Психолого-педагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лучинина А. О., Бетехтина С. И. Психолого-педагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15396.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу содержания психолого-педагогической подготовки школьников в условиях профильного обучения. Дается характеристика элективных курсов психолого-педагогической направленности, и раскрывается содержание элективного курса «Занимательная психология». В статье анализируются апробированные формы и методы довузовской психолого-педагогической подготовки школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лучинина А. О., Бетехтина С. И.Психологопедагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15396. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15396.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15396УДК 371.132

Лучинина Анастасия Олеговна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировa8210@rambler.ru

Бетехтина Светлана Ивановна,студентка IVкурса профиля подготовки «Психология и социальная педагогика»ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировsvet.betehtina@yandex.ru

Психологопедагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения

Аннотация.Статья посвящена анализу содержания психологопедагогической подготовки школьников в условиях профильного обучения. Дается характеристика элективных курсов психологопедагогической направленности, и раскрывается содержание элективного курса «Занимательнаяпсихология». В статье анализируются апробированные формы и методы довузовской психологопедагогической подготовки школьников. Ключевые слова:психологопедагогическая подготовка, профильное обучение, предпрофильная подготовка, предпрофильные (элективные) курсы.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Психологопедагогические знания носят общечеловеческий характер, а значит, полезны каждому, независимо от избираемой профессии и образа жизни. Психологопедагогические знания необходимы людям для самовоспитания, для плодотворного взаимодействия с другими людьми, для эффективной реализации воспитательной функции семьи. Важной особенностью педагогических и психологических знаний является то, что они, с одной стороны, используются сразу, непосредственно после их приобретения, а с другой –могут быть применимы в течение всей жизни. Они направлены как на самого человека, так и на круг людей, с которыми он общается. Однаков настоящее время психология и педагогика как учебные предметы в школе отсутствуют, что подчеркивает важность психологопедагогической подготовки школьников, которая реализуется в специально создаваемых на базе школ и межшкольных учебных комбинатов педагогических классах. Так, на базе Межшкольного учебного комбината №3 г.Кирова (далее –МУК№3) функционирует педагогический класс. Психологопедагогическая подготовка на базе педагогического класса МУК№3 направлена:на выявление интересов, склонностей и способностей учащихся к психологопедагогической деятельности;овладение школьниками психологической и педагогической культурой;усвоение психологопедагогических знаний;создание условий для получения учащимися опыта применения полученных знаний.С введением профильного обучения на старшей ступени общего образованияпсихологопедагогическая подготовка учащихся в МУК №3 включает два этапа: предпрофильную подготовкуи профильное обучение. Лучинина А. О., Бетехтина С. И.Психологопедагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15396. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15396.htm.2ISSN 2304120X. 2

Рассмотрим этап предпрофильной подготовки. Предпрофильная подготовка является предварительным этапом введения профильного обучения и направлена на формирование готовности учащихся к определению дальнейшей образовательной и профессиональной траектории. Основным направлением реализации предпрофильной подготовки является элективная дифференциация(от англ. elect–выбирать). Это форма дифференциации по интересам учеников, которая характеризуется предоставлением ученикам права выбора предпрофильных (элективных) курсов.Предпрофильные курсы –это курсы по выбору учащихся, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов учащихся, знакомство с определенным видом профессиональной деятельности и получение опыта реализации этой деятельности [1]. В связи с этим учащимся должны быть предложены программы элективных курсов разной тематики из разных областей профессиональной деятельности. Надо отметить, что предпрофильные курсы являются единственным объектом выбора учащегося в рамках обучения в 9мклассе. Учащийся, выбирая элективный курс, берет на себя ответственность пройти выбранный им курс, даже если в процессе освоения курса он получил объективные основания считать свой выбор неудачным. В Межшкольном учебном комбинате №3 разработаны и реализуются следующие программы элективных курсов психологопедагогической направленности: «Занимательная психология», «Введение в педагогику и педагогическую профессию», «Развитие и воспитание детей от 0 до 7 лет», «Игровая деятельность дошкольника», «Навстречу детям».В качестве примера приведем учебнотематический план элективного курса «Занимательная психология».

