Сценарий внеклассного мероприятия по математике для 5–6 классов «Мы бросаем вызов скуке»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аболмасова В. Н. Сценарий внеклассного мероприятия по математике для 5–6 классов «Мы бросаем вызов скуке» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 21. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45086.htm.
Аннотация. В статье представлено внеклассное мероприятие в 5-ом классе, которое рассчитано на 1,5 часа и может быть проведено как во время недели математики, так и самостоятельное мероприятие, завершающее работу математического кружка. В содержании подобраны задачи на логику и смекалку, ребусы и шуточные задачи. Мероприятие проводится в форме игры и квеста. Для более успешного проведения рекомендуется привлечь ребят старших классов в качестве фасилитаторов и соведущих.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Аболмасова Валентина Николаевна,учитель физики и математики МКОУ «Кондровская СОШ № 3», г. Кондровоavn201@yandex.ru

Сценарийвнеклассного мероприятия по математике для 5–6 классов«Мы бросаем вызов скуке»

Аннотация.В статье представлено внеклассное мероприятиев 5ом классе, которое рассчитанона 1,5часаи может быть проведено как во время недели математики, так и самостоятельное мероприятие, завершающее работу математического кружка. В содержании подобраны задачи на логику и смекалку, ребусы и шуточные задачи.Мероприятие проводится в форме игры и квеста.Для более успешного проведения рекомендуется привлечь ребят старших классовв качестве фасилитаторов исоведущих.Ключевыеслова: внеклассное мероприятие, кружок по математике, игра, квест.

Цель:пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и еѐприложениям.Задачи:

показать практическое применение знаний;

формировать умение строить индивидуальную и коллективную деятельность;

развиватьтворческоемышление, смекалку;

расширять кругозоручащихся;

формироватьумение работать в коллективе;

воспитыватьуважениек собеседнику.Оформление:плакат с девизом мероприятия «Мы бросаем вызов скуке», математические газеты, плакаты, воздушные шары.Подготовительная работа.Выбрать ведущих; сформировать команды (по количеству комплектклассов), выбрать капитанов команд и фасилитаторов из числа учащихсястаршихклассов; провести инструктаж с учителями и фасилитаторами, задействованными в празднике; подготовить творческие номера (домашнее задание); приготовить раздаточный материал.Ход мероприятия

Ведущий.Сегодня поводом для нашейвстречи свами стала математика –царица наук. Наука сложная, наука серьезная, но поверьте мне, заниматься математикойне только трудно, но и интересно, и увлекательно, а поройбывает и очень весело. Надеюсь,что в этом вы сегодня убедитесь. Итак,тем,кто любит математику,тем, кто не любит математику,тем, кто ещѐне знает, что может любить математику наш математическийвечер посвящается.

Игра «Математическийтир»Ведущий.

Сейчас проведѐм игрусоревнование «Математическийтир»[1]. Послушайте правила игры. На доскенаходитсябольшая мишень. На мишени пронумерованы клетки. Номер клетки, соответствует номеру задачи.Ребята должны мячом попасть в мишень и получить карточку с задачей. Мишень считается пораженной, если задача решена верно, и командазарабатывает баллы, указанные карточке. Если ответ неверный, то мишеньсчитается не пораженной, и карточка с задачей возвращается ведущему. Побеждает та команда, которая за 15 минут наберѐт больше баллов. Сложность задачи определяется положением клетки на мишени. Чем ближе к центру, тем выше сложность задачи и, соответственно, больше баллов[3].

Игра.Задачи к игре «Математическийтир».1. «Кошки и Ёжики».Вместе с кошкой весит ѐжик,Ровно 30 чайных ложек.Ну, а ѐжик и две кошки,Весят 52 ложки.Сколько ложек весит 21 ѐжик? (378)[2]2. «Семья»В одной семье два отца и два сына.Сколько это человек? (Дед, отец и сын)[7]3. «Встреча»Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу первый из пункта A со скоростью 20 км/ч, второй из B со скоростью 15 км/ч.Который из велосипедистов будет ближе к A в момент встречи их? (Велосипедисты встретятся на одном и томже расстоянии от А)[7].4. «Курицы и яйца»Три курицы за три дня снесут три яйца.Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?

