Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15427.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению роли дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения современного студента. Статья имеет практическую значимость. В основе исследования лежит анонимное анкетирование студентов филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире. Статья позволяет ответить на вопрос: «Каков же современный российский студент начала XXI века?»
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формирова0нии мировоззрения студентов// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15427. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15427.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15427УДК 316.346.32053.6

Холодковская Наталия Викторовна,

кандидат химических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавир holodkovskaya.nataliya@mail.ru

Роль дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения студентов

Аннотация.Статья посвящена изучению роли дисциплины «Социальная экология» в формировании мировоззрения современного студента. Статья имеет практическую значимость. В основе исследования лежит анонимное анкетирование студентов филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире. Статья позволяет ответить на вопрос: «Каков же современный российский студент начала XXIвека?»Ключевыеслова:социальная экология, мировоззрение, успешность, политика, вера, вселенная.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Социальная экология ‬это синтетическая дисциплина в том смысле, что она должна формировать экологическое мировоззрение студентов, опираясь на их базовые знания по физике, химии, биологии, психологии, философии, экономике, безопасности жизнедеятельности. Предполагается, что наэтой естественнонаучной базе студент в дальнейшем будет строить свое представление о жизни, об окружающем мире и своем месте в этом мире, вообще о месте человека в пространстве и во времени. Таким образом, социальная экология ‬мировоззренческая дисциплина, и роль ее в формировании человека как личности, безусловно, велика [1].С целью проверить, как изучение социальной экологии влияет на мировоззрение студентов, и было проведено данное исследование.Было также интересно узнать, что представляет собой современный студентпервокурсник, поскольку можно смело утверждать, что к 2015 г.выросло новое постперестроечное поколение, впитавшее в себя иные идеалыпо сравнению с идеалами их преподавателей.Было проведено анонимное анкетирование 114 студентов первого курса ВПО и третьего курса СПО филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире. Студентам не нужно было указывать своего имени, но нужно было указать свой возраст и пол. Отвечать им было предложено только на те вопросы анкеты, которыеони считали корректными и достойными своего ответа. (Поэтому базовое число опрошенных ‬114 ‬для некоторых вопросов оказалось меньшим.)

В основном были заданы вопросы мировоззренческого характера; и,поскольку это новое поколение уже адаптировалось к форме ЕГЭ и частым школьным тестированиям, ответ на каждый поставленный вопрос предлагалось выбрать из 3‬7 вариантов, что сокращало время на обдумывание и вносило желаемую конкретику.Были предложены следующие 12 вопросов.1)Как Вам кажется, наш мир (Вселенная, Солнечная система, Земля и жизнь на ней)?существовал и будет существовать всегда (вечно)создан Богом и существует по его усмотрению (воле)Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формирова0нии мировоззрения студентов// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15427. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15427.htm.2ISSN 2304120X. 2

возник после Большого Взрыважизнь в космосе существует вечно, и на Землю жизнь была занесена с других планетвечно существует бесконечное множество миров, и наш мир ‬один из них2)Как Вам кажется, в нашем государстве люди живут по принципу?человек человеку ‬другчеловек человеку ‬волккаждый сам за себяодин за всех, все за одноготы ‬мне, я ‬тебе3)Что такое, поВашему, «успешный человек»?человек, имеющий определенный набор материальных благ, полученных неважно каким путем (машину, особняк, яхту, виллу на побережье, личный самолет и т.п.)человек, добившийся всеобщего признания(депутат, нобелевский лауреат, артист и т.п.)признанный специалист своего дела (хороший автослесарь, хороший портной, хороший хирургили стоматолог, хороший повар,т.е. специалист, к которому идут люди)человек, ощущающий себя счастливым независимо от материального положения и мнения окружающих (как Диоген Лаэртский, живший в бочке, или отказавшийся от премии математического сообщества Перельман)человек, живущий небедно благодаря профессии и имеющий хорошую семью4)Что нужно лично Вам, чтобы быть счастливым?(Пронумеруйте по степени важности.)здоровьеденьгиположение в обществепризнание определенной группы лицсемьялюбовьуспех в карьере или бизнесевзаимопонимание с близкими и друзьями5)Готовы ли лично Вы пойти в политику, чтобы сделать жизнь нашего общества лучше?данет, так каксчитаю политику «грязным делом»нет, так какот таких, как я, ничего не зависитнет, политика меня не интересует6)Верите ли Вы в Бога?данетне знаю скорее верю, чем нет7)Приведите пример человека, личность которого могла бы быть для Вас образцом для подражания, или выберите из предложенного перечня.мои родителиКостя Цзю (боксер)Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формирова0нии мировоззрения студентов// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15427. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15427.htm.2ISSN 2304120X. 3

