Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках географии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевакова Н. Л. Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 236–240. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45073.htm.
Аннотация. В статье описан пример использования НФТМ – непрерывного формирования творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся при обу-чении учащихся основной школы географии на рядовом уроке. Цель данной системы НФТМ: формирование творческой личности учащихся. А творческая личность – это личность, обладающая системным мышлением, способная решать творческие задачи любого уровня творчества. На чём основана система НФТМ? На поисково-познавательной деятельности учащихся. На что направлена система НФТМ? На развитие фантазии и творчества воображения и управление ими.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шевакова Наталья Леонидовна,учитель географии МБОУ Исаевская основная общеобразовательнаяшколаТацинского района Ростовской области,х.Исаевshkolaisaev@ramler.ru

Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся на уроках географии

Аннотация. В статье описан пример использования НФТМ –непрерывного формирования творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся при обучении учащихся основной школы географии на рядовом уроке. Цель данной системы НФТМ: формирование творческой личности учащихся.А творческая личность –это личность, обладающая системным мышлением, способная решать творческие задачи любого уровня творчества.На чём основана система НФТМ?На поисковопознавательной деятельности учащихся.На что направлена система НФТМ?На развитие фантазии и творчества воображения и управление ими.Ключевые слова: творческое мышление, творческие способности, развитие креативности, творческий потенциал.

Ребёнок счастлив в движении, поиске интересных моментовжизни, стремлении к самовыражению и в достижении новых вершин познания окружающей действительности.Чтобы сохранить и приумножить стремление школьника быть в образовательном учреждении –мы. педагоги, должны разработать и создать такие условия познания учебного предмета, чтобы учащиеся находились в динамичном освоенииучебной программы и могли бы свою активную учебнопознавательную позицию пронести через всю линию жизни. Стремление к творчеству –результат воспитания и, поэтому, может служить средством педагогического воздействия на формирование познавательных интересов, активности у школьников в учебной деятельности.Процесс обучения должен быть так организован, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям, шло не только формальноштамповочное овладение умениями и навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Учащиеся могли бы демонстрировать, развивать исовершенствовать познавательные способности. География –это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной активности у воспитанников учреждения приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Использование на урокахгеографии приемов НФТМпозволяет учителю создавать для школьников интересные задания. Выполняя эти задания, ученик вынужден творить, общаться с одноклассниками, родителями, создавать, фантазировать, раскрывать свои способности. Ученик не просто повторяет за учителем предложенные варианты, а сам добивается результатов, сам находит пути решения проблем. Чтобы добиться успешного результата учитель продумывает задания на каждом этапе урока, исходя из особенностей класса.Данный подход в обучении помогает развить дивергентноемышлениеу учащихся и способствует воспитаниюкреативных качеств личности.

Урок 25. Африка: образ материкаЦели урока:• Сформировать образ материка на основе представлений об особенностях природы Африки.• Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка.• Выявить особенности рельефа материка.• Сформировать общее представление об особенностях климата Африки.• Рассмотреть влияние климата и рельефа на внутренние воды Африки.• Продолжить формировать умение работать с несколькими картами и типовым планом.Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта Африки, учебные картины.Основное содержание: Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года).Эпиграфурока:«Африка наша –империя пылающего Солнца, наша земля, что наполнена светом и тенью. Ты рождена для воли, как сердце моё для любви» Африканский поэт –путешественник Гаусесу Диаварри.Таблица

Этапы урокаХод урокаБлок 1 (мотивация) –(5 мин). Этот блок представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов –сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блокобеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.1.Послушайте внимательно стихотворение. О каком материке поэт написал стихотворение?

Гдето в джунглях, на лианах,Гдето с южной стороныОбитают обезьяны,И жирафы, и слоны.

Где в речушке серебристойБегемоты сладко спят,Разрисованные птицыЦветом радуги летят.

