биологический(телесный) –автоматическая и бессознательная перестройка нарушенных функций.Психологический –ориентированный на восстановление нарушенных функций посредством создания чувства внутренней стабильности, позитивного отношения к себе, адекватной оценкивозможностей и др. Данный уровень является центральным для лиц с нарушением зрения.Социальнопсихологический –включение интерпсихических механизмов, сферы межличностных отношений лиц с нарушением зрения. В современных условиях социальнопсихологическому аспекту компенсациидефекта зрения придается ведущее значение, что обусловлено ролью эмоциональной поддержки окружающих, социального опыта, приобретаемого в процессе речевого общения, совместной деятельности, активных и адекватных действий в преодолении зрительного дефекта. Социальный –определяемый отношением общества к лицам с нарушением зрения. Психокоррекционные воздействия наиболее эффективны по отношению к вторичным недостаткам развития при зрительном дефекте и предполагают создание оптимальных условий для эмоциональноличностного и интеллектуального развития; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, его оптимизацию с использованием потенциальных возможностей.Современные технологии психологической коррекции базируются на фундаментальных теоретикометодологических положениях(Н. Я. Семаго [5]):«замещающее» развитие как основа интегративной коррекционной работы, предполагающее переход к следующему онтогенетическому этапу программы только после закрепления результатов предыдущего;последовательность прохождения этапов и сроков нормативного психомоторного, речевого и эмоционального развития ребенка;определяющая роль базовых предпосылок психической деятельности, в том числе пространственновременных;использование законов и закономерностей развития и совершенствования двигательных, в том числе произвольных актов;учет актуального уровня психоречевого и эмоциональноволевого развития ребенка в интегративном понимании;учет ведущего типа мотивации деятельности и сформированности базальных уровней эмоциональной регуляции деятельности ребенка;поэтапность в формировании новых видов деятельности.В отношении лиц с нарушением зрения указанное предполагает решение в ходе коррекционной работы практических задач [6]:формированиепроизвольных компонентов деятельности;Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 3
формирование схемы собственного тела и соматогнозиса;формирование пространственных представлений;развитие вербального анализа и вербальнологического мышления;расширение словарного запаса и общей осведомленности ребенка, преодоление вербализма;развитие навыков самостоятельной творческой работы;формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного общения в соответствии с актуальным уровневым строением эмоциональноаффективной сферы.Коррекционные программы реализуются в двух основных вариантах [7]:Развивающаяработа –адекватное и своевременное формирование предпосылок деятельности в соответствии с ведущим типом мотивации и деятельности (при подготовке к обучению в школе в форме тематических заданийигр).Коррекционноразвивающая работа предполагает дополнение развивающей работы пропедевтическими занятиями.
Виды психологической коррекции, используемые в работе с лицами с нарушением зрения [8]
КритерийВиды психокоррекцииФорма работыИндивидуальная: достижение целей осуществляется путем непосредственного воздействия на человека с дефектом зрения.Групповая:воздействие на конкретного человека осуществляется посредством организации процесса взаимодействия участников группыПричины выбораВнутриличностные проблемы: индивидуальный характер проблем личности (не межличностный); отказ работать в группе (например, вследствие недостаточного социального опыта и др.); выраженные аффективные проблемы (тревожность, страхи и др.).Межличностные проблемы: затруднения/сокращение общения со сверстниками и взрослыми, трудности коммуникации по причине несформированности коммуникативных навыков; социальный инфантилизм; трудности произвольной регуляции деятельности и поведения (неспособность действовать в соответствии с заданным образцом, правилом) и другие нарушения коммуникативной, эмоциональной и личностной сферХарактер направленностиСимптоматическая–кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер.Каузальная –устранение источников и причин отклонений в развитии коммуникативной, эмоциональной и личностной сферСодержание психокоррекционных мероприятийКоррекция познавательной сферы: обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего бедность образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов.Коррекция аффективноволевойсферы: неуверенность, скованность, беспомощность в различных видах деятельности и социальном взаимодействии, снижении желаний к самопроявлению и возникновение большей зависимости от помощи и руководства окружающих.Коррекция поведенческих аспектов: исправление неконструктивных форм поведения ребенкаНаличие психокоррекционных программПрограммированная–постановка четких целей и построение программы психокоррекции.Импровизированная–спонтанная, без предварительно продуманной программы коррекцииПродолжительностьСверхкороткая (сверхбыстрая) –решение актуальных и изолированных проблем и конфликтов (несколько минут –несколько часов).Короткая (быстрая)–активизация процесса изменения для решения актуальной проблемы (несколько часов –несколько дней).Длительная–нацелена наличностное содержание проблемыпосредством проработки множества деталей (несколько месяцев).Сверхдлительная–вид психокоррекции, направленный на достижение понимания сути переживаний с затрагиванием сфер бессознательного и сознательного (несколько лет)
Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 4