Ксения Собчакмать ТерезаВиктор Конюхов (путешественникодиночка)Дм. Сахаров (борец за права человека)Александр Солженицын (писатель)Ваш примерне имею примеров, которым хотелось бы подражать8)Как Вам кажется, что нужно человеку, чтобы быть успешным в профессии(пронумеруйте по степени важности)?запас конкретных знаний и уменийнастойчивость и трудолюбиеисполнительностьвезениехороший характер и умение сходиться с людьмиприятная внешность, хорошие манеры, обаяние9)Сколько детей хотели быВы иметь в Вашей будущей семье?нисколькобольше одного не прокормлюдватри Ваше число____10)Считаете ли Вы, что человек ‬сам творец своей судьбы?данет, все зависит от Бога (судьбы)нет, все зависит от случаянет, как сложатся обстоятельства, так и будет11)Считаете ли Вы, что Россия является ведущей мировой державой?да, безусловнобыла, когда был Советский Союзсейчас‬нет, но в будущем,возможно, станет ведущейникогда не была и не будетВаш ответ12)Где бы Вы хотели работать после окончания университета?в России в банкеуеду за границув России на предприятииоткрою свое дело в Россиипродолжу бизнес родителей

Анализ ответов студентов предлагается вашему вниманию.На первый вопрос о происхождении Вселенной только 15% опрошенных ответили, что верят в теорию Большого Взрыва. Еще 33% склоняются к креационизму (Вселенную создал Бог), и абсолютное большинство (52%) верит, что Вселенная существует вечно, т.е. она несотворима. На второй вопрос 90% студентов ответили, что наше общество живет по принципу «Каждый сам за себя», и только 5% считают, что в обществе реализуется принцип «Человек человеку ‬друг», а остальные 5%‬«Человек человеку ‬волк».Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формирова0нии мировоззрения студентов// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15427. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15427.htm.2ISSN 2304120X. 4

Ответы на 3й вопрос разделились следующим образом: 60% опрошенных считают успешным человеком «небедного профессионала, имеющего хорошую семью», 6% важнейшим критерием успешности посчитали приобретение (любым способом) материальных благ. Остальные ответы разделились почти поровну на три части: 10% успешным считают человека, добившегося признания общества, а 12%,наоборот,считают успешным человека, независимого от социума. И еще 12% считают успешным человека, являющегося хорошим специалистом в своем деле, что в совокупности с первыми 60% дает 72%‬и это хорошо, так какговорит о том, что установка на профессионализм у молодежи сильна.Ответы на 4й вопрос и порадовали, и удивили. Так, 56% студентов (возраст которых не превышал 19 лет!) на первое место условием личного счастья поставили здоровье, 31%‬любовь и семью, 7% ‬карьеру, 3%‬деньги. Это говорит о том, что молодежь с установкой на здоровье вряд ли станет употреблять наркотики или алкоголь, скорее всего,она будет тяготеть к здоровому образу жизни, что, несомненно, радует, хотя возраст отвечавших удивляет. (Обычно в этом возрасте о здоровье еще всерьез не задумываются.)Треть опрошенных самой главной ценностью для себя признают любовь и семью (31% поставилее на первое место, а еще 40%‬на второе). Если взять во внимание 90% студентов, считающих, что следует жить по принципу «Каждый сам за себя», то приходим к выводу, что в нашем обществе изживается такое негативное качество социализма, как иждивенчество. Есть надежда, что семьякак ячейка обществабудет крепнуть и активнее бороться за свое «место под солнцем», что в целом положительно скажется и на всем обществе. Удивило в ответах на этот вопрос то, что среди поставивших любовь и семью на 5еи 6е местабольшинство было не юношей, а девушек; причем именно эти девушки приоритет отдавали карьере и положению в обществе (10% поставили любовь и семью на 5еместо, из них 7% карьеру поставили на 1еместо, а еще 4% поставили на 2еместо положение в обществе).Порадовал ответ и на 5й вопрос. Чуть линеполовина студентов (45%) готова идти в политику, чтобы сделать жизнь нашего общества лучше. Это говорит об активной жизненной позиции современных молодых людей. Но в то же время примерно 1/3 (31%) считает ее «грязным делом», а еще 20% не верят, что от них чтото зависит. (И еще 4% политикой не интересуются.) В целом получается, что половина молодых людей готовы заниматься политикой, а другая половина не верит в то, что политики могут задать прогрессивное направление развития нашему обществу.Шестой вопрос ‬«верите ли Вы в Бога?»‬также показал, что за годы перестройки в обществе произошли существенные перемены. Так, 52% студентов ответили на него «да», и 24%‬«скорее да, чем нет». Сомневаются 12%, и столько же (12%) четко сказали «нет». Еще лет 30 назад такие ответы были бы невозможны. Считать ли такой поворот от воинствующего атеизма к религиозному обществу положительной тенденцией? Если вспомнить, что «вера» и «уверенность»‬это однокоренные слова, т.е.вера придает человеку уверенности в себе и в своих силах, то да.Британский профессор Брюс Худ из Бристольского университета вообще пришел к выводу, что без веры в Бога Homo sapiensне смог бы выжитьи современное общество было бы невозможно. Еще на заре цивилизации те группы людей, которые верили воВсевышнего, в упорядоченность мироздания, были более уверенны в себе и, таким образом, повышали степень своей выживаемости. Именно они и заложили основы современной цивилизации и дали ей импульс развития [1].Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формирова0нии мировоззрения студентов// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15427. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15427.htm.2ISSN 2304120X. 5

