Типовые задачи, способствующие формированию познавательных интересов у учащихся на уроках математики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Михеева Т. Е. Типовые задачи, способствующие формированию познавательных интересов у учащихся на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45014.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам активизации познавательной деятельности учащихся в школе. Определены факторы, способствующие формированию мотивации учения. Автор знакомит с заданиями и способами развития интереса учения у детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Михеева Татьяна Евгеньевна,учитель начальных классов МБОУ СОШ № 30,г. ВолжскийFuturu2027@mail.ru

Типовые задачи, способствующие формированию познавательных интересов у учащихся на уроках математики

Аннотация.Статья посвящена вопросам активизации познавательной деятельности учащихся в школе. Определены факторы, способствующие формированию мотивации учения. Автор знакомит с заданиями и способами развития интереса учения у детей.

Ключевые слова:активная мыслительная деятельность, содержание материала, практический характер задач, логическое мышление,математический фокус.

Познавательный интерес развивается и формируется у школьников в учебной деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходит по двум направлениям. Это содержание учебных предметов и организации познавательной деятельности учащихся.На своих уроках учитель долженстаратьсяне только дать сумму знаний по предмету, но и расположить учеников к их самостоятельному приобретению, формировать стойкие мотивы учения. Этому способствуют три фактора[13].1.Опора на активную мыслительную деятельность учащихся.2.Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.3.Эмоциональная атмосфера обучения, положительный тонус учебного процесса.Содержание материала несет в себе новую неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления. Учащимсяпредлагаетсявыполнять задания, чередуя их с некоторой информацией о животных или событиях из реальной жизни[4‬6].Например:1.Какая самая крупная обезьяна?Орангутанг26Горилла28Игрунка34Для проверки выбора ответа решите выражение: 16х 6 : 8х 7 : 3 = ?2.Гориллы обитают в Африке. Они живут семьями и кочуют с места на место, в поисках пропитания. С наступлением ночи родители строят жилище на дереве из сучьев. Длина тела Гориллы 2 метра, ширина 80 сантиметров. Это исключительно миролюбивые животные. Они ни на кого не нападают, между собой ссорятся очень редко и во всём подчиняются вожаку.Активизации познавательных интересов способствуют и интересные задачи практического характера. Их я составляю на основе цифровых данных материалов газет и журналов. Простые задачи предлагаю для устного счёта. Более сложные использую для индивидуальной работы с сильными учениками.1.Библиотекарь выдал для взрослых 90 книг, а для детей 3/10 этого количества. Сколько книг детям выдал библиотекарь?2.Машина для посадки картофеля заменяет ручной труд 38 человек. В деревню привезли 5 таких машин. Скольких рабочих заменили эти машины?3.Масса автомашины ©Волгаª 1250кг, а ©Чайкаª на 550кг тяжелее. Какова масса автомашины ©Чайкаª?4.Средняя скорость самолёта 500 км/ч, поезда в 10 раз меньше, а скорость велосипедиста на 35 км/ч меньше скорости поезда. Чему равна скорость велосипедиста?Следующий фактор развития интереса к учению это чёткое понимание детьми необходимости изучаемого материала. Так перед изучением письменного приёма деления многозначного числа на однозначное я на доске записываю несколько примеров для устного счёта на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:3,940:4 и пример 12765:3. Перед решением последнего примера наступает тишина. Даже сильные ребята не могут дать ответ сразу. Напряжение передаётся всем ученикам. Возникает вопрос: ©Как?ª. Дети стремятся найти способ действий. А это желание и есть залог успешного усвоения нового.Для формирования логического мышления включаю задачи без числовых данных[57].1.Серёжа и Валера (Имена обязательно беру детей нашего класса.) пошли в магазин за учебными принадлежностями. Каждый израсходовал 1/3 всех своих денег. Одинаковое ли количество денег они израсходовали? В каком случае поровну?2.Два автомобиля двигались навстречу друг другу. Что можно сказать о расстоянии, которое они проехали до встречи? Объясните почему?Всем классом с интересом решаются задачи, составленные самими же учениками. Вот примеры этих задач[8‬10].1.Из зоопарка убежал сайгак. Животное очень редкое. На воле оно может погибнуть в непривычных условиях. Сайгака поймали через 3 часа за 180 км от зоопарка. С какой скоростью бежал сайгак?2.Один центнер использованной бумаги сберегает 8 сосен. Ребята собрали 3000 килограммов бумаги. Сколько деревьев сохранили ребята. Сколько книг выйдет, если одна книга весит, в среднем, 500 граммов.3.Первый трамвай испытывали в 1882 году в Германии. Сколько лет трамваю?Использование числового материала из жизни даёт много возможностей для обучения. Главное ‬это способность такой работы пробудить интерес к новому, к желанию познавать мир.Очень детям нравится составлять задачи для товарища. 1.Составьте задачу для товарища. На доске плакат:

УвеличьВ несколько разНа несколько единицУменьшиВ несколько разНа несколько единицВо сколько раз число больше или меньше другого?На сколько единиц число больше или меньше другого?ДелимоеДелимоеЧастноеУменьшаемоеВычитаемоеРазностьСлагаемоеСлагаемоеСуммаМножитель Множитель Произведение

Записаны числа:

67891012156048

36336699

На составление задачи отводится три минуты. Учащиеся самостоятельно составляют задания, а затем предлагают их товарищам.2.Используя числа: 42, 7, 5, 64, 8, 72, 4, 19, 32, 9 составьте выражения из трёхчетырёх действий.3.Запишите в окошках числа так, чтобы получились верные равенства:

9х4

?х?280+350

?:?70х80

?+?820

280

?

7

Я в своей практике использую различный занимательный материал: Дидактические и сюжетно ролевые игры, задачи в стихах, задачи шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Такой материал заставляет задуматься, развивает инициативу и волю ребёнка. Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал. Например, игра ©Летим в космосª.Вывешиваю на доске большую яркую ракету из картона с открывающимся люком. На дверке люка таблица с цифрами от 0 до 9 и знаки арифметических действий. На обратнойстороне дверки прикреплено числоответ (код), которое должны найти ребята. На доске заранее записываю примеры с окошками в двух вариантах (конечный результат одинаков) и предлагаю ребятам найти код, который послужит сигналом для полёта в космос. Ответ каждого примера ребята должны записывать в тетрадь. Последний ответ и есть код.

1 вариант

2 вариант6025

1623…+40

...1789...

48+......+16

...3628+...

24+...

В тетрадях дети записывают ответы: 1 вариант35,75, 14, 30, 50; 2 вариант39, 22, 70,34,58. На уроке я предлагаю детям выполнить фокус, фокус математический. Излагаю его в стихотворной форме (автор Н. Разгон).

Напиши число любое,На него я погляжуИ затем клочок бумагиПри тебе в конверт вложу.

Под своим числом любоеНапиши число опять,И число одно позволюСам себе я написать.Подведём черту и сложимНаших чисел стройный ряд.Нет ошибки? Осторожней!Всё в порядке? Очень рад!

Суммая прошу, проверьте!У меня давно в конверте!В чём тут фокус? В чём секрет?Сообщи мне свой ответ.

Всякий урок для детей должен быть шагом вперёд в развитии. Я стараюсь на уроках создавать условия для поддержания жажды знаний у детей. ©Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость соавторства, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай возможность почувствовать себя в нём властелиномª ‬советовал Ш.А.Амонашвили.

Ссылки на источники1.ЗанковЛ.В.Избранные педагогические труды //Москва Педагогика2012.2.Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике //Саратов Издательство ©Лицейª20033.ГоревП.М. Приобщение к математическому творчеству: Дополнительное математическое образование: Монография. ‬Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. ‬156с. 4.Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. ‬2014. ‬№ 11 (ноябрь). ‬ART 14298.‬URL: http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.5.Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. ‬2013. ‬№ 05 (май). ‬ART 13116.‬URL: http://ekoncept.ru/2013/13116.htm.6.Горев П. М. Виды учебной деятельности школьников и приобщение к творчеству во внеклассной работе по математике // Концепт. ‬2011. ‬1 квартал 2011. ‬ART 11102.‬URL: http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.7.ГоревП.М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Киров, 2006. ‬19 с.8.ГоревП.М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Дис. … канд. пед. наук. ‬Киров, 2006. ‬158 с.9.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия ©Физиологические и психологопедагогические наукиª. ‬2006. ‬№5. ‬С.160‬163.10.Горев П. М., Утёмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совёнка: Учебное пособие. ‬Киров: Издво МЦИТО, 2015. ‬30 с.