Учебнотематический план элективногокурса «Занимательная психология»

№п/пНаименование темКолво часовВсегоТеор.Практ.1Введение в психологию22

2Предмет психологии. Познавательные психические процессы 3123Самопознание личности2114Психология творчества. Арттерапевтические методы в психологии2115Мастеркласс «Сенсорная комната: приемы и методы работы»2

26Психология общения. Язык жестов2117Психология общения. Разрешение конфликтов2118Тренинг саморазвития и личностного роста «Любой может стать любым»2

2

Всего17710

Курс «Занимательная психология» направлен наформирование интереса у учащихся к изучению психологии, овладение школьниками психологической культурой, характеризующейся адекватным применением знаний и умений в разнообразных ситуациях (в учебных, а в будущем –и в профессиональных). Специфика преподавания психологии заключается в актуализации личностного опыта учащихся. Посредством оптимального сочетания теоретических и практических занятий создаются необходимые условия для формирования «действенных» психологических знаний, позволяющиеученику не только получатьна уроках информацию, но и уметь применять её в своей жизни. Лучинина А. О., Бетехтина С. И.Психологопедагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15396. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15396.htm.2ISSN 2304120X. 3

В качестве результатов освоения курса «Занимательная психология» для старшеклассников можно выделить два уровня обученности: теоретический и практический. К концу обучения учащиеся должны владеть основным понятийным аппаратом современной психологии, выделять главное в познаваемых психологических явлениях. В целом такие знания служат основой формирования культуры психологического мышления.В связи с этим важно отметить такие умения: 1)умение применять теорию для решения конкретных проблем (от теории к практике); 2)проявление психологической пытливости ума (обнаружение в познаваемых явлениях психологической сущности); 3)умение конструктивно решать возникающие проблемы (позитивное переосмысление появившихся затруднений в учебе, общении); 4)умение быть самодостаточным (нахождение в себе той опоры, которая необходима для достижения намеченной цели); 5)умение быть самим собой (принятие себя таким, какой есть).Анализируя методические особенности психологопедагогической подготовки школьников, надо отметить, что здесь существует определенное противоречие: основной формой обучения является урок, а цели, содержание обучения, потребности учащихся побуждают к нестандартной организации учебногопроцесса. Это противоречие в практике разрешается путем проведения значительной части уроков по нестандартной методике.Проведение уроков в нестандартных формах стимулирует активность учащихся, ставит их в субъектную позицию, предоставляет им возможность для самовыражения и самоопределения, развивает их творческие способности и приобщает к исследовательской деятельности.На этапе введения учащихся в новую тему мы используем такую лекционную форму, как лекциявизуализация. Подготовка такой лекции состоит в переводе содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления учащимся информации с помощью мультимедийной аппаратуры. Чтение такой лекции обеспечивает систематизацию имеющихся знаний, более легкое усвоение новой информации. Наглядный материал, представленный в визуальном варианте, воспринимается учащимися быстрее, чем аудиальная информация. Надо отметить, что утомление аудитории учащихся наступает гораздо позже, дольше сохраняются внимание и интерес к изучаемому материалу. На лекциях рассматриваются основные понятия элективного курса: психология, познавательные психические процессы, сенсорная комната, конфликт, мотивация, конгруэнтность, калибровка. На лекции «Арттерапевтические методы в психологии» рассматриваются такие понятия, как арттерапия, мозартика, песочная терапия, изотерапия и мандалы, анализируется специфика работы с данными техниками. С целью закрепления знаний основных терминов на занятиях мы используем методику взаимотренажа. Учащиеся работают в парах и оценивают имеющиеся друг у друга знания при помощи специально подготовленных учителем карточек с вопросами и ответами.Отдельные занятия проводятся с применением метода развивающей психологопедагогической диагностики. Следует подчеркнуть, что целью использования психологических диагностических методик является не только диагностика индивидуальных особенностей учащихся, а активизация позиции самоопределяющегося человека. Учащиеся выполняют следующие психологопедагогические методики:методики диагностики особенностей внимания: «Отыскание чисел», «Корректурная проба», «Счет по Крепелину»;Лучинина А. О., Бетехтина С. И.Психологопедагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15396. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15396.htm.2ISSN 2304120X. 4

