Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семчук
С.
И. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 12 (декабрь). – С.
166–170. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15440.htm.
Аннотация. В статье освещены актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности специалистов дошкольного образования. Проанализированы современные взгляды ученых на обозначенную проблему. Раскрыта сущность понятия информационно-коммуникативной компетентности личности.
Ключевые слова:
дошкольное образование, компьютерные технологии, информационно-коммуникативная компетентность, компьютеризация
Текст статьи
Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15440УДК 371.132:004.9
Семчук Светлана Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологииУманскогогосударственногопедагогическогоуниверситета имени Павла Тычины, г.Умань, Украинаsemchyk_svetlana@mail.ru
Формирование информационнокоммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования
Аннотация. В статье освещены актуальные вопросы формирования информационнокоммуникативной компетентности специалистов дошкольного образования. Проанализированы современные взгляды ученых наобозначенную проблему. Раскрыта сущность понятия информационнокоммуникативной компетентности личности.Ключевые слова:информационнокоммуникативная компетентность, компьютерные технологии, компьютеризация, дошкольное образование.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Реформирование дошкольного образования, необходимость егоинформатизации требует научнометодического обеспечения использования в педагогическом процессе новейших средств обучения и подготовкибудущих специалистов, которые в совершенстве владеют современными медиатехнологиями. В связи с этим актуализируется проблема подготовки будущего специалиста дошкольного образования, формированияу него научноисследовательской и информационнокоммуникативной компетентности как необходимого условия его профессиональной стабильности, ориентации в широком арсенале инновационного движения, научных разработок, качественной организации учебновоспитательного процесса.Освещение проблем, связанных с использованием современных информационных и компьютерных технологий в педагогическом процессе, получило начало и было развито в фундаментальных работах ученых (Р.Вильямса, Б.Гершунского, В.Глушкова, А.Ершова, К.Маклин, Ю.Машбиц, С.Пейперта, Е.Полат и др.). В работах этих авторов показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения является одной из форм повышения эффективности учебного процесса.Понятие «ИКТкомпетентность» имеет отдельное самостоятельное направление в психологопедагогических исследованиях–«информатизация образования», фундаментальные основы которогозаложены в работах С.Бешенкова, Я.Ваграменко, И.Вострокнутова, А.Кузнецова, А.Козлова, М.Лапчика, А.Лесневского, Н.Пака, И.Роберта, И.Румянцева и др.).Современные подходы к осуществлению профессиональной подготовки будущих дошкольных педагогов освещаются в исследованиях А.Абдуллин, И.Богдановой, А.Богуш, Т.Жаровцевой, И.Зязюна, Е.Карповой, М.Князян, С.Курляндии, Р.Хмелюк и др. Концепции формирования готовностибудущих педагогов к педагогической деятельности представлены в работах К.ДурайНоваковой, М.Дьяченко, А.Линенко, Л.Хомич и др.Рассмотренаготовность студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности (Н.Диканьская), стаСемчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 2
новление и развитие компьютерного образования студентов (А.Майборода), формирование готовности будущих педагогов к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности (А.Разинкина), подготовкабудущих педагогов к использованию аудиовизуальных и компьютерных технологий (А.Трофимов).Ведущее место среди этих исследований занимают работы, посвященные использованию компьютерных технологий в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений (Ю.Горвиц, С.Дяченко, А.Зворыгина, Н.Кирсти, Н.Лысенко, В.Могилева, В.Моторин, С.Новоселова, С.Пейперт, Г.Петку и др.).Мировой опыт показывает, что решение проблем дошкольного образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы не сможем подняться до современныхдостижений науки. В связи с этимактуальным является такое обучение, которое основано не только на фундаментальных знаниях в определенной области, но ина общей культуре, включая и информационную. Поэтому каждому педагогу нужна основательная подготовка в сфере современных компьютерных технологий.Необходимым условием информатизации образования является готовность воспитателей к использованию компьютерныхтехнологий, обучение их в процессе передачи знаний, что означает постоянное, непрерывное самообразование.Информационнокоммуникативная компетентность воспитателя –компонентего общей педагогической культуры, важнейшийпоказательего профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере дошкольного образования.Цель статьи обусловлена потребностью в освещении актуальных проблем формирования информационнокоммуникативной компетентности специалистов дошкольного образования в современных условиях информационного общества.Профессиональная подготовка студентов средствами ИКТ предполагает получение ими полноценного высшего образования, повышение квалификации, возможность переподготовки, то есть, охватывает всю образовательную систему в целом.
