Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пуйлова М. А., Гринева И. В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15439.htm.
Аннотация. В статье обосновывается актуальность развития творческих способностей обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассматриваются возможности практической реализации проблемы развития творческих способностей обучающихся в начальной школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пуйлова М. А., Гринева И. В.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15439. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15439.htm.2ISSN 2304120X. 1

6ART15439УДК 37.036.5

Пуйлова Марина Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Таганрогскогоинститутаимени А. П. Чехова(филиала) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет», г.Таганрогm_puilova@list.ru

Гринева Ирина Владимировна,учитель МБОУ «Школа № 110» именитриждыГероя Советского Союзамаршала авиации ПокрышкинаАлександра Ивановича, г. РостовнаДону

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Аннотация.В статье обосновывается актуальность развития творческих способностей обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рассматриваются возможности практической реализации проблемы развития творческих способностей обучающихся в начальной школе. Ключевые слова:младшие школьники, творческие способности, креативность, развитие личности.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Задача формирования творческой личности является чрезвычайно важной для современного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к метапредметным результатам обучающихся, освоивших ООП НОО: «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать… освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [1].Тем не менеена пути её реализации существуют некоторые трудности, в частностираспространенное мнение о том, что способность к творчеству ‬привилегия немногих избранных людей, одаренных особымталантом. Между темпрактика показывает, что нет детей абсолютно не способных к творчеству, а «неспособность» человека почти всегда объясняется тем, что в детские годы он не получил надлежащего целенаправленного творческого воспитания.Для того чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо создать условия, заниматься с ним тем или иным видом творческой деятельности, дать возможность самовыражения. Но как это сделать? Где взять средстваи как их применить? Что предпринять, чтобы максимально раскрыть свои способности? Ответ на этот вопрос особенно важен для каждогочеловекасейчас, когда стремительными темпами идет развитие науки, техники и производства. В таких условиях государству и обществу требуется огромное количество творческих работников высокой квалификации. Фундаментом для подготовки в массовом масштабе высокообразованных людей, готовых к творческому труду, должна быть школа.Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Однако педагог поразному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен. «У них разные способности, ‬объясняет он. ‬Второй учащийся мог ответить несравненно лучше».Пуйлова М. А., Гринева И. В.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15439. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15439.htm.2ISSN 2304120X. 2

Что же такое способности? Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуальные психологические особенности называют способностями личности [2].По определению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «способности ‬это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся» [3].С.Д. Максименко определяет способности как «своеобразные свойства человека, его интеллекта, которые проявляются в учебной, трудовой, научной и иной деятельности и являются необходимым условием ее успеха» [4].Таким образом, авторы сходятся в том, что способности‬это индивидуальные особенности психики человека и что от способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.Б.М. Теплов выделил три основных признака понятия «способности».Вопервых, под способностями понимаются индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.Вовторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальныеособенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какойлибо деятельности или многихвидовдеятельности.Втретьих, понятие «способности» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека [5].Между тем данные психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально чтото не умевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает очень быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.Неодинаковость людей по способностям особенно отчетливо проявляется в существовании так называемых специальных способностей, отвечающих более узкому кругу требований определенной деятельности [6]. Каждый учитель знает, что одним из его воспитанников легче дается математика, другим‬физика, третьим‬предметы гуманитарного цикла.Наряду со специальными в психологии принято различать общие способности. К общим способностям традиционно относят прежде всегосвойства ума, которые лежат в основе развития различных специальных способностей. В отличие от специальных, общие способности отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности.Известно, что способности развиваются в деятельности человека. Но не всякая деятельность развивает способности личности. Следовательно,между деятельностью и способностями существует расхождение. Это означает, что «в какомто отношении способности шире выполняемой деятельности, поскольку они содержат в себе потенцию новой деятельности» [7]. С другой стороны, реальная деятельность оказывается шире способностей, необходимых для конкретного ее вида.В связи с этим Е.И. Рогов разделил способности на актуальные и потенциальные. Актуальные, или реализованные,способности‬это не только те, которые реализуются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности [8].Потенциальныеспособности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.Пуйлова М. А., Гринева И. В.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15439. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15439.htm.2ISSN 2304120X. 3

Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.Творческие способности можно разделить на три группы: способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоциональность),и умственные способности [9].Различные сочетания способностей и свойств личности создают неповторимый творческий почерк. Эту неповторимость отметил римский писатель Публий Сервилий в известном афоризме: «Когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же». Творческий процесс‬это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей. Следует в педагогических целях учитывать основные звенья творческого процесса. В педагогике еще говорят об этапах творчества. Их три: этап возникновения творческой ситуации, эвристический этап и этап завершения. Звенья же творческого процесса позволяют определить возможности педагогического влияния на скрытые механизмы творчества учащихся‬интуицию, неосознаваемые процессы. Таких звеньев шесть, они выделены В.С. Шубинским в результате анализа исследований по психологии творчества, обобщения педагогического опыта [10].Первое звено‬звено столкновения с новым. Варианты нового, лежащего в основе творческих ситуаций, практически бесконечны.Тот факт, что выход из творческой ситуации обычно не находят сразу, освещает следующее необходимое звено творческого процесса‬звено творческой неопределенности. Неопределенности потому, что здесь человек еще не может сделать правильный выбор возможных действий.В периоды тупиков, отдыха от созидательной работы в творческойситуации происходит скрытая бессознательная работа‬звено скрытой работы.Следующее звено‬звено эврики. Здесь осознаются стратегия решения проблемы, идея, замысел.Далее‬звено развития решенияи, наконец, звено критики, подтверждения и воплощения [11].Перечисленные звенья не выступают в чистом виде; грани между ними условны, подвижны. Но учет их необходим при решении педагогических проблем формирования творческой личности.Способности могут различаться не только по своей направленности, по количественным и качественным характеристикам, но и по своему уровню и масштабу. Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талантливость», «одаренность».Мастерство, то есть совершенство в конкретном виде деятельности, требуетбольшого и напряженного труда. Мастерство, по мнению С.И.Рогова, «в большей степени связано с репродуктивной, производительной деятельностью. Однако отсюда не следует, что мастерство раскрывается в соответствующей сумме готовых умений и навыков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем» [12].Слово «талант» впервые встречается в «Новом Завете», где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и фразеологизм«зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей. Талант‬это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная Пуйлова М. А., Гринева И. В.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15439. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15439.htm.2ISSN 2304120X. 4

способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. И.П. Волков говорит об условности понятия талантливости. Он показывает, что «талант‬дело рук человеческих, что в народе их масса и что если подчас мы страдаем от их недостатка, то только потому, что школа не ставит задачу их выявления и развития» [13].Понятие «одаренность» имеет несколько различных значений: как представление о наследственных предпосылках, об уровнеумственного развития, характеризующем каждого человека и т.д.Наиболее употребительное значение термина‬высокий уровень развития способностей, любых‬общих (умственных) и специальных. В данном случае важен тот факт, что у некоторых детей и,соответственно,взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их и называют одаренными.Нередко в школьных условиях «зародыши»творческой личности не только не получают поддержки, но и просто не принимаются многими учителями. Их начинают выправлять, выпрямлять, забывая, что такая ломка‬верный путь к нивелировке личности, к подавлению творческого начала в человеке. Современные исследователи указывают на то, что учитель начальных классов должен в достаточной степени владеть психологической информацией о субъектах образовательного процесса для выбора образовательных технологий и средств педагогического воздействия, которые будут наиболее эффективны в решении задачи формирования творческих способностей младших школьников[14]. Творческиеспособности можно развить во время занятий по всем учебным дисциплинам. Наибольшая эффективность достигается на уроках гуманитарного и художественноэстетического цикла.Остановимся подробнее на основных формах работы, связанных с развитием литературных способностей. Одним из самых распространенных способов формирования творческих способностей является стихотворчество. На уроке литературного чтения детям предлагается следующее задание: «Из данных слов (рубашка, мышка, снеговик; ночь, пластилин, пещера; солнце, озеро, самовар) нужно составить стихотворную строку». У детей получались следующие варианты:«Солнце озеро не грело, самовар оно нагрело». Из словбродит, выходит, гулять, кроватьудетей получались следующие варианты: «Кот бродит, не выходит. Он хочет гулять, но ему пора в кровать».Задания подобного типа нравятся детям, и они с большим удовольствием сочиняют рифмы на заданные слова. В даннойработе необходимо, чтобы учитель правильно принимал все варианты детей, даже если они не очень удачные.Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками‬это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Однако дети не разгадывают загадки, а сочиняют их. Например:«Серый, но не мышь. Длинные уши, но не осел. Меняет цвет, но не змея. Живет в лесу, но не лиса.(Заяц.)