В целомустановлено, что своевременная и адекватная коррекционная помощь, проводимаяс первых дней жизни ребенка, позволяет уже к 4–6 годам максимально приблизиться к уровню нормально видящего ребенка.Психологическая реабилитациялиц с нарушением зрения –это система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию зрительного дефекта, процесс, направленный на адаптацию личности к определенным социальным условиям. При абилитацииречь идет о системе раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений [9]. Основная цель психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения [10, 11]–оптимизация процесса включения лиц с нарушением зрения в общество с опорой на их индивидуальные особенности, стратегии адаптации и преодоления проблем, внешние и внутренние ресурсы. К числу основных категорий, нуждающихся в психологической реабилитации,относятся: поздноослепшие, одинокие лица, а также люди пожилого и старческого возраста.Задачи психореабилитационной работыс лицами с нарушением зрения [12]:социальнобытовая и личностная адаптация, гармонизация отношения к себе, другим и миру в целом;профессиональная самореализация, самосовершенствование в различных сферах (образование, здоровье, личностный рост и др.);преодоление затруднений в социальнопсихологической адаптации;оптимизация отношений с нормально видящими людьми;повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей.Принципыпсихореабилитационной работы [13]:адресность;дифференцированность;учет пола, возраста, степени тяжести, характера и времени возникновения дефекта, индивидуальнопсихологических особенностей.В рамках психореабилитационного процесса выделяются следующие направления психологической помощи лицам с нарушением зрения [14]:Психологическая диагностикаиндивидуальнопсихологических особенностей; помощь в осознании внутренних ресурсов.Психологическое консультирование.Психопрофилактикадезадаптивных состояний, формирование умений и навыков саморегуляции, релаксации, помощь в полноценном профессиональном и личностном развитии.Психологическая поддержкаи помощьв преодолении психологических последствий утраты зрения, формировании положительного отношения к себе, другим; повышении самопринятия и уверенности в себе.Формы эффективной психологической помощи лицам с нарушением зрения в процессе психореабилитации [15]: индивидуальные психологические консультации, группы общения и психологические тренинги (саморегуляции, оптимизации настроения и самочувствия), групповые занятия по эффективной самопрезентации, анонимное психологическое консультирование по телефону доверия, индивидуальноепсихологическое консультирование на дому, лекции по проблемам практической психологии.Условия (ре)абилитации лиц с нарушением зрения (В.З. Денискина [16, 17]):Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 5
1.Получение специальной психологопедагогической помощи сразу же после обнаружения нарушения развития.2.Учет течения заболевания органа зрения (прогрессирующее, стационарное, поддающееся лечению и восстановлению).3.Своевременная, специально организованная офтальмологическая помощь, динамическое наблюдение за состоянием зрения.4.Необходимость использования «обходных путей», специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий:рельефноточечного шрифта Брайля, специальных приборов для рисования и черчения, рельефнографических пособий (географических карт, доступных осязательному восприятию); учебников, напечатанных с учетом зрительного восприятия слабовидящих (укрупненный шрифт; иллюстрации с наличием усиленного контура, контрастных цветов, отсутствием малоинформативных деталей);наглядных пособий, рассчитанных на бисенсорное восприятие (осязание и остаточное зрение);тифлотехнических и оптических средств (увеличивающие устройства, бинокли, монокли, портативные электронные лупы и т.д.);специальных методик обучения, рассчитанных на использование сохранных анализаторов и глубоко нарушенного зрения; специфическую руководящую роль слова педагога, проговаривание всех записей (текстов, знаков), сделанных на классной доске или в приборе Брайля и др.;тифлоинформационных компьютерных технологий (тактильные (брайлевские) дисплеи и принтеры, специальные клавиатуры с увеличенным размером шрифта, электронных записных книжек и др.).5.Индивидуализированный подход в обучении ребенка с нарушением зрения; соответствие образовательных программ познавательным возможностям детей; необходимость разработки индивидуализированных коррекционных программ для детей с комбинированными нарушениями.6.Психологопедагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением зрения, включение семьи в образовательный процесс (формирование у родителей адекватной оценки зрительного дефекта, понимания и учета особенностей зрительных возможностей ребенка, психологопедагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания ребенка с нарушенным зрением).7.Особая пространственная и временная организация образовательной среды.8.Необходимость введения в содержание обучения ребенка специальных разделов и специальных коррекционных занятий, отсутствующих в программах образования нормально развивающихся детей: развитие сенсорной сферы с опорой на сохранные анализаторы и дефектное зрение; логопедическая помощь; развитие социальнобытовой и пространственной ориентировки как условия активности, адаптированности, самостоятельности и независимости лиц с нарушением зрения в обществе; формирование неречевых средств общения (мимики и пантомимики) как важного фактора формирования коммуникативной компетентности лиц с нарушением зрения; специальные коррекционные занятия по ритмике и адаптивной физической культуре, построенные с учетом имеющихся противопоказаний к физической нагрузке. Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 6