Понятие «информатизация образования» связано с широким внедрением в систему образования методов и средств ИКТ. Методологическим фундаментом информатизации образования, как отмечает В.Быков, выступает, с одной стороны, информатика,а с другой–разделы психологопедагогических наук и кибернетики, в которых исследуются и разрабатываются компьютерноориентированные технологии педагогической, научной и управленческой деятельности. Информатизация общества предусматривает опережающую информатизацию отрасли образования и науки, где в основном формируется когнитивный, кадровый и научнотехнический фундамент самой информатизации как процесса и социальноэкономического явления, закладываются будущие достижения и развитие общества в целом [1].Исследователи утверждают, что в реальном процессе коммуникация не передается как информация или знания, абстрактные объекты, доступные пониманию современного человека или обществу людей. Передаются только сообщения, которые являются последовательными символами алфавита, набором эмпирических объектов. Происходит разделение понятий «коммуникация»и «информация».Наиболее точный подход к разграничению понятий «коммуникация»и «информация»был предложен A.Соколовым, который утверждает, что «информация–инструментальное понятие информационного подхода, содержание и объем которого изменчивы и зависят от изучения коммуникационных и организационных явлений» [2].В словаре С.Ожегова«коммуникация» рассматривается как «сообщение» [3]. В целомкоммуникация–общение, передача информации от человека к человеку–специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательнотрудовой Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 3
деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка.Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.Различают механистический и деятельностный подходы к коммуникации. Коммуникация–в механистическом подходе–целенаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. Коммуникация–в деятельностном подходе–совместная деятельность участников коммуникации (коммуникаторов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.Согласно логической теории коммуникации В.Переверзева [4], понятие «информация» как формализованные знания является первичным по отношению к понятию «коммуникация» ивзаимосвязано с понятием «знание»как усвоеннымимыслями.Итак, для разделения понятий «информация»и «коммуникация»мы будем говорить об информации как орезультате, формализации знанийотносительно коммуникации, как о процессе приобретения знаний путем интерпретации информационных сообщений.Кроме этого в нашем исследовании просматривается тесная связь терминов «информация», «коммуникация» с термином «технология». Понятие «информационнокоммуникационные технологии»появилось сравнительно недавно [5], оно объединяет информационное содержание и коммуникационные возможности технологий, под которым следует понимать «систему методов и средств ввода, обработки, хранения, вывода, поиска и передачи информации в компьютерных сетях» [6].Решение проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов возможно благодаря использованию средств ИКТ. В соответствии с Болонским процессом, к которому присоединилась Украина, создается общее пространство с общими определенными стандартами знаний во всех странах Европейского сообщества. Реформирование европейского образования в создании общества знаний–единый комплексный процесс, в котором высшие учебные заведения традиционно играют главную роль. В связи с этим профессиональная подготовка будущих специалистов должна быть интегрированной, обеспечивать целостность получения, усвоения и передачи знаний, умений и навыков.Одним из приоритетных направлений относительно педагогической мысли является компетентностный подход, который в последние годы становится все более популярным. В современных педагогических исследованиях В.Болотова, И.Зязюна, Л.Кайдалова, Н.Кичук, Е.Пометун, А.Савченко и А.Хуторского освещены вопросы внедрения компетентностного подхода в профессиональнуюподготовкуспециалистов, который направлен не только на определение уровня и объема полученных профессиональных знаний, но и наполучениеспособности свободно ориентироваться в информационном пространстве,эффективно взаимодействовать в коллективе, быстро переучиваться или повышать квалификацию, развивать личностные качества: инициативность, активность, самостоятельность.Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного дошкольного образования свидетельствуют о растущем интересе к проблеме формирования ИКТкомпетентности будущего педагога. Прежде чем подойти к анализу данной проблемы, уточним сущность ее основных понятий.Компетентность определяется как новообразования субъекта деятельности, формируется в процессе профессиональной подготовки, включая систематизированные знания, умения, навыки и личностные качества, позволяющие успешно решать функциональные задачи, касающиеся профессиональной деятельности.По мнению А.Богуш, компетентность–комплексная характеристика личности, которая впитывает в себя результаты предыдущего психического развития: знания, Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 4
умения, навыки, креативность (способность творчески решать задачи, составлять творческие рассказы, рисунки и конструкции по замыслу), инициативность, самостоятельность, самооценку, самоконтроль [7].Понятие «компетентность»,согласно разработчикам«Стратегии модернизации содержания общего образования»,«включает в себя не только когнитивную и операционнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Она включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, навыков» [8].При этом отметим, что компетентность –актуальное проявлениекомпетенции. Однако многие исследователи не разделяют этипонятияи рассматривают их вместе (компетенция/компетентность).Очевидно, что базакомпетентности –знания. Основанием для такого утверждения может служить анализ результатов теоретических исследований O.Абдуллин, И.Котляровой, В.Краевского, Н.Кузьминой, Ю.Кулюткина, А.Марковой, М.Скаткина, В.Сластенина.М.Лебедева и А.Шилова определяют компетентность педагога в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как способность индивидарешать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Ученые выделяют базовый, общий и профессиональный этапы формирования информационной компетентности у будущих педагогови четко разделяют применениеинформационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В этом контексте, по их мнению, информационная компетентность определяет совокупность двух составляющих: компьютерной грамотности и компьютерной культуры [9].Следовательно, ИКТкомпетентность –интегральнаяхарактеристикаличности, которая проявляется в способности усваивать соответствующие знания, умения и навыки решения задач в педагогической и профессиональной деятельности с помощью компьютера.Первоочередная задача современной дошкольной педагогики–формирование ИКТкомпетентности будущих педагогов, которые обязаны не только понимать новые проблемы, стоящие перед ними, но и находить их решения в повседневной профессиональной деятельности [10].А.Спирин определяет информационнокоммуникационную компетентность как подтвержденную способность личностиприменять на практике информационнокоммуникационные технологии для удовлетворения собственных потребностей и решения общественнозначимых, в частностипрофессиональных, задач в определенной предметной области или виде деятельности.Реалии сегодняшнего дня таковы, что каждый будущий педагог должен быть способен к использованию компьютерных технологий в своей деятельности, а также в работе с детьми, коллегами и родителями. Применение воспитателем на занятиях знаний ИКТ позволяет эффективно и доступно подчеркнуть новизну учебного материала, привести примеры практического применения знаний по конкретному занятию, осуществить внедрение проблемного и эвристического обучения, продемонстрировать сложные природные процессы.
