Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богатенков С. А. Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15321.htm.
Аннотация. В статье предлагается подход к планированию образовательной траектории информационной подготовки кадров на основе комплексной модели условий и факторов управления. Модель построена на основе принципов непрерывности и интеграции. Принцип непрерывности работы обеспечивает возможность перехода на должности следующей группы при достижении достаточного опыта работы. Принцип интеграции представляет собой совокупность условий (образование, сертификаты, опыт работы) для должностей определенной группы.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Богатенков С. А.Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15321. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15321.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15321УДК 37.018.46:004.9

Богатенков Сергей Александрович,

кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник кафедрыподготовки педагогов профессионального обучения и предметных методикФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. ЧелябинскSerbogatenkov@yandex.ru

Комплексная модель условий и факторов управленияинформационной подготовкой кадров

Аннотация.В статье предлагается подход к планированию образовательной траектории информационной подготовки кадров на основе комплексной модели условий и факторов управления. Модель построена на основе принципов непрерывности и интеграции. Принцип непрерывности работы обеспечивает возможность перехода на должности следующей группы при достижении достаточного опыта работы. Принцип интеграции представляет собой совокупность условий (образование, сертификаты, опыт работы) для должностей определенной группы.Ключевые слова:информационная подготовка, планирование образовательной траектории, ИКТкомпетентность.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях развития электронного обучения, дистанционных технологий и практикоориентированных форм обучения становится актуальной задача планирования индивидуальных образовательных траекторий. В современном информационном обществе высокие требования предъявляются к информационной подготовке кадров.В настоящее время существуют различные подходы к планированию образовательной траектории информационной подготовки кадров. Например, известен подход к планированию информационной подготовки на основе классификации информационных и коммуникационных компетенций в профессиональнопедагогическом образовании (ППО). Базовоесреднее образование студента, обучающегося по направлению бакалавриата «профессиональное обучение»,может быть общим (школа), профессиональным, педагогическим или профессиональнопедагогическим. Планирование траектории формирования ИКТкомпетентности для студентов с различным базовым образованием выполняется по определенным алгоритмам, использующим таблицы соответствий. Для подготовки бакалавров ППО траектория формирования ИКТкомпетентности включает первую группу модулей дисциплин. Для студентов, имеющих базовое педагогическое, профессиональное или профессиональнопедагогическое образование,ряд модулей дисциплин может быть зачтен в соответствии с приведенной таблицей по результатам тестирования. Для подготовки магистров ППО траектория формирования ИКТкомпетентности включает вторую группу модулей. При этом по аналогии с бакалаврами для студентов, имеющих базовое педагогическое, профессиональное или профессиональнопедагогическое образование,ряд модулей дисциплин может быть зачтен в соответствии с приведенной таблицей по результатам тестирования. Разработанный алгоритмпозволяет однозначно определить траекторию формирования ИКТкомпетентности для информационной подготовки выпускников ППО с различным базовым образованием. Алгоритм удовлетворяет принципу дидактической безопасности, так как он основан Богатенков С. А.Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15321. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15321.htm.–ISSN2304120X. 2

накомпетентностном подходе ФГОС третьегопоколения для подготовки педагогов профессионального обучения и устраняет угрозу недостаточного или избыточного содержания планируемого учебного материала [1, 2]. Другим примером является дополнительный учет (кроме базового образования) сертификатов персонала при приеме на работу в условиях применения конфигураций «1С: Предприятие» [3, 4]. На основе классификации должностей персонала с различным уровнем образования С.А. Богатенковым и Д.С.Богатенковым разработан алгоритм планирования траектории информационной подготовки кадров для работы в среде 1С, базирующийся на требованиях к образованию и сертификации (табл. 1 и 2).Таблица 1Требования к образованию

ОбразованиеТребованияСреднее профессиональное

+



Высшее:бакалавриат илиспециалитет

+

Высшее:магистратура илиспециалитет

+

Высшее:магистратура или аспирантура



+ДолжностиОператор 1С,консультанттехнолог 1СПреподаватель по 1С, программистконсультант 1С, программист 1С, ведущийпрограммист 1СРуководитель группы сопровождения 1С,руководительсектораразработки 1СЗаместительруководителя по 1С