методики диагностики особенностей памяти: «Зрительная память», «Слуховая память», «Механическая память», «Логическая память»;методика «Характер самооценки»;методика «Конструктивный рисунокчеловека из геометрических фигур».Наряду с развивающей диагностикой в программе элективного курса используются тренинговые методы работы, а именно социальнопсихологический тренинг. Опираясь на работы Л.А.Петровской, И.В.Вачкова, мы рассматриваем социальнопсихологический тренинг как метод обучения, в рамках которого создаются условия для развития личностного и профессионального самосознания учащихся, что способствует их личностнопрофессиональному самоопределению. В рамках программы учебного курса «Занимательная психология» используются два вида социальнопсихологического тренинга: тренинг общения «Невербальная коммуникация» и тренинг личностного роста «Любой может стать любым».Каждый этап тренингового занятия имеет свою цель, время и комплекс психотехнических упражнений, направленных на реализацию цели занятия.Включение в курс специально разработанных тренинговых упражнений является наиболее предпочтительным, поскольку у обучаемых появляется возможность прочувствовать на себе, «зацементировать» важность психологических знаний [2]. Важнейшая методическая особенность занятий по превентивной психологии –выполнение практических, преимущественно творческих работ. По сути дела, это вариативные и творческие упражнения, требующие нестандартного применения знаний на практике. Приведем несколько примеров.Так,при изучении темы «Психология творчества» учащимся предлагаются упражнения по использованию арттерапевтических методик, напримерраскрашивание мандал. На занятиях, посвященных психологии общения, хорошие результаты дают упражнения в пантомимике, произнесении скороговорок, жестикуляции. Учащиеся практикуются в использовании приемов невербального влияния на окружающих людей, учатся применять конструктивные формы выхода из конфликтной ситуации. Отдельные занятия проводятся непосредственно на педагогических объектах. Так, мастеркласс «Сенсорная комната: приемы и методы работы» проводится в сенсорной комнате, которая создана на базе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет». Во время проведения мастеркласса учащиеся знакомятся с инструментами сенсорной комнаты: воздушнопузырьковой колоннойс рыбками, панелью«Полет в Бесконечность»,ковром«Звездное небо»,волшебнымфонтаномили каскадом,песочницей. Психолог рассказывает о специфике и предназначении каждого инструмента, проводит игры и упражнения на релаксацию и снятие эмоционального и мышечного напряжения с их использованием. Элективный курс «Занимательная психология» является начальным, вводным курсом, на котором учащиеся получают базовые знания, необходимые для успешного овладения последующими курсами и выполнения профессиональных проб на практике, которую учащиеся проходят в дошкольной образовательной организации в рамках элективного курса «Навстречу детям».Лучинина А. О., Бетехтина С. И.Психологопедагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15396. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15396.htm.2ISSN 2304120X. 5

Элективный курс «Навстречу детям» направлен на апробацию учащимися психологопедагогических знаний на практике, приобретение опыта работы с детьми. Дошкольные образовательные организации отличаются от остальных учебновоспитательных заведений особой организацией жизни и воспитания детей. Большая ответственность возлагается на воспитателя, именно он влияет на развитие ребенка с первых дней его пребывания в детском саду. В связи с этим и учащиеся, выполняющие роль помощника воспитателя, учатся ответственно подходить к решению профессиональных задач.Задачейэлективного курса «Навстречу детям» является формирование профессиональных умений: планировать и организовывать работу в качестве воспитателя;

устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми;

готовить и самостоятельно организовывать игровую деятельность детей в группе и на прогулке;наблюдать за деятельностьювоспитателя и анализироватьеё;

вести дневник педагогических наблюдений.По итогам данного курса учащиеся принимают участие в творческом конкурсе проектов «Детский сад будущего».Таким образом, можно выделить следующие особенности психологопедагогической подготовки школьников в условиях профильного обучения:приоритет клубных форм работы, построенной на интересах школьников;использование таких форм работы, которые позволяют учащимся проявить максимальную активность, самовыразиться;подготовка учащихся к вузовским формам работы, превентивная адаптация к обучению в высшей школе;широкое использование разнообразных практических работ, развивающихпрофессионально значимые качества личности.

Ссылки на источники1.Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Концепт. –2012. –№8 (август).–URL: http://ekoncept.ru/2012/12099.htm. 2.УспенскийВ.Б. Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников.–Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999.–237с.

Anastasia Luchinina,

Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor atthe Department of Pedagogy, Vyatka State University of Humanities,Kirova8210@rambler.ruSvetlana Betekhtina,

Student,Vyatka State University of Humanities,Kirovsvet.betehtina@yandex.ruPsychopedagogical preparation of students in the conditions of profile trainingAbstract.The paper analyzes the content of the psychopedagogical training of students in the conditions of profile training. The authors characterizeelective courses ofpsychopedagogical orientationand disclose the contents of the elective course «Entertaining psychology». The paperanalyzes the approved forms and methods of preuniversity psychopedagogical training of students.Keywords:psychopedagogical preparation, profile training, preprofile training, preprofile (elective) courses.References1.Volodina,Ju. A. & Matjash,N. V. (2012). “Predprofil'naja podgotovka detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, v uchrezhdenijah internatnogo tipa”,Koncept, № 8 (avgust). Available at: http://ekoncept.ru/2012/12099.htm(in Russian). 2.Uspenskij,V. B. (1999). Teoreticheskie i metodicheskie osnovy doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov, JaGPU im. K. D. Ushinskogo, Jaroslavl',237 p.(in Russian).

Лучинина А. О., Бетехтина С. И.Психологопедагогическая подготовка школьников в условиях профильного обучения // Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15396. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15396.htm.2ISSN 2304120X. 6

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived20.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review21.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication21.09.15ОпубликованаPublished27.11.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Лучинина А. О., Бетехтина С. И., 2015

www.ekoncept.ru