9.Максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.10.Необходимость взаимодействия квалифицированных специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушением зрения: офтальмологов, тифлопсихологов, педагогов и тифлопедагогов, социальных работников и др.11.Специфичность использования традиционных методов обучения, коррекционная направленность применения традиционных методов обучения и воспитания, предметного преподавания и досуговой деятельности.12.Мониторинг успешности овладения детьми программным материалом.13.Изменение задач реабилитации ребенка на разных возрастных этапах.14.Организация учебновоспитательного и коррекционнокомпенсаторного процессов с учетом зрительных возможностей, т.е. с учетом состояния основных зрительных функций воспитанников.15.Учет офтальмогигиенических и эргономических требований, реализация которых облегчает зрительную работу и повышает эффективность деятельности, связанной со зрительными нагрузками (особый режим освещенности перцептивного поля, регламентированная зрительная нагрузка, индивидуальный подбор размера букв, цифр при подготовке раздаточного дидактического материала; особая расстановка парт и др.).16.Необходимость работы по профессиональной ориентации.17.Психологическая подготовка к трудным экстремальным ситуациям, направленная на смягчение негативных эмоциональных состояний при зрительной депривации и способствующая полноценному вхождению в социум (формирование психологической устойчивости, обучение прогнозированию деятельности, анализу ситуации и ее последствий, формирование копингстратегий, уменияуправлять чувствами, снижение тревожности и страхов).В современных исследованиях особое внимание уделяется личностным детерминантам реабилитации, поскольку одновременно с переживанием острых негативных реакций зрительный дефект способствует активизации внутреннего потенциала и ресурсов, мобилизации жизненной активности и в целом достижениюактивной жизненной и социальной позиции. Основу позитивной социализации (А.В. Махнач, 2013) человека с нарушением зрения,заключающейся в возврате в общество, к правилам жизни малой группы, нормального социального окружения,составляют: жизнеспособность, флексибильность, мировоззренческие установки и ценностные ориентации, психологическая суверенность, Яконцепция и др. [18–20]Эффективность психореабилитационных мероприятий в отношении лиц с нарушениями зрения предполагает также учет готовности общества принять их. Основной вектор развития данной проблемы направлен на разработку социальнопсихологических способов формирования позитивного образа человека с нарушением зрения (социальная реклама, информирование общества об индивидуальных особенностях лиц с нарушением зрения; психологическая подготовкачеловека с нарушением зрения к реализации потенциала в различных сферах жизнедеятельности общества) [21]. В настоящее время активно разрабатываются содержательные основы психологопедагогического сопровождения психического и личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования [22, 23]. К числу технологий успешной социализации лиц с нарушением зрения относится также психологопедагогическое сопровождение девиктимизации вобразовательных учреждениях, способствующее их самопознанию, мобилизации личностных ресурсов, преодолению Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 7
психологических барьеров в процессе обучения и общения, самореализации, сохранению и укреплению психологического здоровья лиц с нарушением зрения [24].
Ссылки на источники1.Сорокин В. М., КокоренкоВ. Л.Практикум по специальной психологии. –СПб., 2003. 2.ШаповалИ.А. Специальная психология. –М., 2005. 3.Сорокин В. М., Кокоренко В. Л.Указ. соч.4.Шаповал И. А.Указ. соч.5.СемагоН.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. –2000. –№ 1.6.Там же.7.Там же.8.ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. –М., 2000. 9.Шаповал И. А.Указ. соч.10.Там же. 11.ВолковаИ.П., КоролеваН.Н. Теоретикометодологические и организационные основы психологического сопровождения реабилитации инвалидов по зрению. –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretikometodologicheskie12.Там же.13.Там же.14.Там же.15.Там же.16.Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушением зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. –2012. –№ 5. 17.ДенискинаВ.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения // Дефектология. –2012. –№ 6. 18.ВолковаИ.П., КанторВ.З. Аксиологические аспекты адаптационнореабилитационного потенциала инвалидов по зрению: опыт эмпирического изучения // Специальное образование. –2012. –№ 1.19.КоролеваЮ.А.Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности// Социальная психология и общество. –2014. –№1. 20.Клопота Е.А. Особенности формирования Яконцепции людей с нарушением зрения в процессе их социализации // Дефектология. –2013. –№ 2.21.Клопота Е.А. Социальнопсихологические способы формирования позитивного образа личности с глубокими нарушениями зрения в обществе // Дефектология. –2014. –№ 1. 22.ГусеваИ.В., МелешкинаМ.С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростковинвалидов в образовательном процессе// Концепт. –2014. –№ 9.23.НасибуллинаА.Д. Специфика психологопедагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования// Концепт. –2014. –№ S26.24.Фоминых Е.С.Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях // Клиническая и специальная психология. –2012. –№ 4. –URL: http://psyjournals.ru/psyclin.
EkaterinaFominykh, CandidateofPsychologicalSciences, AssistantProfessorat the chair ofSpecialPsychology,OrenburgState Pedagogical University, Orenburg fominyh.yekaterina@yandex.ruModern technologies of psychological correction and rehabilitation of persons with visual impairmentAbstract.The paperpresents the theoretical and methodological foundations of psychocorrectionaland psychorehabilitationalwork with persons with visual impairment. The author describes goals, objectives and principles of psychotherapy and psychorehabilitation; systematizespossible types of corrective treatment and modern facilitiesofrehabilitation of persons with visual impairment.Key words:visual impairment, psychological correction,psychological rehabilitation, compensation.References1.Sorokin, V. M. & Kokorenko, V. L. (2003) Praktikum po special'noj psihologii, St. Petersburg(in Russian).