Таблица 2Требования к сертификации

СертификатТребования1С Профессионал++++1С Преподаватель

+++1С Специалист

+++1С Специалистконсультант

+++1С Руководительпроекта

++1С Эксперт потехнологическимвопросам

+ДолжностиОператор 1С,консультанттехнолог 1СПреподаватель по 1С, программистконсультант 1С, программист 1С, ведущийпрограммист 1СРуководитель группы сопровождения 1С,руководительсектораразработки 1СЗаместительруководителя по 1С

Рассмотрим пример работы алгоритма планирования траектории для претендента на должность программистаконсультанта 1С, имеющего высшее образование в форме специалитета и сертификат «1С Профессионал». Богатенков С. А.Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15321. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15321.htm.–ISSN2304120X. 3

Согласно табл.5 требования по образованию выполняются. Согласно табл.6 претенденту на должность программистаконсультанта 1С необходимо дополнительно получить сертификат «1С Специалистконсультант» [5].Несмотря на существующие разработки в этой области проблема эффективного планирования образовательной траектории информационной подготовки кадров в достаточной степени не решена. Например, не учитывается опыт работы в предыдущей должности. Чтобы повысить эффективностьпланирования образовательной траектории информационной подготовки кадров, его необходимо выполнять на основе комплексной модели условий и факторов управления. Модель должна быть построена на основе принципов непрерывности и интеграции. Принцип непрерывности работы должен обеспечивать возможность перехода на должности следующей группы при достижении достаточного опыта работы. Принцип интеграции должен представлять собой совокупность условий (образование, сертификаты, опыт работы) для должностей определенной группы.Постановка вопроса о продуктивности инновационных моделей образования неизбежно выдвигает на повестку дня вопросы качества образования и управления качеством. Согласно мнению Л.М. Кустова и других исследователей,качество образования зависит от степени достижения целей и задач.К совокупным условиям достижения качества образования относятся:а)качество систематизации содержания образовательной подготовки в соответствии с ее сущностными приоритетами;б)качество технологического сопровождения образовательной подготовки;в)качество научнометодического сопровождения образовательной подготовки.Управление качеством образования –постоянный, планомерный, целенаправленный процесс воздействия на все условия и факторы образовательного процесса, обеспечивающие создание продукта образовательной подготовки (Л.М. Кустов) [6]. В нашем случае таким продуктомявляется компетентный специалист, способный к эффективному применению автоматизированных средств в профессиональной деятельности.Пожизненное обучение с упором на развитие навыков использования информационных технологий возможно только в результате непрерывной интегрированной информационной подготовки. По материалам Википедии процесс интеграции (от лат. integratio –соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философии, социологии, психологии, педагогикеи др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. Н.К. Чапаевым предложеныметодология, теория и технология педагогической интеграции, рассмотреныструктура и содержание ее теоретикометодологического обеспечения. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Непрерывная интегрированная экологическая и экономическая подготовка молодежи рассмотрена А.А. Саламатовым. Интеграция в организации обучения представленав трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Богатенков С. А.Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15321. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15321.htm.–ISSN2304120X. 4

Названными учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования иразвития. Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторонпроцесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так и в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции –качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определениисодержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на вышеперечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса (http://www.википедия.орг.рф/wiki/Интегрированное_обучение).Эффективным средством повышения качества обучения в области информационной подготовки выпускников является междисциплинарная интеграция специальных дисциплин информационной подготовки и предметов профессионального цикла. Известны примеры применения интегративного подхода для повышения качества информационной подготовки выпускников образовательных учреждений. Например, С.А. Зайцевой разработана система формирования ИКТкомпетентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе, отражающая единый системный подход к формированию ИКТкомпетентности выпускника через междисциплинарную интеграцию специальных дисциплин информационной подготовки и предметовпрофессионального цикла [7]. Интегративный подход при формировании ИКТкомпетентности в уровневом профессиональнопедагогическом образовании рассмотрен С.А. Богатенковым [8].Анализ особенностей интегративного подхода и примеров его применения для повышения качества информационной подготовки выпускников образовательных учреждений дает основание рекомендовать его к подготовке кадров для работы с автоматизированными средствами.Необходимость непрерывной интегрированной информационной подготовки подтверждается в результате анализа опыта внедрения и эксплуатации автоматизированных средств. Опыт показал, что в процессе внедрения информационных технологий участвуют сотрудники четырех квалификационных групп в зависимости от уровня образования и выполняемой работы. К первой группе относятся выпускники средних профессиональных организаций (СПО), которые занимаются электронным документооборотом. Ко второй группе относятся выпускники бакалавриата и специалитета или выпускники СПО с опытом работы в первой группе, применяющие автоматизированные средства для повышения эффективности профессиональной деятельности. Третьягруппа–этовыпускники магистратуры или выпускники бакалавриата или специалитета с опытом работы во второй группе, использующие автоматизированные средства для управления процессами. К четвертой группе относятся выпускники аспирантуры или магистратуры, бакалавриата и специалитета с опытом работы Богатенков С. А.Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15321. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15321.htm.–ISSN2304120X. 5