Возникновение и дальнейшее развитие информационного общества предполагает широкое применение компьютерных технологий в области дошкольного образования и определяется многими факторами, а именно:внедрение компьютерных технологий в современное дошкольное образование существенно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому;Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 5
современные компьютерные технологии повышают качество обученияи образования, позволяют личности успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и социальным изменениям;активное и эффективное внедрение компьютерных технологий в дошкольноеобразованиеявляется важным фактором создания новой системы образования, которое отвечает современным требованиям и процессу модернизации традиционной системы образования.Следует отметить, что качество дошкольного образования наУкраине определяется уровнем использования компьютерных технологий в ДОУ. Поэтомуназовем факторы, которые могут способствовать более активному и эффективному использованию компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении:большие дидактические возможности компьютера;наличие впродаже различных программных продуктов для обучения;введение в планирование режимных процессов дошкольного образовательного учреждения курса информатики (и на его основе внедрения методики формирования компьютерной компетентности детей дошкольного возраста);реализация различных программ, которые стимулируют формирование компьютерной компетентности воспитателей и детей;наличие во многих семьях компьютеров, чтоспособствует формированию у детей готовности (психологической, мотивационной и практической) киспользованию компьютера.
Воспитатель–это единственный специалистпедагог в ДОУ, который проводит не однодва занятия, а обладает знаниями и владеет методиками преподавания всего спектра занятий в дошкольном образовательном учреждении. Педагог ДОУ может влиять на ребенка, а именно: вырабатывать умение отличать положительную информацию от негативной; формировать социально ориентированные качества и ценности, совершенствовать уровень овладения языком компьютерного контента; вырабатывать у детей оценочное отношение к телевизионным персонажам. Учебновоспитательная информация, подаваемаяв дошкольном образовательном учреждении,по сравнению с информацией, поступающей из ИКТ, занимает менее важное место.Следует отметить, что ИКТкомпетентность воспитателя характеризует мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях педагогического процесса при обучении, воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста. В основу концепции ИКТкомпетентностиположена идея воспитания компетентного человека, который обладает необходимыми знаниями и руководствуется ими; обладает высокими нравственными качествами; действует адекватно в соответствующих ситуациях и несет ответственность на определенную деятельность.Назовем составляющие ИКТкомпетентности личности на всех уровнях их усовершенствования:1.Видение: понимание и осознание роли и значения ИКТ для работы и обучения в течение жизни.2.Культура: способ понимания, конструирования,мировоззренческого осмысления цифровых технологий для жизни и деятельности в информационном обществе.3.Знание: набор фактических и теоретических знаний, отражающих область ИКТ как отрасль для обучения и практической деятельности.4.Практика: применение знаний, умений, навыков в области ИКТ для личных, общественных, профессиональных и учебных целей.Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 6
5.Совершенствование: способность совершенствовать, развивать, генерировать средствами ИКТ для обучения, профессиональной деятельности, личностного развития.6.Гражданственность: подтвержденное качество личности демонстрировать сознательное отношение,связанное с применением ИКТ.Анализ современной литературы по организации обучения будущих педагогов в области ИКТ позволяет нам выделить три уровня сформированности ИКТкомпетентности: низкий, средний и высокий.Высокий уровень (творческое применение) сформированности ИКТкомпетентности характеризуетсяпринятиембудущим педагогом на личностном уровне ценности информационнокоммуникативной деятельности человека; отличной ориентацией и адаптацией в ИКТсреде; гибкостью и адаптивностью мышления при ознакомлении с информационным содержанием; научной организацией труда при работе с источниками информации; использованием средств ИКТ для эффективного решения профессиональныхзадач, профессиональносоциальной адаптации в быстро меняющемся информационном пространстве.Средний уровень (применение по образцу) сформированности ИКТкомпетентности характеризуетсяпринятиемпедагогом на личностном уровне ценности информационнокоммуникативной деятельности человека, частичной ориентацией в ИКТсреде, адаптивностью мышления при ознакомлении с информационным содержанием, начальными навыками научной организации труда при работе с источниками информации, эпизодическим использованием ИКТ для решения профессиональных задач.Низкий уровень (понимание) сформированности ИКТкомпетентности характеризуется частичным принятием на личностном уровне будущим педагогом ценности информационнокоммуникативной деятельности человека, отсутствием научной организации труда при работе с источниками информации, эпизодическим чтением информационных текстов, отсутствием ориентации в ИКТсреде.
