Математический кружок в начальной школе
Выпуск:
ART 45105
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Халитова
Л.
Н. Математический кружок в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 21. – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45105.htm.
Аннотация. В статье представлена разработка занятия математического кружка «В мире чисел» в третьем классе по теме «Многозначные числа». Занятие рассчитано на 1 час. В содержании подобраны разнообразные задания по данной теме. Для наиболее эффективного проведения занятия необходимо использовать физическую карту мира и презентацию.
Ключевые слова:
математический кружок, логическое мышление, сплочение классного коллектива, рекорды земли
Текст статьи
Халитова Лариса Наилевна,учитель начальных классов МБОУ Гимназии № 39,г. УфаHalitova.l@yandex.ru
Математический кружок в начальной школе
Аннотация. В статье представлена разработка занятия математического кружка «В мире чисел» в третьем классе по теме «Многозначные числа». Занятие рассчитано на 1 час. В содержании подобраны разнообразные задания по данной теме. Для наиболее эффективного проведения занятия необходимо использовать физическую карту мира и презентацию.Ключевые слова: математический кружок, сплочение классного коллектива, рекорды Земли, логическое мышление.
Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. В нашей гимназии в течениетрѐх лет работает математический кружок «В мире чисел». Его посещают учащиеся, которых интересует математика. Работа в кружке позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на любом этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляетинтерес детей к познавательной деятельности, способствуетразвитию мыслительных операций[10,11]. Не менее важным факторомреализации работы в кружке являетсяи стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, исовершенствовать навыкиаргументации собственной позиции.Содержание занятий в кружкепредставляетсобой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета математики. Занятияданного курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,умелому использованию символики, правильному применениютерминов.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основываются налюбознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.Данная практика поможет имуспешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и конкурсах.Все вопросы и задания стараемсяпроводитьна занятии. Для эффективности работыжелательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим обсуждением полученныхрезультатов[12].
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальнобытовой и профессиональнотрудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляетинтерес детей к познавательной деятельности, способствуетразвитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программамдополнительного образованияв соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС) [1].Цель кружковой работы расширить объѐм знанийи умений, развивать внимание, мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать; учить приѐмам исследовательской и творческой деятельности[13].Актуальность кружка определена рядом факторов практическогохарактера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и занятость ученика во внеурочное время.Главными достижениями работы математического кружкабудут являться:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала;
развитие познавательных действий и операций, начиная с действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и заканчиваяоперированием логического и творческого мышления;
развитиеумения применять знания на практике, перенос своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.Основными методамидиагностики планируемых результатов избраны: дидактические игры с элементами поиска и творчества, мозговые атаки, математические фокусы, решение задач на смекалку, конструирование с геометрическими фигурами, участие в олимпиадах. Формамиконтроля получаемых результатов являются: самостоятельная и коллективная работа в кружке, проверка теоретического материала методом опроса,бесед, проведение олимпиад (в конце каждого учебного года). Контроль проводится в ходе самих занятий через систему специальных заданий, которые дети не воспринимают как контрольные.
Темазанятия: Многозначные числа.Цель: формировать умение записывать многозначные числа и представлять их в виде суммы разрядных слагаемых; закреплять умения решать задачи; продолжить работу над формированием вычислительных навыков, развитие логического мышления, умения работать в паре, группе.Ход занятия1.Постановка темы. Разминка.1)Хищной рыбы нет зубастей, всех прожорливей, опасней …(акула).2)Дом для рыбок на столе ….(аквариум).3)Когда ты идѐшь пешком, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? …(пассажир).4)Как называется остров, на котором жил князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина? …(Буян).5)Летели 3 страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось?.. (страусы не летают).6)И дорожная разметка, и название животного ….(зебра).7)Назови одним словом: Тихий, Атлантический, Индийский, СеверныйЛедовитый …(океаны).Сегодня мы будем говорить об очень больших числах.А сформулировать тему вы будете должны сами(работа в группе).
Рис. 1.
