Разработка урока информатики в 5 классе по теме «Координатная плоскость»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кострицина И. В. Разработка урока информатики в 5 классе по теме «Координатная плоскость» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45049.htm.
Аннотация. Информатика имеет большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. Развивающее обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т. д. [1]. В данной разработке рассматриваются основные теоретические и практические вопросы, связанные с обучением школьников методам и приёмам развития творческих способностей на уроках информатики. На уроке рассматривается понятие «координатная плоскость», прослеживается использование понятия в жизни, выделяется индивидуальная, групповая и коллективная работа. За урок можно выставить 1–2 оценки каждому ученику.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кострицина Ирина Владимировна,учитель информатикиМКОУ СОШ № 1,г. ТайшетИркутской областиIrina_kostricina@mail.ru

Разработка урока информатики в 5 классе по теме «Координатная плоскость»

Аннотация.Информатика имеет большое и всёвозрастающее число междисциплинарных связей, причёмкакнауровнепонятийногоаппарата,такинауровнеинструментария.Многие предметныезнанияиспособыдеятельности(включаяиспользованиесредствИКТ), освоенныеобучающимисянабазеинформатики,находятприменениекакврамках образовательногопроцессаприизучениидругихпредметныхобластей,такивиных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированынаформированиеметапредметныхиличностныхрезультатов.

Развивающее обучениеориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,формированиеи развитие у школьников обобщённых способов деятельности,формирование навыков самостоятельной работы и т.д. [1].В данной разработке рассматриваются основные теоретические и практические вопросы, связанныес обучением школьников методам и приёмам развития творческих способностей на уроках информатики. На уроке рассматривается понятие «координатная плоскость», прослеживается использование понятия в жизни, выделяется индивидуальная, групповая и коллективная работа. За урок можно выставить 1–2 оценки каждому ученику.Ключевые слова: координатная плоскость, координата, развитие творческого воображения, познавательная деятельность.

УУД на этапахЛичностные УУД:–формирование навыков самоорганизации;–формирование навыков письма урока;–развитие грамотной речи;–умение применятьзнания на практике; –развитие логического мышления и пространственного воображения;–действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.ПознавательныеУУД:–поиск и выделение необходимой информации; –актуализация сведений из личного опыта;–формирования навыков определения координат тела в пространстве;–формирование понятий «Координатная плоскость», «координатная ось», «метод координат».Коммуникативные УУД:–формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;–умение сдерживать эмоции;–умение работать в парах;–развитие диалогической речи.Регулятивные УУД:–самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;–структурирование знаний.Необходимое оборудование и материалы:Мультимедийный кабинет: 10 ноутбуков, интерактивная доска Smartboard, локальная сеть, принтер, проектор, подключение всех ПК к Internet. ПО (программное обеспечение) для ПК: интерактивная презентация «Театр», презентация «Угадай зверька. Мышка», презентация «Сокровища Флинта», программа Paint.Передача готовых знаний о мире–далеко не главная задача в воспитании ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому в школе всёбольше внимание должно уделяться развитию творческого мышления. Занятия в школе должны стать креативными.«Воображение важнее знания» –А. Эйнштейн. Эти слова относятся не к «природному» воображению, а к управляемому воображению мыслителя.Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ И РТВ, утверждает, что творческое воображение возможно и нужно развивать, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать?Необходимость развитие творческого мышления школьников отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте [2].Чтоже такое креативный урок? Креативный урок –это урок особого типа. Это урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый длясебя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал.

Структура креативного урока по схеме целостной системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМТРИЗ М. М. Зиновкиной отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели занятия, адекватные целям креативного образования в целом [3].Блоки занятия:1.Мотивация.2.Содержательная часть.3.Психологическая разгрузка или интеллектуальная разминка.4.Головоломка.Перерыв.1.Интеллектуальная разминка.2.Содержательная часть.3.Резюме.

Структура занятияБлок 1.«Мотивация».Еёследует рассматривать как систему потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждения к учению, позволяют активно стремиться к пониманию общих знаний, к овладению учебнопознавательнымиумениями[4].Педагог: Сегодня мы отправимся в кинотеатр.На столе у каждого из вас лежит билет. Посмотрите, что там указано?Ответы: Название мультфильмаДата и время начала сеансаРяд и место каждого посетителя.Педагог: А как мы узнаем, где нам нужно сесть?Ответы: Написано на билете –номер ряда и номер кресла.Педагог: Хорошо, откуда мы знаем, гдев театре номер ряда, а где номер кресла? Ответ: На первом месте каждого ряда пишется его номер.Педагог. Верно. Теперь без помощи взрослых мы сможем сориентироваться в театре?Ответ: Да





Рис.1

Педагог: Давайте, попробуем.Наинтерактивной доске изображена схема посадочных мест, каждый из васподходит и отмечает своёместо.Педагог:Молодцы.Блок2.«Содержательная часть» –содержание программной части учебного курса, обеспечивающее формирование системного учения и развитие творческих способностей учащихся[4].Педагог: Тема нашего урока «Координатная плоскость» Плоскость –это поверхность, имеющая только два измерения, находящаясямежду двух точек (координат).Перед вами прямоугольная система координат. Как вы видите, здесь 4 четверти (4 части), подробно рассматривать их вы будете в 6 классе. Мы же с вами возьмём только 1ю четвертьи еёположительные значения.







Рис. 2.Рис. 3.