–Докажите, что речь идёт действительно об Африке, дав характеристику этому материку на основе имеющихся знаний.(Учитель: Африка обычно ассоциируется с огромными пустынями, бескрайними саваннами со слонами, жирафами, влажными лесами, полными экзотических птиц, змей. И правда, Африка разнообразна: для ее природы характерна выраженная контрастность, которая проявляется в соседстве районов, страдающих или от недостатка влаги, или от ее излишков (засушливые зоны занимают около 60% площади континента, остальное –переувлажненные земли).Блок 2 (содержательная часть) –(10 мин). Блок содержит программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.Изучение любого материка начинается с характеристики географического положения. Пользуясь планом на с. 88 учебника и физической картой мира, учащиеся под руководством учителя дают характеристику географического положения Африки. При этом школьники должны определить географические координаты крайних точек и вычислить протяженность Африки в градусах и километрах по 20° в. д., результаты вычислений записать в тетради.При характеристике рельефа Африки учитель организует работу с картами и профилем на рисунке 67 учебника. На основе анализа физической карты материка учащиеся выясняют, какие формы рельефа есть в Африке, какие из них преобладают. Пользуясь шкалой высот и рисунком 67, школьники определяют высоту равнин вразных частях материка и делают вывод о преобладании в Африке плоскогорий разных высот. Далее они сопоставляют физическую карту с картой строения земной коры и объясняют причины преобладания равнин. После этого выясняют, какие горы есть в Африке, каковы их высоты и возраст. Анализируя карту, школьники объясняют расположение складчатых гор на севере материка, вулканических и глыбовых –на востоке.Блок 3 (головоломка) –(7 мин). Данный блок представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенныхв реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.Задание 1 варианту: Это загадочное место –в Африке, в стране, где находится одно из чудес Древнего мира. Я исследую памятники величия фараонов, наполненные сокровищами для загробной жизни.Задание 2 варианту Раскалена от жараПустынная Сахара. Зато среди саванны –Слоны и обезьяны,Львы, зебры и жирафикиГуляют в жаркой ...Необходимо не только отгадать эти простые загадки, но и объяснить почему Африка изучается первойв разделе «Материки мира».Блок 4 (содержательная часть) –(10 мин). Блок содержит программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностейПри изучении климата учитель организует беседу для выявления знаний, необходимых при характеристике климата любого материка.1.Как влияют на климат местности географическая широта, близость морей и океанов, господствующие ветры, рельеф?2.Какие существуют на Земле тепловые пояса?3.Какие показатели характеризуют климат?Затем организуется работа учащихся склиматической картой, картой климатических поясов и рисунком70. Учащиеся выполняют ряд самостоятельных работ.1.Пользуясь картами, установите распределение температур вАфрике всвязи сизменениями: а) географической широты; б)рельефа; в)океанических течений.2.Объясните зависимость осадков от поясов атмосферного давления, рельефа, от океанических течений и господствующих ветров, от протяжения материка сзапада на восток.3.На основе сопоставления карт климатической и климатических поясов дайте характеристику климата отдельных территорий Африки, заполнив таблицу1.Таблица1Климатический пояс Воздушные массы и ветрыСредние температуры зимы и летаОсадки и их распределение посезонам



Блок 5 (психологическая разгрузка) –(3мин). Блок представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивноэмоциональных игр, театрализацию и др.Покорчим рожи.Изобразитемордочки различных животных, обитаемых на материке.

Рисование носом.Посмотритена контур материкаАфрики. Закройте глаза. Начертитев воздухе объект носом. Откройтеглаза, сравнитес оригиналом.

Круг.Представьте большой круг. Обведите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть крайние точки Африки.Блок 6 (интеллектуальная разминка) –(5 мин). Блок представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и Прием «Дерево понятий». На интерактивной доске показано дерево с понятиями «материк», «экватор», «меридиан», «параллель», «виды географических карт», «географическое положение» и т.д.Учащиеся отвечают, при затруднениях помогают учащиеся.логического мышления и творческих способностей учащихся.Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) –(5 мин). Этот блок обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игрголоволомок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.Прием «Ассоциативный коллаж» Творческая работа припомощи компьютера.

Учащимся предлагается задание: Составить ассоциативный коллаж «Африка», используя при этом возможности интерактивной доски.Блок 8 (резюме) –(5 мин). Блок обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока.Составление синквейна потеме урокаПервая строка –тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.Вторая строка –два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.Третья строка –образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.Четвертая строка –фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.Пятая строка –одно словорезюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).2.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. –Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. –212с.3.Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт. –2012. –№1 (Январь). –ART 1202. –URL: http://ekoncept.ru/2012/1202.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.4.Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. –М.: Педагогический поиск, 2000. –144 с.5.Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. –СПб.: Акцидент, 1998. –172с.6.http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm7.http://festival.1september.ru/articles/585220/