2.Shapoval,I. A. (2005) Special'naja psihologija,Moscow(in Russian).
3.Sorokin, V. M. &Kokorenko,V. L. (2003) Op. cit.4.Shapoval,I. A. (2005) Op. cit.Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 8
5.Semago,N. Ja. (2000) “Novye podhody k postroeniju korrekcionnoj raboty s det'mi s razlichnymi vidami otklonjajushhegosja razvitija”,Defektologija,№ 1(in Russian).6.Ibid.7.Ibid.8.Osipova,A. A. (2000) Obshhaja psihokorrekcija,Moscow(in Russian).
9.Shapoval I. A. Op. cit.10.Ibid. 11.Volkova, I. P. &Koroleva,N.N. Teoretikometodologicheskie i organizacionnye osnovy psihologicheskogo soprovozhdenija reabilitacii invalidov po zreniju. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretikometodologicheskie (in Russian).12.Ibid.13.Ibid.14.Ibid.15.Ibid.16.Deniskina, V. Z. (2012) “Osobye obrazovatel'nye potrebnosti, obuslovlennyenarusheniem zrenija i ih vtorichnymi posledstvijami”, Defektologija, № 5(in Russian).
17.Deniskina,V. Z. (2012) “Osobye obrazovatel'nye potrebnosti detej s narusheniem zrenija”,Defektologija,№ 6(in Russian).
18.Volkova, I. P. &Kantor,V. Z. (2012) “Aksiologicheskie aspekty adaptacionnoreabilitacionnogo potenciala invalidov po zreniju: opyt jempiricheskogo izuchenija”,Special'noe obrazovanie,№ 1(in Russian).19.Koroleva,Ju. A. (2014) “Fleksibil'nost' kak resurs zhiznesposobnosti sovremennoj lichnosti”,Social'naja psihologija i obshhestvo,№ 1(in Russian).
20.Klopota,E. A. (2013) “Osobennosti formirovanija Jakoncepcii ljudej s narusheniem zrenija v processe ih socializacii”,Defektologija,№ 2(in Russian).21.Klopota,E.A. (2014) “Social'nopsihologicheskie sposoby formirovanija pozitivnogo obraza lichnosti s glubokimi narushenijami zrenija v obshhestve”,Defektologija,№ 1 (in Russian).22.Guseva,I. V. &Meleshkina,M. S.(2014)“Psihologopedagogicheskoe soprovozhdenie psihicheskogoi lichnostnogo zdorov'ja podrostkovinvalidov v obrazovatel'nom processe”,Koncept,№ 9 (in Russian).23.Nasibullina,A. D. (2014) “Specifika psihologopedagogicheskogo soprovozhdenija uchashhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija”,Koncept,№ S26 (in Russian).24.Fominyh,E. S. (2012) “Viktimizacija i deviktimizacija studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sovremennyh obrazovatel'nyh uslovijah”,Klinicheskaja i special'naja psihologija,№ 4.Available at: http://psyjournals.ru/psyclin (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived17.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.06.15ОпубликованаPublished21.09.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Фоминых Е. С., 2015
www.ekoncept.ru
ART15301УДК 159.931
Фоминых Екатерина Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургfominyh.yekaterina@yandex.ru
Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения
Аннотация. В статье представлены теоретикометодологические основы психокоррекционной и психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения. Раскрываются цели, задачи и принципы психокоррекции и психореабилитации при зрительном дефекте; систематизированы возможные виды психокоррекционных мероприятий и современные условия реабилитации лиц с нарушением зрения.Ключевые слова: нарушения зрения, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, компенсация.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Нарушения зрения –это сложная биопсихосоциальная проблема, обусловленная резким изменением условий жизнедеятельности человека и изменением функционирования всех уровней его психической организации: психофизиологических реакций, эмоциональных состояний, особенностей личности, системы взаимодействия и др. В условиях зрительного дефекта усиливается психоэмоциональное напряжение, обостряется восприятие индивидом трудных жизненных ситуаций, осложняется выбор адекватных средств их преодоления, возникают состояние интрапсихического конфликта, социальная дезадаптация, поведенческие нарушения и др. Приэтомуказанные аспекты коррелируют со степенью выраженности дефекта и временем его возникновения. К числу специфических жизненных трудностей лиц с нарушением зрения относятся (Е.А.Иванова,2010; И.П. Волкова, Н.Н. Королева, 2005,и др.): трудности в пространственной ориентировке (неумение пользоваться самостоятельными приемами ходьбы без зрения, психологические барьеры, препятствующие использованию трости и др.);трудности в общественной интеграции: высокая социальная фрустрированность, проблемы в общении с нормально видящими (формирование негативных коммуникативных установок и комплексов);трудности в быту и самообслуживании –несформированность элементарных бытовых умений и навыков, что наиболее характерно для слепорожденных детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки, а также для лиц, потерявших зрение и адаптирующихся к измененным в результате этого условиям жизни;трудности в профессиональной и личностной самореализации, что в большей степени детерминировано негативными социальными стереотипами и установками в отношении лиц с нарушением зрения; организацией труда, не соответствующей псхифизиологическим особенностям и возможностям; низким уровнем заработной платы, монотонностью труда и т.д.; удовлетворение потребностей, сопряженных с общением (признание, самоутверждение, самореализация, установление дружеских отношений и др.).Преодоление последствий фрустрирующего воздействия жизненных трудностей осуществляется на основе процессов компенсации, коррекции и (ре)абилитации, их Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 2