4 курицы за 9 дней? (12,12)[7]5.Верѐвку разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов? (3) [2].6.У стола 4 угла. А если их отпилить, то сколько станет углов? (8)[2].7. «Закладка».Книга состоит из четырѐх томов. Их положили так, что первый оказался между третьим и четвѐртым, а второй –выше всех. Закладка лежит на 670 странице, если считать сверху.В каком томе лежит закладка, если в первом томе 237 страниц, во втором –192,в третьем –312, а в четвѐртом –250(втретьем) [2].8.Bсемье 5 сыновей и у каждого есть сестра.Сколько детей в этой семье? (6)[7]9.Блокнот с обѐрткой стоят 11 р. Сам блокнот на 10 р. дороже обертки.[7]Сколько стоят блокнот и обѐртка в отдельности?(10,5 р. –блокнот, 0,5 р.–обѐртка)10.Алиса с Костей встретились в вагоне метро. «Я всегда езжу в седьмом вагоне, считая с начала» –сказала Алиса. «А я –всегда седьмом вагоне, считая с конца» –ответил Костя.Сколько вагонов в поезде? (13)[2].11.На каждой перемене Юра съедает по одному пирожку. За учебную неделю (с понедельника по пятницу) было всего 20 уроков, причѐм ежедневно было одинаковое количество уроков. Сколько всего пирожков съел Юра? (15)[5].12.В числе 1415926353 вычеркните 5 цифр так, чтобы осталось как можно большее число. Какое число осталось? (96353).13.Вставьте в кружочки на рисунке числа от 1 до 7 так, чтобы на каждой прямой сумма чисел равнялась 15. (Решение задачи не единственно)[9].

14.Как правильно сказать: «9 и 7 будет 15»или «9 плюс 7 равно 15»? (9+7=16)[9]15.Ребусы.[8](минус)

(число)

(пример)

(степень)

(периметр)

По окончании игры, пока жюри подводит итоги, в зал входит старшеклассник с конвертом в руке и сообщает, что только что охраннику школы был передан конверт адресованныйучащимся 5–6 классов. Ведущийвскрывает конверт и читает:«О, почтеннейшие и мудрейшие пятиклассники и шестиклассники. Давнымдавно в вашей школе спрятан мною клад. Я дарю вам это клад, но его надо найти. Путь поиска подскажут вам ответы на различные математические задания. Не бойтесь трудностей, мои юные друзья. ВперЁд! Да помогут вам знания по математикеи смекалка»[6].Ведущий: Но это ещѐне всѐЗдесь есть ещѐписьмо.«Уважаемые ребята. Вот вам первое задание. Решите задачу,расшифруйте словопароль. С этим паролем обратитесь к учителю, которыйнаходится в 34 кабинете. Он ответит на пароль словами «Вам очень нужны» и передаст второй конверт с заданием № 2»[11].Задание № 1.На краю города образовалась новая улица из 8 домов, в которые вселилось 8 семей: механизатора Забалуева, электрика Байдакова, геолога Гулякова, высотника Морякина, конструктора Апухтина, строителя Жмыхова, мастера Шадрина и химика Авдеева.Жмыхову, Апухтину, Авдееву и Шадрину предоставлены дома на правой стороне улицы –с нечѐтными номерами (1,3, 5, 7), а остальным –с чѐтными.Угадайте, кто и где поселился, если известно,что:1.Шадрин поселился в доме, стоящем правее дома Авдеева.2.Апухтин получил дом напротив Забалуева.3.Забалуев занял дом правее Байдакова.4.Морякину достался дом левее дома Гулякова.5.Гуляков въехал в дом, стоящий вторым слева.6.Жмыхову предоставили дом напротив Байдакова, правее Шадрина и левее Апухтина.(Схема расселения семей новосѐлов с указанием номеров их домов:1 –Авдеев. 2 –Морякин. 3 –Шадрин.4 –Гуляков. 5 –Жмыхов. 6–Байдаков. 7 –Апухтин. 8 –Забалуев)[7].Чтобы расшифровать словопароль вспомните алфавит. Первая буква зашифрованного словастоит в алфавите на месте,номер которого можно определить,сложив номера домов Забалуева и Авдеева, вторая буква –номер дома Шадрина умноженныйна номер дома Жмыхова, третья буква –номер дома Авдеева, четвѐртая буква такая же как и вторая, пятая буква –номер дома Гулякова плюс номер дома Баидакова, шестая буква –номер дома Гулякова умноженныйна номер дома Забалуева.Решив задачу, капитан команды идет к учителю, называет пароль «Знания», получает ответ «Вам очень нужны», и второй конверт с заданием № 2. Команда знакомится с текстом второго конверта. Во втором конверте тоже находится лист бумаги с таким текстом[12].«Дорогие друзья. Перед вами кроссворд. Разгадав его, из закрашенных букв составьте словопароль. С этим словом обратитесь в кабинет 30 к учителю, который должен вам ответить: «Ценнейшее качество» и передать третий конверт».Кроссворд

















