Занятие на тему «Математическое кафе»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чайко О. Я. Занятие на тему «Математическое кафе» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 21. – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45106.htm.
Аннотация. В статье автором приводится разработка внеклассного математического занятия «Математическое кафе» для учащихся начальных классов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чайко Ольга Яновна,учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 4, г. Новосибирскvelichaynd@mail.ru

Занятие на тему «Математическое кафе»

Аннотация. Встатье автором приводится разработка внеклассного математического занятия «Математическое кафе»для учащихся начальных классов.Ключевые слова:дополнительное образование, математика, начальная школа.

Цель занятия: способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения, взаимодействия в команде[4, 5]. Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)При встрече детей и приветствии педагог раздает цветные бейджики, таким образом, дети делятся на команды. Затем на бейджиках будет написано название математического кафе. Педагог: Здравствуйте, ребята! Разрешите представить вам нашего гостя фамилия, имя, отчество (знаменитогошефповара из Кулинарной академии). Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать –это древнейшая профессия. Как только пещерные людиприручили огонь и стали жарить мясо на костре, они быстро выяснили, у кого из соплеменников мамонт получается вкуснее и сочнее, и стали доверять эту важную миссию только ему. Так родился первый шефповар. Профессия повар, посвоему, уникальна: требует скрупулёзной точности, наличия творческой жилки, чтобы придумать оригинальный рецепт или изысканное украшение блюда. Обоняние и тонкие вкусовые ощущения помогут повару достичь высот в своей карьере. Так же, хороший повар должен быть внимателен, аккуратен, организован, должен иметь хорошую память.Повару необходимы знания о составе пищи и ее калорийности, хранении продуктов, о физиологии питания, правилах составления меню, технологии приготовления пищи и эксплуатации оборудования. Да и кушанье необходимо податькрасиво.Порой требуются и знания ресторанной экономики: грамотное оформление документов, вычисления и ценообразование, даже умение обращаться с кассовыми аппаратами.Педагог предлагает гостю продемонстрировать своиспособности и знания этикета. Гость: Пожалуйста! Мне нужно пять человек(предлагаю от каждой команды выйти ко мне по одному человеку).Оказывается,за столом можно показать свои эмоции по отношению к окружающей ситуации или даже высказать комплимент повару абсолютно без слов. Просто с помощью столовых приборов (тарелка, вилка, нож). Как это сделать?

Рис. 1.

Педагог: «Как вы уже догадались, у нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы создаем Математическое кафе. Объявляю сегодняшний день –Днем Математического кафе. В конце дня мысможем узнать, какое из пятисозданных сегодня кафе было лучшим». Гость (шефповар) принимает участие во всех этапах игры «Математическое кафе», раздает жетончики, выдает наглядный материал и т. д. В конце игры команда, набравшая больше жетончиков, награждается медалями «Лучший дегустатор»и «Лучший повар». Блок 2.Содержательная часть

Педагог: «Прежде, чем вы объявите об открытии вашего Математического кафе, вам необходимо: придумать названия своим кафе (как без этого?), выбрать администратора, вспомнить, кто такие дегустаторыи повара, чем они занимаются и, конечно же, составить перечень услуг своего математического кафе». (Работа в командах) Педагог: «Наши математические кафе готовык работе. Предлагаю администраторам рассказать о своих кафе». (Презентация своего кафе: название, ФИО администратора, кратко о деятельности кафе –3 минуты). Педагог: «Мы приглашаемвас вгостив наши необычные уютные кафе всех, кто любит математику. Как известнолюди приходят в кафе с целью подкрепиться, немножкопошутить и получить удовольствие от вкусной еды.Блюда, которые вы выберите, предстоит продегустировать, разгадать их секреты. Администраторыполучите заказ». Педагог выдает каждому администратору кафе лист бумаги со следующим текстом: Меню:Салат «Шутка»Солянка «Информационная»Плов «Шарада»Пицца из анаграммыМороженое сливочное с загадочным наполнителемКоктейльиз ребусов.Салат «Шутка» Дегустатор –это специалист, который знает всёо дегустируемом продукте: его состав, цвет и вкус, страну изготовления, срок годности, технологию производства. Чем больше вкусов и ароматов в «картотеке памяти» дегустатора, тем ценнее он как специалист.Больше того, он запоминает множество запахов, которые ему приходится перебирать во время одной дегустации, сравнивает их и может предложить варианты комбинации.