взаимопересечения и взаимопроникновения. Приэтомпсихологическая коррекция и реабилитация –это система внешних мероприятий по отношению к человеку с нарушенным зрением, а компенсация базируется на внутреннем возмещении нарушенной/утраченной зрительной функции.Преодоление первичных недостатков зрительного восприятия основывается на процессах компенсации. Компенсация дефекта зрения и его последствий, связанных с нарушением равновесия с социальной средой, осуществляется на основе синтеза биологических и социальных факторовпри ведущей роли последних. Основными видами компенсации являются [1, 2]:внутрисистемная –за счет использования остаточного зрения либо с помощью тифлотехнических средств;межсистемная –основанная на сложной перестройке деятельности с включением сохранных функциональных систем (осязательного, слухового, обонятельного и т.д.).Компенсаторные процессыпротекают на четырех уровнях [3, 4]:Биологический(телесный) –автоматическая и бессознательная перестройка нарушенных функций.Психологический –ориентированный на восстановление нарушенных функций посредством создания чувства внутренней стабильности, позитивного отношения к себе, адекватной оценкивозможностей и др. Данный уровень является центральным для лиц с нарушением зрения.Социальнопсихологический –включение интерпсихических механизмов, сферы межличностных отношений лиц с нарушением зрения. В современных условиях социальнопсихологическому аспекту компенсациидефекта зрения придается ведущее значение, что обусловлено ролью эмоциональной поддержки окружающих, социального опыта, приобретаемого в процессе речевого общения, совместной деятельности, активных и адекватных действий в преодолении зрительного дефекта. Социальный –определяемый отношением общества к лицам с нарушением зрения. Психокоррекционные воздействия наиболее эффективны по отношению к вторичным недостаткам развития при зрительном дефекте и предполагают создание оптимальных условий для эмоциональноличностного и интеллектуального развития; профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, его оптимизацию с использованием потенциальных возможностей.Современные технологии психологической коррекции базируются на фундаментальных теоретикометодологических положениях(Н. Я. Семаго [5]):«замещающее» развитие как основа интегративной коррекционной работы, предполагающее переход к следующему онтогенетическому этапу программы только после закрепления результатов предыдущего;последовательность прохождения этапов и сроков нормативного психомоторного, речевого и эмоционального развития ребенка;определяющая роль базовых предпосылок психической деятельности, в том числе пространственновременных;использование законов и закономерностей развития и совершенствования двигательных, в том числе произвольных актов;учет актуального уровня психоречевого и эмоциональноволевого развития ребенка в интегративном понимании;учет ведущего типа мотивации деятельности и сформированности базальных уровней эмоциональной регуляции деятельности ребенка;поэтапность в формировании новых видов деятельности.В отношении лиц с нарушением зрения указанное предполагает решение в ходе коррекционной работы практических задач [6]:формированиепроизвольных компонентов деятельности;Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 3
формирование схемы собственного тела и соматогнозиса;формирование пространственных представлений;развитие вербального анализа и вербальнологического мышления;расширение словарного запаса и общей осведомленности ребенка, преодоление вербализма;развитие навыков самостоятельной творческой работы;формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности и процессов межличностного общения в соответствии с актуальным уровневым строением эмоциональноаффективной сферы.Коррекционные программы реализуются в двух основных вариантах [7]:Развивающаяработа –адекватное и своевременное формирование предпосылок деятельности в соответствии с ведущим типом мотивации и деятельности (при подготовке к обучению в школе в форме тематических заданийигр).Коррекционноразвивающая работа предполагает дополнение развивающей работы пропедевтическими занятиями.