Если хорошо подумать, то в жизни очень частовстречается понятие «координатное значение».Как вы думаете,где?Давайте, подумаем вместе. Я начну первая –шахматная доска. Она имеет два обозначения –снизувверх –английскиебуквы, слеванаправо –цифры. На пересечениях буквы и цифры –ставятся фигуры. И двигая их игроки проговаривают«е2 –е4, с3 –с7».Теперь ваши варианты.





Рис.4.

Ответы: Номера домов и названия улиц.Почтовые ящики в домах или на почте.







Рис.5.

В игре «Морской бой»







Рис.6.

Ячейки в коробках для конфет, детская мозаика, клетки в тетрадях, таблица умножения и т. д. Педагог: Верно. А ещёучёныеастрономы определяют местоположение звёзди космических объектовв космосе.

Рис. 7. Рис.8. Рис.9. Рис.10.

Географы,путешественники,штурманы,лоцманыопределяют местоположение какоголибо объекта. Видите, используется таже система обозначений, но называются они другими словами: длина, долгота, ширина.





Рис.11. Рис.12. Рис.13.

Слово «координата» очень часто используется в обиходе, иногда вы можете услышать от взрослых фразу –«оставьте свои координаты», т. е. оставьтесвои данные.На плоскости есть две координаты Х и У. Их точка пересечения и естьнеобходимая величина. Давайте, посмотрим, как это происходит.





Рис.14.

Прямоугольная система координат названа в честь французского математика Рене Декарта прямоугольной декартовой системой координат.





Рис.15. Рене Декарт(1596–1650гг.)

Рене Декарт родился в 31марта 1596 года в маленьком городке Лаэ провинции Турень, в не очень знатной, но зажиточной дворянской семье. Существует легенда: Однажды Рене Декарт весь день пролежал в кровати, думая о чемто,а муха жужжала вокруг и не давала ему сосредоточиться.Он стал размышлять,как бы описать положение мухи в любой момент времени математически,чтобы иметь возможность прихлопнуть еёбез промаха. И ... придумалдекартовы координаты,одно из величайших изобретений в истории человечества.Предложенная имсистема координат получила его имя –Декартова система координат, с которой мы работаем и сегодня.Теперь давайте немного поработаем,нарисуйте в тетрадях координатную плоскость размером 15х15клеток.На доске выведены задания. Разделимся: 1 вариант –1 задание, 2 вариант –2 задание. После того, как выполните рисунки поменяйтесь тетрадями с соседом. Он должен будет проверить правильность вашего выполнения и поставитьсвою оценку. Начали(положительные оценки можно выставить в журнал).

Рис1Соединить1точка (2;5)2 точка (12;5)3 точка (10;3)4 точка (4; 3)5 точка (2; 5)Соединить 6 точка (7; 5)7 точка (7; 12)8 точка (4;10)9 точка (4;7)10 точка (7;5)

Рис 3Соединить 1 точка (6;2)2 точка (9;5)3 точка (9;6)4 точка (8; 7)5 точка(7;7)6 точка (6;6)7 точка (5;7)8 точка (4;7)9 точка (3;6)10 точка (3;5)11 точка (6;2)



Проверим







Рис.16. Рис.17.

Блок3.«Психологическая разгрузка»–представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивноэмоциональных игр, театрализацию и др.[4].Педагог: После трудной работы немного отдохнём.Аккуратно потянулисьИ к соседу повернулись.Посмотрели в потолок...Посмотрели в уголок...Вот, готовы мы опятьЗдесь урок наш продолжать.





Рис.18.

«Зеркальное рисование». Начните рисовать одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. (Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.)Блок4.«Головоломка»–представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощённых в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея[4].Работа за компьютеромЗадание № 1. В задании необходимо найти какоето животное, которое не даёт покоя старому псу Барбосику.





. . .

Рис.19. Рис.20.

Илизадание№ 2(можно группами 2–3 человека): На острове сокровищ была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован, и найти её мог только старый пират Бен Ган.Перед смертью Бен Ган решил оставить для потомков шифрованное письмо –описание пути, ведущего к кладу, и место, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в юности неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси х и у, выбрал единичный отрезок. В общем, сделал всё, как положено. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырёх дубов. Первый дуб: (3; 5), второй дуб: (4; 6), третий дуб: (4; 3),четвёртый дуб: (2; 2). Клад находится в точке пересечения прямых, соединяющих первый дуб с третьим дубом и второй дуб с четвёртым дубом.Обозначьте точки, соответствующие координатам дубов, и определите координаты пещеры с сокровищами. Начните заполнять карту острова Сокровищ. Нанесите на карту различные объекты (дом, болото, гору, озеро, пальмовую рощу и т.д.). Опишите их положение с помощью координат.





Рис.21

Блок5.Интеллектуальная разминка–представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся [4].Педагог: Задание на доске –решите ребусы и дорисуйте зверя,укажите недостающие координаты.





Рис.22. Рис.23. Рис. 24.

Блок6.Резюме–обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока[4].(Подведение итогов, выставление оценок)

Педагог: И напоследок, в координатной системе укажите мне,как вам понравился урок.









Рис.25. Рис.26.

Ссылки на источники1.Методическое пособие для учителя. Информатика. УМК для основной школы: 5–6, 7–9 классы (ФГОС). Автор:Бородин М. Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.2.Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. –2012. –№ 9 (сентябрь). –ART12116. –1,0 п. л. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN2304120X.3.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. –Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. –212 с.4.Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ // Социальноантропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. –Концепт. –2013. –ART64054. –URL: http://ekoncept.ru/teleconf/64054.html

ISSN2304120X