Очень порадовал ответ на 7й вопрос: 59% опрошенных примером для подражания назвали своих родителей (из них 1% назвалобразцами для подражания дедов и 3%‬бабушек). Около 20% студентов не имеют образцов для подражания. Свои собственные примеры привели 10%, при этом однажды был назван спортивный тренер из школы, но никто не привел в качестве примера для подражания ни одного педагога! Из предложенного списка знаменитостей (им воспользовались 11% студентов) первое место занял Костя Цзю, второеподелили Солженицын, Сахаров и…Ксения Собчак (!) Имать Тереза, и Петр Конюхов остались без внимания. Зато в качестве собственных примеров приводились Абрамович, В.Путин, Анжелина Джоли, Петр I, Екатерина II.В ответе на 8й вопрос нужно было расставить по рангу качества, необходимые для достижения успеха в профессии и карьере. Знания поставили на первое место 53% студентов, трудолюбие на первом месте у 27%, хороший характер и умение ладить с людьми поставили на первое место 10%, везение ‬8%. В личной беседе со студентами, когда было выражено недоумение по поводу того, что только 53% опрошенных посчитали важным приобретение знаний, студенты пояснили, что,по мнению их родителей, главное ‬не университетские знания, а опыт, который будет приобретентолько в процессе работы после окончания вуза. Девятый вопрос касался количества детей в будущих семьях студентов. Оказывается, 67% хотели бы иметь двух детей в семье, 20%‬трех детей, 5%‬одного ребенка, 6%‬от четырех и более и 2% вообще не хотят иметь детей. Таким образом, резкого прироста рождаемости в ближайшем будущем ожидать не следует. На 10й вопрос ‬«Является ли человек сам творцом своей судьбы?»‬утвердительно ответили 69% студентов; 12% считают, что все происходит по воле Бога, остальные думают, что все зависит от случая или обстоятельств. Если сопоставить количество «творцов своей судьбы» (69%) с числом верующих и тяготеющих к вере в Бога (52% +24% =76%), то получается, что русская пословица «На Бога надейся, а сам не плошай» уже воплотилась в нашу действительность.На 11йвопрос 32% студентовответили утвердительно, 24% думают, что великой державой был Советский Союз, и примерно столько же (23%) надеются на будущий расцвет России.А вот ответ на последний вопрос очень огорчил: 36% опрошенных хотят уехать за границу! 8% студентов будут продолжать дело своих родителей, 31% хотелбы работать в банке (преимущественно это студенты СПО), а 9%‬на предприятии. И только 7% хотят начать свой бизнес. Остальные не собираются работать (или продолжат учебу в магистратуре,или выйдут замуж).В целом жепроведенный анкетный опрос внушает оптимизм: основные ценностные установки нашей молодежи (здоровье, любовь и семья, знания, трудолюбие) являются правильными, общечеловеческими. И хотя огромную роль в обществе начинает играть религия, рассчитывает наша молодежь в основном на себя, на свои силы. В великоебудущее России верит больше половины опрошенных (32% + 23% = 55%).Данный анкетный опрос проведен до изучения студентами дисциплины «Социальная экология». Предполагается повторное его проведение в конце учебного года, когда будет ясно, как отразилось изучение этой дисциплины на формировании картины мира студента.

Ссылки на источники1.Человек обладает врожденной верой в Бога// Знание ‬сила. ‬2010. ‬

№3.Холодковская Н. В. Роль дисциплины «Социальная экология» в формирова0нии мировоззрения студентов// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15427. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15427.htm.2ISSN 2304120X. 6

NataliyaKholodkovskaya,

Ph.D.ofChemistry, readeratArmavirbranchoftheKubanStateUniversity, Armavir

holodkovskaya.nataliya@mail.ruAbout“social ecology”meaning for student's ideologyAbstract.This article dedicate meaning of social ecology for student's ideology. Itis based on studentanonymous tests at Kuban State University.There are practicalresults in this article. It answer at the question: who is Russian studentat 21 century?Key words:social ecology, ideology, success, politics, belief, universe.References1.(2010). “ChelovekobladaetvrozhdennojverojvBoga”, Znanie ‬sila, № 3(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived03.12.15Получена положительная рецензияReceived a positive review03.12.15ПринятакпубликацииAccepted for publication03.12.15ОпубликованаPublished04.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Холодковская Н. В., 2015

www.ekoncept.ru