Виды психологической коррекции, используемые в работе с лицами с нарушением зрения [8]
КритерийВиды психокоррекцииФорма работыИндивидуальная: достижение целей осуществляется путем непосредственного воздействия на человека с дефектом зрения.Групповая:воздействие на конкретного человека осуществляется посредством организации процесса взаимодействия участников группыПричины выбораВнутриличностные проблемы: индивидуальный характер проблем личности (не межличностный); отказ работать в группе (например, вследствие недостаточного социального опыта и др.); выраженные аффективные проблемы (тревожность, страхи и др.).Межличностные проблемы: затруднения/сокращение общения со сверстниками и взрослыми, трудности коммуникации по причине несформированности коммуникативных навыков; социальный инфантилизм; трудности произвольной регуляции деятельности и поведения (неспособность действовать в соответствии с заданным образцом, правилом) и другие нарушения коммуникативной, эмоциональной и личностной сферХарактер направленностиСимптоматическая–кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии коммуникативной, эмоциональной и личностной сфер.Каузальная –устранение источников и причин отклонений в развитии коммуникативной, эмоциональной и личностной сферСодержание психокоррекционных мероприятийКоррекция познавательной сферы: обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего бедность образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов.Коррекция аффективноволевойсферы: неуверенность, скованность, беспомощность в различных видах деятельности и социальном взаимодействии, снижении желаний к самопроявлению и возникновение большей зависимости от помощи и руководства окружающих.Коррекция поведенческих аспектов: исправление неконструктивных форм поведения ребенкаНаличие психокоррекционных программПрограммированная–постановка четких целей и построение программы психокоррекции.Импровизированная–спонтанная, без предварительно продуманной программы коррекцииПродолжительностьСверхкороткая (сверхбыстрая) –решение актуальных и изолированных проблем и конфликтов (несколько минут –несколько часов).Короткая (быстрая)–активизация процесса изменения для решения актуальной проблемы (несколько часов –несколько дней).Длительная–нацелена наличностное содержание проблемыпосредством проработки множества деталей (несколько месяцев).Сверхдлительная–вид психокоррекции, направленный на достижение понимания сути переживаний с затрагиванием сфер бессознательного и сознательного (несколько лет)
Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 4
В целомустановлено, что своевременная и адекватная коррекционная помощь, проводимаяс первых дней жизни ребенка, позволяет уже к 4–6 годам максимально приблизиться к уровню нормально видящего ребенка.Психологическая реабилитациялиц с нарушением зрения –это система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию зрительного дефекта, процесс, направленный на адаптацию личности к определенным социальным условиям. При абилитацииречь идет о системе раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений [9]. Основная цель психореабилитационной работы с лицами с нарушением зрения [10, 11]–оптимизация процесса включения лиц с нарушением зрения в общество с опорой на их индивидуальные особенности, стратегии адаптации и преодоления проблем, внешние и внутренние ресурсы. К числу основных категорий, нуждающихся в психологической реабилитации,относятся: поздноослепшие, одинокие лица, а также люди пожилого и старческого возраста.Задачи психореабилитационной работыс лицами с нарушением зрения [12]:социальнобытовая и личностная адаптация, гармонизация отношения к себе, другим и миру в целом;профессиональная самореализация, самосовершенствование в различных сферах (образование, здоровье, личностный рост и др.);преодоление затруднений в социальнопсихологической адаптации;оптимизация отношений с нормально видящими людьми;повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей.Принципыпсихореабилитационной работы [13]:адресность;дифференцированность;учет пола, возраста, степени тяжести, характера и времени возникновения дефекта, индивидуальнопсихологических особенностей.В рамках психореабилитационного процесса выделяются следующие направления психологической помощи лицам с нарушением зрения [14]:Психологическая диагностикаиндивидуальнопсихологических особенностей; помощь в осознании внутренних ресурсов.Психологическое консультирование.Психопрофилактикадезадаптивных состояний, формирование умений и навыков саморегуляции, релаксации, помощь в полноценном профессиональном и личностном развитии.Психологическая поддержкаи помощьв преодолении психологических последствий утраты зрения, формировании положительного отношения к себе, другим; повышении самопринятия и уверенности в себе.Формы эффективной психологической помощи лицам с нарушением зрения в процессе психореабилитации [15]: индивидуальные психологические консультации, группы общения и психологические тренинги (саморегуляции, оптимизации настроения и самочувствия), групповые занятия по эффективной самопрезентации, анонимное психологическое консультирование по телефону доверия, индивидуальноепсихологическое консультирование на дому, лекции по проблемам практической психологии.Условия (ре)абилитации лиц с нарушением зрения (В.З. Денискина [16, 17]):Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 5