По горизонтали:1. Мера времени. 2. Самое маленькое чѐтное число. 3. Самая плохая оценка. 4. Ряд чисел, который соединѐн знаками действий. 5. Мера земельной площади. 6. Дважды два. 7. Одна шестидесятая часа. 8. Знаки, которые ставят для изменения порядка действий. 9.Единица с тремя нулями. 10. Единица с двумя нулями. 11. Сто лет. 12. Арифметическое действие, обратное умножению. 13. Месяц в середине лета.По вертикали:7. Первый месяц весны. 8. Прибор для вычислений. 14. Геометрическая фигура с равными сторонами. 15. Одна шестидесятая минуты. 16. Сто сантиметров. 17. Предмет, изучающий счѐт. 18. Один кубический сантиметр. 19.

















17

20















22







16

Р



2









3

И













14



Ф







24





4



М



5











Е













6

Т

19



7













И



21

























9

15



А



10



23































11





































12







13



































Сто копеек. 20. Вопрос для решения. 21. Некоторое количество единиц. 22. Пятый месяц в году. 23. Второй месяц зимы. 24. Восьмой месяц в году.

Команда работает над кроссвордом. Выполнив задание, получив словопароль «Умение», капитан называет пароль учителю и получает ответ «Ценнейшее качество»и третий конверт с заданием №3. В третьем конверте текст: «Выполните задания. Ответы назовите своим классным руководителям и получите от них четвѐртый конверт» Задания 1. Длина стороны зеркала квадратной формы 10 дм. Скольким квадратным метрам будетравна площадь отражения лица царевны Несмеяны, если, когда она любуется собой, это отражение как раз занимает всю площадь зеркала?[4]2. Слова в фразе стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова переставлены местами. Например: «ПШЬОПЕШИС –ЙЮДЛЕШЕСАМЬШИН» –«ПОСПЕШИШЬ –ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ». Поставьте буквы на свои места, получите поговорку: «ИДНО АЗ ХЕВС, ВЕС АЗ ОГОДНО».3. Назвав ответ на задачу (1 м2) и пословицу «ОДИН ЗА ВСЕХ –ВСЕ ЗА ОДНОГО» капитаны получают от классных руководителей четвѐртыйконверт. В нѐм текст «Ребята, решите три задачи. Ответы к ним запишите в порядке возрастания. Замените цифры буквами. Вы должны получить словопароль, которое затем сказать завучу. В ответ вы услышите вторую часть пароля «В ЖИЗНИ НЕОБХОДИМЫ» и получите конверт № 5»[13].