Итак, можно сделать еще один важный вывод для нашего исследования: ИКТкомпетентность педагога–это определенный уровень компетентности, который позволяет оперативно ориентироваться в ИКТсреде, осуществлять поиск, оценку, хранение и использование полученной информации в учебновоспитательном процессе ДОУ.Изучая научные источники по вопросу формирования ИКТкомпетентности будущего педагога, мы считаем необходимым отметить, что ИКТкомпетентность имеет и серьезный перечень неблагоприятных тенденций, в частности замедленность процесса компьютерного сопровождения учебновоспитательного процесса, что обусловлено проблемами экономического характера. Техническая оснащенность электронными средствами не соответствует реальным потребностям образовательного процесса.По нашему мнению, существует несколько обстоятельств, стимулирующих деятельность будущего педагога ДОУ к формированию ИКТкомпетентности: постоянное наращивание компьютерной базы дошкольного образовательного учреждения; постоянная и неуклонная динамика процесса компьютеризации и информатизации семьи. Человечество сталкивается с уникальным явлением: впервые за многолетнюю историю образования лидерами процесса модернизации информационного поля выступают не взрослые, а дети [11].Итак, решение проблемы формирования информационнокоммуникативной компетентности будущих специалистов дошкольного образования в условиях мощной информатизации общества требует изменения содержания существующей системы подготовки педагогических кадров и созданияблагоприятных организационнопедагогических условий для внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс.Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 7
Ссылки на источники1.БерестоваЛ. И. Социальнопсихологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: автореф, дис. ... канд. психол. наук.–М., 1994.–25 с.2.Соколов A. B. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие.–СПб.: ИздвоВ. А. Михайлова, 2002. –С.324.3.Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю.Шведовой. –М.: Русский язык, 1987.–С.247.4.Положение о кабинете информатики и информационнокоммуникационных технологиях обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденное приказом МОН Украины от 20.05.2004 г. № 407, зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 14.06.2004 г. за №780/9329. –С. 10.5.Розина И. И. Педагогическая компьютерноопосредованная коммуникация. Теория и практика.–М.:Логос, 2005.–С.25.6.Кравченко Т. К., Пресняков В. Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: учеб. пособие.–М.: ГУ ВШЭ, 2003.7.Богуш А. М. Истоки речевого развития детей дошкольного возраста: программа и методические рекомендации.–Одесса: Маяк,1999. –С.11.8.Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования.–М.: ООО «Мир книги», 2001.–С. 14.9.Лебедева М. В., Шилова А. Н. Что такое ИКТкомпетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование.–2004.–№ 3.–С.96–100.10.Белкин A. C. Компетентность, профессионализм, мастерство.–Челябинск, 2004. –С.7–11.11.Горбунова Л. H., Семибратов A. M. Повышение квалификации педагогов в области ИКТ в условиях развития школьного образования // Педагогическая информатика.–2004.–№ 3.–С. 3–10.
Svetlana Semchuk,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Preschool Pedagogics and Psychology, Uman State Pedagogical University named Pavlo Tychyna,Uman, Ukrainesemchyk_svetlana@mail.ruFormingof informativelycommunicative competenceofstudentsinthefieldofpreschooleducationAbstract.The paperdeals with the actual issues of the development of informational and communicative competency of specialists in preschool education. The author analyzesthe modern scholars' opinions on the identified problem and the essence of the concept of the informational and communicative competency of the individual.Keywords:informational and communicative competency, computer technology, computerization, preschool education.References1.Berestova,L. I. (1994). Social'nopsihologicheskaja kompetentnost' kak professional'naja harakteristika rukovoditelja: avtoref, dis. ... kand. psihol. nauk, Moscow(in Russian).2.Sokolov,A. B. (2002). Obshhaja teorija social'noj kommunikacii: ucheb. posobie, Izdvo V. A. Mihajlova, St. Petersburg, p. 324(in Russian).3.Ozhegov,S. I.& Shvedova, N. Ju.(ed.) (1987).Slovar' russkogo jazyka,Russkij jazyk, Moscow, p. 247(in Russian).4.Polozhenie o kabinete informatiki i informacionnokommunikacionnyh tehnologijah obuchenija v obshheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedenijah, utverzhdennoe prikazom MON Ukrainy ot 20.05.2004 g. № 407, zaregistrirovannoe v Ministerstve justicii Ukrainy 14.06.2004 g. za № 780/9329,p. 10(in Russian).5.Rozina,I. I. (2005). Pedagogicheskaja komp'juternooposredovannaja kommunikacija. Teorija i praktika,Logos, Moscow,p.25(in Russian).6.Kravchenko,T. K.&Presnjakov,V. F. (2003). Infokommunikacionnye tehnologii upravlenija predprijatiem: ucheb. posobie, GU VShJe,Moscow(in Russian).7.Bogush,A. M. (1999). Istoki rechevogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta: programma i metodicheskie rekomendacii,Majak, Odessa, p. 11(in Russian).8.(2001). Strategija modernizacii soderzhanija obshhego obrazovanija: materialy dlja razrabotki dokumentov po obnovleniju obshhego obrazovanija, OOO “Mir knigi”, Moscow, p. 14(in Russian).9.Lebedeva,M. V.& Shilova,A. N. (2004). “Chto takoe IKTkompetentnost' studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovat'”, Informatika i obrazovanie, № 3, pp. 96–100(in Russian).10.Belkin,A. C. (2004). Kompetentnost', professionalizm, masterstvo, Cheljabinsk, pp. 7–11(in Russian).11.Gorbunova,L. H.&Semibratov,A. M. (2004). “Povyshenie kvalifikacii pedagogov v oblasti IKT v uslovijah razvitija shkol'nogo obrazovanija”, Pedagogicheskaja informatika, № 3, pp.3–10(in Russian).
Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 8
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived10.12.15Получена положительная рецензияReceived a positive review14.12.15
ПринятакпубликацииAccepted for publication14.12.15ОпубликованаPublished30.12.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Семчук С. И., 2015
www.ekoncept.ru
ART15440УДК 371.132:004.9
Семчук Светлана Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологииУманскогогосударственногопедагогическогоуниверситета имени Павла Тычины, г.Умань, Украинаsemchyk_svetlana@mail.ru
Формирование информационнокоммуникативной компетентности студентов в сфере дошкольного образования
Аннотация. В статье освещены актуальные вопросы формирования информационнокоммуникативной компетентности специалистов дошкольного образования. Проанализированы современные взгляды ученых наобозначенную проблему. Раскрыта сущность понятия информационнокоммуникативной компетентности личности.Ключевые слова:информационнокоммуникативная компетентность, компьютерные технологии, компьютеризация, дошкольное образование.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Реформирование дошкольного образования, необходимость егоинформатизации требует научнометодического обеспечения использования в педагогическом процессе новейших средств обучения и подготовкибудущих специалистов, которые в совершенстве владеют современными медиатехнологиями. В связи с этим актуализируется проблема подготовки будущего специалиста дошкольного образования, формированияу него научноисследовательской и информационнокоммуникативной компетентности как необходимого условия его профессиональной стабильности, ориентации в широком арсенале инновационного движения, научных разработок, качественной организации учебновоспитательного процесса.Освещение проблем, связанных с использованием современных информационных и компьютерных технологий в педагогическом процессе, получило начало и было развито в фундаментальных работах ученых (Р.Вильямса, Б.Гершунского, В.Глушкова, А.Ершова, К.Маклин, Ю.Машбиц, С.Пейперта, Е.Полат и др.). В работах этих авторов показано, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения является одной из форм повышения эффективности учебного процесса.Понятие «ИКТкомпетентность» имеет отдельное самостоятельное направление в психологопедагогических исследованиях–«информатизация образования», фундаментальные основы которогозаложены в работах С.Бешенкова, Я.Ваграменко, И.Вострокнутова, А.Кузнецова, А.Козлова, М.Лапчика, А.Лесневского, Н.Пака, И.Роберта, И.Румянцева и др.).Современные подходы к осуществлению профессиональной подготовки будущих дошкольных педагогов освещаются в исследованиях А.Абдуллин, И.Богдановой, А.Богуш, Т.Жаровцевой, И.Зязюна, Е.Карповой, М.Князян, С.Курляндии, Р.Хмелюк и др. Концепции формирования готовностибудущих педагогов к педагогической деятельности представлены в работах К.ДурайНоваковой, М.Дьяченко, А.Линенко, Л.Хомич и др.Рассмотренаготовность студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности (Н.Диканьская), стаСемчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 2
новление и развитие компьютерного образования студентов (А.Майборода), формирование готовности будущих педагогов к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности (А.Разинкина), подготовкабудущих педагогов к использованию аудиовизуальных и компьютерных технологий (А.Трофимов).Ведущее место среди этих исследований занимают работы, посвященные использованию компьютерных технологий в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений (Ю.Горвиц, С.Дяченко, А.Зворыгина, Н.Кирсти, Н.Лысенко, В.Могилева, В.Моторин, С.Новоселова, С.Пейперт, Г.Петку и др.).Мировой опыт показывает, что решение проблем дошкольного образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы не сможем подняться до современныхдостижений науки. В связи с этимактуальным является такое обучение, которое основано не только на фундаментальных знаниях в определенной области, но ина общей культуре, включая и информационную. Поэтому каждому педагогу нужна основательная подготовка в сфере современных компьютерных технологий.Необходимым условием информатизации образования является готовность воспитателей к использованию компьютерныхтехнологий, обучение их в процессе передачи знаний, что означает постоянное, непрерывное самообразование.Информационнокоммуникативная компетентность воспитателя –компонентего общей педагогической культуры, важнейшийпоказательего профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере дошкольного образования.Цель статьи обусловлена потребностью в освещении актуальных проблем формирования информационнокоммуникативной компетентности специалистов дошкольного образования в современных условиях информационного общества.Профессиональная подготовка студентов средствами ИКТ предполагает получение ими полноценного высшего образования, повышение квалификации, возможность переподготовки, то есть, охватывает всю образовательную систему в целом.