в третьей группе, знающие и умеющие решать проблемы, связанные с применением автоматизированных средств в профессиональной деятельности. Руководствуясь изложенными соображениями, мы построили комплексную модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров, востребованных на рынке труда. В основу моделирования положены целевые приоритеты, представляющие собой требования работодателей к информационной подготовке кадров. Им подчинены аспекты, связанные с уровнем образования и опытом работы. При этом имеет место интеграция и непрерывность информационной подготовки, обусловленная иерархической структурой уровней квалификационных групп. Модель представлена в табл.3.Таблица 3Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров

УровеньгруппыФункциональные обязанности при работе

с автоматизированными средствамиУровень

образованияОпыт работы в предыдущей группе1Электронный документооборотСПОНет2Повышение эффективностипрофессиональной деятельностиСПОДаБакалавриат,специалитетНет3Управление процессамипрофессиональной деятельностиБакалавриат,специалитетДаМагистратураНет4Решение проблем, связанных с применениемавтоматизированных средствМагистратураДаАспирантураНет

Приведенная модель может быть модифицирована к реальным условиям. Например, для работы в среде 1С целесообразно добавить столбец «Сертификаты». С учетом данной модификации комплексная модель условий и факторов управления подготовкой кадров для работы в среде 1С примет вид, приведенный в табл.4.Таблица 4Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров для работы в среде 1С

НомергруппыФункциональныеобязанностидля работы в среде 1С

Уровень

образованияСертификатыОпыт

работы в предыдущей группе 1Электронный документооборотСПО1С ПрофессионалНет2Повышение эффективностипрофессиональнойдеятельностиСПО1С ПрофессионалДаБакалавриат,специалитет1СПреподаватель,1С СпециалистНет3Управление процессамипрофессиональнойдеятельностиБакалавриат,специалитет1СПреподаватель,1С СпециалистДаМагистратура1С РуководительпроектаНет4Решение проблем,связанных с применениемавтоматизированных средствМагистратура1С РуководительпроектаДаАспирантура1С Эксперт потехнологическимвопросамНетБогатенков С. А.Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15321. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15321.htm.–ISSN2304120X. 6

Квалификационные группы определяют требованияк специалистам, претендующим на вакантные должности. Например, для работы в среде 1С соответствие квалификационных групп конкретным должностям приведено в табл.5. Таблица 5Классификация должностей персонала для работы в среде 1С

Номер группы1234

ДолжностиОператор 1С,консультанттехнолог 1СПреподаватель по 1С,программистконсультант 1С, программист 1С, ведущийпрограммист 1СРуководительгруппысопровождения 1С,руководительсектораразработки 1СЗаместительруководителя по 1С

На основе комплексной модели условий и факторов управления информационной подготовкой (табл.5) и классификации должностей персонала для работы в среде 1С появилась возможность планирования образовательной траектории подготовки кадров. Например, ведущий программист 1С (группа 2) может претендовать на должность руководителя сектора разработки 1С (группа 3), если он имеет достаточный опыт работы в должностях группы 2 и высшее образование (бакалавриат или специалитет). При недостаточном опыте работы в должностях группы 2 претендентна должность руководителя сектора разработки 1С должен быть магистром и иметь дополнительно сертификат«1С Руководитель проекта».Таким образом, на основе принципов непрерывности и интеграции предложена комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров, позволяющая планировать образовательные траектории. Принцип непрерывности работы обеспечивает возможность перехода на должности следующей группы при достижении достаточного опыта работы. Принцип интеграции представляет собой совокупность условий (образование, сертификаты, опыт работы) для должностей определенной группы.