Задачи. 1. Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять еѐзамуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей сказал, что у него 27360 сундуков, полных золота, и каждый год прибавляется ещѐпо 33 сундука. Василиса обещала выйти за Кощея тогда, когда у него будет 30000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте в день свадьбы? [10].2. Скорость стрелы, выпущенной из лука Ивана Царевича, 50 км/ч. Стрела долетела до Царевны Лягушки за 2ч.Скорость пешего Ивана Царевича 5 км/ч. За сколько часов Иван Царевич доберѐтся до своей невесты?3. Голодный и сытый слоны вместе съедают за 3 часа 210 кг травы. Сытый съедает 5 кг за 12 мин. Сколько травы съедает голодный слон за 1 час? [4]2 = Н; 8 = И; 4 = В; 0 = А; 5 = Ы; 9 = К. 5. Получив словопароль «НАВЫКИ» команда направляется в методическийкабинети,назвав пароль, получает ответ «В ЖИЗНИ НЕОБХОДИМЫ» и пятый конверт[11]. На листе,вложенном в пятый конверт,написано:«О, почтеннейшие! Поздравляю вас, вы в нескольких шагах от победы. Для того чтобы найти клад вам надо дойти до кабинета директора, повернуть направо, пройти до столовой,измерив это расстояние в метрах, повернув налево войти в обеденныйзал. Человеку, находящемуся там сказать пароль (расстояние от кабинета директора до столовой)и клад ваш!»

(От кабинета директора до столовой 10 метров. Клад спрятан в обеденном зале под 10 столом. Коробка оформлена в виде сундучка, а в ней находятся шоколадные монеты и леденцовые конфеты в прозрачной обертке) Ребята возвращаются туда, где начиналась игра и показывают своѐдомашнее задание (творческие номера). Рефлексия события.Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит рефлексию мероприятия. Команды отмечают на мишени на сколько полезно было участие в данном мероприятии. Чем ближе к центру, тем полезнее. Капитаны команд комментируют свои ответы.Подведение итогов, награждение победителей.Жюри подвело итоги, объявляет победителей. За I,II и IIIместо даются грамоты. Призы получают самый активный, самый сообразительный, самый внимательный игрок (по решению команд). Ведущий. Праздник заканчивать можно.Итоги все подведены. С математикой дружит несложноЕсли полюбишь еѐты.Все команды хором говорят: «Да здравствует математика –царица наук!»До встречи на новом математическом празднике. САЛЮТ(ввоздушные шарики насыпается конфетти).

Ссылки на источники1.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5–11 классы.–М.: Айриспресс, 2007.2.Иченская М.А. Отдыхаем с математикой (внеклассная работа в школе в 5–11 классах) Волгоград: Учитель,2008.3.Лепехина Т.А. Математическое ассорти (внеклассная работа в школе). Волгоград: Учитель,2009.4.Остер Григорий. Задачник по математике. М.: Росмэн.5.Щербаков Ю.В. Занимательная математика на уроках и во внеклассных мероприятиях 5–8 классы. М.: Глобус.6.Национальная образовательная программа «Интеллектуально–творческий потенциал России» проект «Интеллект –экспресс» «Загадки математики». Зима. 2, 3, 4 классы.http://www.future4you.ru7.http://www.5egena5.ru/zanimatelnayamatematika.html8.http://vremyazabav.ru/9.http://www.lineyka.inf.ua/zanym_math/zadachy_shutky/10.Социальная сеть работников образования nsportal.ru11.Горев П. М. Уроки развивающей математики в 5–6х классах средней школы // Концепт. –2012. –№ 10 (октябрь). –ART 12132.–URL: http://ekoncept.ru/2012/12132.htm.

12.Горев П. М., Утѐмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совѐнка: Учебное пособие. –Киров: Издво МЦИТО, 2015. –30 с.13.Горев П. М., Утѐмов В. В. Уроки развивающей математики. 5–6 классы: Задачи математического кружка: Учебное пособие. Киров: Издво МЦИТО, 2014. –207 с.