1.Получение специальной психологопедагогической помощи сразу же после обнаружения нарушения развития.2.Учет течения заболевания органа зрения (прогрессирующее, стационарное, поддающееся лечению и восстановлению).3.Своевременная, специально организованная офтальмологическая помощь, динамическое наблюдение за состоянием зрения.4.Необходимость использования «обходных путей», специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий:рельефноточечного шрифта Брайля, специальных приборов для рисования и черчения, рельефнографических пособий (географических карт, доступных осязательному восприятию); учебников, напечатанных с учетом зрительного восприятия слабовидящих (укрупненный шрифт; иллюстрации с наличием усиленного контура, контрастных цветов, отсутствием малоинформативных деталей);наглядных пособий, рассчитанных на бисенсорное восприятие (осязание и остаточное зрение);тифлотехнических и оптических средств (увеличивающие устройства, бинокли, монокли, портативные электронные лупы и т.д.);специальных методик обучения, рассчитанных на использование сохранных анализаторов и глубоко нарушенного зрения; специфическую руководящую роль слова педагога, проговаривание всех записей (текстов, знаков), сделанных на классной доске или в приборе Брайля и др.;тифлоинформационных компьютерных технологий (тактильные (брайлевские) дисплеи и принтеры, специальные клавиатуры с увеличенным размером шрифта, электронных записных книжек и др.).5.Индивидуализированный подход в обучении ребенка с нарушением зрения; соответствие образовательных программ познавательным возможностям детей; необходимость разработки индивидуализированных коррекционных программ для детей с комбинированными нарушениями.6.Психологопедагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением зрения, включение семьи в образовательный процесс (формирование у родителей адекватной оценки зрительного дефекта, понимания и учета особенностей зрительных возможностей ребенка, психологопедагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания ребенка с нарушенным зрением).7.Особая пространственная и временная организация образовательной среды.8.Необходимость введения в содержание обучения ребенка специальных разделов и специальных коррекционных занятий, отсутствующих в программах образования нормально развивающихся детей: развитие сенсорной сферы с опорой на сохранные анализаторы и дефектное зрение; логопедическая помощь; развитие социальнобытовой и пространственной ориентировки как условия активности, адаптированности, самостоятельности и независимости лиц с нарушением зрения в обществе; формирование неречевых средств общения (мимики и пантомимики) как важного фактора формирования коммуникативной компетентности лиц с нарушением зрения; специальные коррекционные занятия по ритмике и адаптивной физической культуре, построенные с учетом имеющихся противопоказаний к физической нагрузке. Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 6
9.Максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.10.Необходимость взаимодействия квалифицированных специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушением зрения: офтальмологов, тифлопсихологов, педагогов и тифлопедагогов, социальных работников и др.11.Специфичность использования традиционных методов обучения, коррекционная направленность применения традиционных методов обучения и воспитания, предметного преподавания и досуговой деятельности.12.Мониторинг успешности овладения детьми программным материалом.13.Изменение задач реабилитации ребенка на разных возрастных этапах.14.Организация учебновоспитательного и коррекционнокомпенсаторного процессов с учетом зрительных возможностей, т.е. с учетом состояния основных зрительных функций воспитанников.15.Учет офтальмогигиенических и эргономических требований, реализация которых облегчает зрительную работу и повышает эффективность деятельности, связанной со зрительными нагрузками (особый режим освещенности перцептивного поля, регламентированная зрительная нагрузка, индивидуальный подбор размера букв, цифр при подготовке раздаточного дидактического материала; особая расстановка парт и др.).16.Необходимость работы по профессиональной ориентации.17.Психологическая подготовка к трудным экстремальным ситуациям, направленная на смягчение негативных эмоциональных состояний при зрительной депривации и способствующая полноценному вхождению в социум (формирование психологической устойчивости, обучение прогнозированию деятельности, анализу ситуации и ее последствий, формирование копингстратегий, уменияуправлять чувствами, снижение тревожности и страхов).В современных исследованиях особое внимание уделяется личностным детерминантам реабилитации, поскольку одновременно с переживанием острых негативных реакций зрительный дефект способствует активизации внутреннего потенциала и ресурсов, мобилизации жизненной активности и в целом достижениюактивной жизненной и социальной позиции. Основу позитивной социализации (А.В. Махнач, 2013) человека с нарушением зрения,заключающейся в возврате в общество, к правилам жизни малой группы, нормального социального окружения,составляют: жизнеспособность, флексибильность, мировоззренческие установки и ценностные ориентации, психологическая суверенность, Яконцепция и др. [18–20]Эффективность психореабилитационных мероприятий в отношении лиц с нарушениями зрения предполагает также учет готовности общества принять их. Основной вектор развития данной проблемы направлен на разработку социальнопсихологических способов формирования позитивного образа человека с нарушением зрения (социальная реклама, информирование общества об индивидуальных особенностях лиц с нарушением зрения; психологическая подготовкачеловека с нарушением зрения к реализации потенциала в различных сферах жизнедеятельности общества) [21]. В настоящее время активно разрабатываются содержательные основы психологопедагогического сопровождения психического и личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования [22, 23]. К числу технологий успешной социализации лиц с нарушением зрения относится также психологопедагогическое сопровождение девиктимизации вобразовательных учреждениях, способствующее их самопознанию, мобилизации личностных ресурсов, преодолению Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 7
психологических барьеров в процессе обучения и общения, самореализации, сохранению и укреплению психологического здоровья лиц с нарушением зрения [24].
