Теория и методика дополнительного математического образования школьников в условиях реализации ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ксенафонтова О. М. Теория и методика дополнительного математического образования школьников в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45008.htm.
Аннотация. Статья освещает теорию и методику дополнительного математического образования школьников начальных классов с ограниченными возможностями здоровья. Данная статья будет полезной и интересной для учителей начальных классов, работающих в классах с адаптированной образовательной программой.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ксенафонтова Ольга Михайловна,учитель начальных классов МБОУ СОШ №38, г.Сургутbaid_olga@mail.ru

Теория и методика дополнительногоматематического образования школьниковв условиях реализации ФГОС

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)

Аннотация.Статья освещает теорию и методику дополнительного математического образования школьников начальныхклассов сограниченными возможностями здоровья. Данная статья будет полезной и интереснойдля учителей начальных классов,работающих в классах с адаптированной образовательной программой. Ключевые слова:образование, внеклассное занятие, познавательная активность, творческие способности, игры, разнообразие форм, методов,интерес,занимательность.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют детиинвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социальноэкономического развития Российской Федерации. Получение детьмис ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемамив развитии имеют равные со всеми права на образование.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)во 2пункте Общего положения отмечено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.В требовании к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в частности к математике и информатике указано, что учащиеся должны уметь:1)использовать начальныематематических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественныхи пространственных отношений;2) овладетьосновами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;3) приобрести начальный опытприменения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач;4) уметьвыполнять устно и письменно арифметические действия с числамии числовыми выражениями,решатьтекстовые задачи, уметьдействоватьв соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализироватьи интерпретировать данные;5) приобрести первоначальныепредставленияо компьютерной грамотности.У большинства учеников с ограниченными возможностями здоровьяотмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации кучебной деятельности. Дети имеютсниженный уровень работоспособностии самостоятельности.У них недостаточно сформированы основные мыслительные операции.Эти дети испытывают трудности,как при выделении определенных частей многоэлементного комплекса, так и при необходимости их обобщения. В ходе анализа они опускают детали, затрудняютсяв выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинноследственных связей.Все это сказывается какна эффективности усвоения детьми учебного материала, так и более широко –на особенностях их общения со сверстниками и взрослыми, на понимании ими ситуации взаимодействия, осознании причин и последствий тех или иных событий жизни, поступков и т.д.Поэтому поиски использование активных форм, методови приёмов обучения математике является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционноразвивающего процесса в работе учителя.Условия, необходимые для организации систематической работы по формированиюи развитию самостоятельности мышления, очень трудно обеспечить на уроке. Этому должна служить организация систематических занятий во внеклассной работе. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенностив своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и обоснованное беспокойство.Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности.Очень важным условиемдля развития творческих способностей учащихсяявляется обращение к занимательным формам познавательной деятельности.Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьёзным формам. Использование занимательных форм создаёт радостный психологический настрой, способствующий появлению желания заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы.Основная цель занятий математического кружка –развитие логического мышления, творческих, способностей учащихся с ОВЗ.Важно было пробудить в ребенкетворческое воображение, фантазию, обучить правильному рассуждению, сформировать умение логически рассуждать,выстраивая цепочку, научит работать с геометрическим материалом и главное учить выдержке, терпению в достижении цели, воспитатьу школьников целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, навыкконтроляи самоконтроля, аккуратность.Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на занятиях математического кружка используютсяследующие активные методы и приемы работы:1.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой –минус; круги разного цвета, карточки сцифрами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Удобство и эффективность их заключаются втом, что сразу видна работа каждого ребёнка.2. Использование вставок на доску (цифры, знаки) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный моментв ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточкуна доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов[17]. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Активные методы обучения, игровые методы –очень гибкие методы, многие из них можно использовать на уроках математики и на кружковых занятиях, объединив игруи учебновоспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что особенно важно для школьников с ОВЗ.Основная ценность игр в том, что они возбуждают интерес детей,усиливают эффект самого обучения. Создавая игровыеситуаций,учитель добивается того, что дети,увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряженияприобретают определенные знания, умения и навыки. Игра делает отдельныеэлементы внеклассной работы поматематике эмоционально насыщенными, вноситбодрый настрой в детский коллектив. Игра так же содействует воспитанию дисциплинированности, так какпроводится поопределенным правилам.С целью интеллектуального развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на занятиях кружка применяются*Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы –предусматривают умение объединять определенные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предметы по принципу “из чего состоит, что делает”.*Игры на комбинирование: игрыголоволомки или геометрические конструкторы (танграм, пифагор и др.), игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. предусматривающие умение создавать новые комбинациииз имеющихся элементов, деталей, предметов.*Игры на планирование:лабиринты, головоломки,игры со спичками –направленына формирование умения планировать последовательность действий для достижения какойлибо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия следует осуществить раньше, а какие –позже.На внеклассных занятиях по математике часто используютсялогические игры, головоломки, кроссворды и т.д. Онивсе интересны посвоему содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Например, головоломки арифметическиепредусматривают угадывание чисел; геометрические головоломкизаставляют детей развивать воображение, пространственное ориентирование;буквенные(анаграммы, кроссворды, шарады) развивают у детей речь,память,мышление.В методике проведения дополнительных занятий по математике следует учитывать особенности возраста учащихся 14 классовс ОВЗ:детям необходимапостоянная активная деятельность. Поэтому большая часть времени у учащихся должна быть занята выполнением упражнений, решение которых не требует пространных рассуждений, длительного времени, не связано с громоздкими вычислениямии тождественными преобразованиями. Краткость решения, неожиданность результата, занимательность, связь с другими предметами вот основные направления при разработке содержаниякаждого конкретного дополнительного занятия.Восприятие материала на определённом этапе занятийс закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; после выполнения задания повышенной трудности и т. д.Целесообразно в работу кружка по математике включать элементы истории,это дает возможность увидеть детям, чтопроцесс познания есть исторический процесс, чтотеории связана с практикой. Дети должны понять, что математика как наука развивалась на основе практикии что именно она практика являетсякритерием достоверности теории.Тематика проводимых внеклассных занятий,как правило,соответствует темам,изучаемым на уроках.Так при изучении темы «Меры времени» на кружковых занятиях даются более полные сведенияо происхождении часов, обединицахизмерения времени, о том,как и где,появились первые календари и возникли названия месяцев[8]. После прохождения темы «Меры длины», на внеклассных занятиях дети углубляют знания по теме ипроводятпрактических упражнений по измерению длины отрезков старинными способами.На дополнительных занятиях по математике учащимся предоставляетсябольше инициативы,дается возможностьвысказывать собственные сужденияпо обсуждаемым вопросам. Ошибочные рассуждения детей и их опровержения, тренировка в “разговоре” на математические темы дает учащимся больше пользы, чем изложение учителемготовых решений. На таких занятиях ученикиразвивают собственную инициативу, ищут свой подход к решению предложенных задач. Важно поощрятьлюбые способы решения задач,учитель не должен навязывать детям своего решенияне стремиться навязывать свое решение. Для поддержания интересак дополнительным занятиям тематика и методы работы в кружкедолжны быть разнообразными[9].Ценность содержания кружковой работы по математикеопределяетсяне толькоразнообразием тематики и методов решения задач,но иновизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Но основной отличительной особенностью кружковой работы является принцип добровольности вовлечения в работу.