Понятие «информатизация образования» связано с широким внедрением в систему образования методов и средств ИКТ. Методологическим фундаментом информатизации образования, как отмечает В.Быков, выступает, с одной стороны, информатика,а с другой–разделы психологопедагогических наук и кибернетики, в которых исследуются и разрабатываются компьютерноориентированные технологии педагогической, научной и управленческой деятельности. Информатизация общества предусматривает опережающую информатизацию отрасли образования и науки, где в основном формируется когнитивный, кадровый и научнотехнический фундамент самой информатизации как процесса и социальноэкономического явления, закладываются будущие достижения и развитие общества в целом [1].Исследователи утверждают, что в реальном процессе коммуникация не передается как информация или знания, абстрактные объекты, доступные пониманию современного человека или обществу людей. Передаются только сообщения, которые являются последовательными символами алфавита, набором эмпирических объектов. Происходит разделение понятий «коммуникация»и «информация».Наиболее точный подход к разграничению понятий «коммуникация»и «информация»был предложен A.Соколовым, который утверждает, что «информация–инструментальное понятие информационного подхода, содержание и объем которого изменчивы и зависят от изучения коммуникационных и организационных явлений» [2].В словаре С.Ожегова«коммуникация» рассматривается как «сообщение» [3]. В целомкоммуникация–общение, передача информации от человека к человеку–специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательнотрудовой Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 3
деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка.Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.Различают механистический и деятельностный подходы к коммуникации. Коммуникация–в механистическом подходе–целенаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. Коммуникация–в деятельностном подходе–совместная деятельность участников коммуникации (коммуникаторов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.Согласно логической теории коммуникации В.Переверзева [4], понятие «информация» как формализованные знания является первичным по отношению к понятию «коммуникация» ивзаимосвязано с понятием «знание»как усвоеннымимыслями.Итак, для разделения понятий «информация»и «коммуникация»мы будем говорить об информации как орезультате, формализации знанийотносительно коммуникации, как о процессе приобретения знаний путем интерпретации информационных сообщений.Кроме этого в нашем исследовании просматривается тесная связь терминов «информация», «коммуникация» с термином «технология». Понятие «информационнокоммуникационные технологии»появилось сравнительно недавно [5], оно объединяет информационное содержание и коммуникационные возможности технологий, под которым следует понимать «систему методов и средств ввода, обработки, хранения, вывода, поиска и передачи информации в компьютерных сетях» [6].Решение проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов возможно благодаря использованию средств ИКТ. В соответствии с Болонским процессом, к которому присоединилась Украина, создается общее пространство с общими определенными стандартами знаний во всех странах Европейского сообщества. Реформирование европейского образования в создании общества знаний–единый комплексный процесс, в котором высшие учебные заведения традиционно играют главную роль. В связи с этим профессиональная подготовка будущих специалистов должна быть интегрированной, обеспечивать целостность получения, усвоения и передачи знаний, умений и навыков.Одним из приоритетных направлений относительно педагогической мысли является компетентностный подход, который в последние годы становится все более популярным. В современных педагогических исследованиях В.Болотова, И.Зязюна, Л.Кайдалова, Н.Кичук, Е.Пометун, А.Савченко и А.Хуторского освещены вопросы внедрения компетентностного подхода в профессиональнуюподготовкуспециалистов, который направлен не только на определение уровня и объема полученных профессиональных знаний, но и наполучениеспособности свободно ориентироваться в информационном пространстве,эффективно взаимодействовать в коллективе, быстро переучиваться или повышать квалификацию, развивать личностные качества: инициативность, активность, самостоятельность.Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного дошкольного образования свидетельствуют о растущем интересе к проблеме формирования ИКТкомпетентности будущего педагога. Прежде чем подойти к анализу данной проблемы, уточним сущность ее основных понятий.Компетентность определяется как новообразования субъекта деятельности, формируется в процессе профессиональной подготовки, включая систематизированные знания, умения, навыки и личностные качества, позволяющие успешно решать функциональные задачи, касающиеся профессиональной деятельности.По мнению А.Богуш, компетентность–комплексная характеристика личности, которая впитывает в себя результаты предыдущего психического развития: знания, Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 4
умения, навыки, креативность (способность творчески решать задачи, составлять творческие рассказы, рисунки и конструкции по замыслу), инициативность, самостоятельность, самооценку, самоконтроль [7].Понятие «компетентность»,согласно разработчикам«Стратегии модернизации содержания общего образования»,«включает в себя не только когнитивную и операционнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Она включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, навыков» [8].При этом отметим, что компетентность –актуальное проявлениекомпетенции. Однако многие исследователи не разделяют этипонятияи рассматривают их вместе (компетенция/компетентность).Очевидно, что базакомпетентности –знания. Основанием для такого утверждения может служить анализ результатов теоретических исследований O.Абдуллин, И.Котляровой, В.Краевского, Н.Кузьминой, Ю.Кулюткина, А.Марковой, М.Скаткина, В.Сластенина.М.Лебедева и А.Шилова определяют компетентность педагога в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как способность индивидарешать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Ученые выделяют базовый, общий и профессиональный этапы формирования информационной компетентности у будущих педагогови четко разделяют применениеинформационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В этом контексте, по их мнению, информационная компетентность определяет совокупность двух составляющих: компьютерной грамотности и компьютерной культуры [9].Следовательно, ИКТкомпетентность –интегральнаяхарактеристикаличности, которая проявляется в способности усваивать соответствующие знания, умения и навыки решения задач в педагогической и профессиональной деятельности с помощью компьютера.Первоочередная задача современной дошкольной педагогики–формирование ИКТкомпетентности будущих педагогов, которые обязаны не только понимать новые проблемы, стоящие перед ними, но и находить их решения в повседневной профессиональной деятельности [10].А.Спирин определяет информационнокоммуникационную компетентность как подтвержденную способность личностиприменять на практике информационнокоммуникационные технологии для удовлетворения собственных потребностей и решения общественнозначимых, в частностипрофессиональных, задач в определенной предметной области или виде деятельности.Реалии сегодняшнего дня таковы, что каждый будущий педагог должен быть способен к использованию компьютерных технологий в своей деятельности, а также в работе с детьми, коллегами и родителями. Применение воспитателем на занятиях знаний ИКТ позволяет эффективно и доступно подчеркнуть новизну учебного материала, привести примеры практического применения знаний по конкретному занятию, осуществить внедрение проблемного и эвристического обучения, продемонстрировать сложные природные процессы.