Вам предстоит примерить на себя образ умудренного опытом и практикой дегустатора.Конкурсразминка «Рассеянный математик»Наш рассеянный математик обязательно в любом слове делает по ошибке, превращая его в математический термин. Отгадайте по подсказкам слова, которые математик хотел написать и которые у него получились, если известно, что он добавлял, убирал или заменял в слове ровно по одной букве.1. Хотел написать название твердого горючего ископаемого, а получилось название плоской геометрической фигуры. (Уголь –угол).2. Хотел написать название комнатного цветущего растения, а получилась плоская часть поверхности геометрического тела.(Герань –грань).3. Хотел написать синоним слова «лучший товарищ», а получилась геометрическая фигура. (Друг –круг).4. Хотел написать вид ткани с ворсом, а получил знак математической операции. (Плюш –плюс).5. Хотел написать название химического элемента в головке спички, а получилась замкнутая поверхность, все точки которой равноудалены от центра. (Сера –сфера).6. Хотел написать авторитетного деятеля искусства, а получилась современная единица длины. (Мэтр –метр).Пицца из анаграммы.Приготовить классную пиццу по рецептам настоящих итальянских поваров –непростое дело.Итальянцы и любители итальянской кухни отлично разбираются в том, какой должна быть настоящая пицца, поэтому нужно тщательно продумать из чего она будет состоять и приступить к работе на кухне вместе с шефповаром.Лежу я на земле,

Прибита я к железу,

Но буквы переставь –В кастрюлю я полезу.(Ответ: «Шпала» –«лапша».)Со мною каша лучше станет,

Оближет пальчики едок.

Но буквы поменяй местами,

Япревращусь в древесный сок.(Ответ: «Масло» –«смола».)Я –трудягапароход,

По реке плыву я ловко.Но буквы переставь, тогда

Я измельчу в обед морковку.(Ответ: «Катер» –«терка».)Это карта мира,

Есть у вас в портфеле.

Это –угощенье,

В его составезелень.(Ответ: «Атлас» –«салат».)Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы –вмиг

Превращусь я и в аллею,

И в лужайки, и в цветник.(Ответ: «Карп» –«парк».)Гость ненадолго вышел из кабинета и возвратился: «Я только что услышал, на дне рождения мэра города, в центральном парке открыли точки обслуживания клиентов. Не ударьте лицом в грязь, ведь вам придется обслуживать клиентов не только сегодня, но и в будущем. Сделайте так, чтобы слава о вашем кафе, где вкусно готовят, хорошо кормят и вовремя обслуживают, распространилась по всем окрестностям.

Плов «Шарада»

Плов удивительно вкусное блюдо, наш шефповарпокажет, как правильно готовить Плов «Шараду», который значительно вкуснее, чем любой другой плов. Шефповаробладает хорошим кулинарным опытом и может легко и доступно все объяснить, вам главное воспользоваться его советами.

Из писка птиц –мой первый слог возьмите,Второй –с бараньей головы.Откройте печь и там найдитеТо, что не раз едали вы.(Ответ: «Пирог».)

Местоимение, предлог,Меж них –фамилия поэта,А целое –известный плод,Что зреет на исходе лета.(Ответ: «Яблоко».)

Первое –нота, второе –то же,А в целом –на горох похоже.(Ответ: «Фасоль».)

Если с З, то ткань из шелка,И воздушна и легка.З на К заменим только –Пей продукт из молока.(ЗЕФИР –КЕФИР)

Ятравянистое растениеС цветком сиреневого цвета,Но переставьте ударение И превращусь в конфету я. (Ирис –Ирис)Блок 3. Психологическая разгрузка Педагог: В жарувсегда приятно спрятаться от палящего солнца и отдохнуть за стаканчиком вкусного освежающего сока, именно поэтому кафе на свежем воздухетак популярны. Вам предстоит поработать взаведении под открытым небом. Работа будет нелёгкой, ведь нужно успеть выполнить заказывсех посетителейкафе,в противном случае они уйдут с плохим настроением и неприятным впечатлением о заведении в целом.На рисунке представлен стол с разложенными на нём хаотично конфетами. Тремя прямыми линиями разделите конфеты на пять групп, в каждой из которых должно быть по шесть разных типов конфет.

Рис. 2.

Релаксация «Солянка «Информационная».Вдохновившись работами итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо(если говорить о тех мастерах, чьи картины не стареют,среди них нельзя не упомянуть оДжузеппе Арчимбольдо. Картины этого итальянского художника могут быть восприняты как работы нашего современника. Еще в XVI веке он снискал себе славу одного из самых загадочных и своеобразных художников своего времени. Дажесейчас его работы удивляют неповторимостью авторского замысла и авангардной дерзостью воплощения. Ни специалистам, ни широкой публике по сей день не довелось окончательно разгадать тайну его живописи),Клаус Энрике Джердес, фотограф из НьюЙорка, создал серию портретов, изготовленных из овощей, фруктов и цветов.





Рис. 3.Оригами из салфетокЭстетично и оригинально украшенный стол поднимает настроение и аппетит, настраивая на торжественный лад. Устраивая званый обед или праздничный семейный ужин не лишним будет знать, как красиво сложить салфетки, ведь именно аккуратно и с фантазией сложенные салфетки могут придать сервировке стола особый шарм и очарование. Лучшее решение, которое превосходно впишется в любой формат, –универсальные белые салфетки. Всего несколько несложных волшебных манипуляций способны сотворить маленькое чудо, сделав ваш стол неповторимым и незабываемым. Ну что ж, попробуем освоить парочку интересных «трюков».