У детей получилась фраза «Рекордсмены планеты Земля: Нил, Тихий океан, Гималаи»Кого можно назвать рекордсменом? О чѐм говорят эти названия? Давайте найдѐм их на карте.2.Письменная нумерация.С помощью таблицыклассов и разрядов дети записывают многозначные числа.По ходу работы выясняются знания детей. Учитель дополняет их необходимыми фактами.1)Самое старое и глубокое озеро в мире Байкал. Егоназывают «голубое око Сибири». Появилось это озеро 25 млн. лет назад. Если бы вся питьевая вода в мире подошла к концу, байкальская вода утоляла бы жажду всего населения Земли в течение40 лет.1637м наибольшая глубина озера. Представьте в виде суммыразрядных слагаемых[2].2)Самая длинная река Южной Америки Амазонка 6570м [3].3)Сколько воды на Земле? Почти половина всей воды приходится на Тихий океан, недаром он у нас является рекордсменом. В этом океане есть самая глубокая точка Земли Марианская впадина 11022м[3].4)Как вы думаете, побывал ли человек на этой глубине? В 1960 г американцы в батискафе «Триест» опустились на глубину 10 924м[4].5)В Евразии находится самое большое озеро Каспийское море. Его площадь 371000кв.км[4,5].6)Самый большойостров наЗемле Гренландия. Его площадь2 175598кв.км[5].3.Как вы думаете, а в мире животных могут быть рекордсмены?1)Белая акула самый опасный хищник моря. За 7 секунд она проплывает 105 м. За какое время она преодолеет 300 м, если будет двигаться с одинаковой скоростью?[6]2)Самые крупные китовые акулы достигают в длину до 2000 м. Но есть и акулы карлики. Они в 100 раз меньше. Какова их длина? А их вес в 5 раз меньше 1000 г. Сколько они весят?[6]4.Сосчитай бабочек. Всего на Земле200000видов бабочек. Самые большие бабочкипарусники живут в Новой Гвинее, имеют размах крыльев более 280 мм, а массу около 25 г, а самые маленькиеобитают на Мадагаскаре, в Африке, Австралии, имеют длину крыла 6 мм[7,8].
Рис. 2.
5.Догадайся, какая птица здесь спряталась и почему она появилась на нашем занятии.(Страус)
Высота самцов может достигать 2 м 74 см. Это самая быстрая нелетающая птица, может развивать скорость до 72 км/ч. Длина яйца около 1520 см, а вес может достигать более 1,5 кг (что соответствует24 куриным яйцам). Хотя толщина скорлупы всего 1,5 мм, оно может выдержать вес человека[8,9].
Рис. 3.
6.Задание на логику.Даны цифры042791Нужно составить самое большое и самое маленькое шестизначные числа.7.Подведение итога занятия.Что понравилось на занятии?Что нового мы узнали? Чему научились?
Ссылки на источники1.Стандарты второго поколения Примерная основная образовательнаяпрограмма образовательного учреждения,начальнаяшкола, Москва:Просвещение,2012.2.www.baikalov.ru/about/blog/318/3.http://mygeography.ru/article/RekordyEarth4.Большая книга рекордов для детей, Москва:Астрель АСТ,2001176 с.5.Л.В.Калинина, Ю.В.Шуйская Большая книга интересных фактов, Москва:ЭКСМО,2010199 с.6.Е.Б.Чутчева Занимательные задачи по математике для младших школьников,Москва:Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС,1996 143 с.7.pets.kiev.ua›guinnes/flyincekt.html8.О.А.Холодова.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей5е изд., перераб.М.: Росткнига,2008.9.lib.rin.ru›doc/i/6990p74.html10.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006.19 с.11.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 158 с.12.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологопедагогические науки». 2006. № 5. С. 160163.13.Горев П. М., Утѐмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совѐнка: Учебное пособие. Киров: Издво МЦИТО, 2015. 30 с.
Математический кружок в начальной школе
Аннотация. В статье представлена разработка занятия математического кружка «В мире чисел» в третьем классе по теме «Многозначные числа». Занятие рассчитано на 1 час. В содержании подобраны разнообразные задания по данной теме. Для наиболее эффективного проведения занятия необходимо использовать физическую карту мира и презентацию.Ключевые слова: математический кружок, сплочение классного коллектива, рекорды Земли, логическое мышление.
Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. В нашей гимназии в течениетрѐх лет работает математический кружок «В мире чисел». Его посещают учащиеся, которых интересует математика. Работа в кружке позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на любом этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляетинтерес детей к познавательной деятельности, способствуетразвитию мыслительных операций[10,11]. Не менее важным факторомреализации работы в кружке являетсяи стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, исовершенствовать навыкиаргументации собственной позиции.Содержание занятий в кружкепредставляетсобой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета математики. Занятияданного курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,умелому использованию символики, правильному применениютерминов.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основываются налюбознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.Данная практика поможет имуспешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и конкурсах.Все вопросы и задания стараемсяпроводитьна занятии. Для эффективности работыжелательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим обсуждением полученныхрезультатов[12].
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальнобытовой и профессиональнотрудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляетинтерес детей к познавательной деятельности, способствуетразвитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программамдополнительного образованияв соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС) [1].Цель кружковой работы расширить объѐм знанийи умений, развивать внимание, мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать; учить приѐмам исследовательской и творческой деятельности[13].Актуальность кружка определена рядом факторов практическогохарактера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и занятость ученика во внеурочное время.Главными достижениями работы математического кружкабудут являться:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала;
развитие познавательных действий и операций, начиная с действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и заканчиваяоперированием логического и творческого мышления;
развитиеумения применять знания на практике, перенос своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.Основными методамидиагностики планируемых результатов избраны: дидактические игры с элементами поиска и творчества, мозговые атаки, математические фокусы, решение задач на смекалку, конструирование с геометрическими фигурами, участие в олимпиадах. Формамиконтроля получаемых результатов являются: самостоятельная и коллективная работа в кружке, проверка теоретического материала методом опроса,бесед, проведение олимпиад (в конце каждого учебного года). Контроль проводится в ходе самих занятий через систему специальных заданий, которые дети не воспринимают как контрольные.