В воде, но не рыба. Стоит, но не камень. Бывает любого цвета, но не рыба и не радуга.(Коралл.)

Тушит огонь. Можно пить. Легко хранить.(Вода.)Холодное, шоколадное, А бывает и мармеладное. Вкусное и сладкое. На палочке его держи, А растает‬не ищи.(Мороженое.) Также учащимся можно предложить придумать считалки, а затем использовать их в подвижных играх на переменах для распределения ролей.Например: Вылепили белочки вкусные варенички. Пуйлова М. А., Гринева И. В.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15439. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15439.htm.2ISSN 2304120X. 5

Один‬для зайчат. Второй‬для медвежат. Третий‬коту. Четвертый‬бобру. Пятый‬сому. Всем раздадут по одному. Раз, два, три, четыре, пять. Получилось всего пять.Выходи играть опять.Следует отметить, чтодети с удовольствием занимаются данным видом деятельности.Формировать творческие способности детей можно,используя различные игры, например игру«Рассказ по кругу». Учителем (ребенком) определяется речевая ситуация, например: «Узнай чтолибо, о чемнибудь спроси и расскажи об этом».Итак, мотив высказывания задан. Участники речевого общения вступили в игру.Ведущий начинает рассказывать: «Однажды я спросил своего приятеля о том, что он больше всего любит. Петя начал рассказывать:“Я очень люблю мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по телевизору. Дома никого не было. Вдруг неожиданно раздался звонок. Я открыл дверь, вышел и увидел...”»[15]Дальше продолжает следующий ученик и т.д.Заканчивает рассказ ведущий (ученик или учитель).И все же особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение: ему подчинены другие речевые упражнения. В.А. Синицын считает «сочинение высшей формой проявления творческих способностей ребенка, требующей от него высокого напряжения, особенно наначальной ступени обучения» [16].Для учителей именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи школьников. Вот примеры тем сочинений: «Летний отдых. Как я его провел?», «Что вызывает улыбку?», «Если бы я былволшебником...», «Кого я больше всех люблю и почему?», «Что я успел сделать хорошего?», «Интересный человек. Каким я его себе представляю?», «Что такое доброта?».Эффективность творческой работы учащихся зависит от руководства учителя. Главное‬это доброжелательное отношение к ученику, готовность помочь ему. Руководство самостоятельной творческой деятельностью требует от педагога соблюдения определенных правил. Нельзя запрещать выполнять сверхпрограммные работы слабым ученикам только потому, что они имеютнизкую успеваемость; основная задача школы‬выявление и развитие индивидуальных свойств учащихся, конечная цель‬сознательный выбор профессии, формирование полноценной личности, и надо тут дать шанс каждому. Кроме того, каждую работу учитель должен рассмотреть тут же и оценить ее. Не следует заставлять ученика доделывать и тем более переделывать работу. Надо просто указать ему на недостатки и сказать, чтобы он их учел в следующий раз. Развитие способностей во многом определяется психологопедагогическими воздействиями, обеспечивающими адекватное раскрытие творческой активности человека. Различные сочетания способностей,свойств личности создают неповторимый почерк. Ориентация в качествах творческой личности позволяет, вопервых, вовремя заметить зародышитворческих черт у учащихся, вовторых, сосредоточить внимание на их воспитании, втретьих, предостеречь от их подавления.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования/Мво образования и науки Рос. Федерации. ‬М.: Просвещение,2010. ‬С. 8.2.Коротяев Б.П.Учение ‬процесс творческий. М.,2003.‬С. 54.3.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. ‬М.: Академия,2011.‬С. 11.Пуйлова М. А., Гринева И. В.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15439. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15439.htm.2ISSN 2304120X. 6