Внеклассныезанятия по математикебудут достигать свои целей,еслиу детей будет интерес к тому, чем онизанимаются. Привлечь внимание и пробудить интерес можно разными средствами: красочно оформить помещение,привлечь к занятиямсказочных героев,придумать необычноеназвание,заинтриговать вступительным словом,занимательносформулировать задания.Важно так же вызвать у детей удивление,более свободное, чем на уроках, переживание детьми удовольствий, сболее свободным внешним их проявлением.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать занятия кружкаболее продуктивными. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы. Демонстрация презентаций и фрагментов презентаций по ходу занятия делают занятия более интереснымии эффективными.

Cистематический курс занятий на материале поисковотворческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, ребенок учитсясамостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.Внекласснаяработа по математике составляет неразрывную часть учебновоспитательногопроцесса обучения математике. Дополнительные кружковые занятия воздействуют на сознание иповедение школьников, углубляют и расширяютих знаний и навыки[10].

Ссылки на источники1.Дистанционный курс лекций Теория и методика дополнительного математического образования школьников в условиях реализации ФГОС 20152.Дистанционный курс лекций Теория и методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся20143.Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. –М.: Школьная пресса, 2006.4.Волина В.В. Учимся играя. –М., Новая школа, 1994.5.Коган М.С. Игровая кладовая. –Новосибирск, Сиб. унив. издво, 2005.6.Крупенчук О.И. Игры с буквами: ребусы, кроссворды, головоломки. Каро. 2004.7.Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. "Рольф" –2000.8.Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14298.–URL: http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.9.Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2013. –№ 05 (май). –ART 13116.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.10.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологопедагогические науки». –2006. –№5. –С.160–163.