Ссылки на источники1.Богатенков С.А.Классификация информационных и коммуникационных компетенций в профессиональнопедагогическом образовании какфактор дидактической безопасности // Мир науки, культуры и образования.–2013.–№1.–С. 17–22.2.Богатенков С. А. Компетентностноориентированный подход к планированию информационной подготовки выпускников образовательных организаций // Концепт. –2013.–№ 05 (май).–URL: http://ekoncept.ru/2013/13091.htm. 3.Богатенков С. А., Богатенков Д. С. Система информационной подготовки кадров в условиях применения конфигураций «1С: Предприятие» // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск2.–URL: http://ekoncept.ru/2014/54295.htm. 4.Богатенков С. А.,Богатенков Д. С. Система информационной подготовки кадров для работы в среде 1С: учеб.пособие. –Челябинск: Издво Челяб. гос. пед. унта, 2014. –170 с.5.Там же. –С. 60−61.6.Гнатышина Е.А. Компетентностно ориентированная подготовка педагогов профессионального обучения в условиях регионализации образования: монография / Рос. гос. проф.пед. унт. –Екатеринбург: Издво РГППУ, 2008.–С. 196−197.7.ЗайцеваС.А. Методические основы формирования ИКТкомпетентности будущего учителя начальных классов // Высшее образование сегодня. –2011. –№4. –С.42–44.8.Богатенков С. А. Концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности педагога в системе профессиональнопедагогического образования // Концепт. –2014. –№ 05 (май).–URL: http://ekoncept.ru/2014/14110.htm.



Богатенков С. А.Комплексная модель условий и факторов управления информационной подготовкой кадров// Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15321. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15321.htm.–ISSN2304120X. 7

Sergey Bogatenkov, Candidate of Engineering Sciences, leading researcher at the chair of Training Teachers of Vocational Training and Substantive Methods, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk Serbogatenkov@yandex.ruIntegrated model of conditions and factors for informationaltraining management Abstract. The paper proposes an approach to the planning of the educational trajectory of informational training on the basis of an integrated model of management conditions and factors. The model is based on the principles of continuity and integrationgoing concern. The principle of continuityprovides thepossibility of transition to the post of the next group when the sufficient experienceis gained. The principle of integration is a set of conditions (education, certificates, experience) for the job of a certain group.Keywords:awareness training, planning educational trajectory, ICT competence.References1.Bogatenkov,S. A.(2013)“Klassifikacija informacionnyh i kommunikacionnyh kompetencij v professional'nopedagogicheskom obrazovanii kak faktor didakticheskoj bezopasnosti”,Mir nauki, kul'tury i obrazovanija,№ 1,pp.17–22(inRussian).2.Bogatenkov,S. A. (2013) “Kompetentnostnoorientirovannyj podhod k planirovaniju informacionnoj podgotovki vypusknikov obrazovatel'nyh organizacij”,Koncept,№ 05 (maj).Available at: http://ekoncept.ru/2013/13091.htm(in Russian). 3.Bogatenkov,S. A.&Bogatenkov,D. S. (2014) Sistema informacionnoj podgotovki kadrov v uslovijah primenenija konfiguracij «1S: Predprijatie» ,Koncept,Sovremennye nauchnye issledovanija. Vypusk 2.Availableat: http://ekoncept.ru/2014/54295.htm (in Russian). 4.Bogatenkov,S. A.&Bogatenkov,D. S. (2014) Sistema informacionnoj podgotovki kadrov dlja raboty v srede 1S: ucheb. posobie, Izdvo Cheljab. gos. ped. unta, Cheljabinsk,170 p.(in Russian).5.Ibid., pp. 60−61(in Russian).6.Gnatyshina,E. A. (2008) Kompetentnostno orientirovannaja podgotovka pedagogov professional'nogo obuchenija v uslovijah regionalizacii obrazovanija: monografija/ Ros. gos. prof.ped. unt,Izdvo RGPPU, Ekaterinburg,pp. 196−197(in Russian).7.Zajceva,S. A. (2011) “Metodicheskie osnovy formirovanija IKTkompetentnosti budushhego uchitelja nachal'nyh klassov”, Vysshee obrazovanie segodnja, № 4, pp. 42–44(in Russian).8.Bogatenkov,S. A. (2014) “oncepcija formirovanija informacionnoj i kommunikacionnoj kompetentnosti pedagoga v sisteme professional'nopedagogicheskogo obrazovanija”, Koncept, № 05 (maj).Available at: http://ekoncept.ru/ 2014/14110.htm(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived22.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review24.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication24.08.15ОпубликованаPublished29.09.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Богатенков С. А., 2015

www.ekoncept.ru