Темазанятия: Многозначные числа.Цель: формировать умение записывать многозначные числа и представлять их в виде суммы разрядных слагаемых; закреплять умения решать задачи; продолжить работу над формированием вычислительных навыков, развитие логического мышления, умения работать в паре, группе.Ход занятия1.Постановка темы. Разминка.1)Хищной рыбы нет зубастей, всех прожорливей, опасней …(акула).2)Дом для рыбок на столе ….(аквариум).3)Когда ты идѐшь пешком, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? …(пассажир).4)Как называется остров, на котором жил князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина? …(Буян).5)Летели 3 страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось?.. (страусы не летают).6)И дорожная разметка, и название животного ….(зебра).7)Назови одним словом: Тихий, Атлантический, Индийский, СеверныйЛедовитый …(океаны).Сегодня мы будем говорить об очень больших числах.А сформулировать тему вы будете должны сами(работа в группе).
Рис. 1.
У детей получилась фраза «Рекордсмены планеты Земля: Нил, Тихий океан, Гималаи»Кого можно назвать рекордсменом? О чѐм говорят эти названия? Давайте найдѐм их на карте.2.Письменная нумерация.С помощью таблицыклассов и разрядов дети записывают многозначные числа.По ходу работы выясняются знания детей. Учитель дополняет их необходимыми фактами.1)Самое старое и глубокое озеро в мире Байкал. Егоназывают «голубое око Сибири». Появилось это озеро 25 млн. лет назад. Если бы вся питьевая вода в мире подошла к концу, байкальская вода утоляла бы жажду всего населения Земли в течение40 лет.1637м наибольшая глубина озера. Представьте в виде суммыразрядных слагаемых[2].2)Самая длинная река Южной Америки Амазонка 6570м [3].3)Сколько воды на Земле? Почти половина всей воды приходится на Тихий океан, недаром он у нас является рекордсменом. В этом океане есть самая глубокая точка Земли Марианская впадина 11022м[3].4)Как вы думаете, побывал ли человек на этой глубине? В 1960 г американцы в батискафе «Триест» опустились на глубину 10 924м[4].5)В Евразии находится самое большое озеро Каспийское море. Его площадь 371000кв.км[4,5].6)Самый большойостров наЗемле Гренландия. Его площадь2 175598кв.км[5].3.Как вы думаете, а в мире животных могут быть рекордсмены?1)Белая акула самый опасный хищник моря. За 7 секунд она проплывает 105 м. За какое время она преодолеет 300 м, если будет двигаться с одинаковой скоростью?[6]2)Самые крупные китовые акулы достигают в длину до 2000 м. Но есть и акулы карлики. Они в 100 раз меньше. Какова их длина? А их вес в 5 раз меньше 1000 г. Сколько они весят?[6]4.Сосчитай бабочек. Всего на Земле200000видов бабочек. Самые большие бабочкипарусники живут в Новой Гвинее, имеют размах крыльев более 280 мм, а массу около 25 г, а самые маленькиеобитают на Мадагаскаре, в Африке, Австралии, имеют длину крыла 6 мм[7,8].
Рис. 2.
5.Догадайся, какая птица здесь спряталась и почему она появилась на нашем занятии.(Страус)
Высота самцов может достигать 2 м 74 см. Это самая быстрая нелетающая птица, может развивать скорость до 72 км/ч. Длина яйца около 1520 см, а вес может достигать более 1,5 кг (что соответствует24 куриным яйцам). Хотя толщина скорлупы всего 1,5 мм, оно может выдержать вес человека[8,9].
Рис. 3.
6.Задание на логику.Даны цифры042791Нужно составить самое большое и самое маленькое шестизначные числа.7.Подведение итога занятия.Что понравилось на занятии?Что нового мы узнали? Чему научились?
Ссылки на источники1.Стандарты второго поколения Примерная основная образовательнаяпрограмма образовательного учреждения,начальнаяшкола, Москва:Просвещение,2012.2.www.baikalov.ru/about/blog/318/3.http://mygeography.ru/article/RekordyEarth4.Большая книга рекордов для детей, Москва:Астрель АСТ,2001176 с.5.Л.В.Калинина, Ю.В.Шуйская Большая книга интересных фактов, Москва:ЭКСМО,2010199 с.6.Е.Б.Чутчева Занимательные задачи по математике для младших школьников,Москва:Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС,1996 143 с.7.pets.kiev.ua›guinnes/flyincekt.html8.О.А.Холодова.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей5е изд., перераб.М.: Росткнига,2008.9.lib.rin.ru›doc/i/6990p74.html10.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006.19 с.11.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 158 с.12.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологопедагогические науки». 2006. № 5. С. 160163.13.Горев П. М., Утѐмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совѐнка: Учебное пособие. Киров: Издво МЦИТО, 2015. 30 с.