Рис. 4.После окончания релаксации, педагог предлагает детям рассказать о своих ощущениях. Блок 4. Головоломка «Десерт» Педагог: Приготовьтевкусное блюдо иобслужите посетителей–детей. А они капризны в выборе еды и не любят долго ждать. Вампредстоит обслуживать сразу несколько посетителей, поэтому работать придется быстро. Но качество не должно страдать, иначе половину блюд можно будет выбросить. (Пока шла релаксация педагог разложил на столы команд конверты с заданиями). К чаю был куплен вкусный торт с красивыми розочками. По трём прямым линиям его разрезали на 7 частей. На каждой части при этом оказалось по одной розочке.

Рис. 5.Коктейльиз ребусов.Что может быть полезнее и вкуснее, чем настоящий фруктовый коктейль? Приготовление несложное, а эффект потрясающий. Выбирай заказанные ингредиенты, клади все это в пустой стакан, перемешивай и неси клиенту. Все. Самый простой коктейль готов.

клюкваабрикоскислицаголубикакизилмалиначеремухалимонРис. 6.

Мороженое сливочное с загадочным наполнителемПриходилосьвамкогдалибо готовить десерты из мороженного? Если нет, тогда милости просим. Здесь васнаучат. Работа поварамороженщика не представляет собой ничего сложного. Есть креманки, есть мороженное, есть различные наполнители и сиропы. Вашазадача –готовить десерты согласно полученному списку.Конкурс «Блицопрос»По данным определениям отгадайте математический термин или понятие, которое является многозначным словом. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим.1.Контрольная, арабская, римская… (цифра).2.Несгораемая, кругленькая, крупная, денежная, полученная … (сумма).3.Красная, центральная, главная, торговая, городская, общая, жилая, найденная… (площадь).4.Деревянная, металлическая, пластмассовая, косая, школьная, торжественная, логарифмическая… (линейка).5.Медвежий, красный, свой, тихий, тупой, острый, прямой, внешний, внутренний, развёрнутый… (угол).6.Боевая, научная, сложная, простая, заковыристая, шахматная, арифметическая, геометрическая, олимпиадная… (задача).7.Известное, художественное, литературное,музыкальное, полученное… (произведение).8.Свинцовая, барабанная, правильная, обыкновенная, десятичная… (дробь).Счет за ужинБлиже к вечеру во всех кафе города собирается масса людей. После ужина, клиент готов расплатиться по счёту и будет ждать чек. Не забывайте о выручке.Тогда кафестанет прибыльным и продолжит свою работу или закроется изза банкротства. Всёв ваших руках! Имеется 3 монеты одного достоинства, причем одна из них фальшивая и она же легче других монет. Как с помощью одного взвешивания на чашечных весах найти эту монету?Ответ.Нужно положить по одной монете на каждую из двух чашек весов, если по весу монеты равны, то третья монета фальшивая. Если из двух взвешиваемых монет одна легче, то именно эта монета фальшивая.

В школьной столовой 3 пирожка и 1 стакан чая стоят столько же, сколько 7 стаканов чая. Стакан чая стоит 2 рубля. Сколько стоит пирожок?Ответ. 4 рубля.УТани естьнесколько монет по 2 рубля и по 5 рублей. Как она может оплатить без сдачи покупку стоимостью 13 рублей?Ответ.1 монета –5 рублей и 4 монеты –по 2 рубля.

Рис. 7.Найди 10 отличий «Торт»

Рис. 8.

Блок 5. Резюме Педагог: «Рабочий день дегустаторови поваровподошёл к концу. Математические кафе закрываются. Вы все очень хорошо работали, но, тем не менее, необходимо подвести итоги дня и наградить лучших поваров и дегустаторов. Вспомните, как вы работали в Математических кафе, чем занимались, и ответьте на вопросы «Что понравилось?» и «Что не понравилось?» вам сегодня. Педагог: «Назовите, какие блюда вам запомнились? Что вы хотели бы сделать подругому? Какиеблюдахотели быповторитьпо рецептуещёраз?» (Награждение медалями лучших дегустаторови поваров. По договорённости награждают или всю команду, или из каждой команды лучших). «А теперь опустите в коробочку грустного повара или весёлогоповара, как вы оцениваете работу наших математических кафе?»

Ссылки на источники1.Бернадских Татьяна Анатольевна,педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ» СП «Дом пионеров и школьников «Кудесник» г. Сосногорска Республики Коми.Выявление и развитие творческих способностей детей в Клубе общения и творчества.2.Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.В. Волина. –М.: Просвещение, 1991.3.Калинина А.Б., Кац Е. М., Тилипман А.М. Математика в твоих руках: начальная школа. –2е изд., испр. –М.: ВАКО, 2013.4.Горев П. М. Приобщение к математическому творчеству: Дополнительное математическое образование: Монография. –Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. –156 с. 5.Горев П. М. Совершенствование системы дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. –2014. –№ 11 (ноябрь). –ART 14298. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14298.htm.