4.Максименко С.Д. Общая психология.‬М.;Киев: Рефлбук; Ваклер,2009. ‬С. 54.5.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.‬М.: Просвещение,1999.6.Пуйлова М. А. Значение психологической информации в практической деятельности будущих учителей в условиях инноватики // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Специальный выпуск. ‬Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта, 2008.‬С. 150‬156.7.Волков И.П. Много ли в школе талантов?‬М.: Знание,1989.‬С. 23.8.Теплов Б. М. Указ. соч. ‬С. 27.9.Волков И. П. Указ. соч.10.Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. ‬М.: Знание,1998.11.Там же.‬С. 98.12.Теплов Б. М. Указ. соч. ‬С. 52.13.Волков И. П. Указ. соч. ‬С. 24.14.Пуйлова М. А. Указ. соч. 15.Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников // Начальная школа.‬1992.‬№ 11‬12.‬С.25‬29.16.Синицын В.А. Коммуникативный подход к обучению родному языку‬возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся сельской школы // Начальная школа.‬1991.‬№ 8.‬С. 37.

Marina Puilova,

Сandidate of PedagogicSciences, Associate Professorat the chairof Pedagogics of Elementary Education, Anton Chekhov Taganrog State Institute, the branch of Rostov State University of Economics, Taganrogm_puilova@list.ruIrina Grinyova, Teacher, school № 110 afterMarshalA.I.Pokryshkin, RostovonDonDevelopment of creative abilities of junior schoolchildren at humanitarian lessons Abstract. The paper deals with the relevance of formation of the creative abilities,which are trainedatelementary school according to requirements to results of development of the main educational program of the Federal State Educational Standard of the primary general education. Theauthors consider possibilities of practical realization of problems of creative abilities formationat elementary school.Keywords:junior schoolchildren, creative capabilities, creativity, development of personality.References1.(2010). Federal'nyj gosudarstvennyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija/Mvo obrazovanija i nauki Ros. Federacii, Prosveshhenie, Moscow, p. 8(in Russian).2.Korotjaev,B. P. Uchenie ‬process tvorcheskij. M., 2003, p. 54(in Russian).3.Petrovskij,A. V.&Jaroshevskij,M. G. (2011). Psihologija, Akademija, Moscow, p. 11(in Russian).4.Maksimenko,S. D. (2009). Obshhaja psihologija, Reflbuk; Vakler,Kiev, Moscow, p. 54(in Russian).5.Teplov,B. M. (1999). Problemy individual'nyh razlichij,Prosveshhenie, Moscow.6.Pujlova,M. A. (2008). “Znachenie psihologicheskoj informacii v prakticheskoj dejatel'nosti budushhih uchitelej v uslovijah innovatiki”,Vestnik Taganrogskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. Gumanitarnye nauki. Special'nyj vypusk, Izdvo Taganrog. gos. ped. inta, Taganrog, pp. 150‬156(in Russian).7.Volkov,I. P. (1989). Mnogo li v shkole talantov?Znanie, Moscow, p. 23.8.Teplov,B. M. (1999). Op. cit., p. 27.9.Volkov,I. P. (1989). Op. cit.10.Shubinskij,V. S. (1998). Pedagogika tvorchestva uchashhihsja, Znanie, Moscow(in Russian).11.Ibid., p. 98.12.Teplov,B. M. (1999).Op. cit., p. 52.13.Volkov,I. P. (1989). Op. cit., p. 24.14.Pujlova,M. A. (2008). Op. cit. 15.Pfljaumer,Je. D. (1992). “Tvorchestvo kak sposob polozhitel'noj motivacii uchenija mladshih shkol'nikov”,Nachal'naja shkola, № 11‬12, pp. 25‬29(in Russian).16.Sinicyn.V. A. (1991). “Kommunikativnyj podhod k obucheniju rodnomu jazyku ‬vozmozhnyj put' k sovershenstvovaniju rechevoj kul'tury i razvitiju tvorcheskih sposobnostej uchashhihsja sel'skoj shkoly”,Nachal'naja shkola, № 8, p. 37(in Russian).

Пуйлова М. А., Гринева И. В.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла // Концепт. 22015. 2№ 12(декабрь).2ART15439. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15439.htm.2ISSN 2304120X. 7

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived18.12.15Получена положительная рецензияReceived a positive review21.12.15

ПринятакпубликацииAccepted for publication21.12.15ОпубликованаPublished23.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Пуйлова М. А., Гринева И. В., 2015

www.ekoncept.ru