Ссылки на источники1.Сорокин В. М., КокоренкоВ. Л.Практикум по специальной психологии. –СПб., 2003. 2.ШаповалИ.А. Специальная психология. –М., 2005. 3.Сорокин В. М., Кокоренко В. Л.Указ. соч.4.Шаповал И. А.Указ. соч.5.СемагоН.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. –2000. –№ 1.6.Там же.7.Там же.8.ОсиповаА.А. Общая психокоррекция. –М., 2000. 9.Шаповал И. А.Указ. соч.10.Там же. 11.ВолковаИ.П., КоролеваН.Н. Теоретикометодологические и организационные основы психологического сопровождения реабилитации инвалидов по зрению. –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretikometodologicheskie12.Там же.13.Там же.14.Там же.15.Там же.16.Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушением зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. –2012. –№ 5. 17.ДенискинаВ.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения // Дефектология. –2012. –№ 6. 18.ВолковаИ.П., КанторВ.З. Аксиологические аспекты адаптационнореабилитационного потенциала инвалидов по зрению: опыт эмпирического изучения // Специальное образование. –2012. –№ 1.19.КоролеваЮ.А.Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности// Социальная психология и общество. –2014. –№1. 20.Клопота Е.А. Особенности формирования Яконцепции людей с нарушением зрения в процессе их социализации // Дефектология. –2013. –№ 2.21.Клопота Е.А. Социальнопсихологические способы формирования позитивного образа личности с глубокими нарушениями зрения в обществе // Дефектология. –2014. –№ 1. 22.ГусеваИ.В., МелешкинаМ.С. Психологопедагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростковинвалидов в образовательном процессе// Концепт. –2014. –№ 9.23.НасибуллинаА.Д. Специфика психологопедагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования// Концепт. –2014. –№ S26.24.Фоминых Е.С.Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях // Клиническая и специальная психология. –2012. –№ 4. –URL: http://psyjournals.ru/psyclin.
EkaterinaFominykh, CandidateofPsychologicalSciences, AssistantProfessorat the chair ofSpecialPsychology,OrenburgState Pedagogical University, Orenburg fominyh.yekaterina@yandex.ruModern technologies of psychological correction and rehabilitation of persons with visual impairmentAbstract.The paperpresents the theoretical and methodological foundations of psychocorrectionaland psychorehabilitationalwork with persons with visual impairment. The author describes goals, objectives and principles of psychotherapy and psychorehabilitation; systematizespossible types of corrective treatment and modern facilitiesofrehabilitation of persons with visual impairment.Key words:visual impairment, psychological correction,psychological rehabilitation, compensation.References1.Sorokin, V. M. & Kokorenko, V. L. (2003) Praktikum po special'noj psihologii, St. Petersburg(in Russian).
2.Shapoval,I. A. (2005) Special'naja psihologija,Moscow(in Russian).
3.Sorokin, V. M. &Kokorenko,V. L. (2003) Op. cit.4.Shapoval,I. A. (2005) Op. cit.Фоминых Е. С.Современные технологии психологической коррекции и реа0билитации лиц с нарушением зрения // Концепт. 22015. 2№ 09(сентябрь).2ART15301. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15301.htm.2ISSN 2304120X. 8
5.Semago,N. Ja. (2000) “Novye podhody k postroeniju korrekcionnoj raboty s det'mi s razlichnymi vidami otklonjajushhegosja razvitija”,Defektologija,№ 1(in Russian).6.Ibid.7.Ibid.8.Osipova,A. A. (2000) Obshhaja psihokorrekcija,Moscow(in Russian).
9.Shapoval I. A. Op. cit.10.Ibid. 11.Volkova, I. P. &Koroleva,N.N. Teoretikometodologicheskie i organizacionnye osnovy psihologicheskogo soprovozhdenija reabilitacii invalidov po zreniju. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretikometodologicheskie (in Russian).12.Ibid.13.Ibid.14.Ibid.15.Ibid.16.Deniskina, V. Z. (2012) “Osobye obrazovatel'nye potrebnosti, obuslovlennyenarusheniem zrenija i ih vtorichnymi posledstvijami”, Defektologija, № 5(in Russian).
17.Deniskina,V. Z. (2012) “Osobye obrazovatel'nye potrebnosti detej s narusheniem zrenija”,Defektologija,№ 6(in Russian).
18.Volkova, I. P. &Kantor,V. Z. (2012) “Aksiologicheskie aspekty adaptacionnoreabilitacionnogo potenciala invalidov po zreniju: opyt jempiricheskogo izuchenija”,Special'noe obrazovanie,№ 1(in Russian).19.Koroleva,Ju. A. (2014) “Fleksibil'nost' kak resurs zhiznesposobnosti sovremennoj lichnosti”,Social'naja psihologija i obshhestvo,№ 1(in Russian).
20.Klopota,E. A. (2013) “Osobennosti formirovanija Jakoncepcii ljudej s narusheniem zrenija v processe ih socializacii”,Defektologija,№ 2(in Russian).21.Klopota,E.A. (2014) “Social'nopsihologicheskie sposoby formirovanija pozitivnogo obraza lichnosti s glubokimi narushenijami zrenija v obshhestve”,Defektologija,№ 1 (in Russian).22.Guseva,I. V. &Meleshkina,M. S.(2014)“Psihologopedagogicheskoe soprovozhdenie psihicheskogoi lichnostnogo zdorov'ja podrostkovinvalidov v obrazovatel'nom processe”,Koncept,№ 9 (in Russian).23.Nasibullina,A. D. (2014) “Specifika psihologopedagogicheskogo soprovozhdenija uchashhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija”,Koncept,№ S26 (in Russian).24.Fominyh,E. S. (2012) “Viktimizacija i deviktimizacija studentov s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sovremennyh obrazovatel'nyh uslovijah”,Klinicheskaja i special'naja psihologija,№ 4.Available at: http://psyjournals.ru/psyclin (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived17.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.06.15ОпубликованаPublished21.09.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Фоминых Е. С., 2015
www.ekoncept.ru