Возникновение и дальнейшее развитие информационного общества предполагает широкое применение компьютерных технологий в области дошкольного образования и определяется многими факторами, а именно:внедрение компьютерных технологий в современное дошкольное образование существенно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому;Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 5
современные компьютерные технологии повышают качество обученияи образования, позволяют личности успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и социальным изменениям;активное и эффективное внедрение компьютерных технологий в дошкольноеобразованиеявляется важным фактором создания новой системы образования, которое отвечает современным требованиям и процессу модернизации традиционной системы образования.Следует отметить, что качество дошкольного образования наУкраине определяется уровнем использования компьютерных технологий в ДОУ. Поэтомуназовем факторы, которые могут способствовать более активному и эффективному использованию компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении:большие дидактические возможности компьютера;наличие впродаже различных программных продуктов для обучения;введение в планирование режимных процессов дошкольного образовательного учреждения курса информатики (и на его основе внедрения методики формирования компьютерной компетентности детей дошкольного возраста);реализация различных программ, которые стимулируют формирование компьютерной компетентности воспитателей и детей;наличие во многих семьях компьютеров, чтоспособствует формированию у детей готовности (психологической, мотивационной и практической) киспользованию компьютера.
Воспитатель–это единственный специалистпедагог в ДОУ, который проводит не однодва занятия, а обладает знаниями и владеет методиками преподавания всего спектра занятий в дошкольном образовательном учреждении. Педагог ДОУ может влиять на ребенка, а именно: вырабатывать умение отличать положительную информацию от негативной; формировать социально ориентированные качества и ценности, совершенствовать уровень овладения языком компьютерного контента; вырабатывать у детей оценочное отношение к телевизионным персонажам. Учебновоспитательная информация, подаваемаяв дошкольном образовательном учреждении,по сравнению с информацией, поступающей из ИКТ, занимает менее важное место.Следует отметить, что ИКТкомпетентность воспитателя характеризует мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях педагогического процесса при обучении, воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста. В основу концепции ИКТкомпетентностиположена идея воспитания компетентного человека, который обладает необходимыми знаниями и руководствуется ими; обладает высокими нравственными качествами; действует адекватно в соответствующих ситуациях и несет ответственность на определенную деятельность.Назовем составляющие ИКТкомпетентности личности на всех уровнях их усовершенствования:1.Видение: понимание и осознание роли и значения ИКТ для работы и обучения в течение жизни.2.Культура: способ понимания, конструирования,мировоззренческого осмысления цифровых технологий для жизни и деятельности в информационном обществе.3.Знание: набор фактических и теоретических знаний, отражающих область ИКТ как отрасль для обучения и практической деятельности.4.Практика: применение знаний, умений, навыков в области ИКТ для личных, общественных, профессиональных и учебных целей.Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 6
5.Совершенствование: способность совершенствовать, развивать, генерировать средствами ИКТ для обучения, профессиональной деятельности, личностного развития.6.Гражданственность: подтвержденное качество личности демонстрировать сознательное отношение,связанное с применением ИКТ.Анализ современной литературы по организации обучения будущих педагогов в области ИКТ позволяет нам выделить три уровня сформированности ИКТкомпетентности: низкий, средний и высокий.Высокий уровень (творческое применение) сформированности ИКТкомпетентности характеризуетсяпринятиембудущим педагогом на личностном уровне ценности информационнокоммуникативной деятельности человека; отличной ориентацией и адаптацией в ИКТсреде; гибкостью и адаптивностью мышления при ознакомлении с информационным содержанием; научной организацией труда при работе с источниками информации; использованием средств ИКТ для эффективного решения профессиональныхзадач, профессиональносоциальной адаптации в быстро меняющемся информационном пространстве.Средний уровень (применение по образцу) сформированности ИКТкомпетентности характеризуетсяпринятиемпедагогом на личностном уровне ценности информационнокоммуникативной деятельности человека, частичной ориентацией в ИКТсреде, адаптивностью мышления при ознакомлении с информационным содержанием, начальными навыками научной организации труда при работе с источниками информации, эпизодическим использованием ИКТ для решения профессиональных задач.Низкий уровень (понимание) сформированности ИКТкомпетентности характеризуется частичным принятием на личностном уровне будущим педагогом ценности информационнокоммуникативной деятельности человека, отсутствием научной организации труда при работе с источниками информации, эпизодическим чтением информационных текстов, отсутствием ориентации в ИКТсреде.
Итак, можно сделать еще один важный вывод для нашего исследования: ИКТкомпетентность педагога–это определенный уровень компетентности, который позволяет оперативно ориентироваться в ИКТсреде, осуществлять поиск, оценку, хранение и использование полученной информации в учебновоспитательном процессе ДОУ.Изучая научные источники по вопросу формирования ИКТкомпетентности будущего педагога, мы считаем необходимым отметить, что ИКТкомпетентность имеет и серьезный перечень неблагоприятных тенденций, в частности замедленность процесса компьютерного сопровождения учебновоспитательного процесса, что обусловлено проблемами экономического характера. Техническая оснащенность электронными средствами не соответствует реальным потребностям образовательного процесса.По нашему мнению, существует несколько обстоятельств, стимулирующих деятельность будущего педагога ДОУ к формированию ИКТкомпетентности: постоянное наращивание компьютерной базы дошкольного образовательного учреждения; постоянная и неуклонная динамика процесса компьютеризации и информатизации семьи. Человечество сталкивается с уникальным явлением: впервые за многолетнюю историю образования лидерами процесса модернизации информационного поля выступают не взрослые, а дети [11].Итак, решение проблемы формирования информационнокоммуникативной компетентности будущих специалистов дошкольного образования в условиях мощной информатизации общества требует изменения содержания существующей системы подготовки педагогических кадров и созданияблагоприятных организационнопедагогических условий для внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс.Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 7
Ссылки на источники1.БерестоваЛ. И. Социальнопсихологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: автореф, дис. ... канд. психол. наук.–М., 1994.–25 с.2.Соколов A. B. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие.–СПб.: ИздвоВ. А. Михайлова, 2002. –С.324.3.Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю.Шведовой. –М.: Русский язык, 1987.–С.247.4.Положение о кабинете информатики и информационнокоммуникационных технологиях обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденное приказом МОН Украины от 20.05.2004 г. № 407, зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 14.06.2004 г. за №780/9329. –С. 10.5.Розина И. И. Педагогическая компьютерноопосредованная коммуникация. Теория и практика.–М.:Логос, 2005.–С.25.6.Кравченко Т. К., Пресняков В. Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: учеб. пособие.–М.: ГУ ВШЭ, 2003.7.Богуш А. М. Истоки речевого развития детей дошкольного возраста: программа и методические рекомендации.–Одесса: Маяк,1999. –С.11.8.Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования.–М.: ООО «Мир книги», 2001.–С. 14.9.Лебедева М. В., Шилова А. Н. Что такое ИКТкомпетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование.–2004.–№ 3.–С.96–100.10.Белкин A. C. Компетентность, профессионализм, мастерство.–Челябинск, 2004. –С.7–11.11.Горбунова Л. H., Семибратов A. M. Повышение квалификации педагогов в области ИКТ в условиях развития школьного образования // Педагогическая информатика.–2004.–№ 3.–С. 3–10.
Svetlana Semchuk,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Preschool Pedagogics and Psychology, Uman State Pedagogical University named Pavlo Tychyna,Uman, Ukrainesemchyk_svetlana@mail.ruFormingof informativelycommunicative competenceofstudentsinthefieldofpreschooleducationAbstract.The paperdeals with the actual issues of the development of informational and communicative competency of specialists in preschool education. The author analyzesthe modern scholars' opinions on the identified problem and the essence of the concept of the informational and communicative competency of the individual.Keywords:informational and communicative competency, computer technology, computerization, preschool education.References1.Berestova,L. I. (1994). Social'nopsihologicheskaja kompetentnost' kak professional'naja harakteristika rukovoditelja: avtoref, dis. ... kand. psihol. nauk, Moscow(in Russian).2.Sokolov,A. B. (2002). Obshhaja teorija social'noj kommunikacii: ucheb. posobie, Izdvo V. A. Mihajlova, St. Petersburg, p. 324(in Russian).3.Ozhegov,S. I.& Shvedova, N. Ju.(ed.) (1987).Slovar' russkogo jazyka,Russkij jazyk, Moscow, p. 247(in Russian).4.Polozhenie o kabinete informatiki i informacionnokommunikacionnyh tehnologijah obuchenija v obshheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedenijah, utverzhdennoe prikazom MON Ukrainy ot 20.05.2004 g. № 407, zaregistrirovannoe v Ministerstve justicii Ukrainy 14.06.2004 g. za № 780/9329,p. 10(in Russian).5.Rozina,I. I. (2005). Pedagogicheskaja komp'juternooposredovannaja kommunikacija. Teorija i praktika,Logos, Moscow,p.25(in Russian).6.Kravchenko,T. K.&Presnjakov,V. F. (2003). Infokommunikacionnye tehnologii upravlenija predprijatiem: ucheb. posobie, GU VShJe,Moscow(in Russian).7.Bogush,A. M. (1999). Istoki rechevogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta: programma i metodicheskie rekomendacii,Majak, Odessa, p. 11(in Russian).8.(2001). Strategija modernizacii soderzhanija obshhego obrazovanija: materialy dlja razrabotki dokumentov po obnovleniju obshhego obrazovanija, OOO “Mir knigi”, Moscow, p. 14(in Russian).9.Lebedeva,M. V.& Shilova,A. N. (2004). “Chto takoe IKTkompetentnost' studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovat'”, Informatika i obrazovanie, № 3, pp. 96–100(in Russian).10.Belkin,A. C. (2004). Kompetentnost', professionalizm, masterstvo, Cheljabinsk, pp. 7–11(in Russian).11.Gorbunova,L. H.&Semibratov,A. M. (2004). “Povyshenie kvalifikacii pedagogov v oblasti IKT v uslovijah razvitija shkol'nogo obrazovanija”, Pedagogicheskaja informatika, № 3, pp.3–10(in Russian).
Семчук С. И.Формирование информационнокоммуникативной компе0тентности студентов в сфере дошкольного образования// Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15440. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15440.htm.2ISSN 2304120X. 8
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived10.12.15Получена положительная рецензияReceived a positive review14.12.15
ПринятакпубликацииAccepted for publication14.12.15ОпубликованаPublished30.12.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Семчук С. И., 2015
www.ekoncept.ru